Интернет-проект "библиотека и школа - межведомственное сотрудничество -пути взаимодействия. Современные аспекты взаимодействия детских библиотек и общеобразовательных учреждений г

Единомышленники

Мы пригласили директоров детских и юношеских библиотек отозваться на вопросы, поднятые темой этого номера. Ниже – их ответы-размышления. Надеемся, что читатели газеты обсудят эти материалы с коллегами. Мы будем благодарны Вам за продолжение разговора.
Участники заочной встречи: Нина Георгиевна Елфимова , директор центральной библиотеки для детей и юношества г. Новоуральск; Наталья Степановна Волкова , директор областной детской библиотеки им. В.А. Каверина г. Псков; Нина Николаевна Цыганова , директор областной юношеской библиотеки г. Липецк. Вопросы задавала газета «Библиотека в школе»

Детская библиотека – это…

– Детская библиотека – это территория покоя и радости, творчества и любви к миру, веры в себя и свою уникальность, право на свободный доступ к информации, возможность получения удовольствия от чтения и общения с другими детьми и понимающими взрослыми. Это богатство поможет ребенку уверенно войти в мир взрослых.

Детская библиотека – это особая развивающая среда для творческого воображения, нестандартного мышления, для познания себя и других, воспитания чувств и эстетического вкуса, нацеленности на открытие нового и передачу культурного наследия от поколения к поколению через книгу и диалог.

Детская библиотека – это место свободного общения ребенка с книгой, ребенка – со взрослым. Это пиршество для детского ума и сердца. Это – свободный доступ к фондам, документам, возможность общения, реального и виртуального. Это – среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, поскольку в библиотеке соблюдается принцип предоставления информации в безопасной для читателя форме.

Детская библиотека – это фундамент интеллектуального резерва будущего цивилизованного общества, который способствует самораскрытию, самопознанию, и самовыражению ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

Наша библиотека отличается от других тем, что…

Н.Е. Наша библиотека отличается от других тем, что появилась раньше, чем город, на целых два года (нам – 52 года, городу – 50). Она объединяет всех детей Новоуральска и имеет уникальный фонд на всех видах носителей. Мы активно внедряем наряду с традиционными, проверенными формами работы и новые, основанные на цифровых технологиях. Только в нашей библиотеке есть библиотечная программа «Да здравствует чтение творческое!», дистанционные литературные тренинги, авторские колонки библиотекарей на библиотечном сайте, виртуальная рекомендательная библиография, «Бурчалка»: диалог с подростками, информационный бюллетень, позволяющий вести диалог с коллегами, информационное кольцо: вебсайт «Дни воинской славы России», ток-шоу «Твой выбор» (по профориентации), молодежная премия в области литературы «Апельсин», «Литературные среды», клуб «Портал», творческое объединение «Серебряные перышки», городские интеллектуальные конкурсы индивидуалов 2–11-х классов и ежегодная библиографическая олимпиада. В библиотеке – дружный, творческий коллектив, который ведет многолетние наблюдения за миром читателя-ребенка.

Н.В. Наша библиотека достаточно традиционна по структуре, составу читателей, направлениям деятельности по отношению к другим библиотекам подобного типа. Как в каждой библиотеке, у нас есть интересные наработки (библиотеке исполняется в 2006 году 40 лет). Наиболее интересное из них в последние годы – это литературно-краеведческая деятельность. В 1995 году перед библиотекой открыт памятник героям романа В.Каверина «Два капитана», с 1996 года и по сей день работает литературно-патриотический клуб «Два капитана». А в 2002 году к 100-летию В.А.Каверина открыт уникальный музей – Музей романа «Два капитана».

Н.Ц. Наша библиотека отличается от других библиотек тем, что она выросла на газете «Первое сентября» и «педагогике сотрудничества» С.Соловейчика. Наши библиотекари всегда оказывали и оказывают психолого-педагогическую поддержку своим юным читателям, а также коллегам-библиотекарям в их творческом поиске новых методов работы. Поддержка инициативы – это главная характеристика нашей библиотеки, все последние 15 лет мы пытаемся создать модель появления, продвижения и поддержки любой культурной инициативы. Липецкая областная юношеская библиотека, являясь информационным и методическим центром для молодежи и воспитателей юношества области, одной из основных своих задач считает тесное сотрудничество со школьными библиотеками и библиотеками средних специальных учебных заведений, организовав для них постоянно действующую школу повышения профессионального мастерства.

Административные реформы. Как они Вам видятся и какова, по-вашему, в их свете судьба детских библиотек и пути выживания?

Н.Е. Любые административные реформы ожидаем с тревогой потому, что результат их чаще всего – «Хотели как лучше, а получилось…» Авторам реформ хотелось бы напомнить, что дети – это сегодня! Они не могут ждать! Все развитые страны поняли, что читающий ребенок – это генофонд нации. На детях экономить нельзя. Мы должны убедить правительство полюбить детей. Путь выживания – в четкой программе, доказывающей нужность детских библиотек, в единении (солидарности), в творчестве и поиске новых форм работы и услуг, в разработке механизма защиты прав юных читателей.

Н.В. Административные реформы – они нами не просто видятся, они ощущаются! Если говорить о 131 законе, то, вероятно, без поправок (подозреваю, что их будет немало) может быть уничтожена уникальная российская система библиотечного обслуживания детей. Что делать? Поднимать, пока не поздно, общественность, ведь от них, от будущих депутатов поселенческих советов, от родителей, педагогов зависит структура учреждений культуры, образования в поселениях.

Н.Ц. В нашей области и городе в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема существования сети детских библиотек. Перед библиотечным сообществом города и области стоит задача сохранения максимального количества детских библиотек и открытия новых. Для этого необходимо взаимодействие с тремя ветвями власти по вопросам библиотечного и информационного обслуживания, пропаганда необходимости интеллектуального развития подрастающего поколения посредством книги и библиотеки. Именно поэтому мы с тревогой обращаем внимание общества на то, что сегодня у граждан нет возможности представлять и защищать свои библиотечные права и свободы на уровне большой политики.

Школьная программа в работе детских библиотек – опора в работе, необходимое зло, тормоз для творчества, или…?

Н.Е. Школьная программа – это не опора в работе, не зло и не тормоз. Это необходимость, с которой приходится мириться. Программная литература, рефераты, сочинения… дают увеличение количества читателей, книговыдачи, посещаемости. Но детская библиотека имеет большие возможности расширить знания школьной программы и возможности для самообразования. Например, провести вечер «Вечные мотивы в творчестве писателей, поэтов, композиторов, художников» для старшеклассников, молодежный перекресток «Об этих книгах спорят» (Д.Браун, В.Пелевин, Е.Гришковец, Б.Акунин и др.), праздник читательских удовольствий «Веселые книжки веселых писателей» для маленьких, урок-сопереживание по серии «Мы вместе» для подростков.

В городе есть специализированные школы: экологические, экономические, с эстетическим уклоном… А в библиотеке есть программы «Экология души», «Новоуральский экоград», «МХК для малышей», «Культ-искусство»… Учащиеся этих школ постоянно приходят на массовые мероприятия в библиотеку. Большим спросом у старшеклассников всех школ пользуются беседы «Интернет о выборе профессии», у литераторов – «Интернет в помощь словеснику».

Приближается лето. Нашими постоянными посетителями будут ребята из городских школьных лагерей. У библиотеки есть программа «Умные каникулы», мероприятия которой, а мы сейчас имеем возможность их проводить на природе, не только познавательные, но и увлекательно-развлекательные, рассчитанные на то, чтобы ребята и после лагеря постоянно приходили в библиотеку. Уже несколько лет библиотека проводит акцию по приглашению в библиотеку детей начальной школы и детских садов. Читатели-активисты в костюмах лесных жителей, бабочек, стрекоз, литературных героев приходят в классы в конце учебного года и знакомят с летней программой, ее конкурсами и приглашают в библиотеку. Результат очень хороший.

Библиотека должна идти впереди школ, постоянно изучать интересы читателей (это очень важно), искать новые, занимательные, развивающие формы, быть необходимой и востребованной. Возможности детской библиотеки, оснащенной техническими средствами, разносторонние и неограниченные. Она может дать полную информацию и право выбора, ничего не навязывая читателю. Библиотека имеет свой план, с которым в апреле месяце знакомит Управление образования, администрацию школ, школьных библиотекарей. Мероприятия, заинтересовавшие Управление образования, ежегодно включаются в их план работы.

Н.В. Школьная программа, программа музыкальной школы, программа кружка, программа телевидения – все это мир, в котором живет ребенок, алгоритмы его жизни… Надо их знать, надо сопровождать ребенка в период его обучения, социализации, образования, сопровождать с книгой. Это – не зло, не тормоз для библиотеки. Опора – возможно, поскольку наша задача – развитие маленького человека.

Н.Ц. Не школьная программа, а именно детская библиотека является опорой для школьной программы, тем самым, создавая широкое информационное пространство для дальнейшего творческого и интеллектуального развития личности.

Детская и школьная библиотеки. Какие могут быть формы сотрудничества?
Чего, по-вашему, больше во взаимоотношениях библиотек разных ведомств – сотрудничества или проблем?

Н.Е. Сотрудничество со школьными библиотеками у нас многолетнее, довольно тесное. Мы дополняем друг друга. У нас разные функции, но нас объединяют дети-читатели и желание привить ребенку потребность в систематическом чтении. Школьные библиотекари – не только частые гости библиотеки, они наши единомышленники. У нас есть даже совместный клуб с таким названием «Единомышленники». Мы вместе готовим и проводим городские мероприятия: «Неделя детской и юношеской книги», викторины по творчеству писателей-юбиляров, библиографическую олимпиаду, конкурсы чтецов. Школьные библиотекари помогают нам ликвидировать читательскую задолженность и привлекают любителей чтения принять участие в наших интеллектуальных конкурсах индивидуалов. Библиотекари нашей библиотеки по приглашению школьных библиотекарей выходят на общие родительские собрания с темами «Экзамены без стресса», «Первоклассные дети», «Новые имена в детской литературе». В этом году библиотека при помощи школьных библиотек 43-ей и 55-ой школ впервые провела сетевую библиотечную игру «АтомNet» с читателями г. Озерска в интернетe и по электронной почте. Ежеквартально в библиотеке проходят семинары, где обсуждаются возникшие проблемы, идет обмен мнениями об областных, региональных и Российских семинарах, учеба по новым гостам, обзоры новой литературы и периодики.

Проблемы чаще всего создают люди, не умеющие понимать и слушать других, ставящие свои амбиции выше дела.

Н.В. Какие могут быть формы сотрудничества? СОТРУДНИЧЕСТВО! Во всем!

Проблемы не у библиотек разных ведомств, проблемы у чиновников: то одна отрасль – приоритет, то – другая. А казна – одна. Вообще, необходимо создание межведомственных Советов, важно при дефиците средств правильно определять профили комплектования библиотек, детской и школьной, профили пользователей, разумно распределять ресурсы не только финансовые, но и интеллектуальные.

Н.Ц. Липецкая областная юношеская библиотека, являясь информационным центром для юношества области, тесно сотрудничает со школьными библиотеками. В рамках нашей совместной деятельности открыт информационно-консультационный центр на базе нашей библиотеки, в котором школьные библиотекари могут получить квалифицированную профессиональную помощь, воспользоваться фондами нашей библиотеки для подготовки и проведения своих мероприятий. Для школьных библиотекарей города раз в два месяца специалистами Липецкой областной юношеской библиотеки проводятся семинары, творческие лаборатории, тренинги и деловые игры. Благодаря нашему тесному сотрудничеству три школьных библиотеки города работают по целевым программам, разработанным с помощью сотрудников нашей библиотеки. Открытие профориентационных клубов на базе школьных библиотек еще один немаловажный факт тесного сотрудничества юношеской и школьных библиотек города Липецка.

Еще совсем недавно нам казалось, что в наших взаимоотношениях со школьными библиотеками больше проблем, чем общих точек соприкосновения. В этом, наверное, есть и доля нашей вины. Но сегодня мы с уверенностью можем сказать, что многочисленные примеры нашего тесного сотрудничества со школьными библиотеками становятся одним из основополагающих факторов всей нашей деятельности. Чем ближе к творчеству, тем проще взаимопонимание.

В некоторых регионах есть опыт добровольного или вынужденного объединения детских или школьных библиотек. Нужно ли такое объединение? Если да, то по какому принципу?

Н.Е. Мое личное мнение: объединять и менять в данный момент ничего не надо. Вечная в нашей стране экономия на детях приведет к тому (особенно в селах, маленьких городах), что из двух библиотек будет одна плохая. Многие публичные детские библиотеки размещаются в маленьких, неприспособленных помещениях, (а школьные – тем более!). Что будет, если добавить еще учебники?! Сейчас школьные и публичные библиотеки финансируются разными ведомствами, если детскую библиотеку передадут в Министерство образования, то вечная проблема нехватки денег приведет к тому, что будет одна методическая литература и учебники. Опыты надо проводить, все просчитав и продумав. Например, летом школы на ремонте, школьные библиотеки не обслуживают детей…

Значит, надо объединять школьные библиотеки вокруг публичных и делать их филиалами. Вопрос, кто будет платить за аренду, свет… Все упирается в финансирование. Нет, лучше пока не рисковать, разломать все легко, уже столько наломали… Выход пока один: творческое сотрудничество.

Н.В. Объединение ради объединения – глупость. Варианты – возможны, и по разным причинам (добровольным – и вопреки мнению, желанию специалистов). Не думаю, что в каждой маленькой деревне, поселении удастся сохранить инфрастуктуру, существующую сейчас, полностью. Принцип должен быть один, как у врачей: не навредить пользователю, сохранить принцип доступности фондов, международных норм.

Н.Ц. Мы склонны утверждать, что не объединение, а именно тесное сотрудничество детских и школьных библиотек это наилучший способ информационного воздействия на всестороннее развитие ребенка в современных условиях. Взаимодействие и взаимопомощь единомышленников открывает для ребенка пространство живой культуры.

Находите ли Вы лично для себя что-то интересное в методической газете под названием «Библиотека в школе» и чего, на Ваш взгляд, не хватает?

Н.Е. Да! Да! Конечно, да! Очень хорошая профессиональная газета для начинающих библиотекарей и для специалистов со стажем. Нет назидательного тона: «Делай, как мы!», есть настоящее желание рассказать о новом, лучшем опыте не только у нас в России, но и за рубежом, поднять проблему и предложить решить ее вместе. Очень интересен материал о ролевых играх, развитии критического мышления, мастер-классы, обзоры интернет-ресурсов по темам, обзоры Ксении Молдавской, интеллигентные литературные статьи Татьяны Рудишиной, календарь круглых дат, конкурсы, материалы о новых технологиях, оперативность и возможность каждому быть услышанным и быть напечатанным. Спасибо редакции за постоянный поиск и профессионализм. В 2005 году мы выписали Вашу газету в каждый наш филиал и центральную библиотеку (7 экземпляров). Это показатель ее востребованности. Хотелось бы, чтобы газета расширила свои рамки и печатала больше материала по работе с подростками и старшеклассниками и печатала больше проблемных и аналитических материалов по работе с подростками и юношеством и решение этих проблем на уровне ведущих библиотек и Министерства культуры.

Н.В. Да, находим, и очень многое! Предлагаем сделать газету одним из изданий, со страниц которого перестанет звучать, наслаждая слух журналистов: страна, мол, не читает! ЧИТАЕТ! И много! Но – по-другому. В.П.Чудинова правильно говорит: изменилась структура информационной потребности читателя, и это – просто новое явление в XXI веке!

Н.Ц. Наша библиотека является постоянным подписчиком газеты «Библиотека в школе» со дня ее основания. Именно в ней мы находим все те новые и прогрессивные идеи, которые помогают нам развивать свой профессионализм и тесное сотрудничество со школьными и другими библиотеками города и области. Недаром нашим девизом является устоявшаяся фраза: «Лучше нас – только наши читатели».

Мысль в подарок

Истоки нашего кризиса – не в бедности, а в несоответствии эпохе. Пути изменений в библиотеке надо искать не в новых технологиях, а в изменении нашего сознания.

Нина Цыганова, из выступления на Крымской конференции

ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ

ИМ. Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"

Ройтблат Татьяна Федоровна

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет, обретши, ропщет и бунтует…

Ф. Тютчев

Духовно – нравственное воспитание складывается из многих моментов: это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой Родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Чтение - неотъемлемая часть нашей жизни. Перефразируя известное выражение можно сказать: «скажи мне, что ты читаешь, и я скажу – кто ты». Трудно переоценить роль библиотек и чтения в процессе духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовность неотделима от нравственности, а нравственность, в свою очередь, напрямую связана с религией.

Начало XXI века ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения. Наступил век компьютеризации и интернета.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно – нравственную, деятельную личность – патриота и гражданина России. Думаем, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентноспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

К сожалению, большинство наших воспитанников лишены элементарного образца воспитанности и нравственности даже в кругу своей семьи. У детей, поступающих к нам в центр, наблюдается дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дошкольники становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников центра.

Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия, что, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им образовательный материал. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.

Речь воспитанников качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Хотим отметить, что Национальная программа поддержки и развития чтения нацелена на «повышение культурной компетентности граждан России за счет роста читательской активности.

В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь – это семья, школа и библиотека. В нашем случае для ребят «Социально – реабилитационный центр «Гармония» исполняет роль «семьи». Именно эти «три кита» должны способствовать «повышению интеллектуального потенциала нации, стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно – важных проблем, достижению стратегических целей развития страны».

Делая анализ методов привлечения детей к чтению, учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, мы разработали проект совместной деятельности с библиотекой им. Р. Рождественского, девиз которого: «Библиотека – дом, открытый для каждого ребенка», направленный на создание гармоничных условий для духовно – нравственного воспитания детей в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей.

Целью проекта является организация свободного времени детей и привлечение их к чтению.

Задачи, поставленные в проекте:

    Создание условий, формирующих читательскую и информационную культуру детей и подростков.

    Разработка мероприятий и познавательных программ, направленных на приобщение детей к чтению и культуре.

Опыт работы взаимодействия с библиотекой в деле возрождения традиций по духовно – нравственному воспитанию среди детей и молодежи измеряется не одним годом. Формы работы самые разнообразные.

Формы работы с детьми:

    Занятия, дискуссии, беседы, круглые столы, проектная деятельность.

    Творческая художественная деятельность детей.

    Проведение совместных праздников.

    Тематические вечера эстетической направленности.

    Организация выставок.

    Театрализованные постановки духовно – нравственного содержания.

    Творческие вечера, встречи с интересными людьми.

Очень важно создать уют и комфорт в библиотеке, вызвать интерес детей к книге. С помощью различных форм работы и с учетом разных возрастных категорий были разработаны следующие направления:

    Духовно – образовательное:

    Показ фильмов о духовном возрождении нашей страны и г. Омска

    Организация праздников светского и церковного календарей с показом презентаций и художественных фильмов

    Проведение мероприятий, направленных на изучение русских традиций и обрядов

    Фольклорный праздник украинского культурного центра «Cipiйклiн», посвященный «Дню Святого Николая».

Данное направление позволяет расширить знания ребят об истории России, узнавать новое о традициях и культуре нашего народа.

2.Воспитательно – оздоровительное (мероприятия):

    «Детство, опаленное войной»

    «Честь имею»

    «Путешествие в страну добрых дел»

    «Царство Закон, царство Беззаконие»

    По профилактике вредных привычек «Три ступени, ведущие вниз» (наркомания, алкоголизм и табачная зависимость) с просмотром документальных роликов

Новые информационные технологии стали средством привлечения ребят в библиотеку. «Говорящие книги» позволят прослушивать лучшие детские произведения в исполнении известных артистов. С помощью интернета находим нужные произведения.

    Документальный фильм «Ленинград в борьбе»

    Просмотр художественного фильма «Жила – была девочка»

    «Жизнь животных зимой»

    «Счастливое детство в стране Муми - тролей»

    Культурно – познавательное (мероприятия):

    «Омск – любимый город»

    Мой город – капелька России»

    «По дорогам сказок»

    «Викторина по сказкам Пушкина»

    «Сказки народов мира»

    «Любимые герои сказок Андерсена»

    «У Лукоморья» праздник по произведениям А. С. Пушкина

    Праздник по творчеству поэта – земляка Т. Белозерова «Лесной плакунчик».

    Встреча с детскими писателями Светланой и Николаем Пономаревыми и их книгами.

Наряду с традиционными методами работы в библиотеке используем и нетрадиционные: знакомство детей с книгой через игру, театрализованные постановки произведение детских писателей.

    Встреча с детской писательницей Ольгой Колпаковой «Писатели – детям»

    Праздник «Профессия вечная библиотечная»

    «Веселая переменка» - праздник к дню знаний

    Просмотр х/ф «Первоклашка»

    «Популяризация творчества Роберта Рождественского «Мгновения, мгновения, мгновения…»

    мероприятие «Небесные первопроходцы» к Дню космонавтики.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны, организаторами которых являются не только школы, но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению. А чтение является одной из основ формирования личности гражданина.

Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача нашего учреждения – раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина, способного жить в современном мире.

Надеемся, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.

Список литературы:

    «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским Книжным Союзом. 21 ноября 2006г., Москва.-[электронный ресурс] - Режим доступа.-

http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 06.10.2014г.)

    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2009. – 67 с.

    Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. -М.: Традиция, 2001.- 280с.

Круглый стол, на котором шла речь о создании единого информационного, досугового и методического пространства библиотек района, состоялся 24 марта на базе Информационно-методического центра.

Текст и фото Ирина КОМЕЛЬ

С инициативой о таком сотрудничестве выступил районный Комитет по делам молодежи, культуре и спорту. Заявленная тема заинтересовала и собрала большое количество участников. Ее конкретизировала заведующая методической службой Центра Юлианна Шевякова: «Сотрудничество и взаимопомощь различных библиотечных учреждений органичны и выгодны каждой из сторон. Мы дополняем и взаимообогащаем друг друга. А главное, мы объединяемся для решения задач, отвечающих общим интересам. Ведь миссия у нас одна – привлечь детей к чтению. Если удастся наладить неформальное сотрудничество, то у школьных библиотек появится масса новых возможностей по развитию у детей и учащейся молодёжи устойчивого интереса к литературе, книге, чтению».

Сотрудничество библиотек, прежде всего, реально поможет школьным библиотекарям. Чаще всего работу в школе проводит один библиотечный сотрудник. У него колоссальная нагрузка: обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников и многое другое. До творчества и проведения массовых и действительно интересных мероприятий порой просто не доходят руки. И здесь берутся помочь муниципальные библиотеки.

Ещё один рабочий момент – территориальная удаленность некоторых школ от муниципальных библиотек. Для Кубинской школы №2, Одинцовской школы №17, а также для Перхушковской и Новогордковской общеобразовательных школ рекомендовано организовать передвижные пункты выдачи художественной литературы.

В ходе обсуждения коллеги познакомились с уже имеющимся опытом сотрудничества муниципальных библиотек со школьными библиотеками и учителями словесности. А заведующая одинцовской библиотеки семейного типа №4 Елена Коблюк рассказала о работе школьного летнего лагеря в муниципальной библиотеке. Идея так понравилась, что принято решение запланировать совместную работу муниципальных и школьных библиотек с детьми в летних пришкольных лагерях. А школьным библиотекам рекомендовано посещение муниципальных библиотек в период летних лагерей и проведение совместных библиотечных уроков.

Опытом работы со школами поселения поделились библиотекари Лесногородской поселковой библиотеки имени И.А. Новикова. Солидный потенциал этой публичной библиотеки оказался востребованным в образовательном процессе.

Участники круглого стола, распределившись на группы по поселениям, поближе познакомились и обсудили общие задачи. В диалоге были рассмотрены различные формы совместной работы с детьми, участие в организации летних лагерей при библиотеках, возможность обмена литературой и оперативной информацией, ведь сейчас практически все библиотеки оснащены компьютерами, имеют доступ в Интернет. Детям будет предложено приходить в библиотеку для подготовки учебных проектов. Это особенно актуально для сельской местности. Есть также задумка подключить библиотеки к самой большой базе электронных книг «ЛитРес». Тогда школьники могли бы скачивать в библиотеке на свои электронные носители подлинную книгу, а не её «пиратскую» версию. На базе библиотек планируется проводить и различные мастер-классы. Это очень актуально сегодня. Например, мастер-классы по созданию буктрейлеров в некоторых библиотеках уже опробованы. И выяснилось, что детям это на самом деле интересно.

По итогам круглого стола всем школьным библиотекам рекомендовано составить и передать в Информационно-методический Центр списки художественной и научно-популярной литературы, которые необходимы их читателям.

Опыт взаимодействия детских и школьных библиотек России

Тенденции развития образовательной системы в полной мере отразились на работе библиотек, содержании их деятельности и структурных преобразованиях. В деятельности многих публичных библиотек начала преобладать образовательная функция, что способствует практическому сближению библиотек с образовательной сферой. Публичные библиотеки стали выполнять функцию обеспечения процессов образования на разных уровнях. Во-первых, потому, что информационная и образовательная деятельность является сущностным назначением любой библиотеки. Во-вторых, публичная библиотека
в большинстве случаев оказывается единственным учреждением, способным реализовать такое назначение. Это относится, прежде всего, к малым городам и селам.

Новые возможности участия общедоступных публичных библиотек в образовательной системе открывает формирующаяся правовая база, что способствует созданию в регионах разнообразной социокультурной и образовательной среды с участием библиотек как части этой среды. Дискуссии о путях развития и взаимодействия публичных и учебных библиотек начались в период перестройки. Как справедливо заметил Борхард: «Дискуссии о целях и задачах библиотек возникают тогда, когда библиотеки (страна) переживают финансовый кризис».

Готовясь к этому выступлению, я просмотрела профессиональную периодику за ряд лет и убедилась в изменении подходов к этой проблеме. Если лет 7–8 назад мы спорили о том, кто должен обеспечивать учебный процесс, обслуживать или нет классы-комплекты и вообще стоит ли специалистам публичных библиотек выходить в школы
(не является ли это подменой их функций), то сегодня профессиональное библиотечное сообщество пришло к осознанию того, что проблему информационно-документальной поддержки образования мы сможем решить, объединив наши усилия, создав единое информационное пространство территории.

Основная цель моего выступления – познакомить участников круглого стола с имеющимся в России опытом взаимодействия библиотек двух ведомств в информационно-документальной поддержке школьного образования. Поэтому речь, прежде всего, пойдет о взаимодействии со школьными библиотеками публичных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Что должны в ситуации недофинансирования, недокомплектования делать публичные, что школьные библиотеки? Каковы пути координации и кооперации библиотек двух разных ведомств? Каждый регион, исходя из социокультурной ситуации, особенностей своего региона, ищет свой путь, строит свои модели взаимодействия. Рассмотрим наиболее интересный опыт взаимодействия библиотек двух ведомств в условиях области, города и села.

Инициатором и центром такого взаимодействия в Мурманске выступила Областная детско-юношеская библиотека, имеющая прекрасную материально-техническую базу.
По ее инициативе в Мурманске принят закон «О защите прав ребенка», в котором
в статье № 14 записано, что гарантами доступа детей к информации являются библиотеки. В региональном законе «Об образовании» имеется раздел об участии библиотек
в реализации этой программы как учебных, так и публичных. Для реализации образовательной функции и осуществления взаимодействия на базе ДЮБ Мурманска усовершенствована ее структура, организованы залы делового чтения, отдел информационно-документальной поддержки образования, который решает следующие задачи:

    объединение информационных ресурсов;

    создание новой системы комплексного обслуживания школ;

    формирование базы и банка данных на различных носителях информации, связанных с учебным процессом;

    проведение маркетинговых исследований по изучению информационных потребностей, читательского спроса (это запросы школ, гимназий, учителей, учащихся).

Отдел организует информационную, массовую и методическую работу, издает многочисленные пособия по ряду новых образовательных программ. Информационная поддержка образования осуществляется одновременно на уровне ДЮБ и районов. В областной ДЮБ имеется заместитель директора по координации с другими учреждениями. Отношения библиотеки с образовательными структурами строятся на взаимовыгодных договорных условиях.

Для координации работы при ДЮБ создан областной межведомственный информационно-методический совет, принято положение, на основании которого осуществляется его деятельность. В соответствии с Положением, специалисты ДЮБ ежегодно проводят курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей. Больной вопрос с фондами частично решают следующим образом: издан совместный приказ управления народного образования и управления культуры о создании единого обменно-резервного фонда, что позволяет достаточно оперативно перераспределять литературу. Это один путь сотрудничества – договоры и межведомственный совет, как метод создания единого информационного пространства региона без реорганизации сети.

Другой путь был найден в Екатеринбурге. Там были разработаны и внедрены две крупномасштабные целевые комплексные программы реконструкции библиотек, максимально профинансированные администрацией города. В основе – проекты. Один из них «фокусирование среды делового чтения учащихся в Екатеринбурге» направлен на организацию информационной поддержки образования. Основная цель проекта – объединение, т. е. фокусирование в определенных точках материальных и интеллектуальных ресурсов, направленных на организацию информационной поддержки образования. Было создано в городе 6 залов информационной поддержки образования. Их соучредителями стали Департамент образования при правительстве области, Управление образования
и культуры администрации Екатеринбурга, Муниципальное объединение детских библиотек. Содержание деятельности залов ориентировано на 4 уровня обслуживания:

    индивидуальное обслуживание учащихся;

    индивидуальное обслуживание учителей;

    обслуживание классных коллективов при подготовке к определенному уроку;

    комплексное обслуживание конкретных школ в рамках договора.

Именно залы информационной поддержки образования стали основой новой модели организационной структуры МОБ, которая была организована в 1997 году путем слияния Муниципальной информационной библиотечной системы и Муниципального объединения детских библиотек в единое объединение библиотек.

При полном сохранении коллективов была видоизменена структура сети.

Сеть построена следующим образом:

    универсальные библиотеки, обслуживающие взрослое население;

    универсальные библиотеки, обслуживающие детское население;

    универсальные библиотеки для детей и взрослых;

    специализированные библиотеки (деловой информационный центр, центр социальной информации, гуманитарно-образовательный центр и т. д.).

Специализация в «Екатеринбургском варианте» никаким образом не сужает функции библиотек, а, наоборот, расширяет их. Специализированная библиотека, работая на универсальном фонде, по-прежнему оказывает всему населению микрорайона стандартный набор услуг, дополнительно по потребности определенной группы пользователей.

Новая модель расширила рамки проекта, рассчитанного на учащихся школ, позволив включить в среду деятельности все слои населения, использующие библиотеку как инструмент образования, то есть в контексте непрерывного образования.

Протоколы о намерениях и договора о совместной деятельности, подписанные соучредителями, четко определили долю участия сторон в ходе внедрения проекта. Коллектив МОБ взял на себя ответственность за разработку научных основ и организацию деятельности информационных библиотечных центров. В свою очередь, Департамент образования и Управление образования и культуры финансируют техническое обеспечение центров.

Это второй путь, предусматривающий реорганизацию сети публичных библиотек, создание специализированных библиотек, деятельность которых направлена на информационно-документальную поддержку образования при финансовом участии органов управления образованием.

Имеется опыт решения проблемы информационной поддержки образования в условиях небольшого города Озёрска (закрытая административная территория, как нам рассказала коллега из областной научной библиотеки г. Мурманска), здесь создана единая централизованная система детских и школьных библиотек. Подчеркиваю, общая система при сохранении как детских, так и школьных библиотек.

В Уставе ЦСДШБ основные функции определены следующим образом:

    Формирование, хранение и предоставление во временное пользование фонда документов, наиболее полно обеспечивающих образовательные, духовные и культурные потребности подрастающего поколения. 30 % фонда в ЦГДБ, 70 % – в филиалах, учебники – в школьных библиотеках, являющихся также филиалами ЦГДБ. Один экземпляр каждого учебника передается в ЦГДБ, которая ведет справочно-библиографический аппарат ЦСДШБ.

    Организация справочно-библиографического и информационного обслуживания осуществляется по месту жительства. В каждом районе есть или школьная, или детская библиотека, входящая в единую систему и имеющая равные возможности для удовлетворения информационных запросов. Комплексная автоматизация подразделений ЦСДШБ позволила создать пользователям эффективный и комфортный сервис. Все филиалы, в том числе школьные библиотеки, оперативно получают базы данных и электронные каталоги, создаваемые в ЦГДБ.

Обслуживание педагогов возложено на специализированный отдел педагогической информации, входящий в структуру ЦГДБ. Свои образовательные функции отдел выполняет в рамках городских образовательных программ, направленных на поддержку и стимулирование учебной и самообразовательной деятельности. Материально-техническую основу информационно-образовательной среды составляют 52 компьютера: 32 находятся в ЦГДБ, 20 в школьных библиотеках. Причем, 18 компьютеров из 31, находящихся
в ЦГДБ, доступны пользователям библиотеки.

Проблема организации библиотечного обслуживания сельского населения – одна
из ключевых в региональной библиотечной политике. Суть проблемы в том, что при существовании на селе и школьной, и публичной (иногда детской и взрослой) библиотек, информационные запросы населения в помощь образованию, самообразованию, досугу выполняются неудовлетворительно по ряду известных причин.

Местная муниципальная власть Брянской области увидела решение проблемы
в создании единой библиотеки в малом населенном пункте путем слияния школьной
и сельской. Целью такого объединения было рациональное расходование средств
на комплектование и содержание библиотек, улучшение их материально-технической базы и, соответственно, улучшение обслуживания информационных запросов населения. Объединение библиотек села шло по двум принципиально различным схемам:

Первая схема – объединение двух библиотек на базе школьной, круг обязанностей которой в первую очередь очерчен образовательным процессом.

Вторая схема – объединение на базе сельской. В этом случае и основной фонд,
и учебная литература передаются в сельскую. А ее функции, как известно, гораздо шире – удовлетворение интересов и запросов всего населения. Но в то же время одной из главных задач остается информационное обеспечение и содействие образовательному процессу. В результате было создано 38 объединенных библиотек, 5 % расположились на базе сельских, 68 % – на базе школьных библиотек, остальные в ДК и детских садах. Плюсы, несомненно, были. Во-первых, сельские библиотеки улучшили условия.
Во-вторых, реорганизация позволила открыть дополнительно 4 сельские детские библиотеки и выписать для каждой из них 36 из ранее недоступных журналов для детей
и подростков, для учителей школ дополнительно 6 названий научно-педагогических журналов. В-третьих, фонды объединенной библиотеки сложились из фондов сельской
и школьной библиотек, значительно расширился репертуар периодических изданий.
В-четвертых, в библиотеке один из библиотекарей имеет специальное образование
(в школьных библиотеках чаще всего библиотекарем работал педагог).

Но у реорганизации есть и минусы. График работы объединенной библиотеки, расположенной в школе, составлен с учетом учебного процесса. Специфика работы школы (каникулы, ремонт летом, карантины, работы в первую половину дня, закрыта по воскресеньям) делает ее неудобной для взрослого населения. Кроме того, взрослое население не восприняло библиотеку в школе как самостоятельный культурный, досуговый и информационный центр села и потребовало пересмотра решения администрации об объединении библиотек. Кроме того, выяснилось, что объединенная библиотека не получает на комплектование и подписку финансирования, равного сумме двух библиотек. Второй вариант объединения библиотек (т. е. на базе школьной) был пересмотрен. И остался единственный: библиотеки объединились на базе сельской, став филиалами единой муниципальной системы библиотек региона.

Проработав 3 года в условиях реорганизованных библиотек, были сделаны выводы:

    в населенных пунктах с населением свыше 400 человек объединение библиотек нецелесообразно. Для обеспечения прав сельского населения на свободный доступ к информации в них необходимо сохранить и муниципальную, и школьную библиотеки;

    в небольших населенных пунктах объединение возможно при условии создания пришкольной библиотеки с сохранением функций, статуса, расписания работы
    и штата общедоступной;

    в крупных деревнях и селах объединение возможно при создании образовательно-культурных центров, когда под одной крышей собираются школа, муниципальная библиотека, клубные и другие социальные учреждения.

Нет готовых рецептов решения проблемы, нет той модели взаимодействия, которую можно было бы безоговорочно принять за основу. В каждом конкретном случае необходимо находить приемлемое решение, соответствующее определенным условиям.

Но совершенно очевидно, что взаимодействие библиотек, обусловленное объективными факторами современного развития, требует объединения ресурсов на региональном и местном уровнях. Необходимость в межведомственной координации и кооперации становится очевидной.

Кратко: была делегатом первого съезда детских библиотекарей Северо-Западного региона в июле этого года. Одно из заседаний было посвящено взаимодействию детских библиотек со школьными. В основном, существуют партнерские отношения на основе договоров. Во многих выступлениях звучала тревога, что с введением Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» эти связи могут быть разорваны (возможен конфликт на финансовой основе), было принято предложение: рекомендовать создание межведомственных библиотечных советов в территориях как на областном, так и на муниципальном уровне.

Некрасова Надежда Викторовна,

главный. библиотекарь отдела планирования
и развития ЦГБ им. Д. Я. Гусарова
г. Петрозаводска (Республика Карелия)

Координация деятельности библиотек г. Петрозаводска по вопросам
организации библиотечного обслуживания детей и подростков

МУ «ЦБС» г. Петрозаводска состоит из 15 библиотек: две центральные (взрослая
и детская) и 13 библиотек-филиалов, библиотеки обслуживают детское население города, 8 библиотек в системе смешанного типа. Библиотеки, обслуживающие детей и юношество есть практически во всех микрорайонах города (около 40 школ находится в зоне обслуживания), 70 % всех читателей МУ «ЦБС» – дети (около 40 000 читателей). В 4-х библиотеках МУ «ЦБС» работают информационные центры.

2 библиотеки нашей библиотечной системы работают в учебных заведениях: пункт выдачи ЦГБ в школе № 35 и детская библиотека-филиал № 20 в школе № 2.
3 библиотеки заключили договора со школами, 3 библиотеки работают по соглашениям, также библиотеки заключают договора и соглашения с организациями, работающими с детьми и юношеством: с республиканским детским морским центром, СПТУ № 4, лесотехникумом, клубом «Олимп», с АНО ЦТР «Ориентир». (7 договоров и сог-лашений). Такая форма сотрудничества организаций, занимающихся образованием, воспитанием и развитием детей представляется нам наиболее перспективной, так как позволяет разрабатывать совместный план мероприятий, определять ответственность сторон, организовывать и проводить акции, совместные мероприятия, максимально используя возможности друг друга как равноправного партнера. Координация деятельности библиотек жизненно необходима, она позволит эффективней решать проблемы библиотек, обслуживающих детей и юношество. Проблемы эти очень серьезны – недостаточное комплектование, в наших детских библиотеках практически нет книг известных современных детских писателей, таких как Минаев, Собакин, Кургузов, Герасимова. МУ «ЦБС» выписывает всего 48 наименований детских и юношеских журналов
и 10 газет. И вторая серьёзная проблема – низкая материально-техническая база наших библиотек. Таким образом, мы не в состоянии сегодня в полной мере выполнять миссию детских библиотек – создавать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Однако мы понимаем необходимость поддержки и развития детского чтения, т. к. «детская библиотека – идеальное место, где пересекаются, образуя мощное поле воздействия, три главные составляющие полноценной среды развития – информация, культура и общение», как справедливо отмечает Н. В. Бубекина, главный специалист РГДБ. Кроме того, очевидно, что сегодня в одиночку трудно развиваться, если бы мы координировали хотя бы подписку со школами микрорайона, то наши читатели от этого только бы выиграли.

Что касается координации деятельности детских и школьных библиотек, в «Концепции библиотечного обслуживания детей в России», принятой 25 ноября 2002 года сказано: «Основная задача современной детской библиотеки – грамотно организовывать помощь школьной библиотеке, а не просто подменять ее собой..., работать за страницами учебника, углубляя и расширяя интересы и знания учащихся».

Для решения этой задачи МУ «ЦБС» организует и проводит совместно с Центром развития образования семинары для работников школьных библиотек и библиотек библиотечной системы семинары. На семинарах библиотекари знакомятся не только
с традиционными формами и методами работы: обзоры периодики, новых книг, обмен опытом, но и предлагаются новые пути решения задач. Так, в 2004 году семинар был посвящен теме гражданского образования и патриотического воспитания детей
и подростков, очень важной и серьезной теме. На семинар мы пригласили начальника отдела по делам молодежи Администрации г. Петрозаводска Начинову С. И., общественные организации, занимающиеся гражданским образованием, для того, чтобы библиотеки знали об их возможностях и планах и, возможно, разрабатывали бы совместные проекты и программы. На этом семинаре также Отдел планирования и развития рассказал о конкурсе, который был организован в 2004 году, в год 60-летия освобождения Петрозаводска – «Подвиги отцов глазами юных», на котором наши юные читатели представили совершенно уникальные работы – Великая Отечественная война глазами их бабушек и дедушек, многие из которых в ту пору были того же возраста, как они сейчас. Было решено продолжить этот конкурс в 2005 году к 60-летию Победы и провести его вместе со школьными библиотеками.

В ЦГБ работает методический кабинет, который получает 11 профессиональных журналов, ведется картотека сценарных и методических материалов. Документы методического кабинета в работе используют около 130 библиотекарей разных систем и ведомств. Сотрудники отдела планирования и развития выступают на совещаниях школьных библиотекарей, где знакомят школьных библиотекарей с акциями, программами, конкурсами, которые организует МУ «ЦБС» для детей и подростков. Это – Неделя детской книги,
в 2004 году было организовано анкетирование детей по теме «Самая лучшая книга 2004 года», где дети определяли лучшие книги в 9-ти номинациях. Многие школьные библиотеки приняли участие в анкетировании, а потом и в шоу «Лучшая детская книга».

Вот уже 4 года в МУ «ЦБС» успешно работает программа «Летних чтений», связь
со школьными библиотеками и организациями, работающими с детьми, не прерывается и летом. Практически все детские библиотеки работают со школьными лагерями
и клубами. Библиотеки также разрабатывают и проводят традиционные библиотечные уроки, наиболее популярные темы – периодика для детей и подростков и знакомство
со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Также ИБО разработана программа «Информационная культура учащихся», но, как подчеркнула в своем выступлении М. В. Бунакова, программа пока не работает в должной мере. Проведение
таких уроков для старшеклассников 6 и 29 школ носит разовый характер. Активно работает эта программа в библиотеке-филиале № 22, там более комфортные условия для пользователей.

Далее мне хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на то, что программа разработана, она не сможет быть реализована в полном объеме, т. к, ни в одной детской библиотеке нет компьютеров, хотя в «Концепции библиотечного обслуживания детей» сказано:
«В связи с информатизацией культуры и образования в ближайшие годы необходимо решить задачи объединения, согласованности ресурсов детских библиотек, создания единого информационного пространства региона, формирования информационной культуры и потребности в непрерывном образовании».

Это очень важная задача, если мы ее не решим в скором будущем, мы просто потеряем юного читателя, т. к. в теперешнем состоянии фондов наши библиотеки не способны справляться с запросами читателей или удовлетворить их в полном объеме.

Захарова Елена Владимировна,

заместитель директора по работе с детьми

Муниципального учреждения культуры

«Медвежьегорская централизованная библиотечная система»

(г. Медвежьегорск, Республика Карелия)

Партнерская деятельность Управления образованием и библиотек
МУК «Медвежьегорская ЦБС» в области информационного
обеспечения образовательного процесса и воспитания
информационной культуры у детей и подростков

В настоящее время в Медвежьегорской ЦБС действуют две формы взаимодействия с образовательными учреждениями города и района.

Во-первых, с 2001 года библиотеки ЦБС работают по договору о партнерской деятельности с районным Управлением образования, предметом которого является информационное обеспечение образовательного процесса, воспитание информационной культуры учащихся.

По договору, в частности, ЦБС обязуется:

    осуществлять информационную поддержку педагогов школ и учреждений дополнительного образования, учащихся через средства массовой информации, списки литературы, информационные бюллетени;

    проводить Дни информации, выставки-просмотры, обзоры согласно годовому плану РУО;

    обеспечивать информационную поддержку выбора профессии учащимися старшего возраста;

    вести работу по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам».

РУО, в свою очередь, обязуется:

    способствовать информатизации общеобразовательных учреждений города и района (в т. ч. школьных библиотек);

    предоставлять информацию о проведении городских и районных олимпиад школьников, конференций, темах исследовательских работ в целях опережающего поиска информации;

    предоставлять информацию об альтернативных, инновационных программах
    в общеобразовательных учреждениях;

    контролировать работу по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам» в школах города и района.

Реализация договора осуществляется в соответствии с ежегодными совместными планами работы, представленными до 15 января очередного года. В течение года осуществляется обмен информацией по вопросам реализации договора ответственными сотрудниками центральных районных библиотек и РУО.

Другое направление деятельности – методическое партнерство с библиотеками школ. В течение года специалисты Центральной районной и детской библиотек принимают участие в работе методического объединения школьных библиотек района.

С 2001 года ЦРДБ возобновила практику проведения ежегодного семинара для библиотек района, работающих с детьми: школьных, детских, сельских. В числе прочих
на семинарах обсуждаются проблемы формирования и взаимоиспользования информационных ресурсов, воспитания информационной культуры детей.

В результате взаимодействия:

    Улучшился взаимообмен информацией между библиотеками и школами.

    Активизировалась работа по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам» (умение детей искать информацию самостоятельно – повысилось).

    Лучше удовлетворяются потребности детей и педагогов за счет опережающего поиска информации с помощью электронных ресурсов, МБА, ВСО.

    В библиотеках ведется учет отказов на литературу. На основании отказов составляются списки докомплектования, направляемые в обменно-резервные фонды ЦБС и республиканских библиотек.

    Улучшилась консультативно-методическая помощь школьным библиотекам.

    Осуществляется координация подписки на периодику на местах (между школьными, сельскими, детскими библиотеками).

В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

Interaction of school, library and family in education of Reader.

Дорофеева С. В. Петрова О.А.

Россия. Республика Саха (Якутия). МБОУ « Мар-Кюельская СОШ»

Dorofeeva S.V., Petrova O.A.

Russia, Republic of Sakha (Yakutia), MBOU “Mar-Kuel high school”

Аннотация: В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Annotation : In this article reading is considered as one of the methods of work with information and the method of education and development of pupil.

Ключевые слова: взаимодействие, детское чтение, формы внеурочной деятельности

Key words : interaction, childhood reading, forms of extracurricular activity

В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места.Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д.

Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Чудиновой В.П., Голубевой Е.И., Малаховой Н.Г.Для анализа данной проблематики важны работы Сметанниковой Н.Н., Самохиной М.М., Харитоновой О.И., в которых исследовались социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересен опыт проектной работы Тихомировой И.И.обосновавшей основы подготовки родителей как активных помощников и библиотекаря, и учителя в деле приобщения детей к книге и чтению.

М. М. Безруких считает, что фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения . Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе - научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

  • плохое обучение ребёнка чтению;
  • не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается [ 3, с.21] .

Одним из факторов проблемы детского чтения в России, как отмечает С.А.Денисова - воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье .

Таким образом, можно сделать вывод, что многие исследования в области детского чтения, до сих пор актуальны для педагогического и библиотечного сообщества.

На протяжении многих лет методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного цикла МБОУ «Мар-Кюельская СОШ», библиотекарь сельского филиала ведут совместную деятельность для развития интереса к чтению обучающихся.

Мы представляем вашему вниманию некоторый накопленный опыт в организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи. Определили следующие направления работы взаимодействия библиотеки и школы:

Формирование читательской потребности;

Развитие читательской и информационной культуры;

Обучение основам ББЗ, умению работать с информацией.

Формы работы:

Осуществление совместных проектов, программ элективных курсов, внеаудиторных занятий;

Разработка перечня литературы внеклассных чтений;

Совместные мероприятия, акции, конкурсы,привлекающие внимание к чтению;

Внеклассная работа;

Организация и проведение НПК.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях библиотек, в учреждениях дополнительного образования, ведется работа с семьями учащихся.

Формы работы:

Совместные проекты, акции;

Родительские собрания;

Семинар-практикум;

Конкурсы «Самая читающая семья»;

Участие семьи на заочных, дистанционных викторинах.

Благодаря совместной деятельности школы, семьи, библиотеки приняли участие на конкурсе творческих проектов по целевой программе РС(Я) «Создание условий для духовно- культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» с проектом «Волонтеры книжной культуры» .

Целью проекта было привлечение новых читателей и формирование у них положительного имиджа чтения посредством достижения максимально комфортной среды в библиотеке, продвижение именно качественной литературы, которая воспитывает нравственность, гражданственность, патриотизм и любовь к родному краю; развитие семейного чтения. Главной целью проекта явилось - внести вклад в воспитании поколения духовно и нравственно активных граждан – волонтеров книжной культуры.

В рамках проекта планировалось проведение цикла мероприятий, направленных на выполнение вышеназванной цели:

1. Проведение научно-практической конференции «Маар-Куелум – мин дойдум» для дальнейшего изучения истории наслега.

2. Выпуск информационного бюллетеня «Панорама+».

3. Ведение при библиотеке элективного курса «Библиокалейдоскоп» для школьников.

4. Создание благоприятных условий для проведения досуга в библиотеке с целью просмотра, чтения как традиционных, так и электронных носителей информации, особенно по правовым вопросам.

Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становлению личности школьника . Был реализован проект «Моя семья в годы войны», авторами которого явились учащиеся 7-8 классов. Целью проекта было не только изучение истории родного села во время Великой Отечественной войны с изучением истории своей семьи, но и создание книги о родных, написанной самими учениками

Проект реализовывался по следующему плану:

Участники проекта разделились на следующие группы:

  • 1 группа - сбор и обработка материалов
  • 2 группа - разработка маршрута марш-броска «Мар-Кюель - Бордуолах», по местам, где установлены памятники
  • 3 группа - компьютерная верстка материалов.
  • Тематические классные часы, посвященные 65-летию Победы:
  • «Наши земляки – ветераны войны и труда», «Памятники в нашем селе»,
  • «Война в судьбе моей семьи».
  • Публикация сочинений на школьной газете . Сочинение учащихся « Моя семья в борьбе за Победу».
  • Акция добрых дел . Тимуровские выходы.
  • Марш – бросок по местам, где установлены памятники землякам-воинам.
  • Школьный фестиваль «Салют, Победа! » . Литературно-художественный монтаж «Моя семья - частичка Победы».
  • День Победы. Встреча с бабушками, дедушками - ветеранами тыла на торжественном митинге. Участие на военном параде.
  • Вахта памяти. Факельное шествие 9 мая
  • Военно-спортивная игра «Зарница »

Итогом проекта явился выпуск книг «Моя семья в годы войны», «Никто не забыт, ничто не забыто». Состоялась презентация новых книг, где были приглашены ветераны тыла и труда. Живое общение с «героями» книги стало незабываемым моментом мероприятия.

Учитель - это человек, призванный стимулировать школьника к самообразованию через удовлетворение его читательских потребностей. Виды внеклассной работы по привлечению интереса к чтению учащихся необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:

  • постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, элективные курсы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
  • эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологическим оборотам, басням;
  • комбинированные формы внеурочной работы – неделя русского языка и литературы, декада славянской письменности. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера, защита презентаций и много другого.

Ежегодно проводятся Неделя русского языка и литературы, Неделя детской книги, декада, посвященная Дню славянской культуры и письменности и Всероссийскому дню библиотек. Итогом этих мероприятий является выявление самого читающего класса, самого читающего ученика класса и школы, которым вручаются грамоты с присвоением соответствующих номинаций.

Комбинированные формы внеурочной работы активно используются в проведении Недели детской книги. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Неделя детской книги для учащихся начальных классов прошла под названием «Корнею Чуковскому - 125».

Программа недели:

1-й день. Ознакомление с программой недели.

2-й день. Классные часы: беседа о жизни и творчестве писателя, громкое чтение сказки «Телефон» и отрывка из сказки «Доктор Айболит».

3-й день. Выставка рисунков по сказкам писателя.

4-й день. Викторина «Сказки Чуковского»

5-й день. Литературный утренник «Путаница дедушки Корнея»

6-й день. Подведение итогов, вручение призов.

В проведении утренника приняли участие учащиеся 5-6 классов, им помогали активисты из 11 класса (члены редколлегии школьной газеты «Вестник школы»). Они представили две сказки Корнея Чуковского - «Путаница» и «Федорино горе».

Таким образом, такие мероприятия не только пробуждают интерес учащихся к чтению, но и продолжается преемственность поколений – старшеклассники были ведущими, учащиеся среднего звена представляли героев сказки, младшие школьники были одновременно и зрителями, и участниками.

Для первоклассников организуется ежегодная традиционная церемония посвящения в читатели с экскурсией по библиотеке, с проведением библиотечного урока «Запись в библиотеку»и театрального представления «Книжкино царство – мудрое царство», в ходе которого литературные герои наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину«Угадай, кому принадлежит эта вещь?» и в конце вручают юным читателям книги с закладками. В роли литературных героев выступали юные кружковцы.

К эпизодическим видам внеклассной работы относятся викторины , конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологические обороты, басни.

Был проведен тематический вечер «Крылатые слова», посвященный инсценировкам по фразеологическим оборотам русского языка. На вечере принимали участие школьники с 5 по 11 классы. Каждый класс заранее получил задание раскрыть содержание трех фразеологических оборотов посредством их воплощения на сцене, при оценке учитывалась доходчивость восприятия зрителями показанного фразеологического оборота. Ребята с заданием справились, некоторые фразеологизмы зрители угадывали сразу, но иногда не могли точно воспроизвести фразеологический оборот, в некоторых случаях показанные номера не угадывались, но запоминались.

Таким образом, есть надежда, что цель тематического вечера если не полностью, то частично была достигнута – демонстрированное лучше запоминается, чем услышанное.

В год семьи совместно со школьной библиотекой был организован конкурс «Самая читающая семья» для учащихся начальных классов и их родителей и для учащихся среднего звена и их родителей.

Программа конкурса:

  1. Беседа «Роль книги в воспитании детей».
  2. Обзор «Моя домашняя библиотека».
  3. Этапы конкурса для учащихся начальных классов и их родителей:

Сказки Шарля Перро;

Почти буриме (по стихам классиков литературы детских писателей Корнея Чуковского и Самуила Маршака);

Из истории родного наслега;

Классики якутской литературы (по книге К.Туйаарского «Таабырынна таайыц»);

Блиц-турнир.

4. Этапы конкурса для учащихся среднего звена и их родителей: - Сказки и жанр фантастики;

Якутская и русская литература;

История родного края;

Искусство. Культура.

Блиц-турнир.

Участники в начале конкурса рассказывали о досуге в семье, о своей домашней библиотеке и делали обзор из своей домашней библиотеки «Моя самая первая книга» и «Моя самая любимая книга». Приняли участие 8 семей. Каждая семья получила памятные книги об участии на конкурсе.

В рамках ФГОС учителя начальных классов разработали и проводят внеаудиторные занятия «Учимся успешному чтению», «Что за прелесть, эти сказки». В библиотеке вели элективный курс «Руководство чтением» для учащихся 5-6 классов.

Ребята приобщаются к культуре чтения, основам ББЗ, узнают о творчестве писателей и поэтов, также активно принимают участие в организуемых библиотекой мероприятиях.На занятиях элективного курса детям дается толкование фразеологизмов, проводятся игры-пятиминутки «Литературное лото», «Чей портфель тяжелее», на которых ребятам даются различные задания. Например: на отдельных карточках пишутся имена писателей и их произведения, ребята должны правильно подобрать их. Такие задания прививают детям навык обращать внимание на авторов произведения. В ходе игры «Чей портфель тяжелее» дается задание, например, написать в течение минуты существительные на букву Э. Побеждает тот, кто не только много слов подобрал, но и грамотно их написал. Так на занятиях в форме игры ребятам прививаются навыки овладения русским языком.

С целью изучения истории наслега была проведена научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум». Организаторами конференции стали школа и библиотека. На конференции выступали учащиеся, учителя, родители школы. Конференция работала по 7 секциям:

  • Предприятия села
  • Ими гордятся жители села
  • Земляки-писатели
  • Топонимика
  • Династии
  • Демография

Было представлено 28 докладов. Участие на конференции ветерана труда и тыла Петрова Е.Н., ветерана педагогического труда Максимовой М.Н. повысило интерес к мероприятию. Выступление Марии Николаевны о местном писателе Рудольфе Дорофееве вызвало внимание жюри.

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Совместная плодотворная работа школы, семьи и детской библиотеки в данном направлении показала следующие результаты:

  • увеличилось число читателей в библиотеках;
  • значительно повысился уровень мотивации и культуры чтения;
  • благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей;
  • ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений, викторинах занимают призовые места.

Получение стабильного успеха с перспективой на будущее возможно при условии тесного взаимодействия семьи, библиотеки, школы и при поддержке на местном, региональном уровнях.