Образ маленького человека в повести а. с

Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести - доверительной беседы - читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый
смотритель... Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты...
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему - гусару, аристократу,- богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского - это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение - богатой содержанки - и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского - богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью - этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин... Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин.

Судьба простого, ничем не выделяющегося челове-ка с его проблемами, горестями и радостями, волнова-ла многих русских писателей. Ведь, как правило, из-менения в общественно-политической жизни России в первую очередь отражались на жизни так называе-мого «маленького человека». Смирение этих людей, кажется, не знает границ. Однако, какое душевное мужество требуется для непротивления злу, которому подвергают «маленького человека» сильные мира сего. Ведь покорность своей доле — не всегда является уделом лишь слабых людей. Безропотное принятие всех жизненных испытаний часто выступает как выс-шая человеческая мудрость. Многие литературные образы «маленького человека» показаны авторами именно с этой точки зрения.

А. С. Пушкин одним из первых среди русских пи-сателей привлек внимание к судьбе «маленького че-ловека». Эта тема звучит в поэме «Медный всадник », но особенно ярко раскрыта она в повести «Станцион-ный смотритель ».

С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не все-гда... ». Каждый проезжающий чуть ли не долгом сво-им считает излить на него весь накопившийся в дорож-ных неурядицах гнев. Однако, несмотря на все трудно-сти, связанные с профессией, смотрители, по утверждению Пушкина — «...люди мирные, от приро-ды услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюби-вые». Именно такой человек описан в повести. Семен Вырин — типичный представитель мелкого чинов-ничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье — красавицу дочь Дуню, ос-тавшуюся у него на руках после смерти жены. Ловкая, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отцу в его нелегком труде. Ра-дуясь, глядя на дочь, Вырин, наверняка, рисовал в сво-ем воображении картины будущего, где он, уже ста-рик, живет подле Дуни, ставшей уважаемой женой и матерью. Но «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». И в повествование вступают зако-ны эпохи, когда любой старший — по званию ли, по чину или по сословию, вторгается в жизнь «маленько-го человека», сметая все на своем пути, не считаясь ни с чужими чувствами, ни с нравственными устоями. Ломая жизни, калеча души людей, чувствуя за собой защиту других власть или деньги имущих. Так посту-пил с Выриным гусар Минский, увезший Дуню в Пе-тербург. Бедный смотритель пытается сопротивляться ударам судьбы, отправляясь на поиски своей дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят ис-кренним, даже отцовским, чувствам. Минский выпро-важивает несчастного отца, унизительно сунув ему «..несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций». И это унижение спровоцировало пусть короткий и незначительный, но бунт «маленького человека»: «Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоп-тал каблуком и пошел...». Осознав бессмысленность своих действий, Вырин возвращается, но денег уже не находит.

Судьба дала ему еще один шанс повидаться с доче-рью, но Дуня второй раз предала отца, позволив Мин-скому вытолкнуть старика за дверь. Даже увидев горе своего отца, она не покаялась перед ним, не приехала к нему. Преданный и одинокий доживает последние дни Вырин на своей станции, грустя о дочери: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Утрата дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча взирало на него и на сотни других таких, как он, и все понима-ли, что глупо просить защиты слабому у сильного. Удел «маленького человека» — смирение . И умер станционный смотритель от собственной беспомощ-ности и от эгоистичного бездушия окружающего его общества.

В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.

В образе такого человека был представлен бедный смотритель почтовой службы Самсон Вырин. Этот человек принимал у себя дома приезжих гостей из других стран, обеспечивал их едой, питьем и теплым уютом, а утром запрягал лошадей в дальний путь. Этот человек делал свою работу с чистой совестью и душой, он никогда не желал зла никому. В свой адрес же принимал низкие унижения за свою некачественную работу. Несмотря ни на что он не поддавался оскорблениям и не разочаровывался в своей работе. Ведь у него был смысл жизни, было ради чего жить. Это его родная четырнадцатилетняя дочка Дуняша. Она отвечала отцу взаимностью и делала всю работу по дому: готовила и убиралась. Самсон воспитывал ее один после смерти своей жены. Дуне доставалась вся любовь и забота отца, Самсон полностью отдает себя и бережет свою дочь из всех сил.

В первый приезд рассказчика Самсон Вырин был полон сил, свеж и бодр, несмотря на свою нелегкую работу. Во второй раз после приезда рассказчика горой сильно изменился. Он будто потерял смысл жизни, перестал следить за собой и начал сильно выпивать. Его единственная дочка Дуняша ушла жить к богатому избраннику. Отца ранил уход Дуни из его жизни, он считал это предательским поступком. Ведь отец ни чем её не обделял, а она его предала, его даже старость и нищета так не сломали его как это действие.

Самсон понимал, что Дуня находится в оскорбительной ситуации любовницы избранника, что другие такие же простодушные барыни повелись на богатство, а после их выкидывали на улицу. Но несмотря ни на что, отец готов был простить ей все, но только бы она одумалась, вернулась! Но, казалось бы, что Дуня уже знать не знала своего отца. У Самсона уже был потерян смысл жизни, трудиться и жить ему теперь была не для кого. Он начал выпивать и опускаться в своих же глазах. Самсон Вырин – человек чести и долга, для него на первом месте чистая совесть и душа, поэтому такое сбило его с ног.

Этот рассказ закончился трагично. Самсон не смог вернуть домой свою дочь и из-за горя стал еще больше пить, вскоре он скончался.

Характеристика Самсона Вырина

«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в серию произведений, объединенных одним общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В этом рассказе ведется речь о тяжелой судьбе самых обычных, простых людей – станционных смотрителей. Автор подчеркивает тот момент, что, несмотря на кажущуюся легкость, обязанности этих людей представляют собой нелегкий, а порой и крайне неблагодарный труд. Нередко их обвиняют даже в том, что на улице плохая погода, или что лошади отказываются ехать и т.п. Во всем всегда виноват смотритель. Многие их и вовсе за людей не считают, а ведь они по характеру и нраву своему народ мирный, услужливый, скромный. А судьбы у них, в основном, непростые, исполненные страдания, слез и сожаления.

Жизнь Самсона Вырина была в точности такой же, как и у других смотрителей. Так же как и остальным, ему приходилось молча сносить нескончаемые оскорбления и претензии в свою сторону, дабы не потерять единственную возможность содержать свою семью. У Самсона Вырина семья была совсем небольшая: он и красавица дочь. В свои 14 лет Дуня была очень самостоятельная и для отца была во всем незаменимой помощницей.

В обществе своей дочери главный герой счастлив, и даже самые большие трудности не имеют над ним власти. Он бодр, здоров, общителен. Но уже спустя год, после того, как Дуня тайком уехала вместе с гусаром, вся его жизнь буквально перевернулась.

Горе изменило его до неузнаваемости. Отныне перед читателем предстает образ постаревшего, опустившегося и пристрастившегося к пьянству человека. Будучи человеком, для которого честь и достоинство превыше всего, он никак не мог принять бесчестный поступок дочери и смириться с произошедшим. Все это просто не укладывалось у него в голове. Он не мог допустить даже в мыслях, чтобы родная дочь, которую он так любил и оберегал, поступила с ним, а главное, с собой – таким вот образом, став не женой, а любовницей. Автор разделяет чувства Самсона Вырина, уважает его честную, искреннюю позицию.

Для Вырина нет ничего важнее чести, и никакие богатства ее не заменят. Множество раз претерпевая на себе удары судьбы, он ни разу не был ею сломлен. Но в этот раз произошло нечто страшное и непоправимое, то, что заставило Вырина разлюбить жизнь, опустившись на самое дно. Поступок любимой дочери оказался для него непереносимым ударом. Даже постоянная нужда и бедность были для него ничто в сравнении с этим. Все это время смотритель ждал возвращения дочери и был готов простить ее. Больше всего его пугало то, чем обычно заканчивались подобные истории: когда молодые и глупые девушки остаются брошенными в одиночестве, нищие и никому не нужные. А вдруг та же история произошла и с его любимой Дуней? От отчаяния отец не находил себе места. В итоге несчастный отец запил от безутешного горя и вскоре умер.

Самсон Вырин олицетворяет собой образ безрадостной, наполненной горем и унижением жизни простых людей, станционных смотрителей, которых так и норовит обидеть каждый проезжий. В то время как именно такие люди и являли собой образец чести, достоинства и высоких моральных качеств.

Образ маленького человека Самсона Вырина в повести Станционный смотритель сочинение для 7 класса

Дороги, переезды. Кому приходилось ездить и менять лошадей на постоялых дворах знает, что это такое. Как обидно бывает, что нельзя продолжить путь из-за того, что на станции не оказалось лошадей. Ух и доставалось же за это станционным смотрителям. Особенно если путешественник был в больших чинах.

По долгу службы, а не из праздного любопытства мне тоже приходилось много ездить, случалось всякое. На одной из таких перевалочных пунктах судьба свела меня с одним станционным смотрителем, Самсоном Выриным. Человеком небольшого чина, ответственно относящегося к своим обязанностям. Ему в его нелегком деле помогала дочка Дуня. Многие знали постоялый двор, и даже специально заезжали посмотреть на Дуню. Смотритель понимал это и даже в душе, гордился этим.

Но так не могло продолжаться вечно. Но никто не предполагал, как может измениться жизнь. Все произошло зимним вечером, разумеется не без согласия Дуни. Молодой человек без сомнения поступил подло, отплатив за гостеприимство похищением дочери. Никто не стал считаться с чувствами старого смотрителя ни доктор, ни сам офицер, ни даже горячо любимая дочь.

Оставшись один Самсон Вырин не мог смириться с одиночеством и незнанием, взял отпуск и отправился на поиски Дуняши. В Петербурге, куда привели следы беглецов он остановился у приятеля. В незнакомом городе очень тяжело одному к тому же не имея достаточно денег и власти пришлось унижаться перед всеми у кого спрашивал, как найти ротмистра Минского.

Запугана ли была Дуня или сама не захотела общаться со своим бедным отцом, но смотрителя выгнали. После этого он вернулся к себе страшно переживая за дочь. Неужели у Дуни неосталось ни капли любви к человеку который ее воспитал. Да, он не был богат, но отдал все тепло блогородной души своей единственной девочке. А она даже не захотела дать весточку о том, что у нее все хорошо. Ему советовали подать жалобу на Минского, но гордость и самолюбие не позволило унижаться перед теми, кто обидел. Для смотрителя это было большим горем. Но он не столько переживал за оскрбление нанесенное ему, сколько за будущее своей дочки. Если бы он знал что у Дуни все хорошо он смирился бы со своим положением изгоя.

Выходит если человек бедный, не имеющий достойного чина его не ставят ни во что. Нигде ему не рады

Вариант 4

Самсон Вырин это главный герой повести Пушкина «Станционный Смотритель». Он представлен в образе «маленького человека». Он живет на своей станции и не имеет богатства. Он сильно унижен своей жизнью. Его постоянное унижали приезжавшие на станцию люди. Его принимали за нищего попрошайку. Но он был честным, добрым, а главное справедливым.

Его работа на станции не доставляла ему труда. Он принимал путников из дальней дороге и устраивал им отдых. Самсон всегда впускал людей к себе в дом. Затем поил лошадей и давал им отдых. А на следующей день, провожал путников в дорогу на следующею станцию. Он всю свою работу выполнят честно и с чистой душой. Тем, кто уезжал со станции, он всегда желал счастливого пути. Но ему некто не отвечал взаимностью. После его теплых слов он слышал лишь оскорбление и унижения. На это Самсон не как не отвечал, а лишь только тихо смеялся в ответ. Он делал это для того, чтобы не потерять работу, которая была ему нужно, чтобы вырастить свою дочь Дуню. Она помогала отцу, готовила и убиралась. Ей пришлось расти без матери. Отец все свое время тратил на свою единственную дочь и одаривал ее всей своей любовью.

Вся повесть основана на основе рассказа. Повествование идет о человека, который приехал на станцию. Самсон сделал хорошее первое впечатление о себе. Рассказчик описал его как доброго и жизнерадостно человека. Когда рассказчик прибывает на следующий год на станцию, то застает Самсона как морального разбитого человека. Он перестал бриться и начал пить много алкоголя. Также рассказчик заметил, что Самсон очень постарел. Когда рассказчик начинает расспрашивать Самсона, что в его жизни случилось, то он рассказывает свою жизненную историю. Оказывается за последний год Самсон столкнулся с предательством собственной дочери. К Самсону на станцию заезжал один богатый помещик и предложил Дуне поехать с ним и она согласилась. Этот поступок перевернул с ног на голову жизнь Самсона. Даже нищета в которой он жил раньше не тревожили его сильнее, чем этот поступок.

Основным смыслом романа «Тихий Дон» является сохранение человечности во время переломного периода в стране. Важнейшие человеческие достоинства основаны на воспитании детей, на труде и любви

Невозможно прожить жизнь и не ошибаться. Ошибка совершает каждый человек и каждое поколение, которое живет на земле. Не совершая ошибок невозможно получить опыт.

  • Анализ произведения Быкова Его батальон

    В своем произведении «Его батальон» Быков рассказывает о трудностях военных будней. Он старается донести до читателя о поступках и героизме вымышленных героев, основанных на реальных событиях на фронте

  • Своеобразие произведения Тихий Дон Шолохова

    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» является одним из самых интересных и впечатляющих произведений русской литературы. Автору удалось создать необычный роман, не прибегая к новым формам

  • Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”

    “Станционный смотритель” А. С. Пушкина – одно из произведений, входящих в цикл “Повести Белки­на”, разнообразных по настроению, композиции, те­матике.

    Перед читателем разворачивается история из жиз­ни простого человека, Самсона Вырина. Он – один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот “маленького” человека, а не какого-нибудь

    Выдающегося деятеля, героя, яркой личности.

    Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным.

    Уже с первых строк автор настраивает нас на драма­тичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель – это чиновник само­го низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим.

    Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения.

    Однако в начале повести Самсон Вырин произво­дит впечатление счастливого человека. Он силен и здо­ров. Смотритель доволен своей жизнью: ведь у него есть красавица дочь, которой он гордится и в кото­рой души не чает.

    Через несколько лет все изменилось. Самсон Вырин превратился в хилого старика, никому не нужного и всеми презираемого. Исчезновение Дуни сломало ему жизнь.

    Он стал жалким и несчастным. Оказалось, что человек вроде ротмистра Минского может причинить боль простому человеку, похитив его дочь, и не по­нести наказания. “Маленький” человек становится беззащитным не только с социальной точки зрения. Он оскорбрлен, его человеческое достоинство попрано. Литр сопереживает своему герою, называя его бедняк, бедный.

    Смотритель спивается и умирает.

    Белкин сочувствует беде несчастного смотрителя.

    Сердце рассказчика тронула трагедия Самсона Выри­на. Он долго не мог забыть его историю. Горе смотри­теля усиливается на фоне контраста со счастьем его дочери.

    Она стала богатой барыней, у нее трое детей. Но Дуня тоже несчастлива: ее мучают угрызения совести, потому что она не получила отцовского прощения.


    (No Ratings Yet)


    Related posts:

    1. Тема “маленького человека” традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести “Станционный смотритель” он “выводит” своего героя – “маленького человека” Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем. Сразу же Пушкин обращает внимание […]...
    2. В повести “Станционный смотритель” нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку. В образе такого человека был представлен бедный смотритель почтовой службы Самсон Вырин. Этот человек принимал у себя дома приезжих гостей из […]...
    3. В 1830 году, в период, названный позднее “Болдинской осенью”, А. С. Пушкин написал цикл “Повести Белкина”. Рассказчиком историй является некий Белкин, который много путешествует, встречается с разными людьми, которые рассказывают ему о реальных событиях, произошедших в реальной жизни. За счет этого Пушкин создает впечатление, что развязки сюжетов обусловлены не литературной традицией или фантазией писателя, а […]...
    4. “Повести Белкина” А. С. Пушкина созданы осенью 1830 года в селе Болдино. В них отображены военно-офицерские нравы (“Выстрел”), мелкочиновный и аристократический быт (“Станционный смотритель”), мещанско-ремесленный обиход (“Гробовщик”), поместно-усадебный уклад (“Метель”, “Барышня-крестьянка”). Но основная тема “Повестей” – маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания и стремления, социальные противоречия, нравственное достоинство и простое человеческое счастье. […]...
    5. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести – доверительной беседы – читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых […]...
    6. В повести “Станционный смотритель” Александр Сергеевич Пушкин описывает судьбу “маленького” человека, мелкого провинциального чиновника с которым грубо обходятся люди обладающие властью и богатством. Симпатии Пушкина полностью на стороне станционных смотрителей, о которых он пишет на станицах своей повести, сочувствуя их нелегкой службе% “Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от […]...
    7. ГУМАНИЗМ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ” 1 вариант “Повести Белкина” проникнуты гуманизмом, в своей основе они оптимистичны. В “Повестях Белкина” выдуманные чувства, навеянные чтением романтических книг, проверяются самой жизнью. Иллюзии сталкиваются с действительностью, которая в конечном счете оказывается неожиданнее самых замысловатых литературных сюжетов. С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в повести “Станционный смотритель “. […]...
    8. А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести “Станционный смотритель”. Самсон Вырин – один из главных героев повести. По должности он станционный […]...
    9. Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…”. В […]...
    10. Повесть “Станционный смотритель” – это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем – Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия “маленького человека”, чиновника четырнадцатого […]...
    11. История создания 14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” под названием “Станционный смотритель” . Период, на который приходится завершение Пушкиным повести, называется Болдинской осенью. В те месяцы Александр Сергеевич находится в Болдино, куда его “привела” необходимость решить финансовые вопросы. Застигнутый эпидемией холеры, вынужденный остаться в […]...
    12. Тема “маленького человека” в повести Станционный смотритель Тема “маленького человека” была одной из самых излюбленных в произведениях русских писателей начала девятнадцатого века. А. С. Пушкин не был исключением, и он, как никто другой, мог раскрыть все оттенки и краски души так называемого “Маленького человека”­ в своих произведениях. Повесть “Станционный смотритель” рассказывает о чиновнике самого последнего […]...
    13. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему произведения А. С. Пушкина “Станционный смотритель” “Станционный смотритель” – известное прозаическое произведение Александра Сергеевича Пушкина, входящее в цикл повестей о путешественнике Иване Петровиче Белкине. Этот цикл обозначил новое направление для русской литературы – исследование и рассмотрение Жизни и судьбы простого “маленького человека”. Сюжетная линия “Станционного смотрителя” Рассказ ведет тот […]...
    14. В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя – Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем. Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным […]...
    15. Как описывает Пушкин жизнь станционного смотрителя, его радости и горести? А. С. Пушкин рассказывает о станционном смотрителе Самсоне Вырине с большим сочувствием, подчеркивая бесправное положение этого “мученика XIV класса”. Никто еще не писал так о “маленьком человеке”, униженном своим положением, зависящем от настроения проезжающих, от обстоятельств, над которыми он не властен. Единственная радость – дочь […]...
    16. Жанр произведения – рассказ в рассказе. Три главных героя – станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, выведенный в образе путешественника. Завязка действия – лирическое отступление о сословии станционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация – встреча смотрителя […]...
    17. План пересказа 1. Рассказчик размышляет о судьбе станционных смотрителей. 2. Первая встреча со смотрителем и его дочерью. 3. Рассказчик спустя годы встречает Самсона Вырина и узнает от него историю Дуни: а) Дуня обманом уезжает с ротмистром Минским в Петербург; б) смотритель едет в столицу, чтобы вернуть свою “заблудшую овечку”; в) Минский выгоняет Самсона Вырина. 4. […]...
    18. Во многих областях литературного творчества Александр Сергеевич Пушкин стал первооткрывателем. Одним из его новаторских достижений было обращение к теме “маленького человека”. Что понимается в литературоведении под термином “маленький человек”? Это герой, в котором нет ничего герои­ческого. Он не славен и не знаменит. Это самый простой, ни- чем не примечательный человек, но он так же достоин […]...
    19. Главная мысль в повести Станционный смотритель В повести “Станционный смотритель”, несомненно, поднято очень много важных вопросов, но­ самая главная мысль, как мне кажется, очень сильно связана с картинками, которые были повешены на стене, в доме станционного смотрителя. У чиновника четырнадцатого класса, Самсона Вырина, в комнате висели изображение­ притчи из евангелия о блудном сыне. Несколько изображений […]...
    20. Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд авторская позиция в этом […]...
    21. Пушкин углубил рассмотрение маленького человека, усилил психологизм в его изображении, но в принци­пах гуманизма был очень близок к Карамзину. Правда, у Пуш­кина маленький человек – это уже не крестьянин, для Пушки­на это отдельная тема. Своего героя Пушкин берет из среды мелкого чиновничества, изображая в “Станционном смотрителе” Самсона Вырина, “сущего мученика четырнадцатого класса (то есть самого […]...
    22. Главный герой повести А С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин – обыкновенный, ничем не примечательный мелкий чиновник, “маленький человек”. Повествованию о его горестной судьбе предпослан эпиграф из Вяземского: Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. В этих словах содержится горькая ирония. Станционный смотритель не диктатор, а “сущий мученик четырнадцатого класса”, огражденный своим чином разве что от побоев. […]...
    23. Основные действующие лица: Рассказчик – мелкий чиновник. Самсон Вырин – станционный смотритель. Дуня – его дочь. Минский – гусар. Лекарь-немец. Ванька – мальчик, проводивший рассказчика на могилу смотрителя. В начале рассказчик рассуждает, как непросто быть смотрителем. Он должен прислуживать и угождать всем посетителям, но в первую очередь – высоким чинам. Ему приходится выслушивать ругательства, угрозы […]...
    24. Анализ произведения Жанр произведения – рассказ в рассказе. Три главных героя – станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, вы­веденный в образе путешественника. Завязка действия – лирическое отступление о сословии стан­ционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация – […]...
    25. “Станционный смотритель” – одна из повестей, входящих в цикл “Повести покой- ного Ивана Петровича Белкина”, написанный А. С. ПушкинЫм осенью 1830 года в Болдине. Известно, что Болдинская осень – едва ли не самый продуктивный период в творчестве поэта: собираясь расстаться с холостой жиз- нью и предчувствуя ограниченность времени, которое у него будет оставаться для творче- […]...
    26. Повесть Пушкина “Станционный смотритель” была написана в 1830 году и вошла в цикл “Повестей покойного Ивана Петровича Белкина”. Ведущей темой произведения является тема “маленького человека”, представленного образом станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть относится к литературному направлению сентиментализм. Главные герои Рассказчик – чиновник, который “в течение двадцати лет сряду, изъездил Россию”, от его лица ведется повествование […]...
    27. Характерной особенностью творчества Пушкина является глубокая содержательность. Пример тому – рассказ “Станционный смотритель” из цикла “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” (1830), в котором можно найти любопытный жизненный случай, любовную историю, психологическую драму, социальный тип “маленького человека”, философское осмысление человеческих поступков и т. д. В зависимости от того, на какую сторону содержания обращает внимание исследователь, определяется […]...
    28. План Лирическое отступление автора о станционных смотрителях, его размышления об этом сословии. Знакомство рассказчика на одной из почтовых станций со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его дочерью Дуней. Новая встреча рассказчика и Самсона Вырина. История, рассказанная смотрителем: приезд гусара, его мнимая болезнь; исчезновение Дуни; поиски Дуни в Петербурге, неприятное открытие – его дочь живет на […]...
    29. “МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК” И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”) 1 вариант Повесть “Станционный смотритель” – это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем – Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета […]...
    30. Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного. А между тем смотрители – это большей частью кроткие и безответные люди, “сущие мученики четырнадцатого класса, огражденные своим чином токмо от побоев, и […]...
    31. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести ” Станционный смотритель “. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести – доверительной беседы – читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс […]...
    32. Начинается повесть с лирического отступления рассказчика о том, что станционный смотритель – это “сущий мученик четырнадцатого класса” (самый низший чин). Ему нет покоя ни днем, ни ночью, путешественники вымещают на нем накопленную во время езды досаду на то, что “погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут”. “Во всем виноват только станционный смотритель!” – […]...
    33. СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ Рассказчик – мелкий чиновник – проезжал как-то через ***скую губернию по тракту на пере­кладных и остановился у станционного смотрите­ля по имени Самсон Вырин. Они разговорились, как будто всегда были знакомы. Дочь смотрителя, красавица Дуня, тоже умела поддержать разговор с проезжающими. Прошло несколько лет, рассказчик опять попал на эту же станцию. Увидев очень постаревшего […]...
    34. “Станционный смотритель” (Повесть из цикла “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”) Пересказ Основные действующие лица: Рассказчик – мелкий чиновник. Самсон Вырин – станционный смотритель. Дуня – его дочь. Минский – гусар. Лекарь-немец. Ванька – мальчик, проводивший рассказчика на мо­гилу смотрителя. В начале рассказчик рассуждает, как непросто быть смотрителем. Он должен прислуживать и угождать всем посетителям, но […]...
    35. Романтический период творчества поэта прихо­дится на годы южной ссылки (1820-1823), ознаме­нованные появлением поэм “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы” и др. Движение от романтизма к реализму и постепенное утверждение последнего наметилось в творчестве со второй полови­ны 1820-х гг. “Станционный смотритель”. Эта повесть занимает важное место в творчестве А. С. Пушкина и имеет большое значение для всей […]...
    36. В начале произведения повествователь говорит об отношении людей к станционным смотрителям. Рассказал, что с ними постоянно кто-то ругается, иногда и ударить их могут. Вообще, станционные смотрители – это чиновники четырнадцатого класса. И ведут с ними так, в основном чиновники класса выше, чем четырнадцатый. Однако, один такой станционный смотритель, очень запал в душу рассказчику. В 1816 […]...
    37. СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ “Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не брани-вался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти […]...
    38. В начале повести приводится авторское отступление о судьбе станционных смотрителей – чиновников 14-го класса, достойных сострадания, ведь каждый проезжающий обязательно вымещает на них свое раздражение. Повествователь и сам изъездил всю Россию, ему знакомы были многие станционные смотрители. Одному из них, Самсону Вырину, “смотрителю почтенного сословия” посвящает повествователь эту повесть. Действие повести происходит в мае 1816 […]...
    39. Александр Сергеевич Пушкин – человек широких, либеральных, “подцензурных” взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от “мегаполиса” 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя “потомок арапов” гораздо свободнее и “в своей тарелке”. Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших […]...
    40. О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и умиленье! А. С. Пушкин Тема “маленького человека” является сквозной в русской литературе XIX века. Этой теме посвящали свои […]...

    Тема «маленького человека» была одной из самых излюбленных в произведениях русских писателей начала девятнадцатого века. А.С. Пушкин не был исключением, и он, как никто другой, мог раскрыть все оттенки и краски души так называемого «Маленького человека»­ в своих произведениях.

    Повесть «Станционный смотритель» рассказывает о чиновнике самого последнего четырнадцатого класса, Самсоне Вырине , который работа на станции в течение многих лет и исправно нес свою службу, качественно выполняя свою работу. Он был типичным «маленьким человеком», потому что никогда не стремился к чему-то большему, его устраивало его положение, он был счастлив тем, что имеет, и благодарен за это. Он считал, что не имеет права на больше, но и не уступал того, что, как ему казалось, принадлежит ему по праву.

    Многие не любят станционных смотрителей, как говорит автор в начале произведения, потому что винят их во всем, что происходит на дороге, выплескивают на них свое раздражение. Не считаясь с тем, что они тоже люди, что у них тоже есть чувства. То же самое происходило и на станции, где главой был Самсон Вырин. Если не было лошадей, виноватым считали его, если на улице шел дождь, раздражение, злость и нетерпение выплескивали тоже на него. Он был подушкой для битья, и сносил все это со спартанским спокойствием, терпеливо и стойко, не жалуясь, без негодования.

    «Маленькому человеку» свойственно недооценивать себя, считать, что у него меньше прав, если его чин ниже. Самсон Вырин не казался человеком такого типа поначалу, но он опустил руки, перестал­ пытаться вернуть свою дочь назад. Главную роль в этом сыграло то, что она уехала с человеком, который выше ее по положению. Который выше по положению, чем ее отец. Именно поэтому станционному смотрителю было так трудно соперничать с Минским , ведь он был не только богаче, он был более высокого положения, так что Самсон Вырин чувствовал себя не в силах бороться с таким соперником, может, он даже, чувствовал себя не в праве это делать.
    Для него­ даже не главным было защитить честь своей дочери, он просто хотел вернуть ее обратно, домой, чтобы знать, что она снова в безопасности. Но когда он понимает, что не только Минский не отдаст ему Дуню , но и она сама не хочет ехать домой, он перестает что-либо делать и просто отправляется домой, смирившись со своим состоянием и положением. Именно эта тема поднимается в произведении, наряду с остальными, еще раз показан образ «маленького человека», отражены его действия, мысли, поступки.