Биография аль-бируни. Аль-бируни биография Аль бируни труды

Аль-Бируни — учёный, преуспевший в самых разных областях научных знаний своей эпохи, говорил и писал на пяти-шести языках и готов был учиться до самого конца жизни.

Краткие вехи жизненного пути.

Родился будущий учёный и мыслитель 4 сентября 973-го года в городке Кят на территории Хорезмского государства (ныне Афганистан). По рождению он получил имя Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада Аль-Бируни. Считалось, что Аль-Бируни вышел из кругов ремесленников, а семья имела иранские корни. Не смотря на скромное происхождение юноша проявлял серьёзное увлечение наукам и получил приличное образование у довольно известного математика и астронома тех времен Ибн Ирака. Кроме вышеперечисленных наук педагог обучал ученика также философии.

Смышленому молодому человеку хотелось разбираться во всем. Таким образом в числе его многочисленных трактатов и трудов числятся работы по геологии, математике, астрономии, тригонометрии, естествознанию, минералогии, медицине, истории и другим.

Владение языками.

В детстве Абу Райхан разговаривал на родном для тех мест, где родился Хорезмском наречии. В дальнейшем обучился арабскому, позднее персидскому, греческому и другим языкам, освоил в том числе и санскрит. Как и все «большие» мыслители скромно говорил, чтоб слабо знает каждым из этих языков. Общался и работал, в основном, на арабском, считал, что на родном языке удобно только сказки читать. У ученого по этому поводу есть довольно известное высказывание, что ему приятнее слышать ругательства на арабском, нежели получать похвалу по-персидски.

Служба и путешествия.

Мыслитель успел послужить в правительственных кругах почти всех династий, правивший в Афганистане в ту эпоху, когда он изучал мир. И поэтому ему пришлось немало путешествовать по странам и городам Востока. Удалось ему провести несколько лет и в Индии, что оказало на учебного серьёзное влияние. Здесь помимо местной истории, обрядов и канонов Аль-Бируни посвятил много времени астрологии, описал теорию лунных и солнечных затмений и попробовал изучить их влияние на Землю, попытался описать солнце и звезды, правда приписывал звёздам в отличии от планет огненное происхождение. Своим главным трудом учёный считал «Трактат Мас’уда» — учение по астрологии и тригонометрии, в котором он рассчитал диаметр планеты, а также угол отклонения оси Земли (эклектики) относительно линии экватора. Данный трактат назван именем покровителя ученого.

Аль-Бируни очень заинтересовался трудами Аристотеля и позднее, познакомившись с Авиценой, обсуждал значение этих исследований с ним, а также в своей переписке учёные обсуждали естествознание. Как ученый-энцеклопедист Аль-Бируни в первых же своих трудах систематизировал различные методы и варианты календарных исчислении. Позднее описал и дал характеристики более пятидесяти минералам и металлам, позднее попавшим в Менделеевскую таблицу.

04.10.973Учение до последнего вздоха.

Современников исследователи всегда поражало его стремление к постоянному самообразованию и расширению своих знаний во всех сферах, а не в одной конкретной. До последних дней жизни Аль-Бируни сохранил ясность ума, вёл беседы со своими учениками. Говорят, что даже когда 75-летний учёный почувствовал приближение конца, то поинтересовался у одного из друзей о системе подсчёта нечестных прибылей, которую тот разрабатывал. И когда друг сказал, что не об этом нужно думать в такие моменты, умирающий учёный ответил, что не хотел уйти из жизни невеждой. Официальной датой кончины считается 9 декабря 1048-го года.

Немного об историческом наследии.

Родной город Хорезмского государства Кят позднее переименован в Беруни в честь своего известного выходца. В Ташкенте это имя носят институт, техникум и станция метро. За достижения в астрономии этим именем названы астероид и один из лунных краторов. Памятники ученому установлены на его родине.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

«Индия» Бируни (973–1048) – замечательный памятник науки стран азиатского Востока, содержащий важнейшие сведения о народах Индии, их обычаях, религии и философских системах, изложенные с глубоким знанием дела и поразительной для того времени объективностью. Сведения, приводимые в книге, полностью сохраняют своё значение и в наши дни как ценный фактический (исторический, этнографический и географический) материал, во многом уникальный и вполне надёжный.

Русский перевод этой книги был выполнен по заказу Института востоковедения Академии наук Узбекской ССР и ранее опубликован в составе «Избранных произведений» Абу Райхана Бируни, выпущенных в Ташкенте. Естественно, тираж издания был невелик и почти целиком разошёлся в Узбекистане, за пределами которого книга осталась малоизвестной. Между тем перевод адресован не только специалистам, но и более широкой читательской аудитории. Теперь современный российский любитель истории, выросший уже после выхода ташкентского издания, сможет с ним ознакомиться.
Перевод, к счастью, не потребовал пересмотра. Он был выполнен по единственной критической публикации арабского оригинала, подготовленной в Европе на основе отлично сохранившейся рукописи середины XII века, которая прямо восходит к автографу Бируни. Со времени выхода в свет нашего издания не было обнаружено каких-либо материалов, кои могли бы его существенно уточнить. Поэтому в данный репринт внесены лишь несколько исправлений, устраняющих замеченные промахи и опечатки первого издания.
О самом произведении и его авторе подробно рассказывается в предисловии 1961 г. Заметим лишь, что истекший период ничего не изменил в понимании учёными «Индии». Согласно авторскому замыслу произведение было призвано служить мусульманам-интеллектуалам источником знания о духовной культуре, традициях и обычаях индийского народа.
Казалось бы, нынешним россиянам нет необходимости обращаться к средневековому арабскому источнику ради познания индийской культуры, ведь они располагают огромными, постоянно расширяющимися возможностями для получения любых сведений об Индии и её ближайших соседях (Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке, Мальдивах, Непале, Бутане), вместе с которыми эта страна делит великий южный субконтинент, собственно и имеющийся в виду, когда речь заходит об Индии в широком историческом контексте, как например в книге Бируни. Кроме того, современному русскоязычному читателю стали доступны многочисленные переводы с санскрита и других индийских языков, исследования отечественных и зарубежных индологов.
Тем не менее, труд Бируни сохраняет свое значение как уникальная сокровищница мысли и памятник литературы. Он вобрал в себя и запечатлел восприятие представителем иной, ближневосточной и среднеазиатской культурной традиции, мусульманином, неисчерпаемого индийского наследия. Критически мыслящий автор «Индии» то невозмутимо пересказывает известные ему факты, то излагает события с явным сочувствием и восхищением, то переходит к открытой полемике. Мы надеемся, что бессмертный труд Бируни не оставит равнодушным заинтересованного российского читателя.

Предисловие 7
Введение 57

Индия (Текст) 63
Глава I, в которой излагаются и устанавливаются общие сведения об индийцах до начала нашего рассказа о них.

Глава II, в которой излагается вера индийцев в бога, - хвала ему!

Глава III, где рассказывается о вере индийцев относительно разумных и чувственных созданий.

Глава IV - о причине действия и связи души с материей.

Глава V - о состоянии душ и их странствии в мире посредством переселения из одного тела в другое.

Глава VI, рассказывающая об иных мирах и местах воздаяния в раю и аду.

Глава VII - о том, как происходит избавление от бренного мира, и описание пути, ведущего к этому.

Глава VIII - о различных видах созданий и их названиях.

Глава IX, рассказывающая о кастах, которые индийцы называют "цветами", и более низких кастах.

Глава X - об источнике религиозных и светских законов индийцев, о пророках и о возможности отмены отдельных законов.

Глава XI - о начале поклонения идолам и о том, каковы эти идолы.

Глава XII, где рассказывается о Ведах, пуранах и религиозной литературе индийцев.

Глава XIII, где рассказывается о книгах индийцев по грамматике и поэзии.

Глава XIV, где рассказывается об индийских книгах по другим отраслям знаний.

Глава XV, в которой излагаются сведения об индийской системе мер, чтобы облегчить понимание встречающихся в этой книге мер.

Глава XVI, в которой излагаются сведения об индийском письме, арифметике и тому подобных предметах и некоторых индийских обычаях, которые могут показаться диковинными.

Глава XVII, где рассказывается об их науках, которые простирают крылья над горизонтом невежества.

Глава XVIII, содержащая различные сведения об их стране, реках, море и некоторых расстояниях между их областями и границами.

Глава XIX - о названиях планет, знаков зодиака, лунных станций и тому подобном.

Глава XX, в которой рассказывается о Брахманде.

Глава XXI - о форме земли и неба согласно религиозным представлениям, которые восходят к устным известиям и преданиям.

Глава XXII, где рассказывается о полюсе и преданиях о нем.

Глава XXIII, где рассказывается о горе Меру согласно представлениям, коих придерживаются авторы пуран и другие.

Глава XXIV, в которой подробно рассказывается о семи двипах по пуранам.

Глава XXV, где рассказывается о реках Индии, их истоках и их течении через различные области.

Глава XXVI - о форме неба и земли по учению индийских астрономов.

Глава ХХVII - о первоначальных двух движениях по учению индийских астрологов и авторов пуран.

Глава XXVIII - об определении десяти стран света.

Глава XXIX - об определении населенной части земли согласно представлению индийцев.

Глава XXX, в которой рассказывается о Ланке, известной под названием "Купол Земли".

Глава XXXI - о разнице расстояний между областями, которую мы называем "разностью двух долгот".

Глава XXXII, где рассказывается о длительности и о времени вообще, о сотворении мира и его гибели.

Глава XXXIII - о различных видах суток и о дне и ночи.

Глава XXXIV - о делении суток на меньшие части.

Глава XXXV - о различных видах месяцев и годов.

Глава XXXVI - о четырех мерах времени, которые называются мана.

Глава XXXVII - о частях месяца и года.

Глава XXXVIII - о том, что составляется из суток, включая длительность жизни Брахмы.

Глава XXXIX - о том, что превосходит длительность жизни Брахмы.

Глава ХL, в которой рассказывается о сандхи, то есть промежутке, соединяющем два отрезка времени.

Глава ХLI - о разъяснении терминов кальпа и чатур-юга и об определении одного из них посредством другого.

Глава ХLIІ - о делении чатур-юги на юга и о противоречивых мнениях по этому вопросу.

Глава ХLIII - об особых чертах, присущих четырем югам, и рассказ обо всем, что ожидается в конце четвертой из них.

Глава ХLIV, в которой рассказывается о манвантарах.

Глава ХLV, рассказывающая о созвездии Большой Медведицы.

Глава ХLVІ - о Нараяне, его появлении в разные времена и о его именах.

Глава ХLVІІ, рассказывающая о Васудеве и войнах Бхаратов.

Глава ХLVІІІ - о разъяснении меры акшаухини.

Глава ХLIХ - общие сведения об эрах [индийцев].

Глава L - о том, сколько звездных циклов входит в каждую кальпу и каждую чатур-югу.

Глава LI - об объяснении терминов адхимаса, унаратра и ахаргана, выражающих различные периоды, составленные из дней.

Глава LII - об общем объяснении вычисления ахарган, то есть обращении годов и месяцев в дни и обратном действии по переводу дней в годы.

Глава LIII - об обращении годов [в месяцы] частными действиями, применяемыми для некоторых подразделений времени [в эрах].

Глава LІV - о вычислении среднего положения планет.

Глава LV - о порядке, расстояниях и размерах планет.

Глава LVІ - о лунных станциях.

Глава LVІІ - о солнечных восхождениях звезд и рассказ о жертвоприношениях и обрядах индийцев в это время.

Глава LVІІІ - о последовательной смене прилива и отлива в водах океана.

Глава LIХ, рассказывающая о солнечном и лунном затмениях.

Глава LХ, где рассказывается о парване.

Глава LХI - о хозяевах времени с точки зрения религиозного закона и астрономии и о других примыкающих к этому вопросах.

Глава LХII - о шестидесятилетней самватсаре, называемой также шаштьябда.

Глава LХІІІ - о том, что особо касается брахманов, и о том, что они должны делать в течение своей жизни.

Глава LХІV - об обычаях, которым следуют на протяжении своей жизни представители других, кроме брахманов, каст.

Глава LХV, рассказывающая о жертвоприношениях.

Глава LХVІ - о паломничестве и посещении почитаемых мест.

Глава LХVІІ -о милостыне и о том, что следует с имущества.

Глава LХVІІІ- о том, что дозволено и запрещено для употребления в пищу и питье.

Глава LХІХ - о браках, месячных, о состоянии зародышей и о родах.

Глава LХХ - о судебных тяжбах.

Глава LХХІ - о наказаниях и искуплениях.

Глава LХХII - о наследствах и правах умершего на наследство.

Глава LХХІІІ - о выполнении долга по отношению к телу умершего и правах живых на свои тела.

Глава LХХІV - о посте и его разновидностях.

Глава LХХV - об определении дней поста.

Глава LХХVІ - о праздниках и увеселениях.

Глава LХХVІІ - об особо почитаемых днях, о счастливых и несчастливых моментах для достижения [небесной] награды.

Глава LХХVІІІ, где рассказывается о каранах.

Глава LХХІХ, рассказывающая о йогах.

Глава LХХХ, в которой рассказывается об основах юдициарной астрологии индийцев и дается краткое изложение их вычислений.

АСТРОЛОГИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит

Величайший научный гений раннего Средневековья Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни». Его можно отнести к числу одного из первых в мире энциклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие и гораздо позже. Но Бируни изучал и науку о звёздах и считался большим мастером хорарной астрологии. одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии».

История знает немало гениев, наделенных выдающимися способностями во всех областях человеческой деятельности. Такие люди составляют золотой фонд человечества.

При переходе от первого ко второму тысячелетию Восток преподнес миру целую плеяду мыслителей, чьи труды до сих пор входят в сокровищницу мировой культуры. Среди имен Ибн Сины, Ибн Рушда и Омара Хайама по праву выделяется аль-Бируни. Его фигура уникальна. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни» С полным на то основанием его можно от нести к числу одного из первых в мире эн циклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие, и го раздо позже. Его творческое наследие насчи тывает более 150 сочинений по астрономии математике, географии, минералогии, химии этнографии, философии, истории, биологии медицине и астрологии.



Бируни (Абу-Райхан Мухаммад ибн Ахмад иль Бируни) родился 4 сентября 973 года в городе Кит, одном из городов древнего государства Хорезм (ныне город Бируни республики Узбекистан). Мы практически ничего не знаем о его детских и юношеских годах. Известно лишь, что он получил блестящее математическое и философское образование. Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом.

Основная часть его жизни протекала при дворах правителей различных государств. Первоначально он жил при дворах правителей Кята и Кургана, а затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, где он создал и возглавлял одно из первых научных учреждений в мире - Академию Мамуна, ставшую крупнейшим центром пауки в Центральной Азии. О высоком уровне этой Академии свидетельствует то, чго в ней трудились такие учёные с мировым именем, как Абу-али-ибн Сина, более известный под прозвищем Авиценна и основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми.

В 1017 году Хорезм был завоёван султаном Махмудом Газневидом, и по его приглашению Бируни жил в Газни при его дворе. В качестве учёного он принял участие в нескольких походов Махмуда в Индию, и несколько лет прожил в этой стране. В 1030 году им была завершена фундаментальная работа, явившаяся следствнем его путешествий по Индии «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», известная больше под названием «Индия». В ней он дал подробное научное описание быта, культуры, истории и философии индусов.

Бируни ярчайший представитель знака Девы наряду с Солнцем и асцендентом находятся также Меркурий и Восходящий Лунный узел.


Во всем зодиаке Дева является единственным знаком, где её управитель - Меркурий находится одновременно и в обители, и в своей экзальтации. То есть человек, у которого в гороскопе Меркурий попадает в этот знак, как правило, отличается высоким интеллектом, упорядоченностью в приобретении информации, великолепной логикой, а также умением подмечать мелочи и их классифици ровать.

Но здесь Меркурий выделен особо, т.к. попадает в один градус с Восходящим Лунным узлом, т.е. все его качества усиливаются многократно и связаны непосредственно с эволюционным ростом человека.

Более того, характеристика этого 25 гра дуса Девы непосредственно указывает на большую умственную активность, и самое главное - удачу и везение, т.к. это королев ский градус.

В гороскопе Бируни знак Девы является ещё и Восходящим, что концентрирует внимание личности на точных науках. По сути дела, на чала современной математики неразрывно связаны с его именем. Именно он принес из Индии числа, которыми пользуется теперь вся цивилизация, получившие позднее название «арабских». Обладая глубокими познаниями в этой области, он предопределил ее будущее развитие, в частности, расширил понятия числа, создал теорию кубических уравнений, внес немалый вклад в сферическую тригонометрию и создание тригонометрических таблиц. Напомним также, что основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми был его непосредственным его Учеником!

Высшая Дева - это энциклопедист, каковым несомненно и являлся Бируни. Однако он не только энциклопедист-теоретик, но и одновременно практик и эмпирик. В своих трудах он подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом и наблюдением, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. Им были разработаны астрономические методы геодезических измерений, усовершенствованы основные астрономические инструменты. Аль-Бируни собственноручно проводил наблюдения на построенном ан Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2". Этот квадрант для точных наблюдений солнца и планет в течение 400 лет был самым большим и точным в мире. Он установил также угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.
Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.
Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газневи однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и он через неё выйдет». Уличённый в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни из окна. Так и сделали, но на уровне первого этажа был натянут тент, спасший ему жизнь. Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел?» «Предвидел» - ответил Бируни и в доказательство попросил принести собственный гороскоп. В предсказании на этот день стояло: « Меня выбросят с высокого места, однако, я невредимым достигну земли и встану здоровым». Разгневанный султан приказал заточить Бируни в крепость, в которой он отсидел полгода и за время сидения написал сочинение «Наука о звёздах».

Именно благодаря его славе как астролога, и не только теоретика, но и как мастера хорарной астрологии, в 1017 году афганский султан Махмуд Газневи под угрозой вторжения потребовал от шаха Хорезма выдачи Бируни. Великий учёный был вынужден переехать в Газни, где 17 лет провел под фактическим домашним арестом.

На возможность ареста указывает и его натальная карта. На куспиде XII дома находится Крест Судьбы в соединении с Марсом и Венерой! Марс, малое зло, имеет к тому же негативный афетический статус.

Следует учесть, что гороскоп Бируни нами трактуется в системе Порфирия, именно в этой системе в то время трактовались на-тальные карты рождения. Это имеет свои основания, так как система домов, где сектора между главными угловыми точками поделены поровну, указывает на включенность человека в определенную жесткую систему взаимоотношений. Общество эпохи Средних Веков таковым и было, что резко отличает его от Новоевропейского времени, где человек (в определенной степени, конечно) является своим законодателем. В гороскопе, построенном по этой системе, куспид XII дома попадает в разрушительный 10 градус Льва, что опять же указывает на негативные проблемы, связанные с этим домом.

В XII доме тайны и изоляции находятся в соединении альмутен VIII (Марс) и IX домов
нение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.

Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.

Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газ-неви однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и ого
(Венера). Это явное указание на то, что человек будет получать тайную, эзотерическую информацию в дальних странствиях, что в полной мере и проигралось у Бируни. Именно он, практически первым, получил доступ к сакральным знаниям древних индусов.

Солнце - управитель 12 дома - находится в 1 доме личности, значит, весь этот информационный пласт сокровенных знаний он обязательно должен проявить, открыть для человечества, и это совпадает с его эволюционной задачей, т.к. там же Восходящий Лунный узел.
В то время приобщиться к индийским научным познаниям было практически невозможно, - знание ведической математики, астрологии, самого санскрита, «божественного языка», по учению Вед, «млечхам», не индусам, «скотам в образе человека», ранее не передавалось. Даже семь столетий спустя на территории Индии британские ученые сталкивались с огромными трудностями в аналогичных исследованиях.

Вернемся еще раз к астрологическим работам аль-Бируни. Одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии». Интересно, что это произведение было практически единственным астрологическим трактатом, изданным на протяжении всей советской истории, причём в академическом издании (См Бируни, Абу Райхан. Избранные произведения. Т. VI. Ташкент: Фан, 1975).
Во вступлении к этой книге Бируни кратко обрисовал свой путь к астрологии: «...я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству Вселенной, а затем к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочёта, кто полностью изучил эти четыре науки».

В этом трактате Бируни краткое, но энциклопедически полное изложение самих основ астрологии, с необходимыми разделами в сопутствующих дисциплинах, необходимыми в работе астролога. Эта работа не потеряла своей актуальности до сих пор, и может быть рекомендована каждому, кто хочет освоить основы классической астрологии.

В заключении отметим, что судьба этого выдающегося ученого носила во многом мистериальный характер. Он жил в конце Х-го, начале XI-го веков. По авестийскому учению, как раз в это время произошел переход человечества к микроциклу Девы в рамках 12 000-летнего цикла, учитываемого авестийской системой.

Это сакральный цикл Земли, связанный с владычеством определенного знака Зодиака над земным полюсом (не надо путать его с циклом прецессии). В свою очередь, он делится также на 12, и каждое тысячелетие проходит под определенным знаком Зодиака. Последние 1000 лет - это совпадение большой и малой эпох Девы. Она была связана с эпохой раздробления, т.к. ее управитель Прозерпина, планета анализа, мелочей, раздробления и трансмутации, в это время зародилась и получила глобальное развитие технократическая и сциентистская цивилизация.

Бируни жил в самом начале этой эпохи, связанной символически с 1-ым градусом Девы, где у него находился Плутон. Показательно, что, являясь выдающимся астрологом, он в то же время выступает и как критик астрологической науки, и эта осторожная критика, впоследствии современными учёными была доведена до абсурда, до полного отрицания астрологии.

Но недавно мы вступили в Новую эпоху, и в это новое время искусство астрологии должно получить свое второе рождение.

www.zoroastrian.ru/node/1196

Мудрецу аль-Бируни принадлежат слова:

«...наслаждения телесные тому, кто испытывает их, оставляют после себя страдания и приводят к болезням. И это в противоположность наслаждению, которое испытывает душа, когда она что-нибудь познает, ибо такое наслаждение, начавшись, все время возрастает, не останавливаясь у какого-либо предела».

Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:

Изготовил один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты, так что можно было определять их координаты;
- сконструировал несколько приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»: широта Бухары, по его данным, 39° 20", по современным - 39° 48"; широта Чарджоу соответственно 39° 12" и 39° 08";
- тригонометрическим способом определил радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным - 6371 км);
- определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения между его данными (1020 г.) и современными составляют 45"";
- оценил расстояние до Луны как 664 земных радиуса;
- составил каталог 1029 звезд, положения которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей;
- считал Солнце и звезды огненными шарами, Луну и планеты - темными телами, отражающими свет; утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу;
- заметил существование двойных звезд;
- создал шаровую астролябию, что позволило следить за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое число задач.

Аль-Бируни научился определять неприступные расстояния, и его способом пользуются до сих пор. Рассмотрим этот способ.

Чтобы определ ить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в точке А при помощи астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же - САМ. Точку на отрезке АМ закрепляет вехой. После этого, продолжив направление прямой ВС в с торону вехи М, отыскивает точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет DC, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.

Измерить радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию. Угол «понижен ия горизонта» a он определил с помощью астролябии, а высоту горы, с которой производил измерения, - с помощью сконструированного им высотомера. Пусть h = AD - высота горы, AB и AM - касательные к поверхности Земли, OD - радиус Земли, CMB - видимый горизонт.

Из рисунка видно, что R = (R+h) cosa,

Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней и металлов. Для измерения объема им был сконструирован отливной сосуд. Изм ерения отличались высокой точностью (сравните данные аль-Бируни и современные в г/см3):

Золото: 19,05 и 19,32;
- серебро: 10,43 и 10,50;
- медь: 8,70 и 8,94;
- железо: 7,87 и 7,85;
- олово: 7,32 и 7,31.

Бируни выяснил, что удельные веса холодной и горячей, пресной и соленой воды различны, и измерил их. В Европе аналогичные измерения были проведены в эпоху Возрождения, после того как Галилей соорудил гидростатические весы.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

Памятник аль-Бируни в Тегеране от Ольги ампель

Памятник аль-Бируни, украшающий юго-западный вход парка Лале в Тегеране (Иран)

По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц. Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Похоронен в городе Гянджи на юге Афганистана

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973-1048) - великий среднеазиатский ученый-энциклопедист , поэт и философ .

Аль-Бруни - уникальное явление человеческого гения, он овладел почти всеми науками своего времени, его интересы простирались на астрономию и географию, математику и физику, химию и ботанику, геодезию и фармакологию, геологию и минералогию, историю и этнографию, философию и филологию.

Бируни родился 4 сентября 973 года в предместье города Кят - столицы Хорезм а . О его родителях не известно ничего, поэтому принято считать, что он был сиротой.

Первые годы жизни малыш провел в приемной семье хорезмшаха Мамуна , где на его способности обратил внимание известный ученый того времени Абу Наср Мансур ибн Али ибн Ирак , взявшийся обучить мальчика. Именно он сумел привить ученику любовь к естественным наукам, главными из которых считал математику и астрономию.

Получив всестороннее домашнее образование, юноша увлекся самостоятельными наблюдениями и расчетами, и уже в 995 году сделал первый в Средней Азии глобус , который позволял определить географические координаты населенных пунктов с небывалой для того времени точностью. Тогда же он занялся конструированием различных астрономических инструментов и с легкостью определял координаты различных мест в Хорезм е .

Однако, вскоре Кят был завоеван эмиром Гурганджа и столицу перенесли туда. Молодой ученый покинул город и предпринял ряд поездок, с целью пополнения знаний, в такие научные центры как Бухара , Багдад , другие города Афганистана и Хорасан а .

Вернувшись в 1004 году на родину, Бируни приезжает в Гургандж . Там его уже ждут при дворе, и он занимает должность визиря (советника), возглавляя при этом вновь созданную «Академию Мамуна ».

Поистине, двор хорезмшахов в тот период собрал в своей Академии целое созвездие великих имен: энциклопедисты Аль-Бируний , Ибн Сино , Ибн Ирак ; философы Абул Хайир Хамар и Абу Сал Мазихий ; поэт Абу Мансур ас-Салибий , и другие.

Однако торжество «чистой» науки длилось недолго, в 1017 году Хорезм был захвачен султаном Махмудом Газневи , и весь цвет науки вынужден был перебраться в его столицу - Газну . При дворе Газневидов Беруни дожил до преклонных лет, участвовал в походах султана Махмуда в Индию , и даже остался там на какое-то время.

Именно в Индии ученый завершил свои работы по определению размеров земного шара, собрал обширнейший материал по истории, географии, философии и этнографии этой страны.

Умирал аль-Бируни в полном сознании. Попрощавшись со всеми друзьями, он вдруг остановил последнего:

Скажи, что это ты говорил мне о методах подсчета неправедных прибылей?

Да как же можно думать об этом в таком состоянии? - невероятно изумился тот.

Эх ты, поверь, уйти из жизни зная ответ на этот вопрос, гораздо лучше, чем умереть в неведении.

Даже в последний миг своей жизни, пытливый ум исследователя не давал ученому покоя.

Аль-Бируни оставил потомкам весьма обширное научное наследство. Его перу принадлежит около 150 научных работ, охватывающих более 10 областей знаний.

Так самое первое фундаментальное произведение - «Хронология, или памятники минувших поколений »(1000г), посвящено описанию всех известных доисторических календарей, а так же содержит подробную хронологическую таблицу эпох, начиная от библейских патриархов.

Не менее популярна работа «Индия , или Книга , содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений , приемлемых разумом или отвергаемых », в которой ученый дает детальное описание быта, религии, культуры и науки индийцев.

До сих пор актуальны: «Минералогия , или Книга сводок для познания драгоценностей » и «Фармакогнозия » - книга о составе лекарств .

Но, конечно, самое большее количество научных работ посвящается любимым предметам - астрономии и математике :

- «Канон Маасуда », труд написанный для сына султана Махмуда Газневи и включивший в себя 11 томов, содержащих сведения по математике, астрономии, астрологии, истории и этнографии различных наций, коментарии к научным трудам средневековых ученых и многое другое.

- «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии » - работа рассматривающая ряд теорем Архимеда , которые не сохранились в подлиннике.

- Трактат «Тени », освещающий вопросы прикладной математики и многое, многое другое.

Бируни видел свое предназначение в том, что бы передать знания не ученикам-одиночкам, а всем людям, и его мечты сбылись. Книги, написанные великим ученым востребованы до сих пор.

Известный философ, учёный-энциклопедист, автор исследовательских работ по многим дисциплинам (география, астрономия, математика, минералогия, филология и проч.) – Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Жил в 10 – 11 веке н.э.

Биография и начало работы

Родился в сентябре или октябре 973 года в городе Кят (сейчас это город Беруни в Узбекистане). Был учеником астронома и математика Ибн Ирака. Часто менял место жительства: из Кята уехал в Рей, после – в Гурган, затем – в Гургандж и Индию. Последним пристанищем для аль-Бируни стала Газна.

Первой работой стало сочинение, в котором учёный собрал все имеющиеся в мире системы календаря. Туда же он включил и хронологическую табличку по всем эпохам (с правления библейских патриархов).

Аль-Бируни создал произведение, описывающее быт, науку и культуру древних индийцев. В нём изложены системы философии, религии, учение о связи души и тела. Там же находится и легенда о создании игры в шахматы и её авторе.

Более мыслителя интересовала астрономия. Доказательство тому – 45 сочинений, посвящённых именно этой науке. Вообще, количество трудов Бируни не поддаётся перечислению: перечень названий работ записан его учениками на 60 страницах мелким шрифтом.

В работе по фармакогнозии Бируни перечислил более 4 с половиной тысяч названий растений из разных стран (Персия, Сирия, Индия, территории тюркских народов и др.) и в отдельности объяснил свойства каждого из них.

Любопытные факты

Бируни – в первую очередь человек науки. Неопровержимое этому свидетельство – легенда о его смерти. Он осознавал, что умирает. Перед его постелью столпились друзья. Попрощавшись со всеми, учёный спросил одного из них о «методах счёта неправедной прибыли» и объяснил свой интерес просто: он не хотел уходить из мира невеждой.

Огромной потерей для науки стал трактат «Ключ к астрономии»: он был то ли уничтожен, то ли спрятан. В этой работе Бируни изложил основы астрономии и математики. От всей книги осталось лишь введение.

Кроме тяги к исследованиям, аль-Бируни привлекали и языки. Он в совершенстве знал:

  1. арабский (на нём и созданы работы);
  2. персидский;
  3. латинский;
  4. хинди;
  5. греческий;
  6. тюркский;
  7. иврит;
  8. санскрит;
  9. сирийские диалекты.

Эти знания стали залогом успешного перевода интернациональных терминов.

Интересно, что в труде по тригонометрии современные учёные обнаружили ряд теорем, авторство которых принадлежит Архимеду. В работах самого Архимеда их нет.

В исследованиях Бируни придерживался одного принципа: вся теория должна проверяться практикой и доказываться опытом.