Составить свои задания по словарю однокоренных слов. Родственные слова (практический материал) картотека по логопедии (2 класс) на тему

Предварительный просмотр:

Карточка №3

Чтобы выделить в слове корень, нужно ______________________

________________________________________________________________________.

Упражнение №1. Какое слово – «лишнее»?

а) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

б) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

в) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

г) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

д) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал

е) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый

ж) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать

Упражнение №2.Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:

1. Забота 6. Завтра

2. Затвердеть 7. Замычать

3. Заря 8. Задний

4. Затрубить 9. Залп

5. Задержать 10. Загадка

Упражнение №3. Верно ли, что… Напиши ДА или НЕТ после высказывания.

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными? _____________
  2. Корень – общая часть родственных слов?_______________
  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?______________

Упражнение №5. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.

Упражнение №6. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов.

1. Корень -лет-(-лёт-):_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Корень -бег- (-беж-):______________________________________________________

Как отличить форму слова от однокоренного слова? Упражнение №1. Заполни таблицу признаками

Упражнение №2. Допиши ряд слов, сделай вывод ниже:

1. Поле, полями, на поле, ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Теплый, теплица, теплеет, _________________________________________________

__________________________________________________________________________.

3. Горный, горочка, горняк, __________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. В море, по морю, за морями, _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод : слова в строках 1 и 4 – это _________________________, а слова в строках 2 и 3 – это ___________________________________.

Упражнение №3. Отгадай кроссворд:

По горизонтали:
2. Лиственное дерево с белой корой.
3. Роща или лес, состоящий из одних берёз.
4. Молодая берёза.
5. Сладковатый напиток, образованный из собранного весной берёзового сока.
6. Съедобный гриб с бурой шляпкой, растущий в берёзовых лесах.

По вертикали:
1. Слово с уменьшительно-ласкательным значением, образованное от слова «берёза».
3. Родственное слово, обозначающее признак предмета (имя прилагательное) и отвечающее на вопрос «какой?»

(подсказки: подберёзовик, берёзовица, берёзка, березняк, берёза, берёзонька, берёзовый )


ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ

УЧАЩИМИСЯ ПОДБОРОМ РОДСТВЕННЫХ

И ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

С помощью программированных заданий, при изу­чении темы «Родственные и однокоренные слова» дети учатся:

    подбирать родственные слова;

    находить корень и безударную гласную в нем;

    нахо­дить место ударения в слове;

    выделять слова с ударением в определенной позиции.

    Разгадать ребусы. Написать слова. Обозначить корень.

    Отгадать загадку. В овал вставьте слово-отгадку, прочитать получившиеся слова.

Весной одевается,

Осенью раздевается (...)

Ник -ок -ной - очек -ничий

Напишите получившиеся слова, обозначьте корень.

    В овал вставить по смыслу слова сад или вес , прочитать полу­ чившиеся слова.

по- -ка, под- - ил, на- -ил, рас- - а,

пере- -ить, вз- - ил, вы- - им, от- .

    Игра «Лото однокоренных слов»

Логопед называет корни слов (по маленьким карточкам). Дети закрывают слова с этими корнями фишками. Пока кто-то не закроет все 6 слов. Выигравший читает свои слова, называя корень. Запись слов. Составление предложений со словами на карточке. При выполнении этого упражнения обогащается активный и пассивный словарь школьника.

Маленькие карточки:

гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, бег-, кач-, свист-, го­вор-, зим-, чист-, лес-, берез-, снег-, свет-, воз-, гроз-, желт-, сторож-, мо­роз-, зелен-, пестр-, бел-, холод-, черн-, близ-, цвет-, долет-, рыб-, груз-, езд-, кук-, вяз-, сказ-, низ-, лет-, стрел-.

Карточка 1

опоздание

морозный

кататься

Карточка 6

желтизна

пересказ

седоватый

отвозить

Карточка 9

почернеть

разговор

низенький

    Игра «Горка».

У каждого ученика табличка:

Вписать недостающие буквы в пустые клетки, что­бы получились родственные слова. Начало, которое является для всех видов общим, указано, надо найти лишь конец. Ученики заполняют пу­стые клетки в своих табличках. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.

Примерный материал:

сани, санки, санный, саночки;

зима, зимний, зимушка, зимовать;

гора, горка, горочка, гористый;

рыба, рыбак, рыбина, рыбалка.

    Различение родственных слов и слов с омонимичными корнями.

Детям предлагают карточки со словами, которые необходимо разложить на два столбика по смыслу. Данные упражнения совершенствуют навык чтения, восполняют пробелы в развитии лексического запаса слов.

    Определить, какой корень пропущен в словах.

Напишите однокоренные слова в два столбика. Выделите корень.

Конспект урока русского языка в 5 классе школы VIII вида

Тема: «Повторение пройденного. Подбор родственных слов».

Цель: закрепление умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), формирование умения правильно подбирать родственные слова для обогащения речи учащихся и повышения их орфографической грамотности (через повышение продуктивности проверки учащимися орфограмм в корне слова).

Закрепить умение находить однокоренные слова в предложении, выделять общую часть родственных слов, научить правильно подбирать родственные слова, различать родственные слова и разные формы одного и того же слова, дать представление об омонимичных корнях;

Развивать операцию сравнения, орфографическую зоркость;

Воспитывать любовь к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: индивидуальные таблицы оценивания работы на уроке, пословица на доске (Ум да разум надоумят сразу), предложения и слова на доске (1.Я потерял ключ от дома. 2.В овраге бьёт ключ из-под земли. 3.Ключевая вода очень полезна. Ключи, клюв, родник, ключик, включить), деревья для групповой работы, листочки с родственными словами, мяч, корни -ход-, -бег- на закрытой доске, дифференцированные по объёму карточки с заданиями, слова для проверки задания 1 с карточки на закрытой доске (мороз, водитель, гусеница, печень, лисичка), карточки с домашним заданием.

Ход урока:

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать. (Выдача таблиц оценивания, подписывание числа в тетрадях).

2.Минутка чистописания .

Запись на доске:

Ум да разум надоумят сразу.

Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

3. Воспроизведение и коррекция знаний и умений учащихся .

Найдите в этой пословице однокоренные слова и выделите в них корень.

Взаимообмен тетрадями и таблицами, 1 человек выходит к доске и выделяет корни. Обсуждение классом, выводы: - Как вы определили, что эти слова являются однокоренными? (Они близки по смыслу и имеют одинаковую часть - корень). Как по-другому называются однокоренные слова?

Учитель озвучивает критерии оценивания:

1 балл в первую графу таблицы (Качество чистописания) - пословица списана аккуратно, без помарок и зачёркиваний, 0 б. - списано грязно или допущена хотя бы одна ошибка.

1 балл во вторую графу (Умение находить однокоренные слова в предложении) - найдено 2 или 3 слова с корнем -ум-; 0 б. -однокоренные слова найдены ошибочно или вообще не найдены; слова найдены, но корень выделен неверно.

Оценивают друг друга, обратный обмен.

4.Мотивация учебной деятельности .

Чтение учащимися предложений на доске:

а)Я потерял ключ от дома.

б)В овраге бьёт ключ из-под земли.

в)Ключевая вода очень полезна.

Назовите слова, имеющие одинаковый корень. Назовите этот корень. (Выделить корень на доске).

А теперь подумайте и скажите, в каком предложении слово «ключ» не является родственным по отношению к остальным двум словам? (- В первом предложении). Почему вы так считаете? (- Это слово отличается по значению от остальных). - Можно вычеркнуть предложение на доске.

Прочитайте слова под предложениями. (Ключи, клюв, родник, ключик, включить). Какие из них не являются родственными к словам «ключ» и «ключевая» и почему? (По очереди называют лишние слова, объясняют, вычёркивают). Запишите в тетрадь только родственные слова, выделите корень (ключ, ключевая, ключик).

Как выяснилось, не так-то легко бывает отличить чужака от родственника. Сегодня на уроке вы будете учиться сами правильно подбирать родственные слова. Для чего это нужно уметь делать?

Для того, чтобы правильно писать слова с орфограммами в корне (только изменением формы слова не всегда можно проверить сомнительную букву, например: ложка - ложки - ложечка); для того, чтобы грамотно говорить (например, нельзя сказать «листовое дерево», нужно говорить «лиственное»); наконец, для того, чтобы сделать свою речь более выразительной (не просто кот, а котище; не дом, а домишко).

5.Применение знаний и умений учащихся в новой ситуации .

Работа в группах: учащиеся делятся на группы (по возможности, равные), каждой группе выдаётся бумажный ствол дерева с записанным на нём словом и листья с возможными вариантами однокоренных слов. Дети должны, совместно приняв решение, отсеять лишние «листья», а слова, являющиеся однокоренными написанному на стволе слову, приставить к стволу так, чтобы получилось дерево.

Эталон выполнения задания:

Ствол 1: ворон. Листья: вороний, проворонил, ворона, воронёнок, вороной. Лишние листья: вор, воробей.

Ствол 2: рыба. Листья: рыбак, рыбёшка, рыбный, рыбка, рыбалка. Лишние листья: рыбу, работа.

Тематическая физминутка : встают, придумывают и называют слова с корнями, записанными на закрытой доске (-ход-, -бег-), передавая друг другу мяч по цепочке.

6. Обобщение и систематизация знаний учащихся .

Выдача дифференцированных по объёму карточек с заданиями.

1)Инструктаж по выполнению задания 1: Записать ряды родственных слов, исключив в каждой строке одно лишнее слово.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка задания: демонстрирую слова на закрытой доске (- Проверьте, этих слов не должно быть в вашей тетради). Критерии самооценивания в таблице (столбец 3- Умение находить лишнее слово в ряду однокоренных): 1 б. - нет ошибок или 1-2 ошибки; 0 б. - не меньше 3ёх ошибок.

2)Инструктаж по выполнению задания 2: В каждое предложение нужно вставить подходящее по смыслу слово, являющееся родственным для подчёркнутого слова.

Работают самостоятельно, после завершения работы комментируют предложения вслух по очереди, оценивают себя в таблице по критериям предыдущего задания (столбец 4 - Умение подбирать родственные слова).

7.Подведение итогов урока .

Чему мы учились на уроке? Как правильно подобрать к слову родственные слова? Зачем мы этому учились?

Рефлексия: самостоятельно оценивают аккуратность своей работы в тетради в последней графе таблицы, озвучивают оценки за урок.

8.Домашнее задание : выдача карточек, инструктаж, запись задания в дневники.

И н с т р у к т а ж:

Чтение слов на карточке: Гора, горы, холм, пригорок, городок, горный, горит.

Было задание подобрать к подчёркнутому слову родственные. Вы должны проверить, правильно ли выполнено это задание и исключить все лишние слова, записав только ряд родственных слов.

*Возможные дополнительные задания:

1)Отгадывают загадки, по очереди придумывают родственные слова к слову-отгадке.

а) Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной -…..(медведь).

б) На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

в)Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (Кошка)

г)Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ль слова родные - однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Из опыта работы учителя русского языка

Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида. Описание материала. Материал будет полезен учителям начальных классов, учителям русского языка коррекционных школ как на уроках, так и на коррекционных занятиях. Предложенные упражнения способствуют формированию умений и навыков по предложенной теме, обеспечивают более качественное усвоение материала.
Упражнения и задания для работы по теме « Корень слова. Однокоренные слова».
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова. (В.А. Синицын)
1. Выпиши из данной группы слов только однокоренные слова:
Домашний, дом, домино, домовой.
Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.
Вода, водитель, водный, водичка.
2. Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.
Холод - ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________
3. Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую группу запишите с новой строки, выделите корень.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.
Коса, косить, косыночка, перекос, косилка, косынка, покосился, косяк, косарь
4. Прочитай слова, найди и выдели в них корень. Найди лишнее слово. Объясни значение слов.
Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка, лунатики.
Слеза, слезать, слезливый, прослезиться.
5. Со словами грибной, гриб, грибники составь и запиши предложения. В предложении должно быль название деревни и имя мальчика.
6. Выпиши из текста однокоренные слова, корень выдели.

В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.
7. Подбери однокоренные слова по данным значениям:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе- ___________________________
Мастер по приготовлению пищи - _______________________________
Большая ложка для разливания супа - ____________________________
8. Замени данные словосочетания одним словом. В однокоренных словах выдели корень.
Положить соль- ___________________________________
Оказать помощь - __________________________________
Сделать запись - ___________________________________
9. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, данные в скобках.
(Птица) - ___________________________________ перо.
(Волк) - ____________________________________ нора.
(Корова) - __________________________________ молоко.
(Медведь) - _________________________________ берлога.
10. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …….. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …………… (картошка)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а вся дрожит. (осина)
11. Замени выражение одним словом. К этому слову подбери однокоренные слова.
Часть суток от вечера до утра - … (ночь)
У машины мотор, у человека - …… (сердце)
У конфеты фантик, у человека - ….. (одежда)
12. Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.
Осень многие птицы ________________________ на юг. Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси – вереницей. ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути.
13. Подумай и запиши слова, состоящие только из корня.
14. Запиши парами предложения, в которых употреблены однокоренные слова.

В реке теплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат – водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Выдели корень в однокоренных словах.