Цель игры да нет в д саду. Программа «Интеллектуальное развитие детей семи лет посредством дидактических игр

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.

Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить динамичном, в быстро меняющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач.

Соответственно встаёт вопрос: каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемоё сегодня ТРИЗ-педагогикой.

ТРИЗ-педагогика – направление, которое раскрывает сущность, цели и задачи процесса воспитания и основано на теории решения изобретательских задач.

Дошкольное учреждение, в котором я работаю, реализует методики и технологии ТРИЗ-педагогики уже 6 лет. В целях формирования сильного мышления, как одного из показателей готовности к школе, работаю по индивидуальной поисково-исследовательской теме «Сужение поля поиска при обучении детей освоению порядкового счёта и пространственных ориентировок», разработанные и представленные мною конспекты занятий основаны на данном методе.

В ТРИЗ-педагогике выработаны определённые правила обучения детей работе с задачами. Для этого в технологии предложены творческие задачи, с недостатком данных основанные на дихотомии. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. В ТРИЗ-педагогике разработаны серии игр, основанных на дихотомии. Выглядит это как игра «Да-нет». В ходе игры ребёнок превращается в активного участника процесса познания, он учится задавать вопросы, направленные на сужение поля поиска и анализировать ответы других. Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряду, при этом достаточно быстро освоить порядковый счёт, сформировать умение различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Освоение числового ряда начинается с освоения алгоритма сужения поля поиска в числовом ряду. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей. Игра «Да-нет» с детьми дошкольного возраста чаще всего проводится коллективно и может являться частью занятия по развитию элементарных математических представлений.

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве. Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, получать обобщённые знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире. При освоении разных видов пространства дети учатся сужать поле поиска объекта в пространстве; находить точку отсчёта в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); развивают умение давать словесную характеристику пространственной ситуации; использовать при решение задач ориентировки на линии, на плоскости, в объёмном пространстве; обогащать словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о преметно-пространственном окружении.

Освоение разных видов пространства необходимо начинать с освоения алгоритма сужения поля поиска в пространстве. При освоении пространственных ориентировок необходимо строить работу таким образом, чтобы у детей формировалось умение ориентироваться в линейном пространстве, затем плоскостном, а затем в объёмном пространстве.

Цели:

  1. Учить детей сужать поле поиска объекта в разных видах пространства, находить точку отсчета в пространстве.
  2. Развивать умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.
  3. Самостоятельно находить группу предметов, с которыми можно играть, признак, по которому можно сужать поле поиска.

Оборудование описано в конспекте.

Ход занятия

Организация Содержание
Дети стоят перед столом, на котором стоит макет д/с.
Плоскостная «Да-нет» на макете д./с находим загаданный объект, дети должны выйти на здание д/с, которое находится в центре макета.
Игровая задача: в линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускается перечисление объектов; принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «середина»,
«право – лево».
Оборудование: макет д/с.
В.: с помощью первой игры вы найдете первое задание, на необычном занятии, а этих заданий будет несколько. Игра будет проходить на макете д/ с.
В.: Я загадала объект, задавайте мне вопросы.
Д.: Это в центре макета?
В.: Да.
Д.: Это здание д./с?
В.: Да.
Задание 1
На здании д/с дети должны выйти на окно 10, окна среднего этажа на макете пронумерованы от1 до 22.
Сначала дети играют на макете в плоскостную вертикальную «Да-нет».
Игровая задача: отгадать объект. Загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы сужающие поле поиска в двухмерном пространстве.
Оборудование: макет д/с.
В.: я загадала окно на здании д/с (макете), задавайте мне вопросы.
Д.: это левая часть здания?
В.: да.
Д.: это средний этаж?
В.: да верно, это средний этаж.
Числовая «Да-нет».
Игровая задача: отгадать число, загаданное ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска.
Условие: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
Оборудование:
1 22
Теперь отгадайте окна, на котором спрятано задание.
В.: я загадала окна, задавайте мне вопросы.
Д.: это 11?
В.: нет.
Д.: это больше 11?
В.: да.
Д.: это 17?
В.: нет.
Д.: это меньше 17?
В.: да.
Д.: это 14?
В.: да это окно 14 и оно в нашей группе, найдите задание. Задание 2 лежит на подоконнике. Нашли задание.
3.Задание 2
Найти в игровой комнате стол, под которым спрятано задание 3
Объемная «ДА – НЕТ»
Игровая задача: отгадать предмет, находящийся в комнате, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускаются перечисление объектов, находящихся в комнате; принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве.
В.: Я загадала объект, который находится в нашей игровой комнате, задавайте мне вопросы.
Д.: это в передней части группы?
В.: да
Д.: это в правой части группы?
В.: да
Д.: это ниже уровня глаз?
В.: да.
Д.: это стол?
В.: да. Ищите задание.
4.Задание 3
Разделиться на две команды по следующему принципу: слева от меня встанут дети, которые родились до 15 числа
Справа от меня встанут дети, которые родились после 15 числа. Дети могут придумать или найти любой вид «ДА – НЕТ»
Выполнив это задание, у нас получилось две команды. Каждая команда получает задание: найти или придумать свою игру «Да-нет» для команды соперников. Дети расходятся одна команда в приемную, другая в спальню.
Дети, ушедшие в приёмную, нашли линейную «Да-нет».
Вторая команда придумала плоскостную «Да-нет» (на столе), с помощью различных предметов, находящихся у педагога на столе.
5. Рефлексия
В.: в какие «Да-нет» мы играли?
Д.: в линейную, объёмную, плоскостную (вертикальную, горизонтальную).
В.: какое из заданий было самым сложным для вас?
Д.: сложностей не было.

Список литературы:

  1. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Мозырь: ОООИД «Белый ветер», 2006.
  2. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Дидактическая игра для дошкольников "Горизонтальная ДА-НЕТ-КА" (мастер-класс с пошаговым фото)

Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дошкольников интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, для решения данной задачи, технология ТРИЗ предлагает игру «Да - Нет» . В основе этой игры не перебор вариантов (угадывание), а целенаправленная система сужения поля поиска.
Вот пример игры «Да - Нет» по поиску загаданной картинки, расположенной в горизонтальном ряду. Данную игру могут использовать как педагоги дошкольного и младшего школьного звена, так и родители детей начиная с 4 лет.
Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.
Оборудование: слева направо выставлены картинки с изображением грибов: белый гриб – груздь - опята – лисички – сыроежки - шампиньон – подосиновик – масленок – подберезовик – волнушка - рыжик.
P.S. Предметные картинки могут быть любые, в том числе не связанные одной темой, главное, что бы количество картинок было нечетное 5, 7, 9, 11 и т.д.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Ход игры:

Ведущий: Сейчас я загадаю гриб, а вы попробуйте отгадать какой именно гриб я загадала. Для этого вы можете задавать мне вопросы, на которые я буду отвечать «да» или «нет». Попробуем?
Дети: ДА!
Ведущий: Сколько картинок в ряду?
Дети: Одиннадцать;
Ведущий: Перечислите все грибочки слева – направо;
Дети: белый гриб – груздь - опята – лисички – сыроежки - шампиньон – подосиновик – масленок – подберезовик – волнушка – рыжик;
Ведущий: Найдите срединный объект, для этого отсчитайте 5 картинок справа и 5 картинок слева, та, которая останется – находится посередине, она – срединный объект;
Дети: Шампиньон;
Ведущий: Отлично! Теперь можете задавать мне вопрос;
Дети : Гриб который вы загадали находится справа от шампиньона?
Ведущий: Нет;

Ведущий закрывает все картинки, которые находятся справа, и предлагает детям снова найти середину.
Ведущий: Давайте снова найдем среднюю картинку. Что для этого нужно сделать?
Дети: Посчитать. Посередине – опята;
Ведущий: Молодцы! Кто может задать вопрос?
Дети: Гриб который вы загадали находиться слева от опят?
Ведущий: Да;
Дети: Вы загадали белый гриб?
Ведущий: ДА!

А теперь представляю вам небольшой мастер-класс по изготовлению универсального пособия для игры в горизонтальную ДА_НЕТ_КУ
Для работы нам потребуется:
1. Несколько листов белого картона;
2. Один лист цветной самоклеющийся бумаги;
3. Клей-карандаш;
4. Линейка;
5. Простой карандаш;
6. Лист бумаги для ламинирования;
7. Ножницы;
8. Скотч.


Ход работы:
1. Расчерчиваем лист белого картона на прямоугольники нужного размера, в моем случае 7,5см на 9см. Размер зависит от картинок, которые вы планируете использовать…
2. Лист бумаги для ламинирования, прогоняем через ламинатор на небольшой температуре. Получаем плотную, прозрачную основу для кармашков;
3. Получившуюся основу расчерчиваем острым карандашом или острием ножниц на прямоугольники соответствующего размера. У меня 7,5см на 4см;
4. Цветную бумагу расчерчиваем на полоски шириной 1см и длинной 7,5см и 11 см соответственно;
5. Все заготовки вырезаем;


6. На прямоугольник из белого картона накладываем заготовку из бумаги для ламинирования и проклеиваем по низу полоской длинной 7,5см. 0,5см с лицевой стороны и 0,5см с изнаночной;
7. По бокам проклеиваем полосками длинной 11см, сверху и снизу подгибаем сантиметр;
8. Получаем одну составную часть. Всего таких частей нужно сделать 11 штук;


9. Получившиеся модули склеиваем между собой скотчем, так что бы получилась гармошка;


10. Игра готова, вставляем любые карточки и играем. Количество модулей зависит от возраста детей, в среднем возрасте 5 или 7 модулей, в старшем дошкольном возрасте можно использовать 11 или 15 модулей.

Педагог-психолог Дортман Е.А.

Занятие в подготовительной группе

«Мы все разные, но мы вместе»

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи:

§ обобщение и расширение знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу;

§ развитие умения быть внимательными, приветливыми, доброжелательными;

§ совершенствование коммуникативных навыков;

§ снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: проектор, электронная презентация, музыкальное сопровождение (Ж. Массе «Элегия», Барбарики «Дружба», «Разукрасим все планеты»), игрушка «сердечко», ковер-плед, макет камней, заготовки шаблонов сердечек, лепестки цветка толерантности, смайлики, клей, магниты, красные карандаши, медали «толерантности».

Ход занятия

1. Приветствие. (слайд 1 – изображение детей разных национальностей)

Психолог: Ребята, посмотрите, как много пришло гостей, давайте будем вежливыми и поздороваемся.

И конечно же, мы поприветствуем друг друга. Мы будем сейчас по кругу передавать сердечко и говорить друг другу «Доброе утро

Дети садятся в круг, передают по кругу сердечко и говорят друг другу «Доброе утро!»

Психолог: Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением.

Ребята, скажите пожалуйста, а вы умеете дружить?

Дети: Да

Психолог: А какие вы знаете виды дружбы?

Дети: Дружба между девочками, мальчишечья дружба, дружба между девочками и мальчиками, семейная дружба, дружба с животными…

Психолог: Правильно бывает разная дружба. А еще ребята бывает дружба народов и дружба между людьми разных национальностей. Скажите мне, а как называется наш округ, в котором мы живем?

Дети: Ханты-Мансийский Автономный округ.

Психолог: Люди каких национальностей живут в нашем округе?

Дети: русские, ханты, манси….

Психолог: Правильно, в основном в нашем округе живут русские, татары, украинцы и люди других национальностей, а коренное население – это ханты и манси. Так вот, ребята, дружба народов – основное богатство нашего округа! Мы все с вами разные, но мы вместе. Сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, чем же мы отличаемся, а чем похожи.

Игра «Разные-похожи»

Выйдите в круг те, у кого темные волосы.

Выйдите в круг те, у кого светлые волосы.

Хлопните над головой те, кто умеет дружить

Покивайте головой те, кто мальчики.

Покружитесь те, кто девочки.

Хлопните над головой те, кто всегда поможет другу в беде.

Присядьте те, у кого светлые глаза.

Присядьте те, у кого темные глаза.

Хлопните над головой те, кто совершает добрые дела и поступки.

Психолог: Отлично! Так чем же вы мы отличаемся?

Дети: Пол, цвет волос, цвет глаз….

Психолог: А чем похожи? Конечно мы все умеем дружить, совершать добрые дела и поступки, помогать друг другу в беде, не обманывать и уважить друг друга. Это значит мы все с вами толерантные. А вы знаете что такое «толерантность»?

Дети: Нет.

Психолог: Тогда я всех вас приглашаю в необыкновенное путешествие в город Толерантности. Так как город Толерантности необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным способом, мы полетим на ковре-самолёте.

(Дети и психолог подходят к «ковру-самолету» и занимают места на нем)

Психолог: Возьмемся за руки, держитесь крепче, чтобы не упасть. Наш «ковер-самолет» взлетает. (Звучит Ж. Массне «Элегия»)

Аутотренинг «Радость жизни» (слайд 2 – небо)

Психолог:

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся.

Тише, тише не качайся.

Мы летим.

Ты, ковер, лети, лети,

Ниже, ниже опускайся.

А сейчас откройте глаза

(музыка прекращается)

(слайд 3 – изображение сказочного города)

Психолог: Вот мы с вами и прилетели в город Толерантности. В нашем путешествие мы отдохнем, поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу. А еще мы с вами соберем цветок «Толерантности»

(слайд 4 – изображение ручья и музыкальное сопровождение – журчанье ручья)

Психолог: Ой, а на пути ручей. Как же нам его перейти!

Дети: По камушкам.

Психолог: Конечно по камушкам, но для начала нам нужно размяться.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем и к себе скорей прижмем

Два хлопка над головой, два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем.

Игра «Ручей помощи»

Психолог: Перебираться через него мы будем по камушкам. Сейчас разделитесь на пары и возьмите по камушку. Вдвоем, перекладывая камушки нужно перебраться на другой берег.

Психолог: Вот и первый лепесток. Возьмем его с собой и отправимся дальше.

Улица «Дружбы» (слайд 5 – изображение улицы)

Психолог: Давайте прочитаем как называется эта улица.

Дети: улица «дружбы»

Психолог: На этой улице живут настоящие друзья, они не ссорятся и всегда приходят на помощь в трудную минуту. А чтобы узнать каким должен быть настоящий друг, мы поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да" и топаете, а если не согласны "нет-нет-нет" и хлопаете.

Игра "Да-да-да, нет-нет-нет".

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да.

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да.

Мы научимся играть?

Да-да-да.

Друг другу будем помогать?

Да-да-да.

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет.

А улыбку подарить?

Да-да-да.

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет.

Друга нужно обнимать?

Да-да-да.

Психолог: Молодцы, нашли еще один лепесток, отправляемся дальше.

Улица «Вежливых слов» (слайд 6 – изображение улицы)

Психолог: Люди, живущие в этом городе, знают много вежливых слов. Надеюсь и вы знаете такие слова.

Игра «Доскажи словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит: … (добрый день)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь: … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: … (простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят … (до свидания)

Нужно знать, как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорить … (пожалуйста)

Психолог: Все верно. Еще один лепесток от цветка возьмем и дальше пойдем.

«Улица комплиментов» (слайд 7 – изображение улицы )

Психолог: Сейчас будем передавать по кругу сердечко и говорить друг другу комплименты. Глядя в глаза соседу, постарайтесь сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Принимающий добрые слова должен кивнуть головой и сказать: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплименты своему соседу и так далее по кругу.

Психолог: Как вы красиво умеете делать комплименты! Возьмем еще один лепесток и продолжим путь.

Озеро «Улыбки» (слайд 8 – изображение озера и музыкальное сопровождение – кваканье лягушек)

Психолог: Ребята посмотрите какое красивое озеро есть в этом городе. И какое у него красивое название. Давайте встанем все в круг и подарим друг другу улыбки.

Игра «Собрались все дети в круг»

«Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа поклонись,

Тому, кто слева поклонись.

Тому, кто справа руку дай,

Тому, кто слева руку дай,

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Того, кто справа обними,

Того, кто слева обними.

Ну вот, закончилась игра,

И снова дружат все. Ура!»

Психолог: Последние лепестки мы нашли. На этом наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад. Присаживаемся на «ковер-самолет» и полетели.

Аутотренинг «Радость жизни» (слайд 9 – изображение неба)

Психолог: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза.

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся.

Тише, тише не качайся.

Мы летим.

Мимо проплывают белые пушистые облака. Сегодня необыкновенно хороший день. Вы дышите легко и свободно. Вы чувствуете себя спокойно, у вас радостное настроение. Вы счастливы.

Ты, ковер, лети, лети,

Ниже, ниже опускайся.

А сейчас откройте глаза

(музыка прекращается)

(слайд 10 – изображение разноцветного цветка)

Психолог: Вот мы и снова в детском саду. Давайте соберем наш цветок толерантности, и прочитаем что же такое толерантность.

Дети: (собирают лепестки на магнитной доске и читают вместе с психологом слова, написанные на лепестках: доброта, дружба, забота, уважение, помощь, любовь.)

Психолог: Ребята если вы будете добрыми, заботливыми, дружелюбными, будете уважать всех людей на земле и помогать тем, кто нуждается в вашей помощи, то значит вы будете толерантными людьми. Вы хотите стать такими людьми?

Дети: Да.

Психолог: Тогда я вручаю каждому из вас медали «толерантности» и с этого дня вы теперь тоже толерантные люди. Предлагаю вам присесть на стульчики обсудить наше путешествие.

Рефлексия:

Психолог: Что нового вы сегодня узнали? Каким должен быть толерантный человек?

(дети отвечают по кругу)

Психолог: Если вам понравилось путешествовать, то возьмите и приклейте веселого смайлика, а если нет, то грустного.

(приклеивают смайлики)

Психолог: Ребята встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и скажите: «Мы разные, но мы вместе». На этом занятие закончилось «До свидания».

Пояснительная записка. Проблема раскрытия механизмов интеллектуального развития человека является одной из актуальных проблем современной психологии, хотя сама по себе она не нова. Данной проблеме посвящено множество психологических исследований, как за рубежом, так и у нас в стране. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в работах таких отечественных ученых, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

У детей семи лет формируется познавательный потенциал, развиваются мыслительные процессы, мотивация предметно-операциональной, игровой, трудовой, творческой деятельности и общения.

Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в младшем школьном возрасте формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запорожец утверждал, что если соответствующие интеллектуальные качества не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства и младшего школьного возраста, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности оказывается трудно или вовсе невозможно.

Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности детей семи лет, мы считаем, что именно в ней можно найти резервы, позволяющие осуществить интеллектуальное развитие ребенка. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно - действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Очень велико значение дидактической игры для интеллектуального развития детей. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактические игры, используемые в работе с детьми, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Все это делает дидактическую игру важным средством интеллектуального развития детей семи лет.

В настоящее время существуют противоречия между востребованностью практиков в научно-обоснованных рекомендациях по интеллектуальному развитию современных детей семи лет посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этой проблемы в литературе. Все вышесказанное и определило разработку программы для интеллектуального развития детей семи лет посредством дидактических игр.

Периодичность встреч 1 раз в неделю. Общая продолжительность программы - 3 месяца. Вся организованная деятельность выполняется в приемлемом для группы темпе. Каждое мероприятие рассчитано на 25-30 минут и начинается с игр на внимательность, которые позволяют сконцентрировать внимание, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую групповую работу.

Посредством использования дидактических игр можно целеустремленно влиять на интеллектуальное развитие детей.

Целью программы являлось интеллектуальное развитие детей семи лет посредством дидактических игр.

Основными задачами программы являлись:

  • развитие сенсорных, интеллектуально-познавательных способностей детей;
  • обогащение словаря и развитие речи-суждения, речи-умозаключения, речи-доказательства;
  • развитие умений моделирования;
  • развитие мелкой моторики;
  • побуждение мотивации к успешной интеллектуально-познавательной деятельности.

Теоретико-методологической основой для составления данной программы интеллектуального развития детей семи лет посредством дидактических игр, послужили работы как отечественных так и зарубежных ученных (Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Дружинин, А.В. Бондаренко, А.И.Сорокина, А.П.Усова).

  • здоровъесберегающий - учет психофизиологических особенностей, создание психо-эмоционального благополучия ребенка;
  • деятельности (включение ребенка в субъект-субъектное взаимодействие во всех компонентах интеллектуально-познавательной деятельности);
  • универсальности (развитие умений переноса полученных знаний в новые условия, установление связи, зависимостей и элементарных закономерностей);
  • вариативности (учет интереса и наклонностей детей).

Программа интеллектуального развития детей посредством дидактических игр позволяет развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, память, внимание; развивать зрительно-пространственную ориентацию; развивать наглядно-образное, творческое и комбинированное мышление; строить логические цепочки, развивать произвольную сферу и согласовывать свою сферу с действиями взрослого и других детей.

В Приложении 1 представлены рабочие тетради к программе "интеллектуальное развитие детей семи лет посредством дидактических игр".

Основной блок дидактических игр в данной деятельности направлен на развитие интеллектуальных умений, таких как умение слушать и слышать, выделять главное (общее и отличительное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать.

Программа интеллектуального развития включает в себя 3 этапа, которые реализуются в следующем порядке.

Первый этап - ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу.

Второй этап - развивающий (8 занятий). Цель этапа - развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений.

Третий этап - закрепляющий (2 занятия). Цель этапа - Создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.

Более подробно этапы и тематика организованной образовательной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Система организованной деятельности по интеллектуальному развитию детей семи лет

Этапы интеллектуального развития Система организованной деятельности
1 этап: ориентировочный

(2 занятия)

Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу.

Дидактические игры: "Что изменилось?"; "Заполни ячейки"; "Домик"; "Подпрыгни на месте"; "Да -нет"; "Коврик".

2 этап развивающий

(8 занятий)

Цель этапа - развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений.

Дидактические игры: "выполни движение"; "Аналогии"; "Рисунок по клеткам"; "Слушай внимательно"; "Не ошибись"; "Дорисуй картинку"; "ДА и нет не говорите"; "Скажи правильно"; "Скопируй по точкам"; "Считай и делай"; "Продолжи предложение"; "Подбери пары"; "Запомни фигуры"; "Угадай как нас зовут"; "Соедини линии и точки"; "Кто здесь прячется?"; "Четвертый лишний"; "Запомним загадку"; "Почемучки"; "Незаконченное предложение".

3 этап Закрепляющий:

(2 занятия)

Цель этапа - Создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.

Дидактические игры: "Запомни звук"; "Конкретизация понятий"; "Запоминание слов"; "Найди закономерность"; "Светофор"; "Вербальные аналогии".

1 этап - Ориентировочный.

1 занятие.

Дидактическая игра "Что изменилось?"

Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происшедшие с предметами: заменили бантик на косичке у куклы, поменяли туфли, расстегнули пуговицу, подняли правую (левую) руку; объяснять связно, что изменилось.

Игровая задача. Замечать не только крупные предметы в комнате но и мелкие, замечать изменения происшедшие с предметами.

Правила игры. Отгадывает, что изменилось, тот кому водящий бросает мяч. Если отгадал правильно, он становится водящим.

Игровые действия. Водящий делает за ширмой различные изменения в предметах; бросает мяч тому, кто будет отвечать.

Оборудование: Игрушки и предметы разного содержания, мяч.

Ход игры.

Педагог, обращаясь к детям, говорит: "Игра вам знакома. Но в этой игре,- предупреждает педагог детей, - надо быть особенно внимательным: изменения будут очень незаметными, вы все-таки постарайтесь их заметить и назвать. Первого ведущего выберем считалочкой, а потом ведущим будет тот, кто правильно отгадал, что изменилось. Отгадывает тот, кому ведущий бросит мяч. Поэтому будьте все готовы быстро и правильно отвечать".

Выбранный считалочкой ведущий предлагает внимательно посмотреть на стол с предметами и запомнить их. Затем, закрыв ширмой предметы (или предложив всем детям закрыть глаза), что-то изменяет в одежде, в расположении частей тела (поднята рука, повернута голова куклы и др.). Затем он убирает ширму и дает возможность детям внимательно посмотреть на предметы. "Все готовы?"- спрашивает он у ребят и бросает мяч кому-нибудь из них. Тот ловит его и отвечает. Если ответ правильный, он становится ведущим.

Изменение надо делать одно, чтобы игра проходила более динамично и большее число детей активно играли. Если же поймавший мяч не ответил, он платит фант, а в конце игры или на прогулке фанты отыгрываются.

Дидактическая игра "Заполни ячейки".

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление и произвольное внимание.

Игровая задача. По аналогии видеть недостающие геометрические фигуры.

Игровые действия. Действия с рабочими тетрадями.

Правила игры. Посмотрев внимательно на задания в рабочей тетради, по аналогии до рисовать и заполнить пустые ячейки.

Оборудование. Рабочие тетради и ручка.

Ход игры.

Дети заполняют пустые ячейки.

Дидактическая игра "Домик".

Дидактическая задача. Развитие мелкой моторики.

Игровая действия. С помощью пальцев с сопровождающим текстом выполнять задание.

Правила игры. Выполнение пальцами рук фигурки домика.

Ход игры.

Выполнение фигурки домик из пальцев с сопровождающим текстом:

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (трубу, балкон)).

Занятие 2.

Дидактическая игра "Подпрыгни на месте"

Дидактическая задача. Развивать внимание и слухо-речевую память.

Игровая задача. Вспомнить и узнать профессии.

Игровые действия. На слух отбирать профессии.

Правила игры. Слушать внимательно слова произносимые педагогом, подпрыгивать на месте при названии профессии.

Ход игры.

Дети образуют круг и слушают слова, которые произносит педагог: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, гроза, строитель, столяр, обруч, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод.

Когда дети слышат название профессии - подпрыгивают.

Затем педагог просит повторить названные профессии.

Дидактическая игра "Да-нет"

Дидактическая задача. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Игровое правило. На вопросы водящего можно отвечать только словами "да" и "нет".

Игровое действие. Угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности.

Ход игры.

Вариант 1. воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название: почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами "да" или "нет". Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся,какой предмет в нашей комнате мы ему задаем. Он придет и будет у нас спрашивать,где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Саша скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Педагог выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: "Этот предмет на полу?"- "Нет".- "На стене?"- "Нет".- "На потолке?"- "Да".- "Стеклянный? Похож на грушу?" - "Да".- "Лампочка?"- "Да".

Взяв на себя роль первого водящего, педагог учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:

Дети вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать.

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу,значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: "Стол?", "Стул?" Педагог в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: "Саша, мы тебе ответили,что предмет не на полу. А где находится стул, стол?"- "На полу". - "Нужно было их называть?"- "Нет". - "Ты узнал, что предмет на стене. Посмотри какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали", - предлагает педагог. "Он квадратный?" - "Да". - "В рамочке?"- "Да". - "На нем нарисованы цветы?"- "Да".- "Картина?"- "Да".

Вариант 2. можно предложить боле сложный вариант. Педагог загадывает предмет, который находится за пределами комнаты:

Предметов, дети, очень много и отгадать будет трудно, если вы не узнаете,на земле это или на небе, в доме или на улице, животное или растение.

Если дети несколько раз играли в эту игру,они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: "В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?" Узнав что предмет на небе, он задает следующие вопросы: "Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце"

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут быть там.

Дидактическая игра "Коврик"

Дидактическая задача. Развивать зрительно - пространственную ориентацию, мелкую моторику рук и произвольное внимание.

Игровое действие. В рабочей тетради дорисовать вторую половину коврика.

Правила игры. В рабочей тетради на листе с заданием дорисовать узор коврика.

Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, ручка.

Ход игры:

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети дорисовывают вторую половину коврика.

2 этап. Формирующий

Занятие 3.

Дидактическая игра "Выполни движение"

Дидактическая задача. Развивать произвольное внимание, аудиальную память и моторную память.

Игровая задача. Правильно выполнять движения.

Правила игры. По инструкции педагога выполнять правильно движения.

Ход игры.

Педагог вместе с детьми встает на ковер и дает инструкцию: "Постарайтесь правильно выполнить движения. Если услышите название цветка- хлопните в ладоши, название птицы- взмахните руками, название дерева- положите руки на колени". Затем называет слова: дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, пальма, цапля, фиалка, филин.

Дидактическая игра "Аналогии"

Дидактическая задача. Развивать словесно- логическое мышление.

Игровая задача. Подобрать слово-аналог.

Правила игры. К перечисленным словам педагога подбирать слово - аналог.

Ход игры.

Педагог диктует слова. Дети подбирают слово-аналог.

Корова- молоко, курица- :...

Рыба- река, волк- ::..

Пылесос- уборка, стиральная машина - ::.

Яблоко - сад, огурец - ::

Курица - цыпленок, медведь - :.

Игла - шить, пила- :

Автобус - водитель, самолет - :.

Волк- волчонок, лиса-:

Девочка - мама, мальчик - :.

Дидактическая игра "Рисунок по клеткам"

Игровая задача. Узнать что, получиться, рисуя по соответствующим адресам.

Правила игры. Работать с рабочими тетрадями в соответствии инструкции.

Оборудование. Рабочие тетради с заданиями, ручка.

Ход игры.

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием и объясняет, что рисовать крестики нужно в тех клетках таблицы, которые соответствуют "адресам", указанным ниже.

В результате получается рисунок уточки.

Занятие 4.

Дидактическая игра "Слушай внимательно"

Дидактическая задача. Развивать аудиальное восприятие и внимание.

Игровая задача. Услышать повторяющиеся слова.

Правила игры. Внимательно слушая педагога, выбрать часто повторяющиеся слова.

Ход игры.

Педагог диктует слова: кошка, линейка, слон, чеснок, вода, гусь, метро, облако, слон, арбуз, еж, зонтик, экран, сон, школа, слон, парта, танец, кровать .

Дети должны сказать, какое слово встречается чаще других.

Дидактическая игра "Не ошибись"

Дидактическая задача. Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Игровые правила. Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.

Игровое действие. Передача кубика.

Ход игры. Педагог проводит с детьми беседу закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером,ночью.

Вариант 1.

Затем педагог предлагает игру:

Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово "утро". Что вы назовете?

Дети вспоминают:

Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся.

Правильно, -говорит педагог. - Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие ("иду в детский сад", или "делаю гимнастику", или "занимаюсь"); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!

Педагог называет разные части суток, дети отвечают.

Вариант 2. Педагог называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, вечер, ночь . Например, педагог говорит: "Завтракаю", - и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: "Утром". Педагог: "Смотрю телевизор". Дети могут назвать два слова: "Днем", "Вечером".

Дидактическая игра "Дорисуй картинку"

Дидактическая задача.Развивать зрительно - пространственную ориентацию, мелкую моторику рук, учить ориентироваться в клеточном поле.

Ход игры:

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает картинку и спрашивает, какое изображение получится, если дорисовать его правую часть. Дети дорисовывают по клеткам вторую половину свечи.

Занятие 5.

Дидактическая игра "Да" и "нет" "не говорите"

Дидактическая задача.Развивать внимание и слуховое восприятие.

Игровая задача. Узнать правильно ли отвечают на вопросы.

Правила игры. Отвечать на вопросы педагога, ответом да или нет.

Ход игры:

Педагог по очереди задает детям по одному вопросу.

Ты девочка (мальчик)?

В школу ходишь?

Птицы летают?

Снег белый?

Тебе шесть лет?

Гуси мяукают?

Сейчас зима?

Ребенок должен отвечать на вопрос, не используя слова "да" и "нет".

Дидактическая игра "Скажи правильно"

Дидактическая задача. Учить сравнивать понятия, развивать внимание и словесно- логическое мышление.

Правило игры. Ребенок должен понять, правильно ли педагог составил предложения, затем исправить ошибку и сказать предложение правильно.

Ход игры.

Педагог диктует каждому ребенку предложение.

У Лены длинная юбочка, а у Тани юбочка синего цвета.

Дерево высокое, а куст красиво цветет.

Мел твердый, а творог сделан из молока.

Птица летает, а рыба молчит.

Великан большого роста, а гном носит колпак.

Река широкая, а ручей мелкий.

Дидактическая игра "Скопируй по точкам"

Дидактическая задача. Развивать мелкую моторику рук и произвольное внимание.

Правила игры. По точкам передать рисунок.

Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, карандаш.

Ход игры.

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием.

Занятие 6.

Дидактическая игра "Считай и делай"

Дидактическая задача. Развивать координацию движений. Развивать произвольное внимание.

Игровое действие. Определить содержание действия в соответствии с числом.

Правило игры. Выполнять движение в соответствии с текстом.

Ход игры.

Дети вместе с педагогом встают на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Один - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.

Дидактическая игра "Продолжи предложение"

Дидактическая задача. Развивать словесно-логическое мышление.

Правила игры. Продолжить предложение прочитанное педагогом.

Ход игры.

Педагог диктует начало предложения, дети продолжают.

Мама улыбнулась, потому что:..

Петя громко вскрикнул, потому что:::..

У Саши заболело горло, потому что:::..

Девочка решила переодеться, потому что::::..

Мама отругала сына, потому что::::::::.

Девочка поднялась с сиденья автобуса, потому что:::..

Дети сели в лодку, чтобы::::.

Рабочие привезли кирпич, чтобы:::.

Сережа подошел к ручью, чтобы::.

Дидактическая игра "Назови соседей"

Дидактическая задача: Развивать координацию, ловкость движений, уточнение математических представлений, развитие мелкой моторики.

Игровая задача. Закрепить математические знания.

Правила игры. Назвать соседей заданного числа.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.

Дети играют по двое. Ребенок берет в руки мяч и бросает его партнеру, называя число (от 0 до 10), поймавший мяч должен назвать "соседей" названного числа (на 1 больше, меньше). После этого он называет свое число и бросает партнеру или следующему ребенку. Если поймавший ошибается - выбывает из игры.

Занятие 7.

Дидактическая игра "Путь кружочка"

Дидактическая задача. Развивать зрительно- пространственную ориентацию и произвольное внимание.

Правила игры. Нарисовать путь кружочка, опираясь на условные обозначения.

Оборудование. Рабочие тетради с заданиями, карандаш.

Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети рисуют путь движения кружочка, опираясь на условные обозначения и схему пути.

Дидактическая игра "Придумай предложение"

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Игровое действие. Передача камешка.

Ход игры.

Дети и педагог садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу, какое либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово "близко" и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: "Я живу близко от детского сада". Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему.

Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, педагог помогает им.

Дидактическая игра "Подбери пары"

идактическая задача. Развивать логическое мышление.

Правило игры. Из перечисленных слов педагога, назвать два слова образующих логическую пару.

Ход игры. Педагог диктует поочередно несколько слов и просит назвать два слова образующих логическую пару. Дети объясняют свой выбор.

Книга, замок, часы, ключ, лес.

Нос, рыба, альбом, каша, карандаш.

Мяч, шапка, лампочка, тетрадь, шарф.

Линейка, шарик, игла, таблетка, нитки.

Чайка,стрекоза, чашка, булавка, блюдце.

Кисточка, машина, шоколад, юбка, краски.

Кружка, гвозди, телевизор, фонарик, молоток.

Занятие 8.

Дидактическая игра "Запомни фигуры"

Дидактическая задача. Развивать зрительную память.

Игровая задача. Передать рисунок.

Правила игры. Запомнить показанную карточку с фигурами, и нарисовать такие же фигуры и так же расположить.

Оборудование. Карточку с фигурами, листы бумаги.

Ход игры.

Педагог предлагает поиграть в игру, показывает карточку с фигурами (образец) в течение 10 секунд, затем убирает ее. Дети должны нарисовать такие же фигуры и так же расположить их.

Дидактическая игра "Угадай, как нас зовут"

Дидактическая задача. Развитие речи (знакомить с буквами), словесного -логического мышления.

Игровое правило. Узнать и вспомнить какие есть имена девочек и мальчиков.

Правила игры. Посмотрев карточки, из представленных предметов составить из начальных букв имя девочки или мальчика.

Оборудование. 10 картинок, на каждой из которых изображен мальчик или девочка. Под каждой картинкой даны изображения предметов, начальные буквы, названия которых обозначают имя девочки или мальчика, нарисованного вверху.

Ход игры.

Например:

Арбуз - ножницы - яблоко (Аня)

Арбуз - санки - яблоко (Ася)

Обруч - лопата - яблоко (Оля)

Ножницы - игра - ножницы - арбуз (Нина)

Лопата - игла - дом - арбуз (Лида)

Ведро - арбуз - санки - яблоко (Вася)

Ведро - арбуз - лопата - яблоко (Валя)

Троллейбус - облако - лопата - яблоко (Толя)

Ведро - арбуз - ножницы - яблоко (Ваня)

Ведро - очки - ведро -арбуз (Вова)

Дидактическая игра "Соедини линии и точки"

Дидактическая задача.Развивать зрительно -пространственную ориентацию, ввести понятия "вне" и "внутри". Развитие мелкой моторики рук.

Правила игры. Соединить все точки, чтобы фигуры с углами оказались вне замкнутой линии, а круги внутри нее.

Оборудование. Рабочие тетради с заданием,карандаш.

Ход игры.

В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием.

Дети соединяют все линии и точки так, чтобы фигуры с углами оказались вне замкнутой линии, а круги - внутри нее.

Занятие 9.

Дидактическая игра "Кто здесь прячется"

Дидактическая задача: развитие смыслового запоминания и припоминания путем установления смысловых связей между предметами.

Игровая задача. Обыгрывание картинок.

Оборудование. Картинки с изображением предметов, палочка.

Ход игры.

Педагог раскладывает перед детьми в случайном порядке картинки, на которых изображены кукла, платье, гриб, корзина, мышка, кот, и предлагает запомнить их (обучение приему смыслового соотнесения, например, к слову "кукла" подойдет слово "платье"). Затем психолог переворачивает картинки. Один ребенок берет палочку и стучит по картинке: "Кто здесь спрятался?" Другой отвечает: "Это я, кукла". Психолог спрашивает: "Кто покажет, где спряталась картинка, которая подходит к картинке с изображением куклы?" Таким образом, обыгрываются все картинки. В заключение он просит кого-нибудь из детей назвать все спрятанные парные картинки.

Дидактическая игра "Четвертый лишний"

Дидактическая задача: развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация), умения обосновывать свои решения.

Игровое действие. Назвать обобщающее слово.

Оборудование. Картинки на классификацию.

Ход игры.

Педагог предлагает детям игру, в которой необходимо все изображения на картинках назвать одним словом или объединить их по какому-то признаку, а затем из слов (картинок) выбрать то, которое можно исключить. Дети должны обосновать свой вариант решения.

Варианты слов (картинок):

1) белка, заяц, лиса, еж (дикие животные). Можно исключить:

а) ежа (он колючий);

б) белку (живет в дупле на дереве);

в) лису (она хищница);

г) зайца (меняет цвет шкурки);

2) стрекоза, комар, бабочка, пчела (насекомые). Можно исключить:

а) пчелу (собирает нектар, получается мед);

б) бабочку (красавица, большие крылья, их коллекционируют);

в) комара (кусается, приносит много беспокойства людям);

г) стрекозу (большие прозрачные крылья, стрекочет);

3) яблоки, грибы, орехи, земляника;

4) море, река, озеро, лужа.

Дидактическая игра "Запомни картинки"

Дидактическая задача: развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приема группировки.

Игровая задача. Узнать алгоритм запоминания.

Оборудование. Картинки по группам.

Ход игры.

Педагог предлагает поиграть в "запоминалки". Нужно запомнить все картинки. Как это лучше сделать?

Дети с помощью педагога осваивают алгоритм запоминания:

1) запомнить группы картинок: одежда - транспорт;

2) запомнить по подгруппам: зимняя - летняя одежда; пассажирский - грузовой транспорт (проводятся игры: "Что изменилось?", "Какой группы картинок не стало?", "Какой картинки на данную тему не стало?");

3) запомнить картинки каждой группы и место их расположения (психолог переворачивает картинки изображением вниз и предлагает кому-нибудь из детей назвать все их группы и подгруппы, другому - картинки на тему "Одежда", третьему - "Транспорт", затем просит назвать картинки в случайном порядке).

В заключение дети должны назвать все картинки.

Занятие 10.

Дидактическая игра. "Запомним загадку"

Дидактическая задача: развитие произвольности внимания.

Игровая задача. Разгадывание загадок.

Правила игры. Необходимо отгадать загадку, и нарисовать на листах ответ.

Ход игры. Педагог читает детям загадку и просит быть внимательными. Необходимо не только ее отгадать, но и запомнить и нарисовать ответ.

Прыг-скок, трусишка!

Хвост - коротышка,

Ушки - вдоль спинки,

Глаза - с косинкой,

Одежда - в два цвета:

На зиму и лето.

Дидактическая игра "Почемучки"

Дидактическая задача: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свой вариант решения задания.

Игровая задача. Найти ответ на интересующий вопрос.

Правила игры. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Ход игры.

Педагог предлагает детям поиграть в игру "Почемучки": задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Если дети затрудняются в формулировке вопросов, педагог демонстрирует несколько вариантов, например: "Для чего дети ходят в детский сад, школу?", "Почему взрослые работают?", "Зачем машине нужен бензин?", "Для чего нужен детям, взрослым велосипед?", "Что растет у вас на огороде?", "Какая на вкус редиска?" и т.д. Педагог учит детей задавать простые и сложные вопросы.

Дидактическая игра "Незаконченное предложение".

Дидактическая задача. Развитие мыслительных операций.

Игровое действие. Продолжить начало предложения, прочитанного педагогом.

Ход игры.

Педагог проговаривает начало предложения, а дети завершают.

1. Если человек добрый, то он... .

2. Если человек злой, то он... .

3. Люди строят дома, чтобы... .

4. Дети ходят в детский сад, чтобы... .

5. Милиционер остановил машину, потому что... .

6. Мальчик смеется, потому что... .

7. Если помогать маме и папе, то... .

8. В дом пришли гости, друзья, потому что... .

9.Дети могут ссориться, потому что... .

10. Если долго смотреть телевизор, то... .

Педагог стимулирует попытки детей высказывать любые мысли, разные версии продолжения предложений.

3 этап. Закрепляющий.

Занятие 11.

Дидактическая игра "Запомни звуки"

Дидактическая задача: развитие слуховой памяти, сосредоточенности, внимания.

Правило игры. Повторять воспроизведение хлопков и ударов педагога.

Оборудование. Палочки на каждого ребенка.

Ход игры.

У детей по одной палочке. Педагог просит запомнить, сколько раз он хлопнет в ладоши и сколько ударит "молоточком" (палочкой) по столу (например, три хлопка и один удар). После каждого хлопка или удара дети воспроизводят звуки.

Дидактическая игра "Конкретизация понятий"

Дидактическая задача: развитие мыслительных операций (обобщение, классификация), формирование умений обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.

Правила игры. Разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом.

Оборудование. Картинки с изображением посуды.

Ход игры.

Детям предлагают картинки, на которых изображены чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор (кофейник, чашка с блюдцем), котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки расположены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом "посуда". Затем следует назвать каждую группу предметов: чайная, столовая, кофейная, походная посуда - и объяснить, почему она так называется. Психолог просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу - фарфоровая, керамическая, металлическая).

Дидактическая игра "Запоминание слов"

Дидактическая задача. Развитие произвольного запоминания, умения воспроизводить слова на основе смысловых связей.

Ход игры.

Педагог говорит: "Ребята, я буду произносить слова, а вы должны их запомнить. Подумайте, как это лучше сделать. Среди слов есть такие, которые подходят друг к другу". Слова для запоминания следует повторить два раза в том же порядке: "врач", "дом", "мотор", "нитки", "строитель", "больной", "машина", "иголка"; воспроизводить их дети могут в любом порядке. Сначала это будет механическое запоминание, поэтому нужно подсказать им прием логического запоминания на основе смысловых связей (слово "врач" подходит к слову "больной"). Затем дети будут находить смысловые связи сами (дом - строитель, нитки - иголка).

Занятие 12.

Дидактическая игра "Найди закономерность"

Дидактическая задача: развитие логического мышления на основе перцептивных действий.

Игровое действие. Дорисовывание картинок по основным принципам.

Оборудование. Рабочие тетради с заданием, карандаш.

Ход игры.

Педагог предлагает дорисовать картинки. Для выполнения этих заданий дети должны усвоить основные принципы:

1) в каждом последующем рисунке происходит увеличение элементов, в последней клеточке создается условный образ чего-либо;

2) в каждом последующем рисунке происходит уменьшение элементов, в последней клеточке целостный образ распадается;

3) при определении закономерности обращать внимание на чередование цвета.

Дидактическая игра "Светофор"

Дидактическая задача. Развитие наглядно-образного мышления.

Правила игры. Нарисовать в клеточках кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

Оборудование. Рабочие тетради с задание, цветные карандаши красного, зеленого, желтого цвета.

Ход игры:

Перед ребенком поле, состоящее из пустых клеток. Необходимо нарисовать в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

Дидактическая игра "Вербальные аналогии"

Дидактическая задача. Развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций.

Правила игры. Назвать слова, на основе аналогии.

Оборудование. Доска, мел.

Ход игры. Педагог пишет на доске слова, связанные логическими аналогиями - слева, а справа лишь одно слово вверху. Нижнее слово ребенок должен назвать сам.

а) день =ночь

б) бидон = чайник

ночь = ? молоко = ?

в) летчик = шофер

г) топор = коса

самолет = ? дрова = ?

д) снег= лед

Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с профессиями взрослых

Маленький ребенок нередко проявляет искренний интерес к занятиям взрослых: в точности копирует их поведение, подражает отцу и матери. Для успешного развития ребенка с ним необходимо проводить дидактические игры, посвященные ознакомлению с профессиями и с видами осуществляемых действий в рамках этих специальностей.

Дидактическая игра "Да или нет?"

Цель игры: развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: взрослый задает провокационные вопросы по теме, например,

Повар делает уколы, так ли это?

Дворнику нужен белый халат, так ли это?

Врач должен подметать двор, так ли это?

Шофер пользуется фанендоскопом, так ли это? и т. п.

Дидактическая игра "Кто это?"

Цель игры: развивать умение определять представителя той или иной профессии по отличительным признакам.

Ход игры: взрослый описывает представителя какой-либо профессии, дети угадывают кто это, например,

Ходит в белом халате,

На голове - белый колпак,

Без него все ребята останутся голодными, и т. п.

Дидактическая игра "Кто больше придумает"

Цель игры: развивать речь, умение грамотно составлять предложения.

Ход игры: дети придумывают предложения или словосочетания со словами, которые называет взрослый, например,

Градусник (Надо поставить Мише градусник.)

Горло (У Маши красное горло, и т. п.

Дидактическая игра "Что было, если бы...?"

Цель игры: обучит детей правильному построению предложений, развивать детское воображение и фантазию, быстроту мышления, речь.

Ход игры: воспитатель задает детям вопросы по теме, например,

Чтобы было, если бы не было поваров, и т. п.

Дидактическая игра "Две команды".

Цель игры: учить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям, развивать способность к классификации, развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: взрослый выбирает двух участников - представителей определенной профессии (например, врач и повар). На стол выкладываются предметы, связанные с той или иной профессией: половник, градусник, шприц, терка, фанендоскоп, кастрюля, разделочная доска, шпатель и т. д. Участникам дается задание выбрать предметы, необходимые в своей профессии. (В игре можно использовать нарисованные изображения предметов.)

Дидактическая игра «Узнай предмет по деталям».

Цель: закреплять зрительный образ предмета, активизировать в речи названия деталей.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку незаконченные рисунки предметов, изображение отдельных частей, основные детали.

Необходимо выбрать из картинок изображение целого предмета, который может быть собран из деталей, частей.

Например, корпус, трубка, диск, шнур - дисковый телефон.

Циферблат, браслет, стекло, стрелки - часы и т.д.

Дидактическая игра «Фантастические приборы».

Цель: стимулировать у детей творческое воображение, развивать связную речь.

Ход игры: ребёнок выбирает по две-три картинки из приборов, инструментов и фантазирует, какие действия может выполнять такая машина, где и для чего она может пригодиться.

Какой бытовой прибор получится, если соединить утюг и телевизор? Такой утюг сможет показывать на своём экране всю информацию о ткани, одежде. Этот прибор будет необходим в больших ателье.

Пила и пылесос: во время работы с пилой всегда много мусора - опилок. А пылесос сразу же будет весь мусор всасывать. Его будут использовать строители, столяры и другие мастера при ремонте мебели, дома и т.д.

Игры профессии для девочек

«Чем занимается врач»

Задайте девочкам вопрос, какие действия в своей работе выполняет врач, а дети пусть отвечают. Правильные ответы: лечит людей, слушает жалобы больных, делает операции, смотрит горло, слушает сердце, делает рентгеновские снимки, ультразвуковое исследование. Ответы могут быть очень разнообразными, в зависимости от познаний ребенка в той или иной области.

«Салон красоты»

Девочкам предлагается побывать в роли парикмахера и выполнить несложное действие: подстричь кукле волосы. Наверняка, каждая девочка с удовольствием возьмется за исполнение этой роли: ей предстоит самой «придумать» кукле прическу и самой осуществить свой замысел. Не забудьте только похвалить юную парикмахершу. Задайте ребенку по окончании следующие вопросы: понравилось ли тебе стричь куклу? Как называется та прическу, которую ты ей сделала? Как ты думаешь, какого характера должен быть работник парикмахерской? (веселого, грустного, безразличного, участливого). Почему ты так думаешь?

Игры профессии для мальчиков

«Программист»

Посадите мальчишек за компьютер и дайте задание «написать программу»: для этого откройте им чистый вордовский файл и попросите их набирать там буквы по определенной схеме. Суть игры заключается в том, чтобы по окончании задания ребенок смог объяснить вам, что ему понравилось, что показалось трудным или скучным. Спросите ребенка, хотел бы он в будущем приобрести себе профессию программиста и почему?

«Машинист»
Достаньте игрушечный паровоз с несколькими вагонами. Попросите мальчиков по очереди провести поезд через препятствия: выстроенную из кубиков площадку, тоннель, темный дремучий лес. Пусть ребенок по ходу игры следит за тем, чтобы сам поезд или вагоны нигде не перевернулись. Когда игра закончится, спросите его, легко ли ему было управлять поездом, с какими трудностями он столкнулся?

Таким образом, дидактические игры, посвященные теме профессии полезны тем, что знакомят детей с существующими специальностями, позволяют подробнее разобраться в их сущности, развивают внимание, логическое мышление, память, воображение, интерес к занятиям.