Проект по окружающему миру на тему: "Богатства отданные людям" (3 класс). Проект ученика третьего класса по окружающему миру «Кто нас защищает роект по окружающему

ГБОУ школа 297 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга Юрий Гагарин – наш герой Юрий Гагарин – наш герой Выполнил: ученик 3 «а» класса Махинько Тимур Выполнил: ученик 3 «а» класса Махинько Тимур Проверил: Живчин Юлия Васильевна Проверил: Живчин Юлия Васильевна 2013 год




Его отец, Алексей Иванович Гагарин (), - работал плотником, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (), - работала на молочно товарной ферме.


1 сентября 1941 года, пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и учёба прервалась. Два года деревня была оккупирована немцами. Два года деревня была оккупирована немцами. 9 апреля 1943 года, деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.






В августе 1951 г. Ю.Гагарин поступает в Саратовский В августе 1951 г. Ю.Гагарин поступает в Саратовский индустриальный техникум. индустриальный техникум. 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб, 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб, где совершил первый самостоятельный полёт на самолёте ЯК-18. где совершил первый самостоятельный полёт на самолёте ЯК-18. В 1955 г. с отличием окончил Саратовский индустриальный В 1955 г. с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а 10 октября того же года – Саратовский аэроклуб. техникум, а 10 октября того же года – Саратовский аэроклуб.


27 октября 1955 г. Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К. Е.Ворошилова. 25 октября 1957 г. Гагарин училище закончил. В течение двух лет служил в авиационном полку. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов. 27 октября 1955 г. Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К. Е.Ворошилова. 25 октября 1957 г. Гагарин училище закончил. В течение двух лет служил в авиационном полку. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.


9 декабря 1959 года, Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования. В результате старший лейтенант Гагарин был признан годным для космических полетов. 3 марта 1960 года Ю.Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты. 9 декабря 1959 года, Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования. В результате старший лейтенант Гагарин был признан годным для космических полетов. 3 марта 1960 года Ю.Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты.


12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин первым из землян совершил космический полет на корабле "Восток". За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики




Место гибели Ю. Гагарина и В. Серёгина - Мемориал. 27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полётов вместе с военным лётчиком В. С. Серёгиным.





Мини проект с младшими школьниками

Подготовка
Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическим изображением методов исследования. Так же подготовить карточки с изображением животных – тема будущего исследования.
Весь класс располагается вокруг нескольких вместе составленных столов, на которых впоследствии располагаются карточки.
Проведение тренировочного занятия
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас с вами будет необычный урок, который вам должен запомниться. Сегодня мы с вами будем проводить исследования, почти как настоящие ученые!
- Хотите ли Вы узнать, как чувствуют себя ученые?
- Для этого нам нужны двое самых умных и смелых ученых.
- Перед вами расположены карточки с темами исследований, из них вам нужно выбрать одну тему.
- Наши ученые выбрали тему «Медведи». Хороший выбор, ребята!
- Теперь вам нужно будет составить небольшое сообщение о медведе. Чтобы его составить, нам нужно продумать план, по которому вы будете исследовать. Как вы думаете, с чего мы можем начать? Правильно, сначала нам нужно очень хорошо подумать (кладем на карточку!).
- Значит, первым этапом в исследовании будет «Подумать». Нам нужно вспомнить все, что мы знаем о медведях. А чтобы не забывать то, что мы вспомнили, зафиксируем сведения о медведях на бумаге (запись или зарисовка)
- Эти животные знакомы людям с давних времен, у народов всех континентов они почитались как олицетворение силы. Люди, с одной стороны, преклонялись перед неодолимой мощью медведя, а с другой стороны считали его желанным и почетным охотничьим трофеем.
- Как вы думаете, какой у нас будет следующий этап? Следующий этап «Спросить у другого человека» (на стол учитель кладет рисунок человека). Это значит, что вы можете просить подсказки у класса.
- Следующий этап «Узнать из книги». Я вам даю энциклопедии, где вы можете найти нужную информацию.
- Далее идет этап «Наблюдение и эксперимент», но мы с вами не можем понаблюдать за медведем, так как рядом нет леса и это будет опасно.
- Следующий этап «Посмотреть в компьютере». У нас есть интерактивная доска и компьютер. Вы можете найти дополнительную информацию через интернет.
- Последний этап «Обобщение материалов». Сейчас вам нужно обобщить собранный вами материал и выделить из него самое главное. Когда вы это сделаете, нужно будет дать определение основному понятию «Медведь»
Итог. Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали. Сегодня вы провели исследование почти как настоящие ученые. Мне очень приятно было с вами работать. Всем спасибо! Урок окончен.
Данные о медведях
Медведь - семейство млекопитающих отряда хищных. Отличаются от других представителей псообразных более коренастым телосложением. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют.
Общее описание
Сравнительно с остальными семействами отряда хищных, медведи отличаются наибольшим однообразием внешнего вида, размеров, многих особенностей внутреннего строения. Это самые крупные из современных наземных хищных зверей. Белые медведи достигают длины тела 3 м при массе до 725 и даже 890 кг; малайский медведь - самый мелкий представитель медвежьих: в длину он не превышает 1,5 м, высота в холке составляет всего 50-70 см; масса - 27-65 кг.
Самцы на 10-20 % крупнее самок. У белых медведей разница самцов и самок в размерах и весе достигает 1,5-2 раза.
Мех с развитым подшёрстком, довольно грубый. Волосяной покров высокий, иногда косматый; у большинства видов густой, у малайского медведя - низкий и редкий. Окраска однотонная, от угольно-чёрной до беловатой. У большой панды контрастная, чёрно-белая. На груди или вокруг глаз бывают светлые отметины. У некоторых видов имеет место индивидуальная и географическая изменчивость окраски. Окраска по сезонам не меняется.
Образ жизни
Обитают в самых разнообразных условиях - от степей до высокогорий, от лесов до арктических льдов, в связи с чем различаются образом жизни и способами питания.Большинство медведей обитает в равнинных или горных, реже - на безлесных высокогорьях. Для некоторых видов характерна привязанность к воде - как к ручьям и рекам, так и к морским побережьям. Белый медведь населяет Арктику, вплоть до ледяных полей Ледовитого океана. Обычный бурый медведь встречается в степях и даже в пустыне, в субтропических лесах,тайге,тундре и на морских побережьях. Все виды - наземные животные.Белый медведь - полуводное. Малайский медведь отлично лазит,ведя полудревесный образ жизни. Активны медведи главным образом ночью, реже днём или круглосуточно. Белый медведь - преимущественно дневное животное. Период отдыха проводят в пещерах, ямах у корней деревьев. Малайский медведь сооружает на деревьях подобие гнезда. Держатся поодиночке, за исключением пар в период ухаживания и самок с молодняком. Также собираются временными группами на кормных местах, - например, на реках во время хода лосося.
По характеру питания всеядные, однако некоторые виды предпочитают растительную пищу, другие - животную. Белый медведь питается почти исключительно жиром и мясом морских млекопитающих. В рационе почти всех видов растительная пища играет важную роль. Обычно также поедание насекомых и их личинок, рыбы и, реже, падали. Рацион часто меняется в зависимости от сезона и доступности кормов.
Медведи поедают различные растения, их корни, стебли и плоды - ягоды, орехи, желуди; ловят насекомых и грызунов, иногда "балуются" мелкими копытными; медведи прибрежных районов - прекрасные рыбаки. Чтобы обеспечить энергией столь массивное тело, да еще и накопить жирку на сезон спячки, им приходится летом и осенью съедать по 30-40 килограммов в день.
Если медведю удалось накопить жировой запас, с наступлением холодов и сокращением источников питания в его организме замедляются все обменные процессы. Зверь готовится к так называемой зимней спячке. Он становится вялым и апатичным и, согласно инстинкту, начинает искать и обустраивать себе берлогу. Где вскорости и засыпает.
Просыпаются медведи обычно в апреле,мае.Длительность спячки зависит от погодных условий, здоровья и возраста животного. За время сна он теряет иногда до 40 процентов своего веса,но при достаточном питании вскоре восстанавливает его.
Большинство медведей практикуют оседлый образ жизни, но самцы белых медведей широко кочуют в течение круглого года,а самки с молодняком - часть года.Бурый медведь, гималайский и барибал проводят большую часть зимы в берлоге,в состоянии гибернации(спячки).В этот период они живут за счёт накопленных жировых запасов. У белого медведя в зимний сон впадают только беременные самки. Остальные виды зимой не спят.
Интересно,что детеныши(от одного до четырех) рождаются в январе-феврале, то есть пока медведица пребывает в спячке. Малыши появляются на свет слепыми,без шерсти и зубов, весом чуть больше половины килограмма, но быстро растут на питательном молоке 20-процентной жирности все еще спящей мамы.
За несколько месяцев такого питания медвежата совершенно преображаются, из берлоги они выходят уже мохнатыми и шустрыми.Правда, еще очень несамостоятельными.Смертность среди детенышей первого года жизни очень высока.Виной тому голод и нападения других хищников.Если медвежонок отстал от медведицы, он становится легкой добычей для волков, рысей и орлов.
Медвежата обычно остаются с матерью два с половиной года, иногда три. Их выживание полностью зависит от медведицы:от ее умения охотиться и рыбачить, а также от ее способности передать свои знания медвежатам. И если мать хорошо воспитала своих детей, они вырастут крепкими, здоровыми и умными.
На первый взгляд медведи довольно медлительны и неуклюжи, однако иногда они способны довольно быстро бегать(до 50 км/ч),лазать, подниматься на задние лапы. Некоторые виды прекрасно плавают.(Особенно хорошо плавает белый медведь.) Острота зрения отдельных видов сравнима с человеческой. Растительноядный барибал обладает цветовым зрением, позволяющим ему различать по цвету съедобные плоды и орехи. Однако наиболее развито у медведей обоняние.
Продолжительность жизни большая, - 25-40 лет. Бурый медведь может прожить в неволе дольше 45 лет.У некоторых видов, однако, высокая детская и подростковая смертность.

ГОУ ТО «Барсуковская школа имени А.М.Гаранина»

по окружающему миру

«Школа кулинаров»

Подготовили ученики 3 «А» класса

под руководством учителя Артисовой Н.В.

Декабрь 2015 года

  • Узнать, в ходе работы над проектом, какие продукты полезны для здоровья;

Цель проекта

  • Из полезных для здоровья продуктов научиться готовить интересные блюда.

План проекта

  • Узнать в разных источниках, спросить у родителей информацию
  • о полезных продуктах.

    2.Вместе со взрослыми отыскать в разных кулинарных книгах или придумать

    самостоятельно рецепты всевозможных интересных блюд.

    3. Вместе с родителями приготовить блюдо по рецепту.

    Главное условие – блюдо должно быть полезным для здоровья.

    4. Принести блюдо в класс и угостить одноклассников.

    5. Провести «Конкурс кулинаров».

    6. Создать собственную классную «Книгу здорового питания».

Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белками богаты творог, яйца, мясо, рыба, фасоль, горох.

Жиры – обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом «для тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана

Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.

Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их много в овощах и фруктах

С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества.

Питательные вещества

Как правильно питаться

Диетический салат

Ингредиенты

  • Пекинская капуста – 200 гр.
  • Курица (грудка) – 200 гр.
  • 2 огурца
  • 2 апельсина
  • Сметана – 100 гр.

Пекинскую капусту мелко порубить,

куриную грудку отварить, охладить и мелко порезать,

огурцы помыть, натереть на крупной тёрке,

апельсины порезать.

Высыпать всё в чашку, добавить сметану и перемешать.

Диетический салат готов.

Приятного аппетита!

Салат капустный

Что нужно для салата

1.Капуста белокачанная - 1 шт.

2. Морковь – 1 шт.

3. Масло подсолнечное – 1ст.л.

4. Соль (по вкусу).

Капусту мелко нарезать,

морковь натереть на тёрке,

высыпать всё в миску, добавить масло, соль. Затем всё перемешать, дать немного постоять.

Салат готов, можно есть – вкусно и полезно.

Фруктовое ассорти

Ингриденты:

  • Яблоко – 1 шт.
  • Груша – 1 шт.
  • Апельсин - 1 шт.
  • Йогурт – 200 гр.

Фрукты помыть, порезать кубиками,

высыпать в салатник, заправить йогуртом,

Всё перемешать.

Слойка из слоёного теста

Слойки с творогом из слоеного теста - очень нежный десерт.

Продукты:

  • Тесто слоёное – 500 гр.
  • Яйцо – 1 шт.
  • Творог или
  • творожная масса – 500 гр.

    4.Масло растительное – 2 ст. л.

    5. Пшеничная мука

Ингредиенты:

Сливочное масло или маргарин - 180-200 граммов

Мука - 2,5-3 стакана (высший сорт)

Яйцо - 1 штука

Дрожжи - 2 чайных ложки

Вода - 30-40 миллилитров

Сахар - 1 чайная ложка

Соль - 2 щепотки

1. Дрожжи смешиваем с сахаром и заливаем теплой водой, оставляем на несколько минут. Затем в глубокую миску выкладываем муку, масло, сахар, соль и разбиваем одно яйцо, тщательно перемешиваем. Теперь нам необходимо добавить дрожжи, когда они поднимутся, и замесить тесто.

2. Тесто ставим в теплое место на 30-40 минут, чтобы оно поднялось.

3. На чистый стол насыпаем небольшое количество муки и выкладываем на него поднявшееся тесто. Месим его руками несколько минут, а затем разделяем на небольшие шарики и выкладываем на противень. А еще один плюс этого теста в том, что оно не прилипает к рукам и к противню. Немного приминаем шарики руками и посыпаем сахаром.

4. Ставим противень в разогретую до 120-150 градусов духовку на пол часа. А потом вынимаем и наслаждаемся великолепным вкусом.

Сдобное печенье

Как приготовить сдобное печенье.

Приятного аппетита!

Как вкусно, а главное полезно!!!

Конкурс кулинаров

Мунципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Бушевецкая НОШ"

Проект «Кто нас защищает»

Окружающий мир 3 класс.

Подготовили ученики 3 класса

Руководитель - учитель Федорова Л.З.

Бологое 2018 год

Краткая аннотация проекта:

В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Когда мы находимся дома или в школе, то мы знаем к кому обратиться - это наши родители, учителя, друзья. Но вот мы оказались в большом городе, на улице. И здесь никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае? Конечно на службы спасения, которые находятся в нашем городе. Это и МЧС, и полиция, служба скорой помощи, пожарные.

Поэтому ученикам в 3 классе мы предлагаем поработать над проектом "Кто нас защищает"?

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные

1)воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;

2)освоение доступных способов изучения материала(интервью, наблюдение, запись, сравнение, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 4)формирование мотивации к творческому труду, работе на результат

метапредметные

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8)готовность слушать собеседника и вести диалог;

предметные

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье;

3)умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?

Проблемные вопросы

1. Какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни?

2. Есть ли примеры воинской славы в вашей семье?

3. Какие праздники, славящие наших защитников, наше Отечество, мы чтим?

Учебные вопросы

1.Узнать о нашей армии, о полиции, о службе пожарной охраны, о работе МЧС.

Данная проектная деятельность способствует:

Воспитанию чувства гордости за свою страну

Развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества

Развитию самостоятельности и творческой активности учащихся

Формированию умений планирования, самоконтроля и самооценки своей деятельности, в соответствии с поставленной задачей

Формированию мотивации к творческой деятельности.

Проект по окружающему миру «Кто нас защищает» позволяет связать между собой образовательный процесс и реальную жизнь, урочную и внеурочную деятельность, учит активности и любознательности, самостоятельности и творческому самовыражению.

Надеждин Даниил

Пожарная служба 01

На машине ярко красной

Мчимся мы вперёд.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждёт.

Вой пронзительных сирен

Может оглушить

Будем и водой, и пеной

Мы пожар тушить.

В 1472 году Великий князь Иван III , во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший на нём ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе.

В 1504 году в Москве была создана первая пожарно-сторожевая охрана .

В 1549 году царь Иван Грозный издал специальный указ о мерах противопожарной защиты в городах.

В 1624 году в России организована первая специализированная пожарная команда.

30 апреля 1649 года царь Алексей Михаилович издал «Наказ о градском благочинии», содержащий основные положения, присущие пожарной охране: определены её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушения правил обращения с огнём. Эти положения распространились на все города России.

В Российской империи успешно функционировало « Императорское российское пожарное общество », под патронажем которого было создано общество « Голубой Крест », которое оказывало всевозможную поддержку пожарным пострадавшим при выполнении должностных обязанностей; если пожарный погибал, то помощь оказывалась членам его семьи.

В 1892 году было 590 постоянных пожарных команд, добровольных (вольных): городских — 250, сельских — 2026, заводских — 127, военных — 13, частных — 12, железнодорожных — 2.

В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная Пожарная охрана НКВД.

В самых тяжелых условиях в таких городах-героях, как Ленинград, Сталинград, Смоленск, Севастополь, Одесса, пожарные были непосредственно в бою. Они были родом войск, который принес огромную помощь Красной Армии. В летописях пожарной славы записаны сотни и сотни имен героев, дела которых являются поучением для новых поколений пожарной охраны.

30 апреля 1999 года Указом Президента Российской Федерации установлен профессиональный праздник — « День пожарной охраны России ».

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России .

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Кривенков Дмитрий

Каждый день выходят на рабочий пост сотрудники право-здраво-охранительных органов армии, пожарных и других служб. Именно благодаря им мы с вами можем чувствовать себя в безопасности. Солдаты, это защитники нас и нашей Родины. Именно они оберегают мир и покой, именно благодаря им мы можем спать спокойно, не боясь нападений извне.

Пожарная служба всегда придет на помощь в экстренных ситуациях. Благодаря их работе тушится огромное количество пожаров и спасаются многие жизни, как в квартирах, так и в лесах, где пожары бывают самых огромных масштабов. Такие пожары могут нанести большой ущерб природе. Поэтому очень важно соблюдать правило пожарной безопасности.

Полиция охраняет мир и покой внутри страны, разрешает многие уголовные вопросы, помогает честным гражданам и спасает их жизни.

Органы здравоохранения, в частности скорая помощь, всегда появляется там, где людям необходима быстрая и неотложная помощь медиков. Они спасают много людей, когда вовремя прибывают на место и оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим или заболевшим.

Также газовые службы благодаря своим профилактическим работам делают безопасными наше жильё, а в случае недостаточно бережного отношения с газовыми оборудованиями они всегда придут на помощь в сложных ситуациях.

Есть еще много служб, которые всегда придут на помощь людям.

Лихоткин Дмитрий

Я хочу рассказать о тех людях, которые защищали нас во время Великой Отечественной войны.

Таким человеком был пограничник, ефрейтор Бабиков Михаил Васильевич.

Родился Михаил Васильевич в 1918 году на Смоленщине в деревне Зюзьки. В 1938 году его призвали в армию и направили служить в пограничные войска НКВД СССР.

Боевое крещение он получил во время советско-финской войны. В 1940 году Бабикова перевели на 6-ю заставу Рестикенского пограничного отряда.

В первый же день Великой Отечественной войны на заставе состоялся митинг, на котором выступил Михаил Васильевич. Он сказал:

Мое слово коротко. Мой пулемет к бою готов. Я буду бить врагов не щадя своей крови.

Утром 7 апреля 1942 года после авианалета немецкие и финские части акатовали 6-ю заставу. Непрерывный бой шел четверо суток. Окруженная со всех сторон застава сражалась героически.

На пятые сутки на заставе остался только раненный несколько раз пулемётчик Бабиков. Кожух его пулемета "Максима" был пробит в нескольких местах. Но Бабиков заделывал пробоины хлебом и продолжал стрелять. Когда закончились все патроны, он пустил в ход гранаты. Последнюю гранату он оставил для себя и врагов, которые хотели взять его живым.

Ефрейтор Бабиков Михаил Васильевич был посмертно награжден Орденом Ленина.

Памятник герою открыт в г. Заполярный, а его имя носит одна из улиц г.Мурманска.