Одна из признанных особенностей исследования урока многоаспектность. Исследование в действии (Action research), поскольку предполагает ряд исследовательских циклов


Lesson study

Подход Lesson Study, предназначенный для исследования класса, возник в 1870-х годах, в Японии, в целях усовершенствования школьной практики. Подход Lesson Study в последнее время получил популярность за пределами Японии, после того, как в 2007 году Макото Йошида презентовал его в Соединенных штатах Америки и Великобритании. Исследователи названных стран заинтересовались высокими академическими достижениями японских учеников, продемонстрированными в рамках международных исследований. Йошида утверждает, что данный успех обусловлен широким использованием Lesson Study в японских школах, и потому в настоящее время активно внедряется в качестве подхода для развития педагогических знаний учителей и их профессиональной практики в ряде стран Восточной Азии. Можно утверждать, что рефлексия является одной из характерных особенностей Lesson Study. Тем не менее, чтобы назвать деятельность по внедрению Lesson Study профессиональной, необходимо соблюдение определенных принципов и практических составляющих. Lesson Study является, по существу, коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики преподавания и обучения, а также Исследование в действии (Action research), поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения? Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых подходов. Lesson Study является демократичным способом улучшения практики. Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Учителя, составляющие группу, в большинстве случаев, работают в одной школе, но могут быть привлечены коллеги других школ для совместной работы в целях улучшения практики. Иногда учителя, имеющие опыт работы по использованию определенных подходов или аспектов учебной программы, и прошедшие соответствующую подготовку,

могут быть приглашены в качестве профессионального куратора группы. Тем не менее, все члены группы в полном объеме и в равной степени вовлечены в процесс. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, вся группа принимает на себя ответственность за него и любые результаты оценивания процесса преподавания и учебного занятия в целом относятся к работе всей группы, а не отдельного учителя. Следующей демократичной особенностью Lesson Study является то, что учитель делится накопленным

знанием с широкой педагогической общественностью. В Японии результаты Lesson Study регулярно публикуются для учителей, чтобы поддержать их практику и содействовать в подготовке ими собственных циклов исследований. Группы по реализации подхода Lesson Study также моделируют преподавание нового подхода или аспекта учебной программы с коллегами и организовывают обсуждения о проведенных исследованиях. В Японии Lesson Study оценивается в аспектах системы ценностей, атрибутов и

личностных качеств учащихся, чтобы содействовать гармонизации деятельности всей школы.







Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени С.А. Ахтямова села Манзарас»

Урок - исследование
Учебно- методическая разработка уроков

с использованием ИКТ

при изучении предметов гуманитарного цикла

(история и обществознание)

У читель истории и обществознания

МОУ СОШ села Манзарас

Мутигуллина Лилия Равилевна

Введение

Урок – исследование

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: познакомиться с событиями истории и современности или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире и историческом пространстве?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.

Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы. На уроках-исследованиях ставлю две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций:

Таблица №1


Задачи

Умения, навыки

Формируемые компетенции

Приобретение учащимися общеучебных умений

Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.

Общение, саморазвитие, информационные компетенции

Приобретение учащимися специальных умений

Усвоение фактического материала по предмету

Предметные компетенции

Приобретение учащимися интеллектуальных умений

Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.

Решение проблем, саморазвитие

Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений

Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы

Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество

По объему осваиваемой методики научного исследования провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации.

На уроке-исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.

На уроках-исследованиях использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они, в большей степени, чем остальные способствуют формированию ключевых компетенций. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой (уметь добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет), а главное – учить этому детей. Я согласна с автором этих строк: «…на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни».

Структура урока с использованием информационно-коммуникативных технологий может быть следующей:


Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организаци-

онный


Демонстрационная презентация

Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности.

Актуализа-

ция знаний


Демонстрационная презентация

Вхождение в новую тему.

Объяснение нового материала.

Демонстрационная презентация с использованием видеофрагментов и иллюстративного ряда

Формулирование темы и постановка целей, задач урока. Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Закрепление умений работы с историческими картами, дидактическим материалом.

Закрепление изученного материала

Демонстрационная презентация

Отработка умений работать с текстовыми таблицами. Формировать творческие способности.

Подведение итогов урока

Демонстрационная презентация

Учить осуществлять анализ и самоанализ учебной деятельности. Создавать позитивный настрой на уроке.

Предполагается широкое использование уровней дифференциации, проблемных заданий и поэтапного контроля за усвоением знаний (в целях выявления пробелов и их ликвидаций).

На уроке школьники работают с разнотипными источниками, атласами и контурными картами, сравнительными таблицами, графиками, диаграммами, иллюстративным материалом.

Работа может осуществляться индивидуально, в парах, в подгруппах.

На любом этапе работы ученик сориентирован на поиск проблем или выбор путей их решения.

Часто начинается урок с входного контроля. Осуществляя его, учитель проверяет степень усвоения учениками знаний (на основе выполнения различных по сложности заданий). Входной контроль даёт возможность логично перейти к изучению нового материала.

Работа над каждым учебным элементом обязательно мотивируется и локализуется во времени.

Самостоятельная работа с источниками сочетается с обсуждением проблемных вопросов.

Осуществляя текущий и промежуточный контроль можно выявить пробелы в знаниях и трудности, возникающие в процессе усвоения материала. Таким образом, можно управлять процессом обучения.

Можно применять самоконтроль и взаимный контроль. В этом случае учащиеся сопоставляют свои версии ответов с правильными вариантами в листе ответов и проставляют в оценочный лист оценку в баллах; взаимный контроль осуществляется при работе в подгруппе или учебной паре.

В течение всего урока необходимо консультировать учащихся, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, контролировать деятельность школьников, подводить предварительные итоги (окончательные итоги работы каждого ученика возможно подвести лишь в начале следующего урока).

Перед завершающим контролем можно сделать обобщение, напомнить ребятам о поставленных в начале урока целях, кратко характеризуя итоги работы экспертов, подгрупп, класса в целом. Цель завершающего контроля – проверить, как ученики усвоили новый материал. Школьникам предлагается выполнить по выбору одно из трех заданий. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.

В конце урока школьники по пятибалльной шкале оценивают свою работу на уроке, определяют, что эта работа дала им. Таким образом, ребята уясняют, чего они достигли в деле изучения исторического материала. Этот – завершающий – этап работы называется рефлексией.

Учитель формулирует вопросы, позволяющие без особого труда оценить достигнутые на уроке результаты. Например, школьникам можно предложить проставит количество баллов, характеризующее степень усвоения материала: Критерии самооценки


критерии

баллы

Моя оценка

Оценка учителя

1. мои предположения совпали с историческими фактами

1 б

2. Я был внимателен (при рассказе учителя, товарищей, при просмотре видео сюжетов



3. Я всё понял



4. Я смог ответить на вопросы



5. Я был активен на уроке


Обязательным условием проведения урока-исследования является наличие у каждого ученика, отпечатанного дидактического материала и учебных пособий или пакета документов к уроку.

Обучение во втором концентре предполагает изучение уже известного для учеников материала на проблемно-теоретическом уровне. Главной целью учителя является не формирование представлении об историческом периоде и исторических понятиях, а формирование умений работы с различными источниками исторических знаний, сопоставлять оценки исторических событий, явлений, личностей прошлого и современности, определение и ориентирование собственного отношения к ним. Уроки – исследования как нельзя лучше способствуют реализации этих целей.

Для достижения этих целей эффективно организовать групповую работу и применять следующие методические приемы.

1. Краткое выступление («Спич»).

Учащиеся после обсуждения определенного текста или прослушанной информации, готовят за 2-3 мин. спич на заданную тему.

Прием позволяет - выразить приобретенную информацию выразить собственными словами, кратко формулировать информацию, высказать оценочные суждения.

2. «Шесть шляп критического мышления».

Цель метода разложение мышления на составные части, с выделением шести основных типов (на некоторых уроках применяем лишь некоторые из них).

Метод позволяет рассмотреть обсуждаемые проблемы с разных сторон.

Красная шляпа - самые яркие события изучаемого периода.

Белая шляпа- изложение фактов, статистики.

Черная шляпа - критическое осмысление событий.

Желтая шляпа - оптимистическая (положительные события, факты).

Синяя шляпа - аналитическая, поисковая (свободное размышление).

Зеленая шляпа - изобретательская, творческая.

3. Метод «Синквейн» (с французского - пятистишье).

Пяти строчное стихотворение, состоит из кратких выражений, которые требует синтеза информации и материла.

Эффективен на этапе рефлексии, обобщения и синтеза понятий и новой информации. Правила написания синквейна.


  1. строчка - 1 слово, имя существительное, название темы.

  2. строчка - описание темы двумя прилагательными.

  3. строчка - описание действия 3 глаголами или деепричастиями.
4 строчка - крылатая фраза, поговорка, показывающая чувство,
отношение к теме, первому слову.

5 строчка - существительное или фраза, выражающее суть, первой
строчки, «синоним» первой строки.
Безусловно, наш предмет эмоционален и увлекателен, его преподавание призвано будить воображение ученика и вдобавок учить детей грамотно излагать свои мысли. Урок – исследование - это один из способов активизации деятельности учащихся, формировании навыков самостоятельной работы и культуры умственного труда.
Тема: Культура Древнерусского государства в 1Х- XII веков.
Цель:


  1. Сформировать представление о развитии культуры Древнерусского государства, выявить особенности культуры Древней Руси и черты характерные культуре средневековья, сформировать понятие о преемственности, синтезе и самобытности культуры Руси;

  2. Развить умение ориентироваться в историческом времени и пространстве, умение сравнивать культуру разных стран одного исторического периода, умение анализировать и делать выводы, формировать приемы исследовательской работы;

  3. Содействовать культурному обогащению учащихся, эстетическому воспитанию, формированию любви к прошлому своей страны.
Оборудование:

Павленко, Андреев «История России с древнейших времен до XVIII в.»; Лента времени, план исследования, стенд «Надо знать», таблички на столы экспертов: Византия, страны Халифата, страны Европы; презентация: «Культура Руси IX - XII веков»;

Тип урока: урок - исследование

Методы: с ловесно-наглядные, частично-поисковые.

Ход урока.

I . Организационная часть. Учитель:

Тема нашего урока «Культура Древнерусского государства в IX - XII веках». А что означает термин культура для каждого из вас? Итак, разминка (прием ассоциации или игра по одному предложению).

Ученики:

Культура Возрождения, культура раннего средневековья, архитектурные памятники, скульптура и т.д. и т.п.

Учитель: Молодцы, вы имеете правильное представление о культуре. Мы с вами уже не в первый раз встречаемся с этим понятием.

Цель сегодняшнего урока - изучить культуру древнерусского государства, выявить черты сходства русской культуры с культурой других народов в этот период средневековья.

Сегодня у нас урок - исследование:

Исследование культуры Древнерусского государства в IX - XII веках.

Мы должны сегодня выявить черты сходства и различия культуры Древней Руси с культурой других стран.

I группа - эксперты культуры Византии.

II группа - эксперты культуры стран Западной Центральной Европы.

III группа - эксперты культуры стран Халифата.

Информацию о Культуре Древней Руси вы получите из письменных источников и видеофрагментов, презентации.

(слайд №1)

Откройте тетради, запишите тему урока.

Познакомьтесь с планом исследования. (слайд №2)
II . Актуализация.

2.1. Культура, культурные ценности. На какие большие группы можно поделить все, что создано руками человека?

2.2. А что можно отнести к духовным ценностям? Итак, начнем наше исследование.

III . Формирование новых знаний.

3.1. Развитие письменности. Книги. (Слайд №3)

Появление письменности один из важнейших моментов истории каждого народа. Письменные источники наиболее достоверные, дающие наибольшую информацию об истории народа.

Как же развивалась письменность в странах Западной и Центральной Европы, в Византии и странах Азии?

Слово нашим экспертам. Вспомните о развитии письменности в ваших странах.

(группы готовят «Спич» по заданному плану ). (Слайд №4)

I группа. Страны Западной и Центральной Европы.

II группа. Византия.

Греческий язык был государственным

Книги были рукописными.

Переписывали в монастыре

Грамотных людей было больше, чем в Западноевропейских странах.

III группа. Страны Халифата.
«Латынь Востока» - арабский язык
Книги были рукописные
Писала суры из Корана

Книги переписывали при дворцах халифов и эмиров Писали на пергаменте, папирусе, бумаге.

А как же развивалась письменность и образование на Руси? Об это вы узнаете из видеосюжета. А вы должны во время просмотра найти ответы на эти вопросы:


  1. Когда появилась письменность на Руси?

  2. Кто создал славянскую азбуку?

  3. На каком языке писали?

  4. На чем писали?

  5. Много ли было грамотных людей?

  6. Какие были книги?
(ответ после видеосюжета)

Сделаем вывод:

Кирилл и Мифодий создали славянскую азбуку. Она проникла на Русь в X веке. Писали на пергаменте и бересте.

3.2. Литература(Слайд №5)

Продолжим наше исследования в области духовной культуры и перейдем к изучению литературы. Как же развивалась литература в странах раннего средневековья. Кто начнет своё выступление? Для ориентира, вы должны ответить на эти вопросы?

Вопросы:

1. Какие литературные жанры получили развитие?

I группа. «Западная Европа»

В странах Центральной и Западной Европы грамотные люди более всего читали Евангелия, жития святых. В монастырях создавали хроники. Певцы и сказители сочиняли эпические поэмы.

II группа. Византия.

читали Библию, религиозные книги

изучали труды древних ученых Гомера, трагедии Эсхила и Софокла

историки на основании документов, рассказав очевидцев, личные наблюдения

создавали яркие сочинения и описание стран.

III группа. Страны Халифата.

Слушали и рассказывали сказки и рассказы об удивительных приключениях,

путешествиях

У арабов возникла богатая поэзия, одним из знаменитых поэтов был Фирдоуси.

А какова же была литература Древней Руси? Здесь нам поможет письменный источник знаний.

На столах тексты источников, которые надо изучить и сделать выводы.

А сейчас сделаем вывод.

На Руси в XI веке зародилась литература. Были написаны летописи, жития святых,

произведения в жанре слова, поэмы.


    1. Архитектура. (Слайд №6, 7)
Мы с вами рассмотрели развитие духовной культуры в период средневековья.

А сейчас обратим внимание на развитие материальной культуры и рассмотрим развитие архитектуры.

Какие архитектурные памятники вы можете назвать? Из какого материала в это время строили?

I группа. «Западная Центральная Европа»

Рыцари сооружали замки, сначала их строили из дерева, позднее из камня, строили церкви, монастыри, каменные дворцы строили подражая римлянам.

II группа. «Византия»

В Византии утвердился крестово-купольный храм.

Самым значительным памятником архитектуры был храм св. Софии в

Константинополе.

В Византии была распространена каменная архитектура.

III группа. «Страны Халифата»

Строителя возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. В городах сооружали мусульманские храмы-мечети. Строительство велось из камня.

Во время просмотра видеосюжета найдите ответы на следующие вопросы.


  1. Что такое зодчество?

  2. Какие традиции имело зодчество на Руси?

  3. Когда началось строительство каменных храмов на Руси?

  4. Кем были построены первые каменные храмы?
Сделаем вывод , ответив на выше поставленные вопросы.

На Руси было распространено деревянное зодчество, дома были многоярусные, украшенные затейливой резьбой. После принятия христианства на Руси началась строительство каменных храмов. Храмы сочетали византийские и славянские традиции.

XII столетие ознаменовано появлением большого количества русских художников во всех областях искусства. Наиболее выдающиеся среди них удостаиваются упоминаниями в летописях, но очень много и неизвестных мастеров.

Русская земля в этот период была издана границами феодальных княжеств, но представляла собой единую территорию русского народа. На её обширных пространствах жил русский народ, который говорил на одном языке. В народным эпосе воспевалась защита родной земли, воинская доблесть, и верность родине. Ремесленники были носителями идей политического единства Руси. Но в жизни ещё не было ясных путей для объединения всех земель, поэтому единство Руси рисовалась в идеализированных образах прошлого, в образе Киевской державы Владимира и Ярослава Мудрого. Этих князей ставил в пример автор «Слова о полку Игореве».

Русские зодчие в своих постройках тоже стремились выразить идеи единения Руси. Идея башнеобразного храма была связана с деревянным зодчеством, с крепостными вежами и теремными вышками гражданской архитектуры. Мастера строители одной области строили в разных княжествах, это вело к расширению к

облику художественными и техническими достижениями и выработке общерусских приемов.

Если византийцы раньше храм строили лишь для молитвы, то русские зодчие понимали связь их искусства с природой, взаимодействие здания и ландшафта.

Ансамбли Древнерусских городов - Киева, Владимира - свидетельствуют о том, что зодчие выбирали лучшие места для важнейших построек города.

Посмотрите, на 86 ваших учебников, храм Пятница в Чернигове, в этом храме нашло полное выражения самобытности, особенности русских зодчих.

Еще у вас на столах есть репродукция соборов Древнерусских городов. Все они не похожи друг на друга. Но в тоже время у них есть одна общая черта. Какая? Один высокий купол объединяет вокруг себя несколько маленьких.

Как будто древний мастер призывает всех объединиться вокруг одного центра.

IV . Закрепление.

4.1. Сравните, используя методический прием «Шесть шляп критического мышления»

I группа. Литературу Западной и Центральной Европы с литературой Древней Руси. Сравните с позиции желтой шляпы.

II группа. Архитектуру Византии и Древней Руси. Сравните с позиции красной шляпы.

III группа. Развитие письменности в странах Халифата и Древней Руси. Сравните с позиции синей шляпы.

4.2. Сделайте общий вывод, каким же был уровень развитие культуры в Древней Руси?

Смогли ли древнерусские мастера сформировать свои самобытные традиции? Использовали ли мастера древней Руси культурные достижения других народов?

Запишите вывод:

В Древнерусском государстве был высокий уровень развития культуры. Русь

использовала достижения мастеров других стран, так же формировала свои культурные

традиции.

V . Заключение.

5.1. Домашние задание: §10, провести исследование искусства Древней Руси, выписать новые слова.


  1. Написать «Синквейн» о культуре Древней Руси.

  2. Оценки

КУЛАГА ОЛЬГА СЕМЕНОВНА

учитель 1-го (продвинутого) уровня

КГУ «Средняя школа с ДМЦ имени

Кудыса Абсаметова, Героя Социа-

листического Труда»

«Исследование урока»- необходимый подход

в повышении профессионального мастерства.

Человек не может по-настоящему

усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Диккенс Ч.

Система образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников

Задача каждого учителя в современной школе – это повышение своего профессионального мастерства. Повышаем свое профессиональное мастерство через обмен опытом с коллегами, посредством посещения семинаров и тренингов, через внедрение в практику подхода «Исследование урока»

(Lesson Study). Ключевыми характеристиками «Исследования урока» являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых подходов. Данный подход по существу, является коллаборативным подходом в обучении учителей и развития их практики преподавания и обучения, поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место в данном подходе имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса; Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения?(Руководство для учителя, стр 146, 147, 2012). Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом, совместно обсуждают цели обучения, планируют фактически урок (так называемый "урок исследования»), чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли

извлечь из этого пользу.

«Исследование урока»- это профессиональный подход к обучению, который предполагает:

понимание сущности процесса обучения;

методику взаимодействия с коллегами;

способы поддержки коллег.

В процессе исследования урока, учителя работают вместе, планируют урок, корректируют, подбирают методы и стратегии, наблюдают, анализируют урок и работу учащихся А,В,С. на уроке, обучение класса в целом, опрашивать исследуемых учащихся, с целью изучения их реакции на применяемый метод.

Чаще всего учитель самостоятельно работает над разработкой урока, подборе методов и стратегий, что не всегда бывает верным, наблюдать во время урока, это не всегда получается, анализировать ситуацию- то что запланировано может не давать в реальности результата.

Внедрение подхода «Исследование урока» процесс сложный- нет возможности в школе с 6-ти дневным обучением, двухсменными занятиями- прервать процесс и назначить день для проведения урока из данной серии, еще есть причина сложности- наполняемость учащихся в классе от 25 до 35 учащихся- а это формирование 6 и более групп, а это значит нет возможности у учителя сосредоточить внимание на конкретном ученике – вот тут то и помогут наблюдатели- коллеги.

А совместное планирование и сотрудничество помогает учителям развивать и совершенствовать педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся и своего профессионального роста, так как все аспекты обучения рассматриваются не только со своей позиции, но и глазами коллег.

Для реализации подхода «Исследование урока» (Lesson study) необходимо следовать следующим правилам:

1. Относится к друг другу с уважением.

2. Согласование ключевой идеи исследования. Чему учить и кого?

3. Изучение исследовательской литературы.

4. Определение конкретного класса и кандидатуры 3 «исследуемых» учеников с высоким, средним, низким уровнем успеваемости.

5. Планирование исследовательского урока, акцентируя внимание на том, как материал будет усвоен тремя «исследуемыми» учениками.

6. Наблюдение учителей за «исследуемыми» учениками и фиксирование их результатов.

7. Интервьюирование нескольких учеников класса для выяснения их мнения об эффективности исследовательского урока.

8. Обсуждение исследовательского урока после его окончания. (Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 11-12).

Первым этапом реализации данного подхода мы начинали со знакомства учителей с данным подходом на коучинг-сессии, на которой учителя уже отметили положительные стороны данного приема в повышении профессионального мастерства. Затем продолжили с формированием группы учителей, осуществляющих внедрение данного подхода в образовательный

процесс, выбор класса в котором будем проводит исследование урока, предмет. Учитель добровольно проводит исследовательский урок. Мы решаем своей командой как будем наблюдать, как будем собирать информацию об учащихся, как проведем беседу, какие зададим вопросы наблюдаемому. Закрепляем конкретно каждого ученика А,В,С за конкретным учителем. Кроме наблюдения за учениками каждый учитель оценивает весь ход урока, фиксируя положительные и отрицательные моменты (то есть что особенно удалось на уроке, а что необходимо изменить при разработке плана для последующего урока). И так, мы приступаем к разработке урока- наша задача рассмотреть все этапы урока- вызов, осмысление, рефлексия, продумать, подобрать стратегии, которые соответствуют целям и задачам урока, ведь мы работаем над повышением качества знаний учащихся и повышением мотивации к процессу обучения. Значит методы, которые мы подобрали должны нести в себе научность и которые будут в дальнейшем разрабатываться и совершенствоваться; в то же время урок для ребенка, с любым уровнем знаний, должен быть захватывающим, интересным, чтобы не возникло желания у ребенка отвлечься от темы, чтобы его не охватила скука, а значит нужно учитывать возрастные особенности детей, их умения работать в группе.


Второй этап- это проведение урока, наблюдение за учениками А,В,С, беседа с учениками, определить, что получилось на уроке, что не удалось и почему.

Учитель –наблюдатель, использует специальную карту для наблюдений, где фиксирует все моменты.

исследовании урока подхода ? Совершенствование…

Какова цель обучения на данном исследовании урока . Разработка какой методики обучения является целью данного подхода ? Совершенствование…

Текущие достижения и критерии успеха

Опишите результаты в рамках конкретных аспектов, которые Вы ожидаете от учеников по окончании

Исследуемый ученик А (В,С) ..........................

Критерии успеха для данной фокусной группы

ЭТАП СЕРИИ УРОКОВ

Каким мы ожидаем ответ ученика

Как он (она, они) отвечают в результате

Этап_____примерное время

Этап____примерное время

Заключительны этап

Примерное время

Что учащиеся смогли сделать? (какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения?)

Предварительные идеи

Что тебе больше всего понравилось на уроке?

Чему ты научился?

Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде?

Что ты можешь сделать лучше?

Насколько лучше?

Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна?

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем


Для беседы с учеником А,В,С используем следующие вопросы







Следующий этап исследования урока- анализ проведенного первого урока, анализ наблюдений за учениками А,В,С, обсуждение опроса учащихся по окончании урока, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе, «+» и «-« урока. Цель обсуждения состоит не в том, чтобы оценить урок, а исправить точку зрения учителей и углубить рефлексию каждого участника. Во время обсуждения мы используем стикеры разного цвета. Команда обсуждает результаты и оценивает прогресс в обучении обучающегося. Планирование второго урока, проводить будет второй учитель начальных классов.



Проводится второй урок- один член команды обучает уроку, в то время как остальные наблюдают и собирают данные по обучению учащегося.

Последний этап внедрения подхода «Исследование урока» - обсуждение урока- в результате которого согласуем изменения в подходах обучения, которые будут предприняты и популяризованы в дальнейшем. Стратегии и методы, которые были наиболее эффективны на данном уроке. Методика подхода «Исследование урока» эффективна, поскольку помогает учителям:


Увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

Увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

Понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся.

«Исследование урока» – это разумное соотношение цены и качества, если мы действительно создаем возможность для внедрения результатов этой методики в практику как учителей, занимающихся исследованием, так и других коллег в школе. (Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 4).

Используемая литература: 1) «Руководство для учителя» (1-го продвинутого

уровня), АОО «Назарбаев Интеллектуальные

школы», 2012 год

2) Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год,

3) «LESSON STUDY» КАК СПОСОБ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ

Методическое пособие,Национальная академия

образования им. И. Алтынсарина, Астана, 2014 год

«Исследование на уроках» - Определите художественно-выразительные средства. Тема: «Образы Петра и Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник». Столкновение с проблемой. Формы организации деятельности учащихся. Этапы урока-исследования. Основные методы. Выявите ключевые слова. Цели этапов урока-исследования. Виды уроков-исследований.

«Исследование психология» - Методологические основы написания дипломных квалификационных работ. ВВЕДЕНИЕ Введение в кратком виде должно отражать содержание всей работы. Проведена классификация… Основания научного исследования. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявить. Объект исследования - коллектив муниципальной организации. Практическая значимость.

«Исследование учащихся» - Групповая форма интервью. Критерии выбора темы исследования. Исследовательская деятельность. Проблемно-реферативные Экспериментальные Натуралистические и описательные Исследовательские. Как ты понял, что достиг цели? Что тебя побудило, твои первичные ожидания? Экспериментальные. Условия осуществления исследовательской деятельности.

«Исследования XIX века» - История России. Русские первооткрыватели и путешественники. Ф.Ф.Беллинсгаузен. Г.И.Невельской. Составьте таблицу: «Географические исследования в России в н.19 века.». 2.2-я русская кругосветная экспедиция. 4.Исследование Дальнего Востока. 3.Освоение русской Америки. И.Айвазовский. План урока. 5.Другие экспедиции.

«Исследование воды» - Задачи на 1 этапе (1 класс). Вода бесцветна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Опыты с водой Опыт 1. Вода – растворитель. Практическая работа: 2 тройка игроков. Цели: Экскурсии в краеведческий музей. Эксперименты с водой «Переход в разные состояния». Опыты с водой. Вода приобретает форму стакана.

«Исследование в дипломной работе» - Анализ методологических и предметных знаний по теме исследования. 6.4. Первая глава основной части носит реферативный характер. Глубина анализа работ в избранном автором направлении. Цель. Выводы по обзорной части. Достижение поставленной цели работы. Структура исследовательской работы по педагогике.

План проведения коучинга по теме
«Исследование в действии. Lesson Study»
Тема занятий: «Исследование в действии. Lesson Study»

Общие цели: Создать условия для знакомства с понятием «исследование в действии» как форме исследований специалистом-практиком. Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study», пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.
Результаты обучения: Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study».
Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study.
Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений.
Ключевые идеи:

Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Этапы проведения занятия Время

90 минут Действия коуча и действия участников

Введение 3 мин Формирование коллаборативной среды.
Разминка «Наш день» (в парах проговаривают друг другу главные события школьного дня)
Рассаживание в группы по цвету стикера-пожелания.
— Что интересного произошло сегодня у Вашего коллеги?
— Каким событиям Вы порадовались вместе?
— Чему очень удивились?
Целеполагание 10 мин А) Рефлексия одного из уроков школьного дня.
Прошу вас ответить ответить на вопросы:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что ____________________________
Наиболее успешными были______________, так как _
Не вышли на результат______________________, так как________
Удачными были формы организации деятельности________.
Самыми действенными приемами были_____________________
Изменить в следующем уроке надо_________________.
Б) «Мозговой штурм»:
-Какое действие нами было произведено сейчас?
-Почему учитель рефлексирует постоянно после проведения урока?
В)Выход на тему
Каждый учитель, практически ежедневно, встречается с различными проблемами, которые вынужден решать и преодолевать самостоятельно. В результате меняется практика учителя и он выбирает наиболее действенные приемы, методы, формы проведения занятий и становится успешным учителем. Но этот процесс исследования собственной практики не является достоянием других педагогов. Каждый проходит этот путь в одиночку. Мировой опыт предлагает сделать исследование в действии практикой каждой школы и делать результаты достоянием всех.
В) Определение своего уровня знаний (прием «2 Яблони» (стикеры-яблоки зеленого, желтого, красного цвета).
Г) Подведение итогов для формирования целевого пространства и мотивации к деятельности.
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (запись вопросов на стикерах)
Изучение теоретических вопросов 30 мин 1. Знакомство с иформацией по теме из различных источников:
Слайд-программы, инфомационные бюллютени, ресурс Интернет
Задание в группы:
1. Изучить материал об исследовании в действии, оформить постер.
2. Изучить материал о Lesson Study, представить в книжке-малышке.
3. Изучить материал об исследовании в действии, подготовить сценку, демонстрирующую особенности процесса.
4. Изучить материал о Lesson Study, написать сказку о процессе.
2. Защита постера и книжки-малышки
— Какие общие черты имеют оба исследования?
— Какой процесс является более общим? Какой- частным случаем общего?
3. Показ сценки и чтение сказки об исследованиях, определение верности и точности представления иформации.
4. Подведение итогов

Практическая часть 20 мин — Что является самым сложным в ИД и LS? (в группе обсуждаются ответы на вопросы)
Определение темы исследования с помощью ответов на вопросы

 Я бы хотел знать…

 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является
-Обсудите и выделите те темы, которые являются наиболее общими в группе.
Рефлексия 15 мин Размышление над обучением, работа с доской обратной связи:
1. Как изменилось ваше понимание исследования в действии?
2. На какие вопросы вы получили ответы, на какие необходимо получить в следующем коучинге? (разбор вопросов на доске, заданных в начале занятия; определение задач на следующий коучинг)
3. Что Вам мешало в тренинге?
Подведение итога личностного роста- определение места положения «2 яблони» (стикеры-яблоки)

Исследование в действии
Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Учителя часто озадачены проблемами, возникающими на занятиях и активно пытаются решить их. В тот момент, когда учитель включается в практику, чтобы осуществить изменения в ней, при этом систематически собирает доказательства влияния данных изменений, он погружается в исследование в действии.
Однако во всех случаях присутствует единое намерение, суть которого заключается в том, чтобы изменить практику в ответ на проблему, обозначенную исследователем-практиком. Еще одной важной особенностью исследования в действии является то, что оно всегда осуществляется членом или при участии своих членов в организации или сообществе, а не командой исследователей извне, обычно изучающей преподавателей или учеников в действии.
Исследование в действии для преподавателей является действенным способом продолжения роста и обучения, при использовании практического опыта. Исследование в действии начинается буквально там, где в настоящий момент находится преподаватель и совершенствует его на столько, на сколько он этого желает.
Таким образом, исследование в действии:
процесс выполнения действий с целью совершенствования преподавания и обучения совместно с систематическим исследованием практических действий и их последствий;
в значительной степени разрабатывается и проводится специалистами-практиками, анализирующими данные по итогам своей работы с целью ее совершенствования;
вид прикладного исследования, в процессе которого исследователь активно задействован в деле, ради которого проводится данное исследование;
рассматривается в контексте богатых традиций качественного исследования, сформировавшегося в области антропологии, социологии и этнографии и др.
КАК ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ?
Первым шагом проведения исследования в действии является сознательное принятие обязательств по его выполнению. Необходимо определить достаточный объем времени для обдумывания применяемой в классе практики. Согласно подходу Кембриджского университета в центре трактовки понятия профессионализма находится способность к исследованию, т.е. — способность к постановке вопросов в ситуациях, воспринимающихся другими как само собой разумеющееся, например: «Что дает результат в Вашем классе, в Вашей методике преподавания?», «Кто учится?», «Кто исключается из процесса?», «Как учебный план способствует обучению?», «Когда Вы осознаете, что не управляете ситуацией?» и мн.др.
Задавать вопросы подобного рода не совсем комфортно. Ответы на них могут создать
еще больший дискомфорт. Но до тех пор, пока учителя не решат сложные вопросы, улучшить ситуацию в классах будет невозможно. Одним словом, исследование в действии —
способ, позволяющий учителю познать себя в этой роли, воспринять самого себя как
критического мыслителя, сопровождающего учеников в мире познания и развития.
В самом начале процесса, в соответствии с подходом Кембриджского университета, от учителей требуется серьезное отношение к процессу, в ходе которого они иногда будут испытывать дискомфорт. Кроме того мы обращаемся к учителям с просьбой каждый день уделять по 10 минут своего времени для описания своих уроков на бумаге. Данная работа требует дисциплины и работоспособности, но мы считаем, что данный процесс развивает новый навык.
Цель ИД- выяснение причин, негативно влияющих на эффективность практики, и поиск путей их устранения.
Реализация процесса- практика, основанная на обдумывании и рассуждении.
Сущность- Учитель участвует в исследовании в действии, а так же использует результаты внешнего экспертного оценивания, применяя различные формы сотрудничества с коллегами
Этапы ИД:
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМЫ
2.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
3.СБОР ДАННЫХ
 Информация из классных журналов. Анкетирование.
 Изучение личных дел.  Исследование различных ситуаций.
 Протоколы встреч, совещаний.  Образцы работ учащихся.
 Опрос.  Аудиозаписи.
 Видеозапись.  Фотографии.
 Отчетная информация по успеваемости, посещаемости учеников.  Конспекты
 Самооценивание.  Материалы работы фокус-группы
 Интервьюирование.  Наблюдение.
 Проекты, выступления.  Проверочные листы.
 Портфолио.  Ситуативные записи
4.ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
 Наблюдается ли в действительности улучшение и подтверждают ли этот факт полученные данные?
 Если нет улучшений, то, какие необходимо внести изменения в действия для получения лучших результатов?
Lesson Study
Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.
Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.
Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс
Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены — наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.
Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study, которые становились и утверждались с течением времени:
1. Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.
2. Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».
3. Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.
4. Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.
5. Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»
6. Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»
7. Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.
8. Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:
наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;
обучение класса в целом;
ход исследовательского урока и процесс преподавания;
постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;
совместное планирование группой следующего Lesson Study.
После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы.

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что __________

Наиболее успешными учениками были_______, так как__

Не вышли на результат________________, так как____________________________

Удачными были формы организации деятельности________________________.

Самыми действенными приемами были_________

Изменить в следующем уроке надо__________

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что _________________________
Наиболее успешными учениками были ______, так как ____

Не вышли на результат____________, так как________

Удачными были формы организации деятельности ________________________.

Самыми действенными приемами были____

Изменить в следующем уроке надо________

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что __________________

Наиболее успешными учениками были_______, так как___________

Не вышли на результат_____________, так как_____________________

Удачными были формы организации деятельности________________________
Самыми действенными приемами были________________
Изменить в следующем уроке надо_______________

 Единственное, что я хотел бы изменить — это …

 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…

 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …

 Я бы хотел знать…

 Мне интересно знать, почему…

 Самое важное в преподавании — это …

 Мне необходимо изучить, как …

 Единственное, что я хотел бы изменить — это …

 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…

 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …

 Я бы хотел знать…

 Мне интересно знать, почему…

 Самое важное в преподавании — это …

 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является..

 Мне необходимо изучить, как …