Статья на тему регенерация промышленных территорий. Что такое регенерация? Высотный центр Мельбурна

Термин «регенерация» можно и, вероятно, нужно рассматривать в двух аспектах:

Во первых, как один из многих десятков терминов, начинающихся с приставки «ре-...», имеющих множественные оттенки значений возврата к прошлому состоянию, его восстановления, возобновления какой-то деятельности, рождения чего-то вновь и т.п. Многие из этих терминов используются в деле сохранения культурного наследия; причем в разных странах предпочтение отдается разным терминам, а реально вкладываемые в одни и те же термины значения могут при этом сильно отличаться.

Во-вторых, как термин, получивший особо значимое применение в практике сохранения культурного наследия в нашей стране, где он, начиная с 1980-х гг. все более активно и широко используется для обозначения такого рода действий в строительстве и градостроительстве, который характерен бережным отношением к недвижимым объектам наследия и исторической среде поселений, стремлением восстановить их градоформирующую роль. При этом в 2002 г. термин был закреплен в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия...», где «сохранение и регенерация историко-градостроительной или природной среды» признается единственно возможной целью строительных действий на территории охранных зон объектов культурного наследия (№ 73-ФЗ, ст.34, часть 2).

Вместе с тем, часто приходится сталкиваться с самой разной трактовкой содержания этого нормативного установления, что отрицательно сказывается на практике действий государственных органов охраны культурного наследия и объективности заключений государственной историко-культурной экспертизы.

Сразу же следует отметить, что между применением термина «регенерация» в широком смысле – в градостроительной деятельности по бережной, контекстуальной реконструкции довольно значительных территорий, и в узком смысле, относящемся к возможным строительным действиям в охранных зонах объектов культурного наследия, как правило, имеющим на порядок меньшие размеры, чем в предыдущем случае, имеется большая разница. Очевидно, следует иметь в виду две отличающихся друг от друга трактовки этого термина, применительно к этим задачам, хотя желательно, все же, что бы эти трактовки как-то взаимно согласовывались и не были совершенно разнонаправленными.

В градостроительной деятельности термин «регенерация» стал достаточно активно применяться в СССР уже начиная с конца 1970-х гг. для характеристики комплексного, ориентированного на действенное сохранение и использование архитектурно-градостроительного наследия подхода и обозначения реализующих такой подход работ.

При этом произошло терминологическое разделение страны. В Москве, Ленинграде, большей части Российской Федерации градостроители, работающие в исторической среде, предпочитали использовать термин «реконструкция», несмотря на его определенную компрометацию разрушительной в отношении наследия практикой «социалистической реконструкции городов» и смысловую двусмысленность. Все же для большинства консервационистов в мире реконструкция означает «перестройку», или даже «строительство заново», в чем-то даже корреспондируясь с нашим современным «воссозданием». Для фиксации специфического, сберегающего характера реконструкции ее иногда дополнительно классифицировали как «комплексную», «щадящую», или еще как-то.

В западных районах тогдашнего СССР, в республиках Прибалтики, в Белоруссии, отчасти в Украине для подобных работ использовался термин «регенерация». Наиболее хитрыми оказались грузины. Комплекс осуществленных ими работ в исторической среде Старого Тбилиси был обозначен как «реконструкция-регенерация».

В методическом плане наиболее четкое определение понимания термина «регенерация» в градостроительстве разработал в конце 1970-х – 1980-х гг. Эдгар Пучин (Пучиньш) – автор и реализатор проекта регенерации Старой Риги. Он называл регенерацией «преобразование исторически сложившегося градостроительного комплекса путем восстановления его утраченных частей, планировочно-пространственной структуры, композиционной целостности и функциональной активности». При этом устанавливалось, что целью, и составными частями регенерации следует считать «ревалоризацию» – воссоздание архитектурно-пространственных качеств и архитектурно-художественных качеств градостроительного комплекса, и «ревитализацию» – повышение функциональной значимости путем восстановления утерянных или развития новых не разрушающих комплекс общественных функций.

В зарубежной практике последних десятилетий термин «регенерация» закрепился в основном за действиями по экономическому оздоровлению, возрождению рентабельности функционирования хозяйственного комплекса и процессов общественной жизни в старых городах (практика Великобритании, программа «Городской Ренессанс» Совета Европы).

И применительно к нашим современным условиям и действующему законодательству об объектах культурного наследия вероятно будет целесообразно вкладывать в понятие «регенерация» несколько разный смысл, в зависимости от того, к чему оно прилагается: к памятникам и ансамблям или к достопримечательным местам, по аналогии с тем, как это сделано в Федеральном законе №73-ФЗ (ст. 35, части 2 и 3) в отношении территорий объектов.

И, если регенерация на территории достопримечательного места и в пределах его охранной зоны может пониматься, как допускающая значительную степень обновления для оживления объекта, «вдыхания в него жизни», то применительно к памятникам и ансамблям по нашему мнению следует скорее придерживаться строгой словарной трактовки термина, а именно: «восстановления утраченных частей, возвращения к исходному состоянию и свойствам», хотя в словаре это формально относиться к областям химии, биологии и т.п. Конечно, в отношении недвижимых объектов культурного наследия это может и должно быть конкретизировано.

Так в Законе города Москвы «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры», принятом в 2000 г (№ 26), под регенерацией понимается: «… восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей» (ст. 1). Это вроде бы близко к желаемому, но хочется иметь еще какое-то уточнение в отношении не только элементов, но и некоторых характеристик среды.

Как нам кажется, исследование в этом отношении должно быть продолжено с участием более широкого круга заинтересованных специалистов разного профиля и областей интересов. Однако, при этом кажется все же правильным действовать в направлении конкретизации и достаточно однозначного понимания содержащихся в нормативных документах терминов. А то встречаются, например, работы, где вводятся другие «конкурирующие» с регенерацией термины, как, скажем, реабилитация, «восстанавливающая первоначальное достоинство», формами которой будто бы являются и реставрация, и регенерация, и реновация, а, вместе с тем, ее рекомендуется «осуществлять в рамках режима регенерации».

Таким образом, достаточно и без того, как мы видели, дискуссионный, но все же нормативный термин регенерация, о значении которого следует договариваться, пытаются подменить каким-то другим, отнюдь не менее дискуссионным и, к тому же, не содержащимся в нормативах термином. По нашему мнению – это своеобразное лукавство, попытка облечь в форму словесных рассуждений предложения по более активному изменению состояния исторической среды тех или иных конкретных объектов, чем это кажется допустимым в ходе регенерации, в ее истинном строгом значении.

Сост. В.Р. Крогиус, июнь - июль 2006 г.

Термин «регенерация»

Константин Чаморовский

Пять этажей из стекла и бетона на месте усадебного двора и сада, достраивание главного дома усадьбы в псевдоисторическом стиле, устройство четырехуровневого подземелья – вот как, по мнению разработчиков регламентов и аттестованных государственных экспертов, выглядит регенерация историко-градостроительной среды дома Елагина на Страстном бульваре, 11.

Возможно ли новое строительство в охранной зоне памятника? Федеральный закон №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия…» дает ответ на этот вопрос в самом определении охранной зоны:

Охранная зона — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Новое строительство возможно, но лишь в рамках регенерации историко-градостроительной среды памятника. В свою очередь, регенерация определяется в новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденной в 2015 г., как

восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды.

Территория владения полностью входит в объединенную охранную зону № 040. Разработчики регламентов «учли» этот факт, ограничив новое строительство на регламентном участке по адресу Страстной бульвар, д. 11 следующими параметрами:

– новое строительство в рамках специальных мер, направленных на регенерацию характеристик исторической градостроительной среды с использованием следующих показателей:

– средняя этажность — 3-5 эт. (максимальная относительная отметка 18,8 м / максимальная абсолютная отметка 174,7 м);

– сохранение открытого пространства со стороны двора вдоль каменной ограды по линии застройки Страстного бульвара с возможным устройством светового фонаря над освоенным подземным пространством (высота светового фонаря не должна превышать прясло каменной ограды — 2,35 м);

– максимальное количество этажей / максимальная высота (абсолютная отметка) – 5 эт. / 18,8 м (174,7 м);

– нейтральное стилевое решение, не нарушающее приоритет объекта культурного наследия по адресу: Страстной бульвар, д.11, стр.1;

– ритмическое решение фасада, характерное для застройки второй половины XIХ в.

Следует понимать, что во владении 11 по Страстному бульвару никогда не существовало утраченных ныне 3-5-этажных зданий, которые могли бы быть воссозданы в рамках подобной регенерации. Фактически, регламент разрешает уничтожить усадебный двор и сад, заняв их «пристройками», существенно превосходящими по размерам сам дом Елагина и неизбежно губящими ансамбль городской усадьбы, ее историческую среду и визуальное восприятие памятника – главного дома. Урон наносится и фронту застройки Страстного бульвара в целом – а ведь ближайшим соседом дома Елагина является ансамбль классицистических зданий Ново-Екатерининской больницы. Не говоря уже о возможном ущербе самому зданию в ходе строительства с освоением подземного пространства. Разумное понимание термина «регенерация» не вмещает подобных решений – что не помешало московскому правительству согласовать градостроительный регламент, в котором требование регенерации выступает лишь ритуальной формулой.

Откуда же возникли столь вопиющие параметры застройки? Возможный ответ дает предпроектное предложение , рассматривавшееся за год до утверждения процитированных выше регламентов на одном из заседаний Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы. Параметры строительства на Страстном б-ре, 11 «гостиничного комплекса в составе проекта реставрации здания с элементами воссоздания в режиме регенерации» поразительным образом вписываются в словно бы подогнанный под них градостроительный регламент участка, утвержденный год спустя. Утвержденный несмотря на то, что в 2009 г. ЭКОС признал предпроект С. Пошвыкина и С. Суздальцева из мастерской № 8 «Моспроекта-2» ведущим «к полной утрате историко-культурной ценности выявленного объекта культурного наследия, радикальной трансформации его восприятия»:

Президиум ЭКОСа не может одобрить представленные «Предпроектные предложения по строительству гостиничного комплекса в составе проекта реставрации здания с элементами воссоздания в режиме регенерации», предусматривающие разборку части здания, пристройку и надстройку выявленного объекта культурного наследия, полную ликвидацию всего природного ландшафтного окружения главного дома усадьбы и строительства на ее исторической территории 4-этажного здания с многоуровневой подземной парковкой, поскольку планируемые мероприятия практически приведут к полной утрате историко-культурной ценности выявленного объекта культурного наследия, радикальной трансформации его восприятия и нанесут ущерб историко-градостроительным характеристикам территории, примыкающей к Страстному бульвару.

К 2015 г. предпроектные предложения Пошвыкина и Суздальцева эволюционировали в «Проект приспособления для проведения работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности выявленного ОКН», разработанный ООО «Пошвыкин группа» по заказу ООО «Страстной, 11». Справедливости ради следует отметить, что из проекта исчезла (судя по имеющимся в нашем распоряжении материалам) предполагавшаяся предпроектом 2009 г. разборка части основного объема памятника. Впрочем, предмет охраны объекта культурного наследия составлен таким образом, что оставляет фактически беззащитной северную часть Г-образного объема здания – а именно ее, по первоначальному замыслу, предполагалось разобрать, сохранив лишь восточный фасад. Не включен в предмет охраны и западный участок каменной ограды. Поэтому основания опасаться за сохранность этих элементов памятника по-прежнему остаются.

В то же время, планы по застройке участка не изменились. «Приспособление» объекта культурного наследия по-прежнему включает в себя:

– строительство со стороны бокового и дворового фасада памятника 1-5-этажной надземной части с офисными помещениями и 4-этажного подземного объема…

– строительство 2-этажного объема со стороны Страстного бульвара, примыкающего к левой части исторического здания…

– устройство 4-уровневого атриума на стыке исторической и достраиваемой части, в габаритах утерянного зимнего сада.

Памятник предлагается достроить, имитируя подлинник, так что фасад по бульвару удлинится вдвое. Достраиваемая часть возводится за исторической усадебной оградой, с небольшим отступом от красной линии. Согласно документам, решение достраиваемой части «в виде псевдоисторической пристройки, точно повторяющей архитектуру исторического правого крыла здания», было рекомендовано Департаментом культурного наследия. И к этому наполовину подлинному, наполовину поддельному объему будет пристроена сзади пятиэтажная (если не брать в расчет четыре подземных уровня) стеклобетонная коробка «нейтрального стилевого решения, не нарушающего приоритет объекта культурного наследия».

В ходе нового строительства будет снесена западная пристройка, не попадающая на территорию памятника, однако включаемая Предметом охраны в подлежащую сохранению объемно-пространственную композицию здания на 1913 г. Впрочем, о каком сохранении объемно-пространственной композиции можно говорить при полном уничтожении ансамбля усадьбы?

Весной 2015 г. предложенное ООО «Пошвыкин группа» архитектурно-градостроительное решение было одобрено Москомархитектурой. Летом того же года проект прошел государственную историко-культурную экспертизу. Описывая состояние памятника, аттестованные эксперты В.В. Фомин, В.И. Бубнов и С.Е. Шуньгина отмечают, что домовладение городской усадьбы сохраняет все основные элементы: главный дом, флигель, каменную ограду с воротами и сад; «сложившиеся в 1910-х гг. границы владения и объемно-пространственная структура застройки дошли до настоящего времени практически без изменений». Казалось бы, за констатацией сохранности ансамбля должен последовать вывод о недопустимости застройки территории усадьбы. Однако вывод, сделанный аттестованными государственными экспертами, прямо противоположен. Не усмотрев в описанном выше приспособлении объекта культурного наследия противоречий требованиям федерального законодательства об охране памятников, они рекомендуют Мосгорнаследию согласовать представленное решение. Согласовать как регенерацию историко-градостроительной среды то, что уничтожает не только среду, но и непосредственно ансамбль городской усадьбы.

Когда весной 2016 г. экспертиза Фомина, Бубнова и Шуньгиной была опубликована , участники общественного обсуждения сразу же обратили внимание Мосгорнаследия на несоответствие параметров одобренного экспертами строительства требованиям регенерации как «восстановления, воссоздания, восполнения частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды». Однако Мосгорнаследие предпочло в своем решении опереться на регламент 2010 г. Замечания о несоответствии экспертируемого проекта требованиям регенерации признаны необоснованными в силу того, что предложенные параметры нового строительства допускаются градостроительным регламентом участка. Того, что сам этот регламент нарушает требования федерального законодательства, Мосгорнаследие предпочло не заметить. По итогам рассмотрения принято решение «о согласии с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы от 17 июня 2015 г. и одобрении проектных решений «Проекта приспособления» для получения положительного заключения государственной экспертизы».

Приходится констатировать, что термин «регенерация» по-прежнему наполняется самым вольным содержанием, несовместимым ни с духом, ни с буквой закона в виде четкой формулировки, данной в новой редакции Положения о зонах охраны. В сложившейся ситуации «Арх надзор» считает необходимым обратиться в прокуратуру с заявлением о проверке законности согласований проекта строительства на Страстном бульваре, 11. Пора ввести «регенерацию» в рамки дозволенного.

УДК 624; 69; 72 ДЕМИДОВА Е. В.

Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства

Статья посвящена проблеме реабилитации промышленных территорий, особенно актуальной в российских городах. Акцент сделан на изучении понятий, объясняющих процесс восстановления городских территорий, - реабилитация, реконструкция, реновация, ревитализация и др. Автор характеризует элементы реабилитации посредством применения «биологического» подхода к изучению городов. Примером одной из форм реабилитационного процесса выступает обновление промышленных территорий в отечественных городах.

Ключевые слова: реабилитация, реконструкция, реновация, ревитализация, реструктуризация, промышленные территории.

THE REHABILITATION OF INDUSTRIAL TERRITORIES AS PARTS OF THE CITY SPACE

The article is devoted to the problems of rehabilitation of industrial territories which is especially actual in the Russian cities. In article the emphasis is placed on studying of the concepts explaining process of restoration of urban areas - rehabilitation, reconstruction, renovation, revitalization, etc. The author characterizes rehabilitation elements by means of application of «biological» approach to studying of the cities. There is presented examples of rehabilitation process - regeneration of industrial territories in the Russian cities.

Keywords: rehabilitation, reconstruction, renovation, revitalization, restructuring, industrial territories.

Демидова

Владимировна

старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: [email protected]

В современных российских условиях наблюдается крайняя неравномерность пространственного экономического развития. Неправильно сформирована система расселения на муниципальном уровне с отсутствием достаточного числа средних городов и доминированием мегаполисов, которые стягивают капитал, инвестиции и трудовые ресурсы. Взаимодействие регионов малопродуктивно, а мобильность населения крайне затруднена; в стране отсутствуют высокоэффективные территориальные промышленные кластеры, используемая инфраструктура устарела. Решение этих проблем связано с разработкой и реализацией комплексных стратегий, направленных на гармоничное развитие территориальных комплексов.

В связи с этим наиболее актуальные проблемы развития городских территорий заключены в сфере реконструкции городов, упорядочения развития городских агломераций, комплексного преобразования всей среды жизнедеятельности человека, ее экологизации, гуманизации и эстетизации на основе регионализма, который предполагает учет местных градообразующих факторов и условий, что в общем виде представляет собой процесс реабилитации городского пространства.

При помощи реабилитационной политики городские структуры создают своего рода поляризацию пространства, выявляя слабые места и проблемные участки, учитывая инфраструктурные предпосылки (можно составить «карту военных действий»), обеспечивая принятие правильных управленческих решений, определяя формы землепользования, направления и объемы реконструкции и нового строительства. Можно сказать, что политика реабилитации городского пространства - своего рода молекулярная теория развития территории, когда все участники процесса создания среды обитания работают осознанно и взаимоувязанно. В данном случае она обеспечивает разрешение противоречий между собственником и всем городским сообществом.

Реабилитация городского пространства в общем случае представляет собой восстановление. В настоящее время в научной литературе не сложилось общепринятой универсальной научно-технической терминологии в данной сфере человеческой деятельности. В отечественной литературе понятие «восстановление пространства» наполняется различным содержанием: синонимами выступают «переустройство», «обновление», «реконструкция», «модернизация», «реставрация», «реструкту-

ризация», «реновация», «ревитализация» и др. Попробуем разграничить данные термины и обосновать целесообразность использования понятия «реабилитация» в настоящем тексте.

Потребность в преобразовании городского пространства означает фундаментальный сдвиг общественного развития. Век коммуникаций и постиндустриального развития способствует тому, что системность и связность становятся ключевыми характеристиками современного общества, повышая уровень социальной сложности, что приводит к необходимости адаптации городских поселений.

Рассматривая город как социальный организм, Н. П. Анциферов предложил, по аналогии с живым существом, выделить три элемента, которые определяют три подхода к изучению его единства - анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма .

Органической теории города придерживается и М. Г. Диканский, который описывает следующую парадигму в изучении города: «Современная наука о городе рассматривает улицы, площади, рынки, способы сообщения и т. д. как части единого целого, как части городского организма». В деловой части города автор слышит «сердце городского организма», в движении толпы «циркуляционную систему», в электрическом освещении и телефонных линиях - «нервную систему», в административном центре - «разум, контролирующий действия», а душа города проявляется «в стремлениях и чувствах граждан» .

Во многом экстраполяция термина «реабилитация» (лат. re... - вновь + habilis - приспособленный, удобный; rehabilitation - восстановление способности, годности) из медицины в городские теории развития объясняется исследованиями социальной жизни больших городов.

В «Словаре русского языка» приводятся три определения данного понятия: восстановление чести, репутации неправильно обвиненного или опороченного лица; восстановление по суду или в административном порядке в прежних правах; восстановление здоровья и трудоспособности лиц, физические и психические способности которых ограничены после перенесенных заболеваний, травм .

В Энциклопедическом словаре медицинских терминов под реабилитацией подразумевают комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановле-

нию автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесенных или врожденных заболеваний, а также в результате травм . При этом большое значение имеет социальная адаптация больных, пострадавших и инвалидов. По заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, реабилитация определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий, возможный для него уровень функциональной активности» .

В юриспруденции реабилитация - это возвращение лицу ранее потерянных им прав, привилегий, доброго имени, репутации; исправление, перевоспитание преступников; возвращение преступника к нормальной трудовой деятельности и общественной жизни путем использования таких средств, как освобождение на поруки, условно-досрочное освобождение и т. д. В экологии реабилитация - это восстановление, приведение поврежденной экосистемы, ландшафта и т. д. к исходному состоянию.

В связи с развитием реабилитационных явлений с точки зрения экономических отношений представляется необходимым ввести понятие реабилитации в терминологический аппарат градостроительной деятельности. Такой подход означает отказ от рефлексивных пошаговых реакций на конкурентные и внутренние угрозы развития и основывается на стратегии упреждающего формирования условий для устойчивой эволюции города как единого целого.

Термин «реабилитация» применительно к городским территориям впервые появился в связи с реконструкцией и восстановлением целых кварталов многих европейских городов после Второй мировой войны. В Соединенных Штатах Америки необходимость в реабилитации была вызвана процессами джентрифика-ции, происходящими в крупных городах.

В российских городах, вслед за зарубежными, также назрела потребность в обновлении городского пространства. В стране сменился характер урбанизации - она перешла из фазы социалистической, государ-ственно-обеспечиваемой, в ту фазу, где на первый план выходят экономические и социальные интересы частных субъектов экономики, сво-

бодно выбирающих место для своего жилья и бизнеса. Государственные капитальные вложения в развитие городов и территорий сменились частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого коммерческого эффекта.

Тем не менее в отечественной литературе на сегодняшний день понятие реабилитации относительно градорегулирующей деятельности встречается достаточно редко. Процесс реабилитации городских территорий за рубежом означает восстановление городской среды, снос устаревших зданий, обустройство свободных территорий и строительство проектов по новым дизайнерским и конструкторским технологиям .

Автор определяет реабилитацию как организованное преобразование ткани городского пространства, которое достигается в результате одновременной работы по четырем направлениям - техническое обновление, социальное оживление (ревитализа-ция), экономическая модернизация и экологическое восстановление (Иллюстрация 1).

Первым элементом является техническое переоборудование, а именно реконструкция. Реконструкция (от лат. re... - приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и ranstmrtio - построение) - коренное переустройство, перестройка по новым принципам; восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям .

В промышленности реконструкция представляет собой видоизменение, переделку существующих основных фондов на основе их технического совершенствования. Словарь естественных наук гласит: «Реконструкция объекта - проведение строительных работ в целях изменения существующих техникоэкономических показателей объекта и повышения эффективности его использования, предусматривающих: реорганизацию объекта; изменение габаритов и технических показателей; капитальное строительство, пристройки, надстройки; разборка и усиление несущих конструкций; переоборудование чердачного помещения под мансарду; строительство и реконструкцию инженерных систем и коммуникаций. При реконструкции зданий предусматривается полное или частичное освобождение помещений: отселение жителей, вывод организаций и т. д.» .

В Российской архитектурно-строительной энциклопедии (часть IV)

дается следующее определение понятия: «Реконструкция объектов строительства - это приведение строительными средствами зданий и сооружений различного функционального назначения в соответствие с требованиями времени» . Прежде всего, в задачи реконструкции входит устранение морального и физического износа объектов строительства. Реконструкция объектов строительства «должна рассматриваться в связи с градостроительной ситуацией, окружающей средой, которая определяет... параметры реконструируемых зданий» . Обычно реконструкция объектов строительства бывает связана с их частичной или полной перепланировкой в соответствии с изменившимися социальными и техническими требованиями. Обязательным условием реконструкции является обеспечение современного уровня комфорта и благоустройства.

Применительно к градостроительству реконструкция города - это обновление, коренное преобразование исторически сложившегося города (его планировки, застройки и благоустройства), вызываемое современными социально-экономическими, санитарно-гигиеническими и архитектурно-художественными требованиями и осуществляемое на основе достижений науки и техники .

В Градостроительном кодексе РФ также дается понятие реконструкции, под которой понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения .

Е. М. Блехом предлагается другое определение, которое включает не только технико-технологическое, но и экономическое содержание: реконструкция трактуется им как форма расширенного воспроизводства отдельных зданий и всего жилого фонда и застройки города, микрорайона, квартала . Это наиболее широкое, общее понятие, охватывающее все сознательные действия, направленные на улучшение жилой застройки и качества жизни населения.

В Российской архитектурностроительной энциклопедии приводится понятие реконструкции архитектурно-исторической среды городов - «это достаточно свободный. режим строительных работ, подчиненный задачам функционирования объектов историко-культурного наследия в новых социально-экономи-

ческих условиях, допускающий снос ветхих строений, перепланировку. не исключающего возможность использования новых строительных материалов» . Приведенное определение реконструкции архитектурно-исторической среды городов является самым общим понятием реконструкции, объединяющим в себе более частные понятия.

Двумя подвидами реконструкции, которые могут быть отнесены к преобразованию городского пространства, являются реставрация и модернизация.

Реставрация (от лат. restavratio - восстановление) - вид деятельности, направленный на восстановление утерянных качеств объекта реставрации. Это может быть привлекательный внешний вид, практичность и надежность конструкций, элементов отделки, коммуникаций. Существует несколько видов реставрационных работ, которые объединяет единая цель - восстановить утраченные свойства и функции, эстетику объекта.

По А. Ф. Лосеву, «реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле подчиняется его закономерностям^!), 9]. Значительная часть реставрационных работ предполагает воссоздание исторического облика памятника. Вклад творчества реставраторов в этот процесс направлен именно на это, замысел автора памятника должен быть сохранен - это главный принцип реставрации.

Модернизация (от греч. modeme - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества . Это процесс приспособления объекта к новым взглядам и потребностям, придание ему современного облика.

Модернизация представляет собой форму простого воспроизводства. При модернизации выполняется комплекс мероприятий, направленных на снижение физического и морального износа, за исключением увеличения общей площади, изменения объема и назначения здания. Данный термин не пригоден к описаниям городской среды, потому что не передает комплексного характера изменений сложных систем.

Следующим шагом реабилитации является работа с «организмом» города, а именно - реструктуризация.

Реструктуризация (лат. ге... - вновь, снова, назад + лат. stгuctuгa - устройство, строение, состав) - из-

менение структуры чего-либо , в нашем случае - системы управления городским пространством.

Это важный элемент реабилитационного процесса, призванный оптимизировать структуру городского хозяйства и механизм его управления, которые будут обеспечивать уровень эффективности, обеспечивающий ее конкурентоспособность. Реструктуризация - та часть преобразования, где наблюдается самая быстрая отдача, а трудности - самые существенные. Многие города останавливаются на данном этапе, не используя другие направления, что не приводит к новому импульсу развития.

Ревитализация имеет дело с социальной стороной городского пространства и призвана регенерировать социальную активность и гражданскую ответственность.

Ревитализация (от лат. ге. - приставка, обозначающая возобновление или повторность действия + лат. у^аНз - жизненный, животворный, живой - в буквальном переводе «возвращение жизненных сил») - это процесс «оживления» городского пространства путем обеспечения людей качественной и благоприятной средой обитания, предоставления возможностей творческого и профессионального роста, активной социализации и культурного развития. Это наиболее трудоемкий и наименее исследуемый элемент, который, тем не менее, является потенциально наиболее сильным направлением реабилитации.

Реновация (от лат. гепоуайо - обновление, возобновление) - возбуждение процесса роста посредством установления связи города с окружающей средой. Реновация направлена на обменные процессы и предполагает использование внешних источников для своего развития и нивелирование негативных факторов и условий.

Каждое направление реабилитации содержит свой набор инструментов, каждый из которых относится к какой-либо сфере городского «организма», что представлено на Иллюстрации 2.

Применяя концепцию изучения городского пространства как биологического механизма, представленную на Иллюстрации 2, можно сделать вывод, что секрет устойчивого городского развития заключается в способности руководить одновременным взаимосвязанным преобразованием всех его систем (производство, инфраструктура, менеджмент, человеческие ресурсы, отношения с внешней средой и т. д.).

0*еПеТ сос^ог/:

1а С &-РІ г~ 2 і физичеаого эеконст- облика города 1 РУКЦИЯ Реструк- торизация 1 рынков \%\ ■» -о " о о \\ 1 Ш

Межгородская 1 Ренова- Ревита-) ,*0спечение л и за ци я /

\ \ % ® \ ция 5 г ^ 01 £ $

\ Ж / \ х/ /// В, ^ \ \ / £ о \ф%° # I 8 \ %\\ \ 74 і \ л\\ х і % V /

Иллюстрация 1. Четыре элемента реабилитации городской территории

Иллюстрация 2. Общая «биологическая» схема реабилитации городского пространства

Компонентами реабилитации выступают не только улучшение технических характеристик, основанных на современных строительных технологиях и планировочно-композиционных решениях, но институциональное (общественное) и экологическое преобразование. Это сложный процесс качественного воспроизводства городского пространства, обладающий синергетическим эффектом.

Реабилитация пространства города включает в себя не только технические и организационные, но и экономические, юридические, управленческие и другие вопросы и рассматривается как процесс био-лого-социально-экономического преобразования, отражающий новые рыночные отношения между его участниками.

Сущность политики и выбор методов проведения реабилитации городских территорий зависят от политических, экономических, социальных, конъюнктурных и даже природно-климатических факторов. К политическим факторам относятся разработка градостроительной концепции, позиция органов местного самоуправления; к экономическим - возможности бюджетов всех уровней управления, потенциальных инвесторов, в том числе и населения; к социальным - удовлетворенность населения качеством городского пространства, улучшение показателей качества жизни; к конъюнктурным - состояние спроса и предложения, уровня цен на рынках недвижимого имущества.

Изучив зарубежный опыт обновления городских пространств, можно утверждать, что типичными предпосылками реабилитации городских участков выступают:

1 низкое качество функционирования городских зданий и сооружений, вызванное неблагоприятными погодными условиями и длительным периодом эксплуатации;

2 нерациональное зонирование территорий, не обеспечивающее экологическую, санитарную и транспортную безопасность населения;

3 необходимость восстановления исторической ценности памятников архитектуры и старых городских кварталов;

4 переход на такой тип муниципальной политики (как во Франции), задачей которой является социальная интеграция и стимулирование инвестиционного процесса в качестве рычагов управления экономическим ростом;

5 добровольное желание горожан и инвесторов содействовать прогрессу городского развития;

6 смена конфигурации социальной картины города, изменение местного или регионального имиджа. Целью территориальной реабилитации является улучшение качества городского пространства, а следовательно, повышение уровня жизни горожан. Суть данного действия заключается в максимально эффективном использовании возможностей территорий; обеспечении их устойчивого развития; повышении конкурентоспособности и развития социальноэкономического потенциала .

Россия только вступила на путь развития административно-территориальных единиц по принципу корпоративной стратегии. Однако актуальность комплексной реабилитации территорий отечественных городов не вызывает сомнений.

Во-первых, сложившаяся структура города «советского» типа лишь частично отвечает рыночным условиям, отличаясь низким качеством жилья и рекреационных зон, высокой долей промышленно-складских территорий в центре города, неблагоприятной транспортной ситуацией (уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует нагрузке и не поспевает за ростом автопарка в городе).

Во-вторых, процессы трансформации городских экономических функций, развитие новых технологий, рост доходов населения и изменение их потребностей выдвигают новые требования к качеству городской среды.

В-третьих, в стране сменился характер урбанизации. Государственные капиталовложения в развитие городов и территорий сменились частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого коммерческого эффекта.

Промышленные предприятия и транспортная сеть на их территории - традиционно устойчивые с градостроительной точки зрения структуры. Сейчас они вынуждены становиться более динамичными и вживляться в общую городскую инфраструктуру, чтобы избежать постепенной деградации и упадка.

Заводы-гиганты и их огромные промышленные территории со всеми прилегающими административными зданиями, производственными помещениями, складами и отлаженной транспортной инфраструктурой занимают огромную территорию в географическом центре отечественных городов. Все перечисленные факты делают данную территорию чрезвычайно привлекательной для девелоперов.

В советский период промышленные предприятия строились преимущественно на окраинах города, постепенно «обрастая» жилой зоной. Сегодня они оказались полностью окруженными жилой застройкой, которая имеет свою разнообразную структуру, предметно-пространственную среду, не связанную с промышленными зонами по архитектурно-художественному облику и уровню благоустройства. В результате эти зоны существуют сами по себе.

В Советском Союзе и отечественной литературе тех лет уделялось внимание обновлению морально и физически устаревших зданий и кварталов; реконструкции промышленных объектов; однако аспект этих знаний носил сугубо технический характер, что не отвечает реалиям современности, когда необходимо восстанавливать (трансформировать) целые зоны, учитывая социальные, экологические и экономические последствия данных преобразований. Научные организации в то время занимались схемами упорядочения промышленной застройки; основные варианты обновления городской среды сводились к решению транспортных проблем, а также планировочных задач посредством расчленения крупных промышленных комплексов на более мелкие составные единицы, в результате чего город получал более открытую структуру. Однако данные предложения редко реализовывались на практике, поскольку у городских властей отсутствовал механизм управления процессами территориальной трансформации.

Рыночная экономика и новая законодательная база предоставили органам местного самоуправления, бизнесу и жителям право самим распоряжаться вопросами городского переустройства. Сегодня редевелопмент промышленных территорий способен принести очевидные результаты как городу (изменение внешнего облика), так и предпринимателям, готовым вложить средства в бывшие заводы. В последнее десятилетие в стране появились первые результаты реабилитации «промышленных зон».

Конверсия бывших промышленных территорий представляет необычайный градостроительный интерес для большинства индустриальных городов. В ходе деиндустриализации освобождаются площади в существую-

Иллюстрация 3. Двор дома по ул. Комсомольская, 76, Екатеринбург, Свердловская область. URL: http://www.mira39. ru/gallery/13

щих границах поселений, и, что наиболее привлекательно для инвестиций, - в центральных районах городов. Эти площади могут использоваться для развития городской инфраструктуры, строительства жилья, совершенствования транспортной системы.

В городе Екатеринбурге согласно Генеральному и Стратегическому планам развития был определен перечень промышленных предприятий, планируемых к выносу за городскую черту. Некоторые собственники предприятий сами выступают в роли инвесторов: например, «Уралобувь» строит жилой комплекс «Университетский» на месте бывшей фабрики (Иллюстрация 3).

На месте шарикоподшипникового завода был построен жилой комплекс «Бажовский» (Иллюстрация 4).

Ключ к положительному эффекту от таких проектов лежит в их полифункциональности. Это означает отказ от огромных моноструктур в застройке, как, например, крупные торговые комплексы, однофункциональные общественные центры либо крупные селитебные образования без интегрированной в них инфраструктуры.

Наиболее востребованной частью программ по реабилитации индустриальных зон являются проекты преобразования старых неработающих заводов и фабрик в значимые для города объекты (музеи, картинные галереи, кинотеатры и т. д.). Дисфункциональные городские пространства - бывшие промышленные площади, портовые терминалы, территории казарм или устаревшие транспортные узлы - требуют нового использования. Так, Невьянский историко-архитектурный музей располагается в здании бывшей электростанции XIX в. рядом с башней (Иллюстрация 5).

Иллюстрация 4. Жилой комплекс «Бажовский», Екатеринбург, Свердловская область. URL: http://www.bazhovsky-pr. ru/gallery3/index.php/SDC11957

Иллюстрация 5. Музей в здании бывшей электростанции и Невьянская башня, г. Невьянск, Свердловская область. URL: http:// wikitravel. org/ru/%D0%A4%D 0%B0%D0%B9%D0%B B:Nevyansk-tower2.jpg

Иллюстрация 6. Выставочный центр креативного пространства «Ткачи», г Санкт-Петербург URL: http://www.kommersant. 1^^^1882536

Еще одним вариантом реконструкции промышленных сооружений без их абсолютного сноса является их переориентация под жилые помещения - лофты (Иллюстрация 6). Лофтом на Западе называют жилые помещения, переоборудованные на базе старых индустриальных зданий - производственных или складских пространств с высокими потолками и сохранением основных конструкций. При этом возникает новая форма организации жилого помещения: внутреннее пространство представляет собой единый объем, за исключением изолированных подсобных помещений и санузлов.

Сейчас стиль «лофт» становится популярным и в России: в Москве, Петербурге, Чебоксарах и Екатеринбурге уже построены бизнес-центры и жилые комплексы. Однако в настоящее время в России застройщикам подчас проще снести старый завод или фабрику и построить на освободившемся месте новое здание. Лишь немногие из них решаются браться за реконструкцию исторических (но не охраняемых государством) построек. Так же популярна «стилизация» частных апартаментов под «лофт».

Заключение

Основным направлением реабилитации промышленных зон за рубежом является техническое перевооружение промышленных объектов с последующим изменением своего функционального назначения (вплоть до прямо противоположного - жилого, культурного, общественно-делового) .

история успеха обеспечивают городам новые экономические возможности, необходимое сегодня качество жизненного пространства, рабочие места и смысл существования .

Список использованной литературы

1 Блех Е. М. Социально-экономическая эффективность реконструкции и модернизации жилищного фонда/ВНИИТАГ: обзор//Жи-лые здания: обзорная информация. М., 1989.

2 Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. : электронный справочник: в 30 т. online. URL: http://great-soviet-encyclopedia. ru (дата обращения: 11.03.2012).

3 Большой экономический словарь/под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2002.

4 Вальчук Э. А. Диспансеризация и медицинская реабилитация. URL: http://minzdrav.by / med/docs / journal/St_2009_N2_3.pdf (дата обращения: 09.01.2012).

5 Градостроительный кодекс Российской Федерации. № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 г. Официальный текст. М., 2005.

6 Демидова Е. В. Проблемы реабилитации городских пространств // Академический вестник Урал-НИИпроект РААСН. 2009. № 2. C. 52-56.

7 Диканский М. Г. Проблемы современных городов (движение в больших городах, кризис жилища). М., 1925.

8 Зарубежные и отечественные традиции в исследовании города/Центр социологических и маркетинговых исследований «АНАЛИТИК».

URL: http://socio-research.

ru / svd / cnt/ru/fldr_mainmenu / fldr_publications/fldr_thesis/fldr_ dnv_citymodification/fldr_dnv_ abstract / fldr_chapter_01 / cnt_ chap_01_03 (дата обращения:

9 Культура как локомотив развития города. М., 2006.

10 Лосев А. Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

11 Лысова А. И. Реконструкция зданий. Л., 1979.

12 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.

13 Политика городского восстановления. Опыт Франции/Документ Генерального управления урбанистики, жилья и строительства. Июль 2001 г.

14 Российская архитектурностроительная энциклопедия. Т. 4. URL: http://www.gosstroy. ru/rasee.ru (дата обращения: 20.10.2012).

15 Словарь по естественным наукам. URL: http://www.glossary.ru (дата обращения: 14.02.2012).

16 Шер М. Чувство лофта // Огонек. 2012. № 11.

17 Энциклопедический словарь медицинских терминов/под ред. Б. В. Петровского. М., 1984. Т. 3.

18 Энциклопедический словарь экономики и права. URL: http://

Потребность в регенерации промышленных территорий связана с изменением структуры индустриального производства и переходом его на новые технологии. В результате роста городов постиндустриальные зоны вошли в границы центрального планировочного района и образовали так называемый "серый пояс". Городская среда «серых зон» отличается высокой степенью депрессивности, однако имеет высокий градостроительный потенциал. Отечественный и зарубежный опыт проектирования и регенерации таких территорий показывает, что для устойчивого развития городов необходимо включение этих земель в программы градостроительного развития . Непрерывный рост города за счет изъятия из пользования сельскохозяйственных земель, требует больших затрат на освоение и подвод коммуникаций. Такой подход противоречит требованиям устойчивого развития территорий, провозглашенным ООН в XX столетии . Городская среда исторических городов должна быть привлекательна и безопасна для жителей и гостей города, что подтверждает необходимость их регенерации и повышения капитализации этих земель. Реализованные проекты регенерации бывших промышленных и коммунально-складских территорий Москвы и Санкт-Петербурга ("Красный октябрь", бывший завод "Флакон", "Серп и молот") показали, что потенциал таких территорий высок, а при внедрении функции жилища, составляющий 55 % и более от коэффициента плотности застройки, повышается инвестиционная привлекательность этих земель.

Объектом исследования является территория в границах улиц: ул. Ленинградская, ул. Петина, Пошехонское шоссе, до окружнойжелезной дороги.

Целью исследования является апробация методики послойного анализа территории для выявления скрытого средового потенциала места. Аналитическая работа осуществляется для выявления конфликтных зон и составления проектного задания регенерации территории.

Методы исследования: натурное обследование территории, фотофиксация, анализ градостроительных норм и регламентов, изучение теоретических источников по регенерации бывших складских и промышленных зон.

Методика комплексного анализа заключается в стратификации элементов среды и синтеза полученных результатов. Наложением страт выявляются конфликтные узлы, требующие первоочередной регенерации. В ходе анализа объектов инфраструктуры было выявлено: большой процент территории занимают хаотично отстроенные гаражные кооперативы, к которым примыкают такие объекты обслуживания как автосервисы, объекты торговли (магазины автозапчастей) и мелкие ремонтные мастерские. Основные точки коммерции деловой и образовательной направленности сконцентрированы вблизи улицы Ленинградской и Пошехонского шоссе и обслуживают потребности города. Открытые пустующие территории примыкают к ветке железной дороги. Северо-западная зона исследуемого участка представляет собой охраняемый ландшафт, окружающий объекты культурного наследия. Жилая функция на данной территории практически отсутствует и преобладает малоэтажная застройка.

Рисунок 1. Градостроительный анализ территории

Рисунок 2. Фотофиксация территории

Коэффициент застроенности территории и коэффициент плотности застройки зоны промышленных объектов I-V зоны определены как FAR=0,52 и BCR=0,23. Нормативные показатели зоны промышленных объектов I-V зоны определены как: FAR=2,5 BCR=0,6 . Выявленные показатели говорят о неэффективном использовании территории. При натурном анализе озеленённых пространств авторы выделили благоустроенные и запущенные зелёные участки. Наблюдение показало недостаток озеленённых ухоженных пространств на территории, наличие русла реки Золотухи с полностью искаженным природным ландшафтом, наличие пустырей и почти полное отсутствие зеленых насаждений общего пользования (рис. 1). Натурный анализ подтверждён фотофиксацией на рисунке 2.

Следующим этапом методики является анализ транспортно- пешеходной доступности. Он показал, что территория ограничена двумя магистральными улицами городского значения ул.Ленинградская и Пошехонское шоссе и магистралью районного значения ул.Петина и имеет большое количество внутренних проездов. Территория имеет хорошуютранспортную связь с центром и другими районами города за счёт наличия остановок общественного транспорта в радиусе доступности, однако остутствует доступность из ядра территории с другими районами города. Пешеходная активность наблюдается лишь по периметру территории, а в центре отсутствует.Причин такого явления несколько. Во-первых, на внутренней территории отсутствуют пешеходные тротуары и освещение, во-вторых сервисы, находящиеся на внутренних территориях не конкурентоспособны для привлечения больших потоков покупателей. Северная граница исследуемой территории ограничена железнодорожными путями, имеющими многочисленные ветки, образующие тупиковые железнодорожные въезды для загрузки бывших промышленных площадок. Это обстоятельство имеет важное значение при выборе концепции использования данного потенциала(рис. 3).

Таким образом, можно сказать, что территория обладает хорошим транспортным потенциалом, не только для обслуживания общественным транспортом, но и большие территориальные резервы для организации парковок для индивидуального транспорта, а также железнодорожные пути для загрузки.


Рисунок3. Анализ транспортно-пешеходной доступности территории

При анализе кадастровой карты было выявлено три категории собственников: частная собственность, муниципальная собственность и собственность публично - правовых образований . В частной собственности оказался сравнительно малый процент земли, при этом остальная территория за исключением основных проездов муниципалитетом сдаётся в аренду (рис. 4). Средняя стоимость земли за квадратный метр составляет 1010р. По сравнению со стоимостью земли в центре, которая составляет 1200 р,можно говорить о её высокой ценности.

Рисунок 4. Анализ собственников территории в границах красных линий

Завершающим этапом аналитической работы стало изучение правил землепользования застройки города Вологды. В результате анализа карты были выявлены территориальные зоны: 1) жилая; 2) общественно-деловая; 3) производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур; 4) зона специального значения. Исследование этого слоя позволило сделать вывод, что восточная половина территории, примыкающая к ул. Ленинградской может развиваться как зона общественного, делового и коммерческого значения, имеющая выход к природномуводоразделу реки Золотуха, благоустроенная береговая линия которой повышает инвестиционную привлекательность этого участка.А территория правого берега Золотухи, имеющая значительный транспортно-железнодорожный потенциал может быть регенерирована на основе производственной функции (рис. 5).


Рисунок 5. Анализ регламентов и правил землепользования застройки

Таким образом, наложение страт позволяет сделать вывод, что исследуемая территория обладает высоким градостроительным потенциалом, требующим проекта регенерации территории. Наиболее остро конфликт интересов возникает в западной части участка, где малоэффективная промышленность, не приносящая высокой прибыли может быть заменена более плотной общественно-деловой и жилой застройкой. Обновление территории должно происходить поэтапно, начиная с реставрации объектов культурного наследия и ревалоризации коммунально-складской зоны. Необходимо обновить существующую и обеспечить будущую застройку новой дорожно-транспортной сетью. Новое строительство необходимо вести с параллельным сносом ветхих зданий и сооружений производственного и коммунально- складского назначения, с переносом последней в отдельную зону (в виде логистических центров и паркингов).

Список литературы:

  1. Анисимова Л.В. Методические основы регенерации исторической городской среды: учебное пособие / Л.В. Анисимова, Л.Ю. Анисимов, Е.Н. Титоренко, В.Ю. Анисимов: под ред. Л.В. Анисимовой; Мин-во обр. и науки РФ; Вологод. гос. ун-т.-Вологда: ВоГУ, 2017-97с.
  2. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 3-4 июня 1992г. [Электронный ресурс]// ООН: сайт.-Режим доступа:http://www.on.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/riodecl.pdf.
  3. "Серп и молот. Результаты конкурса".Электронный ресурс–Режим доступа:https://archi.ru/russia/54655/serp-i-molot
  4. Региональные нормативы градостроительного проектирования Вологодской области. Электронный ресурс- http://nashdom.vologda-portal.ru/planning/documents/normativy_gradostroitelnogo_proektirovaniya.
  5. Публичная кадастровая карта г.Вологды. Электронный ресурс-https://pkk5.rosreestr.ru/

Решение многих проблем в обеспечении устойчивого развития современного города зависит от целенаправленного проведения мероприятий по регенерации городской среды, в частности, по использованию тех промышленных территорий, которые утратили свои функции. По существу, речь идет об экологической реабилитации территорий с целью частичного восстановления их природного потенциала и оздоровления окружающей среды.

В процессе развития города часть промышленных территорий выводится из постоянного использования, сохраняя, в основном, инженерную инфраструктуру и многие производственные строения. Превращение таких фрагментов городской структуры в источник экологической напряженности в значительной мере связано с тем, что в них, как правило, отсутствуют элементы озеленения и благоустройства, нарушен или уничтожен почвенный покров. К числу наиболее характерных особенностей бывших промышленных территорий относятся хаотичность застройки, отсутствие композиционной и функциональной связей с окружением, неорганизованность пешеходных подходов.

В то же время по своему территориальному размещению многие из промышленных участков обладают удобными связями с водными пространствами и располагаются вблизи исторических районов города. Характер постиндустриального ландшафта становится особенно конфликтным по отношению к прилегающим кварталам жилой застройки, для жителей которых такое соседство отражается на условиях окружающей среды и сокращает возможности постоянного контакта с природой.

В этих условиях поэтапное возвращение природы в такие городские пространства означает переход к более устойчивому состоянию среды, но принципиально важным является выбор новых функций территории и отдельных промышленных объектов, отвечающих экологическим и эстетическим требованиям. Гармонизация среды в данном случае предполагает дифференцированное отношение к сохраняемым промышленным строениям, выбор наиболее рационального соотношения участков преобразования, восстановления или реконструкции ландшафта. Новое качество постиндустриального ландшафта определяется интересами его полноценного использования населением, но в значительной степени связано и с достижением большей эстетической согласованности с ближайшим окружением.

Ландшафтной организацией бывших промышленных территорий необходимо решить такие задачи, как формирование системы пешеходных направлений и буферных транспортных пространств, определение последовательности и оптимальных размеров воссоздаваемых озелененных участков, сокращение отрицательного воздействия поверхностей с асфальтовым покрытием, восстановление нарушенных участков берегов водоемов, ликвидация последствий размещения различного рода свалок.

Одним из основных резервов в повышении экологической устойчивости постиндустриального ландшафта является использование открытых пространств в интервалах между производственными зданиями для увеличения природного потенциала территории. Качественное изменение среды в данном случае предполагает комплексное рассмотрение существующих производственных зданий и их окружения для создания системы пространств, обладающих возможностью совместного использования в зависимости от вносимых новых функций.

Необходимо отметить, что даже при сохранении лишь нескольких промышленных построек с последующим возведением зданий самого разного назначения, включая жилые и общественные с широким набором функций. Превращению их в своего рода символы пространства во многом может способствовать ландшафтная организация их окружения, отвечающая характеру нового использования промышленного здания.

Применение ландшафтного дизайна в таком контексте определяется особенностями размещения перепрофилируемых зданий по отношению к основным пешеходным и транспортным связям, масштабам открытых пространств и характером их предстоящего использования. Упорядочение основных подходов к объекту, соответствие выбранной схеме функционального зонирования, придание характерной геометрии пространству и преобразование поверхности земли составляют особенности и направления использования ландшафтного дизайна в качественном обновлении бывших промышленных территорий.

Размещение на территории и в корпусах бывшего индустриального предприятия "IWKA Карлсруэ - Аугсбург" современного Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (Германия) в 1997 г. стало одним из примеров радикального пересмотра роли промышленного объекта в обновлении городского ландшафта. Не обладающий особой архитектурной выразительностью 300-метровый производственный корпус был превращен в уникальный досуговый комплекс на основе использования новейших технологических достижений.

Гармоничность среды вокруг бывшего промышленного предприятия проявляется не менее рельефно в вечернее время за счет удачного решения системы подсветки деревьев, встроенной в поверхность земли в каждом из модулей.

Учитывая острую потребность в организации досуга жителей районов, примыкающих к промышленным зонам, целесообразно использовать все существующие пустыри для проведения работ по преобразованию ландшафта. Превращение отдельных индустриальных объектов в центры культуры, науки и технологии предполагает соответствующие изменения их ближайшего окружения. Качество среды, ее выразительность и разнообразие, становятся одним из наиболее существенных критериев при оценке пригодности бывших промышленных территорий для многофункционального использования. Проведение выставок и музыкальных фестивалей, концертов и спектаклей под открытым небом, обустройство детских игровых пространств в нетрадиционном окружении составляет лишь часть возможных вариантов наполнения постиндустриального ландшафта.

Поэтапное преобразование ландшафта промышленных территорий крупного города позволяет включать в сферу использования населением ранее недоступные участки, утратившие свои начальные функции и пришедшие в упадок. Возвращение природы на такие территории, ее компенсирующее воздействие на окружающую среду могут проявляться наиболее заметно в случае создания непрерывной системы озелененных пространств.

Одним из вариантов подобного превращения стало проведенное в Берлине осушение русла городского канала, утратившего первоначальное значение в качестве водной коммуникации в черте промышленного района, с последующим созданием системы озелененных пространств. Проведение таких изменений в структуре ландшафта позволило решить целый ряд экологических, эстетических и социальных проблем. Взамен загрязненного водного пространства население получило систему цветущих малых садов и прогулочных аллей, расположенных между высокими стенами по берегам бывшего канала. Изолированный от шумных и загазованных городских транспортных магистралей, этот фрагмент территории превратился в место прогулок, отдыха населения различных возрастных групп и игр детей.

Ландшафтная организация бывшего русла городского канала заключалась в разделении участков для пешеходных прогулок и мест тихого отдыха, масштабном разграничении протяженного пространства и создании контрастных декоративных композиций из цветов и кустарников на пересечении нескольких каналов. Использование вьющейся растительности позволило создать "зеленую галерею" вдоль береговой стенки и зрительно сократить масштаб открытого пространства.

Приведенные примеры создания компенсирующей природы на бывших промышленных территориях свидетельствуют о необходимости поэтапного изменения этих фрагментов городской среды с целью наиболее эффективного использования территориальных резервов города для повышения его экологической устойчивости и улучшения условий жизни населения.