Структурная операционализация понятия персонал. Теоретическая интерпретация понятий и их эмпирическая операционализация
Интерпретация и операционализация понятий
Интерпретация и операционализация понятий - это следующие шаги по изучению предмета исследования. Интерпретация и операционализация понятий - это специальные социологические процедуры, представляющие собой формы аналитическое исследования понятий, применяемых в исследовании. Эти две процедуры опираются на знание логики, но уже более конкретны и напрямую направлены на составление инструментария исследования, в данном случае - вопросника.
Операционализация понятий - это исследование существенных и несущественных признаков обозначаемых понятием феноменов и факторов, влияющих на изменение этих признаков, предполагающее выявление более простых элементарных понятий, соотносимых с исследуемыми основными понятиями, а также выявление единиц анализа и единиц измерений.
Операционализация понятий выполняет следующие функции в опросе: 1) уточнение качественной структуры предмета исследования (структурная операционализация); 2) выявление факторов, влияющих на предмет исследования (факторная операционализация); 3) уточнение аспекта исследования; 4) получение максимально простых (называемых операциональными) понятий.
Операциональные методики исследования берут начало от работ американского физика Бриджмена («Логика современной физики», 1927), обосновавшего крайне важность инструментального измерения научных понятий и считавшего, что теоретические понятия, которые не бывают эмпирически измерены (подтверждены) не имеют смысла. С точки зрения Бриджмена, определение понятия через другую абстракцию недостаточно, понятия крайне важно определять операционально (через термины эмпирических операций). В философии, эпистемологии и методологии науки операционализм Бриджмена неоднократно подвергался критике. Но в социологии операциональный подход был принят и поддержан, так как оказался созвучным самой идее создания специальной науки об обществе, применяющей точные научные методы исследования.
В социологическом исследовании операционализации подлежат все основные понятия . Операционализация понятий осуществляется в соответствии с правилами логического деления понятий. При этом, в отдельных случаях, когда безошибочное логическое деление понятия невозможно, исследователи вынуждены допускать небольшие погрешности, которые должны быть обязательно зафиксированы в соответствующих разделах программы и учитываться при осуществлении социологических процедур, процедур эмпирического измерения, в процессе интерпретации полученных результатов, формулировки выводов и разработки рекомендаций.
В специальной литературе обычно указывается три базовых вида операционализации понятий: структурная, аналитическая и факторная. Различаются эти виды операционализации понятий на основе различения базовых функций, выполняемых ими в исследовании. Наиболее распространенными видами операционализации понятий в исследованиях являются структурная и факторная операционализация понятий, их мы и проанализируем подробнее.
Структурная операционализация имеет своей целью выявление элементов, составляющих предмет исследования, а также выявление порядка их взаимосвязи (это и есть выявление структуры предмета исследования). Структурная операционализация есть форма применения общенаучного метода, получившего название «структурный анализ». Структурная операционализация значительно облегчает поиск единиц счета и единиц анализа, позволяет уточнить предмет, цели и задачи социологического исследования; уточнить формулировки гипотез на предмет возможности их проверки при помощи выявленных единиц счета; способствует выбору адекватных методов и методик исследования.
Факторная операционализация раскрывает основные способы и направления воздействия на предмет исследования, позволяет обнаружить закономерности, зависимости, тенденции его изменения. Факторная операционализация может включать только факторы, оказывающие прямое воздействие на исследуемый предмет, но также может включать и другие (неосновные, косвенные) факторы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, факторная операционализация понятия есть разновидность причинно-следственного анализа и аналогично тому, как и структурная операционализация, очень важна для разработки программы исследования. Правильно выполненная программа опроса включает оба эти вида операционализации понятий. Иногда они бывают дополнены целевыми видами операционализации. К примеру, может быть использована функциональная операционализация , нацеленная на выявление только функциональных связей, или генетическая операционализация , предназначенная для анализа последовательности изменения исследуемого.
Полная операционализация понятия помимо процедуры деления понятия предполагает также выполнение интерпретационных процедур.
При проведении социологических исследований с крайне важностью интерпретации понятий социолог сталкивается дважды: первый раз - при разработке программы социологического исследования, выполняя операционализацию базовых понятий, и второй раз, - при анализе результатов исследования.
Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе - переход от одной теории к другой. В социологических исследованиях чаще всего встречается «интерпретация в свете теории», если воспользоваться термином К.Поппера. В этом случае с позиций определенной теории, определенной теоретической концепции или концептуальной схемы интерпретируются эмпирические факты. Впоследствии они измеряются и затем осуществляется обратная интерпретация. Но поскольку исходных теорий, концепций и концептуальных схем может быть достаточно много, то существует огромный набор потенциальных интерпретаций, более того, большой набор различных интерпретаций может быть осуществим даже в рамках одной теории. По этой причине две параллельно работающие группы социологов могут получить различные результаты. Интерпретация, таким образом, является ничем иным, как работой со смыслами понятий; точнее - работа над сохранением смысла определенных единиц социальной информации. Эти анализируемые смыслы претерпевают различные «переодевания» (гипотеза, общие понятия, единичные понятия, простые понятия, вопросы, ответы и т.д.). Для этого используется то больше, то меньше знаков, то одни знаки, то другие. И вся эта сложная исследовательская работа выполняется в конечном счете для того, чтобы подтвердить или опровергнуть существование тех или иных предполагаемых смыслов каких-либо социальных фактов, событий, процессов, явлений, отношений или взаимодействий.
Существует множество видов интерпретации понятий.
Теоретическая интерпретация понятий включает определение понятия, определение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также деление понятия.
Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление базовых эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе - прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.
И, наконец, инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования».
Предложенная выше типология интерпретации понятий построена на различении уровней (сфер) интерпретации. В социологической литературе имеются и другие подходы к типологии видов интерпретации. Помимо указанных видов интерпретации понятий можно различать прямую интерпретацию (направленную от теории к инструменту) и обратную интерпретацию (направленную от эмпирического или инструментального материала к теоретическим выводам), ᴛ.ᴇ. реинтерпретацию. В случае если операции прямой интерпретации выполняются на этапе разработке программы с целью выработки адекватного инструментария исследования, то реинтерпретация выполняется на завершающих этапах исследования и имеет целью выработку на основании результатов проведенного исследования теоретических обобщений.
На основе опыта многочисленных исследований разработаны общие принципы и правила выполнения интерпретационных процедур, которые важно знать не только аналитику, формулирующему выводы исследования, но и интервьюеру.
Понятие социального факта.
В науке факт – это обоснованное знание, полученное путем описания отдельных фрагментов действительности в определенное время и в определенном месте.
Социальный факт – фактуальная основа социологического знания.
Понятие «социальный факт» было введено в социологию Э.Дюркгеймом. По Дюркгейму, социальный факт – это всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий свое собственное существование независимо от его индивидуальных проявлений. Разделял социальные факты на:
Морфологичекие – материальный субстрат общества, напр., плотность населения.
Нематериальные факты – компоненты коллективных представлений, имеющие надындивидуальное социально-культурное значение.
Социальные факты можно рассматривать в 2-х планах:
1)онтологическом (не зависящем от сознания). В этом плане факты – это любые, не зависящие от наблюдателя, состояния действительности или свершившиеся события.
2)логико-гносеологическом. Здесь факты – это обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале.
Социальные факты – это элементарные компоненты системы знания.
В современной социологии социальными фактами принято считать:
а)совокупные, систематизированные характеристики массового поведения
б)совокупные систематизированные характеристики массового сознания – мнений, оценок, суждений, верований и т.п..
в)совокупные обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной.
г)в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматриваются отдельные события, случаи, состояния социального взаимодействия, подлежащие интерпретации с позиций деятельного субъекта.
В исследовании задача социолога состоит в том, чтобы:
Отделить существенное от случайного и несущественного;
Описать устойчивые свойства социального процесса.
Для выявления существенного в явлениях социологи весьма часто используют аппарат вероятностной статистики, а именно закон больших чисел. Согласно ему, большое число индивидуальных и относительно случайных причин и условий приводит к результату, почти не зависящему от случайностей. В следствие такой опоры на статистику социальные факты нередко называют статистическими фактами.
Операционализация понятий – это научная процедура выделения в анализируемом понятии дополнительных понятий, раскрывающих, детализирующих структурные элементы ключевого понятия и факторов, обуславливающих развитие изучаемого процесса. Понятие «операционализация» разработал и ввел в научный оборот Лазарсфельд. Суть операционализации понятия – это его эмпирическое истолкование, разложение объекта на характеристики, доступные измерению социологическими индикаторами. Операционализация понятий означает построение системы эмпирических индикаторов (признаки объекта, поддающиеся измерению) объекта или явления, доступных для измерения.
Существует 2 уровня операционализации: структурная и факторная.
Структурная операционализация осуществляется для выделения «составных частей» ключевого понятия, т.е. его структурных элементов. Например, обратимся к понятию «молодежь» и проведем операцию вычленения в нем основных структурных элементов. Их четыре:
1)специфическая социально-демографическая группа (возрастные рамки 16-30 лет);
2)период становления, социальной зрелости;
3)период адаптации;
4)психологические особенности
Факторная операционализация – процедура выявления факторов, обусловливающих непосредственно или косвенно развитие изучаемого социального объекта. Факторы могут быть объективными и субъективными.
Сложность процедуры операционализации зависит от вида социологического исследования. Для разведывательного исследования глубокой и всесторонней операционализации не требуется, что определяется узостью задач. В описательном и аналитическом исследованиях требования к глубине и объему операционализации значительно усложняются, что вытекает из более весомых целей и задач, которые в них ставятся.
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставление теоретических- положений- с эмпирическими данными в целях: дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.
Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия); В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором -эмпирическое.
Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических терминов.
Прямой эмпирической интерпретации, через правила обозначения, подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые -выступают в качестве представителей системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интерпретацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей (через правила вывода) терминов и предложений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями.
Одним из правил обозначения является операциональное определение. Операциональное определение - это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению.или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного
в понятии. В простейшем случае - это указание эмпирического показателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто операциональные определения формулируются в виде определенных количественных зависимостей.
С онтологической точки зрения эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. Наблюдение и измерение, таким образом, осуществляются через систему специально.разработанных эмпирических показателей, которые позволяют сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными. Такая система разрабатывается в рамках отдельного социологического исследования и непосредственно связана с его целями и задачами. Так, социологическое понятие отношение к труду нельзя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может быть интерпретировано лишь косвенным путём. Его можно разложить па три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии.. Последнее из этих понятий - отношение к работе - также можно разложить на ряд характеристик. Это объективные характеристики отношения к работе (производительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Эти понятия уже можно подвергнуть прямой эмпирической интерпретации через операциональные определения.
Для каждого понятия можно указать эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, эмпирический показатель ценностных ориентации - мнение - фиксируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель инициативности - число рационализаторских предложений - фиксируется путем простого подсчета. Таким образом, выбор эмпирического показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и от тех исследовательских средств (приборов наблюдения и измерения), которыми располагает социолог.
Граница операциональных определений. Операциональные определения не отражают всего значения теоретического термина социологической теории. Более того, не все понятия поддаются операциональному определению даже частично. Одно и то же теоретическое понятие может получить несколько эмпирических интерпретаций. Это значит, что оно имеет различные операциональные критерии применения, работающие в разных- исследовательских ситуациях. Само по себе теоретическое понятие имеет некоторое независимое от операциональных определений и невыражаемое в них значение.
Исходные понятия, с которыми, как правило, имеют дело социологи, уже как-то определены посредством неоперациональных определений. Последние их только дополняют, давая возможность приступить к исследованию. Особенность операциональных определений заключается в том, что они ограничены областью чувственных данных наблюдения и эксперимента. В этом их достоинство и недостаток. Достоинство в том, что они дают возможность исследователю опереться на наблюдение и эксперимент как особые виды научной практики. А недостаток в том, что они не раскрывают всего содержания научных понятий и должны быть дополнены другими определениями.
Операционализация понятий в социологическом исследовании. О перационализация понятий - это специфическая научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Это не только переход от одного типа знания к другому, теоретического к эмпирическому, но и переход от одного средства получения знания к другому, от концептуального аппарата исследования к его методическому инструментарию.
Независимо от предмета исследования, будь то управление и планирование, социальное развитие трудового коллектива, социальная структура советского общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение или образ жизни, любая программа, связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Более того, указанная процедура является обязательным условием построения системы социальных показателей - исключительно важной для социологов задачи, связанной с решением практических задач планирования и прогнозирования социальных явлений и процессов
Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям. Операциональное определение - это прежде всего-логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, обязательная предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением и опровержением. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Это разработка новых средств фиксаций данных - индексов и шкал, то, что можно назвать методическим экспериментом. Это поиск эмпирических показателей, а не их использование.
Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятия в показатели (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы, и если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех возможных выборов, сделанных в группе. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый показатель - взаимные выборы - и средство регистрации - простой подсчет.
Многие социологи-практики представляют себе перевод понятий в показатели как перечисление полного набора признаков, характеризующих изучаемый объект. Иногда полагают, что результатом такого, перевода должна быть совокупность существенных признаков. Однако образовать систему эмпирических показателей - это вовсе не значит -найти совокупность признаков, хотя бы и существенных.
Указанное истолкование.процедуры перевода понятий в показатели, во-первых, оставляет вне поля зрения проблему средств фиксации признаков изучаемого объекта и тем самым не обеспечивает возможности сбора эмпирических данных, а во-вторых, значительно упрощает структуру часто довольно сложных социологических понятий, сводя её к набору признаков. Однако сформировать систему показателей - это значит указать не только эмпирические показатели (в роли которых в социологическом исследовании могут выступать- существенные или отличительные признаки), но и средства их фиксации - индексы и шкалы. Кроме того, для построения системы показателей сложных социологических понятий требуется разработка промежуточной концептуальной модели, в которой каждая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде совокупности существенных отношений.
Концептуальная модель. При построении концептуальной модели социолог не всегда опирается на концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную на основе уже имеющейся теории. Может быть так, что теории еще нет и вопрос о ее создании только ставится. Тогда социолог может опираться на специально построенную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме того, он может опираться на свои чисто интуитивные представления, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут быть оформлены в рабочую концепцию.
Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпирических показателей. Показатели в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования, замещающие реальные объекты оперирования - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из классификационных, сравнительных или количественных переменных. Манипулируя, в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходным понятием.
Приведем пример из современной практики социологических исследований. Во всесоюзном, исследовании Показатели социального развития советского общества вводится концептуальная модель, фиксирующая процессы социального развития общества зрелого социализма по таким определяющим общностям, как промышленный рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция. На этих объектах прослеживаются объективные законы функционирования и развития социалистического общества и механизмы их действия.
Концептуальная модель предмета исследования является показателем его научной разработанности и обоснованности. Там, где исследователь исходит из содержательной концептуальной модели, достигаются и наиболее социологически значимые результаты.
Механизм действия социальных законов в конечном счете отражает взаимодействие всех базисных и- надстроечных факторов социалистического общества, его производительных сил и производственных отношений (схема 2).
Развитие социальной структуры общества в условиях социализма есть управляемый планомерный процесс осуществляемый в рамках экономической, социальной, культурной политики государства, определяемой на долгосрочную перспективу.
Социальная политика может оказывать как прямое, так и опосредованное воздействие на социальную структуру. Прямое воздействие связано с крупными общественными преобразованиями и ведет к коренному изменению социальной природы и облика классов к социальных групп. Опосредованное воздействие осуществляется через планомерное и постепенное изменение всей системы производственных, политических и идеологических отношений, которые обусловливают условия жизни и деятельности социалистических классов и социальных групп.
Систематически воздействуя на условия жизни и деятельности классов и социальных групп, общество оказывает существенное влияние на семью и личность, включенные в эти группы, хотя степень и эффективность этого влияния зависят от множества индивидуальных факторов, и в первую очередь от системы потребностей и ориентации семьи, данного индивида.
Управление общественным развитием
Экономическая, социальная, культурная политика
Изменение социальной структуры общества
Производственные и другие общественные отношения
Производительные силы
Сближение классов и социальных групп
Социально-экономические, политические, культурные, образовательные условия
Технико-технологические и организационные условия производства
Общественные условия жизни, деятельности и мотивации социальных групп
Личность, условия жизни и деятельности. Система потребностей и ориентаций
СХЕМА 2
В процессе изменения социальной структуры и сближения общественных групп через развитие производительных сил и производственных отношений можно выделить следующие направления: изменение содержания труда (его субъективного и объективного элементов - развитости самой рабочей силы, структуры рабочих позиций, технического базиса и функций труда); изменение общественного характера труда (уменьшение социально-экономической неоднородности физического и умственного труда), изменение условий политической, культурной, образовательной деятельности социальных групп.
Система деятельности (материальной и духовной), условий деятельности (производственных и внепроизводственных), потребностей и оценок (ориентации) социальной группы образует в своей совокупности механизм, посредством которого социальная груши воспринимает планомерное воздействие общества и реагирует: на это воздействие.
На изменение социальной структуры, на усиление интеграционных процессов оказывает воздействие планомерное развитие производительных сил, материально-технической базы социалистического общества. Развитие материально-технической базы является составной частью расширенного общественного воспроизводства, которое проявляется в форме развития и изменения технико-технологических условий труда.
Другим направлением воздействия является система общественных отношений. В. И. Ленин различает материальные общественные отношения и идеологические. К материальным относятся производственные и бытовые отношения, к идеологическим - политические, культурные и другие отношения. На базе общественных отношений формируется целая совокупность социально-экономических и культурных условий жизнедеятельности.. Это прежде всего социально-экономические и морально-психологические условия труда, условия политической, внепроизводственной, культурной и иной деятельности.
Совокупность технико-технологических и социально-экономических условий труда, быта, культуры является фундаментом, на котором базируется жизнедеятельность конкретной социальной группы. Условия жизни, сама деятельность и взаимосвязанные с ними социальные потребности группы охватывают в своей совокупности образ жизни классов или социальной группы.
Последним уровнем рассмотрения является личность с ее системой потребностей и ориентации. Воздействие социалистического общества на личность опосредовано целой системой социально-экономических и технико-технологических условий, образом и качеством жизни общественной группы, на которую ориентируется личность. Удовлетворенность личности своим трудом и социальным положением определяется системой ее потребностей и ориентации и обусловливает, в свою очередь, механизм выбора профессии и социальной группы, пребывание в своем слое или перемещение в другие слои. В своей совокупности социальная активность индивидов проявляется в деятельности социальной группы, осуществляемой по трем направлениям - производственному, социально-политическому и внепроизводственному (включающему быт, культуру и образование).
Деятельность социальной группы оказывает обратное воздействие на технико-технологические и социально-экономические условия. Оно осуществляется:
а) на уровне самой группы как самоизменение производственных, социальных, политических и культурных условий ее деятельности;
б) на уровне более крупного общественного разделения труда как изменение содержания физического и умственного труда;
в) на уровне социального воспроизводства как изменение технико-организационного содержания и социально-экономического характера труда конкретной социальной группы.
Социальное воспроизводство осуществляется при тесном взаимодействии всех основных общественных процессов - экономических, демографических, политических и идеологических. Эти процессы, регулируемые системой социального управления, направлены на преодоление существенных социальных различий и всемерное развитие социальной интеграции.
Социальное развитие рабочего класса и интеллигенции выступает как результирующий процесс социального управления и деятельности, социальной активности групп и индивидов, их изменения в процессе революционной практики коммунистического строительства.
Иерархия показателей социального развития. Показатели функционирования и развития общества составляют в своей совокупности систему показателей социального планирования. Последняя подразделяется на показатели социальных целей (контрольные), показатели социальных средств и ресурсов, показатели социальной эффективности (итоговые). Эта же система может быть развернута по уровням управления и структурированности общества. Тогда она принимает следующий характер (схема 3).
Управление развитием общества. Показатели целей (контрольные) | |
Производительные силы и общественные отношения. Показатели средств | |
Регионально-отраслевой уровень. Показатели ресурсов | |
Уровень поселения (город – деревня), трудовой коллектив |
Показатели общественных условий, деятельности, мотивации |
Показатели социального развития на уровнях коллектива, региона, общества |
|
Итоговые показатели эффективности управления общественным развитием |
СХЕМА 3
I. Управление развитием общества. На этом уровне принимаются решения о долгосрочных и среднесрочных (директивы съездов, законы планах экономического и социального развития) стратегических целях развития общества. В директивных документах показатели целей развития формируются в количественном выражении как контрольные показатели на пятилетку в общесоюзном и региональных масштабах. ,
II. Уровень развития производительных сил и общественных отношений. Вся созидательная деятельность КПСС и Советского государства направлена на, планомерное и пропорциональное развитие научной материально-технической базы общества и объективно сложившихся общественных отношений как основы функционирования, и развития классов и социальных групп. Исторический опыт свидетельствует, что в планомерности и пропорциональности развития производительных сил и соответствующих их уровню производственных и других общественных отношений - ключ к социальному развитию и прогрессирующему сближению Классов и групп. В концептуальной модели выделяются четыре категории: производительные силы (соотносимые с содержанием труда); производственные отношения (соотносимые с характером труда, формами, собственности разделением труда); бытовые отношения (соотносимые с социальными типами семьи); другие общественные отношения (политические, правовые, образовательные, культурные и т. д.). По выделенным блокам группируются показатели средств развития, которые содержатся в общесоюзной статистике (такие, например, как степень механизации и автоматизации производства, распределение занятого населения по формам собственности, разделение классов и социальных групп по родам и видам занятий, их средний реальный -доход, бюджет их семей, участие в общественном управлении, уровень образования и культурного потребления и т.д.
III. Уровень регионально-отраслевого развития. На этом уровне вступают в типу не средние статистические показатели страны в делом, а дифференцированные по регионам и отраслям производства. Эта дифференциация обусловлена исторически сложившейся я исторически преодолеваемой неравномерностью развития материально-технической базы отраслей производства и социально-экономического, материально-бытового и культурно-образовательного развития регионов страны. Значительные отклонения дифференцированных показателей от показателей среднестатистического общесоюзного уровня требуют рассмотрения их в качестве показателей ресурсов развития, требующих либо значительной интенсификации, либо стабилизации. По каждому показателю ресурсов развития можно выделить три уровня - минимальный, средний (по Союзу) и максимальный (характерный для наиболее социально продвинутых регионов страны). Движение во времени от минимального к максимальному уровню раскрывает, в строгом смысле слова, ресурсы социального развития.
IV. Уровень поселений и трудовых коллективов. На этом уровне выделяются показатели: технико-организационного содержания труда (развитость рабочей силы, выраженная в квалификации и качестве подготовки к труду; требования рабочей позиции к расходованию рабочей силы-физические и умственные; творческие и рутинные, организаторские и исполнительские затраты труда; технический базис труда - ручного, механизированного, автоматизированного; функции труда по отношению к материальным или информационным системам производства); социально-экономического содержания труда (заработная плата, общественные фонды); социально-гигиенического содержания труда (комфортность среды, тяжесть труда); социально-бытовых условий (потребление, жилье, структура внерабочего времени), политических и культурных условий (общественно-политические, образовательные, культурные).
V. Уровень первичной социальной группы. На этом уровне (бригада, семья;) выделяются показатели условий деятельности и мотивации, раскрываемые в понятиях производственные, внепроизводственные, общественно-политические и культурно-образовательные условия деятельности и мотивации. Движение по уровням I - V представляет модель социального механизма опосредованного воздействия общества в целом на общественную группу вплоть до ее первичной ячейки. Эта модель обусловливает и социальное развитие группы, когда воздействие направлено на планомерное изменение всей совокупности производительных сил и общественных (материальных и идеологических) отношений.
VI. Уровень личности. Общественные отношения включают действия реальных личностей и складываются из них. Личность является связующим звеном между механизмом функционирования общественной группы и механизмом.развития социальной группы. Личность застает определенные общественные отношения и включается в них. Момент включения личности предполагает ее выбор, ее активность, ее перемещение по клеточкам социальной структуры. Изменения на уровне личности в процессе ее развития суммируются в изменениях на уровне социальной группы.
Структура ориентации личности складывается из ориентации на содержание труда, определяемых внешними объективными обстоятельствами и субъективными установками, активностью или массивностью личности, творческими или.другими тенденциями, ориентацией либо преимущественно на общественный результат, либо преимущественно на личное продвижение и благополучие; по этим же основаниям можно различать ориентации в потреблении, общественно-политической деятельности, культуре и образовании.
VII. Уровень развития социальной группы. Механизм целей, средств и ресурсов общественного воздействия на группу фокусируется в изменении структуры личности, ее системы потребностей и ориентации. Совокупным результатом этих воздействий и изменений является социальное развитие группы, которое проявляется как развитие ее Квалификационно-профессиональной структуры, улучшение материальных условий жизни, повышение социальной активности, подъем культурно-технического уровня.
VIII. Уровень развития и сближения социальных групп. Изменения характеристик социальных групп (VII уровень) агрегируются на этом уровне в более крупные показатели: показатели социальной структуры групп (вертикальной и горизонтальной) и ее изменений; показатели межгрупповых социальных перемещений; показатели степени сближения общественных групп и т. д.
IX. Уровень развития социальной структуры общества. Интегральные показатели развития и сближения социальных групп характеризуют изменение социальной структуры общества в целом, повышение социальной однородности.
X. Управление общественным развитием. Этот уровень является выходом, и входом всей динамической социальной системы зрелого социализма. На этом уровне накапливается и корректируется весь огромный опыт социального развития. С учетом итоговых показателей эффективности развития вновь задаются или уточняются стратегические программные цели. От полноты показателей социального развития зависит эффективность работы и высшего уровня управления, и планирования на уровне региона, отрасли, поселения, трудового коллектива.
Для полноценного социологического исследования необходимо провести глубокий логический анализ терминов, то есть теоретическую интерпретацию, структурную и факторную операционализацию основных понятий темы исследования.
Теоретическая интерпретация - процедура теоретического толкования анализируемого понятия в соответствии с ранее установленным научным определением. Силласте Г.Г. Методика и техника социологический исследований в сфере экономики и финансов. Часть 1. М. 1998 В рамках изучаемой проблемы были выбраны следующие ключевые понятия: жизненные стратегии, учащаяся молодежь, рыночные отношения.
Жизненные стратегии - понятие, связанное с концепцией личности как субъекта жизненного пути - ее организатора, регулятора ее времени, и событий, способного разрешить жизненные противоречия. Понятие «С.ж.» определяется в рамках типологического подхода к личности и обозначает (в тенденции) способность личности строить и регулировать свою жизнь в соответствии со своим типом личности для оптимального использования своих личностных возможностей и способностей. Стратегия это оптимальное использование времени жизни для продуктивной деятельности, саморазвития и самовыражения. Построение стратегии возможно только на основе не стереотипного, а проблемного отношения к собственной жизни. Последнее необходимо и неизбежно в силу того, что личность осуществляет свою жизненную линию, выстраивает свою «логику» жизни в различных, в том числе препятствующих ей условиях и обстоятельствах. Соотнесение последних со своими желаниями, ценностями образует личностную проблему, которую субъект должен понять, осознать и найти, соответственно, жизненно-практические способы ее решения. С.ж. в самом широком смысле слова делятся на активные и пассивные, последние представляют собой скорее тактики, т. е. поиски выхода из уже не зависящего от субъекта положения. По другому основанию делит стратегия жизни Э.Фромм, ставя проблему «быть», т. е. осуществлять свою сущность в соответствии со своими ценностями, или «иметь» (потреблять). Третье основание связано с эгоцентрическим (индивидуалистическим) типом личности и тем, который придерживается стратегии служения делу, призванию. Четвертое основание, в некоторой степени связанное со вторым, может различать С.ж. на основе типа притязаний личности - у одних они ориентированы на легкость жизни и достижений (отказе от того, что дается трудом, усилиями), у других - на преодоление трудностей, более того, их интерес к жизни связан со сложностью, интенсивностью (иногда риском).
С.ж. представляет собой составление субъектом определенной семантической, смысловой композиции из того, чем он располагает, обладает, использует, потребляет, из того, что он создает соотносительно с тем, что от него требуется, которая определяет в итоге то, чего он способен достичь. Эта композиция включает не только совокупности личностных и жизненных ресурсов, но и осознанный учет цены, которую человек готов платить за свои достижения (ценой может быть как чрезмерность усилий, так и потери, отказ от удовлетворения желаемого ради достижения более значимого, принципиального). Стратегия жизни, как писал С.Л. Рубинштейн, неизбежно связана с временными отступлениями, при которых человек, однако, не отказывается от своих ценностей, задач, отступает, но не уступает.
С.ж. как ее практическая реализация и организация самым непосредственным образом связана со способностью организации времени. Кроме известных и многократно описанных способностей прогнозирования и предвидения, существует особенность организации времени, которую можно назвать «своевременностью», т. е. оптимальным совпадением активности личности с логически соответствующим моментом жизни: активность, проявленная слишком рано или слишком поздно, даже при ее максимуме, не дает желаемого результата. Жизненная суетливость, погоня за мелкими успехами и делами не имеет ничего общего с своевременностью, которая как раз предполагает точный расчет соотношения внешних и внутренних обстоятельств для «главного усилия».
Другая способность личности заключается в способе саморегуляции, при котором личность в состоянии в данный момент концентрировать оптимально совместив все психические, личностные возможности, минимизировать внутреннюю неопределенность, аморфность. Это необходимо в стратегически поворотные периоды и моменты жизни, которые могут определить весь ее дальнейший ход. Способность к организации времени жизни заключается в умении не судорожно, а разумно распределить все важные жизненные дела, занятия, общение, чтение в определенной последовательности и разместить их в масштабе жизни для полноценного ее осуществления.
Стихийная С.ж., пассивность, неподлинность приводят к личностным или жизненным потерям, утратам: одни имеют место в силу неспособности раскрыть свой потенциал, вторые - от неадекватного его применения, третьи, в результате нерешенных жизненных противоречий.
С.ж. не является только узко понятым приведением в соответствие своего типа и способа жизни, своеобразным жизненным стилем. Отношение к себе как субъекту, источнику жизненных перемен, причине событий и поступков, позволяет не ограничивать себя рамками своего типа, а выявлять новые, еще никогда не испробованные возможности, стремления, силы, тогда С.ж. превращается в подлинное творчество жизни и самого себя. (Словарь по профориентации и психологической поддержке)
Учащаяся молодежь - это социальный слой, исследуемый психологами, педагогами, антропологами и, конечно, социологами на междисциплинарной основе. Молодежь не однородная социальная группа, приобретающая целостность только в возрастных границах, относительно которых у исследователей, впрочем, нет единого мнения. Связано это с различными подходами к указанной группе: социокультурным, психологическим, биологическим, образовательным или профессиональной адаптации и пр. Большой словарь по социологии
Рыночные отношения - Экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях рыночной ориентации на выгоду, экономической независимости хозяйствующих субъектов, рыночного ценообразования, конкуренции.Современный экономический словарьРайзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
Операционализация - это научная процедура выделения в анализируемом понятии дополнительных понятий, раскрывающих, детализирующих структурные элементы ключевого понятия, а также факторы, обуславливающие развитие изучаемого процесса. Силласте Г.Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. Часть 1. М. 1998
Структурная операционализация понятия «жизненные стратегии»Факторная операционализация жизненных стратегий учащейся молодежи сельских школ
Результаты структурной и факторной операционализации ключевых и косвенных понятий позволяют определить вопросы будущей анкеты, а так же сформулировать задачи и выдвинуть гипотезы исследования.
Цель исследования - определить влияние сельской школы на формирование жизненных стратегий учащейся молодежи.
Задачи исследования
Выявить социальные особенности жизненных стратегий учащейся молодежи в селе;
Проанализировать особенности сельской молодежи
Выявить зависимость жизненных стратегий сельской молодежи от экономической ситуации;
Выявить жизненные стратегии после окончания школы;
Выявить факторы, которые влияют на выборы жизненных стратегий учащейся молодежи.
Гипотеза-основания:
В иерархии влияния на формирование жизненных стратегий какое место занимает школа, учителя, родители. Что именно или кто больше всего оказывает влияние на сельских старшеклассников: одноклассники, учителя, администрация, родители.
Сельская школа формирует жизненные стратегии, направленные на такое содержание жизненных стратегии, которые включает в себя выбор сельской местности, как региона проживания, выбор профессии, связанной с селом, самореализация в селе.
Гипотезы-следствия:
Сельская школа не справляется с функцией формирования жизненных стратегий, связанных с сельским образом жизни, под влиянием таких объективных факторов, как безработица (отсутствие рабочих мест).
В ближайшее время можно ожидать, что влияние сельских школ будет способствовать развитию рыночных отношений, за счет улучшения образования и увеличению сельских школ
Большинство учащихся сельских школ планирует уехать из сельской местности для реализации своих жизненных стратегий.
Факторная операционализация.
Отношение к совмещению преподавательской деятельности в нескольких учебных заведениях: с удовольствием и профессиональным интересом; вынужденные неудобства в связи со сложившимся обстоятельствам.
Профессиональный интерес: чтение прикладных курсов и работа на выпускающих кафедрах; соображения престижности; желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг.
Обстоятельства: низкая заработная плата; слабая материально-техническая база ВУЗа; потребность в ведении научно-исследовательской работы.
Престиж преподавательской деятельности: высокий, средний, приемлемый, низкий, очень низкий,.
Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности: более 40000 руб; от 25000 до 40000; от 15000 до 25000; менее 15000.
Напряженность преподавательского труда: очень высокая; высокая; средняя; низкая; очень низкая.
Обратимся к интерпретированному понятию "заработная плата" и проведем вычленение в нем основных структурных элементов. Их два:
1. Денежное вознаграждение;
Это первый уровень структурной операционализации . Чтобы получить полную структуру ключевого понятия надо расписать второй уровень.
Согласно Современному Экономическому Словарю денежное вознаграждение - это денежная оплата труда работников в виде заработной платы и премиальных выплат, зависящая от количества и качества труда.
В элементе первого уровня «денежное вознаграждение» можно выделить несколько его составляющих:
1. Величина заработной платы;
2. Премиальный выплаты;
3. Количество часов труда.
В рамках этого исследования рассмотрим величину заработной платы в зависимости от ее формы (форм зарплаты труда гораздо больше, но в контексте преподавательской деятельности имеет смысл рассматривать только эти три):
1. Должностной оклад;
2. Тарифная сетка (ставка);
3. Установленная контрактом.
Должностной оклад - месячная заработная плата, тариф оплаты труда, предусмотренный для лиц, занимающих данную должность.
Единая тарифная сетка - система дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации работника и характера выполняемых работ; обязательна для всех организаций РФ, находящихся на бюджетном финансировании.
Трудовой контракт - договор, заключаемый между нанимателем и наемным работником в письменной форме на определенный срок или на время выполнения конкретной работы (подряд). Права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты и организация труда устанавливаются самостоятельно сторонами соглашения. В контракте могут быть предусмотрены разнообразные льготы для создания дополнительных стимулов к труду. При истечении срока действия контракта он автоматически продлевается на неопределенный срок, если ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений.
Теперь можно перейти к заключительной стадии логического анализа ключевого понятия - к факторной операционализации.
Величина заработной платы согласно законодательству имеет четко установленный минимум (МРОТ=2300 руб) и практически не имеет предела роста. От себя замечу, что не в случае преподавателя государственного ВУЗа, где существуют пределы заработной платы и относительно низкие.
Премиальные выплаты представляют собой доплаты и надбавки стимулирующего характера. Их существует очень много.
Определяющий фактор, лежащий в основе одной из групп отражает возраст преподавателя и сферы деятельности после получение высшего педагогического образования. Доплаты молодым специалистам в целях укрепления кадрового состава педагогических работников: в течение первых 3 лет работы; имеющим диплом с отличием, в течение первых 3 лет работы.
Количество часов аудиторной, учебно-методической и научной работы напрямую зависит от ученой степени, ученого звания преподавателя, занимаемой должности, наличия работы по совместительству.
Ученая степень: кандидат наук и доктор наук.
Ученое звание: доцент и профессор.
Должность: декан факультета, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент.
Согласно Соверменному Экономическому Словарю труд - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из четырех основных факторов производства.
В целях этого исследования понятие «труд преподавателя» будет максимально сужено. Первый уровень структурной операционализации состоит из:
1. тарифный разряд;
3. круг исполняемых обязанностей;
4. качество труда.
Второй уровень операционализации по первым трем элементам данного понятия выявлять нецелесообразно, так как имеет смысл сразу перейти к факторной операционализации.
Существует так называемая единая тарифная сетка - ЕТС, которая делится на 18 разрядов в зависимости от квалификации и стажа работника. Каждому разряду соответствует свой коэффициент. Он умножается на ставку первого разряда, которую утверждает Правительство РФ.
Два оставшихся элемента - категория получателя и круг исполняемых обязанностей аналогичен факторной операционализции по элементу «количества труда», в данном случае на ряду с определением количества рабочих часов, размера доплат, надбавок, коэффициентов, позволяет определить сферу приложения усилий. Больше это преподавательская нагрузка или научная работа.
Нельзя выделить факторы, напрямую влияющие на качество труда преподавателя, можно провести только косвенные аналогии.
Уровень обеспеченности: ниже прожиточного минимума; прожиточный минимум; среднеобеспеченные; высокообеспеченные.
Причины работы преподавателем: личная заинтересованность; педагогическое образование; нет возможности найти другую работу.
Задачи и цели исследования. Гипотеза
Задачи:
1. Раскрыть зависимость качества образования от наличия работы по совместительству у профессорско-преподавательского состава: позитивные и негативные аспекты.
2. Определить приемлемый уровень заработной платы преподавателя для того, чтобы существование института совместительства не оказывало негативного влияния на качество образования.
3. Установить, причисляются ли преподаватели к «работающим бедным» и какое это значение имеет при решении преподавателей работать на нескольких местах работы.
4. Проанализировать структурные изменения профессорско-преподавательского состава в отношении наличия работы по совместительству.
5. Изучить степень заинтересованности преподавателя в своей работе и определить факторы, оказывающие влияние на заинтересованность преподавателя в своей работе.
Цель : определение влияние наличия работы по совместительству у преподавателя, его материального положения и социального статуса на качество образования в ВУЗах.
Гипотезы:
1. Существует прямая зависимость между качеством образования, получаемым студентом, на занятиях с преподавателем, имеющим работу по совместительству, и нет. Если преподаватель вынужден работать по совместительству, то он по объективным причинам будет пренебрегать основной работой. К тому же у него будет накапливаться хроническая усталость, нет возможности осуществлять научную работу. Неудовлетворенный своим статусом, размером заработной платой и условиями труда работник по определению не может выполнять свою работу качественно.
Если преподаватель работает по совместительству в связи с профессиональным интересом, то в данном случае преобладают положительные аспекты, в некоторых местах присущие и вынужденной работе по совместительству по специализации. В первую очередь это накопление практического опыта, то есть повышение профессионализма преподавателя, соответствия преподаваемого материала действительности, его актуальность и значимость при практическом применение.
2. Уровень оплаты труда преподавателей должен соответствовать уровню зарплат высокооплачиваемых профессий. В таком случае для преподавателя будет престижно хорошо выполнять свою работу, качество образования встанет на первом место в интересах работника. Работа по совместительству, отнимающая силы и время и не дающая результата для основного места работы, потеряет свою актуальность. Конечно, останется проблема оснащенность ВУЗа материально-технической базы, но все же это менее острый вопрос, чем материальное благополучие.
3. На сегодняшний день особенно в отдаленных регионах преподаватели относятся к категории «работающих бедных». Не только из-за низкого среднемесячного заработка, но и из-за того, что они сами склонны себя причислять к этой категории. В некоторых случаях существование проблем с удовлетворением первичных потребностей побуждает преподавателя искать дополнительные приработки, переходя на меньшую долю ставки, освобождая время для дополнительной деятельности (в данном случае чаще всего не связанной с основной специальностью).
4. Общая численность профессорско-преподавательского состава увеличивается, но это происходит за счет увеличения числа преподавателей, работающих на пол, одну четвертую ставки, количество же работников на полную ставку увеличивается незначительно. Число совместителей в российских ВУЗах достигает 48% от общего числа преподавателей.
5. Заинтересованность преподавателя в своей работе определяется удовлетворенностью заработной платой, перспективами карьерного роста, материально-технической базой ВУЗа, то есть возможностью вести научно-исследовательские работы, соображениями престижности. Престижность преподавательской работы на данных момент средняя, для многих даже - низкая.
На 2006/2007гг. численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек www.gks.ru:
Места опроса : научно-практические конференции в Москве, ВУЗы Москвы.
Количество опрашиваемых : 1500 преподавателей из государственных и негосударственных образовательных учреждений.
Распределение по возрасту : 20-30 лет - 19,5%; 31-40 лет - 22%; 41-50лет - 14,5%; 51-60 лет - 34%; старше 60 лет - 10%.
Распределение по стажу преподавательской работы : менее 5 лет стажа - 15,5%; от 5 до 10 лет стажа - 31%; от 11 до 15 лет - 14,5%; от 15 до 20 лет - 5%; от 20 до 30 лет - 19%; более 30 лет стажа - 15%.
Распределение по наличию ученой степени : доктора наук - 5%; кандидаты наук - 41%, нет ученой степени - 54%, из них аспиранты и соискатели - 17%.
Распределение по месту работы : государственные образовательные учреждения - 51,2%; негосударственные ВУЗы - 44%; не из образовательных структур, но ведут преподавательскую деятельность в ВУЗах - 4,8%.
Распределение по наличию совместительства : является совместителем - 47%, не является совместителем - 53%.
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ»
Выполнила:
Петрова Е.А., У3-1
Москва 2007г.
Совместительство и его влияние на качество образования
Заказчик социологического исследования: Баранов А.С.
Исполнитель социологического исследования:
Место и год проведения исследования: Москва, декабрь, 2007г.
Метод сбора информации: анкетирование.
Количество вопросов: 25
Типы вопросов: основные, косвенные, открытые, закрытые, полузакрытые, вопрос-ловушка, вопросы-фильтры.
Уважаемый преподаватель!
Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, нацеленном на изучение влияния института совместительства на качество образования в московских ВУЗах.
Цель исследования - определение влияние наличия работы по совместительству у преподавателя, его материального положения и социального статуса на качество образования в ВУЗах.
Заполнение анкеты: ответ, совпадающий с Вашим мнением, отметьте любым понятным способом.
Опрос анонимный.
Спасибо за участие в опросе.
Прежде чем ответить на основные вопросы анкеты сообщите, пожалуйста, некот о рые данные личного характера.
1. Ваш пол: а) мужской б) женский
2. Ваш возраст:
а) от 20 до 30 б) от 31 до 40 в) от 41 до 50 г) от 51 до 60 д) старше 60 лет
3. Уровень обеспеченности:
а) ниже прожиточного минимума
б) прожиточный минимум
в) среднеобеспеченные
г) высокообеспеченные
4. Среднемесячный уровень дохода:
а) меньше 10 тыс. руб.
б) от 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб.
в) от 25 тыс. руб. до 40 тыс. руб.
г) от 40 тыс. руб. до 80 тыс. руб.
д) свыше 80 тыс. руб.
Основная часть анкеты.
5. Ваш педагогический стаж :
а) менее 5 лет
б) от 5 до 10 лет
в) от 11 до 15 лет
г) от 15до 20 лет
д) от 20 до 30 лет
е) более 30 лет
6. Наличие ученой степени:
а) доктор наук
б) кандидаты наук
в) отсутствует
6.1. При отсутствии научной степени являетесь ли вы аспирантом или соискателем?
7. Занимаемая должность:
б) завкафедрой
в) профессор
г) доцент
д) старший преподаватель
е) преподаватель
ж) ассистент
8. Ваше основное место работы:
а) государственное образовательное учреждение;
б) негосударственный ВУЗ
в) не из образовательных структур, но ведут преподавательскую деятельность в ВУЗах
9. Являетесь ли Вы совместителем: а) да б) нет
Если вы ответили на 9 вопрос «НЕТ», пропустите вопросы с 10 по 14.
10. Вы совместитель: а) внутренний б) внешний
11. Степень совместительства: а) полставки б) четверть ставки в) почасовая
12. Совместительство:
а) связано со специальностью
б) не связано со специальностью
13. Количество работ по совместительству:
а) 1 б) 2 в) 3 г) более трех
13.1. Из них в ВУЗах: а) все б) 1 в) 2 г) более 2
14. Причины совместительства (возможны несколько вариантов ответа):
а) соображения престижности - 1
б) чтение прикладных курсов и работы на выпускающих кафедрах - 1
в) желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг - 1
г) низкая заработная плата - 2
д) слабая материально-техническая база ВУЗа - 2
е) потребность в ведении научно-исследовательской работы - 2
ж) другое _____________________________________________
15. Как Вы оцениваете престижность работы преподавателем:
а) высокий - 1
б) средний - 2
в) приемлемый - 3
г) низкий - 4
д) очень низкий - 5
Ранговая пятибалльная шкала.
16. Как Вы оцениваете напряженность Вашего труда как преподавателя исходя из числа аудиторных часов работы в неделю:
а) очень высокая (свыше 20ч)
б) высокая (от 16ч до 20ч)
в) средняя (от 12ч до 16ч)
г) низкая (ниже 12ч)
17. Считаете ли вы, что наличие работы по совместительству у преподавателя негативно сказывается на качестве образования?
Если вы выбрали ответ «НЕТ» на 17 вопрос, то пропустите 18 и 19 вопросы.
18. В чем выражается негативное влияние наличия работ по совместительству на качество образования? (расставьте по нарастающей в порядке значимости от 1 балла до 6 баллов)
а) хроническая усталость
б) нет возможности осуществлять научную работу
в) раздражительность, агрессивность, невнимательность
г) опоздания, пропуски
д) отсутствие возможности и/или желания проверять письменные домашние работы, сокращение времени подготовки к занятиям
е) отсутствие возможности знакомится с периодикой, с новыми разработками в преподаваемой сфере
18.1. В чем выражается положительное влияние наличия работы по совместительству на качество образования?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
19. Какие методы вы считаете приемлемыми для снижения негативного влияния совместительства на качество образовательных услуг? (возможны несколько вариантов ответа)
а) обеспечение достойной заработной платы
б) наличие хорошей материальной базы в ВУЗе
в) перестройка системы высшего образования
г) новые образовательные методики
д) обеспечить престиж преподавательской работы
е) отменить совместительство
ж) другое ___________________________________________________
20. Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности:
а) более 40000 руб; - 1
б) от 25000 до 40000; - 1
в) от 15000 до 25000; - 1
г) менее 15000. - 1
Номинальная шкала.
21. Причины работы преподавателем:
а) личная заинтересованность
б) педагогическое образование
в) нет возможности найти другую работу
г) другое ____________________________________________________
22. При установлении должного уровня оплаты труда по основному месту работы (образовательному учреждению) имеет ли смысл продолжать работать по совместительству?
___________________________________________________________
Спасибо за участие в опросе! Мы ценим Ваше мнение!