Парк без границ. «размещение и установление границ оопт Изменение границ особо охраняемых природных территорий
Министерство природных ресурсов и экологии РФ включило в поправки к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» и к отдельным законодательным актам Российской Федерации общественное предложение Общероссийского народного фронта об обязательном проведении экологической экспертизы в случае изменения границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
О необходимости такой экспертизы при исключении из состава природной территории каких-либо земельных участков и водных объектов активисты ОНФ говорили в ходе «Форума действий. Регионы» в Йошкар-Оле, который проходил в апреле текущего года. По словам руководителя Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрия Миронова, сейчас в отечественной правовой практике сложилась опасная тенденция изменения статуса ООПТ и сокращения их территорий только лишь одними постановлениями местных и региональных чиновников, что с природоохранной точки зрения совершенно необоснованно.
«Особо охраняемые природные территории – это действительно наше уникальное богатство. Заповедники, национальные парки, заказники – такой правовой статус для конкретных природных территорий позволяет сохранять тысячи уникальных видов растений, птиц, животных, природных ландшафтов. Только благодаря охранному статусу эти территории не постигла печальная судьба сплошных вырубок и тотальной застройки, чего, к сожалению, так стараются добиться определенные лоббисты практически в каждом российском регионе. И в этом им помогает существующая правовая коллизия: почему-то при создании ООПТ проводится обязательная экологическая экспертиза, а при ликвидации или уменьшении ее границ такая экспертиза не требуется», – отметил руководитель Центра.
По мнению Миронова, сейчас каждый чиновник, так или иначе ответственный за состояние природных территорий разного значения, может совершенно беспрепятственно изменить их границы или запросто ликвидировать без какого-либо научного обоснования.
«Судьба большинства уникальных природных объектов на территории нашей страны буквально оказывается в руках конкретных чиновников, которые, если захотят, могут уменьшить какой-либо природных объект либо просто его ликвидировать. Так, в апреле этого года чиновники в республике Чувашия объявили о планах упразднить более 70% особо охраняемых природных территорий: представители регионального Минприроды предложили оставить из 94 таких областей лишь 29. Ранее в Ивановской области чиновники лишили 4 тыс. га статуса памятника природы без какого-либо обоснования. Лишь спустя несколько лет нашим активистам удалось восстановить охранный статус данных территорий. Похожая ситуация произошла и в Ставропольском крае: там нашим активистам после долгой и упорной работы удалось спасти 44 га уникальной природной территории, входящей в государственный природный заказник краевого значения «Русский лес», которые региональные власти также, без научного обоснования, пытались изъять», – подчеркнул руководитель Центра.
Согласно поправкам, подготовленным Минприроды на основе общественных предложений ОНФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы об изменении границ ООПТ должно проводиться с учетом результатов публичных слушаний, проводимых в каждом населенном пункте муниципального образования, находящемся в границах соответствующего участка природной территории.
1. К особо охраняемым природным территориям в городе Москве относятся особо охраняемые природные территории федерального, регионального значения, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий.
2. К природным территориям в городе Москве относятся обладающие природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными природными качествами территории, не отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым природным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
3. К озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:
1) озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;
2) озелененные территории ограниченного использования;
3) озелененные территории специального назначения.
4. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить земельные участки, которые зарезервированы в установленном порядке для государственных нужд в целях воссоздания утраченных, восстановления деградированных особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий или в целях создания новых озелененных территорий.
5. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить территории объектов культурного наследия, в том числе памятников ландшафтной, садово-парковой, усадебной архитектуры, границы, режимы охраны и использования которых устанавливаются в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.
6. В границах территорий объектов культурного наследия могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
7. В границах озелененных территорий могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
Статья 52. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий
1. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий, настоящим Кодексом.
2. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы путем разработки и утверждения в установленном Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» порядке схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве. Планирование развития и размещения природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы и схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве в составе территориальных и отраслевых схем.
3. Проекты документов, указанных в части 1 настоящей статьи, содержащие положения о развитии и размещении особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, об установлении или изменении их категорий, границ, об использовании таких территорий, о резервировании земель для государственных нужд в целях развития таких территорий, о строительстве, реконструкции на таких территориях объектов капитального строительства, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
Статья 53. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий
1. Границы особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий устанавливаются, изменяются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, охраны окружающей среды, экологической экспертизы, с учетом документов, указанных в части 2 статьи 52 настоящего Кодекса, а также с учетом проектов планировки территории.
2. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статья 54. Обеспечение сбалансированности развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий и иных видов территорий в городе Москве
1. В целях устойчивого развития города Москвы, защиты права человека на благоприятную среду жизнедеятельности, создания условий для сохранения и развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий Генеральным планом города Москвы, схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, территориальными схемами и отраслевыми схемами, документацией по планировке территории устанавливаются показатели баланса площадей особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, с одной стороны, и площадей иных видов территорий, с другой стороны. Указанные показатели баланса устанавливаются применительно:
1) ко всей территории города Москвы;
2) к территориям административных округов города Москвы, районов города Москвы;
3) к территориям функционально-планировочных образований.
2. Изменение границ особо охраняемых природных территорий, границ природных и озелененных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий и иных видов территорий или увеличения доли особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в балансе территорий, указанных в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи.
Статья 55. Особенности регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях
1. Регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с категориями, видами, режимами охраны, режимами использования и зонированием указанных территорий, установленными в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
2. В соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются режимы регулирования градостроительной деятельности, которые определяют:
1) функциональное назначение территории;
2) требования и ограничения в части благоустройства территории;
3) требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства, в том числе объектов:
а) необходимых для обеспечения охраны и содержания территории;
б) необходимых для обслуживания посетителей;
в) иных объектов, не противоречащих режимам охраны особо охраняемых природных территорий, режимам охраны и использования природной, озелененной территории;
4) иные требования и ограничения градостроительной деятельности.
3. Режимы регулирования градостроительной деятельности могут быть установлены применительно ко всей особо охраняемой природной территории, природной и озелененной территории или частям указанной территории.
4. Части особо охраняемых природных территорий, в пределах которых допускается размещение объектов капитального строительства, должны быть выделены в правилах землепользования и застройки в качестве отдельных территориальных зон, для которых устанавливаются градостроительные регламенты.
5. Применительно к зонам, участкам территории особо охраняемых природных территорий, природных территорий, предназначенным для рекреационного использования, размещения объектов, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, применительно к озелененным территориям общего пользования режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, и в соответствии с региональными нормативами.
6. Применительно к озелененным территориям ограниченного использования, озелененным территориям специального назначения режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны и использования природных и озелененных территорий, техническими регламентами, требованиями к использованию территорий в зонах с особыми условиями использования территорий, а также в соответствии с региональными нормативами.
7. Режимы регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории.
Статья 56. Особенности планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий
1. На чертежах в составе проектов планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий должны быть отображены границы зон, участков территории с установленными в соответствии с законодательством режимами охраны, режимами использования этих территорий, режимами регулирования градостроительной деятельности.
2. Проекты планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, проекты планировки иных территорий, содержащие положения об изменении границ, категорий, использования природных и озелененных территорий, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий.
3. Утратила силу.
4. Разработка градостроительного плана земельного участка существующего, планируемого на особо охраняемой природной территории, природной территории, озелененной территории объекта капитального строительства осуществляется только при условии, что применительно ко всей этой территории установлены режимы охраны, режимы использования, режимы регулирования градостроительной деятельности. В градостроительном плане указанного земельного участка должны быть определены ограничения использования земельного участка, объекта капитального строительства, необходимые для соблюдения установленных режимов охраны и использования особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории.
Статья 57. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях
1. Разработка проектной документации объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, защиты зеленых насаждений. В разделе проект организации строительства в составе проектной документации объектов капитального строительства должны содержаться положения и мероприятия, обеспечивающие при проведении подготовительных работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства соблюдение установленного режима охраны особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории. Проведение государственной экспертизы указанной выше проектной документации является обязательным.
2. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на особо охраняемых природных территориях, проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на природных, озелененных территориях является обязательным.
3. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства:
1) орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, проводит проверку соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, в том числе в части требований охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, а также соответствия указанных работ проектной документации, в том числе положениям проекта организации строительства, указанным в части 1 настоящей статьи;
2) орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, обеспечивает государственный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий, природных, озелененных территорий в целях предотвращения нарушения режимов охраны указанных территорий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
- Глава 1. (Статьи 1—10
)
- Статья 1.
- Статья 2.
- Статья 3.
- Статья 4.
- Статья 5.
- Статья 6.
- Статья 7.
- Статья 8.
- Статья 9.
- Статья 10.
- Глава 2. (Статьи 11—18
)
- Статья 11.
- Статья 12.
- Статья 13.
- Статья 14.
- Статья 15.
- Статья 16.
- Статья 17.
- Статья 18.
- Глава 3. (Статьи 19—22
)
- Статья 19.
- Статья 20.
- Статья 21.
- Статья 22.
- Глава 4. (Статьи 23—27
)
- Статья 23.
- Статья 24.
- Статья 25.
- Статья 26.
- Статья 27.
- Глава 5. (Статьи 28—30
)
- Статья 28.
- Статья 29.
- Статья 30.
- Глава 6. (Статьи 31—33
)
- Статья 31.
- Статья 32.
- Статья 33.
- Глава 7. (Статьи 34—37
)
- Статья 34.
- Статья 35.
- Статья 36.
- Статья 37. Утратила силу
- Глава 8. (Статьи 38—44
)
- Статья 38.
- Статья 39.
- Статья 40.
- Статья 41.
- Статья 42.
- Статья 43.
- Статья 44.
- Глава 9. (Статьи 45—50
)
- Статья 45.
- Статья 46.
- Статья 47.
- Статья 48.
- Статья 49.
- Статья 50.
- Глава 10. (Статьи 51—57
)
- Статья 51.
- Статья 52.
- Статья 53.
- Статья 54.
- Статья 55.
- Статья 56.
- Статья 57.
- Глава 11. (Статьи 58—65
)
- Статья 58.
- Статья 59.
- Статья 60.
- Статья 61.
- Статья 62.
- Статья 63.
- Статья 64.
- Статья 65.
- Глава 12. (Статьи 66—70
)
- Статья 66.
- Статья 67.
- Статья 68.
- Статья 69.
- Статья 70.
- Глава 13. (Статьи 71—74
)
- Статья 71. (Статьи 76—78
)
- Статья 76.
- Статья 77.
- Статья 78.
- Статья 71. (Статьи 76—78
)
Тема: «РАЗМЕЩЕНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ООПТ»
■ применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
■ транзитного прогона домашних животных;
■ нахождения, проезда и прохода посторонних лиц и автотранспорта вне дорог общего пользования;
■ сбора зоологических, ботанических и минералогических коллекций (кроме предусмотренных планами научных исследований заповедника);
■ пролета самолетов и вертолетов ниже 2 тыс. м, преодоления самолетами звукового барьера над территорией заповедника;
■ иной деятельности, нарушающей естественное развитие природных процессов.
К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,711 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) - 27,238 млн. га, что составляет 1,59% всей территории России. Заповедники расположены в 19 республиках, пяти краях, 35 областях, одной автономной области, семи автономных округа. При создании заповедников не всегда выдерживались названные выше научные принципы: на некоторые заповедники, например, возложены функции разведения редких животных (зубры, бобры, пятнистые олени и др.) с искусственной подкормкой и другими видами вмешательства в природный процесс. В конце XX в. общая площадь заповедников значительно возросла в основном в связи с организацией крупных заповедников в тайге и тундре Сибири и Дальнего Востока. Из-за недостатка средств уровень охраны заповедников, особенно вновь созданных, пока далек от необходимого: на одного сотрудника в среднем приходится 3 тыс. га заповедных площадей, а в некоторых новых заповедниках 30-60 тыс. га. Заповедники с наименьшей степенью изменения природных комплексов, крупнейшие по площади, наиболее строго охраняемые, включены в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и получили статус биосферных. В мире насчитывается около 300 таких заповедников в 60 странах, из них 26 в России. В биосферных заповедниках охраняются природные комплексы и генофонд, имеющие всемирное значение, реализуются программы глобального мониторинга фоновых параметров окружающей среды.
Заповедники разных видов были в СССР и остаются в России основной формой особо охраняемых природных территорий. За рубежом близкой по задачам формой организации особо охраняемых природных территорий являются природные резерваты. С 1980-х годов
в нашей стране, кроме заповедников, стали создаваться национальные природные парки - наиболее распространенная в мире форма особо охраняемых природных территорий, предусматривающая более дифференцированный режим охраны и использования. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации имелось 35 национальных парков общей площадью 6,968 млн. га (0,41% площади Российской Федерации) . Согласно российскому законодательству, к национальным паркам по задачам и статусу близки природные парки, находящиеся в ведении регионов. К началу 1997 г. в России было 10 природных парков ; создание природных парков осуществляется или планируется на ближайшие годы во многих субъектах Федерации.
Национальные парки (природные парки) - природоохранные, эко-лого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (фото 18).
Хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не препятствует выполнению основной функции заказника. В некоторых охотничьих хозяйствах организуются системы скользящих заказников, когда поочередно в разных частях хозяйства на несколько лет устанавливается запрет охоты.
Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены:
■ живописные местности;
■ эталонные участки нетронутой природы;
■ участки культурного ландшафта (старинные усадьбы, парки, аллеи, каналы, древние копи т.п.);
■ места произрастания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов животных и растений;
■ лесные массивы и участки леса, особенно ценные своими характеристиками (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений);
■ природные объекты, играющие большую роль в поддержании гидрологического режима ;
■ уникальные формы рельефа и связанные с ними природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, мореные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);
■ геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;
■ геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с выразительными следами сейсмических явлений;
■ местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
■ участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, водохранилища и пруды;
■ природные гидроминеральные комплексы;
■ термальные и минеральные источники, месторождения лечебных грязей;
■ береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты и т.п.);
■ объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и деревья, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов, эндемиков, реликтов, валуны, ледники, водопады, вулканы, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты, историко-мемориальные комплексы).
Памятники природы изымаются из хозяйственного использования, на территориях, где они расположены, запрещается всякая деятельность, наносящая им ущерб. Собственники, владельцы и пользователи земель, на которых находятся памятники природы, обязаны их охранять. Режим охраны и допустимые виды использования памятников природы определяются с учетом их особенностей и состояния и фиксируются в паспорте. Паспорта памятников природы разрабатываются природоохранными органами и утверждаются местными органами власти.
К 31 декабря 2002 г. в России было 36 памятников природы федерального значения общей площадью 23,8 тыс. га и более 9 тыс. памятников природы регионального значения (общая площадь 4,053 млн. га, или 0,24% площади России).
Курортные и лечебно-оздоровительные зоны не предполагают изъятия территорий и объектов из хозяйственного использования, но ограничивают его формы. Вводятся ограничения или запреты на въезд автотранспорта, размещение промышленных предприятий, электростанций, применение удобрений и пестицидов, формы лесопользования. Режим охраны определяется характером курорта. Объектом охраны могут быть подземные воды, водоемы, леса и т.д. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации лечебно-оздоровительными местностями и курортами признаны 116 территорий общей площадью 2 040 444 га - 0,12% территории Российской Федерации, в том числе федерального значения - 23 (636 409 га), регионального значения - 74 (1 376 945 га), местного значения - 19 (27 090 га) .
Этнические территории - особая разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых объектом охраны становятся традиционные формы природопользования этнических групп: оленеводство, охота, рыболовство, кустарные промыслы, традиционный образ жизни. Статус этнической территории предполагает отказ от современных интенсивных форм ведения хозяйства, содействие возрождению традиционной духовной и материальной культуры.
2. Функции особо охраняемых природных территорий
Существует большое количество территорий с особо ограниченным режимом природопользования, на которых охрана ландшафтов и их компонентов, экосистем или их частей направлена на достижение не экологических, а иных, преимущественно хозяйственных, культурно-исторических, рекреационных и других целей, а режим охраны устанавливается в соответствии с функциями ООПТ. Это зеленые зоны городов , водоохранные зоны рек, лесозащитные полосы, округа санитарной охраны подземных вод и др. С учетом этих категорий выделяются следующие основные функции особо охраняемых природных территорий.
Заповедно-эталонная функция означает, что выполняющая ее территория предназначается для сохранения информации о нетронутой природе, ее исследования, организации мониторинга и поддержания экологического равновесия в наиболее уязвимых местах, имеющих ключевое значение для сохранения природы крупных регионов. Эту функцию осуществляют заповедники и резерваты, памятники природы и частично заказники.
Объектозащитная функция - поддержание экологического равновесия для обеспечения функционирования хозяйственных или иных объектов. Эту функцию выполняют охранные лесополосы у железных и автомобильных дорог, водных объектов, охранные зоны национальных парков.
Ресурсозащитная функция - охрана природных комплексов ради сохранения природных ресурсов, используемых в хозяйстве. Эту функцию выполняют заказники, заповедно-охотничьи хозяйства, округа санитарной охраны подземных вод.
Средозащитная функция - поддержание экологического равновесия ради обеспечения щадящей прижизненной эксплуатации всех природных ресурсов в комплексе. Для этого существуют зеленые зоны городов, курортные зоны, национальные парки и др.
3. Размещение особо охраняемых территорий
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъятые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с земельным Кодексом, федеральными законами.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и др.).
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В пределах земель особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. Изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению указанных территорий, не допускается.
В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках можно создавать охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещают:
предоставлять садоводческие и дачные участки;
строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередачи и другие коммуникации, а также строить и эксплуатировать промышленные, хозяйственные и жилые объекты, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий;
проезжать и ставить механические транспортные средства, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогонять скот вне автомобильных дорог;
осуществлять иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
водоохранных зон рек и водоемов; запретных и нерестоохранных полос; лесов, выполняющих защитные функции; противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных лесонасаждений; иные земли, выполняющие природоохранные функции.
применение ядохимикатов при борьбе с вредителями , болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков на удобрение; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами; животноводческих комплексов и ферм;
проведение без соответствующих согласований строительства новых и расширение действующих объектов производственного назначения и социальной сферы.
Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности населения.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристических баз и яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, туристских парков, лесопарков, учебно-туристских троп, трасс, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов.
К землям историко-культурного назначения
относятся земли:
объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
военных и гражданских захоронений.
Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливают зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводят особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Земельные участки, не отнесенные к землям историко-культурного назначения и расположенные в указанных зонах охраны, используют согласно правилам землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан.
К особо ценным относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).
Размещают особо охраняемые земли при разработке генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схем землеустройства муниципальных и других административно-территориальных образований, а также при формировании целевых земельных фондов, районировании и зонировании земель.
В отдельных случаях при необходимости можно разрабатывать самостоятельные схемы размещения особо охраняемых территорий федерального, регионального и муниципального уровней.
Окончательно размещают особо охраняемые объекты землеустройства и отводят им земли на основе проектов межхозяйственного землеустройства.
На основании утвержденных в установленном порядке схем и проектов землеустройства соответствующие органы принимают решения о резервировании и выделении в натуре земельных участков, которые объявляют особо охраняемыми территориями, а также об установлении их границ.
Установление границ территорий особо охраняемых земель предусматривает отображение их на материалах кадастровых съемок, закрепление и обозначение на местности.
В необходимых случаях на участках земли и водного пространства, прилегающих к особо охраняемым территориям, создают охранные зоны с ограниченным режимом , по результатам выполненных работ подготавливают паспорт особо охраняемой территории, включающий перечень мероприятий, нормативов и требований по поддержанию режима природопользования и необходимые графические документы.
1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
(см. текст в предыдущей редакции)
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
Министерство природы внесло поправки к принятому Госдумой в первом чтении проекту федерального закона №826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки разрешают расширять и сужать границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Экологи неоднозначно оценивают эту инициативу и предупреждают о возможных негативных последствиях в случае ее принятия.
Поправки Минприроды к законопроекту Госдумы предполагают включение в состав особо охраняемых природных территорий и исключение из них земельных участков и водных объектов, «если это исключение не влечет за собой угрозу для сохранения природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую экологическую, эстетическую, научную и культурную ценность, и сохранения биологического разнообразия».
По предложению Минприроды, изменение границ ООПТ будет происходить в трех случаях: в отношении земельных участков, расположенных в границах поселений, территорий, «необходимых для осуществления деятельности по обеспечению безопасности государства», и «по отдельным решениям президента Российской Федерации».
Процедура по изменению границ ООПТ предполагает проведение государственной экологической экспертизы и публичные слушания. Поправки к законопроекту предписывают правительству до 31 декабря 2019 года исключить из состава особо охраняемых природных территорий федерального значения земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий.
Проблема изменения границ особо охраняемых природных территорий сейчас в законодательстве не урегулирована. Это один из болезненных вопросов, который поднимается на протяжении длительного времени, - отмечает руководитель программы по экологическому законодательству Всемирного фонда дикой природы (WWF Russia) Екатерина Хмелева.
Эксперт объясняет, что границы ООПТ переносились и раньше, но из-за отсутствия норм законодательства возникало множество спорных вопросов. По ее словам, особенно остро стоит вопрос о населенных пунктах в составе природоохранных территорий: с одной стороны, их не должно быть в заповедниках и национальных парках, потому что они предполагают хозяйственное использование земли, что не соответствует целям заповедника. С другой стороны, жители населенных пунктов, которые находятся на территории заповедника, ограничены в правах распоряжения земельными участками.
Здесь есть одна сложность: не во всех поселениях установлены границы, - уточняет Елена Хмелева. - Есть опасность того, что при решении этого вопроса в границы поселения могут попасть ценные природные участки, необходимые для полноценного функционирования заповедника. Чтобы не пострадали ООПТ, необходимо до 2019 года установить жесткие границы населенных пунктов.
С населенными пунктами есть некоторые проблемы, - подтверждает координатор программы Гринпис по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин. - Граждане, проживающие на территориях ООПТ, ограничены, например, в возможности приватизации земельных участков. С такими проблемами сталкиваются жители города Себеж в Псковской области, который целиком входит в национальный парк «Себежский», или поселка Смольный в Мордовии, по середине которого проходят границы национального парка «Смольный». Мы считаем, что эти вопросы надо решать, но не огульно, а принимать меры по каждому конкретному случаю.
Гринпис предлагает не вырезать населенные пункты из национальных парков, а установить для них более щадящий режим использования. Экологи напоминают, что в границах многих охраняемых территорий есть населенные пункты, которые определяют ценность самих ООПТ.
Например, основная ценность Кенозерского национального парка в Архангельской области культурно-историческая: это поморские деревни и объекты деревянного зодчества, - уточняет Михаил Крейндлин. - Если из него вырезать населенные пункты, он утратит всю свою ценность. То же самое с Куршской косой в Калининградской области: если из нее вырезать населенные пункты, это будет три отдельных участка, и такая территория вряд ли сможет функционировать как национальный парк.
Экологи считают, что в отношении использования территорий заповедников для обеспечения безопасности государства нужно прежде всего уточнить норму закона словами «для нужд обороны». Иначе ее можно применить, например, к целям экономической безопасности, и это даст зеленый свет различным злоупотреблениям.
Так, в национальном парке «Югыд ва» в Коми (это тоже объект всемирного наследия) несколько лет назад местные власти решили организовать добычу золота, - рассказывает эксперт Гринпис. - Было изменено положение о парке и из его границ вырезали участок с месторождением. При поддержке Генеральной прокуратуры мы выиграли это дело в Верховном суде. Сейчас целостность парка восстановлена.
Эколог уверен, что единичные случаи, когда для безопасности государства необходимо что-то построить на территории заповедника, необязательно закреплять законом.
Но самую большую опасность, по мнению природоохранной организации, составляет пункт об изменении границ ООПТ по отдельным решениям президента.
Сейчас у всех на слуху громкий международный скандал с Кавказским заповедником, который тоже является объектом всемирного наследия, и где компании «Роза хутор» и «Газпром» хотят расширять свои горнолыжные курорты. Уже есть распоряжение правительства о выделении биосферного полигона для курортов. Но пока, по нынешним законам, они могут получить эти участки только в аренду. А если их выведут из состава заповедника, то можно будет оформить частную собственность, - говорит Михаил Крейндлин.
На ситуацию с биосферными полигонами указывает и эксперт WWF Russia.
В июне этого года в авральном порядке были приняты поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части создания биосферных полигонов на территориях заповедников, - объясняет Екатерина Хмелева. - Документ фактически направлен на то, чтобы разрешить заинтересованным лицам строить горнолыжные курорты на территории Кавказского биосферного заповедника, что, по нашему мнению и по мнению других природоохранных организаций, недопустимо. По сути, те поправки были завуалированной возможностью изменения границ ООПТ, не только внешних, но и внутренних.
В целом эксперт WWF Russia считает поправки Минприроды допустимыми при условии отмены принятых ранее норм о возможности выделения биосферных резерватов внутри заповедника. А Гринпис называет поправки Минприроды опасными и предупреждает, что они могут привести к разрушению всей заповедной системы, которая охраняла границы ООПТ с 1991 года. В Минприроды «Известиям» оперативный комментарий предоставить не смогли.