История написания леди макбет мценского уезда. Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Н

[Уважаемые читатели блога! При использовании материалов этого блога (в том числе в социальных сетях) убедительная просьба указывать источник: «сайт (Александр К.)».]

Почему до сих пор этот миф существует?

Может, потому что мы «ленивы и нелюбопытны» (А.С. Пушкин)?

Каждый год в интернете и в СМИ появляются статьи про зверские убийства, совершенные Катериной Измайловой из лесковской повести, в доме на Ленина,10, в здании полиции (ГРОВД).

Фото с сайта autotravel.org.ru .


1. Что сам Лесков писал о повести «Леди Макбет».

7 декабря 1864 года Лесков послал рукопись написанной недавно повести «Леди Макбет нашего уезда» из Киева в редакцию журнала «Эпоха» с письмом на имя Н. Н. Страхова, где говорилось: «посылаю … особой посылочкой в редакцию, но на Ваше же имя, и прошу Вас о внимании к этой небольшой работке. «Леди Макбет нашего уезда» составляет 1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности . Всех таких очерков я предполагаю написать двенадцать, каждый в объеме от одного до двух листов, восемь из народного и купеческого быта и четыре из дворянского».

Итак, сам Лесков говорит о типизации - создании собирательного образа, воплощающего в себе те или иные качества, на которых писатель акцентирует внимание. Короче говоря, Катерина Измайлова стоит в том же ряду, что и Чичиков, Плюшкин, братья Карамазовы и другие персонажи русской литературы.

Иллюстрация к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Художник Б. Кустодиев

Возможно, в повести отразилось одно из ранних орловских впечатлений Лескова, пришедшее потом ему на память: "Раз одному соседу старику, который "зажился" за семьдесят годов и пошел в летний день отдохнуть под куст черной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч... Я помню, как его хоронили... Ухо у него отвалилось... Потом ее на Ильинке (на площади) палач терзал. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая..." ("Как я учился праздновать. Из детских воспоминаний писателя". Рукопись в ЦГАЛИ).

Лесков, как известно, долгое время служил заседателем орловской палаты уголовного суда, к тому же много ездил по стране, поэтому конечно знал много подобных случаев. Совсем необязательно было убийству, описанному в очерке, происходить во Мценске.
В письме к Д. А. Линеву от 5 марта 1888 года Лесков писал: "Мир, который вы описываете <т. е. жизнь каторжников>, мне неизвестен, хотя я его слегка касался в рассказе "Леди Макбет Мценского уезда". Я писал, что называется, " из головы ", не наблюдая этой среды в натуре, но покойный Достоевский находил, что я воспроизвел действительность довольно верно" ("Звезда", 1931, №2, стр. 225).

2. Купцы Измайловы - были ли такие во Мценске до 1917 года.

Но может быть, Лесков взял за основу художественного произведения реальные имена, фамилии и биографии мценских купцов?

Я не поленился и просмотрел все имеющиеся у меня памятные книжки по Орловской губернии на предмет «наличия» купцов Измайловых во Мценске, а именно за: 1860, 1880, 1897, 1909, 1910, 1916 годы. Результат превзошел все ожидания такой: за все это время упоминается лишь один купец Измайлов Василий Матвеевич (в 1909 и 1910 годах), и жил он в Ямской слободе, т.е. очень далеко от домов Ленина 8-10 - на другом конце города .

Адрес-календарь и памятная книжка Орловской губернии за 1910 год, стр.257.

В «книжках» очень часто упоминаются купцы Ершов, Иноземцевы, Павловы, Смирновы, Половнев и только один Измайлов (и тот - «не тот»). В «Орловских Епархиальных Ведомостях» начала века в качестве старост мценских церквей упоминаются почти те же купцы - и вновь ни одного Измайлова .

Мценские купцы, начало XX века.

Разумеется, на основании этого нельзя утверждать, что их вообще во Мценске больше не было. Но в исторических документах нет никакого подтверждения того, что в реальности существовали Зиновий Измайлов и его жена Екатерина Львовна.

3. Кто распространяет мифы?

Зачем я так подробно говорю об этой явной ерунде? Затем, что миф о доме на Ленина 8-10 уже настолько «жирный», что есть, оказывается, и «родственники» Зиновия Борисовича. К примеру, житель Мценска Борис Новоселов утверждает в газете «Московский комсомолец » (07.11.-14.11.2001), что он - двоюродный племянник в четвертом колене того самого Зиновия Борисовича Измайлова (оцените степень «родства»). Он рассказывает о призраках, которые бродят в доме и утверждает, что после гибели Измайлова дом конфисковали городские власти. Есть еще и семья Пановых («праправнуки»), которых Катерина Львовна «сглазила» и «от нее все несчастья». А местная милиция вообще постоянно слышала шум и «голоса». Сдается мне, что автор статьи Ирина Боброва даже не выходила из своего офиса, а описанные ею «родственники» из того же вымышленного ряда что и «предки».

Дома 8-10 в 2009 году. Фотография Александра Дворкина (photogoroda.com).


Там сказано: "Дом, где предположительно произошла трагедия, описанная Лесковым..."

Можно понять, для чего сочиняют сказки неместные журналисты, но ведь им дали повод наши краеведы. Открываем знаменитую книгу «В центре России» А.И. Макашова и в главе 5 читаем:

«Одно из двух зданий ГРОВД принадлежало раньше известным купцам Измайловым. Именно здесь произо-шла трагедия любви и крови, давшая большому русско-му писателю Н. С. Лесному сюжет для его знаменитой «Леди Макбет Мценского уезда». Сюда часто приходят экскурсии, чтобы познакомиться со своеобразным по своему архитектурному плану зданием, послушать рас-сказ об Измайловых и той эпохе. Ведь Катерина Измай-лова, героиня страшной драмы, — лицо реальное.»

Даже "Московский Комсомолец" в той статье оговорился: «Исторически сюжет произведения Николая Лескова нигде не подтвержден », а Макашов уверенно повторяет городскую легенду.

В.Ф. Аниканов, в отличие от него, гипотез не измышляет:
«1782 год. Построен дом купцов Пчелкиных - Иноземцевых. При ремонте обнаружен кирпич с оттиском года изготовления. Теперь это здание принадлежит горрайотделу внутренних дел.» «При ремонте здания в 1960 году в стене обнаружен кирпич с оттиском года изготовления - 1782 - и большой архив купцов Иноземцевых-Пчелкиных.»

Вот так - и никакого упоминания Леди Макбет у Аниканова нет, а зачем, если это - литературный персонаж?

Часть композиции вокруг памятника Лескову в Орле - Леди Макбет Мценского уезда.

В списке объектов культурного наследия Мценска (культурный паспорт на сайте администрации, но есть и на других сайтах) дом Ленина, 8 записан как «дом купца Измайлова», правда, с оговоркой: «Из рассказов старожилов следует, что в этом доме жили купцы Измайловы, здесь произошла трагедия, давшая писателю Н. С. Лескову сюжет для его знаменитой повести «Леди Макбет Мценского уезда». Но это не подтверждается никакими историческими документами. Об этом можно говорить только на уровне народной легенды. »

Ленина,8. С 1945 г. по 1981г. в этом здании располагался горисполком. С тех пор и по сей день - милиция (полиция).

Рядом стоящий дом №10 проходит в этом списке как «Дом купца Свечкина». Оба здания - памятники архитектуры регионального уровня.

Здание Ленина,10, построено 1782 г. Также - один из корпусов полиции.

4. Кому на самом деле принадлежал дом «Леди Макбет» до 1917 года?
Дома 8, 10 на улице Ленина (Старомосковской) действительно принадлежали купцам Иноземцевым - они упоминаются в дореволюционных источниках. До революции там жили два брата - Пантелеймон Николаевич и Митрофан Николаевич Иноземцевы, это их архив и был найден во время ремонта здания ГРОВД в 1960 годы.
Информация - стопроцентная, от их потомка.
Н
о об этом - как-нибудь в другой раз…

Post Scriptum .

Фильм «Леди Макбет Мценского уезда» 1989 года вообще снимался в московской области: «Мы работали в Пущино, в 110 км от Москвы. На берегу Оки построили декорации.» (интервью с режиссером Р.Балаяном).

Источники.

1) Н. С. Лесков . Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
2) Н. С. Лесков. Собрание сочинений в трех томах, Художественная литература, 1988.

Язык оригинала: Год написания: Публикация: в Викитеке

Героиня повести Лескова явственно противопоставлена автором Катерине Кабановой из «Грозы» Островского. Героиня гениальной драмы Островского не сливается с бытом, ее характер находится в резком контрасте со сложившимися житейскими навыками… По описанию поведения Катерины Измайловой никто и ни при каких обстоятельствах не определил бы, о какой именно молодой купчихе рассказывается. Рисунок ее образа - бытовой шаблон, но шаблон, прочерченный до того густой краской, что он превращается в своеобразный трагический лубок .

Обе молодые купеческие жены тяготятся «неволей», застывшим, предопределённым укладом купеческой семьи, обе - натуры страстные, идущие в своём чувстве до предела. В обоих произведениях любовная драма начинается в момент, когда героинями овладевает роковая, незаконная страсть. Но если Катерина Островского воспринимает свою любовь как страшный грех, то в Катерине Лескова просыпается что-то языческое, первобытное, «решительное» (не случайно упоминается о её физической силе: «в девках страсть сильна была… даже мужчина не всякий одолевал»). Для Катерины Измайловой не может существовать никакого противодействия, её не пугает даже каторга: «с ним (с Сергеем) ей и каторжный путь цветёт счастием». Наконец, гибель Катерины Измайловой в Волге в финале повести заставляет вспомнить самоубийство Катерины Кабановой. Критиками переосмысляется и характеристика островской героини «луч света в тёмном царстве », данная Добролюбовым :

«О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта» (В. Гебель ).

Инсценировки

  • пьесы:
    • - инсценировка Лазаря Петрейко
    • 1970-е - инсценировка А. Винера
  • - опера «Леди Макбет Мценского уезда » (в поздней редакции - «Катерина Измайлова») Д. Д. Шостаковича
  • 1970-е - музыкальная драма «Свет мой, Катерина» Г. Бодыкина

Постановки в театре

  • - Студия Дикого, Москва, режиссёр Алексей Дикий
  • 1970-е - чтецкий спектакль А. Верновой и А. Федоринова (Москонцерт)
  • - пражский молодёжный театр «Рубин», режиссёр Зденек Потужил
  • - Московский академический театр им. Вл. Маяковского , в роли Катерины - Наталья Гундарева
  • - Екатеринбургский государственный академический театр драмы , инсценировка О. Богаева , режиссёр Валерий Пашнин, в роли Катерины - Ирина Ермолова
  • - Московский театр под руководством О. Табакова, режиссёр А. Мохов

Экранизации

Литература

  • Аннинский Л. А. Мировая знаменитость из Мценского уезда // Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1986
  • Гуминский В. Органическое взаимодействие (от «Леди Макбет…» к «Соборянам») // В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983

Примечания

Ссылки

Сюжет

Главная героиня – молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Её муж постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в четырёх стенах большого богатого дома. Супруг бесплоден, но вместе со своим отцом попрекает жену. Катерина влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея, постепенно её увлечение переходит в страсть, любовники ночуют вместе. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается череда убийств: сначала Катерина Львовна отравляет свёкра, чтобы спасти Сергея, которого свекр запер в погребе, затем, вместе с Сергеем, убивает своего мужа, а потом душит подушкой малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить её права на наследство. Однако в этот момент со двора врывается толпа праздных мужиков, один из которых заглянул в окно и увидел сцену убийства. Вскрытие доказывает, что Федя умер от удушья, Сергей во всём сознаётся после слов священника о страшном суде. Следователи находят закопанный в подвале труп Зиновия Борисовича. Убийцы предстают перед судом и после наказания плетьми идут на каторгу. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине, как только она перестает быть богатой купчихой. Он увлечен другой узницей, ухаживает за ней на глазах у Катерины и смеётся над её любовью. В финале Катерина хватает свою соперницу Сонетку и тонет вместе с ней в холодных водах реки.

Краткое содержание повести «Леди Макбет мценского уезда»

Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живёт в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества

Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит, и остаётся до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невесткина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свекр грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свёкра белым порошком, припасённым для крыс, и продолжает «алигорию» с Сергеем.

Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует её к мужу и говорит о своём ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе».

Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Ляпин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем, Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь Всенощной под праздник Введения мальчик остаётся в доме наедине с любовниками и читает Житие святого Федора Стратилата. Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов, Сергей паникует, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щёлку, что в «грешном доме» делается.

Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о страшном суде признается в убийстве Зиновия Борисовича и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и приговаривают к каторжным работам. Сергей возбуждает сочувствие, а Катерина Львовна ведёт себя стойко и даже на родившегося ребёнка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключённым присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьётся, а в руки не даётся».

Этого произведения. Говоря о истории написания повести, отметим, что из биографии Лескова известно: автор сам имел отношение к судебным уголовным делам, и это наводит на мысль о том, что история "Леди Макбет" вполне могла быть основана на реальных событиях, ведь речь идет о преступлениях и понятиях нравственности. Произведение написано в 1864 году.

Жанр, композиция и основная тема

Хотя в данной статье уже отмечалось, что произведение является повестью, сам Николай Лесков определил жанр как очерк, так как в нем есть элементы повествования реальных событий и есть своя предыстория. Поэтому не ошибкой будет назвать жанром произведения и очерк, и повесть .

Так как в любом классическом произведении есть определенная проблематика, делая анализ "Леди Макбет Мценского уезда", тоже не пропустим упоминание о затронутых автором проблемах. И главная из них - это нравственная проблема, о которой не говорят герои произведения, но эта тема ярко выражена, если следить за происходящими событиями и диалогами. Анализ предоставляется читателям, потому что у каждого может быть свое понимание нравственности, однако есть некие мерила, отступать от которых и значит поступать безнравственно.

Еще одна проблема - это проявление любви, точнее рассмотрение того, на что способна горячо любящая женщина. А что является основной темой произведения?

Конечно же, это тема любви. Опьяненная чувствами, но холодная в момент совершения преступления, Катерина показывает своим примером, на что она готова ради собственного счастья. Хотя мы не можем назвать ее счастливой после всего, что она сделала. Именно поэтому это очерк - здесь нет оценки персонажей и характеристики их личности, а описаны лишь страшные преступления, оценивать которые можно со стороны.

Основные образы

  • Катерина. Главная героиня очерка. Она не была красивой внешне, но была притягательной женщиной, харизматичной. Одинокая, живущая без детей и мужа. Из описания ее быта мы понимаем, что она не потенциальный преступник. И она готова вступить в отношения с первым встречным, который обратит на нее внимание.
  • Сергей. Приказчик, который не любил Катерину, а играл с ней и с ее чувствами.
  • Свекр, который издевался над Сергеем. Позже он был убит Катериной.
  • Федя Лямин. Сын убитого мужа, маленький мальчик. Именно его убийство натолкнуло героиню на мысль, что ей сложно остановиться убивать.

Важные детали анализа "Леди Макбет Мценского уезда"

Конечно, "Леди Макбет" - это морально тяжелое произведение о последствиях любви вечно одинокой женщины. Каждое убийство описано детально. Любовь не была порывом чувств в жизни главной героини, она была замкнута в себе и скучна, проводила все время дома и бездельничала. Катерина Львовна понимала, что любовь - это некая характеристика человека, которая должна быть у всех, в том числе и у нее. Но тогда она не осознавала, до чего доведут ее такие рассуждения.

Сергей, будучи ее сообщником, пряча вместе тело свекра, шел на преступления ради наживы. А вот Катерина была одержима, ее было не остановить. После этого убийства она почувствовала себя хозяйкой в доме, отдавала всем распоряжения, но при этом Сергей был всегда при ней. Ради него и их любви она была готова на все. Что она и подтверждает тем, что идет у него на поводу и не смеет сказать слова против.

Когда в их дом приехал Федя, инициатором убийства стал Сергей. Он внушил женщине то, что мальчик - препятствие к их семейному счастью. По его мнению, мальчик разрушит их союз. Образ Феди - один из значимых в очерке "Леди Макбет Мценского уезда", анализ которого мы проводим. Вместе с мальчиком умирает и душа Екатерины. Она решается на жестокое убийство, даже будучи беременной.

Совершая убийство за убийством, в портрете Сергея замечаются изменения, такие как дрожание губ, тремор подбородка и другие, а вот Катерина остается совершенно бездушной. Но вот в развязке очерка сама Катерина становится жертвой, и ее даже жалко. Она уже никого не любит, в том числе и себя.

Произведение вызвало бурю осуждения и негодования. Оно не подходило под литературные критерии и политический настрой того времени. Образ Катерины не был признан типичным женским российским образом.

В этой статье мы представили вам краткий анализ повести "Леди Макбет Мценского уезда", больше информации по теме вы найдете, посетив наш литературный

Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» — это интересный рассказ, который читается на одном дыхании, однако, для тех, у кого нет времени для прочтения полной версии, предлагаем познакомиться с произведением Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в кратком содержании. Сокращенный вариант произведения Лескова «Леди Макбет» позволит сделать анализ повести.

Лесков Леди Макбет краткое содержание

Итак, леди Макбет Лескова – это главная героиня. «По наружности приятная женщина», которой было двадцать три года. Она замужем за пятидесятилетним купцом Зиновием Борисовичем Измайловым, с которым они живут в зажиточном доме. Вместе с ними живет свёкор Борис Тимофеевич. С мужем они вместе пять лет, но детьми не обзавелись, да и при всем довольстве, жизнь леди Макбет с нелюбимым мужем была самая скучная. Муж ежедневно уезжал на мельницу, свекор также был занят своими делами, а леди Макбет приходилось слоняться по дому, страдая от одиночества. И только на шестой год совместной с мужем жизни у Екатерины Львовны произошли перемены. Она встретила Сергея. Произошло это в то время, когда прорвало мельничную плотину и мужу пришлось проводить там не только дневное время, но и ночное.

Далее произведение Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» продолжается знакомством хозяйки с Сергеем, которого прошлый хозяин выгнал со службы из-за связи с женой. Теперь он служил у Измаилова. Случайно встретившись, хозяйка не смогла устоять перед комплиментами Сергея, а когда он к ней явился вечером, не устояла перед поцелуями. Между ними завязался роман.

Но недолго удалось Екатерине Львовне скрывать свою связь с Сергеем, ведь уже через неделю свекор заметил спускающегося по трубе приказчика. Борис Тимофеевич схватил Сергея, выпорол его и закрыл в кладовой. Невестке пригрозил, что расскажет все мужу. Далее в произведении Лескова леди Макбет решается на отчаянный шаг. Она решила отравить свекра, подсыпав в грибы крысиного яда. Уже к утру свекра не стало. Бориса Тимофеевича похоронили, а хозяйка с любовником продолжили свою связь. Однако Сергею мало быть любовником и он начинает говорить Екатерине, как бы ему хотелось стать ей мужем. Екатерина же обещает сделать его купцом.

Тут как раз и муж приезжает домой, который начинает обвинять жену в измене, ведь об этом вся округа говорит. Екатерина не смущается, и на глазах у мужа целует приказчика, после чего они убивают Зиновия Борисовича, схоронив его в погребке. Хозяина ищут всей округой, но так и не находят, а Екатерина, на правах вдовы, начинает управлять имением и ждет ребенка, который будет наследником.

Следующей жертвой Сергея и купчихи стал шестилетний племянник Измаилова, в котором Екатерина увидела соперника для будущего ребенка. Ведь только ее ребенок должен был стать единственным наследником. Но проблему быстро решили. Не могла она позволить, чтобы из-за какого-то мальчика она «лишилась капитала», поэтому в праздничный день, дождавшись, когда тетушка уйдет в церковь, она с Сергеем душит ребенка. Только в этот раз им не удалось все сделать без шума и свидетелей.

Сергея забрали в часть, где он и признался во всех преступлениях, назвав Екатерину Львовну своей соучастницей. На очной ставке купчиха призналась в содеянном.

Завершается рассказ тем, что леди Макбет родила ребенка и отказалась от него, отдав наследника на воспитание родственнице мужа. После, преступников отправили в Сибирь на каторгу. Но, Екатерина Львовна все равно радовалась ведь с Сергеем они шли в одной партии. Вот только Сергей стал холоден к Екатерине, а тут еще и новые девушки, которые попали к ним с новой партией. Среди них была Фиона, с которой Сергей изменил Екатерине, а затем парень завязал отношения со второй девушкой Сонеткой, при этом купчихе Сергей стал заявлять, что никогда ее не любил и был с ней ради денег. Вся партия начинает издеваться над Екатериной Львовной.