За что в русском народе почитают александра невского. Почему Александр Невский - святой и русский национальный герой? За что человечество помнит невского

Великий полководец, истинный патриот, бесстрашный воин. Известный князь прошел «золотой нитью» по русской истории. В 2008 россияне голосовали в ежегодном проекте за «Имя России» - им стал Александр Невский. Почему же столь далекий от современности князь 13 века стал символом страны?

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. По легенде, шведы слишком близко подплыли к Новгороду и отправили Невскому послание: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Александр не стал дожидаться шведов, а выступил навстречу им. Его войска приблизились к устью Ижоры и, пока враги отдыхали, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами. Александр сам участвовал в битве и даже ранил шведского воеводу в лицо. Тем самым, его войска отбили атаку шведов и устрашили остальных врагов.

Разумеется, Невский знаменит не только этой победой. Он разгромил множество противников. Во многих схватках он применял различные тактики: эффект неожиданности, засаду, искал в рядах противника слабое звено и направлял туда основную силу удара, выгодно использовал погодные и географические условия, а также преследовал разбитого неприятеля, чем надолго отваживал врага от желания нападать на русские земли. За век его княжества на русские земли обрушилось множество испытаний, но великий Александр Невский противостоял западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца. Самые правдивые факты об Александре Невском читайте в двенадцатом томе «Человек-загадка».

Что сделал для России

1. Он сохранил северо-западные земли.

2. Сберег русские земли от нескольких карательных нашествий монголов, которые обязательно бы случились, если бы не политика Александра внутри русских земель и не его богатые подношения монгольским ханам.

3. Сохранил для России православную веру, не дал в трудное для Руси время вспыхнуть религиозной войне.

4. Сохранил национальную культуру (если бы он принял предложение римского папы Иннокентия IV, то сделать это было бы чрезвычайно трудно).

Интересные факты

Орден Александра Невского вручается проявившим отвагу и мужество армейским командирам. Однако изображение на ордене — это совсем не Александр Невский. Так как ни одного прижизненного портрета великого князя не сохранилось, на ордене изобразили сыгравшего его актёра — Николая Черкасова.

Выражение «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» не принадлежит Александру Невскому. Его автор — сценарист одноимённого фильма Павленко, переделавший фразу из Евангелия «Взявшие меч — мечом погибнут».

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Ледовое побоище

Тевтонского

устремился на литовцев и нанес им ряд поражении. Теперь западные и северо-западные границы Руси были защищены. Это была историческая победа.

1. Какие три враждебные силы сосредоточились у северо-запад- ных границ русских земель в XIII в.? При ответе обратитесь к исторической карте.

2. Какими обстоятельствами воспользовались северо-западные соседи Руси для нападения?

3. Почему германский император и папа римский поддерживали агрессию немецких рыцарей? С какими процессами в Западной Европе это было связано?

4. Какие рыцарско-монашеские ордена были вовлечены в агрессию? Покажите их местоположение на карте.

5. В чем состоял общий смысл ультиматума шведского вождя Александру Ярославичу и почему завоеватели были уверены

в победе?

6. Какую роль сыграли слова Александра Ярославича: «Не в силе Бог, но в правде!», произнесенные им в обращении к ратникам накануне битвы?

7. Докажите, что Александр Ярославич был достоин прозвания Невский.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

8. Почему хан Батый не вмешался в военный конфликт СевероЗападной Руси со своими соседями?

9. В форме кратких тезисов изложите события по теме: «Русское военное искусство в Ледовом побоище». Подробно раскройте ис-

торическое значение победы народов Северо-Западной Руси

в битве на Чудском озере.

10. Почему имя Александра Невского пережило века?

Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси

Рискованная поездка в Орду. В 1246 г. на Руси стоял великий плач. Во Владимир из далекого Каракорума привезли тело отравленного там великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Владимирский престол оказался свободен.

Монгольские правители опасались его. Они приказали Александру прибыть в Каракорум якобы для того, чтобы даровать ему ярлык на великое княжение. Но Александр медлил, понимая, что его ждет участь отца. Во главе сильной дружины он явился во Владимир на похороны отца, что вызвало недовольство монгольских правителей. Они отдали ярлык на великое княжение брату Ярослава Всеволодовича. Затем Батый еще раз позвал Александра Невского в Орду. В послании хана говорилось: «Один ты не хочешь покориться мне. Но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь от меня честь».

Александру пришлось подчиниться. Батый был поражен умом князя и воскликнул: «Истину мне сказали, что нет князя подобного» ему!» С этих пор между ханом и русским полководцем установились уважительные и даже дружеские отношения.

За этими отношениями стоял расчет. Александру

поддержка Батыя была необходима в его борьбе с за-

падными агрессорами и ради того, чтобы обезопасить

русские земли от грабительских ордынских набегов.

Батыю Александр был нужен, чтобы тот сильной

рукой устанавливал порядок на Руси, обеспечивал

уплату дани, препятствовал яростным вспышкам

неповиновения.

Одновременно русский князь, талантливый полко-

водец и опытный государственный деятель, был опа-

сен монголам. В Каракоруме не хотели давать Алек-

сандру власть над Русью и тем самым еще более

возвысить его. В Монголии были недовольны Батыем

за то, что он поддерживает Александра Невского.

Батый сам не стал решать споры братьев,

Александра

и Андрея, насчет

отправил их

в далекую Монголию.

Там они пробыли два года. И наконец Александр

обрел титул великого князя киевского, который был

почетным, но не имел реальной цены, т. к. Киев был

разорен и давно утратил власть над Русью.

Андрей получил титул великого князя владимир-

ского, т. е. реального властителя быстро оправляв-

шихся от монгольского нашествия северо-восточных

русских земель. Тем самым хитроумные ордынские

правители противопоставили братьев друг другу.

Александр Невский спокойно воспринял интриги

Каракорума. И даже не появился в Киеве, а отправил-

ся в Новгород и там принялся укреплять границы рус-

ских земель. Лишь в 1252 г., когда в Монголии ото-

шли от дел враги Александра Невского, тот получил

владимирское

Два разных подхода к отношениям с Ордой. Пока

Золотсюрдынская

Александр был в Орде, Андрей вместе с младшим бра-

чаша. XIV в.

том поднял восстание против ордынских завоевателей.

Действиями братьев руководило ущемленное самолю-

бие Андрея, который всегда находился в тени славы

своего знаменитого брата и теперь, лишившись титула

великого князя, бросил ему открытый вызов.

были два

отношениям

осторожная, взвешенная,

дальновидная

политика Александра Невского, который ненавидел Орду, но опасался идти на конфликт с нею, и удалая, нерасчетливая политика Андрея Ярославиаа.

Александр Невский находился в Орде, когда пришло известие, что Владимир, Переяславль и некоторые другие города попытались сбросить с себя монголо-татарское иго. Это было первое крупное восстание против власти Орды на Руси, и возглавили его }С Н-ЯЗ ьл Рюриковичи.

Батый быстро подавил плохо подготовленное восстание. На Русь отправилось ордынское войско во главе с темником Неврюем - Неврюева. рать.

Огнем и мечом прошли ордынцы по восставшим землям. Андрей был разбит в сражении и бежал в Новгород, но город его не принял. Тогда он укрылся в Швеции у врагов Александра Невского. Александр, заняв великокняжеский стол во Владимире, не стал мстить своим противникам на Руси и сделал все для того, чтобы объединить и сплотить Русь. Только в этом он видел возможность в дальнейшем сопротивляться монгольским завоевателям.

В Новгород Александр Невский отправил наместником своего сына. Он сурово карал новгородцев за их сепаратизм, но помогал им в борьбе с иноземными захватчиками. Так, великий князь двинул полки против шведов, высадившихся на берегу реки Нарвы в принадлежавших Новгороду землях чуди. Те в панике бежали. В 1256 г. он сам, последний раз в жизни, повел войско в земли финнов, которые были завоеваны шведами, одержал ряд блестящих побед и разгромил крепости шведов.

Александр вымолил в Орде прощение для Андрея,

и тот вернулся на Русь.

В 1257 г. владимирский князь встал перед тяжким выбором. В этот год ордынцы, выполняя приказ великого хана Монголии, начали пертисърусского населе-

ния для его обложения новой данью. Привыкшая к произволу поработителей Северо-Восточная Русь покорилась, а жители Новгорода возмутились. Во главе недовольных встал сын Невского - новгородский князь Василий. Александр повел рать на Новгород,

изгнал сына и вместе с ордынцами провел перепись. Этим было предотвращено появление на Руси новой карательной экспедиции.

Все свои силы и организаторский талант Александр Невский направил на возрождение Руси. Он способствовал укреплению городов, строительству новых храмов. Он первым из русских князей начал укрывать часть ордынского выхода, тем самым сохраняя средства для восстановления Руси.

Если складывались благоприятные условия, Александр поддерживал антиордынские выступления. В 1260-х гг. между Ордой и Монголией начался разлад: новый ордынский хан Берке, брат умершего Батыя, отказался подчиниться Каракоруму. Этим воспользовались русские земли. В ряде городов произошли мощные антиордынские восстания, жители повыгоняли каракорумских сборщиков налогов.

Александр Невский рассылал по русским землям грамоты с призывом побивати захватчиков. Наказания со стороны Орды не последовало, т. к. Русь выступила против Монголии, с которой Берке враждовал.

И все же коварный и жестокий хан запомнил эти призывы владимирского князя. В 1262 г, он приказал Александру Невскому привести ему на помощь рать для похода на Иран. Александр отправился в Орду отмаливать своих воинов, а основную часть войска послал в Прибалтику для войны с крестоносцами.

Продержав князя в Орде несколько месяцев, Берке отпустил его на Родину. Но до Владимира Александр не доехал. В Орде он тяжело заболел, а может быть, его отравили, как и его отца, и 14 ноября 1263 г. Александра Невского не стало.

Его оплакивала вся Русь. За подвиги и страдания во имя Отечества Александр Невский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Смерть Александра Невского.

Художник М.В. Нестеров

Русь поднимает голову. Усилия Александра Невского по возрождению Руси не пропали даром. Начали оживать города, восстанавливаться храмы, отстраиваться села. В народе креп гордый дух свободы. Этого князь добился победами над крестоносцами и литовцами на северо-западе, мудрой и выдержанной дипломатией в отношениях с Ордой. Невский показал, что наступило время собирать силы для решающей схватки с врагом.

В Южной Руси такую же осторожную и взвешенную политику демонстрировал Даниил галицкий, сумевший возродить из пепла южнорусские земли, укрепить города, воссоздать сильное войско.

И в Северо-Восточной Руси, и в южнорусских землях вспыхивали стихийные антиордынские восстания, которые все чаще поддерживали, а иногда и организовывали князья. Жители Галицко-Волынской Руси при помощи князя Даниила несколько раз пытались освободиться от монголо-татарской неволи. В начале 1260-х гг. вспыхнули восстания на северо-восто- ке. Их тайным вдохновителем был сам Александр Невский, и все же они были подавлены карателями.

После смерти Александра Невского его сыновья

Меч с ножнами. XIII в. в борьбе за власть использовали военные силы монго- ло-татар. Ордынцы с радостью сталкивали русских

между собой, разоряли их земли, уводили людей

в плен. Мелкие и тщеславные дети великого отца потеряли многое из оставленного им наследия: ослабло единство Руси, вновь раздробились ее военные силы. А это шло лишь на пользу Орде. И все же борьба продолжалась. Невзгоды и насилия не сломили народ,

в нем зрело чувство единства.

Великие «малые дела». Русский народ поднимал из руин родной край. В этом процессе участвовали все слои населения - наиболее прозорливые и энергичные князья, крупные вотчинники-бояре, деятели Церкви и монастыри, купечество, ремесленники, крестьянство.

Общий подъем Северо-Восточной Руси в конце XIII - начале XIV в. был более мощным, чем в южных и юго-западных русских княжествах - Киевском,

Черниговском, Галицко-Волынском. Чем же объяснялся этот подъем? Почему со временем именно Севе- ро-Восточная Русь, а не богатый солнечный Юг, оказалась лидером русских земель?

В условиях монгольского нашествия и установившегося ордынского ига именно Волжско-Окское междуречье, а также Новгородская земля стали наиболее безопасными для жителей Руси. Здесь тоже появлялись ордынские сборщики дани, сюда тоже налетали отряды степняков, поддерживая то одного, то другого князя или расправляясь с мятежниками. Но все это происходило намного реже, чем на южных землях. Южнорусские земли, как и прежде, были открыты вторжениям монгольских туменов.

Кроме того, за ослабленные южнорусские земли шла борьба между сильными соседями - Польшей, Венгрией и Литвой. Северо-Восточная Русь оказалась в стороне от этой борьбы. Она была укрыта лесами, полноводными реками, озерами, болотами и от постоянной ордынской опасности. В лесных чащах Севера жить стало спокойней, чем на открытых пространствах Юга.

Признав власть Орды, Северо-Восточная Русь тем самым получила защиту от натиска Литвы. Поддерживала Орда Русь и против крестоносцев. Это была неволя, но была и стабильность, и наиболее дальновидные и энергичные русские князья делали все, чтобы, сохраняя с Ордой устоявшиеся отношения, использовать ситуацию с пользой для Руси. Первым это блестяще делал Александр Невский.

В относительно спокойное Волжско-Окское междуречье потянулись беженцы из Галицко-Волынской Руси, Киевской и Черниговской земель. Шли крестьяне, ремесленники, торговцы. Уходили под защиту северных лесов бояре со своими дружинами. Известно, что в маленькую Москву с юга переселился некий крупный боярин и привел с собой 1700 вооруженных людей. Устраивались на житье здесь и выходцы из псковских и новгородских земель, где постоянно кипела борьба с литовцами, немцами и шведами. Люди хотели покоя и безопасности.

В первую очередь народом полнилась та часть Севе- ро-Восточной Руси, которая была удалена и от Орды, и от западных границ. Это земли небольших княжеств - Тверского, Московского и Ярославского. Но и старые земли - Владимирская, Ростовская, Суздальская - оказывались предпочтительней для людей, чем беспокойные южные края.

Здесь было все необходимое для жизни. Прекрасные земельные угодья простирались среди лесов. Лес, реки и озера давали пищу и строительный материал. Здесь издревле были своя соль и болотная железная руда.

Большую роль в возрождении родной земли сыграли князья. Потомки Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого, дети и внуки Александра Невского, несмотря на распри и междоусобицы, показали себя рачительными хозяевами. Во Владимирской Руси, особенно в хорошо укрытых от врагов Московском, Тверском, Ярославском и Нижегородском княжест вах, князья основывали новые города, строили крепости, призывали на свои земли людей, которым представляли обширные земельные владения. С конца XIII в. здесь возобновилось каменное строительство, в том числе церквей. Расширялись и обустраивались прежние города, обносились пока еще дубовыми, но уже новыми стенами.

Роль Русской Православной Церкви в возрождении Руси. Большую роль в подъеме Руси играла Церковь. Строились храмы, расширялись церковные земельные владения, на них призывались крестьяне и ремесленники, которым предоставлялись налоговые льготы. Церковь богатела, тем самым содействуя экономическому развитию Руси,

Велика в этом деле была роль монастырей. Монахи занимались огородничеством, осваивали пашни с помощью пришлой бедноты, ищущей защиты и поддержки, разводили крупный и мелкий скот и птицу, отстраивали хозяйственные комплексы, воздвигали вокруг монастырей высокие стены с башнями.

Монастыри осуществляли хозяйственную колонизацию Северо-Восточной Руси, освоение новых

земель. Молитва здесь соседствовала с топором дровосека» сохой, косой, мотыгой крестьянина. В лесную глушь, подальше от мирских страстей уходили от- шельники-богомольцы. Рубили себе скромную избушку, молились. Но и земная жизнь предъявляла им свои требования: надо было обороняться от зверя, добывать пропитание, согреваться в морозы. Отшельники очищали от леса участки земли, сеяли зерно, разводили огороды. К отшельникам приходили верующие в поисках утешения и духовной защиты. Некоторые принимали постриг, становились монахами. Так зарождалось новое монастырское братство.

Монастырь обрастал поселенцами, вокруг святой обители появлялись деревеньки. Иногда крупные монастыри специально направляли в дальние необжитые земли своих монахов на религиозный и гражданский подвиг, и те зажигали свет цивилизации в этих местах.

В церквах и монастырях возобновилось угасшее было летописание, переводились на русский язык греческие и болгарские православные сочинения, писались иконы. Мощная русская культурная традиция начинала новую жизнь.

Возрождение ремесла, торговли, сельского хозяйства.

В городах возобновилось каменное строительство, возродились старые ремесла - кузнечное, кожевенное, гончарное, сапожное, плотничное, камнерезное, появились новые. Широкое распространение получило производство вооружения и доспехов. Не покладая рук трудились бронники, щитники, лучники, кольчужники. Кузнецы ковали не только бытовую и сельскохозяйственную утварь, но и мечи, боевые топоры, наконечники копий. Русь готовилась к новым битвам, и к главной из них - с Ордой.

Постепенно оживало русское крестьянство - основная производящая сила страны. Становление боярских вотчин и монастырских хозяйств, наполнение товарами местных рынков, купеческих возов и кораблей, отправлявшихся в дальние края, зависели во многом от труда крестьянина на земле, в лесу, на рыбных ловлях, ремесленника - в мастерской.

Крест-складень

Крестьяне возвращались из лесных укрытий на родное пепелище, брались за топор и лопату, копали на скорую руку полуземлянки, потом валили деревья и отстраивали рубленые избы. Вскоре струйки дыма, поднимавшиеся над новыми жилищами, показывали, что здесь опять живут люди.

Они распахивали заброшенные в тяжелую годину участки, производили новые росчисти и сечи. Возникшие на прежних пустошах, на лесных полянах и опушках поселения в один-два двора называли

Подсечное земледелие уступало место щрехаолйио- му севообороту, более прогрессивному способу обработки почвы, который предусматривал яровую и озимую запашку и пар, т. е. не засевавшийся участок пашни. В крестьянских хозяйствах возросло число лошадей и волов, а значит, и количество навоза, вывозимого на поля. Это повышало урожайность, давало больше продуктов на рынок. По развитию промыслов (охоты, рыболовства, бортничества) Северо-Восточ- ная Русь обгоняла другие районы.

Все более значительную роль в жизни Руси начинала играть торговля. Она оказалась той животворной артерией, по которой потекла свежая кровь возрождающейся русской экономики.

Монголо-татарское нашествие нанесло ей большой ущерб. Осложняли дело войны Владимиро-Суздаль- ского княжества с Литвой, Новгородского к няжества - с немцами и шведами. В результате значительно ослабли торговые обмены с Прибалтикой и странами Центральной Европы, полностью утратились связи с Византией и Закавказьем. Постоянные торговые гости - армяне и грузины - исчезли с русских рынков. С Венгрией вели торговлю лишь города Южной Руси.

Теперь же крестьяне и ремесленники начали вывозить продукты своего труда и на местные рынки, и в другие города, и в отдаленные районы. По еще разоренным землям, по заросшим бурьяном дорогам, где в любой момент могли появиться ордынцы, продвигались от города к городу, из княжества в княжество

После одной из своих статей на тему истории XIII века, посвященной развенчанию мифа об Александре Невском, как национальном герое России, я получил от одного из постоянных читателей моего блога ein_arzt закономерный вопрос: "Почему же вопреки очевидным фактам из Александра делают героя и национальную святыню?".
Такой вопрос, кстати, мне постоянно приходится слышать от своих учеников.
Я обещал посвятить этой теме отдельный пост, и вот теперь, наконец, выполняю свое обещание.

Итак, почему все-таки Александр Невский - святой, к тому же весьма почитаемый на Русской земле, и почему его весьма спорная с точки зрения патриотизма историческая фигура настолько героизировалась?

Часто приходится слышать точку зрения, согласно которой признание великого князя Александра Ярославича святым было обусловлено христианским смирением, с которым он принял ордынскую власть, следуя апостольскому: "Противящийся власти противится Божию установлению" (Рим 13:2).


Однако, по справедливому замечанию моего учителя И. Н. Данилевского , "ожесточенное сопротивление одним завоевателям при раболепном подчинении другим - вряд ли результат признания божественности всякой власти". Если бы это было так, пришлось бы признать, что западные "братья во Христе", в отличие от ордынцев, действовали вне Божией воли, либо Ему об их деятельности было ничего не известно. Однако и то и другое предположение, с точки зрения христианского сознания, просто кощунственны.

Вообще любое выполнение властных функций с христианским смирением вряд ли совместимо, на то оно и правление, т. е. насилие (недаром слово "правый" родственно древнеиндийскому prabhus - "выдающийся по силе" и англосаксонскому fram - "сильный"). Мне, например, известны только два смиренных древнерусских князя: Борис и Глеб Владимировичи. Но для того, чтобы проявить это качество и стать благодаря ему святыми, им пришлось добровольно отказаться от власти и принять мученическую смерть. А ведь Александр Ярославич ни того ни другого делать не пытался. Да и почитнание его такими личностями как Иван Грозный, Петр Великий и И. В. Сталин, говорит о многом, но только не о смирении, присущем якобы этому святому.

К тому же, необходимо отметить, что святость Александра Невского не оправдывает все его поступки. Одно дело - не сопротивляться грабежу Орды и совсем другое - быть его активным соучастником. Причисление же к лику святых лишь искупает совершенные князем грехи. Во всяком случае, надеюсь, что святость равноапостольного князя Вдадимира не мешает осуждать растление несовершеннолетних, чем, как известно, грешил этот князь до принятия христианства?

Так что "смирение" Александра Невского в качестве причины его канонизации явно не при чем.

Так почему же Александр Невский был все же причислен к лику святых?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется хотя бы кратко рассмотреть, что происходило в христианском мире в те времена, которые выпали на долю этого древнерусского князя.

В 1204 году под ударами крестоносцев пал Константинополь, что в итоге не только заставило императора Михаила VIII искать помощи на Западе, но и привело в конце концов к полной религиозной капитуляции Константинопольской патриархии перед папой Римским (Лионская уния 1274 г.).
Недаром, завершая свое горестное повествование о завоевании Царьграда "фрягами" в 1204 г., древнерусский книжник - очевидец этого события - заключает: "И тако погыбе царство богохранимого Констянтиняграда и земля Грьчьская въ сваде цесаревъ, еюже обладають Фрязи" .


С другой стороны, Даниил Романович Галицкий , героически сопротивляющийся монголам, вынужден был периодически искать убежища у своих католических соседей, в Венгрии, и даже принял от папы Римского королевскую корону, что произошло в 1254 г.
На этом фоне резко выделяется поведение Александра Ярославича .
Он не только не обращается за помощью к могущественным католическим правителям и иерархам, но и в довольно резкой форме отказывается от какого-либо сотрудничества с "латынянами" , когда те его предлагают:

"Некогда же приидоша къ нему послы от папы из великого Рима, ркуще: "Папа нашь тако глаголет: Слышахом тя князя честна и дивна, и земля твоя велика. Сего ради прислахом к тобе от двоюнадесятъ кординалу два хытреша - Агалдада и Гемонта, да послушаеши учения ихъ о законе Божии".
Князь же Александръ, здумавъ с мудреци своими, въсписа к нему и рече: "...от вас учения не приемлем". Они же възвратишася въсвояси".

Получается, что в условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в XIII веке, воспринимавшихся современниками как предвестники грядущего Апокалипсиса, великий Владимирский князь Александр Ярославич оказался едва ли не единственным из светских правителей, кто не усомнился в своей духовной правоте, не поколебился в своей вере и не отступился от своего - православного Бога. Отказавшись от совместных с католиками действий против Орды, он стал последним в то время властным оплотом православия, последним защитником православного мира (а ордынские ханы, следуя заветам Чингисхана, не преследовали православие на Руси и не пытались обратить покоренный ими народ в свою веру, сначала языческую, а с второй четверти XIV века мусульманскую. Более того, ордынцы отличались значительной веротерпимостью и не препятствовали распространению христианства, в том числе православия даже на территории Орды; так в столице Орды Сарае было несколько православных церквей, мирно соседствовавших с мечетями, возглавляемых православным епископом).

Могла ли такого правителя православная церковь не признать святым? И очевидно, именно по вышеуказанным причинам Александр Невский канонизирован вовсе не как "праведник" (праведности в его политике, о чем недвусмысленно говорят русские летописи, не было ни на грош), но как "благоверный" князь.

Надеюсь я смог ответить на вопрос: почему Александр Невский почитается в качестве святого .
Теперь предлагаю перейти к рассмотрению причин героизации этого князя как военного заступника за Русскую землю.

Вплоть до конца XVII века образ Александра Невского соответствовал изначальному - "святой благоверный князь" .
Этот образ начинает трансформироваться в самом начале XVIII века, когда Петр I начал войну с Швецией за выход для России к столь необходимому для развития внешнеэкономических связей с Западной Европой побережью Финского залива Балтийского моря. Для обоснования претензий на земли, принадлежавшие в это время Швеции, царю Петру Алексеевичу было необходимо найти доказатество того, что они являются исконной территорией Российского государства . Причем, чем дальше в истории найдется такое доказательство, тем будут более обоснованными эти претензии.
Ливонская война Ивана Грозного здесь не очень подходила хотя бы потому, что была не так уж давно, с точки зрения начала XVIII века, да и к тому же, они в итоге была проиграна. Нужен был другой - более древний и победный пример.
Вот тут то и всплыл образ "благоверного" князя Александра Невского, который, во-первых, победил ни кого-нибудь, а именно врагов Петра шведов в Невской битве, а во-вторых, уже являлся святым.

Петр I предпринимает массу действий, которые мы сейчас назвали бы пропагандистскими, для возвеличивания Александра Невского.

В 1724 году, по распоряжению первого российского императора и при его непосредственном участии, останки святого князя были торжественно перенесены из Владимира-на-Клязьме в новую столицу России - Санкт-Петербург.
Петр I устанавливает день празднования памяти Александра (кстати, 30 августа, т. е. в день заключения Ништадтского мира со Швецией).

В дальнейшем образ Александра как защитника Русской земли был закреплен в массовом сознании целым рядом официальных мероприятий.

Так, в 1725 году Екатерина I учредила высший военный орден его имени .


Императрица Елизавета в 1753 году соорудила для мощей Александра серебряную раку:

Тогда же был учрежден ежегодный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру (один из четырех крупнейших монастырей в России). Кстати этот крестный ход проходил по Невскому проспекту, который называется так вовсе не по реке Неве, как многие до сих пор думают.


Традиция почитания Александра Невского сохранилась и в советский период.

Накануне войны, в 1938 году С. М. Эйзенштейн снял апологетический фильм "Александр Невский" . Сценарий этого фильма получил резко отрицательную оценку историков. Фильм был запрещен к показу, но причиной этого стали не расхождения с исторической правдой, а внешнеполитические соображения, в частности нежелание портить отношения с Германией, с которой намечалось заключение военно-политического союза.

Фильм С. М. Эйзенштейна вышел на экраны в 1941 году , поскольку полностью изменилась внешнеполитическая ситуация, и образ "великого полководца" Александа Невского, под развеселую музыку горомящего немецких захватчиков на льду Чудского озера, снова стал более чем актуальным.


После официального выхода фильма на экраны страны его создатели были удостоены Сталинской премии. С этого момента начался новый взлет популярности древнерусского князя.

29 июля 1942 года был учрежден советский военный орден Александра Невского , на котором изображен не кто иной как актер Николай Черкасов, сыгравший в фильме С. Эйзенштейна роль князя:


В годы Великой Отечественной войны на денежные пожертвования, сделанные верующими, была построена авиционная эскадрилья имени Александра Невского.
А в послевоенное время князю Александру было поставлено несколько памятников, в том числе и во Владимире - столице великого княжения благодаря Неврюевой рати 1252 года .

Впрочем, установка памятников этому князю продолжается и в нвнешние времена:



При этом военные заслуги Александра (победы в 1240 году на Неве над десантом шведских рыцарей и в 1242 году на льду Чудского озера над немецкими рыцарями) всячески преувеличивались, а его тесное сотрудничество с монгольскими завоевателями (подавление антимонгольских восстаний в русских городах, сдача Пскова и Новгорода монголам, использование монгольских отрядов в борьбе за личную власть) замалчивались.

Именно в таком обличье Александр Невский и сохраняется сегодня в качестве культовой фигуры в массовом сознании.

Если же вы снова спросите: "Почему?" , то ответ будет простым: с точки зрения современной официальной российской идеологии (кто-то еще верит в то, что согласно Конституции РФ, никакая идеология не может являться обязательной?) образ Александра Невского как национального героя - это "духовная скрепа" (честно говоря, меня просто бесит от этого неуклюжего неологизма). Но подбор "духовных скреп" осуществляю не я, и не я пишу учебники истории для школы и вузов, в которых как и прежде предатель русских национальных интересов превозносится как "защитник Земли Русской".

Думаю, что я теперь ответил на все вопросы по поводу личности Александра Невского. Если же у вас, мои уважаемые читатели, возникнут какие-нибудь еще вопросы, то я постараюсь на них, по мере своих возможностей, ответить.

Сергей Воробьев.
Благодарю за внимание.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 221.
2. Осипова К. А. Восстановленная Византийская империя: Внутренняя и внешняя политика первых Палеологов // История Византии: В 3 т. М., 1967. Т. 3. С. 83.
3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 49.
4. Повести о житии и храбрости благоверного и великаго князя Александра // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 436.
5. См., например: Тихомиров М. Н. Издевка над историей // Историк-марксист. 1938. №3. С. 92.

В истории государства Российского было немало славных героев. Одним из таких считается Александр Невский. Его роль в истории огромна. Деятельность князя во многом определила историческую судьбу России. Чем прославился Александр Невский, исследуем далее.

Молодые годы

Дата рождения Александра - 30 мая 1220 года. Его отец Ярослав пользовался уважением на Руси и особенно в Новгороде.

Начиная с 30-х годов 13 века Ярослав берет сына с собой в походы. Так Александр закалился и проникся истинным патриотизмом.

В 1236-1240 годах Александр правит Новгородом. С момента нападения Батыя и гибели князя Юрия Александр становится единоличным правителем города. В это время он защищает границы Новгорода от нашествия западных врагов: немцев, литовцев, шведов. Отвечая на вопрос о том, чем прославился Александр Невский, следует сказать, что именно подвиги по защите городских границ принесли ему мировую славу.

Политический курс

Чем прославился Александр Невский, что сделал он для Руси?

Князь оставил свой след в истории как блистательный военачальник, дипломат и политический деятель. Он правил русскими так, чтобы помочь им не провоцировать монголо-татар на очередные набеги.

Талант военачальника помог Александру уберечь северо-западные рубежи Руси от разрушения и насаждения католичества. Князь оградил Русь от набегов монголо-татар, установив дружеские связи с Ордой.

Отец князя был отравлен, мать умерла. Александр женился. Немцы в это время покоряют Прибалтику, порабощая все местные народы и уничтожая русских. Шведско-немецкие вторжения стали настоящей угрозой для Руси.

В 1240 году шведская армия напала на русских. Шведы вторглись на берега Невы, не ожидая русских, считая, что все их силы были разгромлены ордынцами. Несмотря на это обстоятельство, Александр созвал войско и составил военный план.

Легендарная битва

В жесточайшей схватке Александр поразил Биргера. Слуга князя, Ратмир, погиб. Новгородские и суздальские воины прославились на века. Шведы не ожидали атаки, поэтому в страхе бежали, потеряв многочисленные силы. Среди русских пало лишь 20 воинов.

Победа принесла князю славу, и после битвы его стали называть Невским.

Новгород удалось спасти, но немцы и тевтонские рыцари по-прежнему представляли угрозу для Руси. Вскоре немцы взяли Изборск и Псков. Новгородцы всерьез испугались за свое положение и срочно позвали Александра Невского к себе.

Сражение на Чудском озере

Продолжим говорить об Александре Невском. Чем он прославился?

Князь согласился вернуться в Новгород, по дороге освободил Псков. Немцы отошли по направлению к Чудскому озеру, где и произошло еще одно известное событие, которое позже назвали Ледовым побоищем.

Немецкое войско построилось тупым клином, именуемым «свиньей». В таком виде воины могли запросто сокрушить русских пехотинцев. Александр прекрасно это знал, поэтому не сдерживал нападение немцев. Он усилил фланги своих войск, по бокам разместил конницу. Сам князь с дружиной стоял за главным полком.

Немецкая «свинья», пробив «чело», была встречена дружиной Невского и утратила свою мощь. Русские моментально уничтожили вражеское войско. Рассказывая, победами в каких битвах прославился Александр Невский, обычно называют два этих крупнейших сражения - Невскую битву и Ледовое побоище.

Князь подошел к Пскову, где был встречен как победитель. Орден был вынужден отступать и вернуть все завоеванные ранее территории.

После описанных побед полководец еще долго боролся со шведами и литовцами - до тех пор, пока они не оставили стремления завоевать Прибалтику. Вот чем прославился Александр Невский.

Русско-ордынский союз

Несмотря на успехи, положение Руси было еще шатким. Александр Невский стремится заключить дружеский союз с ордынцами.

Чем прославился Александр Невский, детям сегодня рассказывают на уроках истории. Князь потрудился и сделал очень многое для Русской земли. Он вел борьбу с неприятелями с Запада, расчётливо налаживал взаимоотношения с ордынцами.

Политический курс Невского порождает много споров у историков. Его противоборство западникам обычно не вызывает нареканий. А вот союз с Ордой оценивается неоднозначно. Зачастую Невского называют чуть ли не главным поработителем Руси, виноватым в ордынском иге. Александра обвиняют в дружбе с ханами.

В любом случае личность Александра Невского уникальна в истории. Он оглядывался на дела своего отца, но сделал для Руси гораздо больше.

В конце своего пути Александр принял схиму - самый строгий монашеский обет. Позднее церковь отнесла князя к святым.

По сей день люди вспоминают князя как символ доблести, смелости и душевной яркости.

Подводя итоги, следует еще раз перечислить, чем прославился Александр Невский:

  • Военачальник выиграл битву на Неве и на Чудском озере.
  • Князь был хитрым дипломатом в союзе с ордынцами.
  • Внешняя политика князя состояла в защите Руси от порабощения западниками.

Теперь вы легко сможете ответить на вопрос: "Чем прославился Александр Невский?" Кратко рассказать об этом невозможно, но в общих чертах суть вопроса раскрыта в статье.

Несомненно, образ этого русского героя не померкнет по прошествии времени, и слава его будет вечной.

Большинство современных людей слышало такое имя, как Александр Невский, но немногие задумывались о том, почему Князя Александра назвали Невским. И сегодня мы постараемся ответить на данный вопрос, а также рассмотреть еще несколько интересных моментов из биографии князя.

Александр Невский был не только князем, но и полководцем. Его биография включает в себя множество интересных и примечательных фактов, и мы уделим внимание тому, как его называли.

Почему Александра Невского звали Невским

Князь Александр, являясь отличным тактиком и полководцем, принимал участие во многих боях, но назвали его Невским в честь реки Нева, а точнее – в честь боя на реке, в котором он принимал участие.

История рассказывает нам о том, что именно на Неве князь совершил настоящий подвиг, имея всего лишь 200 бойцов, он разгромил целую армию шведов, включающую в себя более 2 тысяч голов. Примечательным фактом является то, что в ходе этого сражения сам князь сумел не понести потерь среди собственной дружины.

Почему Александра Невского назвали святым

Помимо того, что князю Александру присвоили прозвище Невский, также его называли и святым. И о том, почему его стали так называть, также следует рассказать.

При жизни Александр Невский был очень уважаемым человеком, поскольку он отмечался не только умением вести бой и распоряжаться политическими делами, но и имел весьма хорошие человеческие характеристики, будучи милосердным и мудрым правителем.

Все это привело к тому, что после смерти князя, издании литературного произведения о его жизни, А. Невского канонизировали. После произведения данной процедуры его вполне оправданно и заслужено стали называть святым, и называют его так и по сей день.

Почему повесть названа «Житие Александра Невского»

Благодаря описанному выше подвигу, и другим примечательным фактам из жизни князя, его достижениям и выдающейся жизни, он заслужил того, что о нем была написана повесть. Это произведение вышло в 13 веке, и многие люди интересуются, почему оно получило именно такое наименование.

Однако ответ на этот вопрос более прост, чем в случае с возникновением прозвища «Невский», и является вполне очевидным. Повесть рассказывает всего об одном герое произведение, а также о подробностях его жизни, его походов, сражений и т.д. И этот герой, разумеется – Александр Невский. Поэтому литературное произведение и получило такое название.