Мир древности далекий и близкие. Сообщение на тему: «Начало истории человечества

Пермский край, Чердынский район

Муниципальное образовательное учреждение «Валайская основная общеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«Мир древности: далекий и близкий».

Составил учитель

начальных классов

Крумм Дарья Викторовна

Валай 2011.

Тема . Мир древности: далекий и близкий.

Тип урока : знакомство с новым материалом.

Цель : формировать представление о некоторых достижениях людей в эпохи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

Задачи .

    Формировать умение добывать информацию об эпохах из книг, выбирать главное.

    Развивать логическое мышление (анализ, синтез, абстрагирование).

    Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование : свеча, проектор, компьютер, карточки для проверки домашнего задания, музыкальные композиции, жетоны на рефлексию, лента времени.

План урока .

Этап урока

Время

Используемые приемы и методы

Организационный момент

2 мин

Методика М. Монтессори

Проверка домашнего задания

5 мин

Работа с ТИО (индивидуальные карточки), парами.

III

Работа с новым материалом

17 мин

Сообщения детей, презентация, работа с лентой времени, музыкальные композиции.

5 мин

5 мин.

Физкультминутка

3 мин

Танец Сиртаки

4 мин

Закрепление материала.

4 мин

Составление синквейна.

Рефлексия.

1 мин.

Работа с жетонами.

Итог урока

1 мин

Работа с книжной выставкой

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята поприветствуйте гостей.

Давайте сядем в круг, посмотрите, что это у меня? (Свеча)

А что она нам дает? (Свет и тепло).

Ассоциируется ли у вас слово свет с каким-нибудь другим? (Да со словом – знания.)

Ребята, подумайте и скажите, почему мы сегоднешний урок начали со свечи? (Мы сегодня будем получать знания, т.е свет)

Конечно, вы совершенно правы. Ну что настроились на работу? Тогда занимайте свои места за партами и мы начнем наше путешествие по знаниям.

    Проверка домашнего задания.

Чтобы историю узнать,

А с учителем дружить,

И все знания ворошить.

Итак, давайте поворошим наши знания, проверим домашнее задание. Но прежде скажите какой блок мы начали изучать на уроках окружающего мира. (блок история).

А чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на уроке, каждой паре нужно решить задание. У вас на парте есть карточки, пододвиньте их к себе и начинайте работу.

Подгруппы, расскажите чем вы занимались.(1п- мы перечисляли занятия древнего человека, 2п – а мы описывали древнего человека, 3п – мы отгадывали кроссворд о древнем человеке).

Молодцы! К какому же времени относятся результаты ваших работ? (Они относятся к древнему миру)

А раз вы выполняли такую работу, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).

Зачем, как вы думаете? (Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).

Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.1 сл

    Работа с новым материалом.

    Знакомство с эпохой Древнего Египта .

Начинаем наш путь.

Презентация

2 сл. Вот это прекрасная река Нил. Мы начинаем разговор о ней, так как примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Дожди в этой местности очень редки. Например, дети, прожив 10-12 лет не видели дождя.

3 сл. Ежегодно Нил разливался (выходил из берегов). В воде много черного ила, он оседал на песках, на нем хорошо росла пшеница, ячмень. Египет в переводе означает «черная земля».

Чем еще прославилась цивилизация Древнего Египта нам расскажет Елизавета.

Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками.

4 сл. Храм Карнак

5сл. Храм Луксор.

6 сл. Пирамиды Хеопса.

Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.

7 сл. Бог солнца – Ра (человек с головой птицы)

Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила)

Бог мудрости ТОТ (человек с головой птицы ибиса)

Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.

Итак, ребята, посмотрите на ленту времени, вот в какое время существовала цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила почти 3000 лет. Оставила потомкам в наследие:

Памятники архитектуры

Научные знания

Знания в сельском хозяйстве

Водный транспорт

    Знакомство с эпохой Древней Греции .

Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Об этой эпохе нам подготовила сообщение Катерина

-в пору Древней Греции появились города, которые никого не могут оставить равнодушными.

8 сл. Один из этих городов является Афины, а сердцем Афин – Акрополь. Высокий холм с обрывистыми склонами, на нем расположен архитектурный ансамбль.

9сл. Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон, высота 18 с половиной метров.

10сл. На севере Греции есть гора Олимп, на вершине ее Древние греки поселили главных богов

Зевс – громовержец,

Посейдон – бог моря,

Аид – бог подземного царства,

Афродита – богиня любви и красоты, а также многие другие.

Давайте, посмотрим на ленту времени когда же существовала цивилизация Древней Греции.

Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивается поэзия, открытия в науке и технике, театр, первые школы

Древние греки были удивительно талантливыми, веселыми и жизнерадостными людьми. Они любили музыку, спорт и танцы. Давайте окунемся в культуру Древней Греции и станцуем национальный танец – Сиртаки.

    Физкультминутка .

    Знакомство с эпохой Древнего Рима .

Продолжим наш разговор и заслушаем сообщение Марии о Древнем Риме.

-год основания Древнего Рима считают 753 до нашей эры. Римляне создали могущественное государство, завоеваниями огромных территорий.

В современном городе Риме сохранилось немало построек. Например, Колизей 11 сл.

12 сл. Римский форум – центр общественной жизни города. Кроме этого храм Пантеон – храм всех богов.

13 сл Как выглядели другие города можно узнать побывав в Помпеях.

14сл. В древности этот город был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.

15 сл. Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник, она называется «Последний день Помпеи»

Культура Древнего Рима продолжала традиции Древней Греции, поэтому и время возникновения примерно то же, боги в этих культурах одни и те же только различаются названием. Но все таки Древний Рим оставил свой след, отличался он

Религиозной сдержанностью

Суровостью

Практичностью, что нашло отражение в градостроительстве (впервые появляются коммуникации, водопроводы, мостовые) и военном искусстве.

    Закрепление материала.

Итак, посмотрите на доску у нас появились 3 эпохи:

Древний Египет – водный транспорт, сельское хозяйство, архитектура;

Древняя Греция – прародительница искусств;

Древний Рим – военное дело, комфорт в быту.

Чтобы дать краткую характеристику каждой из этих эпох, я предлагаю составить синквейн.

Выберите карточку с эпохой, каждая пара составляет для своей эпохи.

16 сл – здесь представлена схема составления синквейна. В таблице представлены примеры слов. Краткое предложение вы придумываете сами.

Самостоятельная работа.

Заслушаем ответы, что у вас получилось.

Молодцы, я вижу что вы поняли основные черты каждой эпохи.

    Рефлексия.

А сейчас выберите жетон с изображением той эпохи, которая вам понравилась больше всего, обоснуйте свой выбор.

VI . Итог урока .

Ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились на уроке?

Большую информацию о той или иной эпохе вы можете найти в нашей библиотеке в следующих книгах. ………………………………

В старших классах на уроках истории вы также будете знакомиться с данными цивилизациями.

Спасибо за внимание.

Давайте оденем одежду древних римлян – тунику, и поблагодарим наших гостей «зигой»- вскидыванием руки вверх за визит.

Карточки на проверку домашнего задания

ПЕРЕЧИСЛИ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

    ______________________(разведение домашних животных)

    _______________________(работа по выращиванию культурных растений)

    ____________________(занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)

    ___________________(занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)

    ___________ _______________(занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).

ВСТАВЬ СЛОВА ИЗ СПРАВОК В ОПИСАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

Слова для справок: обезьяну говорить, ногах, хватать, покатые, ударять, рыть землю, низкие, больше, меньше, звуки.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную _______________. Однако люди ходили не на четырех ____________, как ходят почти все животные, а на двух __________, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, он мог выполнять ими простую работу: ______________, _______________, __________ ___________. Лбы у людей были _________ и _____________. Мозг у них был _________, чем у обезьяны, но значительно __________, чем у современных людей. _______________ древний человек еще не мог, он издавал лишь немногое отрывистые _________, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.

Вопросы.

4.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.

Вопросы.

    Люди научились ……………….. глиняную посуду.

    Этим занимались женщины и дети.

    Как по-другому называли древнейшего человека.

    Освещение первобытных художников.

Самоанализ.

Тема. Мир древности далекий и близкий.

Тип урока. Знакомство с новым материалом.

Цель. Формировать представление о некоторых достижениях людей эпохи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

Исходя из цели, понятно, что материала о перечисленных эпохах предостаточно, именно поэтому, я решила, что нужно вычленить самое основное, присущее только данной эпохе, характерное для неё.

По окружающему миру в блоке история данный урок второй, перед мы изучали древнего (первобытного) человека. Проверка домашнего задания была направлена для вывода темы и цели урока.

Так как урок проводится в 4 классе, то решила, что нужно опираться на работы детей, учить их самостоятельно добывать информацию, что было видно по подготовленным ими сообщениям.

Урок истории не может обойтись без ленты времени, именно поэтому работа велась и с ней, с перечислением основных характеристик эпох, для лучшего усвоения материала, и формировании представления о цивилизациях.

Кроме этого, на протяжении всего урока играла музыка, ведь психологами доказано, что при воспроизведении музыкальных композиций, лучше усваивается материал. Причем музыка была соответсвующая с эпохой о которой говорили.

Физкультминутка была полностью подчинена теме урока, чтобы не казаться контрастной и не сбивать детей с хода мысли. Кроме этого, ребята окунулись в эпоху Древней Греции, ощутили её традиции.

Достигнута ли цель, хорошо видно после составления детьми синквейна, дети начальной школы, им трудно самостоятельно его делать, поэтому были предложены примерные части речи, которые нужно было соотнести в соответствии с эпохой.

На рефлексии дети выбирали жетоны с эпохой, которая им понравилась, а также, аргументировали свой выбор, что развивает связанную речь.

На итоге, я решила, что целесообразно провести работу с книжной выставкой, ведь дети заинтересовались и могут узнать информацию больше предложенной программой.

Итог урока, а именно переодевание в одежду Древних Римлян, был выбран мной не случайно, а для того, чтобы дети запомнили материал и ушли с урока на позитивной ноте.

Кроме того, думаю, что на уроке дети не утомились, так как была постоянная смена деятельности, интересная для детей.

Рецензия на конспект урока по окружающему миру в 4 классе учителя начальных классов МОУ «Валайская ООШ» Крумм Дарьи Викторовны «Мир древности: далекий и близкий», подготовленная учителем русского языка и литературы МОУ «Валайская ООШ» Зелениной Татьяной Петровной.

Тема урока довольно широкая «Мир древности: далекий и близкий», но учителю удалось познакомить ребят с тремя цивилизациями Древнего мира: Египтом, Грецией и Древним Римом. При этом были использованы устные сообщения, которые готовили сами ученики, что способствует не только развитию речи, но и самостоятельности.

Выбрана одна из любимых у детей форм урока – урок-путешествие. Тему урока сформулировали сами ученики, отвечая на вопросы учителя. Так через беседу используя ассоциативность мышления (прием с зажжённой свечой) учитель провел к теме и цели урока.

Был создан особый эмоциональный настрой. Этому способствовал и выбор музыки, сопровождавший презентацию, и сам видеоряд, который не был затянутым и в то же время вмещал максимум информации.

Опрос был индивидуальным, ученики работали каждый со своей карточкой. Учитель использовал элементы технологии критического мышления. При закреплении класс составлял синквейн.

Не очень удачной была физкультминутка в виде народного греческого танца «Сиртаки». Дети отвлекались на костюм, который у них лежал на парте (туника).

Уместной была выставка книг об этих цивилизациях, обращение к ней учителя.

Цель урока достигнута. Урок получился ярким и запоминающимся.

Список литературы.

    А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир», учебник 4 класс 2 часть, Москва «Просвещение», 2007г.

    О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс Москва «ВАКО», 2004г.

    В.В. Мещерякова. С.В. Савинова. Повторение и контроль знаний «окружающий мир» 3-4 классы. Москва «Глобус»,2010г.

    Картины с картинки яндекс.


Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их перед классом. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, составлять алфавиты древности. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать историю древнего мира, понятия - Древний мир,

иероглифы, пирамиды.

Уметь извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их перед классом. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учиться высказывать своё предположение.

К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения

историю древнего мира, понятия - Древний мир, иероглифы, пирамиды

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о некоторых древних государствах, го-родах, сооружениях. Осознаем, в чём значение изобретения письменности. Сравним источники по истории первобытности и по истории Древ-него мира.

Вспомни, что тебе известно о пирамидах Древ-него Египта. Какой счёт лет был у древних египтян и у древних римлян?

Изучение нового материала

Мир древности: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ

Выберите для изучения одно из древних госу-дарств. Познакомьтесь с ним по учебнику. Вы-полните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Египет называли «дар Нила». Во время разлива река выходила из берегов и орошала поля земледельцев. Поэто-му в долине Нила собирали обильные урожаи.

Древние египтяне считали, что миром управ-ляют боги (1). Многие боги египтян были похо-жи на животных. Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разли-ва Нила Себёк представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот. Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса. Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы и научил людей вести счёт времени. К чудесным дарам Тота относились также арифметические вычисления и письмо.

Египтяне считали священными многих живот-ных. Они почитали льва, быка, собаку, кошку, коршуна, сокола, ибиса, крокодила, кобру, скор-пиона, жука-скарабёя.

Писали египтяне особыми знаками — иерогли-фами (2). В одном случае иероглиф мог изоб-ражать и означать какой-то предмет. Напри-мер, 0 — солнце, ^- — звезда, I I — дом.

Но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или не-скольких согласных звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было. Научиться такому письму мог не всякий. С почтением от-носились египтяне к тем, кто овладел грамотой.

Древнеегипетские храмы

Древние египтяне умели возводить грандиоз-ные постройки — храмы и пирамиды. Храмы считались жилищами богов, а пирамиды, как ты уже знаешь, были гробницами царей Египта — фараонов.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим. В ту пору по-явились города, которые и сегодня никого не могут оставить равнодушными, — Афйны и Рим!

Уже много веков сердцем Афин является Акрбполь. Так называется расположенный на высоком холме с обрывистыми склонами не-повторимый архитектурный ансамбль — прекрас-ное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. И сегодня это одна из самых высоких точек современных Афин.

Время и люди не пощадили храмы Акрополя, в том числе самый знаменитый — Парфенон. Когда-то внутри храма стояла мраморная статуя богини Афины — покровительницы города. Парфе-нон и сегодня производит удивительное впечат-ление. Мы можем восхищаться лёгкими, строй-ными колоннами, которые чётко вырисовываются на фоне неба, видеть прекрасный город, лежа-щий у подножия холма, море и горы вдали. И возникает удивительное чувство — всё это и есть сама красота, в которой нераздельны при-рода и творение человеческих рук.

Древняя Греция — родина Олимпийских игр. Соревнования проводились один раз в четыре года в городе Олимпия. На них съезжались спортсмены со всей Греции. В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.

Уже в древности появилась более простая и удобная письменность, чем письмо древних егип-тян. Жители Финикии" придумали такой алфавит, в котором каждый знак (буква) передавал опре-делённый согласный звук. На основе финикийского письма создали свой алфавит древние греки. В греческом письме впервые появились буквы для обозначения гласных звуков. Буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв.

Финикия — в древности страна на восточном побе-режье Средиземного моря

ДРЕВНИЙ РИМ

Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. Со временем римляне создали могущественное государство. Они за-воевали огромные территории, на которых осно-вывали новые города, прокладывали дороги, со-оружали храмы

В современном городе Риме сохранилось не-мало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Тебе уже известен Колизей. Очень интересен Римский форум (1), который был центром общественной жизни города. Здесь

располагались храмы, банковские конторы, тор-говые лавки. Огромное впечатление производит Пантеон — храм всех богов (2). О том, как вы-глядели другие римские города, можно узнать, побывав в Помпеях (3). Археологи открыли этот город, который в древности был погребён под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.


Обсудим!

Сравните источники по истории первобытности и по истории Древнего мира. Какой период изучать сложнее? Почему?

Проверь себя

1.Какие государства Древнего мира ты зна-ешь? 2. Приведи примеры знаменитых соору-жений Древнего мира. 3. Как писали в Древнем Египте, Древней Финикии, Древней Греции?

Вывод

История Древнего мира насчитывает несколь-ко тысячелетий. Тогда существовало много разных государств. О тех временах рассказы-вают знаменитые постройки. Великим изоб-ретением стала письменность.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: Древний мир, иерог-лифы, пирамиды.

2.Попробуй придумать «визитную карточку» одной из древних стран.

Презентация Мир древности: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ 4класс

Развивающие мультфильмы - Древний Египет

Разделы: Начальная школа

  • ознакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом;
  • развивать устную речь;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • физическая карта;
  • слайды и рисунки с изображением знаменитых сооружений Древнего Египта, Греции и Рима;
  • репродукция картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

Мы продолжаем путешествие по истории, перенесёмся в Древний мир. Тема урока “Мир древности: далёкий и близкий”.

2. Проверка домашнего задания.

Проверяется задание в рабочей тетради № 4 с.4

Учащиеся рассказывают, какие интересные предметы видели в краеведческом музее.

Нескольким ученикам предлагаются письменные задания по карточкам:

1. Опиши, как выглядел древний человек.

2. Чем занимался первобытный человек?

Остальные слушают пересказы, проверяется задание в тетрадях.

А сейчас мы подведём итог и узнаем, куда поведём нас дорога истории. Для этого надо разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.

2. Люди научились… глиняную посуду.

3. Этим занимались женщины и дети.

4. Как по-другому назвать древнейшего человека.

5. Освещение первобытных художников.

6. Основное занятие древнейшего человека.

(Ответы : 1. Земледелие. 2. Изготовлять. 3. Собирательство. 4.Первобытный. 5. Факел. 6. Охота. Ключевое слово: ЕГИПЕТ.) (слайд2)

Речь сегодня пойдет о мире древности: о древнем Египте, о древней Греции и о древнем Риме.

3. Новая тема. (слайд3)

Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (На берегах реки Нил.)

Да, верно. Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

Найдите на карте материк Африка и реку Нил. (Дети работают с картой.)

Где протекает река Нил? (Через пустыню Сахара.)

Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды? (Нет.)

Жизнь в долине Нила.

Дожди в долине Нила так редки, что 10-12- летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово “Египет” означает “чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Древние египтяне ещё не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Поэтому, если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы нам о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет сосуды, вода льётся из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну.

Прочитайте текст на с. 8-9 учебника. Что нового вы узнали из этого рассказа? (Египтяне писали особыми знаками – иероглифами.)

Иероглифами – древние рисуночные знаки египетского письма. Что ещё вам показалось интересным? (Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы и пирамиды.)

Возможно, вы уже слышали о египетских пирамидах. О каких? (Пирамиды Тутанхамона, пирамида Хеопса.)

В Древнем Египте.

В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальней фараона Хеопса, её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов. Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в частности, растительное масло и одежду. Возможно, эти крестьяне верили, что, помогая фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение богов и получат вознаграждение по прибытии в царство мёртвых. В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантской (длина – 57 м, высота – 20 м) “Большой сфинкс” в Гизе, высеченный из скалы (1-ая половина 3-го тыс. до н. э.) Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Всё , что должно понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы. Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. (слайд4)

4. Физкультминутка.

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

5. Работа по теме.

1. Продолжение новой темы.

Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. Греция – горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте.

Учитель рассказывает о древней Греции.

Древняя Греция. (слайд5)

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют. В древнегреческих мифах (сказаниях о богах) рассказывается, как Гермес (бог торговли) однажды похитил коров у Аполлона (покровителя искусства). А когда Гефест – кузнец стал заступаться за свою мать – богиню Геру, которую обидел Зевс, бог – громовержец так толкнул бога кузнеца, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым. Как видим, религия древних греков отражала и природу, от которой зависела жизнь людей, занятия, и взаимоотношения между ними. У древних греков было множество богов. Богиней мудрости и справедливой войны была Афина, “морскими делами” занимался Посейдон. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон – своё. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция – страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику – а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки (их ещё называют маслинами) греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год… Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами. Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и “ то самое “ оливковое дерево, которое выросло из копья Афины. А город Афины живёт и сегодня. Он – столица современной Греции.

Найдите на карте столицу Греции – город Афины. (Дети сами находят этот город на карте.)

А теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим.

Прочитайте текст на с.10-13

Учитель дополняет материал учебника о Древнем Риме.

Древний Рим.

Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула. Мы не знали, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов. В небольшом городе – государстве Альта – Лонга правил царь Нумитор. Его свёрг с престола младший брат Амулий. Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой. Весталки – служительницы Весты, римской богини домашнего очага. Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге. Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына – близнеца. Она говорила, что их отец – бог Марс. Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица – она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения, Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору. Братья не остались в Альта – Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по – латински Roma) и стал его первым царём. Легенда говорит, что было это в 375 году до н.э. Больше двух тысячелетий стоит город Рим, ещё в древности его прозвали за долгую жизнь “ вечным городом”. (слайд 6)

Работа в рабочих тетрадях.

С.4, № 1

Прочитайте.

Какое название истории Древнего мира можно подобрать? Придумайте название. Запишите его.

С.4, №2

Прочитайте.

Вспомните историю Древнего Египта. Что не относится к ней в первой строчке? Докажите. (Акрополь – это сердце Афин. Греция.)

Какое слово из второй строки является названием древнего города? Докажите. (Помпеи. Карнак – это храм, Колизей – это амфитеатр в Риме.)

Отметьте правильный ответ знаком “+”.

Что не является архитектурным сооружением? Докажите. (Везувий – это название вулкана.)

Найдите среди этих слов географическое название. (Нил – это река.)

Отметьте правильный ответ знаком “+”.

А в какой стране древности был бог пустыни и песчаных бурь Сет?

Докажите. (Древний Египет. Если посмотреть на физическую карту мира, то увидим, что Египет расположен в пустыне.)

Отметьте правильный ответ знаком “+”. (Сет, в древнеегипетской мифологии бог пустыни и чужеземных стран, брат и убийца Осириса.)

С.5 №3

Прочитайте.

Придумайте и нарисуйте “визитную карточку” одной из древних стран.

Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.

С.6, №3

Прочитайте.

Найдите буквы древнегреческого алфавита. Обведите их красным кружком. Используйте подсказку.

А буквы латинского алфавита обведите, синим кружком.

Продолжаем заполнять таблицу.

Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (История Древнего мира).

Впишите в таблицу название этой эпохи.

Что можно сказать о продолжительности этой эпохи? (она насчитывает несколько тысячелетий.)

Впишите в таблицу.

Найдите в приложении рисунки к этому заданию. Какой из рисунков подойдёт к этой эпохе? (Изображение египетских пирамид.)

Вырежьте рисунок и наклейте в таблицу.

6. Закрепление изученного.

На берегах какой реки возникло Египетское государство? (На берегах Нила.)

Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)

Легко ли было научиться такому письму? (Научиться такому письму мог не всякий, один иероглиф мог означать несколько согласных звуков, а знаков для обозначения гласных звуков в египетском письме не было. Поэтому египтяне с почтением относились к тем, кто владел мудрёной грамотой.)

Что вы знаете о богах Ра, Себек,Тот? (Ра – бог солнца, Себек – бог воды, Тот – бог мудрости, счёта и письма.)

Кто такой фараон? Фараон – царь Египта.)

Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? Храмы и пирамиды.)

Как называется самая большая пирамида в Египте? (Пирамида Хеопса.)

Назовите столицу Греции. (Столица Греции – Афины.)

Столицей какого государства является город Рим? (Рим – столица Италии.)

Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь – сердце Афин.)

Назовите самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон – самый знаменитый храм.)

Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум – был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон – храм всех богов. Колизей – амфитеатр, служил для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей.)

Какой город был погребён под слоём пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпей.)

Назовите художника и картину, на которой изображено это трагическое событие. (К.П. Брюллов “Последний день Помпеи”.)

Учитель показывает репродукцию картины, рассказывает о изображённых на ней событиях.

Последний день Помпеи.

Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 году н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственный силы, достоинства и мужества, обречённые на гибель жители Помпеи,

Думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешит вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг.

А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: “Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колон кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождём и воспалённым прахом, толпами стар и млад бежит из града вон”.

Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

7. Подведение итогов урока.

Назовите государства Древнего мира.

Назовите замечательные древние постройки.

№ 4 в рабочей тетради. Подготовить сообщение об интересных фактах, об одном из государств Древнего мира (с.5).

Список литературы.

1. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997 г.

  1. Миллард Э. История. Древний мир.- М.: Росмен, 1997 г.
  2. Пападакин В. Египет: земля фараонов.- М.: Теугра,1997г.
  3. Чудокова Н.В. Я познаю мир. История.- М.: АСТ,1997 г.

Древний Египет

Египет, что в переводе означает "черная земля", - страна загадок. И действительно, египетская цивилизация возникла внезапно, как по мановению волшебной палочки, и это вызывает много вопросов. Каким образом эта страна перешла от дикости к цивилизации? Совершенно неожиданно здесь после 3500 года до нашей эры появилось развитое земледелие, высокий уровень письменности, ремесел, искусств, религии. Египтяне создали совершенную мифологию, уникальные архитектурные памятники. Египет привлекает пристальное внимание ученых всего мира.

Древние постройки

Пантеон в Риме
«храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане зодчим Аполлодором Дамасским в 125г.н.э.

Карнак, Египет
Крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде - верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу.

Колизей в Риме
Амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Возведение Колизея относится ко времени правления династии римских императоров Флавиев. В Колизее - самом большом амфитеатре Древнего Рима происходили гладиаторские бои и травля зверей. Вокруг арены распологались места для зрителей. Под ними ними находились мощные сводчатые галереи из кирпича и бетона.

Выберите правильный ответ и отметьте его знаком «+»
Что НЕ относится к истории Древнего Египта:
фараон, нил, + Акрополь

Найдите название древнего города:
+Помпеи, Карнак, Колизей

Что НЕ является архитектурным сооружением:
Парфенон, +Везувий, Пантеон

Найдите географическое название:
иероглиф, пирамида, +Нил

Запиши, какая система летоисчисления существовала:
а) в Древнем Египте - солнечный календарь
б) в Древнем Риме - от "основания Рима"

Запиши римскими цифрами век, в котором мы живём: XXI век

Окружающий мир - 4 класс
Тема: "Мир древности: далёкий и близкий"
Задачи:

  • познакомимся с некоторыми историческими данными Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта (сооружения, открытия, интересные факты)
  • пообщаемся о значении изобретения письменности
  • сравним источники изучения Первобытного строя и Древнего мира

История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий. В эту эпоху существовали такие государства, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

В древние времена река удивляла людей своим характером. Во время разлива река орошала поля земледельцев и выносила на берег плодородный ил. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово «Египет” означает «чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Большинство населения составляли земледельцы , которые круглый год работали на полях, чтобы обеспечить продовольствием города. Крестьяне выращивали пшеницу и ячмень, фрукты и овощи, а также лен, из которого делали полотно. В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

Основным транспортом в Древнем Египте были суда, ходившие по реке Нил.

Дожди в долине Нила так редки , что 10-12-летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов.

Египтяне считали священными многих животных . Они почитали льва, быка, собаку, кошку, коршуна, сокола, ибиса, крокодила, кобру, скорпиона, жука-скоробея . Многие боги египтян были похожи на животных. Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себек представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счета и письма был бог Тот . Изображали его в виде человека с головой птицы ибиса.

Писали египтяне особыми знаками — иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет. Но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было. Научиться такому письму мог не всякий. С почтением египтяне относились к тем, кто овладел грамотой.

Пирамиды строили около 4500 лет назад, чтобы они служили усыпальницами для фараонов. По приказу фараона (царя Египта) тысячи людей много лет трудились над постройкой пирамиды. Сначала надо было разровнять строительную площадку. Затем в каменоломне вырезали вручную каждый строительный блок и доставляли его на лодке к месту строительства. На постройку самой большой пирамиды пошло 2,5 млн. каменных блоков. В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальницей фараона Хеопса , её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов.

В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантской (длина – 57 м, высота – 20 м) "Большой сфинкс" в Гизе, высеченный из скалы (1-ая половина 3-го тыс. до н. э.) Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Всё , что должно понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы. Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. Древние египтяне умели возводить грандиозные храмы в честь богов. В храмовом комплексе были залы для совершения обрядов, широкие проходы для процессий, его обслуживали тысячи слуг и рабов. Жрецы в храмах относились к самым могущественным людям страны. Считалось, что у них имеются особые отношения с богом.

Храмы Египта – замечательные памятники архитектуры. Храм Карнак без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим .

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Греция – уникальная по красоте, культуре и истории горная страна на юге Европы, расположенная на Балканском полуострове. Хотя Греция занимает небольшую территорию (около 132 тыс. км кв.), а ее население насчитывает всего 10,3 млн жителей, по историческому и археологическому наследию ей сложно найти равных. Только представьте: столицу Греции – Афины – основали еще в седьмом тысячелетии до начала нашей эры!

Афины — столица современной Греции . Сердцем Афин является храмовый комплекс на горе Акрополь. Когда-то на холм вела мощёная дорога. В день праздника в честь богини Афины по ней поднимались вверх жители города. На Акрополе происходили главные события праздника.

Центром комплекса на горе Акрополь был мраморный храм Парфенон , посвященный богине-покровительнице города Афине

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют.

С Олимпом связана история Олимпийских игр . Греческие атлеты тренировались, готовясь к спортивному празднику, который проводили в Олимпии, расположенной в Южной Греции, каждые 4 года. Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время. В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.

А как награждали победителей Олимпиад в древней Греции?

В каждом крупном городе Древней Греции был театр , и театральные постановки были очень популярны. Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов.

Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса.

Уже в древности появилась более простая и удобная письменность , чем письмо древних египтян. Жители Финикии придумали такой алфавит, в котором каждый звук (буква) передавал определенный согласный звук. На основе финикийского письма создали свой алфавит древние греки. В греческом письме впервые появились буквы для обозначения гласных звуков. Буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв.

=======================================================================

ДРЕВНИЙ РИМ

Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула.