Как читают окончания в коране. Изучение коротких сур из Корана: транскрипция на русском и видео

Коран – Слово (Речь) Аллаха, его превосходство над словами (речью) творений подобно превосходству Аллаха над Его творениями, а чтение Корана - одно из лучших занятий для человека.
В изучении Корана и обучении ему других множество достоинств:
Вознаграждение за чтение Корана: Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто прочитает одну букву из Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается десятикратно» (Ат-Тирмизи).

В другом хадисе говориться: Однажды посланник Аллаха ﷺ спросил своих сподвижников: - «Кто хочется отправиться в Бутхой или Алик (населенные пункты, расположенные недалеко от Медины. – Прим. авт.) и, не поссорившись ни с кем, не согрешив, вернуться с двумя большими верблюдами?» Сподвижники ответили: «О, Посланник, мы все это хотим!» Тогда Пророк сказал: «Почему же тогда вы не идете в мечеть и не выучите там два аята из Книги Аллаха или не почитаете ее? Это для Него лучше верблюда. Если прочтете три аята, то они лучше трех верблюдов, четыре – четырех, сколько бы вы не читали аяты – все они лучше верблюдов» (Абу Давуд, Муслим).

Вознаграждение за обучение Корану: Пророк ﷺ сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Аль-Бухари).
Достоинства изучения Корана, заучивания его наизусть и чтения его по всем правилам: Пророк ﷺ сказал: «Кто читает Коран, зная его наизусть, тот с благородными, покорными посланцами (ангелами), а кто читает Коран с трудом и при этом прикладывает большие усилия (желая прочитать его правильно), того ожидает двойная награда» (Аль-Бухари и Муслим).

Как начать заучивать суры Корана?

1. Искреннее намерение. Убедитесь в том, что вы делаете намерение только ради Аллаха, Его довольства, чтобы быть вознагражденным Его милостью. Не нужно красоваться или выучивать Коран напоказ.

2. Нужно научиться читать Священный Коран с правильным произношением, а также в соответствии с правилами таджвида. Если человек может бегло и при этом правильно прочитать одну страницу (подразумевается, что, если страница сложная, он может прочитать её за 1,5 минуты, а если лёгкая – за 1 минуту), он с уверенностью может начинать хифз (заучивать Коран). Но, если ученик ещё не читает Коран бегло, ему нежелательно сразу приступать к хифзу так как он может столкнуться с большими трудностями. Во многих случаях такие ученики не доучивают до конца, кроме тех, у кого очень большое желание учиться.

3. Постоянство. Чем чаще вы будете учить аяты, тем легче станет процесс запоминания. Очень важно не пропускать ни одного дня. В поклонении нет выходных. По крайней мере, если у вас совсем нет времени, выучивайте по 3-5 строчек в день. Если вы будете последовательны, инша Аллах, вы сможете стать хафизом в 5 - 6 лет.

4. Атмосфера. Уединитесь в тихом месте, чтобы сконцентрироваться только на Коране и, чтобы вас не отвлекали посторонние мысли. Выключите отвлекающие предметы (например, мобильные телефоны, телевизор и т.д.)

5. Запоминайте аяты со смыслом: читайте перевод, прежде чем начать учить аят, поймите смысл написанного.

6. Перед выучиванием полезно прослушать тот аят, который вы хотите выучить. Это поможет вам преодолеть проблемы с произношением и улучшить качество вашего запоминания.

7. Читайте в ежедневном намазе то, что вы выучили. Если вы забыли какой-то кусок, вы сразу же исправите свою ошибку, посмотрев в Коране, и никогда не будет делать эту ошибку снова.

8. Имейте хорошего учителя (друг, член семьи), который обладает знанием сур. Самой серьезной проблемой в этом великом деле является отсутствие желания у ученика. В таком случае конечный результат будет зависеть от опыта учителя. Иметь опытного наставника очень важно, поэтому начните своё обучение с поисков учителя. Пусть он проверяет ваши выученные аяты каждый день. Или проверяйте друг друга с человеком, который тоже учит Коран.

9.Читайте суры вслух. Чтение вслух помогает не просто проговаривать, но и слушать самого себя.

10. Дуа. Просите у Аллаха, чтобы он облегчил вам запоминание Корана.

Конечно, каждый хочет быть сильным хафизом. Чтобы добиться своей цели, необходимо соблюдать некоторые правила.

Учитывая возможности своей памяти, каждый должен подобрать для себя подходящий метод заучивания, например:
Читать страницу от начала до конца подряд и таким образом заучить.
Выучить один аят, затем второй, соединить их вместе, затем третий и так далее.
Учить по словам, то есть выучить одно слово, затем второе, соединяя их, пока не доучишь аят полностью.
Разделить страницу на три или четыре части, выучить их по отдельности, а затем соединить.
Учить страницу с конца, то есть сначала заучивать самый нижний аят, затем следующий и соединять аяты постепенно, пока не дойдешь до верха.
Запоминать, записывая.
Запоминать, слушая, то есть выбрать одного чтеца и, многократно прослушивая его запись, постараться заучить. В основном к данному методу прибегают слабовидящие.

Что касается заучивания методом чтения страницы от начала до конца, то страницу при заучивании таким способом следует читать сто, сто пятьдесят или более раз. В целом, будет лучше, если учитель-хафиз подберёт метод приготовления уроков для ученика сам. И вообще только под жестким контролем учителя ученик быстрее достигает намеченной цели. Секретом крепко выученной страницы является беспрестанное повторение – чем больше ты читаешь страницу при заучивании, тем крепче ты её будешь знать.

Если ты, выучив страницу или хотя бы полстраницы, можешь прочитать её наизусть без запинок или прочитать медленно, произнося каждую букву, то знай, что ты хорошо её заучил, можешь с уверенностью продолжать заучивать дальше и не переживай – такой хифз легко не забудется.

Не следует переживать, если у тебя слабая память, ведь в учебных заведениях по подготовке хафизов у девяти из десяти учеников память ниже средней. А также не переживай по поводу того, что ты не можешь сразу прочитать наизусть только что выученную страницу, ведь многим нужно, чтобы прошла одна ночь или даже два дня, прежде чем выученная сура закрепится, и это нормально. У большинства учеников память раскрывается только поcле заучивания ¼ Корана, а у некоторых она не раскрывается вплоть до того момента, пока не будет выучена половина Корана.

Так что не переживай друг – ты сможешь стать хафизом! Проси об этом Всемогущего Аллаха и прояви искренность. Аминь!!!

В Коране и Сунне содержится немало текстов, которые поощряют заучивание Корана наизусть, разъясняют превосходство знатоков Писания Аллаха над остальными верующими, указывают на достоинства обучающегося Корану и обучающего ему других. Всевышний Аллах облегчает заучивание Своего Писания для тех, кто искренне стремится к этому ради Его довольства и в надежде получить Его награду: “Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие? ” (сура 54 “аль-Камар=Луна”, аят 17).

Следуя наставлениям Корана и Сунны, сподвижники пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, заучивали Коран наизусть и почтительно относились к знатокам Корана. Многие сподвижники, их последователи и исламские ученые посвятили свою жизнь изучению и распространению Книги Аллаха. Они передавали традиции чтения Корана от пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, заботились о сохранении цепочки передатчиков, восходящей к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, обучали мусульман правилам чтения Корана (таджвид ). Благодаря помощи Всевышнего Аллаха, а затем усилиям имамов мусульманской уммы чтение Корана и обучение ему превратилось в непрерывную традицию, которая будет продолжаться вплоть до исчезновения последнего Писания на земле незадолго до Судного Дня.

В специальной литературе разбираются различные методы заучивания Корана с учетом психологических, физиологических, социальных и иных факторов. Цель данной статьи состоит не в рассмотрении этих факторов, а в том, чтобы облегчить русскоязычным мусульманам процесс заучивания Корана в домашних условиях. Кроме того, речь пойдет именно о процессе заучивания Корана, а не об обучении тонкостям таджвида, поскольку работа органов речи у каждого человека индивидуальна и требует коррекции опытным преподавателем, являющимся знатоком правил чтения Корана.

Для правильной организации процесса заучивания Корана, который требует настойчивости, терпения и постоянства, исламские ученые разработали систему развития памяти, основанную на мусульманской традиции и многовековом опыте знатоков Корана. Как известно, сподвижники пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, заучивали пять-десять аятов и не приступали к заучиванию следующих аятов, пока не претворяли приобретенные знания в жизнь. Закрепление выученных аятов в памяти может быть подытожено следующим образом:
1 – частое повторение аятов
2 – чтение наизусть
3 – осмысление смысловых значений аятов
4 – ознакомление с толкованием аятов (тафсир)
5 – выполнение содержащихся в аятах предписаний

В соответствие с данной методологией и с учетом доступных для русскоязычных мусульман ресурсов, целесообразно предложить следующий процесс заучивания и повторения Корана:

1. Арабский алфавит.

Всевышний Аллах неоднократно указывает в Коране, что он был ниспослан на “ясном арабском языке”. Поэтому любой верующий, желающий обучиться Корану, должен знать арабский алфавит и уметь читать по-арабски. Как отмечено специалистами, человек, который обладает средними способностями к обучению, может выучить буквы арабского алфавита за одну неделю, а научиться читать – за один месяц.
В домашних условиях я рекомендую обучиться арабскому алфавиту по видеоурокам Ильнура Сарбулатова, которые называются “Арабский алфавит с “нуля”

Хочу особо отметить, что многие русскоязычные мусульмане совершают грубую ошибку, заучивая Коран по транскрипции (арабские слова написаны кириллицей или латиницей). Это недопустимо, поскольку чтение по транскрипции нарушает произношение Корана и изменяет смысл его аятов. Например, в арабском языке есть твердый согласный звук [к] и мягкий согласный звук [к]. Арабское слово “кальб” при написании с твердым согласным звуком [к] означает “сердце”, а с мягким согласным звуком [к] — “собака”. Теперь представьте себе человека, который читает аяты, в которых упоминаются эти слова, по транскрипции, произнося слово “собака” вместо слова “сердце” и наоборот! Поэтому призываю всех единоверцев приложить усилия и обучиться чтению на арабском языке, тем более, что вы почувствуете особую сладость веры, когда будете учить аяты напрямую из Корана.

2. Заучивание аятов Корана

Основной метод заучивания Корана – частое повторение его аятов. Существуют разные способы заучивания, которые зависят от индивидуальных особенностей человека. Некоторые верующие учат аяты по одному, другие – читают по пять аятов сразу, а затем повторяют их, третьи – читают сначала целую страницу, а затем повторяют ее. Необходимо выбрать тот способ, который наиболее легок для человека.
Рекомендую учить аяты в следующей последовательности:
1. Выберите суру, которую вы хотите выучить. Как правило, лучше начинать обучение с коротких сур в конце Корана.
2. Внимательно прослушайте чтение выбранных аятов.
Для этой цели я рекомендую слушать запись “шейха чтецов Корана” нашего времени, Махмуда Халиля аль-Хусари, да помилует его Аллах, чтение которого отличается простотой, четкостью дикции и правильностью произношения. Более того, имеется специальная запись Корана, которая является учебным пособием для тех, кто начал заучивать Книгу Аллаха.
3. Прочитайте перевод заучиваемых аятов.
Я рекомендую смысловой перевод, выполненный нашим уважаемым братом Эльмиром Кулиевым.
4. Ознакомьтесь с толкованием заучиваемых аятов.
Я рекомендую трехтомный тафсир «Облегчение от Великодушного и Милостивого» Абдуррахмана ас-Саади.
5. После того, как вы выучили часть аятов или всю суру, вернитесь к записи Махмуда Халиля аль-Хусари.

В паузе между аятами или внутри аята постарайтесь по памяти прочитать выученный фрагмент Корана.
Например, 112 сура “аль-Ихлас=Очищение веры”.
Вы : Бисми-Лляхи р-рахмани ррахим (пауза в записи)
аль-Хусари : Бисми-Лляхи р-рахмани ррахим
Вы : куль хува-Ллаху ахад (пауза в записи)
аль-Хусари : куль хува-Ллаху ахад
Вы : Аллаху ссамад (пауза в записи)
аль-Хусари : Аллаху ссамад
Вы : лям йалид уа лям йуляд (пауза в записи)
аль-Хусари : лям йалид уа лям йуляд
Вы : уа лям йакуль-ляху куфуан ахад (пауза в записи)
аль-Хусари : уа лям йакуль-ляху куфуан ахад

Этот метод очень полезен и эффективен для укрепления запоминания Корана (хифз ). На начальном этапе рекомендуется ежедневно запоминать по три-четыре коротких аята, а затем соединять все выученное вместе, многократно повторяя выученный фрагмент. Важно окончательно закрепить выученные аяты и не приступать к изучению нового фрагмента до тех пор, пока не будет выучен предыдущий. Со временем рекомендуется наращивать объем заучиваемого текста, пока он не достигнет максимального количества строк, которые учащийся способен запомнить за один раз.

3. Повторение аятов Корана в намазах.

Необходимо поэтапно накапливать и регулярно повторять выученные аяты Корана. Помимо ежедневного чтения Корана (об этом речь пойдет далее) эффективным способом является чтение выученных аятов и сур в намазах.
Выдающийся ученый и знаток хадисов Абу аль-Хасан ас-Синди в своем комментарии к сборнику “Сунан ан-Насаи” пишет: “Иногда имаму следует читать [в намазах] то, что читал пророк, мир ему и благословения Всевышнего Аллаха, дабы получить благодать (барака ) от его, мир ему и благословения Всевышнего Аллаха, чтения и возродить его Сунну…” (том 2 , стр. 170).

В этой связи будет целесообразно обратить внимание уважаемого читателя на те аяты и суры, которые пророк, мир ему и благословения Аллаха, читал в ежедневных пятикратных намазах, дабы мы последовали в этом его примеру (взято из книги ):

I. Рассветный намаз (фаджр )

Два раката сунны перед обязательной рассветной молитвой:

1 ракат — «аль-Бакара» (№2), аят 136
2 ракат — «Аль Имран» (№3), аят 64 или «Аль Имран» (№3), аят 52

ЛИБО
1 ракат- «аль-Кафирун» (№109)
2 ракат — «аль-Ихлас» (№112)

Два раката обязательной рассветной молитвы (фард ):

Длинные расчлененные суры (тиваль аль-муфассаль ) 1:
1. «аль-Вакиа» (№56) и подобные суры в обоих ракатах
2. «ат-Тур» (№52) и подобные суры
3. «Каф» (№50) и подобные суры в первом ракате
Короткие расчлененные суры:
4. «ат-Таквир» (№81)
5. «аз-Залзала» (№99) в обоих ракатах
Однажды прочитал в пути:
6. в 1-ом ракате- «аль-Фаляк» (№113), во 2-ом ракате — «ан-Нас» (№114)
Иногда читал более 60 аятов (в одном или обоих ракатах):
7. «ар-Рум» (№30)
8.» Йа Син» (№36)
9.»аль-Муминун» (№23)
10. «ас-Саффат» (№37)
По пятницам читал (иногда):
11. в 1-ом ракате — «ас-Саджда» (№32), во 2-ом ракате- «аль-Инсан» (№76)

II. Полуденный намаз (зухр )

Первый и второй ракаты обязательной полуденной молитвы:

1. около 30 аятов равных по длине суре «ас-Саджда» (№32)
2. «аль-Бурудж» (№85), «ат-Тарик» (№86) и подобные суры
3.» аль-Лейл» (№92) и подобные суры
4. «аль-Иншикак» (№84) и подобные суры
5. в 1-ом ракате — «аль-Аъля» (№87), во 2-ом ракате -«аль-Гашия» (№88)

Третий и четвертый ракаты обязательной полуденной молитвы:

1. около 15 аятов равных по длине суре «ас-Саджда» (№32)
2. «аль-Фатиха» (№1)

III. Предвечерний намаз (‘аср )

Первый и второй ракаты обязательной предвечерней молитвы:

Около 15 аятов равных по длине суре «ас-Саджда» (№32)

Третий и четвертый ракаты обязательной предвечерней молитвы:

1. около 7-8 аятов равных по длине суре «ас-Саджда» (№32)
2. «аль-Фатиха» (№1)

IV. Закатный намаз (магриб )

Первый и второй ракаты обязательной закатной молитвы:

1. Короткие расчлененные суры
2. Однажды прочитал в пути «ат-Тин» (№95) во 2-ом ракате
3. Средние и длинные расчлененные суры
4. «Мухаммад» (№47)
5. «ат-Тур» (№52)
6.» аль-Мурсалят» (№77)
7. «аль-Аъраф» (№7) в обоих ракатах
8. «аль-Анфаль» (№8) в обоих ракатах

Два раката сунны после обязательной закатной молитвы:

1 ракат- «аль-Кафирун» (№109)
2 ракат — «аль-Ихлас» (№112)

V. Ночной намаз (‘иша )

Первый и второй ракаты обязательной ночной молитвы:

Средние расчлененные суры:
1. аш-Шамс (№91) и подобные суры
2. аль-Иншикак (№84)
3. аль-Аъля (№87)
4. аль-Аляк (№96)
5. аль-Лейл (№92)
6. Однажды прочитал в пути «ат-Тин» (№95) в 1-ом ракате

Чтение сходных по смыслу сур в одном ракате :
1. «ар-Рахман» (№55) и «ан-Наджм» (№53)
2. «аль-Камар» (№54) и «аль-Хакка» (№69)
3. «ат-Тур» (№52) и «аз-Зарийат» (№51)
4. «аль-Вакиа» (№56) и «аль-Калам» (№68)
5. «аль-Мааридж» (№70) и «ан-Назиат» (№79)
6. «аль-Мутаффифин» (№83) и «Абаса» (№80)
7. «аль-Муддассир» (№74) и «аль-Муззаммиль» (№73)
8. «аль-Инсан» (№76) и «аль-Кийама» (№75)
9. «ан-Наба» (№78) и «аль-Мурсалат» (№77)
10. «ад-Духан» (№44) и «ат-Таквир» (№81)

4. Ежедневное повторение аятов Корана

В одном из достоверных хадисов сообщается, что Коран покидает сердца тех, кто не уделяет ему должного внимания, быстрее, чем верблюдица особождается от своих пут. Поэтому важно выделить время для ежедневного повторения выученных аятов Корана.
Один из методов повторения Корана содержится в хадисе, который привели Абу Дауд, Ахмад, ат-Тахави и другие знатоки хадисов.
Поскольку мнения мухаддисов относительно достоверности данного хадиса разошлись из-за одного передатчика (выделен курсивом), я приведу всю цепочку его передатчиков.

1) Фахд – Йусуф ибн Бухлюль – Сулейман ибн Хаййан – Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Йаъля ибн Каъб ат-Таифи – Усман ибн Абдуллах ибн Аус ибн Хузейфа – его дед Аус ибн Хузейфа
(«Шарх Мушкиль аль-Асар» (№1371, 1373) ат-Тахави).
2) Абу Халид аль-Ахмар (т.е. Сулейман ибн Хаййан -прим. Д.Х.) — — Усман ибн Абдуллах ибн Аус — его дед Аус ибн Хузейфа (“Муснад” (№539) Ибн Абу Шейбы)
3) Абдуррахман ибн Махди — Абдуллах ибн Абдуррахман ат-Таифи — Усман ибн Абдуллах ибн Аус ас-Сакафи — его дед Аус ибн Хузейфа (“Муснад” (№16166, 19021) имама Ахмада).
4) Абу Бакр ибн Абу Шейба — Абу Халид аль-Ахмар (т.е. Сулейман ибн Хаййан -прим. Д.Х.) — Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Йаъля ат-Таифи — Усман ибн Абдуллах ибн Аус — его дед Аус ибн Хузейфа (“Сунан” (№ 1345) Ибн Маджи)
5) Мусаддад – Курран ибн Таммам – (через другую цепочку Абдуллах ибн Саид – Абу Халид -) — Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Йаъля — Усман ибн Абдуллах ибн Аус — его дед Аус ибн Хузейфа
(“Сунан” (№ 1393) Абу Дауда).

В хадисе сообщается, что когда Аус ибн Хузейфа, да будет доволен им Аллах, прибыл к пророку, мир ему и благословения Аллаха, в составе делегации племени сакиф, он вел с ними беседы после ночной молитвы (‘иша ). Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, задержался и пришел позже обычного, поскольку в силу определенных обстоятельств он не смог прочитать часть Корана, которую он ежедневно читал. Поэтому он не хотел оставлять это чтение и задержался. Далее Аус ибн Хузейфа сказал: «Я спросил сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, о том, как они делят (чтение сур) Корана по частям. Они ответили: «По три, пять, семь, девять, одиннадцать, тринадцать и часть «муфассаля» целиком».

Как отмечает шейх аль-Албани: “Иснад этого хадиса является слабым из-за Ибн Йаъли, он же ат-Таифи, которого назвали слабым рассказчиком аз-Захаби и [Ибн Хаджар] аль-Аскалани…Я (т.е. аль-Албани) также считаю данный хадис слабым. Все его рассказчики являются надежными, кроме Абдуллаха ибн Абдуррахмана ибн Йаъля ат-Таифи. Он является слабым рассказчиком из-за (плохой) памяти, на что указали ведущие знатоки хадисов. Ибн Абу Хатим передал от своего отца (2/2/97): “Слабый передатчик хадисов”, ан-Насаи сказал: “Не очень сильный (передатчик), записывал свои хадисы”. Ибн Маин разошелся в своем мнении о нем. Он охарактеризовал его такими словами: “Годный”, “Годный с натяжкой”, “Слабый”. Что касается аль-Бухари, то он назвал его очень слабым рассказчиком, как следует из его слов: “В нем есть сомнения”. Некоторые же знатоки хадисов считали его надежным. Однако их мнение о надежности данного передатчика не имеет веса, поскольку оно противоречит классификации вышеупомянутых имамов, особенно если учесть, что в науке о хадисах есть правило: в случае разногласий о надежности рассказчика отведению (джарх ) отдается приоритет перед подтверждением (таъдиль ). Поэтому аз-Захаби поместил имя этого рассказчика в свой сборник “Слабых передатчиков хадисов”. (“Даиф Абу Дауд”, № 246).

Приняв во внимание мнение тех знатоков хадисов, которые сочли данный хадис слабым из-за наличия в нем ненадежного рассказчика, нам тем не менее ничто не может помешать принять дополнение, которое приводит в своем сборнике Абу Джафар ат-Тахави со слов знатока хадисов Сулеймана ибн Хаййана 2 , поскольку он в цепочке передатчиков стоит после Абдуллаха ибн Абдуррахмана ибн Йаъли ат-Таифи.

Так, приведя вышеупомянутый хадис, Абу Джафар ат-Тахави сказал: «Абу Халид, т.е. Сулейман ибн Хаййан, [сказал:] «Мы посмотрели в него (т.е. в свиток Корана — прим. Д.Х.), и [разделили чтение Корана на части следующим образом:] три суры в начале Корана — «аль-Бакара» (№2), «аль-Имран» (№3) и «ан-Ниса» (№4), [затем] пять (сур) — «аль-Маида»(№5), «аль-Анъам»(№6), «аль-Аъраф»(№7), «аль-Анфаль»(№8) и «Бараа» (№9), [затем] семь (сур) — «Йунус»(№10), «Худ»(№11), «Йусуф»(№12), «ар-Раъд»(№13), «Ибрахим»(№14), «аль-Хиджр» (№15) и «ан-Нахль» (№16), [затем] девять (сур) — «Бану Исраил»(№17), «аль-Кахф»(№18), «Марьям»(№19), «Та Ха» (№20), «аль-Анбийа»(№21), «аль-Хадж»(№22), «аль-Муминун»(№23), «ан-Нур»(№24) и «аль-Фуркан»(№25), [затем] одиннадцать (сур) – суры, начинающиеся с букв «Та. Син. [Мим]» (№№ 26-28), «аль-Анкабут»(№29), «ар-Рум» (№30), «Лукман»(№31), «ас-Саджда»(№32), «аль-Ахзаб»(№33), «Саба»(№34), «Фатыр»(№35) и «Йа Син»(№36), [затем] тринадцать (сур) — «ас-Саффат»(№37), «Сад»(№38), «аз-Зумар»(№39), суры, начинающиеся с букв «Ха. Мим. [Айн. Син. Каф]» (№№ 40-46), «Мухаммад»(№47), «аль-Фатх» (№48) и «аль-Худжурат» (№49), [а затем все суры из] части «муфассаль» (№№ 50-114). («Шарх Мушкиль аль-Асар» (№1373) ат-Тахави, “Тафсир” Ибн Касира к суре “Каф”).

Таким образом цикл чтения Корана согласно данной классификации делится на семь дней:

1 день — “аль-Фатиха”(№1), «аль-Бакара» (№2), «аль-Имран» (№3) и «ан-Ниса» (№4)
2 день — «аль-Маида»(№5), «аль-Анъам»(№6), «аль-Аъраф»(№7), «аль-Анфаль»(№8) и «Бараа» (№9)
3 день — «Йунус»(№10), «Худ»(№11), «Йусуф»(№12), «ар-Раъд»(№13), «Ибрахим»(№14), «аль-Хиджр» (№15) и «ан-Нахль» (№16)
4 день — «Бану Исраил»(№17), «аль-Кахф»(№18), «Марьям»(№19), «Та Ха» (№20), «аль-Анбийа»(№21), «аль-Хадж»(№22), «аль-Муминун»(№23), «ан-Нур»(№24) и «аль-Фуркан»(№25)
5 день — суры, начинающиеся с букв «Та. Син. [Мим]» (№№ 26-28), «аль-Анкабут»(№29), «ар-Рум» (№30), «Лукман»(№31), «ас-Саджда»(№32), «аль-Ахзаб»(№33), «Саба»(№34), «Фатыр»(№35) и «Йа Син»(№36)
6 день — «ас-Саффат»(№37), «Сад»(№38), «аз-Зумар»(№39), суры, начинающиеся с букв «Ха. Мим. [Айн. Син. Каф]» (№№ 40-46), «Мухаммад»(№47), «аль-Фатх» (№48) и «аль-Худжурат» (№49)
7 день — все суры из части «муфассаль» (№№ 50-114).

В заключение следует отметить, что изучение Корана – это особый образ жизни, достигаемый за счет следования кораническим заповедям, соблюдения мусульманской морали, постоянного духовного самосовершенствования и регулярного повторения выученных сур. В хадисах пророка, мир ему и благословения Аллаха, разъясняется, что знатоки Корана являются “людьми Аллаха и Его особыми рабами”. А в аяте Корана, который известен как “аят чтецов”, сказано, что читающие Коран и соблюдающие его заповеди получат свою награду сполна и добавку в придачу: “Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный ” (сура 35 “Фатыр=Творец”, аяты 29-30).

1 Муфассаль – общее название всех сур Корана, начиная с 50-й суры «Каф» и до конца Корана

Две самые распространенные классификации сур из раздела «аль-муфассаль»:

Длинные расчлененные суры (тиваль аль-муфассаль) — суры от «Каф» (№50) до «аль-Хадид» (№57)
Средние расчлененные суры (аусат аль-муфассаль) — суры от «аль-Хадид» (№57) до «ат-Таквир» (№81)
Короткие расчлененные суры (кысар аль-муфассаль) — суры от «ат-Таквир» (№81) до конца

Длинные расчлененные суры (тиваль аль-муфассаль) — суры от «Каф» (№50) до «ан-Наба» (№78)
Средние расчлененные суры (аусат аль-муфассаль) — суры от «ан-Наба» (№78) до «ад-Духа» (№93)
Короткие расчлененные суры (кысар аль-муфассаль) — суры «ад-Духа» (№93) до конца

2 Абу Халид аль-Ахмар Сулейман ибн Хаййан аль-Азди аль-Куфи был имамом, хафизом Корана и знатоком хадисов. Он родился в Джурджане в 114 году хиджры. Передавал хадисы от Хишама ибн Урвы, Лейса ибн Абу Салима, Абу Малика аль-Ашджаи и других ученых, а от него передавали хадисы имамы Ахмад ибн Ханбал, Абу Бакр ибн Абу Шейба, Исхак ибн Рахавейх и другие знатоки религии. Все знатоки хадисов охарактеризовли его как правдивого и надежного рассказчика. Умер в 189 году хиджры. Он был одним из знатоков хадисов. Он избегал калама, споров и суждений на основании личного мнения (райй). (Более подробно см. его биографию в “ас-Сикат” (6/395), “Тахзиб аль-Камаль” (3 /271-272), “Табакат улама аль-хадис” 1/ 398-399).

Значение Корана в жизни мусульманина трудно переоценить. Текст этой Священной Книги является несотворённым Словом Аллаха по форме и содержанию. Именно вокруг Корана строится вся жизнь верующего. Это уникальное Писание, обращённое ко всему человечеству. Намеченный в нём путь духовного освобождения и нравственного очищения настолько совершенен, что Коран не утратил своей актуальности по сей день и не утратит до Конца света. Чтение этой Священной Книги является одним из самых достойных и любимых видов поклонения Всевышнему Аллаху. Поэтому каждому мусульманину следует стремиться изучать и заучивать Коран.

1. Искренность в намерении

Целью изучения и заучивания должно быть стремление обрести довольство Аллаха , в противном случае наши стремления не осенятся благодатью Божьей, а значит и не будет помощи от Всевышнего на этом пути.

2. Проявление этики (адаба) к Корану

Очень важно соблюдать этические нормы (адаб) при обращении со Священным Писанием. Вот некоторые из них: не поворачиваться к спиной; прикасаться к только в состоянии ритуального омовения и читать его только в этом состоянии; перед чтением ротовая полость должна быть чистой от частиц пищи, рекомендуется почистить зубы сиваком; читающему рекомендуется быть в самом лучшем виде, в хорошей чистой одежде; при чтении сидеть прямо, ни на что не опираясь; сидеть на чистом месте, обратившись лицом в сторону Киблы; не перелистывать смоченными слюной пальцами; нужно размещать выше всех остальных книг, класть на него другую книгу не разрешается; начать чтение рекомендуется с произнесения: «Аузубилляhи мина-щщайтани-рраджим» («Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана !»), а затем «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» («Именем Аллаха , Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к уверовавшим»); читающий должен быть так сосредоточен, как будто он тихо, шёпотом беседует с Аллахом , будучи уверенным, что находится перед Ним и читает Его Слово; читать спокойно, не торопясь, даже если смысл его непонятен; не прерывать чтение для разговоров, кроме крайней необходимости; если при чтении сделана пауза, то, прежде чем вновь приступить к чтению, следует произнести «Аузу билляhи мина-щщайтани-рраджим», почистить зубы и дёсны сиваком; читать лучше, следя за текстом глазами: это ценится дороже, чем чтение наизусть, ибо здесь присутствует поклонение Аллаху и глазами; не одобряется чтение в состоянии дремоты, так как при этом велика вероятность допущения ошибок и т.п.

3. Придерживаться плана в заучивании Корана

Следует составить план обучения, заранее определиться с количеством аятов , заучиваемых в день, и в дальнейшем придерживаться этого плана, какие бы трудности при этом не возникали.

4. Постоянство в изучении Корана

Главное в обучении соблюдать постоянство. Не пропускать ни одного дня! Пропущенный день отбросит вас назад и вы будет об этом сожалеть. Как можно чаще повторяйте заучиваемые аяты, ведь повторение – основа учения.

5. Концентрация на заучивании Корана

Постарайтесь добиться того, чтобы ничто не отвлекало вас от процесса чтения и заучивания . По возможности найдите тихое место, чтобы полностью сконцентрироваться на учёбе.

6. Чтение Корана вслух

Читайте аяты вслух, чтобы вы сами слышали своё чтение. Это поможет закрепить прочитанное.


7. Слушание аята Корана перед заучиванием

Прежде чем приступить к заучиванию аята , постарайтесь его прослушать из уст учителя либо в записи. Это будет способствовать лучшему запоминанию и произношению данного аята.

8. Познать смысл заучиваемых аятов Корана

Перед заучиванием очередного аята, постарайтесь изучить его общий смысл. Заучивание с пониманием написанного эффективнее простой зубрёжки.

Фото: vectorstock.com

Обучение чтению Корана состоит из 4 основных правил:

  1. Изучение алфавита (алфавит на арабском называется «Алиф ва ба»).
  2. Обучение письму.
  3. Грамматика (таджвид).
  4. Чтение.

Сразу вам может показаться, что это просто. Однако, все эти этапы делятся еще на несколько подпунктов. Основной смысл заключается в том, что вам необходимо научиться правильно писать. Именно правильно, а не грамотно! Если вы не научитесь писать, то нельзя переходить к обучению грамматике и чтению.

Еще 2 очень важных момента: первое - по этой методике вы лишь научитесь читать и писать на арабском, но не переводить. Чтобы полностью углубится в этот язык, можете поехать в арабскую страну и уже там грызть гранит науки. Второе – нужно сразу определиться, на каком Коране будете учиться, поскольку в них есть отличия. Большинство старых наставников обучают по Корану, который называется “Газан”.

Но я не советую этого делать, поскольку потом будет тяжело переходить на современный Коран. Шрифт везде очень отличается, а смысл текста одинаковый. Естественно, “Газан” проще научиться читать, однако лучше начать обучение с современного шрифта. Если вы не совсем поняли разницу, то посмотрите на картинку нижу, именно так должен выглядеть шрифт в Коране:

Я думаю, что если вы хотите научиться читать Коран, то уже купили его. Теперь можно перейти к алфавиту. На этом этапе советую завести тетрадь и вспомнить школу. Все буквы по отдельности необходимо вывести в тетради раз по 100. Арабский алфавит не сложнее русского. Во-первых, в нем всего 28 букв, во-вторых, гласных всего 2: «ей» и «алиф».

Но это может также усложнить понимание этого языка. Потому что кроме букв, есть еще и звуки: «ун», «у», «и», «а». Более того, практически все буквы (кроме «уау», «зей», «рей», «заль», «даль», «алиф») в конце, в середине и вначале слова пишутся по-разному. У большинства возникают проблемы и с тем, что нужно читать справа налево. Ведь все же читают слева направо. А в арабском все наоборот.

Также это может доставлять неудобства в письме. В нем главное, чтобы в почерке уклон был справа налево, а не наоборот. Вы можете долго привыкать, однако через некоторое время доведете все до автоматизма. Сейчас hr-portal покажет вам арабский алфавит (в желтых рамках выделены варианты написания букв в зависимости от их местоположения в слове):

Сперва важно, чтобы вы как можно больше писали. Необходимо на этом «набить руку», поскольку сейчас вы строите фундамент своего обучения. За месяц вполне реально выучить алфавит, знать варианты написания и обучиться письму. Если вам будет интересно, то вы уложитесь в и пол месяца.

Как только выучили алфавит и научились писать, то можно перейти к грамматике. На арабском она называется «таджвид». Постигать грамматику можно непосредственно во время чтения. Только маленький нюанс – в Коране начало находится не там, где все привыкли. Начало находится в конце книги, но лучше начать с первой суры Корана под названием «Аль-Фатиха».

Видео уроки

«Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведет в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада» (хадис передали аль-Хайсам, ат-Табарани).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «…читайте его (Коран), поистине, Аллах вознаграждает за его чтение, за каждую букву – десять вознаграждений, я не говорю, что и за Алиф, Лям, Мим – десять воздаяний, однако за Алиф – десять, за Лям – десять, за Мим – десять (воздаяний)» (Хаким, том 1, № 555).

Коран – это Речь Аллаха и самое большое чудо, которое было дано Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Каждый верующий обязан руководствоваться им и знать его достоинство. Именно чтение Корана является источником обильной благодати и помогает обрести душевное спокойствие. О том, как важно читать Священное писание, посланное Всевышним, и какая заключается в этом польза, рассказали на одной из лекций в Галеевской мечети.

Напомним, что есть определенные правила, этика чтения Корана.

2. Следует брать Коран в руки и класть на место по завершении чтения, по возможности, не поворачиваясь к нему спиной.

3. Запрещается трогать руками и носить Коран, даже футляр или материю, в которую он завернут, без омовения.

4. Тому, кто по Шариату обязан совершить полное омовение тела и женщине, когда ей нельзя совершать намаз, запрещается не только трогать Коран, но и читать его наизусть.

6. Класть Коран на пол считается нарушением этики почитания Корана.

8. Коран нужно размещать выше всех остальных книг, класть на него другую книгу нельзя.

9. Запрещается брать с собой в туалет и подобные нечистые места даже листок с записью аятов Корана, а также читать их там вслух.

10. Большее вознаграждение за чтение Корана получает тот, кто читает его в мечети или проснувшись ночью.

12. Самым большим непочитанием Корана следует считать поступки тех, кто, вовсе не вникнув в истинный смысл его аятов, пытается толковать их поверхностно, по своему разумению, следуя переводам на русский и другие языки. Неточная передача смысла Корана вводит людей в заблуждение.

14. Не одобряется чтение Корана в состоянии дремоты, так как при этом велика вероятность допущения ошибок.

17. Читающему Коран не следует произносить в процессе чтения другие слова, если в этом нет крайней необходимости, нельзя смеяться, играть пальцами – следует сидеть спокойно и с почтением.

18. Настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является по завершении чтения Корана читать дуа. Аллах принимает такую мольбу и отвечает на нее.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, который читает Коран в намазе стоя, получит за каждую букву сто вознаграждений; совершающий намаз сидя за чтение каждой буквы Корана получит пятьдесят вознаграждений; читающий Коран вне намаза получит за каждую букву десять вознаграждений; тому, кто слушает чтение Корана, желая получить воздаяние, записывается за каждую букву одно воздаяние; тому, кто завершил читать Коран (полностью), Аллах ответит на мольбу в этом мире или на том свете» (Дайлями. «Канзуль умаль», № 2427).

Высокое положение перед Аллахом, заступничество в Судный День, благородный нрав и душевная чистота – это лишь малая часть из тех плодов, которые приносит чтение Корана. Изучение Священного Корана – один из самых славных способов поминания Всевышнего. Верующий, изучающий Коран и запоминающий его наизусть, не только заслужит великую награду, но и наполнит свое сердце Словом Божьим, к которому ложь не может подступиться ни спереди, ни сзади. Перед ним раскрывается сокровищница божественной мудрости и кладезь знания, и он удостаивается великой милости. Но вместе с тем, на него ложится большая ответственность, потому что пренебрежение Кораном после того, как Аллах поместил его в душе человека, является великим грехом.

Ибн Масуд сказал: «Поистине, этот Коран – угощение от Аллаха, примите же Его угощение по мере возможности. Он – прочная вервь Аллаха, ясный свет и благотворное исцеление. Он – защита для того, кто придерживается его, и спасение для того, кто следует ему. Он не отступает от истины, чтобы его порицали, и не уклоняется в сторону, чтобы его исправляли. Его чудеса не прекращаются, и он не ветшает от частого повторения» (хадис передал аль-Хаким).

Ильмира Гафиятуллина, Казань