Поход через горы к морю: как это было. Оздоровительный отдых и треккинг

Вопрос. Иван Васильевич! Скажите пожалуйста сколько лет знаменитому 30-му маршруту через горы к Черному морю.
Ответ. По поим данным ему уже 77 лет.
Юбилей. Знаменитой «30-ке» в 2011 году исполнилось -75 лет. (Бывшему Всесоюзному туристскому маршруту № 30 «По Западному Кавказу», идущему из Адыгеи через гору Фишт, к Черному морю в этом 2013 году исполнилось 77 лет).

По Западному Кавказу.

После Октябрьской революции и отгремевшей Гражданской войны вновь образованное государство СССР, стало всерьез заботится о здоровье своих граждан. Повсюду открывались больницы, санатории, дома отдыха, пионерские и альпинистские лагеря, туристские базы и приюты. Здоровый образ жизни был принят за основу развития нового государственного строя. Спорт, туризм и альпинизм – был любимым занятием молодежи, и государство оказывало его развитию всестороннюю поддержку.
По всей стране стали активно разрабатываться экскурсионные и туристские маршруты. В 1928 году «Российское общество туристов» было преобразовано в «Общество пролетарского туризма». А в 1930 году в него вошли все туристские организации страны.
Так была создана единая государственная организационная структура, развивающая туризм в Советском Союзе, и она стала называться: «Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий».
Развитие туризма в стране стало идти не стихийно и не по добровольной инициативе предпринимателей, а организованно, по глубоко продуманному долгосрочному сценарию развития. От простой ячейки или туристской секции на предприятии, туристской базы или санатория, до рекреационных регионов таких как Приэльбрусье, Теберда, Домбай, Архыз и Крым.
В конце 30-х и начале 40-х годов в Советском Союзе туризм принимает массовую форму развития. Для организации отдыха трудящихся СССР одной из первых была востребована горная Адыгея. Экспедиции, направленные из Москвы для разработки будущих туристских маршрутов, в 1929 году прибыли в Майкоп.
В 1929 и 1930 году были пройдены в конно-пешем составе три маршрута, один маршрут из Красной поляны на озеро Кардывач и два маршрута из поселка Гузерипль: один - в поселок Красная поляна, другой - в поселок Дагомыс. Маршрут на Красную поляну был принят как основной. Экспедицией намечены места ночевок по маршруту и место строительства первых турбаз в Адыгее и Краснодарском крае. В 1931 году в ряде туристских и изданий заповедника прошла первая информация о подготовке и оборудованию кавказских маршрутов.
Начатое в 1930 году строительство турбазы в поселке Каменномостском было закончено в 1935 году. В Хаджохе появился первый «Дом туриста». Это одноэтажное деревянное здание, с правой и с левой стороны по три комнаты и две веранды.
На одной веранде была летняя столовая, а на другой - туристский кабинет и место для танцев и досуга туристов. Конюшня, дровяные и хозяйственные сараи располагались в старом грушевом саду.
Первых туристов турбаза приняла на туристский маршрут «По Кавказскому заповеднику» в 1936 году. С этого времени принято отсчитывать рождение туристской отрасли Адыгеи. В этом же году весь туризм в стране был передан ВЦСПС, и вместо «Общества пролетарского туризма и экскурсий» было создано Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС).
В далеком 1936 году туристские группы, сформированные в Хаджохском «Доме туриста», посетив каньон «Шум» и водопады Руфабго, упаковав снаряжение на подводы, отправлялись на маршрут в сопровождении конного верхового инструктора. Туристы шли налегке, весть их скарб везли на подводе, а затем на вьючных лошадях.
Всего на маршруте использовалось 80 голов вьючных лошадей. На отрезках маршрута Хаджох - Блокгауз - Гузерипль - пастбище Абаго использовались телеги и брички для перевозки вещей. А на крутом и затяжном подъеме на пастбище Абаго использовали даже волов. Там, где были только горные тропы, все необходимое снаряжение, продукты питания и зернофураж везли на вьючных лошадях в сопровождении егерей заповедника.
Дневные переходы туристов - от стоянки до стоянки (раньше их называли «приют» или «лагерь») - не превышали 25 км. Туристский маршрут в то время имел порядковый № 35 и название «По Кавказскому заповеднику». На ночлеги останавливались на туристских приютах под названиями:
-лагерь «Блокгауз» - у слияния реки Сибирь с рекой Белой, на южном краю Большого гранитного каньона;
-лагерь «Гузерипль», затем «Кавказ», в поселке Гузерипль при слиянии рек Белой и Малчепы;
-лагерь «Абаго» - на альпийских лугах пастбища Абаго;
лагерь «Сенной» - на поляне Сенной, на правом берегу реки Киши;
-лагерь «Уруштен» - на берегу реки Уруштен, после спуска с перевала Аспидного;
-лагерь «Холодный» - у края альпийских полян, у подножья горы Псеашхо.
С 1937 по 1940 год из Хаджоха, с «Дома туристов» отправлялись бригады плотников для строительства промежуточной турбазы в поселке Гузерипль. Сначала была заготовлена древесина, затем сделаны срубы двух двухэтажных домов с верандами. В 1940 году лагерь «Гузерипль» превратился в филиал Хаджохской турбазы. В том же году филиал принял в свои двух этажные деревянные корпуса первых туристов.
Во время войны был оккупирован поселок Каменномостский, и в «Доме туриста» разместился штаб 207 полка фашистской 97-й легкопехотной (егерской) дивизии. К нему были подтянуты линии связи, вокруг отрыты окопы, установлены зенитные пушки и пулеметы. Территорию турбазы определили для временного концентрационного лагеря, куда сгоняли арестованных евреев, жен красных командиров и пленных красноармейцев.
При отступлении фашисты пытались уничтожить «Дом туриста». К нему подъехала бронемашина, и один из фашистов, распахнув окно, бросил в комнату связку гранат. От сильного взрыва разрушилась центральная печь, вылетели стекла окон. Но, к счастью, здание не загорелось и сохранилось практически до настоящего времени.
Лишь только два года тому назад бывший «Дом туриста» был снесен. А жаль! Какой великолепный музей туризма Республики Адыгея и Информационный центр в нем мог бы разместиться, в котором могли бы получать исчерпывающую информацию отдыхающие об услугах туризма в Адыгее.
Восстановление работы туристского маршрута началось только с 1948 года директором турбазы «Горная» Каснерским К.Э. Его пустили по нитке самодеятельного маршрута «Через Белореченский перевал». Причиной изменения нитки маршрута на Дагомыс была установка в 1947 году, зоны абсолютной заповедности в районе горы Тыбги. В 1949 году по новому маршруту пошли первые плановые послевоенные группы туристов.
От поселка Гузерипль маршрут выходил через поляны Партизанскую и Яворовую, на приют «Армянский». Далее он шел на приюты: «Фишт» (через Гузерипльский и Армянский перевалы), «Бабук-аул» (через Белореченский и Черкесский перевалы), «Солох-аул» по долине реки Шахе - и через перевал Турецкий, в Верхний Солох-аул, а оттуда автобусом в поселок Дагомыс.
На Черноморском побережье туристы размещались в Хосте и в Аше. Лишь только в 1955 году, когда в поселке Дагомыс была построена турбаза «Молодость», они стали на ней отдыхать после перехода через горы. Немного позже туристов 30-го маршрута стала принимать дагомысская турбаза «Рассвет».
В послевоенное время Хаджохский «Дом туриста» расширился до 70 мест. Были введены в строй еще два корпуса: один жилой, другой корпус - столовая, и поставлены летние палатки - сначала брезентовые, а затем деревянные. Дом туриста был переименован в турбазу «Хаджох», а затем в Хаджохскую турбазу «Горная». Маршрут стал называться №30 «По Западному Кавказу». В 1950 году по маршруту прошло 30 групп, с общим числом туристов 977 человек.
В поселке Гузерипль, на промежуточной турбазе «Кавказ» в двухэтажных домах, срубленных из цельных круглоствольных пихтовых стволов, также размещалось 70 человек. Питались туристы тут же, на открытой веранде рубленного жилого корпуса. На маршруте для туристов на приютах вместо палаток уже устанавливали длинные балаганы, изготовленные из пихтовой драни, с деревянными нарами для ночлега и буржуйками для обогрева. Кострища для приготовления пищи ставились рядом с приютом. Это уже были улучшенные и комфортабельные для того времени места размещения в горах.
Самым большим в тот период был приют «Фишт», он располагался в лесу под перевалом Армянским. Его вместимость была рассчитана на 60 человек. Другие приюты размещали по 30 туристов.
С 1960 года начинается бурное развитие туризма по всей стране. В том году создался Центральный совет по управлению курортами и туризму ВЦСПС, а в 1969 году - Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. По всей стране стали активно создаваться новые турбазы, альплагеря, дома отдыха, санатории и пансионаты.
В 1962 году принято постановление Крайсофпрофа «О дальнейшем развитии туризма в крае», в этом же году Адыгее была объявлена всекубанская комсомольская стройка по строительству филиала турбазы «Горной», горнолыжной турбазы «Лаго-Наки». На турбазе «Горная» и «Кавказ» до 1970 года были введены в строй дополнительно новые капитальные жилые корпуса, летние деревянные сборные щитовые одноэтажные коттеджи на 18 человек размещения. Только лишь за счет щитовых коттеджей вместимость турбаз увеличилась более чем на 200 мест каждая.
В 1967 году на приюте «Фишт» было построено первое каменное здание для размещения туристов, а в 1969 году - второе.
Семидесятые и восьмидесятые годы были самыми плодотворными годами развития туризма в стране и в Адыгее. В Адыгейской автономной области открылись новые туристские предприятия: турбаза «Майкоп», кемпинг «Турист», кемпинг «Шапсуг», автогараж «Турист», турбаза «Романтика», Майкопское бюро путешествий и экскурсий и собственный ремонтно-строительный участок, производивший строительство и капитальный ремонт зданий, в системе туризма Адыгеи.
Кроме 30-го маршрута открылись еще три всесоюзных туристских маршрута по Адыгее. Второй Всесоюзный маршрут под №825 под названием «По Адыгее к Черному морю» начал свою работу в 1972 году. Первоначально он шел, огибая гору Оштен с севера, через перевалы Оштеновский, Тубинский, Бодец и спускался в поселок Отдаленный. Затем он следовал, траверсируя Главный Кавказский хребет, минуя гору Грачевый венец, уходил по хребту Анны Ябух, в долину реки Псезуапсе, в аул Киров и поселок Лазоревское, на турбазу «Чайка». Головной базой организовывавшей передвижение по маршруту была турбаза «Майкоп». В середине восьмидесятых годов нитка маршрута была изменена. От приюта «Цице» он был направлен на перевал «Майкопский» приют «Водопадный», перевал «Чугурсанский» и далее в Дагомыс. По этой же нитке маршрута работал и 828-й Всесоюзный туристский маршрут, выходивший из турбазы «Романтика». Всесоюзный 320-й конный маршрут шел также от турбазы «Романтика» к Большому Тхачу и обратно на турбазу.
На горнолыжной турбазе «Лаго-Наки» в начале 80-х были снесены два двухэтажных, срубленных из пихтовых круглых бревен, жилых корпуса и пекарня, склад и административное здание, был построен один каменный корпус по проекту туристского приюта.
В восьмидесятые годы на Всесоюзный маршрут №30 «По Западному Кавказу» ежедневно выходило по четыре группы (в группе 20 человек туристов). В летний сезон с 1 июня по 1 октября проходило 109 объединенных групп. Группы между собой нумеровались как нолики, ашники, бешники и вешники. Всего за сезон тридцатка обслуживала около 8 000 – 8 700 туристов со всех концов необъятной Родины СССР. В советский период очень трудно было достать путевку на маршрут «По Западному Кавказу».
Он был и остается самым уникальным маршрутом России. За короткие пять дней согласно вертикальной зональности гор, туристы знакомятся со всеми природно-климатическими зонами страны от северного ледовитого океана (ледники горы Фишт), до лесов колхидского типа и субтропиков (дендропарк города Сочи). Путевка на 30-й маршрут стоила сначала 45 рублей, а затем 70 рублей. 70% стоимости туристских путевок оплачивали профсоюзы. За 21 рубль туристы получали полноценный 15-дневных отдых в горах и на Черном море.
Большой вклад в развитие Всесоюзного маршрута №30 с 1948 года до смены экономической формации в стране внесли такие директора турбазы «Горная» как Каснерский К.Э., Агафьев Т. Е., Усатов, Ткаченко И.С., Сластин Д.Е., Ковешников А.Г., Чернышенко Н.А., Безлюдный И.В., Сташ А.С., Паронук К.И., Миш А.Е., Багов А.Х. и Бормотов И.В.
В настоящее время возрождением знаменитого на всю страну тридцатого туристского маршрута занимается московская туристская фирма «СВ-Астур». Маршрут вновь стал работать в 2001 году. Фирмой руководит бывший инструктор 30-го маршрута москвич Борис Вислогузов. С поселка Каменномостского, как и 75 лет тому назад выходят на маршрут к побережью Черного моря туристские группы приехавшие на Кавказ из разных уголков России. Маршрут не работал только в период Великой Отечественной войны и в период перестройки одной государственной системы на другую.
Многие поколения нашей республики прошли по этому замечательному маршруту к Черному морю, работали инструкторами и обслуживали туристов на турбазах и приютах. И поверте, это были лучшие годы их жизни, наполненные радостью общения с природой и людьми со всех краев нашей Родины. Вспоминая об этих годах нашей молодости, поздравляю с 75-ти летним юбилеем туристского маршрута и желаю своим бывшим соратникам крепкого здоровья и почаще встречаться по горной тропе 30-го маршрута, в горах Западного Кавказа. А маршрут все такой же молодой, привлекательный, красивый и интересный, как и в те далекие сороковые, пятидесятые, шестидесятые...

«Через горы к морю» - знаменитая «Тридцатка», был открыт в 1936 году. Когда то считался самым посещаемым горным маршрутом не только в России, но и в мире.

Это настоящий поход с пересечением Главного Кавказского хребта. Маршрут практически полностью проходит по территории Государственного Кавказского заповедника. Нетронутая природа, снежные шапки гор даже летом, высокие перевалы и горные тропы. Все это в сочетании с гарантированной безопасностью оставят у вас неизгладимые впечатления на всю жизнь.

План похода

  • 1 день
    Встреча с туристами на ж/д вокзале г.Краснодар.
    Переезд в Гузерипль (220км). Получение пропусков в заповедник. По пути возможна остановка для осмотра водопадов Руфабго (при наличии времени и за дополнительную плату).
    Переезд к Партизанской поляне (15км).
    Переход Партизанская поляна - река Армянка (4км).
  • 2 день

    Переход река Армянка - перевал Гузерипль - обед сухим пайком - перевал Армянский - тур. приют Фишт (15км). На тур. приюте есть летний душ (бесплатно), магазинчик, волейбольная площадка.
  • 3 день
    Завтрак. Прогулка (без рюкзаков) на Фишт-Оштеновский перевал (2200м). По желанию группы возможно восхождение на гору Оштен (2804м), прогулка к озеру Псенодах или леднику горы Фишт.
    Обед. Ужин.
  • 4 день
    Завтрак. Подготовка к выходу. Переход тур. Приют Фишт - перевал Белореченский - обед. - перевал Черкесский - поляна Стадника (15км).
    Установка лагеря, ужин.
  • 5 день
    Завтрак. Подготовка к выходу.
    Переход поляна Стадника - Весёлый спуск - тур приют Бабук-аул (10км).
    На тур. Приюте есть летний душ (бесплатно), горячий душ (за дополнительную плату), магазинчик, волейбольная площадка.
    Обед.
    Отдых, подвижные игры.
    Ужин.
  • 6 день
    Завтрак. Подготовка к выходу.
    Переход тур. Приют Бабук-аул - река Бзыч (15 км). Обед.
    Установка лагеря, ужин.
  • 7 день
    Завтрак. Подготовка к выходу. Переход река Бзыч - Солох-аул (8км). Переезд в Дагомыс.
    Размещение в кемпинге. Обед, отдых на море, ужин.
  • 8 день
    Завтрак, переезд в Сочи, отъезд домой.

Участники

шапки гор даже летом, высокие перевалы и горные тропы. Все это в сочетании с гарантированной безопасностью оставят у вас неизгладимые впечатления на всю жизнь.

Место сбора группы

Ж/д вокзал города Краснодар. Утром (по фактическому прибытию поездов).

В стоимость входит

Весь внутренний транспорт от города Краснодар до посёлка Дагомыс. Трёхразовое питание на активной части маршрута готовят инструкторы. Аренда снаряжения (палатки, костровое и газовое оборудование, средства страховки в горах). Инструкторское обслуживание на маршруте. Оплата посещения Кавказского заповедника, оплата кемпинга в поселке Дагомыс.

За дополнительную плату

Ж/д билеты до станции Краснодар и обратно от станции Сочи. Аренда рюкзака, спального мешка, треккинговых палок.

Хотите пойти в поход, но у Вас нет специального оснащения для активного туризма? Для Вас за дополнительную небольшую плату мы предоставляем

Вы задались целью преодолеть расстояние от поселка Гузерипль до поселка Дагомыс. Кто из автомобилистов не мечтает максимально быстро и с наименьшими затратами добраться до места назначения. Одним из способов достижения этой цели является наличие информации о расстоянии между пунктом отправления и конечной точкой маршрута. Наша карта поможет вам найти самый короткий и самый оптимальный маршрут между поселком Гузерипль и поселком Дагомыс . При известной средней скорости транспортного средства можно с небольшой погрешностью рассчитать время в пути. В данном случае, зная ответ на вопрос сколько км между поселком Гузерипль и поселком Дагомыс - 320 км. , время, которое вы проведете в дороге, составит примерно 6 ч.20 мин. Работать с картой очень просто. Система сама найдет кратчайшее расстояние и предложит ОПТИМАЛЬНЫЙ маршрут. Трасса от поселка Гузерипль до поселка Дагомыс показана на схеме жирной линией. На схеме вы увидите все населенные пункты, которые встретятся на вашем пути во время движения. Имея информацию о городах, поселках (ознакомьтесь с перечнем населенных пунктов по трассе поселок Гузерипль - поселок Дагомыс в нижней части страницы) и постах ДПС, расположенных по маршруту следования, вы сможете быстрее ориентироваться в незнакомых районах. Если нужно найти другой маршрут, просто укажите ОТКУДА и КУДА вам нужно добраться, и система обязательно предложит вам решение. Имея готовую карту от поселка Гузерипль до поселка Дагомыс и зная как проехать трудные развязки, всегда можно легко ответить на вопрос как проехать из поселка Гузерипль в поселок Дагомыс .

Панорамы
Панорама поселка Гузерипль и поселка Дагомыс

Движение по заранее проложенному маршруту – это способ исключить проблемы, которые могут возникнуть в незнакомой местности, и максимально быстро преодолеть нужный участок дороги. Не упускайте деталей, заранее уточните по карте все сложные дорожные развилки.
Не забывайте несколько простых правил:

  • Любому водителю, преодолевающему большие расстояния, требуется отдых. Ваша поездка будет более безопасной и приятной, если, заранее построив маршрут движения, вы определитесь с местами для отдыха. Представленная на сайте карта имеет различные режимы. Воспользуйтесь результатом работы простых интернет-пользователей и обращайтесь к режиму "Народная карта". Возможно, там вы найдете полезную для вас информацию.
  • Не превышайте скоростной режим. Предварительный расчет времени и построенный маршрут поездки поможет уложиться в график и не превышать разрешенные значения скорости движения. Таким образом, Вы не будете подвергать опасности себя и других участников дорожного движения.
  • Запрещается употребление за рулем веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, а также психотропных или иных веществ, вызывающих опьянение. Несмотря на отмену нулевого промилле (теперь возможная суммарная допустимая погрешность при измерении уровня алкоголя в крови составляет 0,16 мг на 1 литр выдыхаемого воздуха), употреблять алкоголь за рулем строго запрещено.
Удачи на дорогах!

Поистине уникальная и самобытная республика, где почти нет городов — только деревушки, в которых до сих пор все устроено также, как и сотни лет назад. Это место привлекает многочисленных туристов местным колоритом и чудесными горными вершинами, открывающими огромные возможности для экстремального туризма.

Климат в республике в можно назвать поистине уникальным: на равнинах господствует умеренный климат, а в горных районах более холодно и ветрено. В зимнее время температура в республике опускается до -2 градусов, а летом прогревается примерно до 22 градусов.

Активный отдых и спорт

Этот курорт давно облюбовали любители активного отдыха. Здешние места идеально подходят для рафтинга, полета на параплане и дельтапланеризма, а также конных прогулок.

Однако главное, зачем сюда приезжают — это, разумеется, горный туризм. К услугам отдыхающих — огромное количество горнолыжных трасс, на которых катаются не только катаются не только взрослые, но и дети. Особой популярностью среди туристов пользуются трассы для катания на санках. Одна из наиболее известных и оборудованных— комплекс Азиш-Тау на территории одноименного гостиничного комплекса. Здесь можно взять в прокат не только сани, но также еще и лыжи или сноуборды. Не менее посещаемым местом является трасса тубразы «Лаго-Наки», где также можно арендовать любое необходимое снаряжение.

Оздоровительный отдых и треккинг

В Хаджохе расположены минеральные источники, которые применяются при лечении заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

Кроме того, через природные достопримечательности Адыгеи проложены маршруты для терренкуров, и треккинга. Самые известные ныне маршруты являются частью Всесоюзного маршрута «Через горы к морю». Это едва ли не самый живописный путь, проложенный через Южные горы. Наименее сложный отрезок, не требующий специальных навыков и снаряжения — маршрут через Хаджохскую теснину к водопадам Руфабго . Этот несложный маршрут протяженностью примерно 2,5 километра займет примерно полдня на дорогу туда-обратно. А более опытным туристам курорт может предложить варианты посложнее, например, подъем на гору Фишт высотой почти 3 километра. Чтобы покорить эту вершину, необходимо иметь специализированное снаряжение для скалолазания и опыт, однако взамен на некоторые трудности туристы получают незабываемый вид на окрестности курорта и огромный запас эмоций.

Достопримечательности Адыгеи

Одна из наиболее популярных и редких достопримечательностей в Адыгее — это православный Михайло-Афонский монастырь, построенная в конце XIX столетия. Это место, как и другие церковные сооружения, было сначала закрыто после Октябрьской революции, а потом взорвано во времена Великой Отечественной войны. В начале двухтысячных святыню реставрировали, и теперь этот храм является известным центром паломничества.

Туристов-спелеологов наверняка заинтересует знаменитая Большая Азишская пещера на плато Лагонаки длиной более полукилометра. Именно здесь можно увидеть незабываемые известняковые галереи на нескольких ярусах: причудливых форм сталактиты и сталагмиты, которые похожи на статуи. Стоит помнить, что хотя здесь и безопасно, но всё-таки довольно холодно, поэтому перед походом сюда стоит по-теплее одеться.

Еще одно интересное место — Хаджохская теснина — извилистая щель над рекой Белая длиной примерно 400 метров. Это живописное место с конца XX века является памятником природы, которое оборудовано дорожками и лестницами для безопасного передвижения. Кстати, если спуститься от теснины вниз по течению реки, то можно обнаружить вольеры, в которых содержатся характерные для этой местности животные.

Как добраться

Ближайший к Адыгее аэропорт расположен в Краснодаре, куда прилетают рейсы из Москвы и Петербурга, а также других крупных городов страны. Железнодорожный центр республики находится в Майкопе, от которого можно добраться до местных курортов на автобусе.

Июньские праздники-2018 мы провели в горном походе - отправились по легендарному 30-му маршруту «Через горы к морю». С небольшой группой вышли с Яворовой поляны в окрестностях пос. Гузерипль в Адыгее, чтобы на третий день спуститься к пос. Солохаул неподалеку от Дагомыса и увидеть, наконец, море. Как это было? Читайте и смотрите.

Мы стартовали в обед 10 июня. Моросил мелкий дождь, а впереди и позади нас маячили большие и маленькие группы туристов: все направлялись к приюту Фишт, чтобы провести там, вдали от цивилизации, длинные выходные. Нельзя сказать, что на тропе не протолкнуться, но желающих поиспытывать лишения было предостаточно.

Через 4,5 часа после выхода с поляны мы уже отвоёвывали у зарослей луговой травы места под палатки. В броуновском движении на приюте удавалось различить два разнонаправленных сообщества: одни сосредоточенно ужинали и укладывались спать, чтобы на рассвете выйти на штурм Фишта или «тридцатки», другие наслаждались здесь и сейчас - костёр, волейбол, домашнее вино, армянское радио.


Внизу, в долине, видны крыши приюта Фишт. Выемка в скале впереди — Белореченский перевал

В 5:15 следующего утра, что по местным меркам непозволительно поздно, мы двинулись дальше. Сперва фотосессия на Белореченском перевале, затем завтрак у коша, короткий подъем к Черкесскому перевалу - и вот мы в лесу, в начале долгого спуска к морю. Жить стало лучше, жить стало веселее. Пока мы не достигли точки абсолютного веселья.

«Веселый спуск» – это 4-километровый отрезок, на котором необходимо сбросить 900 метров высоты. Он расположен километрах в 10 от приюта Фишт и после двух перевалов, то есть лёгкие нотки первой усталости моментально превращаются здесь в песнь отчаяния и боли.

На самом деле, конечно, всё не так страшно, но только не тогда, когда тёплое солнечное утро разражается ливнем. Да таким, что не успеваешь подумать, а уже шагаешь в мокрых не от страха штанах. К счастью, на нашем следующем приюте светило солнце, имелись дрова для костра, горячий душ и холодное пиво (что важно, именно в таком сочетании, не наоборот).


Фишт-Оштенский массив. Вид с коша неподалеку от Черкесского перевала

На приюте Бабук-Аул мы провели чудесные полдня, вечер, ночь, а потом и неспешное утро. Прямо как белые люди: обедали за столом в беседке и даже не мёрзли тёплой ночью. Непорядок, конечно, а что делать. Близость чёрного моря накладывает отпечаток, приходится соответствовать.

Заключительный день - это 7 км до КПП заповедника, которые мы преодолели легко и играючи (как модно нынче говорить, на опыте), затем трансфер в Сочи, прощания, обещания не забывать и писать и, конечно, море.
Тут, на море, женщины ходят без шапок и штормовых курток. Вместо облепленных грязью ботинок на них покрытые стразами тапки. Электричество-газ-телефон-водопровод - это тоже, само собой и в шаговой доступности. Жаль, что мы спрятали свои пыльные рюкзаки в камеру хранения, а то б могли составить конкуренцию крашеным неграм и насшибать денег на обратный билет.

Вечером Я сел в поезд и отправился домой. Увозя с собой впечатления и воспоминания - в первую очередь, о ребятах, с кем мы провели эти дни. В конце концов, запоминаются ведь не только и не столько пейзажи, сколько атмосфера, улыбки, беседы и шутки. Спасибо, ребята, что были здесь и сейчас. Мне с вами кайф.


Приют Бабук-Аул

Подпишитесь на нас

Не чаще 1 раза в 2 недели мы присылаем анонсы наших путешествий и важные новости туризма