Военная коллегия (орган военного управления). Политические реформы Петра I Смотреть что такое "Военная коллегия" в других словарях

Вид здания Двенадцати коллегий. Неизвестный художник.

Петр I, вступивший на российский престол в 1682 г., в начале XVIII века начал реформировать всю систему управления государством. Коснулось это и органов центрального военного управления. Его реформа проводилась в условиях идущей Северной войны 1700–1721 годов со Швецией за выход России к Балтийскому морю и возвращение древних новгородских земель на берегах Финского залива.

Военная реформа проходила в постоянном поиске самой удачной на то время формы военного управления. Так, 18 (28) февраля 1700 г., в результате преобразования Иноземного и Рейтарского приказов был образован Военный приказ, названный позднее Приказом военных дел. Военный приказ имел в составе действующей армии свои походные органы военного управления – военные шатры (шатры комиссарских дел) со штатом комиссаров – дьяков и подьячих.

Мобилизационные задачи, которые решал приказ, менялись со временем. Если на первом этапе в 1701–1705 гг. он ведал комплектованием частей зарождающейся регулярной армии и формированием полков; заведовал командным составом армии; занимался военно-техническим снабжением армии, то уже в 1705 г. рекрутские наборы (призыв новобранцев) отошли к Поместному приказу. К концу 1710 г. комплектование частей перешло в ведение губернаторов, а снабжение – к полевым органам армии.

В связи с учреждением в 1711 г. Правительствующего Сената система управления вооруженными силами вновь меняется. Приказ военных дел упраздняется. Сенат стал ведать комплектованием армии, а образованный при нем Комиссариат – финансированием войск, снабжением их вооружением, провиантом и обмундированием.

В 1717–1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления. В результате система приказов, которых на тот период уже насчитывалось около сотни, причем с весьма расплывчатыми функциями и дублированием друг друга, была заменена 12 коллегиями. Это были предшественники министерств, высших органов государственного управления, существующих по сегодняшний день. Важнейшими, «государственными», являлись коллегии, ведавшие иностранными и военными (отдельно армией и флотом) делами.

Так в петровской России появились новые высшие органы руководства сухопутными и морскими силами, которые просуществовали почти столетие. Они получили названия Военной коллегии, которая ведала армейскими делами, и Адмиралтейств-коллегии, которая занималась делами военного флота.

Структура Военной коллегии определялась петровским указом от 3(14) июня 1719 г. Ее деятельность началась 1 (12) января 1720 г. Возглавлял Военную коллегию президент (первый – светлейший князь А.Д. Меншиков, ближайший соратник Петра I и будущий генералиссимус). Назначались также вице-президент и несколько членов (их число постоянным не было) из высшего генералитета, обладавшие богатым опытом нахождения на высших армейских должностях и участия в войнах.

Порядок производства дел в Военной коллегии определялся генеральным регламентом 1720 г. Впоследствии генеральный регламент неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, изложенных в высочайших о том указах.

Военная коллегия, по замыслу царя Петра должна была заниматься всеми военными делами государства. Кроме того, на нее возлагалось наблюдение за деятельностью Артиллерийской канцелярии, находившейся в ведении генерал-фельдцейхмейстера. Военная коллегия имела в Москве три конторы: артиллерийскую, мундирную и счетную.

В конце царствования Петра Великого основные структурные подразделения Военной коллегии (равно как и Адмиралтейств-коллегии) стали переводиться из первопрестольной Москвы в новую, «северную» столицу Российской империи город Санкт-Петербург.

Вскоре Военная коллегия стала делиться на три самостоятельные экспедиции: а) армейскую (пехота и кавалерия), б) гарнизонную и в) артиллерийскую и фортификационную. Мобилизационные вопросы в большей степени находились в ведении гарнизонной экспедиции, так как сбор призывного контингента проводился по губерниям. Начиная с 20-х годов XVIII в., полки получили свои округа и стали пополняться по территориальному признаку. Затем рекруты поступали в распоряжение полковых командиров и те распределяли их по своему усмотрению.

В 1724 г. произошли новые изменения в структурах Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегии, которые продолжали находиться в прямом подчинении Правительствующего Сената, который во всем был ответственен перед государем императором. Все постановления и законоположения, разрабатываемые в коллегиях, утверждались государем и только после этого получали законную силу.

Военная коллегия стала состоять теперь из четырех самостоятельных структурных формирований, которые возглавляли: генерал-кригс-комиссар, директор Военной канцелярии, генерал-провиантмейстер и генерал-фельдцейхмейстер. При Военной коллегии состоял (военный) прокурор, находившийся в прямом подчинении ее президента.

Служба генерал-кригс-комиссара (ведал денежным и вещевым довольствием армейских войск) состояла из:

комиссариата (Москва),
кригс-комиссариатской конторы (Санкт-Петербург),
казначейской конторы (Санкт-Петербург).
Военная канцелярия коллегии состояла из четырех экспедиций (контор), которые подчинялись ее директору:

по инфантерии (пехоте, армейской и гвардии),
по кавалерии (армейской и гвардии),
по артиллерии и фортификации,
ведения журнала и походных дел; в ее состав входили главный судья, архивариус, переводчик.
Служба генерал-провиантмейстера (провиантская контора, которая занималась продовольствием и фуражом) состояла из:

управлений в Москве, Выборге, Нарве, Кронштадте, Ревеле, Балтийском порту и Риге.
провиантских магазинов в Смоленске, Астрахани, на реках Днестр, Десна и Дон.
Служба генерал-фельдцейхмейстера состояла из двух канцелярий:

артиллерийской канцелярии,
канцелярии фортификации (военных инженеров).
Как бы там ни было, но в таком виде централизация военного руководства в России первые шестнадцать лет существования коллегии по разным причинам оставалась неполной, что не могло сказываться на жизни и деятельности Русской Императорской армии. Так продолжалось до 1736 г., когда президентом Военной коллегии стал генерал-фельдмаршал Б.Х. Миних, осуществивший ряд преобразований.

С 1736 г. Военной коллегии были подчинены все лица и учреждения высшего военного управления в России. Исполнительными органами Военной коллегии теперь являлись:

Главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой сухопутных войск, вопросами производства и увольнения офицеров, делами ландмилиции и казачьих войск.
Особое повытье и соответствующие конторы (переименованные позже в экспедиции), занимавшиеся остальными вопросами военного руководства.

Особое повытье решало вопросы приема на военную службу дворянских недорослей, отставки престарелых солдат и разбирало дела о дезертирах.

Положительная сторона централизации состояла в единстве управления и контроля над всеми делами военного ведомства. Но так как Военная коллегия находилась в Санкт-Петербурге, а ее конторы – в Москве, это затрудняло управление и лишало его оперативности. Чтобы устранить этот недостаток, в 1736 г. в Санкт-Петербурге открыли Военную контору, которая была связана с другими органами управления и таким образом осуществляла контроль за выполнением указов Военной коллегии.

Последующее переустройство Военной коллегии при императрице Елизавете Петровне привело к тому, что она в 1742 г., по существу, распалась на независимые друг от друга ведомства. Дело дошло до того, что в 1746–1760 гг. пост президента Военной коллегии оставался вакантным и мер для заполнения этого должностного вакуума не принималось.

В 40-х гг. в органах центрального военного управления произошли крупные изменения: из отдельных контор – генерал-кригс-комиссариатской, аммуничной и обер-цалмейстерской был образован Главный комиссариат, подчиненный непосредственно Правительствующему Сенату.

Провиантские дела также были отделены от Военной коллегии и сосредоточены в Провиантской канцелярии. Контора фортификации была упразднена, а ее дела перешли в ведение Канцелярии главной артиллерии и фортификации, являвшейся самостоятельным органом, подчиненным Правительствующему Сенату.

Возрождение Военной коллегии, как высшего центрального органа военного управления, началось в начале царствования императрицы Екатерины II. В 70-е годы XVIII в. коллегия претерпела ряд преобразований. В итоге к 1791 г. она вновь объединила все органы военного управления Российской империи. Все это было связано с именем генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, который с 1784 г. являлся президентом Военной коллегии.

В 1798 г. новая реорганизация Военной коллегии приблизила ее к структуре Военного министерства (министерства военно-сухопутных сил) царствования Александра I. Оно постепенно, в 1802–12 гг., полностью заменило собой коллегию. Ее упразднение было связано, в первую очередь, с именем первого военного министра России генерала от инфантерии С.К. Вязьмитинова.

Высший орган военно-морского управления России был учрежден указом Петра I от 11 (22) декабря 1717 г. Действовать Адмиралтейств-коллегия начала с 4 (15) апреля 1718 г. Она объединила в себе образованный в 1715 г. в Санкт-Петербурге Морской комиссариат и существовавшую до этого в старой российской столице Московскую адмиралтейскую контору. Их объединяла тогда Военная морского флота канцелярия.

Адмиралтейств-коллегия имела, как говорилось в высочайшем указе, «верхнюю дирекцию над людьми, строениями и прочими делами, к Адмиралтейству подлежащими».

Она ведала строительством, финансированием и снабжением флота, постройкой и вооружением кораблей, сооружением и оборудованием портов, верфей и каналов, полотняными и канатными заводами, комплектованием личным составом, военно-морским образованием, разработкой уставов и наставлений, гидрографическо-навигационным обеспечением мореплавания, организацией морских экспедиций.

Состояла Адмиралтейств-коллегия из президента (председателя), вице-президента и пяти-семи наиболее опытных высших морских начальников. Президент коллегии непосредственно подчинялся императору и первоначально являлся членом Правительствующего Сената. Первым президентом Адмиралтейств-коллегии стал Ф.М. Апраксин, генерал-адмирал русского флота, член Правительствующего Сената, один из сподвижников Петра Великого, руководивший коллегией до 1728 г.


Здание Двенадцати коллегий. Архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер. Современный вид. Университетская набережная Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Адмиралтейств-коллегия имела исполнительные, функциональные органы – канцелярии, конторы, правления, экспедиции. В первые годы коллегия еще не имела четкой функциональной структуры, но опыт ее подсказывал необходимость структурного усовершенствования.

После реорганизации Военной коллегии серьезные изменения претерпела и Адмиралтейств-коллегия, которая в 1726 г. (по замыслу ушедшего из жизни в предыдущем году императора Петра Великого) состояла из службы генерал-квартирмейстера и шести самостоятельных контор.

Генерал-квартирмейстерская часть состояла из шести контор: кригс-комиссариатской, подрядной, провиантской, казначейской, цалмейстерской (финансовой) и мундирной.

Самостоятельными конторами являлись:

Московская адмиралтейская,
Обер-сарваевская (судостроительная),
Вальдмейстерская (ведавшая строевым лесом, его заготовкой и транспортировкой),
Контрольная,
Адмиралтейская (ведавшая верфями и оборудованием рейдов),
Артиллерийская.
В самом начале своего существования Адмиралтейств-коллегия разработала ряд уставов и наставлений, которые регламентировали флотскую жизнь. Среди них: в 1720 г. – собрание военно-морских правил «Книга Устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытность флота на море». В 1722 г. – свод морских адмиралтейских законов «Регламент о управлении адмиралтейств и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся».

Свод петровских адмиралтейских законов действовал более сорока лет, до августа 1765 г., когда был утвержден новый «Регламент о управлении адмиралтейств и флота». Функции и организация Адмиралтейств-коллегии со временем менялись. В 1802 г. она вошла в состав Министерства военных морских сил (Морского министерства) как совещательный орган при министре. Адмиралтейств-коллегия была упразднена 1 января 1828 г. в связи с образованием Адмиралтейств-совета.

Созданные Петром Великим высшие органы центрального военного управления – Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия – в Российской империи сыграли важную роль. Она выразилась, прежде всего, в победах русского на суше и на море во многих войнах XVIII в. В начале следующего столетия эти коллегии стали основой при создании двух министерств – Военного и Морского.

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ (1717-1812), орган центрального военного управления, созданный именным указом Петра I от 10 дек. 1719 наряду с другими государственными коллегиями вместо упраздненного Приказа военных дел.

Создание Военной коллегии началось с указа от 11 дек. 1717, которым назначались 1-й (генерал-фельдмаршал кн. А. Д. Меншиков) и 2-й (генерал А. А. Вейде) президенты коллегии. По указу от 12 дек. 1718 о разделении дел между коллегиями и ведении их по новому порядку с 1 янв. 1720 к Военной коллегии отходили «армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Воинском приказе». Указом от 3 июня 1719 был утвержден штат Военной коллегии: президент, вице-президенты и члены - советники в генеральском чине и асессоры в чине полковника. Основной структурной частью Военной коллегии являлась канцелярия, нескольким секретарям которой были поручены армейские, артиллерийские и гарнизонные дела. При дальнейшем совершенствовании структуры канцелярия Военной коллегии была разделена на экспедиции по заведованию кавалерией и инфантерией (пехотой), гарнизонными делами, артиллерией и фортификацией, по ведению журналов входящих и исходящих бумаг. При Военной коллегии состояли генерал-аудитор и генерал-фискал; за законностью решения дел наблюдал прокурор, непосредственно подчиненный генерал-прокурору правительства - Сената. В некотором подчинении Военной коллегии пребывали комиссариат и генерал-провиантмейстер; управление же артиллерийским и инженерным ведомствами, находившееся в руках генерал-фельдцейхмейстера и Артиллерийской канцелярии, оставалось почти независимым от Военной коллегии (коллегия имела над ними лишь неопределенное право «верховной дирекции»).

Т. к. учреждением Военной коллегии не была достигнута главная цель реформы - объединение деятельности военного управления в одном органе, в 1736, когда президентом являлся гр. Б. К. Миних, коллегия подверглась коренному переустройству. По закону от 26 янв. 1736 Военной коллегии были подчинены все лица и учреждения, принадлежавшие военному ведомству. Непосредственно при Военной коллегии состояли: главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, службой и инспектированием войск, и особое повытье, заведовавшее делами о беглых военнослужащих, о поступлении на военную службу недорослей и др. Все остальные дела ведомства были распределены между конторами, вскоре переименованными в экспедиции; конторы управлялись особыми директорами, принимавшими участие в заседаниях Военной коллегии. Контор было 7: генерал-кригс-комиссариатская (сбор и распределение денег на нужды военного ведомства), обер-цалмейстерская (выдача жалованья войскам), мундирная (снабжение войск амуницией), провиантская (заготовка и поставка в армию продовольствия и фуража, содержание сети провиантских магазинов и складов, поставка в армию лошадей), артиллерийская (заготовка и поставка в войска оружия, боеприпасов и артиллерии), фортификационная (строительство, содержание и ремонт крепостей) и счетная (ведение финансовой документации Военной коллегии). Органом (филиалом) Военной коллегии в Москве была особая Военная контора, учрежденная 16 сент. 1736.

На основании указов от 25 янв. и 15 февр. 1742 в самостоятельные ведомства выделялись комиссариатское, провиантское, а также заведование артиллерией и фортификацией. 8 дек. 1742 была упразднена счетная контора. Военная коллегия в это время настолько утратила свое значение как орган центрального военного управления, что даже пост ее президента с 1746 по 1760 не был занят.

В 1763-64 утверждались новые штаты Военной коллегии и ее экспедиций: президент коллегии становился личным докладчиком Екатерины II по военным делам. 10 авг. 1781, в президентство кн. Г. А. Потемкина, в составе Военной коллегии вновь появилась счетная экспедиция Военной коллегии для контроля над расходами по военному ведомству. По указу от 15 апр. 1791 «О новом образовании Военной коллегии» в ней опять объединилось высшее военное управление, причем ведомства комиссариатское, провиантское, артиллерийское и инженерное вошли в состав Военной коллегии как части одного целого в виде самостоятельных отделов, получивших название экспедиций и департаментов.

По изданным 5 янв. 1798 штатам преобразованной Военной коллегии в ее структуру входили: канцелярия Военной коллегии в составе экспедиций: армейской, гарнизонной, приказной, иностранной, рекрутской, по учреждению о школах и ремонтной части; особые экспедиции Военной коллегии, подчинявшиеся ей на правах отдельных учреждений (воинская, счетная, инспекторская, артиллерийская, комиссариатская, провиантская, военно-сиротских учреждений и генерал-аудиториат, созданный 24 янв. 1797 взамен аудиторской экспедиции).

Военная коллегия получила прочную внутреннюю организацию, в которой в главных чертах уже были намечены контуры будущей министерской структуры военного управления.

Манифест от 8 сент. 1802 «Об учреждении министерств» фактически учредил лишь должности 8 министров, распределив между ними действовавшие тогда коллегии и их части. Военная коллегия была передана в ведение министра военно-сухопутных сил С. К. Вязмитинова, но сохранила прежние принципы своей организации. 23 окт. 1802 произошло разделение артиллерийской экспедиции Военной коллегии на собственно артиллерийскую (ведала артиллерийскими частями, снабжением армии оружием, боеприпасами и артиллерийскими орудиями) и инженерную экспедицию Военной коллегии (ведала крепостями и укреплениями). С 1 янв. 1805 начала свою деятельность медицинская экспедиция Военной коллегии. Министр военно-сухопутных сил сносился с коллегией через департамент (канцелярию) министерства, образованный 7 янв. 1803.

Со вступлением на пост военного министра 13 янв. 1808 А. А. Аракчеева процесс становления единоначалия в военном ведомстве ускорился. С 17 янв. 1808 министерство именуется «военным», а его министр становится единственным докладчиком императору по военным делам; Военно-походная Его Императорского Величества канцелярия подчиняется военному министру. 24 янв. 1808 была введена должность товарища министра, именуемого дежурным генералом, которому передавались дела по боевой подготовке и снабжению армии, а также госпитали. Генерал-аудиторат был также подчинен военному министру.

При преемнике А. А. Аракчеева военном министре М. Б. Барклае-де-Толли 27 янв. 1812 было принято «Учреждение Военного министерства», ликвидировавшее Военную коллегию и утвердившее министерский принцип управления военным ведомством. И. К.

В 1-ой половине XVII в. наряду с другими государственными коллегиями. Образование Военной коллегии началось назначением в 1717 г. 1-го президента генерала-фельдмаршала кн. Меншикова и 2-го президента генерала Вейде, приказом 1719 г. было объявлено об устройстве Военной коллегии; 1 января 1720 г. она начала действовать.

Введением коллегиальной системы управления Петр имел в виду объединить деятельность высшего военного управления, обеспечить его закономерность путем уничтожения самовластия и бесконтрольности единоличных органов власти.

При Петре Великом коллегия состояла из президента, вице-президента и членов: советников в генерала чине и асессоров в чине ; при Военной коллегии находилась канцелярия, подразделявшаяся на экспедиции по заведыванию кавалериею и инфантериею, по гарнизонным делам, по управлению фортификациею и артиллериею, по ведению журналов входящих и исходящих бумаг.

При Военной коллегии состояли генерал- и генерал-фискал; за законностью решения в ней дел наблюдал прокурор непосредственно подчиненный генерал-прокурору.

В ведении Военной коллегии находились: "армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в военном приказе и которые получаются во всем государстве».

В некотором подчинении Военной коллегии находились кригс-комиссариат и генерал-провиантмейстер; управление же артиллерийскими и инженерными ведомствами, находившееся в ведении генерал-фельдцейхмейстера и артиллерийской канцелярии, стояло почти независимо от Военной коллегии; этой последней было предоставлено, по отношению упомянутых ведомств, лишь неопределенное право "верховной дирекции».

Учреждением Военной коллегии не была, однако, достигнута главная цель реформы – объединение деятельности военного управления в одном органе. Поэтому, в 1736 г., во время президентства гр. , Военная коллегия подверглась коренному переустройству с подчинением ей всех лиц и учреждений, принадлежавших к военному ведомству; непосредственно при ней состояли: главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, службою и инспектированием войск, и особое повытье, заведовавшее делами о беглых, о поступлении на службу недорослей и некоторыми другими. Все остальные дела военного ведомства были распределены между конторами, вскоре переименованными в экспедиции; конторы управлялись особыми директорами, принимавшими участие в заседаниях Военной коллегии.

Конторы решали дела самостоятельно; на рассмотрение Военной коллегии вносились лишь дела, в разрешении которых конторы встречали затруднения.

Конторы были следующие: генерал-кригс-комиссариатская, обер-цальмейстерская (выдача жалованья), провиантская, счетная, мундирная, фортификационная и артиллерийская; органом Военной коллегии в Москве была особая военная контора.

Объединенное в Военной коллегии при Минихе военное управление после воцарения Елизаветы сейчас же распалось на несколько самостоятельных частей и из Военной коллегии в 1742 г. выделились в независимые ведомства: комиссариатское, провиантское, а также заведывание артиллериею и фортификациею; счетная экспедиция была упразднена.

Военной коллегии в это время настолько утратила свое значение, как орган центрального управления, что с 1746 по 1760 г. оставался даже не замещенным пост её президента. Усиление значения Военной коллегии началось лишь с 1763 г, когда президентом Военной коллегии был поставлен в непосредственное отношение к верховной власти, сделавшись личным докладчиком .

В 1781 г., во время президентства кн. Потемкина, в составе Военной коллегии вновь появляется счетная экспедиция, передававшая в руки Военной коллегии контроль над расходами по военному ведомству, а в 1791 г. Военной коллегии дается новая организация, и в ней опять объединяется высшее военное управление, при чем ведомства комиссариатское, провиантское и артиллерийское с инженерным входят в состав Военной коллегии, как части одного целого, в виде самостоятельных отделов, получивших название экспедиций и департаментов.

В 1798 г. был изданы штаты преобразованной Военной коллегии, причем состав её был определен:

1) из канцелярии, состоявшей из экспедиций: армейской, гарнизонной, приказной, иностранной, рекрутской, по учреждению о школах и ремонтной части, и

2) из особых экспедиций: воинской, счетной, инспекторской, артиллерийской, комиссариатской, провиантской, военно-сиротских учреждений и , подчинявшихся Военной коллегии, как отдельные учреждения.

Сознавая необходимость иметь энергичного руководителя для Военной коллегии и, вместе с тем, не доверяя своим приближенным, взял на себя лично руководство, деятельностью Военной коллегии, направляя её работу передачею повелений через стоявшего во главе военно-походной Е. В. канцелярии.

Военная коллегия, стоявшая в числе трех первых государственных коллегий, почти во все время своего существования занимала выдающееся положение среди других коллегий и по отношению к сенату. Во главе её, в качестве президентов, часто стояли лица, пользовавшиеся могущественным влиянием в государстве (Меншиков, Потемкин).

В силу их личного влияния в Военной коллегии сравнительно рано началось выделение единоличного начала, и власть президентов явилась существенным коррективом к малоподвижному коллегиальному управлению, вообще, по свойству военного управления, требующему быстроты, подвижности и гибкости.

В царствование Военной коллегии получила вполне прочную внутреннюю организацию, и в ней в главных чертах были уже намечены отделы будущей министерской организации, введенной в 1802–12 гг.

Источники:

Столетие военного министерства. T. I, Спб., 1902; А. Добровольский, Основы организации центрольного военного управления в России, Спб., 1901.

Э.Фальконе. Памятник Петру I

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.

Существует мнение, что петровские реформы носили спонтанный характер, были необдуманными и часто непоследовательными. На это можно возразить, что невозможно в живом обществе рассчитать все с абсолютной точностью на десятилетия вперед. Конечно, в процессе осуществления преобразований жизнь вносила свои коррективы, поэтому менялись планы и появлялись новые идеи. Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.

Историки выделяют три этапа петровских реформ:

  1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
  2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
  3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.

Солдаты Петра I. Реконструкция

Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Власть императора была широка и сильна в такой степени, что Петр I преступал обычаи, касавшиеся персоны монарха. В Воинском уставе 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять» . «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает ». Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.

В 1722 г. Петр I издал Указ о престолонаследии, по которому монарх определял своего преемника «признавая удобного», но имел право лишить его престола, видя «непотребство в наследнике», «усмотря достойного». Законодательство определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями. Всякий, «кто какое зло умышлять будет», и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили», наказывались смертной казнью, вырыванием ноздрей или высылкой на галеры — в зависимости от тяжести преступления.

Деятельность Сената

Сенат при Петре I

22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:

  • совершение правосудия;
  • решение финансовых вопросов;
  • общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал закона. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. – рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. В обязанности герольдмейстера входило составление списков в государстве, дворян, наблюдением, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

Фискалитет

С развитием абсолютизма учреждался институт фискалов и прокуратуры. Фискалитет являлся особой отраслью сенатского управления. Обер-фискал (глава фискалов) состоял при Сенате, но одновременно фискалы были доверенными лицами царя. Царь назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Компетенция фискалов была обозначена в Указе от 17 марта 1714 г.: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», борьба со взяточничеством и казнокрадством. Сеть фискалов постоянно стала формироваться по территориальному и ведомственному принципам. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» за ними контроль. В духовном ведомстве во главе фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. С созданием Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и контроль Сената, а после учреждения должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. назначается генерал-фискал — высший орган для фискалов. Он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Организация Прокуратуры

Указом от 12 января 1722 г. была организована Прокуратура. Затем последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722 г. устанавливалась его компетенция: присутствие в Сенате («смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил») , контроль за фискалами («ежели что худо будет, немедленно доносить Сенату»).

В 1717-1719 гг. — период становления новых учреждений — коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената , имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя.

Деятельность коллегий

Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.

Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.

Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия ).

Здание Сената и Святейшего Синода

Деятельность Синода

Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.

Административно-территориальное деление

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление. Вначале было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской — Рижская губерния. Во главе губерний находились губернаторы, генерал-губернаторы, которые осуществляли административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники: обер-комендант регулировал военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и др. сборы, ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе — обер-комендант) , провинции — на уезды (во главе комендант) .

Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант — губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов, органом управления были ландарты.

Было создано 50 провинций, которые делились на округа — дистрикты. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Главной особенностью органов местного управления было то, что они исполняли одновременно административные и полицейские функции.

Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Но в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.

Создание армии и флота

Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.

Петровский флот

Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.

Петр и Меньшиков

Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.

Судебная реформа

Она была проведена в 1719 г.и упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, он решал наиболее важные государственные дела. Монарх, как верховный судья, многие дела разбирал и решал самостоятельно. По его инициативе возникли Канцелярии розыскных дел возникли по его инициативе, они помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя, а Сенат являлся апелляционной инстанцией. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления) . Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами. Областные суды состояли из надворных и нижних судов.

Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции.

Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам.

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством.

Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Историк Н. Я. Данилевский отмечал две стороны деятельности Петра I: государственную и реформативную («изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях»). По его мнению, «первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства». Деятельностью второго рода Петр привнес «величайший вред будущности России»: «Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад».

Памятник Петру I в Воронеже

Военная коллегия I Вое́нная колле́гия

в России, высший центральный орган военного управления, образованный Петром I в 1717-20 вместо ряда военных приказов (См. Приказы) в целях централизации военного управления. В. к. состояла из экспедиций по делам пехоты и кавалерии, артиллерии и фортификации, по гарнизонным делам. Президент В. к. (первый - А. Д. Меншиков) входил в состав Сената. Со 2-й четверти 18 в. В. к. подверглась реорганизации с подчинением ей всех лиц и учреждений высшего военного управления. Исполнительными органами В. к. были: главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой войск. Остальными вопросами ведали соответствующие конторы, переименованные позже в экспедиции. Те и другие решали дела самостоятельно, в В. к. выносились лишь сложные и спорные вопросы. В Москве органом В. к. была особая Контора. В 1791 В. к. окончательно оформилась и стала включать все военные ведомства. В 1798 новая реорганизация В. к. приблизила её к структуре военного министерства, заменившего В. к. в 1802-1812.

II Вое́нная колле́гия

в СССР коллегия Верховного суда. Впервые В. к. была создана в 1924 в составе Верховного суда СССР и союзных республик. В. к. Верховного суда СССР (См. Верховный суд СССР) осуществляет надзор за судебной деятельностью военных трибуналов и непосредственно рассматривает уголовные дела, отнесённые законом к её ведению. Члены В. к., как и другие члены Верховного суда СССР, избираются Верховным Советом СССР. Включение В. к. в состав Верховного суда СССР способствует единству судебной практики и укреплению законности при отправлении правосудия. В. к. подсудны уголовные дела исключительной важности и дела о преступлениях высших офицеров; она также вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. Если В. к. рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, она действует в составе председательствующего (председателя В. к., его заместителя и члена В. к.) и двух народных заседателей Верховного суда СССР, состоящих на действительной военной службе. Дела по жалобам и протестам В. к. рассматривает в составе трёх членов коллегии. В кассационном порядке В. к. рассматривает дела по частным жалобам и протестам на приговоры, решения и определения военных трибуналов округов, групп войск, флотов и отдельных армий. В порядке судебного надзора В. к. рассматривает дела по протестам председателя Верховного суда СССР, Генерального прокурора СССР и их заместителей, председателя В. к. и Главного военного прокурора на приговоры, решения и определения военных трибуналов округов, групп войск, флотов и отдельных армий.

В. к. возглавляет председатель, который, помимо руководства работой В. к. и участия в судебном рассмотрении дел, организует проверку деятельности, руководит изучением судебной практики и судебной статистики военных трибуналов и т.д. Судебный надзор за деятельностью В. к. осуществляется Верховным судом СССР. В частности, пленум Верховного суда СССР заслушивает отчёты председателя В. к. и даёт соответствующие указания, рассматривает протесты председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора СССР на приговоры и определения В. к. и др. Деятельность В. к. регулируется Положением о Верховном суде СССР 1957 (с изменениями и дополнениями от 30 сентября 1967) и Положением о военных трибуналах (1958).

В. И. Теребилов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Военная коллегия" в других словарях:

    См. Военные суды … Юридический словарь

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ, центральный орган военного управления в России в 18 начале 19 вв. Создана в 1717 указом царя Петра I вместо ряда военных приказов в целях централизации военного управления. В 1802 1812 реорганизована в Военное министерство.… … Русская история

    Военная коллегия - центральный орган военного управления России в XVIII начале XIX в. Учреждена указом Петра I от 11.12.1717 г., начала действовать с 1.01.1720 г. Президент В.к. входил в состав Сената. Порядок производства дел определялся генеральным регламентом от … Энциклопедия права

    У этого термина существуют и другие значения, см. Военная коллегия (значения). Военная коллегия высший орган военного управления в Российской империи в течение XVIII века, одна из коллегий, учрежденных Петром I. Содержание 1 История 2… … Википедия

    В России, высший центральный орган военного управления в XVIII в. Создан в 1717 1720 вместо ряда военных приказов в целях централизации военного управления. В 1802 1812 реорганизована в Военное министерство. * * * ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВОЕННАЯ… … Энциклопедический словарь

    Военная коллегия - ВОЕННАЯ КОЛЛЕГІЯ, органъ центр. воен. упр нія, образованный Петромъ В. въ 1 ой пол. XVIII в. наряду съ другими госуд. коллегіями. Образованіе В. колл. началось назначеніемъ въ 1717 г. 1 го президента ген. фельдм. кн. Меншикова и 2 го през та ген … Военная энциклопедия

    Учреждена была в России Петром I в 1719 г. по примеру иностранных держав для высшего управления военно сухопутными силами. В ней присутствовали президент, вице президент и несколько членов из генералитета. При В. коллегии состояла своя канцелярия … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ - центральный орган военного управления в России в XVIII – начале XIX в. Создана указом Петра I от 11 декабря 1717 г., начала действовать с 1 января 1720 г. По указу от 3 июня 1719 г. включала президента, 2 го президента (после 1720 г. – вице… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    1 . в России высший центр. орган воен. управления, образованный Петром I в 1717 20 вместо ряда воен. приказов в целях централизации воен. управления; состояла из экспедиций по делам пехоты и кавалерии, артиллерии и фортификации, по гарнизонным… … Советская историческая энциклопедия

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ - одно из основных структурных подразделений Верховного Суда РФ. К ее ведению отнесены, наряду с рассмотрением дел по первой инстанции (см.: Верховный Суд РФ), кассационная проверка приговоров и иных решений военных судов среднего звена, а также… … Энциклопедический словарь конституционного права

Книги

  • Большевистский порядок в Грузии Издание в двух томах Том 1 Большой террор в маленькой кавказской республике Том 2 Документы и статистика комплект из 2 книг , Юнге М., Бонвеч Б. (сост.). Впервые в историографии Большого террора на примере Грузии исследуются все вместе три главные массовые операции НКВД: операция по приказу № 00447 ("кулацкая" операция), операция по"…