Определение целей и задач урока с учётом требований фгос к результатам обучения. Цели и задачи как основной компонент образования целостной структуры урока Формулировка заданий по фгос

«Цели и задачи современного урока по ФГОС»

Подготовила:

Анпадистова Татьяна Александровна,

учитель истории

МКОУ " ЦО № 12"

Узловая

2018 год

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные .

Задачи урока - шаги по направлению к цели, что нужно сделать для достижения результата.

При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно - деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования.

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты.

Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:

Систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, процессов и явлений, причинно-следственных связей;

- навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
- навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;

- умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;

- навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;

- умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач;

- ИКТ - компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

Результаты усвоения программы делятся на три группы:

Предметные результаты обучения по данному предмету предполагают овладение знаниями по данному предмету.

Особое внимание следует уделять достижению метапредметных результатов, таких как:

Ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

Работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;

Применять ИКТ - компетенции;

Владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Важным аспектом урока является и достижение личностных планируемых результатов :

Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
- воспитание чувства ответственности за свою страну, развитие своего родного края;

Готовность к самообразованию и саморазвитию;

Мотивация на обучение;

Формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;

Обучение навыкам коммуникативной компетентности;

Получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения;
- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, поставленные задачи требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Список литературы

Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В. В. Гузеев // Директор школы. - 2005. - № 7.

Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2,

Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А. Ковгородова // Директор школы. - Директор школы. - 2005. - № 2. - С. 49 - 51.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №

Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С 83 - 88.

Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А. Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. - 2006. - № 2. - С. 13 - 22.

Филковой Ирины Петровны

    Предмет – русский язык

    Тема урока: « Написание сочетаний жи-ши »

    Класс - 2

    Программа «Планета знаний»

    Цели и задачи урока

Вариант 1.

(Системно-деятельностный подход)

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о правописании буквы – и в сочетаниях жи и ши .

Задачи:

1.Предметные

1.закреплять умение писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, графически обозначать орфограмму.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа делать выводы.

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1Формировать умение работать в паре.

2.Учить представлять результат своей работы;

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Вариант 2. (Компетентностный подход)

Цели урока через планируемые результаты:

Цели урока: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач), коммуникативной (учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).

Задачи:

обучающая – сформировать у обучающихся умение анализировать предложения и находить их основу; на основе изученных правил решать практические задачи;

развивающая – учить анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;

воспитательная – развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций

Вариант 3. (Таксономия Блума)

Уровень:

Действие ученика:

Глаголы действия

    1. Знание

Знает понятия: «орфограмма»,

Распознает изученную орфограмму в словах

Систематизировать знания об изученных орфограммах, непроверяемых написаниях;. Сформулировать правило написания слов с гласными звуками после шипящих ж и ш.

    1. Понимание

Аргументирует выбор правильного написания изученных орфограмм.

Демонстрирует имеющиеся знания

Классифицировать слова по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах

    1. Применение

Демонстрирует свои знания и умения в письменной и устной речи в разных учебных ситуациях

Применить умение писать слова с изученной орфограммой правильно и графически её обозначать.

    Анализ

Находит слова, в которых букву гласного после шипящего сначала нужно проверить, и писать слова с орфограммой-буквой гласного после ж и ш..

Применяет эти знания при выполнении упражнений.

    Синтез

Составление алгоритма написание слов с изученной орфограммой

Аргументировать умение видеть изучаемую орфограмму и графически её обозначать

    Оценивание

Планирует свою деятельность на каждом этапе урока.

Оценивает значимость полученного результата по теме «Написание сочетаний «жи-ши».

Заполняет отчетный бланк

Произвести само и взаимо

о ценку.

Делать вывод о правильном употреблении слов в письменной и устной речи.

Приемы включения учащихся в процесс целеполагания.

Этап

Название этапа

Задачи

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Характер учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий)

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1-й

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала

Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной деятельности, раскрывает содержание урока

Включаются в процесс целеполагания через приемы «группировка» и «домысливание»

Конструктивный

Готовы к изучению нового материала

2-й

Орфографическая минутка

Выработать алгоритма определения и объяснения правильного написания изученной орфограммы

Запись под диктовку:

Выполняют задания, комментируют и обоснуют свой выбор

Конструктивный

Представляют сформулированные понятия

3-й

Работа по заданию из учебника

Развивать умение правильно писать сочетания жи-ши

Раздает задания в парах:

В ы п о л н е н и е упражнений по заданию учебника, с комментированием.

Образуйте пары слов, в которых на конце пишется буква и после ж и ш

Выполняют задания в соответствии с инструкцией

Конструктивный, творческий

Защита результатов работы в парах

4-й

Ролевая игра

"Фотограф

Применить полученные знания в измененной ситуации

Раздает задания парам

«Запомни слова»

Проверяют - кто больше запомнил и написал слов?

Творческий

Применяют полученные умения правильно употреблять слова с изученной орфограммойв устной и письменной речи

5-й

Проверочная работа.

Применить полученные знания и само-, взаимо-оценить

Запишите под диктовку, обозначьте орфограмму.

.

Пишут под диктовку, (Само-, взаимо-) оценивают по «ключу»

Репродуктивный

Дают оценку себе и друг другу

6-й

Подведение итогов, рефлексия

Подвести итоги по результатам отчета групп. Оценить уровень достижения поставленных в начале урока целей

Наблюдает за работой руководителей групп

Обсуждают работу каждого в группе, заполняют отчетные бланки

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Теперь цель начальная сравнивается с полученными результатами!

Конструктивный

Бланки заполнены, работа членов групп оценена объективно.

Планируемые образовательные результаты достигнуты

Вопросы

Да

Нет

Определено ли требование в этой цели

Может ли большинство учеников выполнить

Можно ли оценить

Ученик выполняет

Глаголы конкретны

Слайд 2

Целеполагание

  • Процесс формулирования цели и вытекающих из неё задач
  • Компоненты целеполагания
  • Обоснование и выдвижение цели
  • Определение путей их достижения
  • Проектирование ожидаемого результата
  • Слайд 3

    Процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности; совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности; выбору содержания деятельности и определению критериев результативности деятельности, выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процесса осуществления идеи.

    Слайд 4

    Понятие цель

  • Слайд 5

    SMART критерии постановки цели

    • S (specific) – конкретность
    • M (Measurable) - измеримость
    • A (Attainable) - достижимость
    • R (Result-oriented) – ориентированность на результат
    • T (Time-bounded) - соотносимость с конкретным сроком (время)
  • Слайд 6

    Определение целей урока

    • Цели обучения
    • Цели предмета
    • Цели данного урока
    • (Цели на каждом этапе урока)
    1. Стратегическая цель
    2. Тактическая цель
    3. Операциональная цель
  • Слайд 7

    Формулировка цели на основе таксономии Б. Блума

    • (Таксономия- классификация и систематизация объектов….)
    • Уровни таксономии Б. Блума
    • 6.Оценка
    • 5.Синтез
    • 4.Анализ
    • 3.Применение
    • 2.Понимание
    • 1.Знание
  • Слайд 8

    Цель урока - достижение образовательных результатов

    • Личностных –принятие новых ценностей, нравственных норм
    • Метапредметных – освоение способов деятельности, навыков самоорганизации
    • Предметных- приобретение знаний и умений по данному предмету
  • Слайд 9

    Определите цель, которую можно достигнуть за 45 минут, за 125 часов, за 5 лет обучения

    • Научить учащихся работать со справочной литературой.
    • Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции.
    • Научить анализировать литературные произведения эпического характера.
    • Закрепить знания об основных признаках млекопитающих.
    • Развить способность к системному анализу явлений действительности.
    • Научить учащихся составлять тезисы и конспекты прочитанных статей и книг.
    • Сформировать знания о периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
    • Сформировать знания о сущности закона Ома.
  • Слайд 10

    Проанализируйте цели урока:

    Цели урока:

    • Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов.
    • Содействовать формированию мировоззренческих идей.
    • Обеспечивать сохранение здоровья учащихся.
    • Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
    • Развивать познавательный интерес учащихся.

    Тема урока – «Планеты Солнечной системы»

    Слайд 11

    Какие ошибки можно выделить в предложенных формулировках целей урока?

    • Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной Войны
    • Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными
    • Ученик смогут классифицировать понятия… по параметрам …
    • Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора
    • Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше
  • Слайд 12

    Как определить, что цель сформулирована правильно

    Ответить на вопросы:

    • Посильна ли цель для учеников?
    • Конкретна ли цель?
    • Способствует ли достижению запланированного результата?
    • Можно ли оценить достигнутый результат?
    • Цели сформулированы в действиях учащихся?
    • Заложен ли в формулировке конечный результат?
  • Слайд 13

    Цель урока трансформируется в задачи:

    • Информационная: что будем учить и чему будем учиться?
    • Операционная: как и каким образом будем учиться?
    • Мотивационная: зачем нам это надо?
    • Коммуникативная: с кем и где?
  • Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ УРОК

    Урок становится личностно-развивающим;
    - урок становится компетентностно-ориентированным;
    - урок становится метапредметным;
    - наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием

    Слайд 17

    Структура традиционного урока

    Сколько этапов должно быть на уроке?

    1. организационный момент;
    2. проверка домашнего задания;
    3. актуализация субъектного опыта учащихся
    4. изучение новых знаний и способов деятельности
    5. первичная проверка понимания изученного
    6. закрепление изученного;
    7. применение изученного;
    8. обобщение и систематизация;
    9. контроль и самоконтроль;
    10. коррекция;
    11. домашнее задание;
    12. подведение итогов учебного занятия;
    13. рефлексия.
  • Слайд 18

    Структура современного урока

    1. Актуализация знаний
    2. Проблематизация
    3. Рефлексия
    4. Контроль, самооценка
    5. Семантизация
  • Слайд 19

    Структура урока по ФГОС:

    1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).
    2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
    3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
    4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
    5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
    6. Первичное закрепление 4-5 минут.
    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
    8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
    9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

    Слайд 20

  • Слайд 21

    ТИПОЛОГИЯ УРОКА

  • Слайд 22

    ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ФГОС

    • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
    • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
    • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
    • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
    • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
    • Контрольно-оценочная деятельность.
  • Слайд 23

    Современный урок

    • ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
    • на уроке применяются разнообразные источники знаний;
    • изменяется структура урока;
    • преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
    • отдается приоритет деятельности ученика;
    • применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.
  • Слайд 24

    Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

    • Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
    • Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
    • Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.
    • Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
    • Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
    • Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
  • Слайд 25

    Задание

    1. Разработать целеполагание урока по системно-деятельностному подходу.
    Предмет___________________________________
    Тема урока_________________________________
    Класс __________________________
    Цель (личностный, метапредметный, предметный результат) __________________________
    Задачи урока:

    • Предметные:
    • Метапредметные:
    • Личностные:
  • Посмотреть все слайды

    Типология и структура урока

    В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
    Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
    1.организационный этап
    2.этап проверки домашнего задания
    3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятитю нового материала
    4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
    5.этап первичной проверки понимания изученного
    6.этап закрепления изученного
    7.этап применения изученного
    8.этап обобщения и систематизации
    9.этап контроля и самоконтроля
    10.этап коррекции
    11.этап информации о домашнем задании
    12.этап подведения итогов занятия
    13.этап рефлексии

    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
    выделяются следующие пять типов уроков:
    1) уроки изучения нового учебного материала;
    2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
    3) уроки обобщения и систематизации;
    4) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
    «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

    Типы уроков по ФГОС - технологические карты

    Технологическая карта №1 - Урок усвоения новых знаний

    Технологическая карта №2 - Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

    Технологическая карта №3-Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

    Технологическая карта №4 - Урок систематизации и обобщения знаний и умений

    Технологическая карта №5 - Урок контроля знаний и умений

    Технологическая карта №6 - Урок коррекции знаний, умений и навыков

    Технологическая карта №7 - Урок комбинированный

    Формирование компетентности

    По решению проблем:

    Знать различные клишированные фразы повседневного обихода, связанные с приветствиями, вести мини- диалог

    Уметь вести разговор по ситуации: называть свое имя, узнавать возраст друга, называть животных,

    Учащиеся владеют новой лексикой по теме, фонетическими, орфографическими

    Учебно-познавательные компетенции.

    Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

    . Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

    В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:

    -·устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сферах;

    -·в устной форме кратко рассказывать о себе, окружении, пересказывать информацию, выражать мнение, давать оценку;

    -·умение письменно оформлять и передавать элементарную информацию (письмо).

    Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

    навыками, новыми грамматическими структурами

    Как правильно формулировать цели урока?

    Прописывая воспитательные цели , используйте следующие формулировки:

    создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

    Развивающий компонент цели будем формулировать так:

    создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

    По-моему, довольно ясно: воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая – создать условия для развития (пишем чего).

    Примеры воспитательных целей:

    «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
    «Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
    «Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
    «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
    «Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
    «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
    «Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
    «Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
    «Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
    «Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
    «Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
    «Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
    «Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
    «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

    Примеры развивающих целей:

    «Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
    «Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
    «Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
    «Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
    «Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
    «Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
    «Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
    «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
    «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
    «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
    «Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

    С воспитательной и развивающей целями разобрались.

    Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная – это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учениками и добивайся стопроцентного попадания.

    Практические цели можно формулировать в зависимости от типа урока. (Оговорюсь, что однозначного мнения по вопросу типологии уроков нет). Есть, например, деление уроков на языковые и речевые. Тогда цели ставятся в зависимости от 1) типа урока и 2) аспекта языка или вида речевой деятельности.

    Аспект языка: фонетика, лексика, грамматика.
    Виды РД: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо.

    Урок является главной составной частью любого учебного процесса. Именно на нем сосредотачивается основное внимание не только учащегося, но и педагога. Поэтому качество подготовки учеников по тому или иному предмету во многом зависит от уровня проведения урока, его методологической и содержательной наполненности, а также от царящей в классе атмосферы.

    Как же добиться высоких показателей учебного процесса? Для этого преподаватель должен тщательно подготовить все этапы современного урока по ФГОС. Эти стандарты содержат в себе рекомендации, позволяющие не только вооружить учащихся умениями и знаниями, но и подсказать педагогу, что сделать для того, чтобы все происходящее в классе вызывало у воспитанников подлинную увлеченность и искренний интерес.

    Структура современного урока

    Для обеспечения целенаправленной деятельности процесса обучения все его звенья разбиваются на отдельные элементы. Это и есть этапы урока. Они включают в себя не только изучение нового материала, сопровождающееся высокой мыслительной активностью учащихся, но и выполнение задачи по запоминанию и длительному сохранению в памяти всех полученных знаний.

    Этапы урока по ФГОС в основной школе зависят от его целей и задач. Так, если учащимся предлагается закрепить и развить уже полученные знания, то в этапы урока включается:

    • сообщение школьникам цели занятия;
    • воспроизведение знаний, умений и навыков учащимися;
    • выполнение учениками предложенных учителем заданий, упражнений;
    • проверка уже выполненных работ;
    • обсуждение допущенных ошибок и их корректировка;
    • запись домашнего задания (при необходимости).

    Этапы урока по ФГОС, образец которых приведен ниже, преследуют своей целью сформировать умения и навыки у учащихся. Подобная структура учебного процесса состоит:

    • повторения уже сформированных знаний и навыков;
    • решения проверочных задач;
    • знакомства с новыми умениями;
    • показа образца упражнения по полученным знаниям и выполнения задания по указанному алгоритму;
    • подведения итогов урока;
    • записи домашних заданий.

    Этапы урока закрепления по ФГОС состоят:

    • в организации начала урока;
    • постановке воспитательных и образовательных задач;
    • проверке домашнего задания.

    На уроке по закреплению полученных знаний учитель должен создать спокойную и деловую обстановку. Детей не должны пугать контрольные и проверочные работы. Это вызовет их чрезмерное волнение и исказит результаты.

    Этапы урока в начальной школе

    Современное российское образование считает своей основной целью не обычную передачу навыков и умений от педагога к учащемуся, а формирование и дальнейшее развитие способностей детей к самостоятельной постановке учебной проблемы, к формулированию алгоритма ее решения, а также в последующем - контроль оценки полученного результата.

    Современный урок по ФГОС - это действенный учебный процесс. Он имеет непосредственное отношение к интересам ребенка и его родителей, а также государства и общества в целом.

    Этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют свои особенности и состоят из следующих элементов:

    • организации класса;
    • актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний;
    • постановки задачи;
    • открытия новых знаний;
    • физкультминутки;
    • первичного закрепления материала;
    • выполнения самостоятельной работы с самопроверкой согласно предложенного эталона;
    • физкультминутки;
    • включения нового материала в систему знаний;
    • подведения итога урока.

    Все этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют своей целью подготовить учащегося к саморазвитию. При этом предполагается, что младший школьник получит умение:

    • самостоятельно выбирать цели, адекватные имеющимся у него способностям;
    • ставить перед собой задачи и принимать решения;
    • самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций;
    • осуществлять контроль над собственными действиями;
    • согласовывать свою точку зрения с другими людьми и общаться с ними.

    Другими словами, этапы современного урока в условиях ФГОС ставят своей целью превратить ребенка из пассивного слушателя в исследователя, добывающего знания и работающего с другими детьми самостоятельно. При этом возрастает роль учителя. Он должен быть настоящим профессионалом и иметь желание раскрывать способности каждого ученика. Это главный ресурс учебного процесса, без которого становятся невозможными современные требования ФГОС, предполагающие организацию учебно-воспитательной деятельности в школе.

    Основные этапы школьного урока

    Важнейшая задача, которую ставит перед собой современная система образования, состоит не только в освоении детьми знаний по тому или иному предмету. Ее целью является и формирование учебных действий, предполагающих «научить учиться».

    От современного школьника требуется умение управлять собственной образовательной деятельностью и владеть навыками самооценки и самоконтроля. При этом основные этапы урока по ФГОС - это:

    • целеполагание;
    • продуктивная самостоятельная деятельность;
    • рефлексия.

    Рассмотрим их подробнее.

    Целеполагание

    В структуре традиционных уроков данный этап занимал ведущее место. Однако на сегодняшний день система образования рассматривает его с новой позиции. Все этапы урока по ФГОС претерпели определенные качественные изменения. Коснулись они и целеполагания. На данном этапе задача учителя состоит вовсе не в доведении до учеников своей цели. Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок сам осознал смысл учебной задачи и принял ее как особо для него значимую. Только в таком случае деятельность школьника станет целенаправленной и мотивированной. Ребенок будет стремиться найти, узнать и доказать.

    Рассматривая цели этапов урока по ФГОС, можно сказать о том, что целеполагание особым образом проектирует образовательные действия школьников. При этом оно связано с уровнем развития детей, особенностями изучаемой темы, профессионализмом педагога и с внешним социальным заказом.

    Организация первого этапа школьного урока

    Нередко у учителей вызывает затруднение вопрос формулировки цели. Это может быть связано с тем, что первый этап урока, как полагают многие, необходимо просто преодолеть, а затем и забыть про него. Однако это не так. Целеполагание проходит через все этапы урока в соответствии ФГОС. При этом на него возлагаются функции мотивации обучающихся, а также стабилизации процесса получения знаний и диагностики выполненной работы. Иными словами, можно сказать так: «Как цель поставили, таким и будет полученный результат».

    Организовать этап целеполагания не просто. Этот процесс потребует продумывания приемов и средств, которые бы мотивировали школьников на предстоящую деятельность.

    Одним из вариантов решения данной технологической задачи может быть выбран следующий перечень действий:

    • проведение диагностики целей учащихся;
    • систематизация и поледующий анализ выявленных данных;
    • конструирование технологических линий получения знаний школьников и технологической линии подачи материала учителем.

    Приемы целеполагания

    Проходя последовательно этапы урока по ФГОС, преподаватель на самом первом из них должен назвать тему занятия и предложить классу сформулировать цель. Это можно сделать с использованием опорных глаголов. Среди них следующие: проанализировать, изучить и уметь, выяснить, доказать и обобщить, сравнить, закрепить и т. д.

    Еще один прием целеполагания включает в себя работу над понятием. В этом случае преподаватель должен объяснить значения всех слов темы, отыскав ответы в толковом словаре.

    Третий прием целеполагания предлагает учителю проводить беседы с детьми, направленные на конкретизацию и обобщение нового учебного материала. Такой диалог подводит детей к тому, о чем они не могут пока рассказать в силу своей некомпетентности. В возникшей ситуации от школьников потребуются дополнительные действия или исследования. Это и есть постановка цели урока.

    Учитель также может предложить детям ту или иную проблемную ситуацию. Этот прием приводит к тому, что ребенок обнаруживает дефицит своих способностей и знаний. В таком случае цель воспримется им в качестве субъективной проблемы.

    Самостоятельная работа

    Каким образом можно повысить эффективность проводимого урока? Для этого педагог должен пойти по самому доступному пути, проверенному длительной практикой. При этом урок вступает в свой второй этап, который предполагает самостоятельную работу учащихся. В этом временном промежутке, занимающем особое место в любом школьном занятии, дети приобретают знания в процессе личной деятельности.

    При этом педагогу необходимо только управлять самостоятельной работой своих подопечных. Данный этап урока становится весьма действенным средством обучения, которое:

    • в каждом конкретном случае соответствует поставленной дидактической цели и решаемым задачам;
    • ведет учащихся от незнания к знанию, формируя у них определенный объем и уровень умений и навыков;
    • вырабатывает у детей психологическую готовность к систематическому самостоятельному пополнению полученных знаний, а также умение ориентироваться в огромном потоке общественной и научной информации;
    • служит серьезным орудием педагогического управления и руководства над самостоятельной учебной деятельностью школьника.

    Организация второго этапа урока

    ФГОС выдвигают определенные требования к содержанию самостоятельной работы, форме ее выполнения и назначению. Все эти указания позволяют правильно организовать данный этап урока, основной целью которого является не только получение новых знаний, но и выработка привычек и навыков к труду.

    Самостоятельная работа может быть:

    • индивидуальной;
    • фронтальной;
    • групповой.

    При этом подобные задания могут быть:

    1. Воспроизведены по образцу. Это позволит ученику запомнить определенный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации и достаточно прочно усвоить их.
    2. Выполнены по реконструктивно-вариантному типу. Такая самостоятельная работа проводится на основе уже полученных знаний, предлагая поиск конкретного способа решения новых задач.
    3. Эвристическими. Подобные самостоятельные работы формируют у учащихся навыки и умения поиска решения вне известного им образца.
    4. Творческими. Такие работы позволяют школьникам получать новые знания, а также постоянно укреплять навыки их самостоятельного поиска.

    На данном этапе урока детям могут быть предложены разнообразные виды работ с книгой, а также решение упражнений и задач.

    Рефлексия

    После того как будут пройдены первый и второй этапы урока (по ФГОС), новые государственные стандарты общего образования предлагают следующую ступеньку универсальных учебных действий. Она состоит в получении детьми рефлексивных умений. При этом ученики должны понять причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

    В школе не должно быть неудачливых детей. Педагог обязан заметить даже самое незначительное продвижение ребенка вперед и вовремя поддержать его.

    Рефлексия как этап современного урока (ФГОС) позволяет поддержать детскую активность и творчество. Она также оказывает непосредственное влияние на сознательность школьника.

    Рефлексия - это обязательное условие для создания на уроке развивающей среды. Причем для учителя она вовсе не является самоцелью. Это процесс, готовящий детей к внутренней сознательной рефлексии. Что же включает в себя данное понятие? В переводе с латинского слово «рефлексия» означает не что иное, как «обращение назад».

    Согласно словарю иностранных слов, это понятие обозначает «самопознание и размышление о внутреннем состоянии». Ударение в этом слове ставится на слог «ле».

    Рассматривая этапы урока по ФГОС, невозможно обойти вниманием рефлексию. В современной педагогике это понятие означает самоанализ учебной деятельности, а также ее результатов. Рефлексия приучает ребенка к самооценке, самоконтролю и саморегулированию. Она формирует у него привычку к осмыслению событий и различных проблем. Психологи связывают рефлексию с развитием и становлением духовной жизни человека. Однако ребенку сложно научиться управлять собой без помощи учителя. Именно совместная работа педагога и ученика позволяет получить конкретные результаты, помогающие школьнику оценить свою деятельность на уроке.

    Виды рефлексии

    В начале и в конце урока огромное значение для педагога имеет установка эмоционального контакта с учениками. Для этого он может воспользоваться приемом рефлексии настроения. Самым простым вариантом при этом явится показ карточек с изображением смайликов. Причем изображенные на картинке лица должны быть веселыми, грустными и нейтральными. Кроме того, учитель может предложить ребятам остановить свой выбор на солнышке или на тучке. Первый рисунок будет означать хорошее настроение, а второй - плохое.

    Еще одним приемом рефлексии настроения является выбор одной из двух картин. На одной из них изображен пейзаж, проникнутый печалью, а на второй - весельем и радостью. Ученики должны выбрать рисунок, соответствующий их настроению.

    Следующий вид рефлексии - рефлексия деятельности. Она представляет собой осмысление приемов и способов работы, выполняемой над учебным материалом. Такой вид применяется, как правило, при проверке заданий в конце урока. В этом случае учащимся предлагается оценить результаты урока в виде окончания таких фраз, как:

    • Я разобрался...
    • Я узнал...
    • Я сумел… и т. д.