Особенность любовной лирики Есенина. Сочинение на тему любовной лирики Есенина

С. А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Как ни у кого другого, тема любви звучит у него очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, печально. Особенность любовной в том, что она показывает две стороны чувства: счастье и следующие за ним грусть и разочарование. Любвеобильный поэт посвящал стихи многим женщинам, каждая из ни была для него неповторимой, поэтому по-особому звучит и каждое стихотворение.

Объекты стихотворений любовной тематики

Особенность любовной лирики Есенина невозможно понять, не узнав о женщинах, которым поэт посвящал свои стихи. Есенин имел репутацию не только разгульного хулигана, но и Дон Жуана, у которого было много женщин. Безусловно, поэтическая натура не может жить без любви, таким и был Есенин. В собственных стихах он признавался, что его любила ни одна женщина, да и он тоже не раз был влюблен. Одним из первых ярких увлечений поэта стала Анна Сардановская. Тогда еще 15-летний Сережа влюбился и мечтал, что, достигнув определенного возраста, женится на ней. Именно о доме Анны поэт сказал: "Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда".

Следует сказать о том, что не всегда по лирике поэта можно было точно определить, какая женщина стала адресатом. К примеру, героиня поэмы "Анна Снегина" имеет сразу три прототипа: Анна Сардановская, Лидия Кашина, Ольга Сно. С именем последней у Есенина были связаны очень яркие воспоминания о его первых шагах на литературном поприще. Поэт посещал салон этой писательницы, где участвовал в дебатах и спорах, постепенно привыкая к столичной жизни литераторов.

Нельзя не сказать о жене поэта, Ее образ стал важен не только при создании любовных стихотворений. Ей также была посвящена поэма "Инония". О Зинаиде говорится в стихотворении Есенина "Письмо от матери": "Свою жену легко отдал другому". Именно Райх является лирической героиней стихотворения "Собаке Качалова".

Пожалуй, самое яркое и противоречивое чувство в судьбе поэта - это его любовь к До сих пор не все могут понять, что привлекло совсем молодого русоволосого красавца в уже зрелой женщине Айседоре. Результатом отношений с известной танцовщицей стал цикл кабацкая". "Я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел", - восклицает поэт.

Анализ поэзии

Уже в самых первых стихах проявляется основная особенность любовной лирики Есенина: любовь для любого человека - это трагедия. В качестве примера можно привести стихотворение "Хороша была Танюша ". Легкий стиль подчеркивает удалую молодую жизнь, но противоречит звучанию стиха его финал. Танюша убивает себя из-за несчастной любви. Безусловно, ранняя лирика поэта - это прежде всего гимн Родине. Большинство произведений этого периода посвящены Руси, деревне, животным. Зато в более поздние годы Есенин реализовал себя как истинный воспеватель любви.

Стихотворения 20-х годов

Удивительно, но тема любви стала одной из основных именно в тот период, когда поэт начал величать себя хулиганом. В цикле стихов "Любовь хулигана" отчетливо слышатся мотивы мимолетности любви, ее недолговечности, но при этом чувство описывается как очень яркий момент в жизни, ради которого человек готов на все. В некоторых текстах Есенин использует вульгарную, грубую лексику, даже порой нецензурную. Несмотря на это, они полны чувства, глубокой боли, в них слышен крик души, жаждущей любви, потерянной и запутавшейся в житейской рутине ("Сыпь гармоника ", "Пой же, пой").

Анализ стихотворения "Заметался пожар голубой"

В этом тексте ярко проявилась такая особенность любовной лирики Есенина, как использование ярких метафор и эпитетов. Поэт выражает сожаление о том, что потратил много времени на кутежи и скандалы, забыв о том, что является в жизни главным. Есенин произносит такую мысль: он отрекся бы даже от поэзии, только бы прикасаться к нежной руке и волосам "цветом в осень". Пожалуй, ни один из поэтов не смог бы настолько трогательно описать чувства удалого хулигана. Стихотворение демонстрирует все важные особенности любовной лирики Есенина (сочинение на данную тему обязательно должно содержать его анализ), одной из которых является жизненность. Прежде всего она обусловлена автобиографичностью. Каждое описанное чувство было пережито самим поэтом.

"Пускай ты выпита другим"

Стихотворение исполнено благородной печали по прошедшему. Автор выражает сочувствие всему тому, что было раньше, и тому, что так и не свершилось. Особенность любовной лирики Есенина в том, что любовь всегда печальна. Поэт акцентирует внимание на том, что в человеческой жизни все происходит не так, как в мечтах. Виной этому человеческая глупость, стремление к мелочным ценностям, беспечность. В этом тексте поэт признается своей лирической героине: лишь она одна могла быть ему настоящим другом и женой, но они оба не сберегли себя друг для друга.

Цикл "Персидские мотивы"

Это настоящая жемчужина любовной поэзии. Красивый восточный стиль, особая музыкальность и яркие образы - таковы особенности любовной лирики Есенина в данном цикле. Одно из самых ярких произведений "Шаганэ ты моя, Шаганэ". Оно необычно благодаря своей композиции. Первые строки стиха звучат рефреном и повторяются в последней строфе. Но главная особенность в том, что каждая строфа строится по принципу кольцевой композиции.

В этом тексте наиболее ярко воплотились особенности любовной лирики Есенина. Сочинение по литературе, написанное на данную тему, непременно должно включать рассмотрение средств художественной выразительности, ведь здесь поэт добился потрясающей красоты именно благодаря необычным речевым оборотам. Как странно и одновременно сильно звучит строка "Я готов рассказать тебе поле". Обилие эпитетов позволяет автору выразить любовь к своей родной стране и тоску по ней.

"Я спросил сегодня у менялы..."

В этом удалось выразить свое отношение к такому загадочному чувству, как любовь, прямо. Лирический герой узнает от персидского менялы о том, что любовь не может быть обозначена никакими словами, ее могут выразить только прикосновения, взгляды и поцелуи. Снова необычная композиция. Первая строка повторяется в каждой строфе, создавая особую ритмичность.

Особенности любовной лирики Есенина (кратко)

Рассмотрим основные черты любовных стихотворений поэта:

  1. Любовь как наваждение, болезнь, описание чувства, которое губит человека - вот особенности любовной лирики Есенина. И Маяковского, и некоторых других поэтов того времени. В начале 20 века такой взгляд на это чувство был очень актуальным среди писателей.
  2. Любовное чувство способно на мгновение вытащить человека из повседневной рутины, но, к сожалению, оно не вечно. А после остаются лишь приятные, но в то же время и мучительные воспоминания, щемящие грудь.
  3. Использование ярких поэтических образов (сравнений, метафор и эпитетов). Кстати, это особенности любовной лирики Есенина, Блока, Маяковского и других поэтов Серебряного века, которые искали поиски нового стиха, новой формы и слова.

Таковы особенности любовной лирики Есенина. Краткое сочинение должно отразить все три пункта, причем их необходимо подтвердить конкретными примерами. Это сделать легко, ведь практически в каждом из стихотворений так или иначе затрагивается эта тема. В качестве материала для создания работы по теме "Особенности любовной лирики Есенина" (сочинение или эссе) можно взять такие запоминающиеся тексты, как "Руки милой - пара лебедей", "Письмо к женщине", "Собаке Качалова", "Никогда я не был на Босфоре".

Сергей Есенин

Стихи о любви

Екатерина Маркова. «Я люблю другую…»

Свет такой таинственный,

Словно для единственной -

Той, в которой тот же свет

И которой в мире нет.

С. Есенин

Трудно найти у Сергея Есенина стихи не о любви. Любовь – мирочувствование Есенина. Он явился на свет, чтобы любить, жалеть и плакать над каждым теленочком, сломанной березой, деревней, удавленной стальными дорогами городов…

Его любовь к Земле, родившей каждое деревце – чувственна. Под небом, обнимающим землю, березка задирает юбку… Всеохватность эротического чувства, доходящего до религиозности… Есенин чужд пантеизму, он православный крестьянин, только христианство его – на вольном ветре рязанщины, другое. Правую щеку он подставляет пурге, урагану. Жалость – разлита в его творчестве, жалость к каждому кобелю…

Гораздо меньше у Есенина стихов, обращенных к женщине. В этих стихах Сергей Есенин как бы перебарывает свою природу. В деревне не принято, глубинно, исторически не принято, выказывать свои чувства… От невесты до жены – расстояние как от неба до земли.

Он не мог бы, например, подобно Блоку, назвать Русь женой, для крестьянского уха – это почти кощунственно по отношению к Родине…

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.

Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень…

Есенин сравнивает женщину с хитроумной лисой, ему ближе и понятней лиса, чем женщина. В деревне все ясно, вот девушка-невеста, ее век краток, как ранняя весна. А вот – мать семейства, быстро теряющая молодые черты в круговых заботах о доме. Невеста – это девство в самом сакральном смысле этого слова. Мариенгоф пишет в своей книге: «Зинаида (Райх, мать двоих детей Есенина. – Е. М. ) сказала ему, что он у нее первый. И соврала. Этого – по-мужицки, по темной крови, не по мысли – Есенин никогда не мог простить ей. Трагически, обреченно не мог… Всякий раз, когда Есенин вспоминал Зинаиду, судорога сводила его лицо, глаза багровели, руки сжимались в кулак: «Зачем соврала, гадина!»

В городе, да еще начала ХХ века, да еще в богемной среде, невестой остаются чуть не на всю жизнь. Манящей, ищущей жениха, но невестой скорее от лукавого…

Поэтический дом Есенина расширен до мироздания, где «в уши сыпятся звезды… вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня».

Муза Есенина помнит «тайну древних отцов вытираться листвою… долг жизни по солнцу», «отношение к вечности, как к родительскому очагу» – в этом благословение жизни для Есенина. Такова его «избяная Литургия».

Другое, чуждое его миропорядку, восприятие, душа Есенина не приемлет и не смирится с ним. Его бунт – в самоистреблении, бунт не просто против стальной конницы, бунт этот против разрушенного мироздания, созданного предками…

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Стихи 1910 года, написанные в 15 лет, Есенин таким оставался до могилы…Он никак не мог жить взрослой прагматичной жизнью, по Есенину, для души – это гроб. Его проклятья в адрес женщин происходят от великой любви, от недосягаемого, созданного еще в ранней юности воображением поэта Образа…

Сыпь, гармоника. Скука… скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мной, паршивая сука,
Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали –
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Али в морду хошь?

В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.

Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.
Пей, выдра, пей.
Мне бы лучше вон ту, сисястую, -
Она глупей…

Но вот конец стихотворения, -

К вашей своре собачей
Пора простыть.
Дорогая, я плачу,
Прости…прости…

В глубоко чуждом, где чиста только гармонь, которая становится одушевленной, поэт, прозревая святую женскую природу, говорит: «Дорогая, я плачу…»

Если перенестись во времени и пространстве, вспоминается знаменитая сцена с Марлоном Брандо в фильме «Последнее танго в Париже», где герой посылает проклятья уже во гроб своей любимой, но изменявшей жене…

У Есенина скандал – почти всегда Плач, тот самый народный Плач, с заглавной буквы…

В детстве, первую свою влюбленность (это была Анна Сардановская), он пережил словно гётевский Вертер – трагично, напился уксусной эссенции, но испугался и выпил много молока… Анна – это дочь родственников константиновского священника, которые приезжали на лето. Два лета девочка увлечена была поэтическим Сергеем с конфетной внешностью Леля, они уже считались женихом и невестой, а на третье – выросла выше крестьянского мальчишки и влюбилась в другого…

В эти годы написано:

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет…

Любовь – это слишком больно… Сергей Есенин, похоже, решил заглушить в себе саму возможность влюбиться – эта боль не совмещалось с желанием стать известным поэтом…

В Москве он сошелся с нелюбимой, но замечательно чуткой и культурной барышней Анной Изрядновой, родился сын… Есенин презирал себя за нелюбовь, за некий расчет в этих отношениях, что никак не вписывалось в его понятия о чести… «Мое я – это позор личности. Я выдохся, изолгался и, можно даже с успехом говорить, похоронил или продал свою душу черту, – и все за талант. Если я поймаю и буду обладать намеченным мною талантом, то он будет у самого подлого и ничтожного человека, – у меня…Если я буду гений, то вместе с этим буду поганым человеком…» – пишет он своему другу Марии Бальзамовой. Подпись в письме – «прохвост Сергей Есенин».

Душа нуждалась в покаянии… Город, украшенный полупустыми, осмеянными церквами, мог дать только богемную среду да откровения в «Бродячей собаке»…

С неприкаянностью медведя-шатуна, разбуженного от прекрасного сна слиянности с природой, он разрушал чужие жизни, жизни женщин, любивших его. Скоропалительная женитьба на Зинаиде Райх, которую он оставил в конце концов с двумя детьми, оставил в пожизненной растерянности и недоумении… Увлеченность Айседорой Дункан, связанная с экзотичностью отношений. В возрасте уже танцовщица с мировым именем испытывала к нему материнские чувства…

Что-то похожее на первую любовь проявилось к актрисе Августе Миклашевской, но ее спас, по-видимому, платонизм любви Есенина…

Любовная лирика Есенина – собирательна, она посвящена какой-то другой, не встреченной женщине…

Лидия Кашина, соседская дочь толстосума, замужняя с двумя детьми, считается прообразом Анны Снегиной. Но в поэме просвечивают черты и Анны Сардановской и других… Не встретил Есенин на земле среди женщин ни одной, своей, подобно создателю Экклезиаста…

Любовь Есенина – из другого измерения. В этом загадка его неслыханной популярности. До сих пор на его могиле ночуют бродяги и читают перевирая: «И глухо, как от подачки,/ Когда бросят ей камень в смех,/Покатились глаза собачьи /Золотыми звездами в снег…»

А сколько подражателей. В избах, в камерах тюрем и просто за студенческой скамьей Литинститута… У сердца – наколка «Не жалею, не заву, не плачу»… Есенин случаен в плеяде поэтов, даже самых лучших. Он другой, он – внуче Велесов.

И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.

Сергей Есенин много писал о любви. О любви к родному краю, природе, но основной темой стихотворений, конечно же, становится чувство к женщине. Чаще всего поэт использует в них грустную, мелодичную интонации, и не случайно, ведь в жизни автор так и не узнал простого семейного счастья.

  1. «Я помню, любимая, помню» . Стихотворение поэта пропитано тоской и грустью по тем временам, когда он был влюблен в актрису Миклашевскую. Девушка не относилась к Сергею серьезно, несмотря на его ухаживания. Тем не менее, она произвела на него огромное впечатление и надолго осталась в сердце романтика. И несмотря на то, что Есенин уже состоит в отношениях с другой, он всё еще грезит о той милой даме, с которой проводил когда-то все дни и ночи напролет… Читать текст стиха…
  2. «Видно, так заведено навеки». Достаточно грустное стихотворение, по своему смыслу похоже на расставание с любимой. Упоминается от свадьбе и тридцати годах жизни…можно попробовать предположить, что оно было написано перед женитьбой на Софье Толстой. Возможно, поэт чувствовал приближение скорой кончины, и этим посланием хотел попрощаться со своей последней любовью. Читать текст стиха…
  3. «Дорогая, сядем рядом». Спокойные, размеренные и честные — именно такими представлялись поэту отношения, хотя сам нередко превращал их в пьяный угар и жестокий ад ревности и подозрений. Но всё, как ему казалось, что нужно было сердцу, он нашел в прекрасной актрисе – Августе Миклашевской. И все же этому роману не суждено было длиться вечно. До встречи с девушкой Сергей Есенин уже смирился со своей участью «одинокого повесы», и не мечтал о большем. С приходом Августы пришла и надежда на светлое и счастливое будущее… Но увы, это были лишь грезы. Читать текст стиха…
  4. «Ты меня не любишь, не жалеешь…». Поэт осознает свою оторванность от мира, здесь прослеживается мотив одиночества. Написано стихотворение не за долго до гибели автора и основано на неком самоанализе, подведении итогов. В последние месяцы Сергей был особенно одинок: он пил, бил и оскорблял жену, уходил из дома. Единственными его спутницами-слушательницами были девушки легкого поведения, одна из встреч с которыми и описывается в данном стихотворении. Поэт пишет о том, что их встреча случайна, и вскоре дама забудет про его существование, станет развлекаться с другим.Читать текст стиха…
  5. «Мне грустно на тебя смотреть». Данное стихотворение также посвящено Августе Миклашевской и входит в цикл «Любовь хулигана». Он вспоминает счастливый месяц август – когда они, собственно, познакомились, но уже в сентябре вынуждены были расстаться. Именно поэтому поэт принимает за первый месяц осени – закат жизни, приближение смерти. Сентябрь идет следом за августом, как охлаждение страсти следует за безумной любовью. Читать текст стиха…
  6. «Не гляди на меня с упреком». Стихотворение было написано тогда, когда поэт был в браке с Софьей Толстой. По строчкам видно, что Сергей не испытывал любовных чувств к девушке, но в то же время она мила ему внешне. Истинные чувства лирического героя остались в прошлом, сердце его было полностью роздано разным женщинам, и больше ничего не осталось. Читать текст стиха…
  7. «Пой же, пой. На проклятой гитаре». Четко представлено неоднозначное отношение поэта к женщине, к которой он явно неравнодушен. Во второй строфе мы наблюдаем любование, восхищение красотой дамой. Он буквально влюблен в её запястья, плечи, волосы… Далее происходит резкая смена настроения лирического героя. К нему приходит осознание, что эта, столь прекрасная дама, и не достойна вовсе сильных чувств, полной внутренней отдачи поэта. Он понимает, что девушка не принесет ему счастья, а лишь обречет на гибель. Считается, что произведение посвящено Айседоре Дункан. Читать текст стиха…
  8. «Какая ночь, я не могу». Поэт понимает, что жизнь прошла совсем не так, как ему бы этого хотелось, а исправить что-либо уже поздно. Героиня стихотворения, которой оно и посвящается, выступает в роли нелюбимой и нежеланной женщины. Но автор не надеется уже на счастье, ему приятно с этой девушкой, а что еще нужно для коротания последних дней жизни? Ведь Сергей во время написания этого стихотворения уже думал о скорой гибели. Читать текст стиха…
  9. «Ну, целуй меня, целуй» . Ощущение скорой гибели не покидает поэта ни на минуту. Для него остается единственной целью наслаждение пылкой страстью, он хочет окунуться в омут любви, но не тут-то было. Девушка, которая была по уши влюблена в поэта – Софья Толстая – обладала очень романтичной и скромной натурой. Она грезила о высоких чувствах, о счастливом браке. В итоге два, страстно желающих своего, человека не получают желаемого. Читать текст стиха…
  10. «Отойди от окна». Стихотворение построено в виде монолога молодой девушки, которая обращается к своему пылкому любовнику с просьбой оставить её в покое. Можно предположить, что поэт здесь пишет о своей односельчанке, в которую он когда-то была безответно влюблен, — Анне Сардановской. Героиня признается, что не любит Сергея и не хочет связывать с ним свою жизнь, полностью лишая его всякой надежды. Но, несмотря на всё, поэт проносит светлые чувства к девушке через всю свою короткую жизнь. Читать текст стиха…
  11. «Руки милой – пара лебедей». Данное стихотворение было написано под впечатлением от прелести армянской учительницы арифметики Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуме, во время своего путешествия на Кавказ. Образ лебедя здесь ассоциируется с женщиной невероятной красоты, её гармоничными и грациозными движениями. Для Есенина Шаганэ — милая леди, верная, деликатная, ласковая, способная унять тревогу в душе лирического героя. Читать текст стиха…
  12. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема любви в лирике Есенина занимает особое место. Настоящих ценителей русской литературы никак не могут оставить равнодушными эти проникновенные строки, наполненные живым светлым чувством. Читаешь их и, кажется, прикасаешься к вечности, поскольку они пробуждают в душе самые сокровенные чувства. Адресаты любовной лирики Есенина - это женщины, которыми он восхищался и которых боготворил. Надо заметить, с какой искренней нежностью он обращается к ним, насколько чарующие эпитеты подбирает. Стихи Есенина про любовь невероятно мелодичны и красивы. Их хочется читать вслух, вдумываясь в каждое слово.

Никто не может остаться равнодушным к этим потрясающим строкам. В данной статье мы рассмотрим тему любви в лирике Есенина. Чем она отличается? Что в ней можно найти по-настоящему удивительного обычному человеку?

Особенности любовной лирики Есенина

Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, создается впечатление, что они затрагивают каждую струну вашей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникновенных строк. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина заключаются в том, что она очень легко ложится на музыку.

Вот почему так много прекрасных и душевных песен появилось на стихи этого замечательного поэта. Сергея Есенина литературоведы справедливо называют «стихотворным певцом», который умел сказать многое, выразив свои чувства в рифме.

«Заметался пожар голубой»

Одно из самых красивых лирических произведений. Стихотворение проникнуто нежными чувствами и отражает переоценку ценностей, которая происходит в душе лирического героя. Кажется, он готов безраздельно покориться судьбе, отказаться от вредных привычек и даже «перестать скандалить». Сердце лирического героя наполнено светлыми эмоциями, он чувствует в себе возможность многое изменить в жизни, исправить ошибки прошлого.

Сергей Есенин использует очень красивые средства художественной выразительности для выражения своего состояния: «пожар голубой», «злато-карий омут», «волос цветом в осень». По всему видно, что переживание чувства пробуждает в его душе чувства, ведущие к изменению. Стихотворение оставляет приятное ощущение нежной грусти по нереализованным мечтам и помогает вспомнить настоящие цели.

«Ты меня не любишь, не жалеешь»

Стихотворение достаточно известное и красивое. Эти строки пленяют воображение, заставляют душу сжиматься от восторга. Лирический герой находится в состоянии смятения. Ключевой здесь является строка «Кто любил, уж тот любить не может». Сердце лирического героя еще не готово к переживанию новой любви. Слишком много рубцов в душе, которые не дают возможность почувствовать себя по-настоящему счастливым. Может показаться, что он слишком замкнут и опасается наступления дополнительных переживаний. Моральные терзания доставляют много душевной боли, от которой иногда невозможно найти избавления. Лирический герой в какой-то степени разочарован в жизни.

Он одновременно и хочет что-то изменить, и боится принять в свою судьбу значимые события, вот почему в стихотворении появляются слова: «Кто любил, уж тот любить не может». Ведь всегда есть вероятность того, что окажешься обманутым и покинутым. Именно такие чувства испытывает лирический герой, боясь наступления нового разочарования.

«Руки милой - пара лебедей»

Стихотворение невероятно нежное, трепетное и исполненное душевной теплоты. Лирический герой Сергея Есенина восторгается женской красотой, оказывается пленен ею. Он хочет обрести свое истинное счастье, однако конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые препятствуют счастливому самоощущению. Велика сосредоточенность на проживании субъективного чувства.

«Я не знаю, как мне жизнь прожить» - это выражение растерянности, тревоги и незримого одиночества. Лирического героя беспокоит мысль о том, что большая часть жизни прожита напрасно. Ему трудно определиться с выбором направления, в котором ему нужно следовать. Чувство любви манит его покорять неизведанные вершины, однако он опасается испытать разочарование, боится оказаться обманутым. Лирический герой часто обращается к своему прежнему опыту для того, чтобы сопоставить некоторые вещи, понять, как следует поступить.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре...»

Стихотворение невероятно чувственное и посвящено проживанию страстного чувства. Лирический герой ощущает себя безоружным рыцарем, который пустился в захватывающее приключение. Его манят прекрасные порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.

«Я не знал, что любовь - зараза» - эта строка показывает, насколько мы иногда оказываемся не готовы к проживанию чувства любви. Многих оно страшит, потому что приходится сталкиваться с чем-то доселе неизведанным, отправляться в непознанные дали. Лирический герой понимает любовь как «погибель», которая неизбежно наступает, когда речь идет о красивой женщине. Он уже внутренне готов к разочарованию.

«Глупое сердце, не бейся»

Стихотворение отражает состояние лирического героя, переживающего экзистенциальный кризис. Лирический герой не верит в любовь, называет ее обманом, потому что само чувство всегда заставляет его страдать. Он уже прошел через многочисленные испытания в результате прошлых отношений и не желает повторять совершенные когда-то ошибки. Произведение окутано нотой печали, однако в ней не чувствуется безысходность. Тема любви в лирике Есенина занимает центральное место.

«Я помню, любимая, помню»

Стихотворение проникнуто нотой ностальгии. Лирический герой тоскует по тому времени, когда он был другим: не задумываясь ни о чем, заводил отношения, при этом не накладывал на себя определенных обязательств. Он тоскует по прошлому и, кажется, на мгновение хочет в него вернуться. Вместе с тем какие-то обстоятельства жизни не позволяют туда возвратиться.

Герой сожалеет о каких-то ошибках прошлого, но в то же время понимает, что уже не остается дополнительного времени для того, чтобы попытаться их исправить. Стихи Есенина про любовь проникнуты небывалой нежностью, воодушевлением и светлой печалью. Сильные чувства охватывают душу читателя и долго не отпускают. Эти лирические произведения хочется перечитывать вновь, чтобы ощутить всю их прелесть и величие.

Вместо заключения

Таким образом, тема любви в лирике Есенина - это особенное направление в творчестве поэта. Здесь большое значение имеют чувства и их развитие. Лирический герой раскрывается с неожиданной и прекрасной стороны. Ему предстоит многое узнать о самом себе, научиться принимать собственное эмоциональное состояние.

Стихи Есенина о любви. Глубокие, искренние, душевные.
Стихи Сергея Есенина о любви пропитаны ноткой горечи и безысходности, в них вся тяжесть любви. Основное направление стихов всей его жизни - это любовь к женщине. И чаще всего это любовь несчастная. Проникнитесь духом «есенинских» стихотворений вместе с нами!

Стихи Есенина о любви

Я помню, любимая, помню…

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
“Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда”.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

1925 г.

****

Цветы мне говорят - прощай…

Цветы мне говорят - прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!
Я видел их и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю.

И потому, что я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, -
Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.

Не все ль равно - придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной и дорогой
Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом.

****

Ты меня не любишь, не жалеешь…

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, -
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»
Я отвечу: «Добры вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

****

Темна ноченька, не спится…

Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.

На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра!

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.

В терем темный, в лес зеленый,
На шелковы купыри,
Уведу тебя под склоны
Вплоть до маковой зари.

1911

****

Ну, целуй меня, целуй…

Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.

Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!

Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.

Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.

Увядающая сила!
Умирать так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.

Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: “Я твоя”.

И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас -
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!

1925 г.

****

Не гляди на меня с упреком…

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой свор с поволокой
И лукавую кротость твою.

Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза - голубень.

Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.

Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.

Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.

Если вам понравились стихи Есенина о любви, поделитесь ими со своими друзьями и близкими. Хорошего вам настроения и искренней счастливой любви!