Общенаучные принципы исследования в возрастной психологии – принципы системности, детерминизма, развития. Принцип системности в психологии развития Принцип системности в отечественной психологии

16. Принцип системности в психологии.

Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.

Системный анализ: выделение составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.

Предшественников принципа системности в психологии:

    холизм (вне целостности теряется сущность)

    элементаризм (в системе соединяются элементы, сущности которых не изменяются целым)

    эклектизм,

    редукционизм,

    внешний методологизм

Зарождение системного подхода - Аристотел ь. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа - системообразующий принцип жизни тела.

. Изоморфизм - наличие однозначного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой (у гештальтисто в: пространственная конфигурация восприятия изоморфна пространственной конфигурации соответствующих участков возбуждения в мозге).

В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности.

Соединение системного и причинного анализа:

Концепция И.М.Сеченова (есть объективно данная сенсомоторная деятельность организма и есть внутренний план как интериоризованный, но при этом преобразующий «дубликат» этой деятельности)

(Может происходить подмена понятия субъекта понятием системы посредством обращения к целесообразности (включая ориентировку организма на «потребное будущее»). Но тогда понятие системы служит уже не принципом в рамках разработки психологической теории, а звеном, позволяющим).

Л.С,Выготский: два вида систем у человека:

    социальная ситуация

    знаковая система как путь к культурной детерминации

М.К.Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий «...психология - это особая сфера мыследеятельности, по сути дела захватывающая весь универсум жизнедеятельности, весь социум, с множеством научных предметов и разного рода техник - антропотехник, психотехник, культуро-техник и целый ряд практик... включая практики "коммуникации" и "взаимодействия"»

Б.Ф.Ломов трактовка психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целое:

    полисистемность бытия человека

    интегральность его качеств и свойств

    единство пси отражения и деятельности, видоизменяющей действительность

Пути реализации системного подхода в психологии:

    рассмотрение явления в нескольких планах (или аспектах): микро- и макроанализа, специфики его как качественной единицы (системы) и как части родовидовой макроструктуры

    рассмотрение психических явлений как многомерных, для которых абстракция, реализуемая последовательным их рассмотрением в каком-то одном плане, не должна закрывать всех других возможных планов.

    система психических должна рассматриваться как многоуровневая и иерархическая. Соподчиненность и автономия уровней - важнейшие условия саморегуляции системы.

    множественность отношений, в которых существует человек, влечет за собой множественность и разнопорядковое™ его свойств. Построение «пирамиды» этих свойств предполагается в кооперации с другими науками.

    не может быть универсальной формы детерминации. Детерминация может рассматриваться и в качестве биологической, и социальной, и в качестве каузальной связи и в качестве некаузальных типов связи.

    принцип развития, в котором происходит разрешение противоречия между причинами и условиями, исстемами и подсистемами и т.д.

Но этот подход надо еще специализировать под психологию. Есть споры о его реализации.

17. Принцип развития

1. Принц разв связан с принятием генетич т.з. на предмет изучения. В пси это: представ о фило-, онто- и актуалогенезе.

2. Принц разв связ с сущест психического только в его процессуальном развитии.

3. генетич путь изуч связан:

а) с содерж основанием теории

б) с методои построения исследования

в) как методол опора в рамках люб теор, где обсужд движущ силы разв и факторы на него влияющие (у нас – вед. Деятельность и новообразования, в зар психологии - «конечная» причину – движ психич разв к некот финальному сост: Э.Эриксон, Пиаже – стадия операциональн интел)

Принц разв реализуется также в исслед психики взрос чел – на ур микрогенетич анализа, как актуалгенез психич процессов

4. не всяк временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктуриров психол систем – важный критерий развития.

Анцыферова : развитие (в широк смысле) – изменение системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований.

Особенности процесса разв:

    необратимость (возвращ сис на исход ур по всем показателям не возможно)

    обязательно одновременно включает прогресс и регресс (прогрессив разв обяз включ в себя элем-ты регрессии, т.к. выбор одного из направл разв оставляет нереализованными многие другие)

    неравномерность разв (качест скачки сменяются постепенным колич накоплением)

    зигзагообразность разв (разв сопровождается временным ухудш функционирования сис, т.к. когда формируется принципиал нов структур, то на начальн этапах функционирования она работает хуже, чем старая. Прим: когда реб перестает ползать и начинает ходить)

    иерархич принц разв (при появ нов ур функционирования, старый сохраняется в качестве одного из иерархич ур нов сис. Прим: нагляд-дейст и нагляд-образ мышл остаются при появл понятийного)

    единство тенденции к качест изменению и тенденц к устойчивости (успеш разв не возмож без сохранения достигнутого)

6. Проблемы связ с прониманием принц разв:

Роль наслед-ти и среды

Периодизации разв

Модели разв личн

Смена одних законов и факторов детерминации разв другими (АН Леонт: законы биол эвол сменяются в филогенезе законами общ-ист разв, и разв психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общ-ист опыта).

7. Божоович: связь принципов активности, разитияв и системности (в процессе разв происходит качест преобраз личн реб, причем оно происходит на основе его собст активной деят-ти и его собст активного отнош к среде) Процесс самодвижения – понятие, кот объединяет принц-ы активности и разв. Нов понимание детерминации как самодетерминации .

8. Сложность понимания принципа разв связ с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изуч, - как базов категория, - как объяснит принц.

    Эмпирическая и теоретическая психология.

В естествознании методологическим основанием построения теоретического знания служит использование так называемых идеальных объектов . Теоретическая модель полагается на изучаемую реальность. Гипотетическое знание, с одной стороны, оформляется средствами идеализации (включая моделирование и мысленные эксперименты), а с другой - проверяется по отношению к возможности описания и объяснения этой реальности с помощью устанавливаемых законов.

Для гуманитарных наук может быть неадекватной как идея полагания (дедуцирования) законов на изучаемую реальность, так и путь построения идеализированных объектов. Но в них также используются пути критической проверки обобщений , полагаемых в качестве теоретических предположений.

Экспериментальный метод предполагает верификацию (опытную проверку) и фальсификацию гипотез. Экспериментальные модели, отражают понимание причинно-следственных отношений в изучаемой системе переменных, репрезентирующих изучаемую психологическую реальность.

Эмпирическая проверка теоретических гипотез.

В междисциплинарных исследованиях и проблемно ориентированные формах исследовательской деятельности. Происходит сращивание в единой системе теоретических и экспериментальных деятельностей, фундаментальных и прикладных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними.

В истории:

Роджер Бэкон: «опытная наука». Двоякое представление об опыте:

    приобретаемый с помощью «внешних чувств».

    духовный, когда ум идет по пути познания, обретая «внутреннее озарение», не ограничиваемое ощущениями. Духовные предметы познаются и через их «телесные следствия», и рационально - умом.

Фрэнсис Бэкон развил учение об опыте: опосредствование опыта орудиями: «умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Но «идолы» ума и мешают познанию, ум должен от них освобождаться. Необходимость соединения опытного и рационального в познании.

(Современность: постнеклассическая наука: требование учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом, которые не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием).

Прелположил возможность эмпирического изучения психических процессов и явлений. Одновременно вводит индуктивную логику в законы познания.

Декарт продолжил эмпирическую линию в изучении сознания.

Локк также различал два вида опыта, исходящего из ощущений и восприятия действий нашего ума (т. е. рефлексии). Нет в сознании ничего, что не пришло из опыта, но основную роль в закономерной душевной жизни играет соединение идей деятельностью разума.

Сегодня в научной (академической) психологии не говорят отдельно о теоретической и эмпирической ее ветвях, а сопоставляют разные методы эмпирической проверки теоретических гипотез . Общую цель - получение научного психологического знания – и формулирование психологических законов, так и выявление эмпирических закономерностей или опытных данных, на основе которых возможна проверка теоретических обобщений.

Бонус(непонятно как это относится, но тоже может, пригодится):

Классификации теоретических методов (по Дружинину)

    де дуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;

    индуктивный - восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

    моделиро вание - по аналогии, "трансдукция", умозаключения от частного к частному.

Классификации методик:

      по особенностям психологических гипотез:

    описательные и объяснительные,

    гипотезы о развитии,

    гипотезы каузальные (или причинно-следственные),

    гипотезы о связях между переменными (проверяются в корреляционных исследованиях),

    количественные гипотезы - о виде функциональной зависимости

      по отношению к изучаемым процессам:

    активное (эксперимент)

    пассивное (фиксация проявлений той или иной психологической реальности - методы наблюдения, корреляционного подхода, объединяемые в класс пассивно наблюдающих).

19. Гуманистические идеалы и новые горизонты психологического знания.

Зинченко: гуманитарная парадигма отеч пси начинается со шк Выготского – Теплов, Узнадзе, Бернштейн. Естественнонаучный подход связан с односторонней ориентировкой на физиологию мозга.

Брушлинский: поворот от ЕНП уже произошёл, не на основе ГП, а не через раскрытие принципов активности и субъектного опосредования.

Розин: не получается построить пси на основании ЕНП. Выготский построил культурно-историческую пси, а не ЕН, тем самым показал, что научная пси не обязательно естественнонаучная.

Пузырей: неправильно использует принцип дополнительности для обоснования необходимости дополнения психологического описания психотехническим.

С общей идеи гуманизации научно-практических задач в психологии согласны все, но отличие гуманитарной парадигмы от ЕПН, которые назывались в рамках круглого стола 1993 года, характеризует особенности любой науки на этапе её неклассического развития.

Братусь предлагает выстроить аксилогическую направленность, которая характеризует постнекласс состояние науки – поворот от гуманитарной парадигмы к эсхатологической. Построение единой картины мира, где нет разных парадигм.

Нильс Бор распространил принцип дополнительности на гуманит науки – знание порождается в процессе его изучения. Стираются разницы между ЕНП и ГП и нету как такового гуманитарного мышления, есть научное и ненаучное.

Кузнецова: ГП не выход из кризиса, т.к. нету гум мышления. Вместо этого царит вкусовщина. Метафора психологии как науки о лешем, которого никто не видел.

Общее направление движения пси – поворот лицом к человеку в мире.

Использование экспериментально метода неправомерно отождествлять с принятием позитивистских установок, т.к. в нём происходит реконструкция ненаблюдаемых процессов. Из ЕПН берётся только логика исследования, которая общая и для других гуманитарных наук, а не ЕН картина мира.

Описательная психология Дильтея не может быть понятой как родоначальница как родоначальница ГП, т.к. метод её исследования аналитический. Сама дихотомия ЕНП и ГП свидетельствует о поисках в путях развития научной психологии, но останавливаться на ней неправильно. Настойчиво их разграничивать непродуктивно. В любом случае важна критичность мышления. Например метод критического анализа источников – аналог экспериментального в истории.

Наличие гуманистичесих установочных принципов (ориентациян а челвоека, раскрытия роли смыслов, гум цели и т.д.) не связано с отказом от логики дискурсивного мышления и экспериментального метода.

В психологическом познании ценности не могут быть вынесены вне процесса взаимодействия человека с человеком независимо от того – экспериментальное или психотерапевтическое это взаимодействие. Психологические практики могут быть антигуманными и манипулятивными, также как эксперимент может быть гуманным. Техники сами по себе не задают развития личности в рамках гуманитарного идеала. Неверно отождествление гуманистической психологии с идеалами ГП. Теория относятся к гуманистическим по предмету изучения и принципу отношения к нему. Неверно считать теории относящиеся к гумм парадигме по ориентации на неэкспериментальный подход. Тогда туда можно отнести и нарративный подход.

Обе парадигмы различаются провозглашемыми идеалами, которые относятся к разным эпохам в представлении целей психологии. В гуманитарной изучаются уникальные духовные феномены, во взаимоотношениях с изучаемым объектом изучение сочетаются с интерпретацией. Изучение способствует духовному росту. Проблема деструктивной психотерапии. Построение практики без теоретического мира невозможно. Даже практическая психология видит смыслов своей методологической рефлексии – Василюк, Пузырей.

В поисках новых горизонтов не надо отказываться от одних парадигм в пользу других – психология мультипарадигмальна. Ориентировка на познание самоорганизующихся систем сближает разные типы научного мышления. У гуманистической психологии нет своих методов и эти идеалы можно реализовывать и методами других психологий. В разных психологических школах используются надындивидуальные схемы познания от античности до постнекл. В соответствии с философией Фейерабенда не должно быть методологич принуждения, за исследователем есть право выбора.

Гуманитарный идеал научного познания предполагает особый тип объекта изучения (уникальные, духовные феномены), изучение как взаимоотношение с изучаемым объектом (отсюда этический подход и проблема ответственности психолога), сочетание изучения и понимания (интерпретаций), такое изучение, которое способствует духовному процессу в человеке.

Развитие личности как высшая ценность видится при этом только в практиках психологов гуманистического направления.

Личностный рост в качестве цели психотерапевтического взаимодействия не может рассматриваться бесценностно: критично оцениваться может и сам факт направления личности в ту или иную сторону (пусть и вместе выстраданную), и сама подмена идеи вспомоществования изначальной ценностью гуманистического идеала, связываемого в данном случае не с личностью психолога, а с флагом, маркирующим его как представителя того или иного направления.

Не путать гуманистическую психологию и гуманитарную парадигму!

    Личность представляет собой уникальную и неповторимую целостность, изучать которую необходимо во всей ее конкретной данности, а не в отдельных ее проявлениях. Анализ отдельных случаев часто не менее важен, чем выявление каких-либо статистических закономерностей.

    В природе человека заложены потенции к непрерывному саморазвитию. Главное в личности - ее устремленность в будущее. Поэтому познание личности должно быть сосредоточено не столько на изучении ее прошлого, сколько на анализе того, к чему она устремлена, как она представляет себе свое будущее.

    противостоит теориям, опирающимся на принцип гомеостаза (стремление к равновесию), ибо сам способ существования личности есть процесс постановки и достижения все новых и более сложных целей. Ведущими движущими силами развития личности выступают присущие человеку мотивы развития, побуждающие ее к постоянному поиску творческого напряжения.

    Структура эмпирического знания Выделив эмпирический и теоретический... Степин B. C., Томильчик Л. М. Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики. Минск, 1970 ...

  • Методологические основы педагогики и методы научно-педагогического исследования программа по специальной дисциплине

    Программа

    Науки. Методология педагогической науки. Структура методологического знания . Философский уровень методологии (экзистенциализм, ... логика. Понятие о методологии науки. Структура методологического знания . Философский уровень методологии (экзистенциализм, ...

  • Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа

    Уровни методологии науки, структуру научного знания , методологические школы, методологические принципы в естественнонаучном образовании, структуру методологического знания , исследовательские методики...

  • Развитие методологических знаний обучаемых материалы всероссийского научно-методологического семинара новый уренгой

    Документ

    Вечным» знаниям , на которых построены специальные разделы знаний . Напомним, что методологические знания (знания о знаниях ) включают знания о... знаний» . Системными знаниями автор называет «совокупность знаний со структурой , адекватной структуре научной...

  • РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Методологические проблемы клинической психологии» для специальности 030302 - «Клиническая психология»

    Рабочая учебная программа

    ... : Цель: освоение теоретических знаний и практических навыков методологического анализа в области клинической... , диагностических критериях и принципах диагностики. Структуре методологического знания Истории развития методологии в психологии Истории...

.

Принцип дополнительности

Н.Бор: познавая некоторую реальность, мы одновременно изменяем ее, так что в результате исследования она предстает с качествами, отличными от тех, что изначально привлекли внимание ученого.

«Высокое стоит на глубоком», внимание к избыточности, синергетичность (подобное тянется к подобному) или компенсаторность (каждый ищет вокруг себя то, чего в нем нет).

Очень ценен для герменевтики (понимания, толкования разных продуктов человеческой психики, подобных сновидениям, оговоркам и пр.)

Большинство живых систем обладают в своем развитии тремя основными особенностями: они сложны, темпоральны (чувствительны ко времени) и множественны (обладают вариантами своего изменения). Поскольку психика, без сомнения, представляет собой сложную неустойчивую открытую систему, то она может быть глубоко изучена только с опорой на перечисленные принципы синергетики.

Обобщая современные взгляды на личность человека, можно сказать, что она принципиально плюралистична в своем процессе и результате; один и тот же результат может быть достигнут на разных этапах. Развитие происходит от рождения до смерти, причем пластичность личности сохраняется достаточно высокой, а способность к адаптации даже увеличивается с возрастом. При этом в развитии существуют значительные межиндивидуальные различия, которые отражают половые, социальные и прочие характеристики.

Основные принципы научного познания.

Личность, подобно другим живым системам, является сложной, множественной, темпоральной.

Основными методологическими принципами психологии развития являются принципы системности, развития, детерминизма и дополнительности, заимствованные из синергетики (науки о самоорганизации) Г.Хакена и теории катастроф Рене Тома. Методология разрабатывалась вне психологической науки; для определения основных позиций исследования было много сделано в кибернетике, из которой и пришли в психологию системный подход, принцип обратной связи и другие фундаментальные положения, существенно продвинувшие научные изыскания.



Принцип системности в психологии развития

Системныйподход , согласно взглядам основоположника общей теории систем Л. фон Берталанфи, означает, что, во-первых, целое всегда больше, чем сумма его частей и, во-вторых, что все составляющие целого и происходящие в нем процессы взаимно влияют друг на друга. Проще говоря, каждое явление рассматривается как обладающее структурой, включенное в более сложную систему отношений и не сводимое к сумме частей, то есть обладающее «системными эффектами», которые надстраиваются над системой. (Точка зрения, согласно которой главные изменения могут быть объяснены посредством связей между элементами, называется элементаризмом).

Примат целого или элемента в сложных структурах был предметом давней дискуссии, особенную остроту принимавшей в физике и биологии, между сторонниками витализма и механицизма . Витализм – это система взглядов, согласно которым нельзя установить жесткую связь между элементом и функцией, то есть существуют явления, для которых не существует специального «органа». Механицизм же, напротив, настаивал на необходимости поиска такой связи, и отсутствие объективных данных объяснялось лишь как проявление человеческого невежества, которое рассеется в будущем. «Мозг выделяет мысль, как печень желчь» (Пьер Кабанис), «Человек есть то, что он ест» (Л.Фейербах)

Системы бывают простыми и сложными (что условно определяется количеством элементов и связей между ними). Иногда простая система может обладать сложным поведением (например, в опыте с так называемым газом Лоренца шарик, помещенный среди молекул, сам по себе является простой системой, однако предсказать его движение невозможно). Хорошо адаптированный ребенок, оказавшийся в интернациональной школе, также может продемонстрировать совершенно неожиданные способы поведения, которые, однако, не могут быть объяснены только в рамках его индивидуальных особенностей. Вообще все живые системы лучше рассматривать как сложные, но в этом случае мы сталкиваемся с проблемой универсальности и примитивности : если система кажется простой, значит ли это, что она несовершенна, или, напротив, она универсальна и потому не меняется? Например, если при диагностике интеллекта ребенка мы встречаем веер возможных ответов, то это может говорить как о высокой креативности, так и о низкой способности целеполагания в мышлении. Поскольку психика подразумевает существование различных уровней сложности, то и к развитию ребенка лучше заранее подходить как к явлению сложному.



В системе адаптированной присутствуют элементы с определенными функциями и никогда не бывает «лишних» элементов. Для того же, чтобы система развивалась, то есть была способной выйти из равновесия, необходимо, чтобы в ней присутствовали элементы без определенного предназначения, «запасные», которые впоследствии нередко оказываются источником развития (те самые отвергнутые строителями камни, которые затем оказываются во главе угла). Наличие таких элементов нестрогого назначения очень показано в психологическом бытии человека. Э.Ф.Расссел «Немного смазки».

Системы бывают открытыми и закрытыми . Психика – открытая система, поскольку она не может существовать замкнуто, и в ней постоянно осуществляется приток и потеря энергии и информации. Поэтому неудивительно, что особенности развития ребенка во многом являются функцией родительского к нему отношения, а не только логикой его собственного развития: ребенок принимает на себя влияние среды (интериоризирует их) и возвращает вновь посредством открытого поведения (экстериоризирует). В психологии понятие энергии точнее всего отражено в понятии потребности; поэтому психическое развитие может быть рассмотрено как смена потребностей и способов их реализации.

Системы бывают устойчивыми и неустойчивыми . В устойчивых соседние элементы не меняют своего взаимного расположения. Примером устойчивой системы в механике является пружина, которая, будучи растянутой, стремится вернуться к исходному состоянию, а те участки, которые были рядом в растянутом состоянии, остаются соседствующими и в покое. В развитии психики мы наблюдаем и устойчивые, и неустойчивые периоды, когда происходит изменение взаимного соотношения функций. Например, у младенца основой сознания, согласно Л.С.Выготскому, является восприятие, когда же он взрослеет и переходит на этап раннего детства, восприятие утрачивает свою ведущую роль, которая отводится памяти, однако обе эти функции сохраняются в качестве составляющих психики ребенка.

И, наконец, мы всегда должны рассматривать как систему со сложной структурой не только психику изучаемого нами человека; необходимо исследовать и ту систему, элементом (или единицей) которой он является . Изучение причинно-следственных зависимостей в сложной системе меняется: предпочтение отдается уже не каузальным закономерностям (отвечающим на вопрос «Почему?»), а телеологическим (отвечающим на вопрос «Зачем?»), линейные зависимости заменяются циркулярными, в которых невозможно установить начальный импульс для развития того или иного психологического феномена, потому что все участники системного процесса влияют друг на друга (обратная связь ). Эта идея наиболее последовательно осуществляется в системной семейной психологии, которая диагностирует особенности и симптомы как ответ на бессознательный запрос семейной системы в целом; таким образом, работа «по симптому» приводит всего лишь к преобразованию данного симптома в другой, но не к излечению.

Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что всœе психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.

Системный анализ: выделœение составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.

Предшественников принципа системности в психологии:

Холизм (вне целостности теряется сущность)

Элементаризм (в системе соединяются элементы, сущности которых не изменяются целым)

Эклектизм,

Редукционизм,

Внешний методологизм

Зарождение системного подхода - Аристотел ь. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целœесообразность как проявления целœевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не бывают разъединœены как сущности. Душа - системообразующий принцип жизни тела.

. Изоморфизм - наличие однозначного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой (у гештальтисто в: пространственная конфигурация восприятия изоморфна пространственной конфигурации соответствующих участков возбуждения в мозге).

В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности.

Соединœение системного и причинного анализа:

Концепция И.М.Сеченова (есть объективно данная сенсомоторная деятельность организма и есть внутренний план как интериоризованный, но при этом преобразующий ʼʼдубликатʼʼ этой деятельности)

(Может происходить подмена понятия субъекта понятием системы посредством обращения к целœесообразности (включая ориентировку организма на ʼʼпотребное будущееʼʼ). Но тогда понятие системы служит уже не принципом в рамках разработки психологической теории, а звеном, позволяющим).

Л.С,Выготский: два вида систем у человека:

Социальная ситуация

Знаковая система как путь к культурной детерминации

М.К.Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий ʼʼ...психология - это особая сфера мыследеятельности, по сути дела захватывающая весь универсум жизнедеятельности, весь социум, с множеством научных предметов и разного рода техник - антропотехник, психотехник, культуро-техник и целый ряд практик... включая практики "коммуникации" и "взаимодействия"ʼʼ

Б.Ф.Ломов трактовка психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целое:

Полисистемность бытия человека

Интегральность его качеств и свойств

Единство пси отражения и деятельности, видоизменяющей действительность

Пути реализации системного подхода в психологии:

  1. рассмотрение явления в нескольких планах (или аспектах): микро- и макроанализа, специфики его как качественной единицы (системы) и как части родовидовой макроструктуры
  2. рассмотрение психических явлений как многомерных, для которых абстракция, реализуемая последовательным их рассмотрением в каком-то одном плане, не должна закрывать всœех других возможных планов.
  3. система психических должна рассматриваться как многоуровневая и иерархическая. Соподчинœенность и автономия уровней - важнейшие условия саморегуляции системы.
  4. множественность отношений, в которых существует человек, влечет за собой множественность и разнопорядковое™ его свойств. Построение ʼʼпирамидыʼʼ этих свойств предполагается в кооперации с другими науками.
  5. не должна быть универсальной формы детерминации. Детерминация может рассматриваться и в качестве биологической, и социальной, и в качестве каузальной связи и в качестве некаузальных типов связи.
  6. принцип развития, в котором происходит разрешение противоречия между причинами и условиями, исстемами и подсистемами и т.д.

Но данный подход нужно еще специализировать под психологию. Есть споры о его реализации.

РЕФЕРАТ

по теме:

«Принцип системности в психологии»


План

Введение

1. Понятие о принципе системности в науке

2. Реализация принципа системности в психологии

Заключение

Литература


Введение

Система – неотъемлемая часть современной научной теории. Без принципа системности сегодня, кажется, невозможна ни одна наука. Если говорить о системном походе в целом, то под ним обычно подразумевают особую позицию исследователя и арсенал средств, фиксирующих изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся. Динамическое единство различного, т.е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки. Специфика системного познания состоит в возможности описания и объяснения целостных образований действительности.

Представление о системной природе именно психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении. Включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, психические явления выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ. В совокупности они образуют «функциональный организм», позволяющий животным (человеку) гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире. Психика объективно выступает в виде многомерного, иерархически организованного, развивающегося целого, или органической системы, функциональные компоненты которой имеют общий корень и потому неразделимы.

Здесь и начинается серия вопросов, имеющих для психологии принципиальное значение. Как представить психическое явление в качестве системы? В какой форме выступают здесь компоненты, структура, системообразующие факторы, уровни организации? Какими свойствами обладают подобные системы и как они связаны между собой? Очевидно, что вне специальных исследований эти и аналогичные им вопросы либо остаются риторическими, либо получают абстрактно-всеобщее решение, мало что добавляющее к пониманию изучаемой реальности. Поэтому системный принцип в психологической наук нуждается в самом пристальном изучении, чем и объясняется актуальность нашей работы.

Следовательно, целью нашей работы является изучение процесса зарождения и развития принципа системности в психологической науке.

Объектом исследования в нашей работе выступает психологическая наука.

Предмет: системный принцип в психологии.

Цель, объект и предмет определяют следующие задачи:

Рассмотрение понятия системности в научном знании в целом;

Изучение зарождения и развития системного принципа в психологии;

Определение значения данного принципа для психологической науки.

Практическое значение нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при изучении курса общей психологии и психологии человека, а также для более углубленного изучения в рамках спецкурсов и спецсеминаров методологических проблем научного знания.


1. Понятие о принципе системности в науке

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства .

За видимой простотой афоризма, гласящего, что «целое больше своих частей», скрыт широкий спектр вопросов, как философских, так и конкретно-научных. Ответы на них побуждают выяснить, по каким критериям и на каких началах из великого множества явлений обособляется особая категория объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Идея системности имеет многовековую историю познания. Словосочетания «Солнечная система» или «нервная система» давно вошли в повседневный язык. От древних представлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие от хаоса) до современного триумфа систем типа человек-компьютер и трагедий, порождаемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принципу системности .

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям.

От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике и его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Не все концепции выдерживают испытание этим критерием, поэтому для выяснения специфики знаний, адекватных принципу системности, следует сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий.

Таких типов несколько: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм .

Холизм (от греч. holos – целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии подобное начало выступало в представлениях о душе, сознании, личности.

Сознание или личность действительно являются целостностями, но системными, поэтому их изучение предполагает специальный анализ обозначаемой этими терминами области явлений, ее многомерного строения, уровней ее организации, отношений с природной и социальной средой, механизмов сохранения целостности и т.д. Только тогда открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства и функции сознания и личности как системных объектов.

Элементаризм утверждает, что система строится из элементов, которые, взаимодействуя между собой, приобретают новое качество как части целого и утрачивают его, выпадая из этого целого. Подобно тому, как холизм абсолютизирует целостность, усматривая ее основания и действующие причины в ней самой, элементаризм оставляет без внимания интегральность системы, полагая каждый из ее компонентов самодостаточной величиной. Ее связи с другими такими же величинами мыслятся по типу соединения, входя в которое, они существенных преобразований не испытывают.

Другим антиподом системности является эклектизм (от греч. eklektikos – выбирающий) как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, порой несовместимых друг с другом идей и положений, подмена одних логических оснований другими.

Еще одной установкой, противостоящей принципу системности в психологии, является редукционизм (от лат. reductio – отодвигание назад), который сводил либо целое к частям, либо сложные явления к простым. Сведение, например, сложной организованной деятельности к более простому отношению «стимул – реакция» или к условному рефлексу препятствует системному объяснению этой целостности. Опасность несовместимой с принципом системности редукционистской установки особенно велика в психологии в силу своеобразия ее явлений, «пограничных» по отношению к биологическим и социальным.

В связи со всем сказанным выше, необходимо отметить, что история собственно психологической науки во многом выступает как история поиска альтернатив атомистической, по существу асистемной точке зрения на природу психики и поведения.

2. Реализация принципа системности в психологии

психологическая наука системность

Первым в истории научной мысли, в том числе психологической, принцип системности утвердил Аристотель . Он прошел школу Платона, где душа представлялась внешней по отношению к телу сущностью, распадающейся на части, каждая из которых находится в одном из органов тела (разум – в голове, мужество – в груди, вожделение – в печени). В то же время Платон отстаивал положение о том, что в мире царит целесообразность. Вещи природы стремятся подражать нетленным идеям. К этим идеям в тоске тянутся несовершенные человеческие представления.

В учении Платона роль цели была мифологизирована. Но эта роль не является фиктивной. Сознание человека изначально ориентировано на цели. Это свойство Платон придал всей действительности, где, по его убеждению, властвуют не причины, как прежде полагали философы, а цели. Обращение к категории цели подготовило разработку Аристотелем принципа системности.

Аристотель разработал свою системную концепцию. Она предполагала, что живое тело имеет физический состав (содержит те же элементы, из которых состоит неорганическая природа), но в ней действие этих элементов совершается в определенных границах и по особым внутренним принципам, установленным его организацией как целым, от которого зависит взаимодействие частей. Тело прекращает свое существование не из-за исчезновения одного из элементов, но по причине распада его системной организации. Это организованное целое и есть, согласно Аристотелю, душа как «форма естественного тела, потенциально одаренного жизнью»

Следует подчеркнуть, что основанием утвержденного Аристотелем принципа системности применительно к психике служило переосмысление широкой «сетки» всеобщих категорий познания (часть целое, средство – цель, возможность – действительность, структура – функция, содержание – форма, внутреннее – внешнее). Они являются философскими, методологическими, но от них зависит реализация принципа системности в конкретных науках, в том числе в психологии.

В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями», представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машинообразно работающее устройство .

Неотъемлемой частью современной научной теории является принцип системности. Это объяснительный принцип научного познания, без которого невозможна ни одна наука. В целом системный подход подразумевает особую позицию исследователя и арсенал средств, которые фиксируют изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся.

Специфика системного познания заключается в возможности описания и объяснения целостных образований действительности. Системная природа психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении.

Психические явления, включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ и позволяют им гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире.

Идея системности имеет многовековую историю познания и как методологический регулятив системный подход был «изобретен» не философами. Прежде чем произошло теоретическое осмысление принципа, он реально направлял исследовательскую практику, включая лабораторную и экспериментальную работу.

Принцип имеет рабочий смысл и заключается в том, что исследователь в любом компоненте усматривает одно из приспособлений, которое решает главную задачу – удержать её в равновесном состоянии.

Из исследований биологического гомеостаза Кенноном были выведены «общие принципы организаций», действительные для любых «сложных объединений» – систем в отличие от «не систем». В образе гомеостаза принцип системности оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в других науках – в учении о биоценозах, в генетике, кибернетике, социологии и психологии. Принцип системности гомеостазом не исчерпывается, хотя и служит одним из его эвристически сильных воплощений. Психическая организация – это живущий сам по себе системный объект, а эволюция научной мысли, в ходе которой возникали различные теоретические конструкты, должна была объяснить, как устроена эта организация, из каких частей состоит, как они связаны между собой.

Любое знание должно быть выстроено по определенной логике, чтобы отдельные его части складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Далеко не все концепции выдерживали испытание этим критерием, а чтобы выяснить специфику знаний адекватности принципу системности, надо сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий. Выделяется пять таких типов: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм:

Холизм

Определение

В переводе с греческого, холизм – это целый, весь. Он абсолютизирует фактор целостности, как первичное, не из чего не выводимое начало. Подобное начало в психологии выступало в представлениях о душе, сознании, личности. Сознание и личность являются системными целостностями.

Термин холизм был введен Я. Смэтсом в книге «Холизм и эволюция», вышедшей в 1926 г. Целостность в холизме трактуется как высшее философское понятие, которое синтезирует в себе объективное и субъективное. Высшая конкретная форма органической целостности, согласно холистическому подходу – это человеческая личность.

Данный подход в психологии утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы. В этой системе каждый элемент находится во взаимосвязи друг с другом. Таким образом, получается, что изучение каких-либо элементов и их выделение по отдельности возможны только в абстракции.

Проблемность данного подхода состоит в исключительной сложности целостного описания психологической феноменологии. В качестве его парной категории выступает атомизм.

Холизм в современной психологии

Принцип целостности человеческого разума выдвинула гештальтпсихология в первой половине XX века, представители которой утверждали, что субъективное переживание есть феноменальное выражение электрических процессов в головном мозге. Сознание они понимали как динамическое целое «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. А если это так, значит, разум стремится к целостности во всех своих действиях.

Открытое новейшими отраслями психологии понятие целостности, значительно превзошло эту концепцию. Радикальным отходом от классической теории было открытие того, что общая сфера разума и сознания неуловимо и эффективно формирует взаимосвязанное целое.

Картина мира, с точки зрения классики, формируется у человека благодаря информации, которую органы чувств поставляют в мозг. Это значит, все то, что человек воспринимает разумом, сначала должно быть пропущено через естественные сенсоры. Современные психологи и психиатры сегодня говорят, что это не так и иногда сознание человека информируется через трансперсональные элементы.

Результаты исследований показывают, что эти трансперсональные формы информации действительно поступают в человеческий мозг и попытки объяснить это отклонениями приборов, хитростью объектов исследования, ошибками экспериментаторов, оказались бессильными.

Наука XXI века развивает холистическую картину реальности. Холизм современной физики, биологии, новейших отраслей психологии придает новую легитимацию холистической концепции мира на основе великих культурных традиций, поэтому холизм новой цивилизации будет иметь как научную, так и культурную основу.

Элементаризм

Данная система строится из элементов, которые взаимодействуя между собой, приобретают новое качество, как части целого и утрачивают его, выпадая из целого.

Элементаризм без внимания оставляет интегральность системы, считая самодостаточной величиной каждый из её компонентов. По типу соединения представляются её связи с другими такими же величинами, но при входе в соединение они не испытывают существенных преобразований. Такой стиль мышления в психологии ориентирован на механический способ объяснения природы, т.е. взаимодействию неделимых частиц. Это привело к поискам неделимых элементов в запутанной «материи» сознания.

За первоэлементы психической жизни, в концепциях, ориентированных на сенсуализм, принимались ощущения и простейшие чувствования. Представители структурализма предлагали программу выявления сенсорных «атомов», из которых выстраивается структура сознания, с помощью эксперимента.

Другие ответвления элементаризма вычленяли другие психические «атомы» – акты, функции, реакции. Ученые, стимулировавшие разработку концепций или отвергавшие структурную организацию душевной жизни, были не удовлетворены этими вариантами, что порождало дискуссии.

Эклектизм

Эклектизм, как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, несовместимых друг с другом идей и положений, является антиподом системности.

Разрабатывая свою теорию физиологической психологии, В. Вундт исходил из того, что первичным материалом сознания служат сенсорные образы, которые соединяются посредством ассоциаций. Позже он увидел ограниченность этой схемы и в качестве «верховного» организатора процессов сознания ввел особую волевую силу – апперцепцию. Джемс считал, что эти два способа несовместимы.

Человек, как объект, является целостностью, поэтому возникает реальная потребность в том, чтобы собрать воедино известное о различных параметрах объектов, являющихся целостностями.

Редукционизм

Принципу системности в психологии противостояла еще одна установка, получившая название редукционизма, сводившая целое к частям, либо сложные явления к простым. Например, предпринимались попытки:

  • Свести такую умственную операцию, как обобщение, к генерализации нервного процесса в коре больших полушарий – физиологический редукционизм;
  • Свести личность к совокупности общественных отношений – социологический редукционизм;
  • Познавательную активность описать как прием и переработку информации – кибернетический редукционизм.

Аппарат собственных психологических понятий обогатился благодаря преимуществам междисциплинарных контактов, в результате обращения к физиологии, социологии, кибернетике. Все обращения эффективными будут тогда, когда не приведут к «истреблению» этих понятий.

Биологическая система – это организм, а общество система социальная, с ними, безусловно, связана психологическая система, которая имеет свой строй и закономерности преобразования.

Внешний методологизм

О том, что есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их, писал еще Л.С. Выготский. Методологию сравнивают с костяком, скелетом в организме животного. Такие животные, как улитка и черепаха свой скелет носят снаружи и их можно отделить от костяка. Тогда они останутся малодифференцированной мякотью. Высшие животные носят свой скелет внутри, который является их внутренней опорой, костью каждого движения.

Работой каждого элемента «организма» науки управляет высшая методология. Она управляет каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов. Существуют методологии, выполняющие защитную, а не рабочую функцию, наподобие панциря черепахи.

Примером такой психологии советского периода была философия диалектического материализма. Диалектический материализм был методологическим прикрытием процесса производства знаний. Этот процесс шел без реального конструктивного участия прочного внешнего прикрытия, не способного управлять внутринаучным поиском. Советская психология, лишившись этого прикрытия, оказалась той «малодифференцированной мякотью», которая не имела истинно системной организации.