День образования радиотехнических войск военно-воздушных сил рф. День радиотехнических войск ввс рф Задача радиотехнических войск

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ВОЙСК
Предпосылки формирования системы наблюдения за небосклоном и опознавания воз-душных целей в русской армии (1913 -1914 гг.)
В1913 году в России при организации воздушной обороны русским авиаконструктором А.А. Пороховщиковым было предложено создать специальную сеть наблюдательных постов с целью ор-ганизованного ввода в бой сил воздушного флота вместе с имеющейся полевой и крепостной артил-лерией. Для этого вдоль южного побережья Финского залива по линии Петербург - Рига предлагалось создать сеть так называемых "воздушных станций", расположив их в две линии: одна - Петербург - Виндава, другая - Петербург - Сувалки. Назначение этих станций состояло в том, чтобы следить за появлением летательных аппаратов в зоне ответственности станции, размеры которой определялись дальностью обзора воздушного пространства с помощью оптических приборов, выделять среди них чужие и сообщать о факте их пролета и его направлении заинтересованным командирам. Также высказывалась мысль о возможности оказания помощи своим летчикам в отыскании нарушителей воздушного пространства.
Это было не что иное, как предложение об организации в России службы воздушного наблюдения появившейся немного позднее. В то время зарождались основы боевого применения будущих подразделений и частей ВНОС и радиотехнических войск.
Так, предполагаемые станции должны были быть удалены на расстояние до 150 верст одна от другой, снабжены средствами наземной связи и обеспечены транспортом. Руководящими документами по борьбе с воздушной разведкой определяется личный состав, специально выделяемый для наблюдения за появлением самолетов и дирижаблей против- ника в частях и подразделениях.
Наблюдение в боевых условиях должно было вестись повсеместно и непрерывно, независимо от погоды и времени суток. Обнаружив воздушный объект, наблюдатель должен был оповестить командование и весь личный состав об этом.
Порядок оповещения вырабатывался в частях, для него иcпользовались доступные средства сигнализации. Подавать сигнал тревоги должен был первый же наблюдатель, обнаруживший воздушного разведчика.
В связи с тем, что с 1 января 1913 г. вступил в силу закон о суверенитете воздушного пространства Российской империи, появилась объективная необходимость нанесения знака государственной принадлежности на воздушные суда.
Для обозначения государственной принадлежности и опознавания воздухоплавательных снарядов и аэропланов России накануне первой мировой войны Военным советом была утверждена Инструкция, в соответствии, с которой на русских самолетах по бокам фюзеляжа или гондолы, а также на рулях направления наносились концентрические круги из цветов государственного флага России - белого, синего и красного. Эти обозначения использовались наблюдателями для опознавания своих воздушных судов.
Начало создания структурных подразделений воздушной обороны наблюдения и оповещения за воздушной обстановкой (1914-1918 гг.)
При создании осенью 1914 года воздушной обороны Петрограда и Императорской резиденции в Царском Селе особое внимание было уделено постам наблюдения за небосклоном, которые формировались в частях и подразделениях 6-й армии, в соответствии с "Инструкцией по воздухоплаванию", введенной в действие приказом главнокомандующего армией.
Дальние посты воздушного наблюдения располагались вдоль западной границы Финляндии и по берегу Ботнического залива Балтийского моря. Задача обнаружения воздушного противника на территории Финляндии и оповещения о нем Штабу воздушной обороны Петрограда возлагалась на пограничную стражу.
Ближняя линия воздушного наблюдения была развернута на базе артиллерийского укрепленного района вокруг российской столицы и на кораблях Балтийского флота.
Для установления быстроты связи между постами воздушного наблюдения, обеспечения возможности немедленной передачи донесений от них в Петроград, начальнику воздушной обороны Петрограда было вменено в обязанность - организовать непосредственную связь постов и избранным им центральным пунктом, а также связь между центральным пунктом и артиллерией, аэропланами и командами, назначенными для отражения воздушного нападения противника.
12 мая 1915 года главнокомандующий 6-й армией издал специальную Инструкцию №1 "Постам из нижних чинов для наблюдения за небосклоном". В ней были определены: состав формируемых постов; районы наблюдения; должностные обязанности нижних чинов постов; порядок несения боевого дежурства и оповещения в случае появления в небе воздухоплавательных аппаратов противника.
Впервые для оперативности передачи информации о воздушном противнике по линии связи Инструкцией вводился термин "Воздух", который и по настоящее время используется в ходе боевого дежурства под- разделений противовоздушной обороны.
На постах наблюдения за небосклоном Инструкцией вводились специальные рабочие журналы, ставшие прообразом современных журналов несения боевого дежурства.
Приказанием войскам 27-го армейского корпуса от 23 января 1915 года № 13 организована воздушная оборона г. Варшавы. Для борьбы с воздушным флотом противника были
сформированы авиационные отряды общее руководство ко- торыми было возложено на ко- мандира 2-й авиационной роты подполковника Генейко. Од- новременно в этом районе дей- ствовал первый в русской ар- мии истребительный авиацион- ный отряд старшего лейтенанта Н.А. Яцука. Для своевременного оповещения частей воздушной обороны была установлена сеть наблюдательных постов, определено взаимодействие с противо-аэропланной артил- лерией Варшавской крепости, на-ходящейся в распоряжении начальника Варшавской кре- постной артиллерии полковни- ка П.Н.Глазкова.
В период 1915-1917 годов для организации воздушной обороны крупных военно-по- литиче-ских, административных центров страны: Могилева, Двинска, Минска, Пскова, Одес- сы, Николаева и т.д. формиру- ется структура воздушного наб- людения и оповещения, входя- щая составной частью в орга- низацию обороны от воздушно- го нападения германской и австро-венгерской авиации. Так, в 1917 году вокруг Петро- града и Одессы было уже вы- ставлено по 60 наблюдатель- ных постов, све-денных в роты наблюдателей и укомплекто- ванных кадровыми офицерами и солдатами. В дальней-шем вокруг Петрограда количество таких постов увеличилось до 83. Для приема донесений от пос- тов также было создано вокруг российской столицы 15 теле- фонных и телеграфных станций.
20 марта 1917 года приказом Начальника штаба Верховного Главнокомандующего № 370 оп-ределено создание воздухо- обороны в границах Одесского военного округа. Воздушную оборону округа возглавил гене- рал-майор ИАФедоров.
Этим же приказом введен штат и Положение о Штабе воздушной обороны Одесского воен-ного округа. Начальником штаба воздушной обороны на- значен капитан Покровский (ко- мандир ба-тальона обороны). Начальнику воздушной оборо- ны подчинены: ...части артиллерии, пуле- метные и авиационные для обороны от воздушного напа- де-ния... Наблюдательные пос- ты формировались двумя ро- тами наблюдателей. Для ночных дейст-вий имелось 4 прожекторных команды. Те- леграфно-телефонная команда обеспечивала связь час-тей воз- душной обороны и Штаба воз- душной обороны округа.
К сентябрю 1917 года сфор- мированы службы воздушной обороны в Петрограде и Одес- ском военном округе, объединившие все имевшиеся силы и средства воздушной обороны, в том чис-ле организационно сформировавшуюся службу на- блюдения за воздухом.
Руководство службой воз- душной обороны осуществляли командующие войсками воен- ных округов через начальников воздушной обороны, которым подчинялись все части истреби- тельной авиации, противосамолетной артиллерии, воздушного наблюдения.
Общее руководство служба- ми воздушной обороны осуществляла Ставка Верховного Главнокомандующего (через службы генерал-квартирмейстера и дежурного генерала).
Начальники штабов воздушной обороны г. Петрограда и Одесского военного округа одновременно являлись коман- дирами батальонов воздушных наблюдателей. Постоянная боевая готов-ность частей воздухообороны поддерживалась ежедневным назначением во всех истребительных авиаотрядах и противосамолетных бата- реях дежурных частей и постоянной деятельностью наблюдательных постов.
Таким образом, служба наблюдения за небосклоном получила свое рождение и развитие в годы первой мировой вой- ны и входила составной частью в формируемые системы воздушной обороны важных воен- но-политических, административных центров, военных округов, группировок войск и сил флота России.
Основные этапы развития системы наблюдения, оповещения и связи в Красной (Советской) Армии (1918-1945 гг.)
В дальнейшем развитие системы наблюдения и оповещения в составе отечественной воздушной обороны можно разделить на следующие этапы:
Первый этап (1918-1925 гг.) Формирование службы наблюдения и оповещения только вокруг важнейших военно-политиxеских и административных центров страны на время непосредственной опасности воздушного нападения противника.
Несмотря на изменение политической обстановки в стране, связанные с Октябрьским событиями и сменой государственной власти и строя в России, в Петрограде продолжал функционировать Штаб воздушной обороны под руководством генерал-майора В.Г.Бурмана (начальник воздушной обороны 1914-1918 гг.) и штабс-капитана П.Д.Вотинцева (начальник штаба 1917-1918 гг.). Для обеспечения надежного прикрытия столицы государства и своевременного оповещения о возможном налете неприятельской авиации вокруг Петрограда продолжали выполнять боевую задачу посты наблюдения за небосклоном. Об этом говорит и тот факт, что распределение сил и средств воздушной обороны Петрограда, организацию оповещения о появлении воздушного противника осуществлял Революционный Комитет по обороне города Петрограда под руководством Н.И. Подвойского, в ведении которого и находился Штаб воздушной обороны.
В апреле 1918 года в связи с переездом Советского правительства в Москву в приказе военного руководителя Московского района № 1 от 25.04.1918 г. формируется воздушная оборона города Москвы. На под- ступах к городу разворачивают- ся сигнальные пункты - посты воздушного наблюдения.
В июле того же года при вновь сформированном Управлении заведующем формированием зенитных батарей было начато обучение младшего комсостава для зенитных батарей и специали-стов, в т.ч. наблюда- телей телефонистов для воздушной обороны.
В период февраля - мая 1919 года приказами по оператив- ной части было определено расположение наблюдатель- ных вахт за небосклоном в Сестрорецке, Дибуны, Станки, Токсово, Осиновце, Ораниенбауме, Стрельне. В октябре - ноябре того же года были разработаны и введены в действие Инструкции дежурному начальнику свя- зи, наблюдательным вахтам.
1 сентября 1922 года, в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики были введены положения и штат учебного электротехнического батальона, штаты отдельной прожекторной роты и отдельной элект- ротехнической станции (мирного времени).
Второй этап (1926 -1932 гг.) Формирование в приграничной зоне и вокруг главных экономических и административных центров страны постоянной сети визуальных постов наблюдения, комплектуемых в основном за счет сил местной милиции.
30 июня 1927 года приказом Реввоенсовета СССР было введено в действие Наставление по службе постов воздушной связи и наблюдения. Посты создавались в частях (подраз- делениях) свя-зи корпусов, ди- визий, полков, в частях воз- душно-химической обороны и авиапарках Военно-воздушных
сил. Посты подчинялись во всех отношениях начальникам связи всех уровней руководства.
31 января 1928 года Реввоенсовет СССР принял решение узаконить термин "противовоз- душная оборона" и "служба воз- душного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)". Эти термины нашли применение в утвержденных Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем РВС СССР основополагающих документах по организации ПВО страны, а именно в Положении по противовоздушной обороне Союза ССР (мирного времени) и первом Временном положении по противовоздушной обороне СССР (на военное время).
11 июля 1928 года постанов- лением Распорядительного Заседания Совета Труда и Оборо- ны впервые утвержден пере- чень важнейших пунктов, подлежащих противовоздушной обороне (всего 48), определено развертывание службы ВНОС по линии гражданских наркома- тов.
28 января 1930 года Реввоенсовет СССР обсудил вопрос о Плане противовоздушной оборо-ны и признал необходи- мым объединить зенитные артиллерийские, пулеметные, прожекторные, воздухоплава- тельные, химические и наблю- дательные части ПВО тыла в дивизионы, полки, бри-гады и дивизии ПВО.
11 декабря 1930 года поста- новлениями Реввоенсовета СССР "О противовоздушной обороне действующей армии и объектов военного значения" и "О противовоздушной обороне тыла" опреде-лены меры по усилению зенитных средств, ис- требительной авиации, развер- тыванию постов службы ВНОС на обороне объектов ПВО.
7 февраля 1931 года вышла в свет совместная директива Штаба РККА и Главного управ- ле-ния милиции о создании при органах милиции главных и на- блюдательных постов ВНОС. Дирек-тивно определялись пункты дислокации главных постов (ГП) и количество наб- людательных постов (НП) по областям (краям) и автоном- ным республикам, вводились штаты ГП и НП ВНОС.
Третий этап (1932-1938 гг.) Передача всех функций службы ВНОС специально созданным в войсках противовоздушной обороны воинским частям ВНОС. В этот период создаются первые радиолокационные средства обнаружения воздушных целей.
11 апреля 1932 года при- казом Реввоенсовета СССР № 0019 введено в действие По- ложе-ние о частях: ВНОС ПВО территории страны.
В июне 1933 года наркому обороны СССР К.Е.Ворошилову была представлена докладная за-писка инженера-конструктора П.К.Ощепкова с изложением идеи использования радиоволн для об-наружения самолетов и принципов использования приборов радиообнаружения в си- стеме ПВО.
В январе 1934 года группа сотрудников Центральной ра- дио лаборатории во главе с Ю.К. Ко-ровиным провела первый эксперимент по обнаруже- нию воздушной цели с по- мощью радиоволн. Отражен- ные от самолета радиосигналы были зафиксированы на рас- стоянии 70 километров. 14 ян- варя 1934 года в Академии наук СССР состоялось специальное совещание, одобрившее идею ра-диолокации.
10-11 июля 1934 года под Ле- нинградом проведены первые в мировой практике испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов "Рапид" (изготовле- на Ленинградским электрофи- зиче-ским институтом по заявке Управления ПВО РККА), кото- рая могла обнаруживать само- леты на рас-стоянии до 3 км. 22 октября 1934 года был заклю- чен договор с промышленно- стью об изготовлении шести та- ких станций обнаружения. Испытанная аппаратура послужи- ла прототипом для разработ-ки первой системы радиообна- ружения самолетов "Ревень" (РУС-1).
11 июля 1934 года - день рождения отечественной ра- диолокационной техники для службы ВНОС.
20 июня 1937 года директивой НКО СССР № 34990сс на территории страны установ- лены в отношении ПВО закры- тая приграничная полоса и особо охраняемые зоны. Вся служба ВНОС, за ис-ключением пунктов ПВО, была подчинена командующим ВВС военных округов.
Четвертый этап (1938 - июнь 1941 гг.). Период всестороннего укрепления войск ВНОС поднятия их боевой готовности до уровня, отвечающего требованиям начавшейся второй мировой войны, период первого бое- вого освоения новой радиолокационной техники, период формирования первых радиолокационных подразделений.
Проведенные исследова- тельские и опытные работы в области радиолокации позволили советским ученым к 1938 году создать первую в мире ра- диолокационную станцию "РУС-1" (радио-улавливатель самолетов - первый), которая получила боевое крещение в войне с Финляндией в 1939-1940 годах. Осенью 1939 года была создана более совершенная станция "РУС-2" (шифр "Редут"), принятая на вооружение в июле 1940 года и широко применявшаяся в годы Великой Отечест-венной войны для обна- ружения самолетов противника и наведения на них советских истребителей.
4 декабря 1938 года постановлением Главного Военного совета РККА № 10200сс определено подчинение службы ВНОС начальнику Управления ПВО РККА, а в военных округах-помощникам командующих войсками по ПВО.
7 октября 1940 года вышло постановление СНК СССР "О противовоздушной обороне СС СР", которое определило изме- нения по руководству местной противовоздушной обороной. За Наркома-том обороны СССР оставались функции руководства и организации службы воз- душного наблюде-ния, авиазе- нитной обороны территории и пунктов ПВО, борьба с воздуш- ным противником.
25 января 1941 года вышло постановление СНК СССР № 198-97сс "Об организации про- ти-вовоздушной обороны". Орга- низация ПВО предусматрива- лась в угрожаемой по воздуш- ным напа-дениям зоне на глуби- ну 1200 км от госграницы. В со- ответствии с данным постанов- лением 14 февраля издан при- каз НКО СССР № 0015 "О раз- делении территории страны СССР на зоны, рай-оны и пункты ПВО". Приказ опреде- лил сформировать в пригранич- ных и некоторых внутренних во- енных округах зоны ПВО (всего 13), в т.ч. в составе частей и подразделений ВНОС.
Пятый этап (июнь 1941 - сентябрь 1945 гг.). Активное применение войск ВНОС в боевых действиях, обеспечение боевой работы огневых средств ПВО, организация наземной обороны. Резкий количественный рост войск ВНОС и их качественное усовершенствование.
К началу Великой Отечественной войны (на 21 июня 1941 года) противовоздушная оборона страны в составе 13 зон ПВО включала в себя, в том числе: 6 полков, 35 отдельных батальонов и 5 отдельных рот ВНОС.
В периоде 21 по 23 сентября 1941 года впервые в истории войн с помощью первых отече- ственных радиолокаторов (РУС -2) и последующих действий ис- требительной авиации, зенит- ной артиллерии и других средств ПВО Ленинграда и Бал- тийского флота сорван план во- енного коман-дования Герма- нии уничтожить флот СССР в Финском заливе путем прове- дения трехдневной воз-душной операции своих военно-воздуш- ных сил. Налеты вражеских са- молетов отражались силами истребительной авиации, зе- нитными батареями и кора- бельной зенитной артилле- рией. В ходе воздушной опера- ции ВВС противника было предпринято 12 массирован- ных налетов и несколько уда- ров мелких групп с общим числом до 500 самолетов-бом- бардировщиков.
Все налеты были вскрыты расчетами РЛС 72-го орб ВНОС. Действиями истребите- лей 7-го авиакорпуса ПВО, ВВС Ленинградского фронта и авиа- ции Балтийского флота, огнем зенитной ар-тиллерии 25 враже- ских самолетов уничтожено, большое количество поврежде- но, замысел против-ника по уничтожению кораблей Балтий- ского флота и подавлению во- енно-морской базы Кронштадт был сорван.
21 мая 1943 года в соответст- вии с приказом НКО СССР № 0087 о реорганизации управле-ния системой противовоздуш- ной обороны Москвы впервые вРККА в составе Московского фронта ПВО сформировались дивизии ВНОС (на базе соот- ветствующих полков фронта ПВО). Такие формирования бы- ли проведены в Войсках про- тивовоздушной обороны страны впер-вые.
Радиотехнические войска ПВО (1952-1954-1998 гг.)
Шестой этап (сентябрь 1945 г.-1952-1954 гг.). Коренное перевооружение войск ВНОС на новую, в том числе радиолокационную технику, совершенст- вование их организационной структуры и всесторонняя подготовка к созданию нового рода войск - радиотехнических войск ПВО страны. Этот период ознаменовался окончательным переходом из войск ВНОС к созданию нового рода войск противовоздушной обороны страны.
15 апреля 1946 года в составе Штаба войск ПВО страны создана служба начальника ВНОС войск ПВО страны.
10 июля 1946 года Совет Ми- нистров СССР принял развер- нутое постановление "Вопросы радиолокации", определившее работы по развитию радиоло- кационной техники, как важней- шую го-сударственную задачу.
27 августа 1947 года служба начальника ВНОС войск ПВО страны в составе Штаба войск ПВО страны переформирована в управление начальника войск ВНОС Главного штаба Войск ПВО стра-ны.
15 декабря 1951 года поста- новлением СМ СССР Военному министерству поставлена зада- ча: создать надежную службу обнаружения, оповещения и наведения, для чего органи- зовать единую радиолокаци- онную систему. Непосредст- венная ответственность за об- наружение и уничтожение авиа- ции противника в районах (при- граничных, приморских, ПВО страны) была возложена на ко-мандующих войсками райо- нов.
15 января 1952 года была подписана директива Военного Министра СССР, определившая меры по выполнению постанов- ления Совета Министров СССР от 15.12.1951 года: по созданию внешней полосы обнаружения и наведения в странах народ- ной демократии; по созданию пригра-ничной полосы обнару- жения и наведения вдоль гос- границы СССР, а также полосы в районах Войск ПВО страны. Все наземные радиолокацион- ные средства обнаружения и наведения, находив-шиеся в частях и соединениях истреби- тельной авиации, объединя- лись со средствами службы ВНОС и на этой базе соз- давались радиотехнические войска (РТВ) ВНОС.
30 июня 1954 года - вводится должность начальника радио- технических войск ВНОС. Этой датой завершено соз- дание радиотехнических войск (РТВ) как рода войск ПВО.
К концу 1954 года посты визуального наблюдения, имевшиеся в штатах частей ВНОС вдоль государственной границы, были заменены ра- диолокационными подразде- лениями.
Седьмой этап (1954 г. - февраль 1998 г.). Развитие и совершенствование радиотехнических войск ПВО страны.
17 марта 1956 года постанов- лением ЦК КПСС и СМ СССР утвержден План развития и ор- ганизационной перестройки существующей радиолокационной системы ПВО страны, разрабо- танной Штабом Войск ПВО страны.
17 апреля 1956 года Минист- ром обороны СССР утверждена организация центрального ап-парата Войск ПВО страны. Введена должность начальника радиотехнических войск ПВО страны.
14 января 1994 года издан Указ Президента Российской Федерации о создании Федеральной системы разведки и контроля воздушного про- странства (ФСР и КВП). Она предусматривала объединение радиолокационных систем и средств Войск ПВО, Департа- мента воздушного транспор-та, ВВС и ВМФ через систему ав- томатизации. Руководство Фе- деральной системы разведки и кон-троля воздушного простран- ства было возложено на глав- нокомандующего Войсками ПВО через ко-мандующих зона- ми противовоздушной обороны.
Радиотехнические войска Военно-воздушных сил (с 1998 г. по настоящее время)
Восьмой этап (с марта 1998 г.). Развитие и совершенствование Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства в составе нового вида Вооруженных Сил Российской Федерации - Военно-воздушных сил.
16 июля 1997 года Президентом Российской Федерации подписан Указ "О первоочеред- ных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствова- нию их структуры" (введен в действие приказом Министра обороны Российской Федера- ции от 3 августа 1997 года), определивший создание на ба- зе существующих Войск ПВО и ВВС нового вида Воору-женных Сил Российской Федерации - Военно-воздушных сил.
1 марта 1998 года в соответ- ствии с указом Президента Рос- сийской Федерации года в со- ставе Управления Главноко- мандующего ВВС (в н/в - Глав- ном командовании ВВС) сфор- мировано управление началь- ника Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного про- странства (ФСРИКВП) Воен- но-воздушных сил. Осенью 1999 года оно переименовы- вается в управление началь- ника радиотехнических войск Военно-воздушных сил.


На фото: боец РТВ ПВО доблестно имитирует боевое дежурство для дембельского альбома.

«Два солдата из стройбата заменяют экскаватор. А один из ВДВ заменят их вдвойне. А один из ПВО заменяет хоть кого» (мудрость неизвестного философа из войск ПВО).

Каждое второе воскресение апреля по особому отмечался во всех частях радиотехнических войск ПВО страны. Ибо. Почему именно второе воскресение апреля было отдано под этот день? А шут его знает. Мне неведомо.

В этот день солдаты и офицеры одевались в парадную форму одежды. Правда так было только в учебке, в которой я начинал свой героический путь в войсках противовоздушной обороны. В боевых частях в парадках не ходили за неимением оных. Это, кстати, было очень удивительно. Поскольку каждому солдату полагается парадка. Но как-то так получалось, что парадки вечно улетучивались и испарялись и только дедушки имели оные, бережно оберегая их от злых взглядов, пряча в дальних нычках и заботливо обшивая их галунами и прочей дребеденью в ожидании дембеля.

В РТВ ПВО я попал в точном соответствии со своей гражданской специальностью, которую должен был бы получить в институте, если бы его окончил. Но поскольку затруднительно было окончить институт за один год учёбы, а второго года учёбы Министерство обороны мне предоставить категорически отказалось, я убыл. Для прохождения. И попал в учебку для получения специальность «Оператор АСУ». Ни много, ни мало.

Вообще говоря, если бы мне в самом деле удалось послужить по этой специальности, то это было бы довольно интересно. Ибо служить по идее я должен был бы в «кабине ЭВМ», входящёй в комплекс управления батальона РТВ ПВО. В этой кабине реально была ЭВМ. Вернее, даже две - одна резервная. Правда выглядели они совсем не так, как выглядит домашний персональный компьютер. ЭВМ в моей кабине представляли из себя несколько металлических шкафов с цветными лампочками и кнопочками. В боевой части цветные лампочки дембеля откручивали, чтобы использовать их при изготовлении модели взлетающего истребителя-перехватчика. Истребитель взлетал с куска ВПП, изготовленной из прозрачного плексигласа. А лампочки шли по обе стороны полосы, как на настоящем аэродроме. В целом красиво. Но нарушало обороноспособность государства, ибо без этих лампочек (вернее, их цветных прозрачных колпачков), определять что происходит с ЭВМ было затруднительно. В итоге кобмат однажды сдеалл заявление, что если все лампочки не окажутся на своих местах, то никто на дембель не уедет. Это возымело.

Кстати, о лампочках. Видели вы когда-нибудь ночную работу аэродрома, на котором базируются истребители-перехватчики? Это, доложу я вам, очень красиво. Днём этот аэродром представляет из себя довольно унылую картину из комбинации бетонной полосы, рядом с которой стоят полузакопанные ангары и всё это окружено несколькими рядами колючки. Но зато ночью… Ночью это всё горит разноцветными огнями, а сами перехватчики, то взлетающие, то садящиеся на полосу, представляют из себя довольно-таки футуристическую картину. Одно загляденье, короче.

Но была одна закавыка. В читинской радиотехнической бригаде, в которую я попал по распределению за антисоветскую деятельность, АСУ не использовалось. Сам батальонный комплекс был, но он как бы это сказать, был скорее для проформы. А вся работа шла по старинке. То есть комплекс включался каждое утро, а вечером выключался. И никто никаких боевых дежурств на нём не нёс. Он был, так сказать, для резерва. Лишь иногда, по боевым тревогам, все офицеры прибегали, садились за АРМы и делали вид. Боевых тревог, правда, было не так уж и мало. Поскольку рядом - по ту сторону советско-китайской границы - была расположен китайский военный аэродром Цицикар. И как только там что-нибудь взлетало, у нас тут же врубали боевую тревогу. К чести китайцев, летали они не очень часто, иначе можно было бы повеситься. Ибо боевая тревога - это вам не учебная. Там всё по настоящему.

Поскольку комплекс боевого управления РТ-батальоном, собственно, в нашем батальоне никакой полезной функции не выполнял, операторы АСУ в батальоне были не так чтобы очень нужны. Зато в батальоне был острый дефицит на планшетистов, радистов и кодировщиков. Планшетистом меня сделать не пытались, поскольку в нашем батальоне это был чем-то вроде семейного подряда узбеков. Радистом меня делать было поздно, поскольку радиста надо обучать несколько месяцев. Оставалась специальность кодировщика. Кодировщик в РТВ ПВО никакого отношения к программированию не имел. Кодировщик на КП - это такой солдат, который на КП сидит рядом с дежурным офицером и по специальному секретному шифр-блокноту расшифровывает или зашифровывает всю информацию, которая проходит через дежурного. Например, из подчинённой роты прислали по рации сообщение об изменении курса самолёта. Это сообщение приходит в виде колонки цифры. Которую принимает радист, записывает на бумажку и на рысях приносит кодировщику. Кодировщик должен взять шифр-блокнот и при его помощи эту последовательность цифр расшифровать в осмысленный текст. Который уже идёт офицеру.

С одной стороны работа - не бей лежащего. С другой - сидеть целые сутки с дежурным офицером, тупо глядя, как перед тобой словно обезьяны мечутся планшетисты, отмечая на прозрачных планшетах курсы самолётов, как-то не очень. Быть оператором АСУ и сидеть в укрытой бетонным куполом кабине ЭВМ куда как вольготнее и приятнее.

Кстати, по боевому предписанию в этой самой батальонной систему управления предусматривалось три расчёта. На случай применения ОМП. То есть кинул противник ядерную бомбу - вокруг всё смертельно радиофицировалось. Но это не причина, по которой работа РТВ ПВО должна остановиться. Ибо помехи от взрыва проходят гораздо быстрее, чем снижается смертельная доза радиации. Поэтому на дежурство заступает первый расчёт. Доблестно воюет положенное время, потому от радиации умирает. После чего заступает второй расчёт. Ну а к времени работы третьего расчёта, вроде как, доза облучения должна уже снизиться до приемлемого уровня, чтобы умереть уже спустя полгода-год. Всё продумано, короче.

Вообще, в РТВ ПВО всё продумано до мелочей. Например, несмотря на современные виды дальномеров и высотомеров, по боевому предписанию в случае боевой тревоги выделялся специальный солдатик на пост аудиовизуального наблюдения. Солдатику выдавался бинколь. Его задача была - зырить в бинокль небо и слушать ушами звуки. И докладывать. Ну типа, увидел или услышал самолёт - доложи. Очень мудро. Ибо доблестные солдатами за «очками» (ударение на первое О) могут и прозевать. Наверное эта штатная должность в случае боевой тревоги осталась ещё со времён Второй мировой войны. А поскольку её никто не отменил, то такой наблюдатель исправно выставлялся.

Старослужащие любили шутить над молодым пополнением. Это, бывает всегда и всюду. В столовых бывалые повара заставляют пополнение из калинарного техникума продувать макароны, старые морские волки требуют, чтобы салаги зачищали напильниками жало якорей, ну а в РТВ ПВО молодых бойцов отправляли разгонять помехи. Как это? Ну это значит надо бегать перед локатором и шваброй или веником, насаженным на палку, «разгонять помехи» от улавливающей антенны. Милая такая шутка. Особенно если учесть, что излучатель вблизи - это не самая полезная для организма штуковина.

Ну и конечно ПВО страны вообще и их составная часть - РТВ - наряду с пограничниками, ракетчиками и подводниками несли в мирно время боевые дежурства. Что накладывало. Впрочем, особо и не мешало. Например, во время моей службы один из наших батальонов прозевала АН-24, который злодей второй пилот угнал в Китай. Для чего он его туда угнал - загадка. Ибо китайцы посадили злодея в свою китайскую тюрьму. Ну а личный состав роты и батальона отымели во все щели. Это, правда, уже не китайцы, а наше командование. Вы спросите: как можно прозевать самолёт, малейшее изменение траектории движения которого видно на экране радара? Попробую объяснить. Схема не детальная, но примерное представление даёт.

Как я уже сказал, в нашей бригаде работали по схеме, разработанной при царе Горохе. Эта схема предусматривает следующее. Где-нибудь в глуши на искусственном возвышении стоит локатор (РЛС). Рядом, на точно таком же возвышении стоит высотомер. Два этих устройства дают информацию о точном положении любой цели в трёхмерном мире. Локатор даёт координаты X-Y, высотомер - Z (высоту цели). Информация об этом выдаётся на специальные круглые (или прямоугольные) экраны - «очки». Солдатики, которые за ними сидят, по сетке снимают координаты. Пока всё чудесно.

Далее эти координаты надо передать на вышестоящий пункт - на КП батальона. Это обычно делалось по т.н. радиорелейным каналам связи или, попросту, при помощи рации. Радист роты передавал радисту батальона координаты цели. Радист батальона принимал координаты и (при помощи кодировщика) сообщал их дежурному по КП. Дежурный батальона передавал эти координаты батальону ЗРВ, в ИА и на вышестоящий КП (бригаду). Схема красивая. Если что-то там куда-то уклонилось, то в течении очень короткого времени это должно быть известно и зенитчиками, и перехватчикам, и вышестоящему командованию - командованию корпуса ПВО. Это командование уже должно принять решение о том, что делать дальше - сбивать цель, перехватывать или просто следить за ней. Всё чудесно.

Но вот вопрос: а что если, какой-нибудь радист передаст не те координаты, которые реальные, а какие-то другие? В этом случае в каком-то участке цепи возникнет ложное представление о том, где в данный момент находится цель. Вопрос: а с какой такой стати радисту передавать ложные координаты, если он не диверсант или шпион? Попробую ответить и на этот вопрос.

Вот представьте себе батальон РТВ ПВО. Кто служил в сухопутных войсках, тот под словом «батальон» понимает толпу народа, что-нибудь там такое в полтысячу человек численностью. В учебке, кстати, в которой я обучался первые полгода службы, учебный батальон был именно такой толпой. Тем с большим изумлением я узнал, что реальный батальон РТВ - это несколько десятков человек. А рота, она же «точка», - это и вовсе десяток человек и пара офицеров. Таковы реалии. По непонятным причинам в войска РТВ в большом количестве сгоняют детей овечьих пастухов и тому подобные романтические натуры, которые по-русски-то говорят с трудом, а уж в тонкости радаров и раций вникать категорически отказываются, предпочитая нести вахту на кухне и свинарниках. Народу вечно не хватает. А нести боевые дежурства надо круглосуточно.

Вот поставьте себя на место командира батальона, которому на командном пункте требуется как минимум три радиста (по одному для связи с каждой «точкой»), а в батальоне радистов всего человек пять. На боевое дежурство заступают на сутки. И спать, вообще говоря, в это время затруднительно, кроме нескольких часов ночью (попеременно). Что делать? А ничего тут не сделаешь, кроме как ставить радистов (а, впрочем, и планшетистов с кодировщиками), не на сутки, а практически несменяемо. Это может показаться каким-то абсурдом. Ну как можно заставить человека целый месяц спать не более 2-3 часов в сутки? Но реалии таковы, что, оказывается, можно. Радисты нашего батальона могли спать в любом положении. Смешнее всего было смотреть на них во время идиотизмом, под названием «комсомолькое собрание». Всего-то полчаса свободного времени, а радисты только сели - уже спят. Их поставили - они прислонились к стене и снова спят.

Ну а теперь уже поставьте себя на место радиста, несущего боевое дежурство. О чём вы думаете постоянно? О защите рубежей горячо любимой родины? Ха-ха и хи-хи. Вы думаете только о том, как бы вырвать себе хотя бы лишних минут 15 сна. Постоянно. Только о сне и больше ни о чём. Днём выкроить себе лишние минуты сна нереально в принципе - слишком напряжённая воздушная обстановка. Зато ночью напряжение спадает, воздух очищается. Можно хоть чуть-чуть поспать. Но есть засада - ночные гражданские рёйсы. То есть вроде всё равно радист не должен спать и сидеть в наушниках, ожидая, вдруг от роты придёт информация об изменении курса самолёта. А если хорошо подумать?

А если хорошо подумать, то окажется, что один и тот же рейс всегда проходит через одни и те же точки в одно и тоже время. Поэтому, если в какой-то ночной час ничего, кроме этого рейса, в зоне ответственности не летит, можно, в принципе, не ожидать информации от роты, а просто, не слушая эфир, в одно и тоже время приносить дежурному одни и те же координаты, что и накануне. И ведь никто всё равно ничего не узнает, ибо по идее переданные с роты координаты совпадают с тем, что только что отнесено дежурному. А между этими точками можно поспать лишние дорогие минуты.

Ну а если самолёт отклонился от курса? Радист некоторое время ещё носит дежурному координаты стандартного курса, а самолёт-то уже тю-тю - мчится в сторону китайской границы.

Понятно, что всё равно это обнаруживается относительно быстро. Просто так потерять самолёт невозможно. Но пока там наверху сориентируются, почему это вдруг самолёт совершил немыслимый прыжок в пространстве и оказался совсем не там, где ожидался, пока примут решение, пока поднимут перехватчики - это всё время самолёт летит и летит к границе. А потом он уже оказывается так близко к границе, что уже и перехватчики ничего толком сделать не успевают, кроме как сбить. Но как сбить свой гражданский самолёт? Да ещё возле самой границы - а вдруг он упадёт по ту сторону? Кстати, когда АН-24 уже перелетел в Китай, то тамошние службы вели себя так, что мне кажется, что китайское ПВО было ещё более мужественным в плане несения службы, чем наше.

В общем, вот примерно при таких обстоятельствах 19 декабря 1985 года самолёт АН-24 Якутского управления гражданской авиации, бортовой номер 42845, совершавший рейс 101/435 по маршруту Якутск-Тахтамыгда-Чита-Иркутск улетел в Китай.

Сейчас конечно существует сильно иная версия, устаканившаяся за долгие месяцы следствия и последующие «журналистские расследования». Эта версия всех устраивает. Мол командир АН-24 сразу сообщил на землю о том, что второй пилот приказа изменить курс, мол доблестные ПВО сразу отреагировали, а потом, мол, когда АН-24 был уже в Китае, с ним стали играть и наши, и китайские пвошники с тем, чтобы самолёт израсходовал всё топливо и рухнул, погребя под останками «страшную тайну» угона. Мол в этом был заинтересован и СССР, и Китай. Более идиотской версии мне слышать не приходилось. Впрочем, немало найдётся тех, кто поверит именно в такую историю. Ну что же, мне, собственно, без разницы. Я же рассказал эту историю как есть, как знали её бойцы доблестной читинской бригады РТВ ПВО, которая в декабре 1985 года и отвечала за этот рейс. Но понятно, что то, что было известно каждому солдату и офицеру нашей бригады, категорически не устраивало начальство. Ибо в случае обнародования реальных фактов доблестной защиты воздушных рубежей, много важных людей в фуражках лишились бы своих должностей. Так что…

Впрочем, дедушку Колдунова (как мы по доброму называли командующего ПВО) это не сильно спасло. Всего через полтора года после угона АН-24, он таки распрощался с должностью из-за инцидента с полётом Матиаса Руста.

Вообще, конечно, про доблестные РТВ ПВО можно много чего навспоминать. И хорошего, и плохого. Но в целом - я лично не жалею, что отслужил в этих войсках вообще и в их забайкальском, так сказать, отделении, в частности. Так что всех, кто служил в РТВ ПВО - поздравляю. Мы ведь, едрёна-матрёна, всё-таки не по детски Родину защищали. Может временами и кривовато это получалось. Но мы ведь зато от всей души.

День войск решительных и смелых,
Сегодня отмечает наш народ, страна,
День ВВС РФ - ребят хороших и умелых,
Радиотехнические - нужные войска!

Желаем вам побед, удачи и успеха,
А в этот день - побольше смеха,
Ребята наши, вы сегодня отдыхайте,
Гордимся вами, твёрдо это знайте!

Есть профессии, в которых нельзя ошибаться.
Каждый промах - потеря человеческих жизней.
День за днем неустанно нужно сражаться
За покой на земле посредством покоя на небе.

У профессии этой название сложное,
Как и длинное, и труднопроизносимое.
Быть радиотехником - это почетно,
А в войсках ВВС - занятие трудное, но любимое.

Поздравляю с днем радиотехнических войск ВВС РФ! Желаю всем причастным и стремящимся попасть в наши ряды - целеустремленности, великолепных навыков в работе, как теоретических, так и практических! Пусть никакие сложности и неожиданности вас не пугают, ведь мы - огромная сила! Пусть всегда четким будет сигнал, свободной линия, рабочей техника и понятным новое оборудование! Здоровья, сил и энергии!

Сегодня день рождения отметят
Российские радиотехнические войска,
Всех нарушителей они заметят,
Тех кто вблизи и кто из далека.

Хранят они воздушное пространство,
Известно им, кто вылетел, куда.
Надёжное у них всё оснащенье,
Чтоб нарушитель нам не причинил вреда.

Мы поздравляем доблестных военных,
Несите вашу службу верно, как всегда.
Удач вам в жизни, необыкновенных,
И счастья в личной жизни, господа.

Ваша точная наука нас спасает от врага.
Наш покой - ваша заслуга, благодарна вам страна.
Пожелаем Вам удачи, мирных дней и долгих лет.
Пусть нелегкая работа много принесёт побед.

Радиолокаторы в готовности всегда.
Войсками молодыми страна наша горда.
Техника новейшая и классные спецы,
Воздушные границы стерегут бойцы.

Ваш сегодня праздник! Служба нелегка:
Здесь важны удача, твёрдая рука.
Лёгкой вам разведки в чистых небесах,
Новых знаний, силы, ясности в глазах.

Радиотехникам - слава и честь!
Страшны для врагов они.
У них отличный способ есть
Не допустить войны.

Способны ребята врага засечь
На самом подходе к нам.
Противник! Правому не перечь -
Не то пострадаешь сам.

Поздравим вместе этих ребят,
Что исправно нас берегут.
Противники если и подлетят,
То в скорости убегут.

Внимания, точности желаю вам,
Чтобы был всегда ясным сигнал.
На страже у нас очень сильный отряд -
Пусть помнит любой нахал.

Я сегодня поздравляю,
Славных радиобойцов.
И желаю, чтобы каждый
Был из вас всегда здоров.

Чтоб несла только удачу
Ваша радиоволна.
И решались все задачи,
Что подкинула судьба.

На страже нашего покоя
Ведете вы разведку каждый день,
Противник в воздухе не скроется,
Не сможет пересечь границы областей.

Мы вас сегодня поздравляем,
Желаем духом не упасть,
И дальше, нас надежно охраняя,
Желаем жизнью наслаждаться всласть.

Пусть служба вам несет лишь радость,
Работа радует всегда,
Коллеги ценят, уважают,
Враг не прорвется через вашу оборону никогда.

Радиолокация, системы и поля...
Без вас не совершаются полёты!
Вы знаете где воздух, где воды и земля...
И даже как летают самолёты!

Пусть радиолокаторы не подводят вас;
Работа будет лёгкой и недолгой.
Пусть будет самым точным ваш самый зоркий глаз,
А сердце пусть не наполняется тревогой!

Боевое дежурство, не пустой интерес,
Вы, хранители мира, РТВ ВВС!
Все, кто в лётном составе, за защиту от бед,
Вам, воздушным связистам, шлют горячий привет.

Те, кто мирно и верно, ждет домой на обед,
Вам, любимым мужчинам, наготовят котлет,
А, кто с тайной злобою, вдруг запустит ракет
У разведчиков неба есть достойный ответ.

Среди праздников, почитаемых военными профессионалами, есть день, пожалуй, самых не афишируемых войск – радиотехнических войск военно-воздушных сил (РТВ). В рассказах о проходящих учениях, в бодрых рапортах редко встретишь упоминание о них. Глаза и уши воздушной обороны страны защищают не хуже стратегических ядерных сил.

Мало кто знает, что РТВ несколько десятилетий назад отделились от военно-воздушных сил. Считается, что основное направление действий этого рода войск заключается в ведении разведывательных действий на дальних подступах к границам страны.
Радиолокационные данные постоянно поступают в центры управления ВВС, сообщая о наличии противника на границах нашего воздушного пространства. В военное время такие данные позволяют нанести упреждающий удар. Но и в мирное время РТВ не остаются без работы, потенциальные противники не оставляют попыток разведать наши секреты.

Несмотря на молодость, которая обусловлена техническим прогрессом, у радиотехнических войск богатейшая история. Посты наблюдения, сформированные для защиты Петрограда от воздушных налётов, были прообразом современных частей РТВ. Несмотря на отсутствие опыта, и технических средств, посты справлялись со своей задачей и вовремя информировали о воздушных налётах. Военное формирование на их основе, появилось через несколько лет. ВНОС осуществлял наблюдение за воздушным пространством, оповещал о приближении авиации противника.

За год до войны на вооружение ВНОС был поставлены первые РЛС (радиолокационные станции). РУС-2 проходили постоянную модернизацию. Во время войны, используя эти станции, радиотехники обнаруживали немецкие самолёты за 40 километров до точки подлёта. Вражеское командование понимало опасность станций обнаружения и ставило своим пилотам первоочередной целью их уничтожение.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что от своевременного обнаружения самолётов противника, зависит и обороноспособность страны, и целостность самой системы обнаружения.

15 декабря 1951 года было принято решение о создании нового рода войск, который станет заниматься ранним обнаружением противника и оповещением военных и мирного населения. В этом же году дата создания РТВ была утверждена праздником.

Первое десятилетие ознаменовалось быстрым ростом служб и соединений. Массовые поставки радиолокационного оборудования, образование частей, подготовка специалистов, способствовали быстрому и качественному становлению этого рода войск.

Именно в это время спецы РТВ показали всему миру свои возможности. 1 мая 1960 года они своевременно обнаружили, захватили на проводку и уничтожили американского разведчика «Локхид» У-2.

В 80-е годы произошёл очередной прорыв в развитии службы: поставка новейших РЛС, разработка и внедрение автоматизированных систем обнаружения и контроля. Автоматизации процесса могли позавидовать любые другие войска. Служба обеспечивала нормальную посадку Юрия Гагарина.

Специалисты РТВ принимали участия в военных конфликтах по всему миру, начиная от Вьетнама, Северной Корее и заканчивая Афганистаном, Египтом и Кубой. Созданное поле радиолокационной защиты до сих пор является основой защиты России, не смотря на то, что с момента распада Союза прошло уже несколько десятилетий.

Отсутствие боевых действий не является причиной для прекращения боевого дежурства. Все подразделения РТВ ежедневно несут охрану нашего воздушного пространства. Ежедневные тренировки, переподготовка в учебных центрах, новейшие средства обнаружения позволяют с честью нести боевую вахту.