Презентация педагогическая концепция антона семеновича макаренко. Воспитательная система А.С

«Великие Люди России»

Биография

Антона Семёновича Макаренко

Выполнила: С.И.Филиппова преподаватель педагогики

Трубчевск,



Антон Семёнович Макаренко

  • Родился 13 марта 1888 в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии.
  • В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище
  • В 1901 переехал с семьей в Крюков.
  • В 1904 окончил училище Кременчуга и одногодичные курсы по педагогике.
  • В 1905 работал учителем в железнодорожном училище
  • 1914-1917 учеба в Полтавском институте
  • 1916 призыв в армию, но из-за проблем со зрением демобилизован.
  • 1917-1919 заведующий железнодорожной школы.
  • 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького
  • 1919 переезд в Полтаву.
  • С 1927-1935 руководитель детской трудовой коммуны
  • С 1934 член Союза советских писателей
  • 1935 переведен в Киев
  • С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность.
  • 1939 подает заявление о принятие его кандидатом в члены союза ВКП.
  • 1 апреля 1939-смерть. Он умер в поезде когда ехал в Москву,от разрыва сердечной мышцы.

Происхождение Макаренко

Брат А. С. Макаренко - Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет: «… несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским»

Все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вёл на русском языке. В то же время он превосходно знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты сочной украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений.

А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски.


  • Жена - Галина Стахиевна Макаренко (Салько - до 09.1935) .
  • Приёмная дочь - Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)
  • Приёмный сын - Лев Михйлович Салько.
  • Внучатая племянница А. С. Макаренко - Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении.

В 1932г. было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма» (1925-1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями - «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами - повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен).

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.


Уже при жизни А.С.Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А.М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет.

В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.

Поэтому не удивительно, что произведения А.С.Макаренко появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. Об отношении официальной педагогики к Макаренко говорит и то, что на его похоронах не было высоких педагогических чиновников


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально – педагогический колледж» Выполнила: C . И.Филиппова преподаватель педагогики. Трубчевск, 2014 г Педагогическая деятельность Антона Семёновича Макаренко

А.С. Макаренко разработал педагогическую систему. Он внес новые идеи изменения в воспитание и обучение детей, благодаря собственной педагогической деятельности. Гуманизм и коллективизм основы творчества деятельности Макаренко. Педагогические труды Макаренко актуальны, потому что обращены к будущему. Весь личный опыт Макаренко обращен к людям, к каждому, и каждый черпает из этого нечто важное для своего роста. Вклад в развитие педагогики

«…наши дети - это наша старость.» «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.» «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.» «Книги - это переплетённые люди.» «С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое.»

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?» Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно …

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…» «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив»

Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель. Борясь с ленью, нужно бороться с другим недостатком. «Отказаться от риска - значит отказаться от творчества.» «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей. Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903-1972) и его супругу Галину Константиновну (1908-1999, в «Педагогической поэме» - Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»).

Игорь Петрович Иванов (1923 - 1992) - доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. И. П. Иванов - последователь А. С. Макаренко, как деятеля, который дал мощный творческий импульс развитию «воспитательной педагогики». 1959 г. - под его руководством была организована Коммуна юных фрунзенцев (КЮФ) - школа районного актива старшеклассников, в 1963 г. - Коммуна им. А. С. Макаренко (КИМ) - содружество студентов, увлечённых идеями великого воспитателя и педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. Главная заслуга И. П. Иванова в освоении наследия А. С. Макаренко состоит в том, что он в педагогической теории и практике последовательно утверждал идею о специфике воспитания. И. П. Иванов

Идеи и опыт И. П. Иванова как последователя А. С. Макаренко могут творчески развиваться при их переносе на всю систему деятельности школы в целом. Это подтверждается современной работой в педагогике В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, действием «школьных воспитательных систем». Установка на ведущую роль труда в воспитании поддерживается опытом сельских школ, в ходе «выживания» использующих принцип хозяйствования, экономической активности труда.

Первая советская канд. диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко» была защищена в Москве 21 июня 1941 г. в Учёном совете института им. К Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым. Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» - исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено.Признание и известность как среди среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды проф. Гётца Хиллига (ФРГ), иностр. члена РАО РФ и АПН Украины, президента (до 2002 г.) Международной макаренковской ассоциации (ММА). С 2002 г. ММА возглавляет к.ф.н. Кораблёва Т.Ф.

Электронный архив произведений А. С. Макаренко «Мажор» (1932; пьеса) «Марш 30 года» (1932) «ФД-1» (1932; очерк) «Педагогическая поэма» (1925-1935). «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление) «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко) «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение) «Честь» (1937-1938; повесть) «Флаги на башнях» (1938) «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.) «Методика организации воспитательного процесса» «Лекции о воспитании детей»

Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский ГПУн-т) Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы, Украина) Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване, р. Куба) Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко САО г. Москвы Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку, Азербайджан) Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия) УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь) Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка, Волгоградской обл.) Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Арзамас, Нижегородская область) Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск, республика Удмуртия)

Орден им. А. С. Макаренко Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»(учреждена в 1958 году) Педагогический музей А. С. Макаренко, 121170, Москва, Поклонная ул., 16 Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл. Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Коваливка Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. [email protected] Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл. Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол) О IV-м межд. конкурсе им. А. С. Макаренко Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на

http://www.velib.com/biography/makarenko_anton Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания. М.; Педагогика. 1989 г. Е.Л. Просолова. «В союзе с красотой». М.; «Просвещение»., 1987 г. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5410/89635038.553/0_6d0c3_74aaeb04_XL http://www.graycell.ru/picture/big/makarenko.jpg http://www.miradox.ru/files/news/images/makarienko.jpg http://www.interesniy.kiev.ua/storage/imglib/i/excursion_base/83921/a0412.jpg http://www.psmb.ru/typo3temp/pics/1588eede61.jpg http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5815/90468072.31d/0_70030_95d69bab_L http://tpsdruk.files.wordpress.com/2011/04/fotolia_10056462_xs.jpg?w=300&h=300 http://activerain.com/image_store/uploads/6/2/4/9/5/ar127060611559426.jpg http://www.volgmed.ru/uploads/files/2011-10/7283-vnimanie.jpg http://mundodacamila.files.wordpress.com/2009/06/megaphone.jpg http://itxkyle2321.files.wordpress.com/2010/09/2308011862_4b3a97d237_z.jpeg http://img.zoneland.ru/images6/104300chernila.png.jpg http://kp.ru/f/12/image/76/75/2857576.jpg http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/63/c9/fb/DETAIL_PICTURE_564321.jpg http://images03.olx-st.com/ui/11/79/49/1302448654_187487049_1----.jpg

Спасибо за внимание!


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Презентацию на тему "А.С. Макаренко" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Выдающийся советский педагог XX века

Антон Семенович Макаренко

Слайд 2

Антон Семенович Макаренко Жизнь и деятельность А. С. Макаренко Начало педагогической деятельности Важнейшие принципы педагогической теории и практики Воспитание в коллективе и через коллектив Значение игры в воспитании О семейном воспитании Литературная деятельность Московский педагогический музей А.С.Макаренко. Педагогика А. С. Макаренко в наши дни

Слайд 3

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Слайд 4

Жизнь и деятельность А. С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко Родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего - маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, пригород Кременчуга. Окончил четырёхклассное училище в Кременчуге (1904) и одногодичные педагогические курсы (1905). Работал учителем в железнодорожном училище в посёлке Крюков, затем на станции Долинская. Окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью (1917). В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. В 1917-1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 г. переехал в Полтаву.

Слайд 5

По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряж под Харьковом; заведовал ею (1920-1928), с октября 1927 года руководил трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых на практике применял разработанную им педагогическую систему. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

Слайд 6

Начало педагогической деятельности

Он не отделял учение от воспитания, одно у него вытекало из другого, дополняло друг друга и было еще сцементировано крепкой привязанностью учителя к детям и детей - к учителю. Добавьте сюда абсолютное чувство справедливости, которым обладал Макаренко, его редкостную эрудицию, и можно понять, на чем держался уже тогда его непререкаемый авторитет.

С осени 1911 года Макаренко работает в железнодорожной школе станции Долинская. При школе – интернат для путейских детей, с которыми новый учитель ходит на этюды. Он преподает литературу и рисование, исполняет обязанности воспитателя. Договорился с администрацией железной дороги и летом бесплатно возил ребят то в Севастополь, то в Москву и Петербург.

Но вот в Полтаве открылся учительский институт. Макаренко среди первых его слушателей. Исходным для него в постижении педагогики стала формула К.Д. Ушинского: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Слайд 7

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Слайд 8

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Слайд 9

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

“Воспитать человека - значит воспитать у него, - говорил А. С. Макаренко, - перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

Слайд 10

Воспитание в коллективе и через коллектив

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

Слайд 11

Значение игры в воспитании

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать” их самыми различными игрушками. Говоря о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Слайд 12

О семейном воспитании

Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.

А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание. В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей.

Слайд 13

Литературная деятельность

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. После посещения колонии для несовершен-нолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД - 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма» (1935).

Слайд 14

Слайд 15

Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В начале 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Слайд 16

Московский педагогический музей А.С. Макаренко

Музей был основан в 1983 г. Экспозиция музея расположенав двух залах. Первый рассказывае о жизни и творчестве Макаренко, его воспитанниках и соратниках; второй посвящен его воспитанникам и творческому применению наследия Макаренко в современном образовании. В музее имеется также библиотека, архив печатных и рукописных материалов об А.С. Макаренко. В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, "Макаренковские среды", на которых проходит обсуждение современных проблем педагогики и воспитания, организуются консультации психолога для детей и родителей, работает лекторий.

Слайд 17

Педагогика А. С. Макаренко в наши дни

А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно ̶ не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. В процессе педагогизации процесса исправления несовершеннолетних обращение к наследию одного из выдающихся педагогов ХХ века – А.С. Макаренко, попытки перечитать его заново, представляются закономерными. Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система. Мы обращаемся к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике.

Слайд 18

Антон Семенович создал основу системного использования искусства, культуры, эстетики в ресоциализации правонарушителей. Такие события, как день самоуправления, Масленица, Рождество, Неделя толерантности, Новый год, день Победы, «Зарница» и многие другие позволяют воспитанникам ощущать не только сегодняшнюю, но и завтрашнюю радость.

В теории и на практике Антон Семенович убедительно показывал стержневую роль труда в формировании личности человека. И сегодня его мысли живы и злободневны.

Слайд 19

Вряд ли можно назвать несовременной цель, которую ставил А.С. Макаренко перед своей педагогической системой: из подростка-правонарушителя сделать «настоящего культурного человека, работника, такого работника, которого можно будет выпустить из учреждения, как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, образованного и воспитанного, здорового физически и психически».

Слайд 20

В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа. И завершить свои размышления хотелось бы высказыванием «из Макаренко» ̶ «Нужно всегда чувствовать себя накануне победы, и она обязательно придет».

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • ДОМ-МУЗЕЙ им. МАКАРЕНКО

    Антон Макаренко родился 1-го марта 1888-го года, в Харьковской губернии. Его отец был рабочим. Он работал в железнодорожных мастерских и всячески пытался за интересовать сына собственной профессией. Ему это удалось – в 1897-ом году Макаренко-младший начал учиться в железнодорожном училище. В начале девятисотых годов Антон вместе с родителями отправился в Крюков. Через некоторое время он поступил в кременчугское училище, а после, увлекшись педагогикой, стал студентом педагогических курсов, где в течение целого года изучал основы учительского мастерства. Позже Макаренко преподавал в Ж/Д училище, умело сочетал навыки железнодорожника и педагогический талант. Уже в тот период времени Антон знал, что посвятит свою жизнь педагогике. Поступив в Педагогический Институт в Полтаве, в 1917-ом году он окончил его с отличием, удостоившись золотой медали. По завершении учебы в ВУЗе, Антон Макаренко возглавил крюковскую железнодорожную школу, а еще через два года перебрался в Полтаву. Вскоре, с разрешения местного комитета народного образования, Макаренко создал трудовую организацию для несовершеннолетних, в которой поселил малолетних правонарушителей.

    В 1921-ом году трудовая коммуна получила имя Максима Горького, а через пять лет переехала из-под Полтавы в окрестности Харькова. В течение почти десяти лет Антон Макаренко руководил детской организацией, обучая подопечных навыкам настоящей человеческой жизни. Талантливый педагог организовал для учеников не только достойное существование, но и предоставил им возможность учиться, призвав на помощь коллег – мужественных и способных педагогов, согласившихся в столь трудное время воспитывать беспризорников. Для детей были оборудованы специальные классные комнаты, в которые стояли парты и прочая школьная мебель. Также они были обеспечены необходимыми учебниками. Процесс перевоспитания оказался чрезвычайно трудоемким, однако Макаренко ни разу не пришло в голову отказать от задуманного. И даже когда поначалу, казалось бы, безнадежные подростки не желали перевоспитываться и учиться, воровали еду и одежду, крушили кабинеты, уничтожая и те самые парты и старательно изготовленную школьную мебель, Антон Макаренко верил в их лучшее будущее и не раз начинал все сначала. В конце тридцатых годов педагог стал жить и работать в Москве, где вел активную общественную и литературную деятельность. Он был неоднократно награжден. Макаренко ушел из жизни 1-го апреля 1939-го года. Знаменитый учитель умер в вагоне пригородной электрички.


    Селестен Френе- один из самых видных педагогов нашего столетия. Создатель оригинальной системы обучения и воспитания, проникнутой духом гуманизма и самоотверженной любви к детям. Большое внимание уделял особенностям ребенка, искал оригинальное решение проблем организации школьной жизни, воспитания школьников.


    Селестен родился 15 октября 1896 г. В маленьком городке Гарсе в крестьянской семье. Уже в деревенской школе обнаружились незаурядные способности способности мальчика. Родители отправляют его в неполную школу г- Френе поступает в нормальную школу в Ницце, которую закончить не пришлось г-. Свою педагогическую деятельность начал в школе местечка Бар-сюр-Луп.


    Впоследствии он стал основателем лидером «Международной федерации сторонников новой школы». Великий педагог дал детям возможность свободно выражать свои мысли. Дети писали «свободные тексты», писали о чем хотели, когда хотели и где хотели. Селистен Френе купил типографский станок, и эти тексты стали печататься самими детьми. Изготовленные газеты пересылались в другие школы, откуда его единомышленники присылали в школу Френе собственные творения.




    Основные педагогические идеи и их реализация. Одним из принципов педагогики Френе была организация учителями своего самовыражения и самовыражения своих учеников с помощью современных технологий. Педагогика Френе - саморазвивающееся пространство, в котором вместо педагогических технологий и методик царит Дух Френе.


    Для Френе школьная типография неотделима свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описывают впечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок. Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.








    По его мнению, совершенно бесполезно и даже вредно без конца твердить детям традиционные наставления: будь вежливым и послушным, великодушным и услужливым, хорошо относись к своим товарищам, уважай учителя и т.п. Нравственность, писал Френе, напоминает грамматику. Мы можем превосходно знать правила, но не уметь применять их в текущей жизни.




    Нельзя сказать, что педагогика Селестена Френе получила большую известность и распространение в мировом масштабе. Если сравнивать ее с педагогикой Марии Монтессори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по принципам Френе, гораздо меньше. – Главная причина заключается в том, что педагогика Френе в принципе не может быть превращена в технологию. Например, классом Френе управляют не придуманные кем-то правила, а принятые самими детьми и изменяемые в случае необходимости нормы общежития. Эти нормы за года в год, для каждого отдельно взятого класса формируются заново


    Система Френе не включает привычных российским педагогам методистов, не предусматривает рекомендаций и разработок по проведению тех или иных мероприятий в рамках класса, поскольку как только появляется нечто подобное, она перестает быть сама собой. Наиболее активными сторонниками принципов Френе являются швейцарцы.




    А.С.Макаренко), педагог и писатель. Россия, СССР. Вырос в семье мастерового-маляра (пос. Белополье Харьковской губернии). В 1905 г. окончил городское училище и педагогические курсы и был назначен учителем двухклассного железнодорожного училища. А в гг. обучался в Полтавском учительском институте. По окончании, стал заведующим высшего начального училища в Крюково. Уже здесь Антон основательно увлекся педагогикой, искал новое в воспитательной работе как с отдельными учениками, так и с коллективом.


    Феномен А.С.Макаренко начался с 1920 г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное - он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Макаренко, его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты.


    В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия».


    Воспитание в коллективе педагог соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. А жизнь подбрасывала все новые проблемы. Парадоксально, но оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. Он считал, что именно поэтому приостановилось внутреннее развитие колонии имени Горького. Выход он нашел в постановке новой задачи - «завоевание Куряжа.


    1927 г. он одновременно стал заведующим колонии имени Дзержинского, переведя в нее 60 своих воспитанников. С 1929 года Макаренко оставляет за собой только последнюю колонию, которая вскоре переходит на полную самоокупаемость: налажены сложные производства электросверл и фотоаппаратов.


    Идеи развития личности в коллективе если и не объявлялись Макаренко публично как цель его педагогической системы, то успешно реализовывались на практике. Коммунары работали ежедневно по 4 часа, а свободное время отдавались хорошо организованному досугу. При коммуне были клуб, библиотека, кружки, спортивные секции, кино, театр.Летом совершались туристические походы на Кавказ, в Крым.


    Статистика: за 15 лет своей работы () через коллективы, созданные Макаренко, прошло около правонарушителей и беспризорных, ставших достойными людьми, квалифицированными специалистами. Конечно, как любой педагог Макаренко, также не избежал ошибок и неудач.


    С 1936 г. Макаренко оставляет свою педагогическую деятельность, переезжает в, Москву и занимается литературной работой. Значимые работы А.С. Макаренко. Педагогическая поэма О воспитании « Марш 30-е года» пьеса « Мажор » « Книга для родителей Статья « Проблемы воспитания в советской школе»


    Педагогика семейного воспитания. Рассматривает вопрос воспитания ребенка в семье как о важных государственных общественных проблемах. Воспитание в семье – это важная государственная задача, которую должны решать и родители и школа. Подчеркивает важность создания родителями « правильного тона» в семье.




    Педагогическое наследие А.С. Макаренко в истории отечественной школы и педагогики опередило свое время, оно особенно значимо сегодня. Опыт и педагогические статьи- это практика и теория социальной педагогики. Концепция социального воспитания была основана на формировании личности в новых социальных условиях.




    Необходимо отметить и не согласиться с мнением, что его педагогика « воспитания в коллективе» уничтожала личность. Идея педагогического проектирования предполагала единство коллективисткой педагогики и развития индивидуальных задатков и способностей личности, воспитания « счастливого человека».


    В педагогическом наследии А.С. Макаренко, выделяем то, что может взять из его опыта современный педагог. Умение создать детский коллектив; Создание детского самоуправления; Создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями; Широкий круг методов в создании такого коллектива;