Проекты по окружающему миру 3. Проект ученика третьего класса по окружающему миру «Кто нас защищает
Мунципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Бушевецкая НОШ"
Проект «Кто нас защищает»
Окружающий мир 3 класс.
Подготовили ученики 3 класса
Руководитель - учитель Федорова Л.З.
Бологое 2018 год
Краткая аннотация проекта:
В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Когда мы находимся дома или в школе, то мы знаем к кому обратиться - это наши родители, учителя, друзья. Но вот мы оказались в большом городе, на улице. И здесь никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае? Конечно на службы спасения, которые находятся в нашем городе. Это и МЧС, и полиция, служба скорой помощи, пожарные.
Поэтому ученикам в 3 классе мы предлагаем поработать над проектом "Кто нас защищает"?
Планируемые результаты обучения:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные
1)воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
2)освоение доступных способов изучения материала(интервью, наблюдение, запись, сравнение, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 4)формирование мотивации к творческому труду, работе на результат
метапредметные
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8)готовность слушать собеседника и вести диалог;
предметные
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье;
3)умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?
Проблемные вопросы
1. Какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни?
2. Есть ли примеры воинской славы в вашей семье?
3. Какие праздники, славящие наших защитников, наше Отечество, мы чтим?
Учебные вопросы
1.Узнать о нашей армии, о полиции, о службе пожарной охраны, о работе МЧС.
Данная проектная деятельность способствует:
Воспитанию чувства гордости за свою страну
Развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества
Развитию самостоятельности и творческой активности учащихся
Формированию умений планирования, самоконтроля и самооценки своей деятельности, в соответствии с поставленной задачей
Формированию мотивации к творческой деятельности.
Проект по окружающему миру «Кто нас защищает» позволяет связать между собой образовательный процесс и реальную жизнь, урочную и внеурочную деятельность, учит активности и любознательности, самостоятельности и творческому самовыражению.
Надеждин Даниил
Пожарная служба 01
На машине ярко красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительных сирен
Может оглушить
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
В 1472 году Великий князь Иван III , во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший на нём ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе.
В 1504 году в Москве была создана первая пожарно-сторожевая охрана .
В 1549 году царь Иван Грозный издал специальный указ о мерах противопожарной защиты в городах.
В 1624 году в России организована первая специализированная пожарная команда.
30 апреля 1649 года царь Алексей Михаилович издал «Наказ о градском благочинии», содержащий основные положения, присущие пожарной охране: определены её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушения правил обращения с огнём. Эти положения распространились на все города России.
В Российской империи успешно функционировало « Императорское российское пожарное общество », под патронажем которого было создано общество « Голубой Крест », которое оказывало всевозможную поддержку пожарным пострадавшим при выполнении должностных обязанностей; если пожарный погибал, то помощь оказывалась членам его семьи.
В 1892 году было 590 постоянных пожарных команд, добровольных (вольных): городских — 250, сельских — 2026, заводских — 127, военных — 13, частных — 12, железнодорожных — 2.
В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная Пожарная охрана НКВД.
В самых тяжелых условиях в таких городах-героях, как Ленинград, Сталинград, Смоленск, Севастополь, Одесса, пожарные были непосредственно в бою. Они были родом войск, который принес огромную помощь Красной Армии. В летописях пожарной славы записаны сотни и сотни имен героев, дела которых являются поучением для новых поколений пожарной охраны.
30 апреля 1999 года Указом Президента Российской Федерации установлен профессиональный праздник — « День пожарной охраны России ».
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России .
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Кривенков Дмитрий
Каждый день выходят на рабочий пост сотрудники право-здраво-охранительных органов армии, пожарных и других служб. Именно благодаря им мы с вами можем чувствовать себя в безопасности. Солдаты, это защитники нас и нашей Родины. Именно они оберегают мир и покой, именно благодаря им мы можем спать спокойно, не боясь нападений извне.
Пожарная служба всегда придет на помощь в экстренных ситуациях. Благодаря их работе тушится огромное количество пожаров и спасаются многие жизни, как в квартирах, так и в лесах, где пожары бывают самых огромных масштабов. Такие пожары могут нанести большой ущерб природе. Поэтому очень важно соблюдать правило пожарной безопасности.
Полиция охраняет мир и покой внутри страны, разрешает многие уголовные вопросы, помогает честным гражданам и спасает их жизни.
Органы здравоохранения, в частности скорая помощь, всегда появляется там, где людям необходима быстрая и неотложная помощь медиков. Они спасают много людей, когда вовремя прибывают на место и оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим или заболевшим.
Также газовые службы благодаря своим профилактическим работам делают безопасными наше жильё, а в случае недостаточно бережного отношения с газовыми оборудованиями они всегда придут на помощь в сложных ситуациях.
Есть еще много служб, которые всегда придут на помощь людям.
Лихоткин Дмитрий
Я хочу рассказать о тех людях, которые защищали нас во время Великой Отечественной войны.
Таким человеком был пограничник, ефрейтор Бабиков Михаил Васильевич.
Родился Михаил Васильевич в 1918 году на Смоленщине в деревне Зюзьки. В 1938 году его призвали в армию и направили служить в пограничные войска НКВД СССР.
Боевое крещение он получил во время советско-финской войны. В 1940 году Бабикова перевели на 6-ю заставу Рестикенского пограничного отряда.
В первый же день Великой Отечественной войны на заставе состоялся митинг, на котором выступил Михаил Васильевич. Он сказал:
Мое слово коротко. Мой пулемет к бою готов. Я буду бить врагов не щадя своей крови.
Утром 7 апреля 1942 года после авианалета немецкие и финские части акатовали 6-ю заставу. Непрерывный бой шел четверо суток. Окруженная со всех сторон застава сражалась героически.
На пятые сутки на заставе остался только раненный несколько раз пулемётчик Бабиков. Кожух его пулемета "Максима" был пробит в нескольких местах. Но Бабиков заделывал пробоины хлебом и продолжал стрелять. Когда закончились все патроны, он пустил в ход гранаты. Последнюю гранату он оставил для себя и врагов, которые хотели взять его живым.
Ефрейтор Бабиков Михаил Васильевич был посмертно награжден Орденом Ленина.
Памятник герою открыт в г. Заполярный, а его имя носит одна из улиц г.Мурманска.
Цели и задачи проекта: Узнать, какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ Освоение навыков находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.
Наша армия родная На горах высоких, На степном просторе Охраняет нашу Родину солдат. Он взлетает в небо, Он уходит в море, Не страшны защитнику Дождь и снегопад. Шелестят берёзы, Распевают птицы, Подрастают дети У родной страны. Скоро я в дозоре Встану на границе, Чтобы только мирные Снились людям сны.
Скорая медицинская помощь В любую погоду, дорогой любой, Вы мчитесь спасать наши жизни. Вы скорая, и вам не ведом покой, Вы не совершите ошибки! Диагноз поставите верно всегда, Спасибо за это, родные! Мы верим, не будет страшна нам беда, Раз есть вы у нас, дорогие!
Выводы: В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья - то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, посёлком, никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Данный проект помог мне узнать, какие службы смогут мне в этом помочь.
Урок № 2. Проект «Богатства, отданные людям»
Цель: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки); оформлять стенд, презентовать проект; оценивать результаты работы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Определять место человека в мире;
Характеризовать семью, народ, государство как части общества;
Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; - соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
Сопоставлять формы правления в государствах мира;
Работать в группе;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Познавательные УУД : понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; использовать знаково-символические средства; строить рассуждения.
Регулятивные УУД : научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета.
Коммуникативные УУД : определение целей, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками.
Девиз: «Мир освещается солнцем, а человек знанием».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
– Что такое природа? (- Все, что нас окружает и не сделано руками человека .)
– Что такое организмы? (- Организмы – это любое живое существо, живое тело с его согласованно действующими органами.)
– Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука.
– Что такое царства? (- Царства – это большие группы живых организмов.)
– А какие царства бывают? (- Растений, животных, грибов, бактерий.)
– Кто такие бактерии? (- Бактерии – это крошечные организмы.)
– Что такое микроскоп? (- Микроскоп – это увеличительный прибор, который помогает увидеть бактерии.)
Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Докажите.
– Что общего у человека и животных?
– В чем существенное отличие человека от животного?
– Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь?
– Где «помещается» разум человека?
– Есть ли головной мозг у животного? (– Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного, особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира, звездное небо, густой туман, моросящий дождь.)
– Какая наука рассказывает о том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим миром? (- Психология - (от греческих слов «психе» – душа, «логос» – наука).
– Какие органы чувств вы знаете? (- Глаза, нос, язык, уши.)
О каких познавательных процессах мы говорили на прошлом уроке? (- Восприятие, память, мышление, воображение.)
С. 8 задание 2. Кто готов выступить в роли царя с речью? (Оценивание детей.)
III. Изучение нового материала (мотивация к познавательной деятельности)
Многие люди, наделённые богатым внутренним миром, щедро делятся этими богатствами с другими. В чем это может проявляться? (- Это проявляется в их поступках в семье, в общении с друзьями и, в профессиональной деятельности, в подвигах, которые они совершают.)
Сегодня на уроке мы поговорим о таких людях. Люди создают удивительный мир, который их окружает: технику, постройки, произведения искусства. Один из известных людей прошлого века – Василий Александрович Сухомлинский. Он написал книгу, которая называется «Сердце отдаю детям». Как вы думаете, кем был Сухомлинский? И как вы понимаете название этой книги? (- Наличие разума. Человек может думать, размышлять, фантазировать. Слушать учителя. Высказывает предположения.)
Проверьте свои предположения на с. 16.
Дети, знаете ли вы людей, о которых можно сказать, что они свою жизнь посвящают другим людям?
Только ли об известных людях так можно сказать? ∙
Дети, как вы понимаете название текста «Богатства, отданные людям»?
Ребята, посмотрите на рубрику учебника «Наши проекты». Скажите, какие проекты вы уже делали в 1-м и во 2-м классе?
Зачем мы выполняем проекты?
Чему мы учимся, работая над проектом?
Что самое сложное при работе над проектом?
Что самое важное при работе над проектом?
Кто и что являются нашими помощниками при работе над проектом?
IV. Подготовка к проекту
Есть ли среди ваших знакомых, земляков такие люди? Расскажите о них.
Прочитайте текст учебника (с. 17) и составьте план работы над проектом.
Что мы можем определить на основании представленной в учебнике информации?
В какой форме можно представить свой проект? (- В форме презентации, газеты, книжки-раскладушки, устного журнала, альбома и т.д.)
Кто нам будет необходим при оценивании проектов? (- Журналист, художник, издатель, докладчик, музыкальный редактор.)
Чем можно пользоваться дополнительно для получения информации? (- Рисунки, книги из библиотеки, интернет.)
V. Итог урока.
Вам понравился урок? Чем?
Заинтересовала ли вас тема проекта?
Домашнее задание: с. 16-17 доделать проект (презентация, книжка-раскладушка, устный журнал, альбом).
КАРТОЧКА-ПОМОЩНИЦА
Окружающий мир
Создание проекта «Богатства, отданные людям»
(в 3 классе)
Для выполнения проекта, необходимо определить о каком человеке будет рассказ. Это может быть член семьи, кто-либо из родственников или знакомых, возможно, это человек, который вошел в историю, благодаря совершенному подвигу или благородному поступку. Многие люди, наделенные богатым внутренним миром, щедро отдают эти богатства людям, что проявляется в их поступках в семье, в профессиональной работе, в благородном служении Отечеству, в великих подвигах, которые они совершают.
2-й лист
ПЛАН ПРОЕКТА
:
1. Фамилия, имя, отчество человека, о котором пойдет речь в проекте.
2. Обоснование выбора, почему именно этого человека выбрали.
3. Непосредственный рассказ или история о герое проекта.
4. Свое отношение к данному человеку или его поступку.
5. Какими источниками пользовались при создании проекта.
6. Кого необходимо поблагодарить за помощь в работе.
3–й лист
(по желанию)
Фотографии, рисунки, которые помогли бы сделать работу более
яркой, интересной, красочной.
Проект по окружающему миру «Разнообразие природы родного края»
Подготовил ученик 3 класса
МБОУ «Ютановская СОШ»
Егор Темников
Руководитель: Темникова И.Н.
Цель проекта: познакомиться с разнообразием животного мира Белгородской области. Задачи проекта: расширение представлений о разнообразии животного мира Белгородской области Гипотеза: я предполагаю, что если мы будем больше знать о своём родном крае, то будем бережнее относится к его богатствам.
В разных частях земного шара природа отличается. В России, в разных местах, природа может быть разной, сильно отличаться от природы других мест. Поэтому родная природа для каждого человека - своя .
Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.
А для меня такой родиной стала Белгородская область.
Животных в нашей области насчитывается более 15000 видов.
Животный мир
В настоящее время на территории Белгородской области насчитывается примерно 350 видов позвоночных животных .
Среди млекопитающих (около 60 видов ) самыми крупными являются копытные: лоси, кабаны, косули, пятнистые олени, которые занесены в Красную книгу
Грызуны: байбаки, сурки, суслики, слепыши, различные виды мышей, которые приносят определенный вред полям.
Заяц – русак является одним из самых многочисленных охотничьих зверей в области.
Белка в настоящее время обитает в основном на западе области.
- На территории области обитает много видов хищников мелких и средних размеров
Белка
лесной и степной хорьки
лиса
лесная и каменная куницы
барсук
ласка
горностай
Волк - самый крупный хищник в области
ежик
енотовидная собака
Млекопитающие, жизнь которых тесно связана с водоёмами встречаются редко.
европейская норка
выдра речная
бобр
ондатра
Птицы
Птицы
Птицы
- На территории области насчитывается 208 видов птиц , соловьи, и другие.
Зяблик
Пеночка
Синица
Славка
Соловей
Дрозд
Дятел
В населённых пунктах и около них обитают :
ворона
сизый голубь
воробей
грач
ласточка
кольчатая горлица
галка
В последние годы наблюдается увеличение численности белого аиста.
На полях и лугах встречаются:
трясогузка
жаворонок
чекан
каменка
коростели
перепела
Пресмыкающиеся
Из пресмыкающихся в области обитают не менее двух видов змей: ужи и гадюка обыкновенная
степная гадюка
медянка
Широко распространены прыткая и живородящая ящерицы.
Земноводные
- Земноводные представлены 3 видами:
гребенчатый тритон
серая жаба
озёрная остромордая лягушка
зелёная жаба
обыкновенный тритон
прудовая остромордая лягушка
Рыбы
В водоёмах обитает около 30 видов рыб, из которых 10 промысловые.
щука
плотва
окунь
карась
налим
карп
линь
По оценкам специалистов , на территории Белгородской области обитают:
- насекомых не менее 9000 видов,
- насекомых не менее 9000 видов,
- насекомых не менее 9000 видов,
- насекомых не менее 9000 видов,
- насекомых не менее 9000 видов,
- до 300 видов пауков , не менее 50 видов ракообразных, до 100 видов моллюсков .
- до 300 видов пауков , не менее 50 видов ракообразных, до 100 видов моллюсков .
- до 300 видов пауков , не менее 50 видов ракообразных, до 100 видов моллюсков .
- до 300 видов пауков , не менее 50 видов ракообразных, до 100 видов моллюсков .
- до 300 видов пауков ,
- не менее 50 видов ракообразных,
- до 100 видов моллюсков .
Насекомые
Ракообразные и черви
щитни
жаброноги
Моллюски .
Родная природа - это все водоемы, и недра земли, полезные ископаемые, все животные, которые водятся на нашей Белгородчине, все растения, которые здесь произрастают.
Наша природа очень богатая и заслуживает того, чтобы мы ее берегли !
ОБОШИ «Лицей – интернат №1» г. Курска
Проект
«Богатства, отданные людям»
Выполнили учащиеся 3 класса В
под руководством
учителя начальных классов
Трепалиной Татьяны Николаевны
2014-2015 уч.г.
Методический паспорт учебного проекта
Проект «Богатства, отданные людям»
Предмет : окружающий мир
Класс: 3В
Цель проекта: дать представление о людях, наделённых богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим;
найти информацию об интересных людях, которые богаты внутренним миром.
Планируемые результаты .
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
находить пути решения поднимаемой проблемы;
собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, в Интернете;
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
подбирать иллюстративный материал;
оформлять журнал;
презентовать проект;
оценивать результаты работы;
пользоваться результатами собственной деятельности.
Тип проекта : информационно-исследовательский , индивидуальная работа.
Время : 4 занятия.
Результат проекта (продукт): журнал о людях, наделённых богатым внутренним миром. Каждый ученик готовит информацию об одном человеке, оформляет информацию на листе формата А-4. Из страниц мы сформируем журнал.
План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
Сообщение цели и задач проекта.
Нам предстоит узнать о людях, наделённых богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
Обсуждение названия проекта.
Планирование.
Обсудите, как будете работать, в какой форме представите результат проекта.
Сбор материала.
Оформление работы.
Защита.
3 этап. Практический
Выполнение запланированной работы; внесение изменений.
4 этап. Презентационный
Представление и защита работ.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.
А лёхин Василий Васильевич , родился 17 января 1882 года в городе Курске. В годы учения в Московском университете проявил большую склонность к научной работе и после окончания университета был оставлен при кафедре ботаники для подготовки к профессорскому званию. В 1907 году молодой учёный посещает степи под Курском. В результате исследований ему удалось найти участки, которых ещё ни разу не касался плуг. Первые научные труды В. В. Алёхина были посвящены описанию растительности Стрелецкой и Казацкой степей, позднее превращённых в заповедник.
А сеев Николай Николаевич - родился 28 июня 1889 году в городе Льгове Курской губернии. Известный русский советский поэт, друг В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака. Автор поэм и сборников стихов «Раздумья», «Лад», «Самые мои стихи», «Курские края», «Богатырской поэмы», «Маяковский». В честь поэта названа улица в городе Москве. Его именем названа Курская областная научная библиотека. В городе Льгове действует литературно - мемориальный музей поэта, его именем названа улица.
В инокур Владимир Натанович , родился 31 марта 1948 года в городе Курске. Артист, юморист, певец и телеведущий. Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР. Награжден Орденом «Знак Почёта», Орденом Почёта, Орденами «За заслуги перед Отечеством» 3 и 4 степени.
В оробьёв Константин Дмитриевич , родился 16 ноября 1919 года в селе Нижний Реутец Курского уезда Курской губернии (ныне Медвенский район Курской области).Писатель, автор повестей и рассказов о войне. Участник Великой отечественной войны. Дважды бежал из плена. В 1943-1944 годах был командиром партизанской группы в составе действовавшего в Литве партизанского отряда. Награжден премией Александра Солженицына. В 2009г. в Курске был открыт памятник писателю.
Г айдар (Голиков) Аркадий Петрович – родился 9 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии. Известный советский писатель. В 14 лет вступает в Красную Армию, в 15 - становится командиром роты, в 17 - командиром полка. Автор широко известных повестей «В дни поражений и побед», «Дальние страны», «Синие звезды», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Погиб во время Великой отечественной войны.
Д ейнека Александр
Александрович , родился 20 мая 1899 года в городе Курске. Живописец, график, скульптор. Народный художник СССР. Автор произведений: «Оборона Петрограда», «Будущие летчики», «Оборона Севастополя», «Хорошее утро» и др. 3 ноября 1969 года Курской картинной галерее присвоено имя А.А.Дейнеки. Также в честь художника названа одна из улиц Курска и детская художественная школа.
З еленко Екатерина Ивановна , родилась 14 сентября 1916 года Житомирской области. Окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска. Лётчица, старший лейтенант, участница советско - финской войны 1939-1940 года, была награждена орденом Красного знамени. Единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран (12 сентября 1941 года близ села Анастасьевки Сумской области). После войны её останки были перевезены в город Курск. Посмертно, еще в 1941 году, представлялась к званию Героя Советского Союза, однако тогда была награждена орденом Ленина. 5 мая 1990 указом президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Её именем были названы морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах. В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».
К лыков Вячеслав Михайлович- скульптор , родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Советского района Курской области. Он – автор всемирно известных памятников. В Курской области он является создателем памятников:" Обретение иконы Божией Матери " Знамение", певице Н. В. Плевицкой, Серафиму Саровскому, Александру Невскому,князю А. И. Барятинскому, отцу Ипполиту, курской антоновке. В память В. М. Клыкова назван проспект в городе Курске. А в 2007 году открыт памятник.
Н осов Евгений Иванович , родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво Курской области. Русский писатель, автор повестей и рассказов. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен, награжден орденами и медалями, Государственной премией РСФСР и другими премиями, Герой Социалистического Труда, удостоен Пенсией Президента РФ, Почётный гражданин Курска. В 2005 года в Курске был открыт памятник писателю .
П левицкая Надежда Васильевна , родилась 17 января 1884 года в селе Винниково Курского уезда Курской губернии. Певица, исполнительница русских народных песен и романсов. По преданию, император Николай II называл её «курским соловьём». 13 июня 1998 года в селе Винниково состоялось освящение и торжественное открытие памятника Плевицкой. 3 октября 2009 года в селе Винниково открылся музей, посвящённый её жизни.
П оветкин Александр Владимирович , родился 2 сентября 1979 года в городе Курске. Боксёр - профессионал, выступающий в тяжёлой весовой категории. Чемпион России в 2000, 2001, 2002 годах, чемпион Игр доброй воли в 2001 году, абсолютный чемпион России в 2002 году, чемпион Европы 2002 году и 2004 году, чемпион мира в 2003 году, олимпийский чемпион в 2004 году. В октябре 2004 года стал Почётным гражданином Курской области, награжден орденом Дружбы. 18 декабря 2010 года при проведении рейтингового боя с Н. Фиртом (США) в первых двух раундах А.В. Поветкин получил травму правой руки (надрыв сухожилия кисти), но, несмотря на повреждение сумел продолжить бой и выиграть его, действуя только одной рукой.
Преподобный С ерафим Саровский и всея России чудотворец , родился 19 июля 1754 в Курске. Иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. 1 августа 1998 года в Коренной пустыни был ему открыт памятник. Это произошло в день обретения мощей Преподобного Серафима Саровского.
У фимцев Анатолий Георгиевич , родился 12 ноября 1880 года в городе Курске. Изобретатель –самоучка. Фонари конструкции А.Г. Уфимцева были установлены и работали на улицах Курска, Севастополя и др. городов России. Самый значительный вклад А.Г. Уфимцев внёс в развитие ветроэнергетики, создал первое в мире ветроколесо как в современных вертолетах, сконструировал ветродвигатель, ветроэлектростанцию. Ветроэлектростанция была построена во дворе усадьбы А.Г. Уфимцева и дала первый электрический ток 4 февраля 1931 года. Именем А.Г. Уфимцева в городе Курске названа улица, в доме А.Г. Уфимцева находится Областной центр технического творчества учащейся молодежи. На фасаде дома установлена мемориальная доска.
Ф ет Афанасий Афанасьевич , русский поэт-лирик, переводчик. В 1877 году А.А. Фет купил в 15 км от Коренной пустыни имение. Усадьба А.А.Фета находится в деревне Воробьевка Золотухинского района Курской области. В усадьбе бывали Л.Н.Толстой, П.И.Чайковский. С 1986 года в Воробьевке проводятся Фетовские чтения.
Ш ухов Владимир Григорьевич , родился 16 августа 1853 года в Курской губернии. Инженер, архитектор, изобретатель, учёный; член - корреспондент и почётный член Академии наук СССР, Герой Труда. Является автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками. В. Г. Шухов является изобретателем первых в мире строительных конструкций из металла. Самый известный проект - Шуховская башня (радио - башня на Шаболовке в городе Москве. Золотая медаль имени В. Г. Шухова присуждается за высшие инженерные достижения.
С ыромятников Сергей Васильевич , родился 1921 году в городе Курске. Гвардии лейтенант, заместитель командира эскадрильи истребительного авиационного полка. 19 марта 1943 года в неравной воздушной схватке С.В. Сыромятников погиб. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм С.В. Сыромятникову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, зачислен навечно в списки 1-й эскадрильи Н-ского гвардейского истребительного авиационного полка. Его имя было присвоено Курскому аэроклубу и улице в городе Курске.