Учебник: Культура письменной речи. Из всех хищников волк самый кровожадный и вредный В перечисление однородных членов не должны входить скрешивающиеся понятия, т.е

1) В качестве однородных членов должны сочетаться сопостави­мые понятия. Соединение несопоставимых понятий на правах од­нородных членов неизбежно влечет комический эффект:

Я люблю бананы, субботу и гимнастику (соч.);

У девушки стройная фигура и бодрое настроение (соч.).

Более сложен следующий случай:

Э то (неплатежи за тепловую энергию. - Сост.) влечёт за собой отсутствие топлива в необходимых объемах и своевременность подготовки ин­женерного оборудования (газ.). Должно было быть: ...отсутствие топлива и несвоевременность подготовки. Причина ошибки, по-видимому, в том, что слово отсутствие , имеющее отрицательный смысл, в сознании пишущего как бы распространило этот смысл и на понятие своевременности подго­товки оборудования. Возможна и другая причина: пишущий имел в виду отсутствие двух вещей - топлива и своевременной подготовки, но по невнимательности подменил прилагательное существительным, да еще и в именительном падеже.

2) В качестве однородных членов должны сочетаться непересе­кающиеся понятия (т. е. не связанные отношениями частичного включения). Нарушение этого правила также ведет к комическому эффекту:

Люди и дети будут радостные ходить по улицам города (соч.) (можно подумать, что в представлении пишущего дети - не люди).

3) Однородные члены предложения могут быть выражены и раз­ными частями речи, но при этом не допускаются сочетания на пра­вах однородных членов существительного и неопределенной формы глагола, полной и краткой форм прилагательных:

Моя подружка любит чистоту, красивую посуду и читать (соч.); *Этот вариант наиболее сложный и, как полагают в Кремле, наиболее труднореали­зуем (газ.); *Дон Кихот был высок и худой (соч.).

В конструкциях с однородными сказуемыми не рекомендуется сочетать разные модели сказуемых (например, простое глагольное и составное именное):

*Дав (волчонок. - Сост.) совсем еще юный , в отличие от своих сороди­чей, родившихся в неволе, провел детство в лесу под Псковом (газ.); * Жан-Шарль Кастепьбажак и Андрей Шаров - авангардисты и хулиганы современ­ного подиума и рассказываю т в «Двойном портрете» о своих идеалах женской красоты и тайнах своего мастерства (газ.).

4) Требуется предельная внимательность при соединении однород­ных членов повторяющимися и составными (двухместными) союзами. Создавая подобную конструкцию, всегда уместно проверить, что именно оказалось соединено союзами: действительно однородные члены или что-то другое, как в следующих примерах:

Большинство сочинений писателя представляет собой либо либо обильно ими прони зано (соч.) (получилось: либо парадоксы, либо пронизано [?!]). Правильный вариант: ..либо представляет собой блестяще развитые парадоксы, либо обильно ими пронизано ;



При соединении однородных членов повторяющимися союза­ми (или... или, либо... либо) нельзя заменять союз синонимичным: невозможны сочетания или... либо и т. п., как в следующем примере:

Нашлось немало людей, которые или мешали гаитянам вести праведную борьбу, либо крайне плохо работали на предприятиях (газ.).

5) При построении однородного ряда необходимо следить за тем, чтобы управляемое слово не могло быть одновременно отнесено к раз­ным управляющим , как в следующем примере:

В училище готовят специалистов по ремонту автомобилей и руководителей автопредприятий (дополнение руководителей формаль­но может быть отнесено как к глаголу готовят , так и к существи­тельному ремонт , причем в последнем случае выходит, что специа­листов учат ремонтировать не только автомобили, но и... руководи­телей. Для исправления недочета здесь достаточно поменять места­ми однородные члены). Ср. аналогичный пример Д.Э. Розенталя:

В нашем центре уже началась подготовка охотников для истребления волков и лиц , ответственных за сезонный отстрел.

6) Зависимые однородные члены , выраженные одной и той же частью речи, должны быть оформлены одинаково . Это правило оче­видно (ведь отступление от него автоматически приводит к разру­шению конструкции), но тем не менее нередко нарушается в кон­струкциях с производными предлогами по поводу, в соответствии с, при условии и т. п. Например:

Очень много вопросов наши читатели задают по поводу неисправностей внутренней электропроводки и застеклению лестничных площадок (газ.).

Причина ошибки в том, что здесь смешаны две возможные фор­мы словосочетания: а) вопросы по поводу застекления и б) вопросы по застеклению . Путаница в речи пишущего возникла нагому, что в со­став производного предлога по поводу входит предлог по - именно он и повлиял на выбор формы второго однородного члена. Правиль­ный вариант: ... вопросов по поводу неисправностей... и застекления .

7) Если при ряде однородных членов имеется обобщающее слово, то однородные члены должны быть согласованы с ним в падеже (так как обобщающее слово тоже является однородным членом):

К осени аппетитные плоды появляются и на садовых деревьях : яблони , вишня, груша, слива (правильный вариант: яблонях, вишнях, грушах, сливах).

8) Нельзя соединять на правах однородных членов члены пред­ложения и простые предложения в составе сложного: определения и определительные придаточные, дополнения и изъяснительные (дополнительные или подлежащные) придаточные и т.д.:

* Наташа Ростова - живая, жизнерадостная девушка, тонко чувствующая музыку, искусство и которая способна ощущать чужое страдание как своё (соч.) Правильные варианты: а) тонко чувствующая музыку и способ­ная ощущать ...; б) которая тонко чувствует музыку и способна ощущать...

Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные сочетания используются в художественной литературе со специальным стилистическим заданием (создание комического эффекта, индивидуализация речи рассказчика или персонажа и т. д.), например: В продолжение ночи он раза три чуть не убил меня то страхом, то ногами (Герцен); …На подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами (Л. Толстой); Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Чехов).

Источником ошибки может быть лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: в ходе прений был внесён ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а делают).

Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например : «В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин» (под «кондитерскими изделиями» подразумевались, очевидно, конфеты, торты и т. д., то есть нечто помимо «пирожных», но первое понятие включает в себя второе; при нежелании продолжить перечисление можно было после слова пирожных добавить: и других кондитерских изделий).

В перечисление однородных членов не должны входить с к р е щ и в а ю щ и е с я понятия, т. е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объему, например: «В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы» (очевидно, имелось в виду, что журналисты и писатели не были туристами и наоборот, но такое сочетание нельзя считать оправданным).

Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: «Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия» (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц…»). Ср. предложение из биографического очерка, приложенного к «Полному собранию стихотворений Н. А. Некрасова» (изд. 1902 г.): «Со всех концов России, из самых дальних ее участков стекались к нему письма, стихотворения, телеграммы, выражавшие глубокое искреннее сочувствие к нему, как к поэту народной скорби, вместе с пожеланиями избавления от болезней и долголетней жизни».

При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора (по признаку смежности, сходства, контраста – со специальным стилистическим заданием, см. § 206), но не должно быть случайных сочетаний, например: «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах» (вместо: …в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).


Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив; ср. при рубрикации: «Приняли на себя обязательства: l) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3)улучшать качество продукции; 4) досрочная сдача объекта» (во всех четырех случаях следовало использовать одинаковую форму – или имя существительное, или инфинитив).

Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом; изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы, например: «Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки» (вместо: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки).

Отступления от этого правила допустимы в тех случаях, когда одна часть сопоставительного союза относится к сказуемому, а другая – к члену предложения, логически выделяемому и зависящему от другого глагола-сказуемого, синонимичного первому, например: «Огромное помещение строящегося цирка будет универсальным: здесь можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы»; «Выпускник университета должен быть теоретически подготовленным специалистом, знающим не только свою конкретную узкую область науки, но и обладающим хорошими знаниями основополагающих отраслей науки, а также ряда других наук». Ср. при повторяющихся союзах: …Вдали, по дороге, то проедет подвода, то машина (с интонационно-логическим выделением однородных подлежащих).

Иногда создаются неправильные пары союзов: не только… а также (вместо: не только… но и), как… а также (вместо: как… так и), например: «За короткий срок в городе построены не только новые школы, больница, а также драматический театр и ряд культурно-просветительных учреждений».

Неудачно расположены частица не и союз а в предложении: «Не опасна сама болезнь, а её последствия» (вместо: Опасна не сама болезнь, а её последствия).

При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласоваться с ним в падеже. Положение это иногда нарушается, например: «Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк» (однородные члены следовало либо поставить в предложном падеже, либо заключить в скобки).

Разговорный характер имеет с м е щ е н н а я конструкция (см. § 176, п. 5) типа: Шум, крики, смех – всей этой пёстрой гаммой звуков была наполнена ярмарочная площадь (ср. вариант с согласованными однородными членами: Шумом, криками, смехом – всей этой пёстрой гаммой звуков…).

Не следует соединять в качестве однородных синтаксических элементов члены предложения (в частности, причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения. Положение это иногда нарушается, например: «На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали»; «Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным».

Следует, впрочем, заметить, что не только в устной речи, но и в речи письменной нередко встречаются случаи соединения при помощи сочинительных союзов разнородных синтаксических конструкций – члена предложения и придаточного предложения, например:Государь тотчас вспомнил вашу фамилию и что вы были в Вятке (Герцен); Я вижу ленточку на вашей шейке и даже как с левой стороны у вас локон на бровку упал (Леонов); Помню поездку в Кентерберийский мюзик-холл и как я сидел в красном плюшевом кресле и смотрел выступление моего отца (Чаплин. Моя автобиография. Перевод). Ср. у Достоевского: На мгновение чуть не позабыли Настасью Филипповну и что всё-таки она хозяйка своего дома; Вы спрашиваете про ваши лица и что я заметил в них.

Еще чаще наблюдается в разных речевых стилях сочетание в качестве однородных членов определения, выраженного именем прилагательным или причастием, и придаточного определительного предложения, например: По Пермской губернии идёт превосходная широкая дорога, давно наезженная и которую я видел до этого времени всего только раз в моей жизни(Герцен); Имя Кассандры стало синонимом человека, предостерегающего об опасности, но которому не верят; Ящик имеет металлическую оковку из уголковой стали, обеспечивающую ему достаточную прочность и которая даёт возможность подвешивать батарею при подъёме её краном.

Встречающееся у писателей соединение в качестве однородных членов причастного и деепричастного оборотов связано с возможностью сближения их значений в условиях контекста, например: Отец, вздохнув и очевидно смущённый, весьма скоро прервал свою речь… (Л. Толстой); Растроганный видом этой красивой группы и не желая мешать влюблённым, я хотел уже пройти мимо них (Куприн).

1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные сочетания используются в художественной литературе как специальный стилистический прием (создание комического эффекта, индивидуализация речи рассказчика или персонажа и т.д.), например: В продолжение ночи он раза три чуть не убил меня то страхом, то ногами (Герцен); ...На подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами (Л. Толстой); Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Чехов).

2. Источником ошибки может быть лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: в ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а делают).

3. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: «В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин» (пирожные – вид кондитерских изделий).

4. В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, т.е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объему, например: «В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы» (очевидно, имелось в виду, что журналисты и писатели не были туристами и наоборот, но такое сочетание нельзя считать оправданным). Но сочетание международный фестиваль молодежи и студентов закрепилось и соответствует стилистической норме.

5. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: «Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия» (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц...»). Ср. предложение из биографического очерка, приложенного к «Полному собранию стихотворений Н.А. Некрасова» (изд. 1902 г.): «Со всех концов России, из самых дальних ее участков стекались к нему письма, стихотворения, телеграммы, выражавшие глубокое искреннее сочувствие к нему, как к поэту народной скорби, вместе с пожеланиями избавления от болезней и долголетней жизни».

6. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора (по признаку смежности, сходства, контраста – со специальным стилистическим заданием, но не должно быть случайных сочетаний, например: «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах» (следует: ...в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).

7. Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив; ср. при рубрикации: «Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции (во всех трех случаях следовало использовать одинаковую форму – или имя существительное, или инфинитив).

Отступления встречаются в художественной литературе как прием стилизации под разговорную речь или просторечие; например: Изъявив свое удовольствие, что сапоги пришлись хорошо, господин Голядкин спросил чаю, умываться и бриться (Достоевский).

8. Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом; изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы, например: «Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки» (следует: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки).

Отступления от этого правила допустимы в тех случаях, когда одна часть сопоставительного союза относится к сказуемому, а другая – к члену предложения, логически выделяемому и зависящему от другого глагола-сказуемого, синонимичного первому, например: «Огромное помещение строящегося в Перми цирка будет универсальным: здесь можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы»; «Выпускник университета должен быть теоретически подготовленным специалистом, знающим не только свою конкретную узкую область науки, но и обладающим хорошими знаниями основополагающих отраслей науки, а также ряда других наук». Ср. при повторяющихся союзах: ...Вдали, по дороге, то проедет подвода, то машина (В. Панова) (с интонационно-логическим выделением однородных подлежащих).

Иногда создаются неправильные пары союзов: не только… а также (следует: не только... но и), как... а также (вместо: как... так и), например: «За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр».

Неудачно расположены частица не и союз а в предложении: «Не опасна сама болезнь, а ее последствия» (следует: Опасна не сама болезнь, а ее последствия).

9. При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласоваться с ним в падеже. Положение это иногда нарушается, например: «Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк» (однородные члены следовало поставить в предложном падеже).

Разговорный характер имеет смещенная конструкция типа: Шум, крики, смех – всей этой пестрой гаммой звуков была наполнена ярмарочная площадь (ср. вариант с согласованными однородными членами: Шумом, криками, смехом – всей этой пестрой гаммой звуков...)

10. Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (в частности, причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения. Положение это иногда, нарушается, например: «Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты»; «Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным».

Следует заметить, что не только в устной, но и в письменной речи нередко встречаются случаи соединения при помощи сочинительных союзов разнородных синтаксических конструкций – члена предложения и придаточного предложения (в художественной речи такое соединение используется как стилистический прием), например: Государь тотчас вспомнил вашу фамилию и что вы были в Вятке (Герцен); Я вижу ленточку на вашей шейке и даже как с левой стороны у вас локон на бровку упал (Леонов); Помню поездку в Кентерберийский мюзик-холл и как я сидел в красном плюшевом кресле и смотрел выступление моего отца (Чаплин. Моя автобиография. Перевод). Ср. – у Достоевского: На мгновение чуть не позабыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома; Вы спрашиваете про ваши лица и что я заметил в них.

Еще чаще наблюдается в разных стилях сочетание в качестве однородных членов определения, выраженного именем прилагательным или причастием, и придаточного определительного предложения, например: По Пермской губернии идет превосходная широкая дорога, давно наезженная и которую я видел до этого времени всего только раз в моей жизни (Герцен).

Встречающееся у писателей соединение в качестве однородных членов причастного и деепричастного оборотов связано с возможностью сближения их значений в условиях контекста, например: Отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро прервал свою речь... (Л. Толстой); Растроганный видом этой красивой группы и не желая мешать влюбленным, я хотел уже пройти мимо них (Куприн).

Охота на волков и их истребление разрешаются нашим законодательством

В течение всего года и всеми способами, кроме обще опасных (разбрасывание отравы, волчьи ямы, настораживание самострелов и т. п.).

Истребление волков -- одна из главных задач охотников и охотничьих организаций Советского Союза, ибо волки являются страшнейшим бичом колхозного и совхозного животноводства. Они приносят колоссальный вред и охотничьему хозяйству. Вместе с тем волк -- один из интереснейших объектов охоты. Охота на волков, как один из видов коллективной охоты, прививает охотнику ряд полезных в полевой обстановке навыков: охотничья разведка местности, выслеживание и оклад зверя, ориентировка в лесу, стрельба по быстродвижущейся цели, согласованность действий, дисциплинированность.

Охота на волков делится на три сезонных вида: I) весеннее истребление волков и матерых на гнездах; 2) осенние облавы и охоты с гончими по черной тропе; 3) зимние охоты с флажками.

Уничтожение волчьих выводков на гнездах. Конец апреля и весь май -- лучшее время (в средней полосе РФ) для истребления волков на логовищах.

Весенний период истребления волков на логовищах основан на том, что в это время волчата неспособны отходить от логова. Время щенения у волков в средней полосе РСФСР длится с апреля до июня. Сначала щенятся старые волчицы, в мае молодые. Поэтому истребление волков следует начинать с мая. Выслеживание зверей производится утренними и вечерними зорями вблизи предполагаемого логова. Волки устраивают свои гнезда в торфяных болотах, в заболоченном мелколесье, в оврагах, поросших кустарником, в тростниках и по берегам рек, озер и т. д.

Главным условием при устройстве волком гнезда является близкое присутствие воды. В росистое утро можно легко обнаружить наброды (тропы) старых волков, которые регулярно уходят и приходят к гнезду. Так же легко можно видеть на мягкой почве следы волков, отправляющихся к водопою. Когда отыскан лаз от водопоя или выходной след, рекомендуется подходить к гнезду, учтя направление ветра. Волчьей тропой идти не следует, нужно держаться в стороне. Приближение к логову всегда сопровождается специфическим неприятным запахом. Осмотрев место и установив расположение логова, надо избрать пункт для засады. Рано утром (еще до зари) следует быть уже на месте, с тем чтобы одновременно с захватом щенков можно было подкараулить и убить приходящих старых зверей. Устраивают засаду так, чтобы ветер дул от гнезда на стрелка.

Пришедшие с добычей старые волки направляются прямо на логово. Волчица, которая приходит раньше волка, начинает вблизи гнезда скулить, вызывая щенков. Самец приходит за ней.

Этим моментом и следует воспользоваться, чтобы убить волчицу и старого волка, а затем уничтожить щенков.

Облавные охоты по черной тропе. Лучшее время для организации облавных охот -- сентябрь и октябрь. Волчьи выводки в это время держатся еще в районе своего логова, где проследить их тропы и лазы не представляет большой трудности.

Облаву лучше всего проводить в пасмурную погоду, так как волк не любит пасмурных дней и обычно ходит мало, стараясь забраться в густые места, где становится сонливым и менее чутким.

С августа волки по зорям начинают выть, чем и пользуются охотники для определения места обитания волков и их примерного количества. Егерь (окладчик), подготовляющий охоту, должен заблаговременно определить ход (лаз) зверей и накануне дня охоты еще раз проверить путем подвывки наличие зверя на местах логова.

Волки начинают выть вскоре после захода солнца, т. е. когда наступят сумерки. Воют они обычно не более 15--20 минут с небольшими перерывами.

Определив местонахождение волков, вабильщик начинает выть

Выпавший снег, особенно когда бывают частые пороши, очень облегчает работу по выслеживанию волков. Установление мест лежек производится путем обхода или так называемого оклада зверей. Сначала нужно взять след с привады и идти вдоль его дорогой по направлению к предполагаемому месту лежки (дневки) волков. Повороты и обход избранного участка следует делать по пролескам или по дорогам. Как только будет замечено, что след волков вошел в подходящее место для лежки (болото и застил заросли с травой), нужно начать обход от входного следа, сделав на снегу для ориентировки заметку. Для этого необходимо использовать просеки, поляны, визиры и особенно дороги, так как передвижение дорогой, если волк лежит даже вблизи нее, менее тревожит зверя, чем если человек идет сплошным лесом и зверь от него находится на более далеком расстоянии. Следует стремиться делать оклад по прямым или дугообразным линиям, как можно меньше ломая линию обхода; в противном случае встречаются трудности при затягивании флажками.

После того как волки обойдены и выходного следа из сделанного круга не окажется, производится подготовка оклада к предстоящей охоте, а именно: обрезается круг; намечается линия стрелков в соответствии с направлением ветра, лазом зверя и местностью; определяются линии, по которым будут растянуты флажки, и, наконец, определяется место, откуда надо начинать гон.

Обрезка круга производится за счет пустых и ненужных мест (поляны, редкий лес и т. п.) и преследует цель сделать место оклада небольшим и удобным для затягивания его флажками. Обрезку производят крайне осторожно, так как малейший звук может потревожить зверей, которые, вскочив с лежки, покинут оклад. Волки должны быть обложены перед самой охотой.

После того как волки обложены, хорошо изучены местность оклада, волчьи лазы и обрезаны ненужные места круга, остается затянуть волков флажками, расставить стрелков на номера, поставить загонщиков; тогда можно начинать охоту.

Прибывшие к месту охоты в условленный срок охотники расставляются на номера одновременно с затягиванием круга флажками. Круг может быть затянут флажками и до прибытия охотников.

Флажки -- это шнур с прикрепленными к нему одним концом красными лоскутами. Шнур должен быть очень прочным. Наиболее подходящим является крученый шпагат. К шнуру пришиваются лоскутки красной материи. Обыкновенный размер флажков: 13-- 18 см ширины и 30--35 см длины. Расстояние между флажками на шнуре 50--60 см. Нормальной величиной оклада следует считать круг в 2 км; поэтому и запас флагов на волчьих охотах должен быть не менее 2 км. В зависимости от местности, оклад может быть меньше. Чтобы было удобно носить флаги, не спутывая их, и легко и быстро их развешивать, а затем по окончании охоты собрать, употребляются катушки, на которые шнур с флагами наматывается (рис. 99). Можно, однако, обойтись и без катушек, наматывая шнуры мотками на руку. Этот второй способ имеет свои преимущества, которые выражаются в упрощении процесса наматывания и разматывания шнура и в отсутствии лишнего шума и скрипа, которые может издавать катушка.

Затягивание флажками производится так, чтобы флажки начинались в 25--30 м от крайнего номера и круг линии флажков, постепенно расширяясь, окружил весь оклад. Ни в коем случае не следует начинать вести флажки (от крайнего номера) так, чтобы они были продолжением прямой стрелковой линии, так как волк, идущий на крайние номера из-под гона, вдоль флажков, вдруг увидит перед собой опасность как раз на линии стрелков.

Там, где флажков для обтягивания всего круга нехватает, их можно использовать как заслоны на флангах с боковых сторон по ветру.

Стрелки маскируются на номерах с помощью растительности, которая имеется около их номеров. Встав на номер, стрелок ни в коем случае не должен допускать никакого шума (кашлять, разговаривать, ломать сучья и т. п.). Он должен твердо помнить, что нередки случаи, когда волки появляются на линии стрелков еще до того, как начался гон.

После того как подготовка круга и номеров закончена, окладчик расставляет стрелков по номерам. При этом он показывает каждому стрелку направление гона, предполагаемый ход зверя и стрелковую линию. Расстояние между стрелками не должно превышать двух средних дробовых выстрелов (75--85 шагов). Расставив стрелков, окладчик и его помощник занимают места на флангах в противоположном стрелковой линии конце круга, ставят между собой 3--5 загонщиков (в зависимости от ширины круга), и гон по сигналу окладчика начинается.

Лучше всего гнать волков не по ветру, а по возможности поперек ветра, так чтобы ветер шел не от загонщиков, а от фланга в оклад. Надо иметь в виду, что если волка гонят по ветру, он идет неохотно, уклоняясь в бок. Это обстоятельство должно быть учтено при подготовке оклада к охоте и особенно при определении номеров.

Загонщики, начав гон, должны обязательно некоторое время (3--5 минут) оставаться на месте, негромко перекликаясь между собой; затем они начинают медленно и тихо подвигаться вперед, соблюдая равнение цепи. Если этих условий не соблюдать, вспугнутый зверь может пойти на быстром карьере, что затрудняет стрельбу по зверю на номерах.

Волк очень крепок на рану; поэтому стрелять в него далее 30 м (45--50 шагов) не следует. Лучшей картечью будет такая, которая укладывается в гильзе 12-го калибра по 7 штук в ряду, а всего 28 штук на заряд.

Волка, идущего боком, нужно целить в переднюю часть (переднюю лопатку), учтя необходимое упреждение.

Когда волк идет на стрелка, торопиться с выстрелом не следует, -- лучше подпустить его как можно ближе. Стоять на номере надо очень осторожно, не выдавая своего присутствия, не шевелясь, так как волк очень реагирует на движение предмета. Стрелять волка в момент, когда он повернется боком, можно лишь, в крайнем случае; следует стрелять в грудь, подпустив его на близкое расстояние.

1. Найдите ошибочную и правильную смысловую связь слов.

Образец: «Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток».

ОС- «людей, которые удалялись»; ПС - самолетами, которые удалялись (ОС - ошибочная смысловая связь, ПС - правильная смысловая связь).

1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения (ОС - сидя на поля сражения; ПС - добьется на поле сражения). 2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей (ОС - о новом судне для наших читателей; ПС - несколько слов для наших читателей). 3. Выпол-| нены также обязательства по поставке птичьего мяса и молока (ОС -~" птичьего молока; ПС - по поставке молока). 4. Толстой показывает честных и мужественных командиров и карьеристов (ОС - честных и мужественных карьеристов; ПС - показывает карьеристов). 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования (ОС - официальное предложение в письменной форме; ПС - в письменной форме представить). 6. Об этом честно и искусно рассказал нам Шолохов, как будто сам был там, в романе «Поднятая целина» (ОС - был там, в романе; ПС - рассказал в романе).

2. Подчеркните два слова (словосочетания), между которыми возникает ошибочная связь. Соедините ее элементы дужкой с крестиком. Проверьте правильность своего решения, опираясь на сформулированные выше общие закономерности смыслового объединения слов при первоначальном восприятии.

1. И в этот лагерь приехал только что окончивший школу по туристической путевке веселый паренек Максим. 2. Печорин хочет умереть в Персии, куда он держал путь во второй главе, чтобы лежать в чужих песках. 3. Зарубежные критики признают, что данные герои романа не выражают авторской позиции, но это не мешает им чернить нашу действительность. 4. При всем желании ответить на этот вопрос практически невозможно. 5. В колхозе «Рассвет» проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Тро-шиным. 6. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Филипповой, которая находилась в стадии брожения.

3. Какой непредвиденный, нелепый смысл возникает при восприятии следующих стихотворных строк начинающих авторов? Чем спровоцировано неправильное объединение слов в каждом случае?

1. За плечами центрального боя

Одноствольные наши друзья.

2. Верю я, словно зорька ясна,

Ты придешь, как приходит весна.

3. Круто развернувшись, как стрела,

Проскочила быстрая «Победа».

(Пример И. Л. Сельвинского)

4. Здесь мажет дом повешенный

На воздухе маляр.

(Пример Н. А. Добролюбова)

5. Я теперь такой рабочий,

Чей историк впишет след.

(Пример В. М. Жирмунского)

4. Определите, к какой из трех буквенных схем относится каждая конструкция.

1. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь в поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 2. Театр кукол заключает договоры на проведение новогодних елок с участием Деда Мороза, Снегурочки, баяниста и кукольного спектакля. 3. Начато строительство коровника на 200 голов с силосными башнями. 4. Эта мысль не нова, на это еще указывал М.В. Ломоносов. 5. Проводятся регулярно консультации, оборудованы кабинеты, наглядные пособия, приборы также подготовлены. 6. Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. 7. Крахмал - это не растворимый углевод в воде. 8. Эта группа, в которую вошли фармакологи и клиницисты, в течение двух десятков лет целенаправленно изучает нейрогенные механизмы повреждений внутренних органов оригинальным методом фармакологического анализа.

5. Мысленно устраните выделенное слово. Проследите, как изменится в этом месте связь между словами.

1. Вскоре Н.К. Федоров начал свою работу по изучению химии мышцы, работу, которой суждено было привести к крупным открытиям. 2. Общая теория частей речи необходима для создания полноценных научных и учебных грамматик реальных языков, грамматик, разумно учитывающих и общее, и особенное в разных языках. 3. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в школьных сочинениях, ошибки, которые следует считать недопустимыми.

6. Подчеркните сигнал ошибки (слово или словосочетание, вносящее ясность).

1. Десятки студентов из учебных заведений, направленных на работу, не прибывают на место назначения. 2. В основу повести «Чапаев» Фурманов положил боевые действия Чапаевской дивизии в районе Урала, куда он был назначен комиссаром. 3. Петя побежал отворять калитку, и, обогнув по закругленной дороге огромную лужу, пес бросился ему под ноги. 4. Высылаем вам лыжу на левую ногу, которая не нуждается в смазке. 5. На вчерашнем заседании обсуждены Законы о высшем образовании, о пограничных войсках," которые находились на доработке.

Ключ. Сигнал ошибки: 1. направленных (значит, студентов, а не учебных заведений); 2. назначен комиссаром; 3. пес, 4. в смазке;5. на доработке.



7. Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

1. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему и жизнь и честь. 2. Уже не один космический корабль был выведен на орбиту с человеком на борту. 3. В какой сказке отец младшей дочери привез из города перышко? 4. Он рассказал, как Давыдов организует посевные работы, стараясь сохранить стиль романа. 5. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района. 6. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов.

8. Укажите знаком Y (птичка) место, куда нужно вставить слово при устранении ошибочной смысловой связи способом «вставка слова». Для вставки подберите подходящее по смыслу слово.

1. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга. 2. В окружение этого дельца вошли уголовник Брайловский, попавшийся на воровстве государственного имущества Коганов. 3. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 4. Слева, в углу, приютился небольшой столик с телевизором, напротив - рояль. 5. Подписка на газеты рабочих и служащих проходит успешно. 6. Кто же не помнит Платона Каратаева, этого яркого представителя народа, дворовую девушку Ростовых? 7. Инна Кудрявцева поступила работать в магазин. Здесь она столкнулась с недобросовестным отношением к работе своих коллег. 8. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 9. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

Ключ. В каждом случае вставка слова производится между элементами ошибочной смысловой связи. Напомним, что вставлять необходимо такое слово, которое не изменяет общий смысл предложения и в то же время устраняет ошибочную смысловую связь. Возможные исправления: 1. ...в очерке Ильи Эренбурга;. и попавшийся; 3. и инструктирование лиц; 4. с т о и т рояль; 5. среди рабочих и служащих; 6. кто не помнит дворовую девушку Ростовых? 7. со стороны своих коллег; 8. и после повторного осмотра; 9. есть у завода лаборатории и подготовленные кадры.

9. Устраните ошибочную смысловую связь, заменив один из ее элементов синонимом.

1. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 2.На митинге была принята резолюция, требующая немедленной передачи крестьянам помещичьей земли без всякого выкупа и усиленного обложения налогами капиталистов. 3. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 4. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.

Ключ. 1. ...вызванные для задержания преступников. 2. ...требующая, чтобы крестьянам немедленно передали помещичью землю без всякого выкупа и обложили усиленными налогами капиталистов. 3. ...и был пойман на месте преступления. 4. ...бригада Трофимовой, расшupившаяся за счет... Как видим, замена может повлечь за собой исключение или перестановку некоторых слов.

10. Устраните ошибочную смысловую связь слов, разделив предложение на два самостоятельных.

1. Вместо того чтобы лететь в строю, самолеты вылетели по одному, чтобы сэкономить горючее, они взяли курс сразу к берегам Японии (Л. Гровс). 2. Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричавших. 3. Техникум приглашает на преподавательскую работу инженеров, сторожа, кочегара. 4. Лучшая комната была премирована проигрывателем с новыми пластинками и различными бытовыми принадлежностями. 5. Дело, за которое они борются, не может не победить, имея таких защитников, не может не восторжествовать правда. 6. Чабан Нуриев подал заявление о неправильном вычете из его заработка за недостачу овцепоголовья, которое пролежало пять месяцев.

11 (обобщающее). Определите, в каких предложениях возникает ошибочная смысловая связь слов. Выберите способ ее устранения и предложите свой вариант.

1. Надо было обучить элементарной технике работ на уборке студентов и школьников. 2. У него худое лицо, на котором особенно большими выглядят черные глаза, угловатая фигура. 3. Мы нашли в лесу полянку. Вокруг сушняка для костра сколько хочешь. 4. Степану хотелось в душе иметь таких бычков только на своей ферме. 5. Объявлен конкурс на лучшую работу по истории, в котором могут принять участие старшеклассники. 6. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке. 7. Она перенесла все пытки, но не выдала своих друзей, как Зоя Космодемьянская. 8. Одновременно с практической работой участники экспедиции занимались подготовкой специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местного населения. 9. Такое же положение с баней и на второй ферме, которая в этом году также прекратила свою работу. 10. Затем осмотрели чемодан с книгами, на самом дне которого и нашли фотокарточку. 11. В лабораторию поступают материалы для исследования заболеваний животных, изучаются случаи их падежа посредством бактериологического анализа. 12. Собеседники не понимают этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи.

Упражнения, подобные приведенным, обеспечивают пооперационную отработку общего приема устранения ошибочной смысловой связи слов, его осмысленное усвоение. Они активно развивают стилистическое мышление, поскольку моделируют деятельность пишущего в типичной, повторяющейся проблемной ситуации письменного общения.