Проектирование современного урока в условиях реализации фгос. Проектирование современного урока в условиях реализации фгос Разъяснения по экспертизе

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Трушко Г.Н, учитель русского языка и литературы МБОУ «Перовская школа-гимназия»
  • С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
  • Современному обществу нужны люди, которые могут:
  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
  • «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В. А. Сухомлинский.
  • Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
  • мобилизация;
  • целеполагание;
  • осознание недостаточности имеющихся знаний;
  • коммуникация;
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия.
  • Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
Универсальные Учебные Действия - совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  • Регулятивные: организация собственной деятельности
  • Познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией
  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с людьми
  • Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Приёмы, способствующие повышению мотивации:
  • иллюстративный материал
  • использование ИКТ
  • игровые ситуации
  • разгадывание грамматических загадок
  • инсценирование
  • лирическое вступление
  • верю-не верю
  • кластер
  • рефлексивные вопросы
  • создание благоприятного
  • психологического климата
  • Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности.
  • Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
  • 1 – й шаг. Определение нового .
  • 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
  • 3 – й шаг. Планирование действий.
  • 4 – й шаг. Планирование решений.
  • 5 – й шаг. Планирование результата.
  • 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.
Этап мобилизации
  • Деятельность ученика:
  • Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.
  • Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.
  • Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
  • Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием»
  • Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
  • – Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
  • – Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
  • – Все слова смогли проверить? (нет)
  • – Почему? (правило не подошло)
  • – А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
  • –Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях с чередованием е-и). Запишите тему урока.
  • Тема: «Правописание НЕ с прилагательными»
  • Учащимся предлагается сравнить предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с существительными и прилагательными.
  • - Что общего в правописании существительных и прилагательных?
  • - Прочитайте правило на стр. 38-39.
  • - Какая информация для вас оказалась новой?
  • В результате проведённой работы учащиеся самостоятельно формулируют правило.
  • Тема: «Имя существительное как часть речи»
  • Учащимся предлагается отрывок из стихотворения
  • О. Молоткова из упр 272.
  • - Найдите слова, называющие людей, животных, предметы окружающего мира, понятия, действия, время, число.
  • - Можно ли сказать, что у этих слов есть что-то общее?
  • - Назовите часть речи, к которой они относятся.
  • В чём необычность этого стихотворения?
  • - Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать? (Имя существительное.)
  • - Что значит изучить слово «как часть речи»? (Это значит указать лексическое значение (что выражает), морфологические признаки (какие формы может иметь) и синтаксическую функцию (каким членом предложения является).
  • - Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы.
  • - Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о
  • существительном (опорный конспект, таблица и т.д.)
Приёмы создания учебной ситуации
  • Предъявить противоречивые теории, факты
  • Обнажить житейское представление и представить научный факт
  • Использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность»
  • 1.Учитель сам ставит проблему «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде?
  • 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
  • Например: дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание:
  • Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю?
  • Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсн ицей обожаемой тетушки .
  • Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • 3. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.
  • Обратите внимание на перечисленные слова. Определите лишнее в каждой строке. Выбор объясните.
  • 1)Пролага ть, излага ть, прилага ть, отложить.
  • 2)Доложить, выложить, слага ть, уложить. 4. Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.
  • Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • Ситуация «выбор».
  • (до)ехал (до)б...рёзы
  • (по)бежал (по)д...ревне
  • (про)читал (про) город
  • (на)кричал (на)с...баку
  • Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
  • 1) слова из словарика и не из него;
  • 2) слова с приставками и предлогами;
  • 3) глаголы и прилагательные
  • У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
  • Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • Ситуация «неопределенность».
  • Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал , запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
  • Ситуация «неожиданность».
  • Сидят на ветке воробьи,
  • Болтают про дела свои,
  • Вспорхнули с ветки воробьи!
  • Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово «ветка». На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с условиями выбора букв е-и в окончаниях существительных.
Приём «актуальность» на уроке русского языка по теме: «Ударение».
  • - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский .
  • -Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?
  • - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение.
  • - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́ла». Но все эти слова произносятся неправильно.
  • Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
  • «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.
Опорный конспект- один из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования
  • вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного
  • могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения
  • часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу
  • способствует лучшему пониманию и усвоению знаний
  • Умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
  • Например, при изучении темы «Имя существительное как часть речи» учащимся предлагается вспомнить, что им известно об имени существительном из начальной школы и сделать краткие выводы в виде опорного конспекта.
Работа в группах
  • раскрепощает ребят
  • создает условия психологического комфорта
  • учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку
  • Работа в группах может быть организована на различных этапах урока.
Работа в группах Тема: «Имя существительное как часть речи»
  • На этапе актуализации знаний учащиеся работают в группах и выполняют задания, например:
  • Задания 1 группы: Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Просклоняйте в ед.ч сущ-
  • отгадки. Обозначьте окончания.
  • А) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за яго..ка? (рябина) Б) На зелѐной хрупкой ножк..
  • Вырос шарик у дорожк.. (одуванчик) В) Много рук, а нога одна. (Дерево)
  • Задания 2 группы: Выпишите существительные (с предлогами) и укажите их морфологические
  • признаки. Образец: (из) песчинок - ж.р, 1 скл., мн.ч., Р.п
  • 1) Из песчинок гора вырастает. 2) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, а лени – три дня.
  • 3) Как часто говорят в делах: ещѐ успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся
  • не с умом, а с леностью своею.
  • Задания 3 группы: Подберите слова для игры «Четвѐртый лишний», учитывая морфологические
  • признаки существительного.
  • Например: Меч, ночь, камыш, друг
Работа в группах Тема: «Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных»
  • Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.
  • - Каждая группа выбирает только определённую группу слов:
  • Для первой группы : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
  • Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
  • Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
  • Для четвёртой группы : «Лишние слова»
  • Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й, ож..г
  • - От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)
  • - Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)
  • - А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)
  • А что же вы можете сказать о правописании слов 4-ой группы?
  • -Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить
Работа в группах Тема: «Буквы з-с на конце приставок»
  • Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
  • Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
  • а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
  • б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
  • 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
  • 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
  • 5. Графически обозначьте орфограмму.
  • 6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
  • Водопад.
  • Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
  • Работа в парах дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, проверке заучивания наизусть стихотворений, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
  • Игровые приёмы:
  • «Зоркий глаз»
  • «Орфографическая эстафета»
  • «Вырасти дерево»
  • «Лексическое лото»
  • «Собери фразеологизм/пословицу»
  • «Составь слово»
  • «Мозговой штурм»
  • Кроссворды
  • Заключительный этап урока – рефлексия …Учителю важно знать, что приобрели, чему научились ребята, с какими трудностями столкнулись. Этот этап позволит учителю спланировать следующий урок.
  • Вопросы для рефлексии после самостоятельной работы:
  • - Сумели ли Вы решить поставленную перед вами задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?
  • Приёмы итоговой рефлексии:
  • Четвёртое лишнее
  • Незаконченное предложение
  • Плюс-минус-интересно
  • Светофор
  • Перфокарта
  • Кластер
  • Синквейн
Развитие оценочной самостоятельности - ключевое условие решения многих задач реформы образования.
  • Самооценка
  • Взаимооценка
  • Рецензирование
  • Цель - овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях.
  • Проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, затем организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, нельзя не понимать то, до чего додумался сам .
  • Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Проблемы:
  • Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия.
  • Не все кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
  • Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
  • Переутомляемость, возбудимость при такой нагрузке как у учителя, так и у ребенка.
  • Недостаточно разработана система оценивания.
  • Увеличение документации.
  • "Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность"
  • Б. Шоу

Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Галилео Галилей быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире; должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. ФГОС




Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (УУД) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока ФГОС


Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.




1.Определение типа урока? : Зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок Вводный урок Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности Урок по закреплению знаний и способов деятельности Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности


2. Постановка цели урока?: Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику Результаты личностные метапредметные предметные Результаты личностные метапредметные предметные Цели обучающие воспитывающие коррекционно- развивающие Цели обучающие воспитывающие коррекционно- развивающие


Характеристика образовательных моделей Цель: Формирование ЗУН Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Исследовательский, продуктивный, творческий «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика Цель: развитие личности




3.Представление целей системой задач?:Какие знания, умения и навыки приобретёт каждый ученик в течение урока. Как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться; Как достичь эффективности урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания; Как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика










Классификация методов обучения по виду передачи и восприятия учебной информации по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока по логике изложения и усвоения учебного материала по характеру учебно-познавательной деятельности 5


Способы усвоения: деятельность по образцу, алгоритму Способы усвоения: мыслительная деятельность Восприятие новой информации через наблюдение и слушание, (беседа, рассказ, лекция и др.) Построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика






Нетрадиционные формы урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно- музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль


8. Разработка структуры урока 1.Организация 2. Проверка выполнения д/з 3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация, целеполагание, мотивация) 4. Усвоение новых знаний и способов деятельности 5. Первичная проверка понимания изученного 6. Закрепление новых знаний и способов деятельности 7. Применение знаний и способов деятельности 8. Обобщение и систематизация знаний 9. Контроль и самоконтроль 10. Коррекция знаний и способов деятельности 11. Информация о Д/З 12. Подведение итогов 13. Рефлексия


Современные образовательные технологии Технология деятельностного метода обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология развивающего обучения Технология проектной деятельности Технология развития критического мышления Технология дифференцированного обучения Здоровьесберегающие технологии ИКТ Игровые технологии




Применение новых знаний в практической деятельности (сначала –по образцу, затем- в новой ситуации Овладение обобщенным способом решения учебной задачи Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика


9. Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? ФГОС




Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Характеристика образовательных моделей «Знаниевая» педагогика «Компетентностная» педагогика
33







В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок. В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС ООО? В соответствии с новыми стандартами, нам, педагогам, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

«Если мы сегодня будем учить детей как вчера,

мы украдем у них завтра»

Джон Дьюи

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Землянухина Д.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок. В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС ООО? В соответствии с новыми стандартами, нам, педагогам, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. (Приложение 1).

Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. (Приложение 2).

Моделируя современный урок, необходимо придерживаться следующих правил:

    Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

    Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы).

    Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.

    Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

    Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

    Продумать форму подведения итогов урока.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Новым видом методической продукции, обеспечивающей качественное преподавание учебных предметов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Также технологическая карта поможет администрации школы осуществлять необходимую методическую помощь учителю, контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов. (Приложения 3, 4, 5, 6).

Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация… Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Участниками образовательного процесса на уроке, по-прежнему, являются учитель и ученик. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, учитель как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке: он задает тон урока, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию. Поэтому современный урок должен проектироваться учителем - Личностью, у которого дети будут учиться с удовольствием.

Приложение 1

Отличие современного урока от традиционного

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Приложение 2

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Приложение 3

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

Организация дифференцированной коррекционной работы,

Контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Приложение 4

КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ФГОС

Предложенная карта анализа урока по ФГОС предназначена для учителей, осуществляющих самоанализ педагогической деятельности, независимых экспертов, а также для ведения внутришкольного контроля оценки качества проведения занятий.

Дидактические критерии, перечисленные в представленной Вашему вниманию таблице, являются унифицированными и подходят для оценки эффективности уроков по предметам различного цикла.

В последней колонке представлены разъяснения по экспертизе, являющиеся примерными для исследования содержательного и организационно-методического наполнения урока.

Карта анализа урока содержит балльные критерии оценки, руководствуясь которыми возможно прийти к количественным показателям эффективности проведения занятия.

Критерии оценивания разработаны с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в ФГОС: личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных.

В таблице обозначены условия успешной реализации требований ФГОС:

    грамотное организационно-методическое сопровождение;

    особенности работы по формированию универсальных учебных действий;

    организация текущего, промежуточного и итогового видов контроля;

    возможные формы межличностного коммуникативного взаимодействия в системе ученик-учитель-класс и познавательной активности обучающихся;

    применение материально-технического сопровождения.

Карта анализа урока по ФГОС

Критерии

Возможные баллы

баллы

Разъяснения по экспертизе

Организационно-методическое сопровождение

Целеполагание

Осознанное соотношение мотивации детей к познавательной активности на уроке и дидактических целей педагога

Соответствие содержания проекту технологической карты

Раскрытие темы урока, соответствие цели как конечному результату поставленных учебных задач, логическое соответствие этапов урока, прописанных в технологической карте, содержательному наполнению

Уровень заинтересованности детей

на протяжении урока (мотивация)

Умение организовать дифференцированную работу каждого учащегося в классе по индивидуальному маршруту – 100 %

(высокий уровень – 5 баллов);

Наглядная познавательная активность 50 % учащихся класса (средний уровень – 3 балла);

Локальная эпизодическая включенность учащихся в учебный процесс (низкий уровень – 0 баллов).

Используемая технология

Программированная

Частично-адаптивная технология, предполагающая индивидуальный маршрут обучения

Блочно-модульная

Технология обучения на основе обобщения программного материала в тематические блоки (модули) по общим содержательным (опознавательным) признакам

Проблемно-поисковая

Технология обучения в индуктивно-дедуктивном режиме «вопрос-ответ»

Алгоритмизированная

Технология обучения, в основе которого формируется словесно-логический тип мышления и работы с информацией

Технология, спроектированная на основе игровой деятельности как ведущей

Проектная технология

Технология высокого уровня абстракции на метапредметном уровне, в основе которого лежит высокий уровень самостоятельности и осознанности мыслительной активности обучающихся

Традиционный урок

Соблюдение традиционных (объяснительно-репродуктивных) подходов в обучении

Традиционный урок

с элементами …

Сочетание традиционных подходов с элементами активных форм обучения

Формирование УУД

Личностные

(готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению себя в социуме; наличие ценностно-смысловых установок, общих правил ученической позиции как активного участника образовательного процесса, результаты которого необходимы для жизненного успеха)

Оценка значимых социальных и межличностных установок , формируемых учителем на уроке и отражающих значимость образовательной деятельности в контексте гражданственности:

установки отсутствуют – 0 баллов;

наличие установок – 3 балла;

установка урока в рамках личностной социальной значимости учебного процесса и гражданственности межличностных отношений

Метапредметные

(«мета» - стоящие «ЗА» пределами специфики предмета, расширяющие сознание познавательной активности УУД, реализующие принцип человекосообразности)

а) регулятивные

Использование учителем алгоритмов саморегуляции и направляющих механизмов, вносящих порядок в процесс формирования УУД:

отсутствие четких регламентов деятельности педагога – 0;

четко спроектированные стратегии деятельности педагога – 3;

адаптированность дидактических подходов к ситуативным особенностям хода урока – 5.

б) познавательные

Способность учителя сочетать на уроке элементы эмпирической и теоретического аспектов практико-ориентированной работы:

низкий метапредметный уровень (отсутствуют полидисциплинарные связи) – 0 баллов;

средний уровень – локальная реализация метапредмета – 3 балла;

высокий уровень абстракции метапредмета –

в) коммуникативные

(делающие общим, связывающие посредством общения УУД)

Сформированность умения организовывать коммуникативное взаимодействие в учебной среде : сотрудничество, сотворчество в группе, в паре со сверстником, в индивидуальном взаимодействии с учителем; умение выстраивать монолог по теме урока и смежным с ней темам на основе своих собственных рассуждений.

Преобладание собственного «Я» в работе на уроке, неумение слышать и слушать – 0 баллов;

Эффективно выстроенная межличностная коммуникация на уроке – 5 баллов.

Предметные

Оценивается научность и доступность компетентностно-терминологического арсенала учителя.

Владение ключевыми понятиями и предметными терминами на уровне их практической реализации, в процессе говорения, комментирования, применения в нестандартных условиях постановки задач, в процессе творческого взаимодействия.

Промежуточный и итоговый контроль результатов деятельности

Промежуточный контроль

Контроль осуществлялся на определенных этапах по усмотрению учителя

Пошаговый контроль и своевременная корректировка

Непрерывная обратная связь,

осуществлялся посредством

«человеко-машинного» диалога в форме адаптивной учебной деятельности

Локальный контроль

Традиционная форма, не позволяющая охватить всех учащихся

Итоговый контроль

Традиционная форма необходимая для осуществления контроля

Форма познавательной активности

Репродуктивная

(по образцу)

Организована традиционная форма работы по теме урока

Поисково-проблемная

(по наводящим вопросам учителя)

Организована проблемно-поисковая деятельность. Урок в индуктивно-дедуктивной форме

«Вопрос-ответ»

Самостоятельная

(самостоятельный поиск)

Организована самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемного вопроса

Творческая

Организована проектная деятельность,

«инсайт-урок», приветствовались

креативные решения

Коммуникативное взаимодействие на уроке

«Я-Учитель»

Ведущая роль учителя на уроке

Групповое

Организованная групповая работа

Организованная парная работа

Фронтальное

Организованная проблемно-поисковая деятельность при поддержке учителя в форме «вопрос-ответ»

Адаптивное

Инновационное адаптивное обучение

Материально-техническое сопровождение

Стандарт

Учебники, сборники тестов, карточки, раздаточный материал, мел, доска

Электронная доска, проектор, видео, аудио-сопровождение и др.

(программно-педагогические средства обучения)

Индивидуальная компьютерная поддержка

ИТОГ:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Фаттахова Светлана Владимировна, заведующий кафедрой общей и коррекционной(специальной) психологии и педагогики, кандидат педагогических наук

ПРОЛОГ Урок – основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися. М. И. Махмутов

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Первый шаг: мотивационно-ценностный анализ деятельности Второй шаг: целевой план Третий шаг: операционально-технологический Четвертый шаг: ресурсный план анализа

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценки планируемых результатов Содержательный раздел § § Программа развития УУД Рабочие программы учебных предметов, курсов Организационный раздел Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственнообщественный характер управления образовательным учреждением.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ НА КАЖДОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

ТРЕБУЕТ ЛИ ЖИЗНЬ НОВОЙ РАБОТЫ С СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Требуется умение отбирать главное в море информации Инструкция к новой технике Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т. д. ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ОТВЕТЫ БЕЗ ВОПРОСОВ» - ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ БЫЛА ЗАЛОЖЕНА ЯНОМ АМОСОМ КОМЕНСКИМ три характеристики современного урока: дискретная форма знаний (ответы без вопросов), монологические формы общения авторитарные формы общения

ЧТО МЕШАЕТ УЧИТЕЛЮ РАБОТАТЬ НА НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Разн учеб остиль ники ные и дик о Мет ения ч обу Приемы воспитания

БИ ОЛ ОГ ГЕО ХИ М ИК ЧТО МЕШАЕТ ВСЕЙ ШКОЛЕ РАБОТАТЬ НА НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? ГРА Ф ИК Р О СТ И ОГ ОЛ ИЛ Ф «В началке учили не тому, что я хочу!» АТ М ИК АТ ЕМ

ФГОС: КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: прогресс в личностном развитии способность к самоорганизации в решении учебных задач. умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Алгоритм действий учителя по определению целей урока Определите тему урока по тематическому планированию, ознакомьтесь с материалами учебника, методических пособий. Определите, на какие планируемые результаты ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулируйте цель(и) урока. Определите, какие действия необходимо включить в содержание урока для формирования общего умения и обозначьте их в качестве планируемых результатов. Выделите из программы формирования УУД действия, формируемые на этом этапе обучения, и введите их в качестве планируемых достижений; определите, какие еще УУД можно формировать в ходе этого урока, включите их в перечень планируемых достижений. Зафиксируйте выделенную цель и планируемые достижения в проекте урока.

Схема целеполагания урока Цель урока (за основу берутся одно-два положения из раздела «Выпускник научится» , скорректированные с темой урока). Планируемые достижения: предметные (перечисляются формируемые умения. Но могут быть упомянуты и знания, и отношения); Метапредметные (УУД, реализуемые на уроке)

Диагностика целеполагания Что оценивается Критерии оценки Баллы Обозначение в проекте урока целей, планируемых достижений Обозначены лишь предметные знания 0 Отражены предметные знания и умения, но в форме, 1 неудобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока Отражены предметные знания и умения, но в форме, 2 удобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока Отражены и предметные знания и умения, и УУД, но в форме, неудобной для оценивания достигнутых результатов в конце урока 3 Отражены и предметные знания и умения, и УУД в 4 форме, позволяющей их оценить и проверить в конце урока

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Цели и содержание урока Усвоение и изолированное изучение ЗУНов. Стихийность учебной деятельности ученика. Развитие личности ученика через формирование опыта его самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, целенаправленная организация деятельности. Создание индивидуальных образовательных траекторий.

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Функции учителя Формулирует и сообщает учащимся, чему они должны научиться. Информирует учащихся о содержании урока. Осуществляет коррекцию. Осуществляет оценивание. Цели урока задает с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Четко и точно формулирует задания (не повторяет несколько раз). Использует формы, приемы и методы обучения, повышающие активность учащихся. Создает и организует условия, инициирующие учебную деятельность.

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Ведущий тип деятельности учащегося Репродуктивный, воспроизводящий. Продуктивный, творческий, проблемный Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту. Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Формы организации учебной деятельности Фронтальная, индивидуальная, реже парная и групповая Учебное сотрудничество в достижении целей обучения.

Основание для сравнения Урок традиционный Урок современный Типы уроков Урок изучения нового материала. Урок комплексного применения ЗУНов. Урок обобщения и систематизации. Урок контроля и коррекции ЗУН Урок открытия нового знания. Урок отработки умений и рефлексии. Урок общеметодологической направленности (построения системы знаний). Урок развивающего контроля

ДЖОН КИЙОСАКИ Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обучения 90% того что. говорим и Реальная работа делаем Имитация реального опыта Ролевая игра 70% того, что говорим Степень включённости в учёбный процесс Активная Проведение бесед Участие дискуссиях Наблюдение за реальным процессом 50% того, что видим и слышим Просмотр презентаций Наблюдение за демонстрационным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видим Просмотр иллюстраций 20% того, что слышим Прослушивание выступлений 10% того, что читаем Чтение Пассивная

Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовые и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

Базовые технологии ФГОС ООО Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Базовые образовательные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

Критерии оценки задания: ИКТ-компетентность учащихся ИКТ используется для приобретения новых знаний, ключевых компетентностей Задание невозможно или затруднительно, или непрактично выполнять без применения ИКТ

Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д. , частично – запоминают, рефлексируют результаты преобразования. Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т. е. приобретает некоторые компетентности.

УСЛОВИЯ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Эти условия могут задаваться и описываться с помощью: различных дидактических средств (подбора «правильных заданий» ….), особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

Компоненты учебного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: Условие (информационная часть) Вопрос (командная часть) Инструкция по выполнению (ответная часть) образец / описание ответа критерии оценки время выполнения задания методический комментарий (организационная часть)

Базовые образовательные технологии Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.

БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т. д.). Ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.