Сочинение на тему Историческое величие Кутузова (по роману «Война и мир»). В чем заключалась стратегическая линия Кутузова в романе «Война и мир»? Истинное и ложное величие наполеон кутузов

Образы Кутузова и Наполеона, созданные Толстым в романе «Война и мир», - яркое воплощение принципов писателя в изображении исторических деятелей. Эти принципы сводятся к мысли, что люди значительны настолько, насколько они участвуют в созидательном процессе жизни, утверждают и приумножают своим участием ее гармонию и красоту.
Нужно подчеркнуть, что Наполеон и Кутузов далеко не во всем совпадают со своими реальными прототипами – Толстой не стремился к созданию их документально-достоверных портретов. Многие известные исторические факты в романе опущены, некоторые подлинные качества полководцев преувеличены (например, дряхлость и пассивность Кутузова, самовлюбленность и позерство Наполеона).
Оценивая русского и французского полководцев, как и всех других исторических лиц, Толстому важна не реальная достоверность, а степень нравственности, присущая тому или иному персонажу. Именно поэтому антитеза Кутузов - Наполеон является основной нравственной антитезой романа. Если Кутузова можно назвать «положительным» героем истории, то Наполеон в изображении Толстого - ее главный «антигерой».
Кутузов, по мнению Толстого, воплощение народной нравственности, истинного величия, «простоты, добра и правды». «Кутузовское», народное начало противопоставлено в романе «наполеоновскому», эгоистическому.
Кутузова трудно назвать «героем» общепринятом понимании - ведь он не стремится к превосходству над другими людьми. Не пытаясь воздействовать на ход истории, этот человек подчиняется логике исторического процесса, интуитивно прозревает высший смысл происходящего. Именно этим объясняется его внешняя бездеятельность и нежелание форсировать ход событий.
Кутузов, подчеркивает Толстой, наделен истинной мудростью, особым чутьем, которое побуждает его во время Отечественной войны действовать в соответствии с принципом «что должно произойти, произойдет само».
Источником «необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений», которой обладал Кутузов, стало его народное чувство. Это чувство, поставившее русского полководца на «высшую человеческую высоту», он «носил в себе во всей чистоте и силе его».
Именно оно было признано в Кутузове народом - и русский народ выбрал его «в представители народной войны». Вот один из русских полков готовится к смотру, который Кутузов производит в австрийском местечке Браунау. Мы видим, что полк переполняют совершенно особые чувства, возможные только по отношению к «своему, родному человеку»: «Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер».
Русский полководец именно таков, каким его хотят видеть те, кому завтра, может быть, придется умереть: «Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой…»
Главную заслугу Кутузова-полководца писатель увидел в том, что «этот старый человек, один, в противность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему». Именно это вовлекло Кутузова в разлад со светской чернью, «толпой», которая не поняла и не приняла взгляда русского полководца на значение войны: «Начиная с Бородинского сражения... он один говорил, что Бородинское сражение есть победа... что потеря Москвы не есть потеря России... что мира не может быть, потому что такова воля народа».
Кутузов-главнокомандующий столь же необычен, как, не похожа на обычную войну «война народная». Смысл его военной стратегии не в том, чтобы «убивать и истреблять людей», а в том, чтобы «спасать и жалеть их».
Когда русская армия бежит под Аустерлицем, Кутузов на вопрос, не ранен ли он, отвечает, «прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих: «Рана не здесь, а вот где!» А перед Бородином именно Кутузов говорит о надевших белые рубахи ополченцах: «Чудесный, бесподобный народ!»
Когда окончилась война за отечество, закончилась и жизненная миссия Кутузова. Толстой пишет, что «представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».
Историки, отмечает Толстого, превозносят Наполеона, считая его гениальным полководцем, и обвиняют Кутузова за его военные неудачи и чрезмерную пассивность. Действительно, Наполеон в 1812 г. развил бурную деятельность: суетился, отдавал массу распоряжений, которые казались ему и всем окружающим гениальными - словом, вел себя, как и подобает «великому полководцу».
Кутузов же в изображении Толстого не соответствует традиционным представлениям о военном гении. Писатель сознательно преувеличивает дряхлость русского полководца: главнокомандующий засыпает во время одного из военных советов не потому, что хотел «выказать свое презрение к диспозиции или к чему бы то ни было», а потому, что «дело шло для него о неудержимом удовлетворении человеческой потребности - сна».
Русский полководец не отдает приказов, одобряя то, что кажется ему разумным, и отвергая неразумное, он ничего не предпринимает, не ищет сражений. На совете в Филях именно Кутузов внешне спокойно принимает решение оставить Москву, хотя это стоит ему ужасных душевных мук.
Именно в таком мудро-пассивном поведении нравственной и гуманной личности Толстой видит истинное величие, которое не измеряется никакими «лживыми формулами» историков. Величие Наполеона, возведенного европейцами в культ, по мнению автора «Войны и мира», оказывается великой исторической ложью. Истинное величие Толстой нашел в Кутузове, скромном труженике истории, близком к народу.

Один из уникальных и гениальных писателей, известных во всем мире, «великая надежда русской литературы», человек, пытавшийся заново осмыслить жизнь, понять ее законы и разгадать тайны. У Льва Николаевича Толстого был особенный взгляд на мироустройство, в том числе ему принадлежит и теория о роли человека в истории и его значении в контексте вечности. В романе "Война и мир" эту концепцию воплотили в себе полководцы двух великих армий. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (таблица с краткими выводами по теме будет представлена ниже) позволяет полностью раскрыть отношение писателя к вопросу: «Может ли один человек сотворить историю?»

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого

Жизнь Льва Николаевича богата событиями. Юность его прошла в Петербурге, где он был одним из главных заводил и известным повесой. Затем судьба забросила его на Крымскую войну, после которой писатель снова вернулся в столицу. Здесь, уже повзрослевший и немало повидавший, он начинает сотрудничать с журналом «Современник», тесно общаясь с редакционным составом (Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев). Толстой публикует «Севастопольские рассказы», где рисует картины, пройденной им войны. Затем путешествует по Европе и остается ей весьма недоволен.

В 1956 году уходит в отставку и начинает жизнь помещика в Ясной Поляне. Женится, занимается хозяйством и пишет свои самые известные романы и повести: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Крейцерова соната».

Роман «Война и мир»

Роман-эпопея описывает события времен наполеоновской войны (1805-1812 гг.). Произведение имело огромный успех как в России, так и в Европе. «Война и мир» - художественное полотно, не имеющее аналогов в литературе. Толстому удалось изобразить все общественные классы, начиная императорами и заканчивая солдатами. Небывалая эволюция характеров и целостность образов, каждый герой предстает живым полнокровным человеком. Писателю удалось прочувствовать и передать все грани психологии русского народа: от возвышенных порывов до безжалостных, почти звериных настроений толпы.

Удивительным получился образ Кутузова, тесно связанный с Россией и ее людьми. Противоположностью ему во всем выступает самовлюбленный и эгоистичный Наполеон. Именно эти персонажи будут рассмотрены подробно.

Роль личности в истории: Кутузов и Наполеон

Толстой, всегда превозносивший величие и мощь русского народа, показал в своем романе, что именно он победил в войне. Более того, чувство народности легло в основу главной оценки поступков персонажей в романе. Поэтому Кутузов - полководец и выдающийся военный - предстает одним из русских людей, он не столько личность, сколько часть страны. Именно в единстве с народом залог победы Кутузова.

Противоположностью ему является Наполеон, который отделил себя от мира, возомнил практически богом. Более подробно различия этих персонажей иллюстрирует Кутузова и Наполеона (таблица размещена ниже). Однако уже сейчас можно сказать о том, что, по мнению Толстого, человек, решивший в одиночку изменить мир, обречен на поражение.

Образ Кутузова

Толстой изобразил Кутузова в романе своеобразным старцем, прекрасно знающим жизнь и понимающим, что ждет впереди. Он знает, что будет проиграно, и спокойно говорит об этом. Он засыпает на совете, прекрасно понимая, к чему в итоге приведут все разговоры. Кутузов чувствует биение жизни, понимает ее законы. Его бездействие оборачивается народной мудростью, поступками его руководит интуиция.

Кутузов - полководец, но все его действия подчинены великой воле самой истории, он ее «раб». Но только так, заняв выжидательную позицию, можно было победить. Именно эта мысль Толстого воплотилась в характере Кутузова.

Образ Наполеона

Император Наполеон Бонапарт - полная противоположность Кутузову. В отличие от цельной личности русского генерала, Толстой изображает французского императора в двух ипостасях: человек и полководец. Как полководец Наполеон талантлив, обладает богатым опытом и знанием военного дела.

Но для Льва Николаевича главным является именно человеческая составляющая, душевные качества, Именно в этом отношении писатель развенчивает романтический образ вражеского полководца. Уже в Наполеона видно отношение автора: «маленький», «жирный», ничем не примечательный, позер и эгоист.

Наполеон - император Франции, но ему мало власти над своей страной, он видит себя властителем мира, считает себя выше других. Стремление к обладанию поглотило его, он нравственно беден и неспособен чувствовать, любить, радоваться. Наполеон идет по трупам к своей цели, ведь она оправдывает любые средства. «Победителей не судят», - вот его девиз.

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона: таблица

Кутузов Наполеон
Внешность
Ласковый, насмешливый взгляд; уголки губ и глаз сморщены от кроткой улыбки; выразительная мимика; уверенная походка. Короткая, одутловатая и разжиревшая фигура; толстые ляжки и живот; притворная, слащавая и неприятная улыбка; суетливая походка.
Характер
Не превозносит своих заслуг и не выставляет их напоказ; не скрывает своих чувств, искренен; патриот. Хвастливый, эгоистичный, полон самолюбования; превозносит свои заслуги; жестокий и безразличный к окружающим; завоеватель.
Поведение
Всегда ясно и просто объясняется; не покидает войска и участвует во всех ключевых сражениях. Держится вдалеке от военных действий; накануне боя всегда произносит перед солдатами длинные пафосные речи.
Миссия
Спасение России. Завоевать весь мир и сделать его столицей Париж.
Роль в истории
Считал, что от него ничего не зависит; не давал конкретных распоряжений, но всегда соглашался с тем, что делалось. Считал себя благодетелем, но все его распоряжения либо уже были давно исполнены, либо не исполнялись, потому что не могли быть исполнены.
Отношение к солдатам
Был ласков с солдатами и проявлял искреннюю заботу о них. Равнодушен к солдатам, не проявляет к ним никакого сочувствия; их судьбы были ему безразличны.
Вывод
Гениальный полководец; выразитель патриотизма и высокой нравственности русского народа; патриот; мудрый политический деятель. Палач; захватчик; всего его действия направлены против людей.

Обобщение таблицы

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (таблица представлена выше) построена на противопоставлении индивидуализма и народности. Только человек, возомнивший себя выше и лучше других, мог начать кровопролитную войну ради достижения своих эгоистических целей. Такой персонаж не может стать героем, поэтому Толстой, с его гуманизмом и верой в народную мудрость, рисует его негативно и отталкивающе. Внешность, походка, манеры, даже характер Наполеона - все это следствие его стремления сверхчеловеком.

Кутузов, мудрый, спокойный, казалось бы, бездеятельный, несет в себе всю мощь русского народа. Он не принимает решений - он следует за ходом событий. Он не пытается создавать историю - он подчиняется ей. В этом смирении заключена его духовно-нравственная сила, которая и помогла выиграть войну.

Вывод

Невероятную народную мощь заключил Л. Н. Толстой в свой роман «Война и мир». Краткое описание этой силы дано на примере образа Кутузова, который противопоставлен духовно бедному, не понимающему свой народ, Наполеону. Великий русский полководец и французский император воплотили в себе два начала: созидательное и разрушительное. И, разумеется, гуманист Толстой не мог наделить Наполеона ни одной положительной чертой. Как и не мог он очернить образ Кутузова. Герои романа имеют мало общего с реальными историческими личностями. Но Лев Николаевич и создавал их с целью проиллюстрировать свою историческую концепцию.

В специальной главе, где Толстой в обобщенных положениях определяет историческое величие Кутузова, говорится опять не о его «пассивности», а о его деятельности сознательной, проникнутой едиными целями, последовательной и осуществляющей задачи ведущей исторической необходимости. «Действия его (Кутузова), - пишет Толстой, - все, без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами; 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска». Все, что было вне этих целей или мешало их выполнению, - все это со стороны Кутузова встречало решительное сопротивление. Только когда французы были изгнаны, Кутузов, остановившись в Вильно, прекратил свою деятельность. Известно, что из всех исторических деятелей в романе «Война и мир» только один Кутузов выделен автором как «великий человек». Величие его Толстой видит в том, что он целью своей личной деятельности поставил цель общей необходимости. Кутузов, по словам Толстого, «постигая волю провидения», «подчинял ей свою личную волю». В чем, по Толстому, состояло у Кутузова его постижение воли «провидения», на этом необходимо особо остановиться. Кутузов в «Войне и мире» меньше, чем другие, считает возможным наперед знать сложение ожидаемых обстоятельств. Как и другие, по Толстому, Кутузов, например, не мог знать и не знал, как сложится Бородинское сражение. По описанию Толстого, Бородинское сражение произошло без прямых намерений Наполеона и Кутузова и далеко не по тем планам, какие намечали обе стороны. «Давая и принимая Бородинское сражение, - писал Толстой, - Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно...» И после Бородинского сражения, и после оставления Москвы Кутузов долго находится в постоянной и мучительной тревоге. Следовательно, о том, что Кутузов наперед «прозревает» ход и результат событий, никакой речи быть не может. Не может быть речи и о том, что Кутузов у Толстого постигает волю «провидения» в ее конечных приведенных целях. Там, где Толстой говорит о необозримой многопричинности событий и конечной «таинственности» воли «провидения» в истории, в этом контексте Кутузов ничем от других людей не отличается, он в этом случае становится в ряд со всеми участниками событий, в том числе и с Наполеоном, и с Александром, и с простым солдатом, и с московской барыней, по своим мотивам выезжавшей из Москвы. Кутузов выделен Толстым в том отношении, что «один в противность мнению всех мог угадать так верно значение народного смысла события» и «ни разу во всю свою деятельность не изменил ему». Иначе сказать, не о конечном, общемировом прозрении Кутузова идет речь у Толстого, а о прозрении, взятом в пределах «общего», но лишь национально-исторического «народного» значения. Об этом и говорит Толстой, когда утверждает, что Кутузов один понимал тогда «весь громадный смысл события». С этой особенностью Кутузова как «великого человека» в романе сочетается присущее Кутузову верное нравственное чувство. Образ Кутузова в «Войне и мире» среди исторической литературы того времени выступает как глубоко положительное явление. В «Войне и мире» Кутузов впервые в последовательном идейном обосновании был показан как великий полководец и как народный герой. В этом смысле в истории изучения и освещения деятельности фельдмаршала М.И.Кутузова образ Кутузова в «Войне и мире» для своего времени был большим шагом вперед. Признавая всю фактическую неполноту образа Кутузова и теоретическую ошибочность философско-исторической концепции Толстого, мы все же не можем говорить, что Толстой представил Кутузова совсем бездеятельным, что он не усмотрел его героического величия, что он сделал Кутузова слишком «обыкновенным» и тем самым принизил его историческое значение, что Толстой в изображении Кутузова не имел целостной системы мыслей и противоречил себе на каждом шагу, что в изображении Кутузова непримиримо сталкиваются «Толстой-художник» и «Толстой-мыслитель» и проч. Во всем содержании образа Кутузова Толстой осуществлял свою концепцию, последовательно выраженную в художественной конкретности и в обобщенных теоретических суждениях. Вся система мыслей, охватывающих содержание образа Кутузова, направлена к выявлению исторического значения великого полководца, всею своею деятельностью осуществлявшего и осуществившего задачу спасения народа от иноземного нашествия. Героическое существо всего подвига Кутузова Толстой связывает с общенародными задачами его эпохи, в противовес ложным, тщеславным, корыстным и легкомысленным претензиям представителей придворной и высшей военной среды. Особенность Кутузова по сравнению с другими историческими деятелями, представленными в «Войне и мире», состоит, по Толстому, не в его «пассивности», а в особом характере его деятельности, сознательно подчиненной внеличным, народным целям, сообразно исторической необходимости.

Она складывалась из соединения трех сил: во-первых, терпение; во-вторых, время; в-третьих, опора на нравственный дух войска. сам говорит об этом князю Андрею: «Терпение и время, голубчик, - нет сильнее этих двух воинов, они все сделают». Оказалось, что такая стратегия является древней стратегией народной и партизанской войны. Значит, Кутузов не безучастен и не бездеятелен, как казалось, а активен и деятелен, но по-особому, без суеты и внутренних колебаний.

А в чем же сила и величие Кутузова?

Толстой об этом пишет следующее: «И только это народное чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все силы свои не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Значит, величие Кутузова - в нераздельности в нем главнокомандующего и гуманиста, полководца и скромного человека, фельдмаршала и народного , т. е. в слиянии политики и нравственности. Утверждая величие Кутузова, Толстой вовсе не отрицает роль великих людей, как казалось критикам, а показывает свое оригинальное понимание величия. Толстой видит величие человека в личном благородстве, в гуманизме, в самоотречении ради высших духовных ценностей, в великодушии и милосердии, т. е. в духе простоты, добра и правды. Обращаясь к историческим событиям и лицам, Толстой стремится найти в них нравственное содержание, определить их этический уровень. И исторических деятелей, и вымышленных героев Толстой оценивает одним критерием - критерием нравственности. Следовательно, Толстой не отвергает великих людей в истории, а выступает против преувеличения роли отдельных людей, т. е. против культа отдельных, великих людей в истории. Потому что такой культ великого человека автоматически дает ему власть над другими людьми, а Толстой был принципиальным противником любой власти одних над другими, утверждая принцип полного равенства людей.

Андрей Болконский подметил отсутствие всего личного в старом полководце, он даже говорит, что у Кутузова оставались не страсти, «а только одни привычки страстей», т. е. Кутузов, в отличие от всех, не имел никакой своей, отдельной, личной задачи, кроме одной - служить «неизбежному ходу событий». Можно сказать, что он настолько проникается волей истории и сливается с этой верховной вне личной силой, что она становится его индивидуальной волей. Профессор Лидия Гинзбург пишет: «В деятельности Кутузова всенародная воля обнаруживается в самой чистой абсолютной форме». Такая полная самоотдача, такое повиновение воле общей и такая поглощенность общей судьбой является вторым уникальным свойством Кутузова наряду с первым свойством - гуманистической целью всех его действий. (Столь полное бескорыстие доверено в романе только народу, Каратаеву, Наташе Ростовой и Пьеру Безухову). Этой трактовкой исторической роли Кутузова Толстой вел резкий спор со всей современной ему историографией. Он видел, что многие современные критики не признавали величия созданного им образа Кутузова. В ответ на эти суждения Толстой писал: «Искусство имеет законы... И если я художник, и если Кутузов изображен мной хорошо, то это не потому, что мне так захотелось (я тут не при чем), а потому, что фигура эта имеет условия художественные, а другие нет... На что много любителей Наполеона, а ни один поэт еще не сделал из него образа; и никогда не сделает». А для тех людей, которые не верили в объективные законы искусства, в его безобманность Толстой с холодным сарказмом замечал: «...для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое (лакейское) понятие о величии».

Цель: систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона как подготовка к классному сочинению.

Ход урока

В ходе урока учащиеся выступают по вопросам плана, составляют таблицу, записывают тезисы и опорные схемы - конспекты.

Нет величия там, где нет простоты добра и правды.

Л. Н. Толстой

I. Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир».

1. Народ (в понимании Толстого) - главная решающая сила в истории.

2. Основной критерий оценки исторической личности - отношение к народу, понимание его.

3. Простота, добро, правда - составные элементы величия.

III. Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа «Война и мир».

Кутузов - истинный вождь, избранный народом. Наполеон - олицетворение антинародных интересов, законов.

Кутузов Наполеон
1. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства. 2. Полное подчинение интересам России и народа: а) скромность и простота; б) искренность и правдивость; в) близость к простым людям, знание и понимание их чувств; г) проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска; д) гуманное отношение к побежденным; 3. Верность долгу и армии. 4. «Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова 1. Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью». 2. Законченное проявление культа личности, мания величия: а) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие. б) лицемерие, фальшь, позерство; в) равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм. г) война - игра, а люди - пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать; д) жестокость и вероломство Наполеона и его армии. 3. Предательство по отношению к своей армии. 4. Сатирические краски при описании портрета Наполеона

Тезисы:

1. Народ в понимании Толстого - решающая сила в истории. Поэтому главным критерием наружности или ненужности человека в войне 1812 года является отношение к народу, понимание его. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии исторических событий.

2. Кутузов и Наполеон - нравственные полюсы романа - эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армии грабителей, мародеров и убийц.

3. Вместе с армией, с русским народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Армия оккупантов вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а их командующий - идеей мирового господства, культом своей личности, манией вели чия. Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен быть и будет изгнан. Ставка Наполеона - на самые низменные инстинкты солдат его разноплеменной армии: приобрести имение в России, награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь... «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны... Цель каждого из этих людей... состояла в том, чтобы удержать приобретенное». (т. III, ч. III, гл. 26).

4. Хотя Кутузов (как он изображен в романе) и не придает решающего значения своему «я», однако показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска. «...он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает, ничего вредного не позволит..., а главное, - думал князь Андрей, - почему веришь ему, - это то, что он русский...» (т. III, ч. II, гл. 16). Для Наполеона война - это игра, а люди - пешки в этой игре. Они подчиняются воле полководца - сверхчеловека, который тем якобы определяет ход исторических событий.

5. С молчаливого согласия Наполеона его армия в Москве ворует, грабит, насилует, убивает невинных людей - жителей Москвы. Более того: предписывая всем своим войскам для заготовки продовольствия поочередно ходить в Москву мародерствовать, Наполеон издает приказы и распоряжения, запрещающие воровство и грабеж населений. А Кутузов обращается к русским солдатам и офицерам, преследующим разгромленного врага: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди...» И это гуманное чувство к поверженному врагу замечает Толстой, лежало в душе каждого солдата». (т. IV, ч. IV, гл. 6).

6. В самые тяжелые дни для России Кутузов с солдатами, с народом. «Последней степенью подлости» называет Толстой бегство «великого императора» от геройской (т. IV, ч. II гл. 18).

7. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам. Наполеон, играющий роль властелина мира, самовлюблен, высокомерен, тщеславен. Человек фальшивый, лицемерный, он глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен до мозга костей (эгоцентризм - крайняя форма проявления эгоизма). В поведении Кутузова нет ничего показного, бьющего на эффект. Речь его проста, понятна каждому солдату. Одна из характерных черт Наполеона - актерство, позерство. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.

8. В портрете Кутузова автор отмечает тучность, грузность, старческую слабость полководца, но именно эти детали делают его облик естественным, человечным, близким; в его внешности проявляются его нравственные качества: простота, доброта, правдивость. Портрет Наполеона же дается в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки. Круглый живот, бесцветные глаза...

9. Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны. Именно поэтому Наполеону противопоставляется Кутузов, истинно народный полководец, величие которого в его простоте, скромности, подлинном гуманизме.

IV. ОСК «Кутузов».

Пояснение для учителя:

Кутузов в 1805 году предстает перед нами умудренным опытом учеником Суворова. Это именно он, Кутузов, своими правильными действиями и распоряжениями спасает русскую армию после капитуляции Макка и сдачи Вены Наполеону. Но при этом видно, что никакого сражения на этой чуждой русскому духу земле он проводить не хочет. Он как могучая пружина, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока постоянно сдерживается.

И вот 1812 год: Отечество в опасности. Происходит подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова. Это именно он, который не любит громких слов, посылая Багратиона задержать французов, напутствует его возвышенной фразой: «Благословляю тебя на великий подвиг!» Это он приказывает оставить Москву, говоря, что все равно заставит французов поверить в силу русского оружия. Он первый понимает значение бедствий французской армии после Бородина и потому продолжает утверждать, что Бородинское сражение было победой. Это он употребляет все свои силы на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений, т. к. понимает: после бегства врага из Москвы бессмысленно «терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин...» Во всех своих начинаниях именно он полно выражает волю и дух русского народа. Именно на это время приходится максимальное, победной растяжение «пружины» его полководческого дара - на 1812 год.

С изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу, с началом европейской кампании (1813 г.) это «пружина» Кутузова уже ослабла, и снова, как в 1805 году, эта отечественная война уже «...Кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое - европейское», «...представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего... И Кутузов умер».

Вот таким был человек, который «...против воли государя и по воле народа... был избран (в самые опасные для России дни) главнокомандующим».

V. ОСК «Наполеон».

Пояснение для учителя:

Наполеоновская тема в романе соединена с курагинской. В исторической судьбе народов Наполеон играет ту же роль, что Курагины - в частной жизни людей. Как в первом, так и во втором случае «нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно». Но Анатоль Курагин - «дурак». Самое же страшное, когда с таким же сердцем окажется человек умный и хитрый (Наполеон). Он, провозгласивший высокие идеалы равенства и братства, идеалы республики, сначала понравился своему народу, с идеалами добра и правды начнет триумфальное шествие по территории других государств, как бы совершая круг почета по Европе (проследи за стрелкой «Наполеон»). Но, в конце концов, он захочет абсолютной власти (стрелка «Россия») и погубит всю армию, в катастрофу ввергнет свой народ, заведет в тупик. Вот такое крутое падение ему придется пережить. А причиной всему, вглядитесь внимательно в конспект, - огромное «я» во всех его начинаниях «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Домашнее задание.

1. Пересмотреть т. IV. Партизанская война и изменения, которые произошли с героями. Составить каждому викторину из 6 вопросов на проверку знания текста.

2. Индивидуальные задания - сообщения (краткий пересказ с элементами анализа).

Дела и люди партизанских отрядов;

Петя Ростов в партизанском отряде;

Т. Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

Общая оценка Толстым партизанской войны;

Представитель народной войны Кутузов;

- «Непобедимая» французская армия Наполеона;

Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812г.