Эффективный современный урок. Педсовет "современный урок как основа эффективного и качественного образования"

Сценарий педагогического совета

«Современный урок = эффективный урок»

Ужегова Светлана Валерьевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №7» г.Лысьва Пермский край

Цель: осмыслить понятия «современный урок « и «эффективный урок» применительно к собственной педагогической деятельности

Задачи:

    Определить критерии эффективного урока

    Определить цели, результаты, технологии, методы и приемы эффективного урока

    Проанализировать с позиции современных требований и эффективности урока свою педагогическую деятельность

Форма: интерактивный семинар в рамках ТРКМЧП

Стадия вызова

Итак, наш педагогический совет посвящен уроку, и выбор этой темы не является случайным. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии, но урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок определяет лицо школы, является ее «визитной карточкой».

За период своей педагогической деятельности учитель дает более 25 тысяч уроков, каждый ученик за время своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.

Все остальное (кружки, факультативы, секции, инд занятия) играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая то, что закладывается в уроке. Именно поэтому урок должен не только вооружать учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но и вызывать у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировать их творческое сознание.

Любой урок - это потенциал для решения новых задач нового урока.

Каким же должен он быть – урок, чтобы по возможности в полной мере реализовать все свои функции?

Беспристрастная и все знающая статистика свидетельствует о том, что в настоящее время более 60% учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций, а иногда и просто нежеланием что-то менять в комфортном, любовно созданном для себя мире.

Но так ли уж плох традиционный урок, на котором обучалось и воспитывалось не одно поколение выпускников – в том числе талантливых, успешных и счастливых людей, с точки зрения эффективности? Полностью ли он исчерпал свой потенциал или вполне может решать задачи, стоящие перед современным образованием и обществом в целом? Может, зря школьная администрация «тормошит» учителя и требует от него современных подходов?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Интеллектуальная разминка «+ и – традиционного урока с позиции эффективности» - 7 минут (2 ряда, работа в парах-тройках – найти аргументы )

Подведение итогов: примерно одинаковое количество аргументов, и это вполне ожидаемый результат: традиционное – это не значит плохое и неэффективное,

НО общество диктует нам свои условия, и известное высказывание В.И.Ленина «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», многократно доказавшая свою состоятельность и правоту, в полной мере относится и к школе как одному из значимых социальных институтов.

Предлагаем вам познакомиться с точкой зрения на урок и ожиданиями от учителей наших учащихся – тех, ради кого мы здесь, собственно, и находимся. При подготовке к педсовету мы провели анкетирование среди учащихся старших классов нашей школы.

Результаты анкетирования

Как видим, наши дети, приходя в школу, рассчитывают и хотят получить нечто другое, чем «традиционный урок» и «традиционный учитель». И это не только их право и не столько их прихоть, а требование современного социума.

И, наконец, анализ ситуации по поводу эффективности и современности урока глазами администрации (справка по результатам ВШК ).

Это обобщенная информация за период времени, достаточный для объективной оценки.

При этом мы, конечно, прекрасно знаем и помним о так называемом минимальном пороге «30% сотрудников, готовых к изменениям», при котором УЖЕ возможно развитие системы. Но поверьте, уважаемые коллеги, анализ посещенных уроков показал, что у нас ЕЩЕ есть к чему стремиться.

Стадия осмысления

    Групповая работа «Составляющие современного урока» (см.приложение).

Задача: КРИТИЧЕСКИ осмыслить информацию, вычленить главное , существенное и в любой графической форме (кластер, таблица, схема, диаграмма, список и т.п.) в виде слайда презентации или текстового документа представить своим коллегам.

    Представление результатов работы групп.

Стадия рефлексии

Групповая игра-ассоциация «Формула современного урока» : подобрать слова к словосочетанию «современный эффективный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».

Результаты работы групп размещаются на общем стенде в учительской.

Приложение 1.

Группа №1

Что такое «эффективность»? Критерии эффективного урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Критерии:

    Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

    Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

    Мотивация познавательной деятельности на уроке.

    Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

6. Достижение целей урока.

«Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Эффективность:

    конкретность поставленной цели и задачи

    заинтересованность учителя и ученика

    результативность

    качество материала

    формирование умения и навыков

    разнообразие методов

    эмоциональная подача материала

    индивидуальная работа

    выбор типа урока

    прогнозирование результата урока

    учебные возможности ученика

    мастерство

    умение общаться

    доступность

    активная работа учащихся

    результаты

    самостоятельность учащихся

    творчество

    ТСО и ИКТ

    современные технологии

    сотрудничество

    эмоциональная атмосфера

    насыщенность урока, моторная плотность урока

    цель: умение поставить и добиться её на практике; цель – результат

    обратная связь

    работа

    наибольший результат

    наименьшие «затраты»

    педагогическая находка учителя

    умение дать – умение взять

    заинтересованность, доступность

    личность учителя

    взаимодействие учителя и ученика

    умение мыслить

    сотрудничество учителя и ученика

    стиль общения

    достижение целей

    толчок к поиску

    польза.

Группа №2

От чего зависит эффективность урока. Подготовка учителя к уроку.

    Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

    • четко определить и сформулировать для себя его тему;

      определить место темы в учебном курсе;

      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

      Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

    узнавание нового материала;

    воспроизведение;

    применение знаний в новой ситуации;

    применение знаний в незнакомой ситуации;

    творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

    задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

    задания, способствующие осмыслению материала учеником;

    задания, способствующие закреплению материала учеником.

Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

    Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

    Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

    • что контролировать;

      как контролировать;

      как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

    Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Группа № 3

Цели урока и что такое результат эффективного урока?

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока.

Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

Цель образовательная – «что?»

Цель развивающая, деятельностная – «как?»

Цель должна быть конкретной, реальной, диагностируемой (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников.

Каждый этап урока может иметь свою цель.

При постановке целей следует обращать внимание на следующее:

    проблемность материала

    принятие ее учащимися

    воздействие на эмоции и чувства

    стиль общения

    применение учащимися знаний на практике

    развитие способностей учащихся

    содержание материала

    интеллектуальные способности учащихся

    совокупность решений множества задач

    ожидание результата.

Результат – это:

Конечный продукт

Достижение целей

Выполнение поставленных задач

Использование знаний в новых ситуациях

Использование знаний в жизни

Содержание урока – это ступенька к результату

Правильный подбор методов и приёмов – это результат

Качество знаний и умений

Саморазвитие, самообучение, самообразование.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя.

От чего именно?

а) знания предмета б) культуры общения в) любви к детям г) технологической и методической компетентности учителя д) принятия учащимися целей урока е) направленности урока на конкретный, значимый для ребенка результат ж) многообразия видов деятельности и дидактических средств.

Группа № 4

Современные образовательные технологии.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Дифференцированное обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

ТРКМЧП

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Стимулирование самосточтельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Группа № 5

Методы и приемы, способствующие проведению эффективного урока.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Классификация методов – это их разделение на группы на том или ином основании. По источнику знаний выделяют словесные, наглядные, практические МО.

Словесные методы направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи уч-ся.

Наглядные МО ориентированы на формирование наглядно-образного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы уч-ся.

Практические МО направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления уч-ся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.

В группе словесных методов выделяют следующие:

    объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия. Термины, устанавливаются причинно- следственные связи и зависимости, раскрывается логическая природа того или иного явления;

    рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер;

    работа с печатным источником информации – это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

    описание – вид устного изложения, в котором даётся последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений;

    рассуждение – вид устного изложения, в котором даётся последовательное развитие положений, доказательств, подводящих уч-ся к выводам;

    беседа – это форма овладения уч-ся информацией в вопросно-ответном рассуждении.

В диалоговом общении. Различают несколько видов бесед: катехизическая (предполагает в ответах уч-ся репродуктивную деятельность) и эвристическая (продуктивная, творческая деятельность).

Основными признаками эвристической беседы являются:

1) уч-ся осознают целевые установки беседы;

2) уч-ся ориентированы на самостоятельные выводы;

3) в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы.

В группе наглядных методов обучения выделяют: демонстрацию, показ образца, иллюстрацию.

В группе практических МО выделяют:

    наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

    опыт – самостоятельно выполняемая уч-ся работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с оборудованием;

    лабораторную работу, упражнения и др.

По основанию «степень познавательной активности уч-ся» выделяют следующие методы обучения:

    объяснительно-иллюстративные – методы, которые отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том. Что учитель сообщает готовую информацию разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; уч-ся же воспринимают, осмысливают и дополняют её. А при необходимости воспроизводят полученные знания;

    репродуктивные – способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу;

    методы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала рассчитаны на вовлечение уч-ся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а уч-ся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития уч-ся при обучении;

    частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки уч-ся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

Приемы развития интеллекта учащихся

    эвристическая беседа

    проблемное изложение учителя

    исследовательская работа

    рассказ

    объяснение

    схемы

    опорные таблицы

    заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу

    сравнения и сопоставления сравнительного анализа двух фрагментов текста.

    диалоговое общение

    моделирование

    защита своего мнения

    формулирование вопросов

    рецензирование

    задания-максимумы

    метод свободного выбора

    ученики в роли учителя

    обучение действием

    обсуждение в группах

    ролевая игра

    дискуссия

    семинар

    ученик как исследователь

    дебаты

    мозговой штурм

    межпредметные сравнения

    проблемные ситуации, вопросы

    практическая работа

    эксперимент

    опыты

    системно-структурный анализ

    проекты

    презентации.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Педсовет “ Современный урок - как основа эффективного и качественного образования»
  • Петрова Ольга Анатольевна
  • заместитель директора по УВР
  • МБОУ СОШ №5 г.Татарска
План проведения педсовета
  • «А урок остается!» (Выступление зам.директора по УВР).
  • Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся»).
  • Использование ИКТ технологий в образовательном процессе (мастер-класс учителя русского языка и литературы Зембицкой В.П.)
  • Деловая игра «Ассоциация» .
  • Анкета « Стиль преподавания» .
  • Критерии эффективности современного урока.
  • Подведение итогов педсовета.
  • Решение педсовета.
Цель:
  • осознание основных критериев современного урока;
  • повышение интереса педагогов к современным технологиям;
  • осознание необходимости повышения уровня самообразования.
  • « Урок – это зеркало общей и
  • педагогической культуры учителя,
  • мерило его интеллектуального богатства,
  • показатель его кругозора, эрудиции»
  • В.А. Сухомлинский
Как учить результативно?
  • Чему учить?
  • Зачем учить?
  • Как учить?
Технология
  • это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
  • это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
  • Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»
«Педагогическая технология»
  • В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
  • В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
  • ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
Технологии
  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • игровые технологии;
  • дифференцированный подход к обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • исследовательские методы в обучении;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие технологии.
Что значит - современный?
  • Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Откуда пошло слово – урок?
  • (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.
Термины
  • Дидактогения – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающееся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими.
  • Школофобия - боязнь учащимся посещения школы, не имеющая под собой разумного объяснения.
Анализ состояния здоровья обучающихся школы
  • Глазная патология-42/20%
  • Санация полости рта-37/17,6%
  • Лор-органы-10/4,8%
  • Ожирение-7/3,3%
  • Плоскостопие-6/3%
  • Нарушение осанки, хирургическая и неврологическая патологии-5/2,3%
  • Патология эндокринной системы-4/2%
  • Сколиоз, сердечно-сосудистая патология, органов ЖКТ, кожные заболевания-1/0,5%
Виктимизация
  • превращение человека в жертву объективных условий жизни. Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь, неявно развивается и на уроке.
  • плюсы
  • минусы
  • Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
  • Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
  • Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.
  • Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
Плюсы и минусы традиционного урока
  • На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
  • Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».
  • Позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.
  • Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
  • Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
  • Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
Плюсы и минусы традиционного урока
  • Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
  • При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
Традиционный урок
  • основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
  • это известные ученые и менее известные учителя- практики.
  • это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
Так может и не стоит ничего менять?
  • Мудрость:
  • очень умный человек учится на ошибках других,
  • просто умный – на своих,
  • а дурак не учится ни на чьих.
Игра «Ассоциация»
  • «Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление.
  • «Комфорт» –это обстановка,. обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Игра «Ассоциация»
Анкета « Стиль преподавания»
  • 1.Если класс не приведен в порядок:
  • 1)моя реакция зависит от ситуации,
  • 2) я не обращаю на это внимание,
  • 3) не могу начать урок.
  • 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте:
  • 1) в зависимости от ситуации, 2) нет, 3) да.
  • 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:
  • 1) предлагает простор для творчества,
  • 2)Не вмешивается в мою работу,
  • 3)Дает четкие указания.
  • 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:
  • 1) в зависимости от ситуации, 2) предпочитаю импровизацию,3) всегда.
  • 5 . Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне:
  • 1) предпочитаю выяснить отношения,2) игнорирую этот факт, 3) плачу ему той же монетой.
  • 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять:
  • 1) я пытаюсь принять его точку зрения,2) перевожу разговор на другую тему,
  • 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
  • 7.По- моему,в школьном коллективе важнее всего:
  • работать творчески,2) отсутствие конфликтов,3) трудовая дисциплина.
  • 8 .Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:
  • 1) нет, это недопустимо, 2) затрудняюсь ответить, 3) если ученик этого заслуживает.
  • 9. Непредвиденные ситуации на уроках:
  • 1) можно эффективно использовать, 2) лучше игнорировать, 3) только мешают учебному процессу.
  • 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией:
  • 1) нет, 2) когда как, 3) не знаю.
  • Хоть выйди ты не в белый свет,
  • А в поле за околицей, -
  • Пока идешь за кем-то вслед,
  • Дорога не запомнится.
  • Зато, куда б ты ни попал
  • И по какой распутице,
  • Дорога та, что сам искал,
  • Вовек не позабудется.
  • (Н.Рыленков)
Рефлексия
  • На листе бумаги обведите свою ладошку.
  • Большой –для меня это важно и интересно …
  • Указательный - я получил конкретные рекомендации…
  • Средний- мне было трудно (не понравилось)…
  • Безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец- для меня было недостаточно…
Решение педсовета
  • В целях обеспечения соответствия образовательной деятельности меняющимся требованиям общества к качеству образования педагогам школы продолжить работу по внедрению в образовательный процесс современных технологий, отвечающих требованиям новых государственных стандартов.
  • Систематизировать опыт учителей школы с целью создания банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов личностно-ориентированного обучения.
  • Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках декад методического мастерства, методических объединений, педсоветов, семинаров.
  • На заседании МО необходимо:
  • а) В условиях информатизации образовательного процесса проанализировать работу педагогов по использованию информационно-компьютерных технологий. б) Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения педагогического опыта по использованию педагогических технологий.
Литература
  • 1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.
  • Современный урок. Часть III. Проблемные уроки: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288с.
  • 2. Компетентность педагогов - страховка от профессионального застоя.
  • И. Щербо, директор школы № 1071 г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации,
  • Журнал «Директор школы», № 2, 2003
  • 3. Материалы Интернет с сайтов «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей».
  • http://fonwall.ru/user-content/uploads/wall/mid/52/snejinki_fon_zastavka_paporotnik_vetka_15.jpg
  • http://img01.chitalnya.ru/upload2/300/276616368908435104.gif
  • http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=215078963-53-72&n=21
  • автор шаблона: Салагаева Любовь Михайловна
  • учитель ГБСКОУ № 613
  • г.Санкт-Петербург
  • Интернет-ресурсы:

Современный урок -- как основа эффективного и качественного образования.

« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
А где как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Повышение качества образования – одна из основных задач модернизации российского образования.
В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», раскрытой президентом Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ в 2009 году, вновь речь идет о том, что ключевая роль в школе принадлежит учителю, что уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В Комплексном проекте модернизации образования прописано, «... предоставление всем гражданам России независимо от места жительства возможности получения комплекса качественных образовательных услуг в безопасных, комфортных условиях; становление свободной, инициативной, ответственной личности (принцип индивидуализации образования); формирование успешной и эффективной личности на основе деятельностного и компетентностного подходов».
Возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.
Что же такое качество образования? (вопрос коллегам)
С точки зрения Т.И.Шамовой качество образования – это не только РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и ПРОЦЕСС.

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.
Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний моих учащихся?
Каждый из нас не раз сталкивался с проблемами в вопросах организации и проведения современного урока:
в приемах активизации познавательной деятельности учащихся,
в организации этапа рефлексии (приемах обратной связи) на уроке,
в выборе методов обучения.
С учетом названных проблем была спланирована методическая декада по теме «Педагогическое мастерство. Педагогический опыт. Педагогическое новаторство». Открытые уроки были представлены учителями: Черновой Л.С., Айсиной М.Б., Потаповой Ю.Е., Кривцовой С.И., Яковлевой Л.А., Лазуткиной Л.С., Кайгородовой С.А. Интересно, в деловой, рабочей обстановке прошли мастерклассы под руководством – Шориной А.А., Айсиной М.Б., Сараевой И.А.
Многие современные педагоги являются проводниками инновационных процессов в создании современного урока. Урока, который проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы влиять на личность ученика; не ради того, чтобы "пройти" какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные качества личности.
Центральный компонент таких уроков – это организация познавательной деятельности учеников. Где руководящими познавательными процессами являются мышление и воображение. А необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения есть правильная организация восприятия и памяти учеников, создание определенной установки в организации внимания
На уроках учащиеся не только являются активными субъектами процесса познания, но и учатся:
самостоятельно и критически мыслить;
видеть и формировать проблему;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;
овладевают навыками ИКТ-технологий (смотри Приложение 1).
Многие наши ученики считают, что превосходят учителей в информационных технологиях. Но мы не сдаем позиции и не устаем их удивлять на уроках! А кто сказал, что серьезное дело должно быть скучным?
Современный урок обязательно закладывает основания для будущего. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.
Некоторые обыватели говорят о том, что детей младшего школьного возраста научить легче, чем старшеклассников, ведь дисциплина у малышей хорошая, что слушают учителя «с открытым ртом», что учитель для них самый авторитетный человек. Сидят тихо, слушают, но понимают ли о чем идет речь на уроке? Как проверить, что ученик понял учителя, усвоил новый материал и ушел с урока с необходимым багажом знаний? В этом, несомненно помогает организация обратной связи на уроке.
О приемах активизации мыслительной деятельности учащихся, об отношении к ребенку как к субъекту жизни, способного к саморазвитию и самоизменению; о возможностях и функциях интерактивной доски в учебном процессе; об организации обратной связи на уроке в своих выступлениях поделятся наши коллеги.
Посещение уроков, их анализ еще раз показали, что как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования.
А что под современным уроком понимают наши ученики.
Хотелось бы привести результаты анкетирования учащихся и мнение педагогов по этому вопросу.
Анкета называлась «Современный урок и Я» (далее выступление психолога Сафоновой О.В.).
Таким образом, результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с использованием ИКТ-технологий. Ученикам старших классов в отличие от шестиклассников больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Если первые только как объясняющего новую тему, то вторые как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить к успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.
Мнение педагогов о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК может быть разным.
«Для меня такой урок - это, прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий».
«На мой взгляд, современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал».
«На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания».
«Современный урок - это использование информационно-коммуникационных технологий.
От себя хотелось бы добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
К сожалению, на открытых уроках мы не увидели нетрадиционных форм организации современного урока: урок-путешествие, урок-деловая игра, урок-семинарское занятие, урок-диспут и т.д. А это есть не что иное, как активные формы организации урока. Поэтому нам есть еще над, чем с вами работать.
Учитель на уроке. От его стиля преподавания тоже многое зависит. Педагогами школы была заполнена анкета «Стиль преподавания» (далее выступление психолога Сафоновой О.В.).
Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность». Таким образом, учитель должен самосовершенствоваться, повышая свою квалификацию.
Но, говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателей конечного результата любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся.
В одном из последних выступлений по центральному телевидению министр здравоохранения Татьяна Голикова привела удручающую цифру: что за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%.
Да что далеко ходить, вот данные по нашей школе. В углубленном медицинском осмотре 2011-2012 учебного года приняли участие дети 1 – 9 классов – всего 365 человек (смотри Приложение 2).
Один из вопросов анкеты «Современный урок и Я» содержал вопрос о физкультхминутке.

Да.
Можно отвлечься от умственного труда.
Да, так как «затекает» тело, устают руки от длительного письма.
Нужна! Очень даже нужна! При сидячем образе жизни и т.д. она просто необходима! Это поможет размяться, развеяться. Ведь когда мы сидим, сутулимся, закидываем ногу на ногу, то происходит застой крови в венах и искривляется позвоночник. Так что можно сделать вывод, что ФИЗКУЛЬМИНУТКА ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Нет.
Это расслабляет и отвлекает, потом уже не до уроков.
Не нужна, кому нужно на перемене отдохнет.
Это пустая трата времени.
Для младших классов нужна, а вот для старших уже нет. В 9-х классах иногда материал весь записать не успеваешь, а тут еще физ.минутка.
Кому надо, могут сами подтянуться на своем рабочем месте.
В пятом направлении Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа говорится о том, что дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Поэтому, уважаемые коллеги, давайте не будем забывать про физкульминутки, даже если не хочется отходить от содержания урока.
Так в чем же заключаются слагаемые успеха современного урока
Характеризуя современный урок, будем учитывать две аксиомы:
- урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;
- урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.
Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?
1. В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.
Таким образом, повышается технологичность урока, что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.
Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.
Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.
Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.
Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

3. Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся.
В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности.
Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).
Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.

5. Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся.
Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.
Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока

6. На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.
Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия.
Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

7. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.
Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.

В.А.Сухомлинский говорил:
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
«Обучение – есть образование и развитие обучаемого».
«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания
Сегодня учителю недостаточно только быть хорошим предметником, ему необходимо владеть новейшими информационными технологиями, учить детей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Настоящий педагог, воплощает в себе лучшие человеческие качества, неизменно пробуждает в сердцах учеников искреннее стремление к знаниям. Воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелегкий труд, заслуживающий большого уважения.
Таким образом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею.
Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования» « Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский


План Предисловие «А урок остается!» (Друганова С.Ф.) Выступление психолога «Урок и здоровье ребенка» (Кононова Г.В.) Воспитательная сторона урока (Валитова Р.Х.) Традиционный урок. Его структура. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) Анкета « Стиль преподавания» Критерии эффективности современного урока Подведение итогов педсовета Решение педсовета


Цель: Осознание основных критериев современного урока Повышение интереса педагогов к современным технологиям Осознание необходимости повышения уровня самообразования Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым (актуальный), деятельный, действенный,насущный, проявляющийся в действительности, закладывающий основу для будущего.


Откуда пошло слово – урок? Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.


Плюсы и минусы традиционного урока

традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.


· Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Так может и не стоит ничего менять?


Известная мудрость: очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих.


Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.


Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность


Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.


Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.


Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

План проведения педсовета. Предисловие «А урок остается!» Предисловие «А урок остается!» Требования к организации современного урока. Требования к организации современного урока. Виды самоанализа современного урока. Виды самоанализа современного урока. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем – защищаемся») Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем – защищаемся») Мастер-класс учителя Луньковой Л.В. Мастер-класс учителя Луньковой Л.В. Деловая игра «Ассоциация». Деловая игра «Ассоциация». Результаты анкеты учителей «Стиль преподавания» Результаты анкеты учителей «Стиль преподавания» Результаты анкеты учащихся «Школа и я» Результаты анкеты учащихся «Школа и я» Критерии эффективности современного урока. Критерии эффективности современного урока. Подведение итогов педсовета. Подведение итогов педсовета. Решение педсовета. Решение педсовета.


Цель: · Осознание основных критериев современного урока · Повышение интереса педагогов к современным технологиям · Осознание необходимости повышения уровня самообразования « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции » В.А. Сухомлинский


Цитата Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.


Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.


Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.


Требования к современному уроку урок Соответствие педагогического замысла задачам урока Микроклимат в учебном процессе Познавательная активность учащихся Развитие интереса к предмету Единство деятельности учителя и учащихся Соответствие типа урока средствам и методам




Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы: Характеристика урока, его место в разделе учебного курса. Характеристика урока, его место в разделе учебного курса. Каков тип урока? Каков тип урока? Какие цели, задачи решались на уроке? Какие цели, задачи решались на уроке? Мотивы выбора структуры урока? Мотивы выбора структуры урока? Распределение времени на уроке. Распределение времени на уроке. Базовое содержание учебного материала. Базовое содержание учебного материала. Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока? Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока? Почему выбраны именно эти методы обучения? Почему выбраны именно эти методы обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся? В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний? В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний? Какие средства обучения использовались? Какие средства обучения использовались? За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? Реализованы ли все поставленные задачи на уроке? Реализованы ли все поставленные задачи на уроке? Какова интенсивность и эффективность урока? Какова интенсивность и эффективность урока?




Плюсы минусы Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности


Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.




Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление. «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление. «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.




Анкета « Стиль преподавания» Анкета « Стиль преподавания» 1. Если класс не приведен в порядок 1. Если класс не приведен в порядок 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 3) не могу начать урок 3) не могу начать урок 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчеств 1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания 3)Дает четкие указания 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю


Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения


Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой


Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности. Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.












Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие. Обучение через открытие. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности. Развитие личности. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Демократичность, открытость. Демократичность, открытость. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.




Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений,навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.