Признаки общества как целостной динамично развивающейся системы? Общество как социальная система К основным признакам общества относятся.

Что собой представляет общество? Как возможно его существование? Какова исходная клеточка общества? На протяжении всей истории существования социологической науки ученые ищут ответы на эти важнейшие вопросы. Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество - это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество - это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

При всем многообразии в подходах к интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным . В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система , элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят следующие сферы:

1.экономическая - материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;

2.политическая - деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

3.духовная - образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;

4.социальная - взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Все сферы жизнедеятельности общества действуют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции и являясь сложными общественными подсистемами.

Итак, общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

рассмотрим отличительные признаки общества:

1.социальность (от лат. socialis - совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей;

2.способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга;

3.территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы - белорусов, украинцев, русских);

4.существование в социальном пространстве и социальном времени;

5.высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей;

1.наличие специальных органов для осуществления саморегуляции - социальных институтов;

2.существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения;

3.наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:

Социальные институты;

Социальные общности;

Социальные группы, классы, слои;

Социальные организации;

Человеческие индивиды.

Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции и закономерности. Утверждается, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития , который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития , вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует направленность по восходящей (закон социального прогресса) .

Общество – социальный организм, включающий в себя все виды сообществ, характеризуется целостностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием. Общество целостно, так все элементы находятся во взаимодействии. Эта взаимосвязь образует единство более высокого порядка: группы, социальные общности, индивиды, входя в систему, приобретают новые силы и овладевают более эффективным способом действия.

Социология использует в своем предмете фундаментальное положение общей теории систем: порядок, организация у целого, системы, всегда выше, чем у отдельных частей.

Социальная система есть целостность, выступающая в форме социальных общностей, институтов и организаций, основными элементами которых являются люди, их нормы и взаимодействия.

Целостность – системообразующее качество общества, проявляется в производстве материальных благ, идей, производстве самого человека. Но главное заключается в том, что основными элементами социальной системы являются люди, их нормы, санкции, связи, отношения. В основании социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы.

Стабильность – это такое состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне. Система способна адаптироваться к изменениям, реагировать на них позитивно.

Нестабильность, неустойчивость – это такое состояние, когда воздействие как внешнее, так и внутреннее превышает некоторые критические значения, при этом требуются экстренные меры для сохранения системы. Если этого не происходит, тогда система переходит в другое качественное состояние. Например, низкие доходы населения, низкий прожиточный уровень, забастовки и т.п. могут быть в пределах «нормы». Но когда норма нарушается, система деградирует, растет преступность, падает качество потребления, ухудшается здоровье людей, снижается продолжительность жизни и т.д.

Обществу необходимо сохранять стабильность. Механизм сохранения стабильности состоит в том, что надо достигнуть и поддержать баланс интересов социальных групп и социальных субъектов. Следует отметить значение «социальных программ», которые обеспечивают прожиточный минимум, поддерживают человеческий потенциал (детей, пенсионеров, инвалидов в первую очередь). Удельный вес социальных программ в бюджете государства – показатель стабильности общества.

Дестабилизация социальной системы способствует созданию принудительных мер, добровольных и тоталитарных) запреты на забастовки, на выборы, введение разных мораториев и т.п.

Социологическая концепция системности общества включает в себя учение о социальном времени и социальном пространстве. Социальное время является формой реального движения любой общественной системы независимо от того, как оно осмысливается и переживает нами. В центре внимания социолога – носители социального времени: индивид, социальные общности, общество как целое. Сам термин социальное время появился в середине XX века. В социологии существует отличие времени общества от природного времени. Время в обществе выступает в форме деятельности. Это длительность события, объем часов для создания предмета, время жизни. Значит, время выражает и качественную сторону бытия, т.е. содержание общественного процесса (замедление, ускорение, возвышение, падение, регресс, прогресс). Социальная наука открыла нефизическую форму времени – рабочее время, которые выступает: 1) количественной мерой труда; 2) основным содержанием времени человеческой цивилизации. Это значит, что в обществе всегда существует не какое-то единое, монолитное время, а спектр социальных ритмов, обусловленных природой отдельных социальных общностей.

Таким образом, социальное время – это живая форма деятельности, которая выступает и как календарное время, и как совокупное время индивида, социальной общности, общества в целом, и как функция, условия и мера социальных действий.

Существует проблема социального пространства. Пространство (социально организованное пространство) – форма бытия вещественно-предметной и личностной среды общества. Оно характеризуется объективностью, территориальностью распределения населения, социальной дистанцией между индивидом и общностями. Социальное пространство – это пространство природной среды общества и пространство «очеловеченной» природы. Это «жизненное пространство», т.е. пространство социального взаимодействия общностей, ассоциаций, коллективов, их «расположения» в системе общественных отношений. А также это пространство индивидуального бытия (места жительства и работы, зоны отдыха, область межличностного общения).

Таким образом, наиболее существенными для социологического анализа являются следующие системные признаки общества: целостность (как внутреннее качество, совпадающее с общественным производством), устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий; динамизм – (смена поколений, преемственность, замедление, ускорение; открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружающей средой и получением достаточного количества энергии и вещества из внешней среды); саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление на основе интересов и стимулов социальных общностей); пространственно-временные формы бытия, а также способы его организации (люди объединены деятельностью, целями и потребностью).

Понятие общества и социальной системы. Социология рассматривает общество в следующих аспектах. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер считал, что общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. К. Маркс характеризует общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе совместной деятельности людей.

Данные определения отражают такой подход к обществу как к целостной системе элементов.

В обиходном языке термин «общество» употребляется в очень ранних значениях. На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос «Что такое общество?» несложно. Действительно, понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество.

Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которые входило бы данное слово. К примеру: общество книголюбов, дворянское общество, и т.д. В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но вот другой ряд связанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французское общество. Здесь уже, употребляя понятие «общество» мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страду. Если дальше будем двигаться в этом направлении (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом – в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Можно сказать, что это обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В социологии понятие «общество» имеет более широкое универсальное значение. Общество – это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

Общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных индивидов коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество (Шилз Э. Общество и общества: Макросоциологический подход// Американская социология. – М., 1972).

Несводимость общества к простой сумме индивидов и составляет главную проблему его изучения . Важно за своеобразием и оригинальностью каждого человека выявить, уловить, проанализировать устойчиво повторяющееся, типическое в жизни общества. В этом состоит главная задача науки об обществе. Системный анализ может быть наиболее продуктивным методом в исследовании данных проблем.

Многие видные социологи предпринимали попытку рассматривать общество как систему. Но из-за неоднозначности методологических позиций авторов исследования представляются слишком разноречивыми и разноплановыми.

Система – это нечто целое, несводимое к сумме своих элементов. Своеобразие целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Любая система характеризуется определенной целостностью своих весьма противоречивых элементов. Общество, рассматриваемое как система, представляет собой сложное, движущееся множество самых различных противоречивых и даже исключающих друг друга процессов и структур. Но для каждого из них есть свое место, все они –оказываются необходимыми для функционирования системы и обеспечения ее равновесия и устойчивости.

Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов функционирования и взаимодействия. Наличие разных подходов к структурированию общества объясняет сложность самого феномена. Давайте вспомним только основные виды организации социальной жизни, которые и составляют общество: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли.

Далее, при рассмотрении общества как системы следует определить способ организации его элементов. На первый взгляд достаточно сложно определить, что же объединяет, связывает религию и органы государственного управления, особенно в стране, где церковь отделена от государства? Что объединяет производственные и семейные отношения в современном обществе, где семья не включена в производственную структуру. Что общего у завода, производящего автомобили, и у театра?

Многие ответы на все вопросы лежат в области функционального анализа. Каждый из вышеперечисленных элементов выполняет в обществе определенную функцию; служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

Функциональная зависимость – это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства. Которыми в отдельности не обладает ни один из них. Заслуга Т. Парсонса в том, что он предпринял попытку анализа социальной системы с определения основных функциональных требований, без которых система существовать не сможет. Система, по Парсонсу, - это взаимозависимые части, стремящиеся к самоподдержанию порядка взаимосвязей, т.е. равновесия. Но равновесие не идентично порядку взаимосвязи. Скорее равновесие – это стабильный порядок, точнее самоподдерживающийся.

Реальная же система часто находится в неравновесном состоянии и, как открытая система, обменивается со средой веществом, энергией и информацией.

Согласно общей теории систем, в некоторых случаях рассматриваемая система характеризуется разными скоростями процессов, испытывает влияние соседних систем, одни из которых могут как бы обогнать, а другие отстать от нее. В результате в ней усиливаются процессы, присущие прошлому, настоящему и будущему. Под влиянием всех этих обстоятельств складывается положение, при котором в центре системы начинают преобладать процессы, свойственные прошлому и настоящему, а не периферии – процессы, свойственные настоящему и будущему. Отметим при этом, что применительно к обществу понятие «периферия» не обязательно носит географический смысл, оно может быть социальным, политическим, культурным, экономическим и т.д. Речь может идти об удаленности от того центра системы, который определяет в данный момент ее сущность. Поэтому в данном случае большое значение имеет сущность систем и подсистем, характер реальных, хотя и противоречащих связей между ними.

По Парсонсу, общество как система, может функционировать только при выполнении следующих требований (функций):

1) она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения;

3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе;

4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений. Выделив основные функции системы, Т. Парсонс определяет реальных исполнителей этих функций в обществе. Он останавливается на четырех подсистемах (экономика, политика, культура и родство), которые ответственны за выполнение каждой из этих функций. Далее указывает социальные институты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и т.д.).

Затем дает совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм, вытекающих из фундаментальных ценностей и в итоге соответствующих основным функциональным императивам.

Стабильность социальной системы зависит от последовательного осуществления функционального разделения деятельности на уровне институтов и социальных ролей. Хаос же порождает выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций и, усиливая внутреннюю напряженность системы, ведет к росту социальной энтропии. В социологии под энтропией подразумеваются явления, противоположные понятию социального порядка. Социальный порядок характеризуется определенным уровнем упорядоченности в организации социальных связей и взаимодействий, позволяющий говорить о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей.

Любая социальная система, прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности , которая достигается главным образом, за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.

Еще задолго до Т. Парсонса социологи выделяли функциональные подсистемы. Были разногласия в определении количества и функционального предназначения.

В нашей отечественной науке принято выделять экономическую подсистему, которая обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребностей и способствующие нормативному регулированию общества в целом.

Социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ; политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.

В чем значимость давних функциональных подсистем? Выделение таковых ставит вопрос о том, какая же из них определяет облик общества в целом. В социологии поиск данного основания, который придает новому знанию неповторимый облик, длится уже не одно десятилетие и единого решения пока нет.

К. Маркс отдавал предпочтение экономической системе. Способ производства материальных благ, материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще.

События далекого 1917 года положили начало извращений всех постулатов неэкономического детерминизма: политический переворот стал не итогом, а началом изменения экономического базиса. Воздействие политики на социальную жизнь было очень сильно, все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.

Проблема экономического и политического детерминизма волновала постмарксистов, т.к. затрагивала и основы социальной теории Маркса, и реальную практику «строительства социализма». В западных странах политика и экономика функционировали не мешая друг другу, дискуссии шли между сторонниками технологического и культурного детерминизма.

Сторонники технологического детерминизма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. По их мнению, характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных благ, уровень потребления, но и культурные запросы людей.

Приверженцы культурного детерминизма считают, что стержень общества составляют общепринятые нормы и ценности, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия и в поступках, и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.

Видимо, очевидным пока считается то, что общество может нормально функционировать каждой при последовательном выполненииподсистемой своего функционального предназначения.

Функциональный подход позволял систематизировать знания об обществе, но данный подход имеет и определенные ограничения. В рамках такого подхода, требующего признания за каждым институтом, каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причины «кризисов» конфликтов распада систем. Западные социологи (Р. Мертон) предлагали говорить не только о явных, позитивных функциях, но и о латентных функциях, которые создают угрозу стабильности, порождают различные отклонения от общепринятых норм, правил, являющихся своеобразным источником напряженности.

Делая выводы, следует отметить, что когда мы ставим вопрос о функционировании общества, надо точно представлять проблему, на которую мы хотим получить ответ. К элементам структурно-функционального анализа следует обратиться в том случае, если для нас главное – выяснение устойчивости, стабильности общества как системы.

Через понимание общества как целостности мы можем выйти на выявление конкретных функций, которые выполняют его структурные компоненты, обеспечивающие единство всего социального организма. Если нас интересуют причины изменений в обществе, следует обращаться к теориям социального конфликта.

Типология обществ

Современные общества в настоящее время представляют достаточно пеструю картину с явными и неявными отличиями (язык, культура, географическое положение, уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможность для самореализации личности).

Общество является крайне сложным, многоуровневым образованием, здесь вряд ли возможна какая-нибудь универсальная классификация. Из многообразия признаков, характерных для общества, надо делать их типообразующими, и на этой основе создавать свою типологию.

Наиболее устойчивыми в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Сегодня мы воспринимаем такое общество как отсталое, примитивное. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, удовлетворяющие потребности на минимальном уровне. Поведение индивида строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Мысли о возможных преобразованиях выглядят кощунственными и крамольными.

Термин «индустриальное общество» принадлежит Сен-Симону, где подчеркивается иная производственная основа общества. Индустриальное общество характеризуется гибкостью социальных структур, которые изменяются в зависимости от потребностей и интересов людей, социальной мобильностью, развитой системой коммуникаций.

Это такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификациями, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. «Индустриальное общество – это координация машин и людей для производства товаров», - отмечал Д. Белл.

Период 60-х годов характерен тем, что возникают новые концепции постиндустриального общества, разрабатываемые в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии.

Эти концепции возникли естественно и закономерно – в экономике и культуре наиболее развитых стран произошли структурные изменения, предполагающие совершенно иной взгляд на само общество в целом.

Принято считать, что постиндустриальное общество предполагает широкую автоматизацию производства, применение роботов и ЭВМ, наукоемких технологий и т.д. На самом деле главное содержание перехода к постиндустриальному обществу заключается не только в автоматизации производственных процессов, не в массовой компьютеризации или внедрении биотехнологий. Это лишь внешние, хотя и важные формы проявления постиндустриализации.

Первый этап НТР (1950-1960-е гг.) в развитых странах был связан с ростом потребления трудящихся, с превращением их в общественно развитых индивидов. Нынешний, второй этап, получивший название «микроэлектронной революции», с индивидуализацией процесса труда, превращением его для заметной части большинства, в разновидность творческой деятельности, средство самореализации.

Становление постиндустриального общества представляет собой глубокую революцию: социальную, экономическую, технологическую, духовную, которую можно сравнить с неолитической революцией в начале человеческой истории. Она означает «конец утопии», казавшаяся ранее утопическая идея освобождения человека от власти экономической целесообразности, от отчуждающего труда, от необходимости зарабатывать свой хлеб в поте лица своего – эта идея ныне начинает осуществляться на практике в наиболее развитых странах мира.

Как всякая глубокая революция в прошлом на Западе, современная постиндустриализация началась прежде всего как революция сознания. С изменения ценностных ориентаций активного меньшинства от «иметь» к «быть» (Э. Фромм) – от стремления к приобретению материальных благ к самовыражению, от господства над природой к гармонии с природой, от взгляда на труд как на средство зарабатывать деньги к пониманию труда как средства реализовать свои способности и самоутвердиться – в этого и началось становление постиндустриального общества. В процессе этого становления изменяется ведущий социальный тип личности западного человека и характер общественных отношений. Его можно определить как «богатую индивидуальность», «многомерного человека» (Фромм). У него есть возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом.

Новая трудовая мотивация неотделима от экономической демократии, в том числе сознательного участия работников в принятии решений и управлении производством, а также от мер по гуманизации труда, которые становятся не только средством достижения согласия между работодателями и персоналом, но и технологической и производственной необходимостью.

Характерной чертой форсирующегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, где доминируют рыночные отношения и сектора «производства человека», где осуществляется накопление человеческого капитала и не остается места рыночным отношениям (О. Тоффлер, США). При этом «производство человека» все меньше является прерогативой «социального государства» и все больше – самого гражданского общества.

Новый миропорядок по постиндустриальной основе вовсе не предполагает, что мир должен быть унифицирован по единому, западному или восточноазиатскому образцу. Наоборот, этот миропорядок может сложиться только как органическое единство многообразия цивилизаций. Роль социокультурных особенностей каждой страны, каждого крупного региона планеты в процессе становления постиндустриального общества не ослабевает, а напротив, возрастает, поскольку в постиндустриальном обществе как никогда в истории велико значение духовного производства… «Постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами – здравоохранением, образованием, развлечениями, искусством, которые теперь являются желаемыми и возможными для каждого» (Д. Белл).

«На пороге» нашей истории стоит информационное общество. Многое в нем придется еще понять, объяснить, но уже совершенно ясно: информационное общество не сможет утвердиться само по себе, без целенаправленного действия людей.

Достаточно распространено мнение, что человечество уже вступило в ту стадию своего развития, которую называют информационным обществом, что оно неизбежно приходит на смену обществу постиндустриальному. Об этом свидетельствует невиданное развитие компьютерной техники, космической связи, информационных технологий и т.д.

Но существуют и качественно иные мнения, которые относят информационное общество к понятиям далекого будущего, полагая преждевременным обсуждение его особенностей. Все то, что мы наблюдаем в развитии информационной сферы является простым совершенствованием постиндустриального общества.

Н.Н. Моисеев, разрабатывая данную тему, считает, что вступление в информационное общество следует связывать с утверждением Коллективного Общепланетарного Разума, с качественно новым этапом развития цивилизации, а не только с электроникой и компьютерной инженерией. Проблема становления информационного общества накладывает на человека бремя новых обязанностей. В условиях кризиса глобального масштаба человечеству необходима новая парадигма, иные принципы развития и существования на Земле человека как биологического вида. Очевидно, что традиционная цивилизация, которую мы называем постиндустриальной, в значительной степени исчерпала свои потенциальные возможности. Дав человечеству невиданное могущество, не научила как следует ими пользоваться. Несоответствие потребностей возможностям их удовлетворить – одно из основных противоречий современности.

А. Турен в 1969 г. написал книгу «Постиндустриальное общество», где основная мысль прослеживается: индустриальное общество преобразуется в информационное. На базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической информации, близости к электронным средствам массовой информации, государство, правящая элита становятся обладателем колоссальной возможности влиять на массы. Именно эту опасность – возрастание роли технократического государства и постепенного подчинения ему гражданского, отмечает Турен в своей работе.

В основу типологизации марксизм кладет различия в производственных отношениях. Соответственно выделяются общества: первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, общества буржуазные и общества коммунистические или социалистические.

Существующие разные точки зрения показывают: типология сложного образования, каким является общество, не может быть единой и универсальной. Она находится в зависимости от методологического подхода конкретного исследователя. Необходимо понять научную и познавательную задачу того или иного подхода и решить для себя, что полезного и ценного представляет концепция конкретного исследователя.

Признаки общества как целостной динамично развивающейся системы?

Общество − это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество − это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества :

·целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

·устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

·динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

·открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);

·саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);

·пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:

а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли);

б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации;

в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

Рассматривая основные принципы системного подхода к обществу, определим основное его понятие.

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Согласно литературе можно выделить несколько основных параметров, признаков, характеристик общества, как социальной системы.

1. Саморегуляция . Способность системы корректировать свою деятельность с учетом обратного влияния окружающей среды. Это значит, каждая новая ступень человеческой деятельности, желающая изменить социальные отношения, учитывает предыдущие усилия по преобразованию структуры общества. Саморегуляция осуществляется стихийным механизмом воспроизводства и развития структуры общества. А так же может осуществляться за счет сознательного и планомерного управления.

С точки зрения саморегуляции общество для успешного функционирования должно отвечать основным функциональным требованиям: адаптации, целедостижения, интеграции, удержания образца (контроль над своей средой – в первую очередь экономической); иметь цель на которую направляется социальная активность, через право упорядочивать отношения между элементами системы: индивидами, институтами, стараться сохранять и поддерживать ценности общества.

2. Открытость . Это способность системы существовать за счет обмена с окружающей средой, природой, с другими системами общества, информацией, энергией, веществом. Осуществляется она в форме открытой деятельности людей по созданию и сохранению условий жизнедеятельности, развитию обмена деятельности, созданию материальных и духовных ценностей.

3. Информационность . Это способность общества использовать социальную информацию, которую дает опыт поколений. Она позволяет делать диагноз обществу, а так же прогнозировать будущее развитие, используя в управлении комплексные и целевые программы.

4. Детерминированность . Это предопределенность, обусловленность, зависимость. Она означает, что общество в своем развитии испытывает зависимость от предыдущих состояний. Производительные силы и способы деятельности людей сегодня обязательно скажутся на жизни будущих поколений на общем направлении их развития. А конкретные формы, методы, темпы развития, определяются при этом конкретными условиями.


5. Иерархичность означает, что общество - многоплановая система, характеризуется сочетанием различных уровней и звеньев организации и субординации, подчиненности, зависимости между ними.

6. Центрированность . Означает, что в развитии общества объявляется какой - то элемент и деятельность, которые составляют здание, его основу, фундамент общества. Многие ученые объявляют в качестве центра общества - способ производства материальных благ, труд, религию, частную собственность, знания, мир.

7. Целостность - это объективное отношение к человеку, группам, общностям людей, благодаря которому создаются условия и организуется их жизнедеятельность. Признаки целостности:

а) у социальной целостности нет частей и элементов;

б) у социального пространства нет мелочи, а социальное время необратимо;

в) способности каждого из субъектов человеческой деятельности неповторимы и уникальны.

8. Антиэнтропийность . Означает, что качественным показателем прогресса общества выступает сокращение затрат труда на душу населения. А это означает, что в общественной жизни в целом сокращается доля экономической деятельности за счет повышения производительности труда, эффективности управления и роста уровня культуры. Это ведет к возрастанию роли и значения духовного начала, свободного времени в жизни людей. При этом трудом называется всякая деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных потребностей. Ему противостоит антитруд. Он угрожает существованию общества. Он воплощает в себе процессы социальной дезорганизации, деградации, социального разложения. Он проявляется в одномерности мышления, узости интересов, недальновидности действий, однопорядковости чувств.

Какая-либо универсальная классификация общества, как утверждают учёные, затруднительна, поскольку оно является крайне сложным, многоуровневым образованием.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

· наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в её пределах социальных связей;

· универсальность (всеобщий характер);

· автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

· интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать всё новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Некоторые социологи оптимальными признаками общества считают системное определение Р. Кёнига, согласно которому под обществом понимается:

1. Конкретный тип образа жизни.

2. Образованные народами конкретные социальные единства.

3. Основанные на договорах экономические и идейные объединения.

4. Целостное общество, то есть совокупность индивидов и групп.

5. Исторически конкретный тип общества.

6. Социальная реальность – взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Исторические процессы развития общества многими аналитиками определяются по различным критериям.

Так, выдающийся немецкий учёный, философ Г. Гегель всемирную возникновения и развития общества представляет в четырёх периодах: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.

Французский учёный Ш. Фурье считал, что человечество в своём развитии прошло периоды: «рабской» первобытности, дикости, варварства, вступило в период цивилизации. В последующем человечество пройдёт «гарантизм», «социализм», «гармонизм».

Американский учёный У. Ростоу ступени развития общества назвал «стадии роста».

Первая стадия – традиционное общество, которое представляло собой аграрное общество с примитивной техникой, с сословно-классовой структурой и властью крупных собственников.

Вторая стадия – это «переходное общество», период перехода к капитализму.

Третья стадия – это эра «взлета», подъёма, то есть период промышленных революций в странах Запада.

Четвёртая стадия – это период «зрелости», то есть индустриальное общество.

Пятая стадия – это период «высокого массового потребления».

Французский мыслитель Ж. Кондорсе процесс становления общества разделил на десять эпох: первая эпоха – эпоха первобытного состояния; вторая – эпоха перехода от пастушеского состояния к земледелию; третья – это эпоха специализации и разделения труда между людьми; четвёртая–пятая – это эпохи Древней Греции и Древнего Рима; шестая и седьмая – это эпохи Средневековья; восьмая – это эпоха книгопечатания и расцвета науки; девятая – это эпоха, которая предшествовала образованию Французской Республики; десятая – это эпоха буржуазного общества.

Американский социолог Н. Смелзер выделил четыре типа общества: общества, живущие охотой и собирательством, садоводческие общества, аграрные общества и промышленные общества.

Французский социолог Р. Арон всю историю человеческого общества подразделил на две эпохи: доиндустриальную и индустриальную.

А. Тойнби, известный английский учёный, взяв в качестве критерия оценки исторических этапов развития человеческого общества религию, выделили пять крупных живых цивилизаций:

1) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены;

3) индуистское общество в тропической и субконтинентальной Индии к Юго-Востоку от аридной зоны;

4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном;

5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм).

В последние десятилетия социологи говорят о возникновении совершенно нового типа общества. Основная тенденция передовых индустриальных обществ ныне состоит в смещении акцента из сферы производства в сферу обслуживания. США были первой страной, где более 50% рабочей силы использовались в отраслях сервиса. Примеру Америки вскоре последовали Австралия, Новая Зеландия, Западная Европа, Япония. Теперь постиндустриальное общество относится к обществу, основанному на информации, услугах и высоких технологиях, а не на сырье и производстве.

Информационный чип – это изобретение, который трансформирует общество, а вместе с ним и социальные отношения.

Список этих перемен практически бесконечен.

Среди современных теорий видное место занимает концепция постэкономического общества, предложенная В.Л. Иноцемцевым.

Постэкономическое общество, по его мнению, следует за постиндустриальным. Основная его черта – выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости, колоссальное усложнение социальной действительности, умножения многообразия моделей общественной жизни и даже вариантов её развития во времени.

В.Л. Иноземцев, в связи с этим, выделяет три масштабные эпохи: доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия: тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личностей и общества.на ранних этапах истории мотив деятельности объяснялся инстинктивными побуждениями как у всех биологических существ. Далее сознательный характер деятельности имел цель – создание и потребление материального продукта труда. Новый виток развития привёл к ориентации личности на совершенствование себя, своих способностей, качеств.

В таком случае налицо типология форм деятельности: предтрудовая инстинктивная активность; труд; творчество.

Что касается второго критерия – характера соподчинения интересов личностей и общества, то В.Л. Иноземцев отмечает:

1) в ранние периоды коллективный интерес группы или сообщества жёстко доминирует над индивидуальными

2) в экономическом обществе, в основе которого лежит труд, личная нажива, личный материальный интерес доминируют над интересами сообщества, развивается конкуренция.

3) постэкономическое общество характеризуется отсутствием борьбы личных интересов, стремление к материальному успеху – не главное. Мир становится поливариантным и многомерным, личные интересы людей переплетаются и вступают в неповторимые сочетания, больше не противоборствуя, а дополняя дуг друга.

Значит постэкономическое общество имеет интенсивную и комплексную хозяйственную деятельность, однако не определяется более материальными интересами, экономической целесообразностью. Частная собственность в нём деструктивна, общество возвращается к личной собственности, к состоянию неотчуждённости работника от орудий производства. Постэкономическому обществу присущ новый тип противостояния: противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в неё людей, занятых в сфере массового производства и вытесненных в силу этого на периферию общества.

Как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Системные характеристики общества

Общество можно представить в виде многоуровневой системы . Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные и , которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

  • как взаимодействие индивидов;
  • как групповое взаимодействие;
  • как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
  • как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система , т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника.

Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития.

Общество — открытая система . Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттракторы — особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются процессы социальных изменений. Это новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, резко приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Например, в период двоевластия в России 1917 г. непредсказуемые стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, неслыханному росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы в стране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Он сводит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсистемой действия, гак как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют свое внимание не только на чисто макросоциологических проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Нап р им ер, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода.

Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Синергетика - новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы. Данный переход называется фазой становления, которая связана с понятием бифуркации или катастрофы — скачкообразным изменением качества. В решающий момент перехода система должна совершить критический выбор через динамику флуктуации, и этот выбор происходит в зоне бифуркации. После критического выбора происходит стабилизация и система развивается дальше в соответствии со сделанным выбором. Именно так по законам синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между свободой выбора и детерминизмом.

Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания.

Общество как социальная система

С точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне, так как внутри системы все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, внося в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система сохраняется, так как обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система тяготеет к внутреннему балансу и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины.

Система умеет воспроизводить самое себя. Это происходит без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в классовом обществе представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят в своих детях недостаток образования и свои трудовые навыки.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет действовать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы, социальные слои и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия» (первое сословие — дворянство, второе — духовенство), но когда система сословного общества не могла сохранять внутренний баланс, она «выломалась» из нее, что означало гибель всей системы.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.