Коммунальная модель муниципального хозяйства характеризуется следующими признаками. Структура муниципального хозяйства и модели управления

МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Ключевые слова: модель муниципального хозяйства, муниципальное образование, муниципальное управление, коммунально-рентная модель, муниципально-рентная модель.

Аннотация:

Статья посвящена моделям муниципального хозяйства, их значимости в системе муниципального управления. В статье презентована различное толкование понятия «муниципальное хозяйство», характеристика различных моделей, принадлежность их муниципальному управлению в Российской Федерации. В статье перечислены условия регионализации реформ в муниципальном управлении и основы системы управления муниципальным имуществом.

Муниципальным хозяйством является, в сущности, жизнеобеспечивающий строй. Под ним имеется в виду классификация находящихся в местности городского создания фирм, ВУЗов и институтов, призванных исполнять различные потребности народонаселения, а вдобавок потребности промышленных компаний. Данное соединение включает в себя жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), компании домашнего обслуживания, строй промышленность, компании торговли и общественного питания, здравохранения, культуры и т.д.

Основная ветвь муниципального хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно обладает типическими отличительными чертами индустриальной и экономико-координационной работы, следующими из характера научно-технических процессов изготовления, реализации и потребления его продукции (услуг).

Жилищно-коммунальное хозяйство формируется из следующих разделов экономики:

а) жилищного хозяйства;

б) электроэнергетических компаний;

в) городского автотранспорта;

г) наружного благоустройства;

д) гостинничного хозяйства.

Существующая организация управления муниципальным хозяйством недостаточно эффективна в координационном, экономическом и индустриально-промышленном аспектах. Чем разнообразнее и сложнее в этом либо другом муниципальном образовании хозяйство, тем немалую важность приобретает общая координация абсолютно всех сфер индустриального и внепроизводственного характера. Особые проблемы связаны с формированием индустриальной инфраструктуры, где смешиваются отраслевые и областные интересы.

Очень медленное разрешение острых трудностей в значимой степени обуславливается безрезультативной концепцией управления территориальным развитием. С большим запозданием принят Закон "О единых принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 28 августа 1995 года, который по сущности только лишь выявляет единые принципы регионального самоуправления и с целью определенного воздействия требует изучения установленных нормативных бумаг, содержащих механизм учреждения самоуправления, финансово-экономное устройство муниципальных образований.

В наиболее тяжелом состоянии находятся регионы с высокой концентрацией неполноценных инвестиционных проектов, а также особенно зависимые от поставок продовольствия, материалов, продукции индустриально-технологического назначения, т. е. обладающие узкими возможностями самообеспечения и саморегуляции.

Неблагоприятная ситуация и в регионах с большим уделом секторов экономики производства, которые до данного времени строго контролировались страной по ценам и иным обстоятельствам реализации продукции, регионах с негативной природоохранной обстановкой, требующей закрытия большого колличества производств и специальных мер социальной защиты населения.

Объективные специфики Российской Федерации, отяжеленные явлениями реформации и разделения прежней финансовой и общественно-политической систем, требуют целесообразного совмещения 2-ух направлений в проведении российских реформ – регионализации и объединения.

Требование регионализации реформ значит:

Учет особенности регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политике;

Перенос ряда направлений реформы в основном в местный уровень – в особенности в малом бизнесе, общественной области, охране природы и применении естественных источников;

Коммунальная модель муниципального хозяйства.
Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее "благополучных" странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.
Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.
Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и
права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования. 3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.
Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.
Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. От чего зависит существование той или иной модели?
От огромного количества факторов, главными из которых безусловно являются:
Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.
Наличие и характер основных ресурсов территории.
Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.
Налогоспособность населения.
В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

Рассмотрим вопрос о структуре муниципального хозяйства и проведем некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами. Прежде всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем провести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия “муниципальное хозяйство”, предлагает подход, исходящий из того, что:

  • 1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
  • 2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.
  • 3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Федеральные органы власти Региональные органы власти МУНИЦИПАЛИТЕТ Структура муниципального хозяйства Домохозяйства Хозяйствующие субъекты Представительные органы Вопросы местного значения Непосредственное обеспечение жизнедеятельности муниципального образования Реализация экономических интересов Решение проблем межпоселенческого характера Рынки города Прочие рынки Рынок капитала Рынок труда Рынок жилья. Система муниципального хозяйства Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей. И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

  • *муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
  • *иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией образований;
  • *органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования. Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности. Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства. Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России общественных интересов населения муниципальных потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов. Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности. Рассмотрим теперь модели управления муниципального хозяйства. Выделяют следующие модели управления муниципального хозяйства: * Коммунальная модель муниципального хозяйства;

  • * Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства;
  • * Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.
  • 1. Коммунальная модель муниципального хозяйства. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.
  • 2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя образования. продукции и услуг на территории муниципального
  • 3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. От чего зависит существование той или иной модели? От огромного количества факторов, главными из которых безусловно являются:
  • 1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.
  • 2. Наличие и характер основных ресурсов территории.
  • 3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.
  • 4. Налогоспособность населения. В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства. Следует отметить, что существование той или иной модели муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Как показано выше муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

  • 1) органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения данной территории;
  • 2) предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 Закона «Об общих принципах …». Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;
  • 3) предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.ст. 32, 33 Закона «Об общих принципах …». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в настоящее время получает все более широкое распространение. Различные субъекты федерации принимают свои законы, регулирующие этот вопрос. В Санкт-Петербурге, например, принят закон «О заказе Санкт-Петербурга», хотя формально Санкт-Петербург - это субъект Российской Федерации, так что, строго говоря, закон регулирует введение государственного заказа, но, фактически, речь идет о самом настоящем муниципальном заказе, если муниципальное образование - это крупный город. Целями данного закона являются обеспечение эффективного расходования средств городского бюджета и поддержка производства товаров, работ и услуг петербургскими организациями. Основными принципами формирования, размещения и исполнения заказа Санкт-Петербурга являются поддержка конкурентоспособных производств (заказ размещается по итогам конкурса) и создание благоприятных условий для их развития в городе, обеспечение приоритетности именно петербургских производителей (путем предоставления льгот и квот).

Рассмотрим теперь виды муниципального хозяйства: Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

  • - муниципализация;
  • - муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
  • - муниципально-концессионная;
  • - концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство осуществляется при муниципализации, когда местное самоуправление по существу становится собственником предприятия, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием. Следует иметь ввиду, что книга Велихова вышла в свет в 1928 г., и некоторые из ее положений все-таки устарели.

В настоящее время реализуются следующие виды муниципального хозяйства:

  • 1. Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующим субъектом на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А.Велихова).
  • 2. Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.
  • 3. Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова).

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но, несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

Особенности и модели муниципального хозяйства

Должность: Председатель контрольно-счетной палаты г. Волгограда

Должность: Менеджер по продажам

В данной статье раскрываются основные особенности функционирования муниципального хозяйства, кроме того приводятся основополагающие признаки муниципального образования , определяющие его функциональное назна­чение. Проводится анализ основных видов и моделей муниципального хозяйства. Муниципальная экономика рассматривается в виде экономических взаимоотношений . Отмечается, что ведущую роль в управлении муниципальной экономикой занимают органы местного самоуправления . Рассматривается двой­ственная природа органов местного самоуправления: государственные истоки и коммерческие воз­можности частных субъектов в хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: муниципальное хозяйство; муниципальное образование; модели муниципально­го хозяйства; муниципальная собственность ; местное самоуправление.

В условиях современных рыночных отноше­ний нельзя изменить ситуацию, сложившуюся в современной России, без развития института местного самоуправления, в котором скрывается потенци­ал, использую который можно устранить множество кризисных явлений в современном обществе, а также дать толчок для его развития.

Местное самоуправление должно опираться на прочную экономическую основу. Для достижения экономической стабильности местного самоуправления необходимы каналы эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления и государства, других муниципальных органов, предпринимательской средой и т. д.


Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. в законах и иных нормативных правовых актах РФ слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления . Как отмечает А. Я Поровская: необходимой предпосылкой для формирования муниципального образования является наличие его субъектов, прежде всего, населения, социума, а также форм его организации – муниципального хозяйства (, учреждений, организаций иных форм собственности, их объединений) и органов власти (, территориальных представительств федеральных и региональных органов государственной власти) .Отсюда следует, что муниципальное управление это функция муниципального образования, целью которой ставится достижение определенных целей и поставленных задач, основными элементами которого являются субъект и объект, непрерывно взаимодействующие друг на друга путем самоорганизации и самоуправления, где субъектом выступает население муниципального образования и работающие в этом образовании органы местного самоуправления, а объект это само муниципальное образование с его структурой, связями и ресурсной базой.

Муниципальное управление есть деятельность, основная цель которой обеспечения интересов всех элементов системы (субъектов и объектов), которые образуют собой единое целое - муниципальное образование, соответствующее общими для данных элементов целями и задачами.

Несмотря на все вышесказанное муниципальное управление, является актом управленческого воздействия (субъекта на объект), упорядочивающего систему.

Муниципальное образование как объект и субъект стратегического управления на современном этапе развития экономики России // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 000.

Муниципальная экономика как система экономических отношений //

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9

Региональное развитие: аналитический обзор // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 7

А Муниципальное хозяйство: особенности, структура и модели// TERRA ECONOMICUS. 2011. №3-2

The features and the model of the municipal economy

Gordin V. I.

Position: Chairman of the Accounts Chamber of the city of Volgograd

Address of the author"s works: 400131 Volgograd,. Soviet, 5;

Penkov P. E.

Workplace website: UAB AD Fund

Position: Sales Manager

Address of the author"s works: 400131 Mira 19a

This article describes the main features of the functioning of the municipal services, in addition provides the basic features of the municipality, determining its functional pur chenie. The analysis of the main types and models of municipal services. Municipal economy is seen as an economic relationship. It is noted that the leading role in the management of municipal economies occupy local governments. We consider the dual governmental nature of local government: government sources and the commercial impact possibilities of private actors in the business.

Keywords: municipal services, municipal, municipal model of the economy, public property, local government.

Потребности муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим, и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и финансовых средствах. С этих позиций в зарубежной практике выделяется три модели муниципального хозяйства и источников его финансирования.

1. Коммунальная. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем.

2. Коммунально-рентная отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.



3. Муниципально-рентная характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Для этого их источниками доходов должны быть не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, они должны стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом. Идея состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.

Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям много частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия (подробнее об этом в разделе 6.4) являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.