Тест по биологии на тему "происхождение человека". Тест на тему "происхождение человека" Тестирование по теме происхождение человека

11 класс . Тест « Происхождение человека». 1 вариант.

Тестовые задания могут применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений обучающихся.

1.Назовите ученого, который первым определил систематическое положение человека и поместил его в группу приматов. <

а) К. Линней4 б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин.

2) Какой объем мозга был неандертальцев?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в)800-1400смЗ; г) около 1400смЗ.

3) У человека имеются признаки, связанные с прямохождением. Назовите один из таких признаков.

а) сводчатая стопа; б) хорошо развитые ключицы; в) небольшие надбровные дуги; г)противопоставленный палец руки.

4) Кто из ниже перечисленных предков человека является наиболее древним? а) человек умелый; б) питекантроп; в) австралопитек; г) неандерталец.

5) Назовите вид, к которому относят неандертальцев.

6) Укажите признак, который имеется не только у человека, но и у человекообразных обезьян.

а) отставленный первый палец верхней конечности; б) плоская грудная клетка; в) широкий таз.

7) Действует ли в настоящее время в такой эволюционный фактор, как борьба за существование?

а) да; б) нет.

8) Назовите форму биологического прогресса, посредством которого в ходе эволюции у человека сформировались такие признаки, как прямохождение, речь, абстрактное мышление.

а) ароморфоз; б) дегенерация; в) идиоадаптация.

9) Сохраняется ли в человеческих популяциях такая функция естественного отбора, как поддержание наследственного разнообразия?

а) да; б) нет.

10) Назовите ископаемого предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: они ходили на двух ногах, имели рост около 170см, толстые кости черепной коробки, головной мозг объемом 900-ЮООсмЗ, покатый лоб, не имели подбородочного выступа, пользовались огнем, изготавливали из камней примитивные орудия труда.

а) неандерталец; б) человек умелый; в) питекантроп; г) кроманьонец.

11) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных.

12) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «современные люди».

13) Назовите вид, к которому относят питекантропов.

а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).

14) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как мутационная изменчивость?

а) да4 б) нет.

15) Какой объем мозга был у кроманьонцев?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г) около 1400смЗ; д) около 1600смЗ.16) Назовите стадию формирования современного человека, на которой произошло выделение человеческих рас.

а) австралопитеки; б) древнейшие люди; в) древние люди; г) кроманьонцы.

17) Назовите движущие силы антропогенеза, преобладающие на стадии австралопитеков, а) биологические; б) социальные. <

18) Укажите предков человека, обитающих на Земле 30-40тыс. лет назад, а) питекантропы; б) австралопитеки; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

19) У человека имеются признаки, связанные с прямохождение. Назовите один из таких признаков.

а) подбородочный выступ; б) слабое развитие надбровных дуг; в) смещение затылочного отверстия черепа к центру тяжести черепа; г) существенное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым.

20) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных.

а) речь; б) прямохождение; в) абстрактное мышление; г) сознание.

21) Какой объем мозга был у питекантропа?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г)около 1400смЗ; д) около 1600смЗ.

22) Назовите особенность строения человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном под действием социальных факторов антропогенеза.

а) широкий таз; б) отставленный первый палец кисти; в) подбородочный выступ; г) сводчатая стопа.

23) Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы; б) человек умелый; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

24) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как естественный отбор? а) да; б) нет.

25) В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.

а) мощные жевательные мышцы; б) небольшая нижняя челюсть; в) подвижный мускулистый язык; г) хорошо развитые теменные гребни;

Тест « Происхождение человека». 2 вариант.

1) У человекообразных обезьян есть особенности, связанные с древесным образом жизни. Назовите такую особенность: а) хорошо развита мускулатура конечностей;

б) отставленный первый палец; в) густой волосяной покров.

2) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «древние люди»:

а) питекантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) австралопитеки.

3) Назовите особенность стояния человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном под действием биологического фактора антропогенеза:

а) сводчатая стопа; б) праворукость; в) подбородочный выступ; г) широкоотставленный палец руки.

4) Какой объем мозга был у австралопитеков?

а) около 450см34 б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г) около 1400смЗ;д) около 1600смЗ.

5) Укажите предков человека обитающих на Земле 200 тыс.-1,6 млн. лет назад, а) питекантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) австралопитеки.

6) Назовите ученого, который собрал многочисленные доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков.

а) К. Линней; б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин.

7) Объем мозга одного из ископаемых предков человека составлял около 500-800смЗ. Назовите этого предка человека.

8) Назовите особенности, которые характерны не только человеку, но и его обезьяноподобным предкам.

а) абстрактное мышление; б) речь; в) общественный образ жизни г) создание орудий труда.

9) Назовите группу факторов (движущих сил) антропогенеза, которые в формировании человеческих рас явились решающими.

а) биологические; б) социальные.

10) Укажите предков человека, обитающих на Земле 1.5-5,5млн лет назад, а) неандерталец; б) человек умелый; в) австралопитек; г) кроманьонец.

11) Назовите группу предков человека, к которой относят неандертальцев. а) древние люди; б) древнейшие люди; в) современные люди.

12) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «современные люди».

а) питекантропы, синантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) человек умелый.

13) Среди характерных только для человека особенностей строения укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных.

а) сводчатая стопа; б) S-образный изгиб позвоночника; в) подбородочный выступ.

14) В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.

а) мощные жевательные мышцы: б) небольшая нижняя челюсть; в) подвижный мускулистый язык; г) хорошо развитые теменные гребни.

15) Назовите предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: ходили на двух ногах, имели рост около 180см, высокий прямой лоб, головной мозг объемом около 1 бООсмЗ, развитый подбородочный выступ, жили в жилищах, изготавливали орудия, пользовались огнем, у ни было развито искусство, а) австралопитеки; б) древнейшие люди; в) древние люди; г) кроманьонцы.

16) Назовите основополагающий и ведущий социальный фактор антропогенеза, действие которого обеспечило формирование остальных социальных факторов.

а) речь; б) сознание; в) абстрактное мышление; г) трудовая деятельность; д) общественные отношения.

17) Назовите группу предков человека, к которой относят кроманьонцев, а) древние люди; б) древнейшие люди; в) современные люди.

18) Объем мозга одного из предка человека составляет около 1600смЗ. Назовите этого предка человека.

а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп; г) австралопитек; д) человек умелый.

19) Что является основным показателем наличия у предков человека сложной трудовой деятельности?

а) особенности строения кисти; б) особенности строения костей лицевой и правой половины черепа.

в) разнообразие орудий

20) Среди характерных только для человека особенностей строения укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных.

а) сводчатая стопа; б) S-образный изгиб позвоночника; в) подбородочный выступ;

г) отставленный первый палец руки.

21) Укажите признак, свидетельствующий о том, что у неандертальцев была зачаточная речь.

а) низкий скошенный лоб; б) большой надглазный валик; в) подбородочный выступ; г) сводчатая стопа.

22) Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы; б) человек умелый; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

23) Сохраняется ли в человеческих популяциях такая функция естественного отбора, как видообразование?

а) да; б) нет.

24) Назовите вид, к которому относят питекантропов.

а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).

25) что для австралопитеков служило средой обитания?

а) тропические леса; б) болотистая местность; в) саванна, степь; г) пустыня. 9-11 классы.

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. В антропологии существует несколько разных классификаций внутри семейства ЛЮДИ: А) австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, современные люди; Б) австралопитеки (афарский, африканский, массивный), человек умелый, человек прямоходящий, человек, разумный; в) парантроп, синантроп, питекантроп, австралопитек, кроманьонец, неандерталец, гейдельбергский человек, зинж и еще ряд находок со своими названиями. Создайте обобщенную схему эволюции человека, объединяющую информацию этих трех вышеупомя нутых классификаций.
  2. Составьте схему эволюции орудий труда, речи и общественных отношений человека.
  3. Как вы считаете, с чем связан переход предков человека от четвероногого к двуногому способу передвижения? Предложите и обоснуйте н е менее 2-х гипотез.
  4. Существует несколько групп доказательств происхождения человека от обезьяноподобных предков: сравнительно-анатомические, эмбриологич еские, палеонтологические, цито генетические. По рекомендованной учителем литературе и самостоятельно найдите в каждой группе доказательств аргументы, опровергающие происхождение человека от общих с обезьянами предков.
  5. Предложите схемы возникновения у человека таких признаков, как отсутствие волосяного покрова, постоянный рост волос и ногтей.

Вопросы для блицопроса по теме « Эволюция человека».

  1. Какие группы доказательств происхождения человека от животных вы знаете?
  2. По какому признаку австралопитека включают в семейство ЛЮДИ?
  3. Как переводится с латинского «австралопитек»?
  4. От какой группы произошли австралопитеки?
  5. Какие виды этого рода вы знаете?
  6. Назовите первого представителя рода ЧЕЛОВЕК.
  7. Чем все представители рода ЧЕЛОВЕК отличались от всех представителей рода АВСТРАЛОПИТЕК?
  8. Как по латыни звучит «Человек умелый»?
  9. Перечислите виды рода ЧЕЛОВЕК в порядке их возникновения.
  1. Латинское название «Человека прямоходящего».
  2. Латинское название «Человека разумного».
  3. Перечислите основные находки ископаемых предков человека (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  4. К какому виду относился неандерталец?
  5. К какому виду относился кроманьонец?
  6. К какому виду относился питекантроп?
  7. К какому виду относился синантроп?
  8. К какому виду относился гейдельберский человек?
  9. К какому виду относился пилтдаунский человек?
  10. Какие виды рода ЧЕЛОВЕК относились к древнейшим людям?
  11. Какой представитель вида Homo sapiens относился к древним людям?
  12. Какие представители вида Homo sapiens относятся к новым людям?
  13. Перечислите сходства человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  14. Перечислите отличия человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  15. Какие особенности строения человека связаны с прямохождением?
  16. Назовите основные направления эволюции человека.
  17. Назовите социальные движущие силы эволюции человека.
  18. Что такое рудименты?
  19. Что такое атавизмы?
  20. Назовите атавизмы, присущие человеку.
  21. Назовите рудименты человека.

Тест по теме: «Происхождение и эволюция человека».

Вариант 1.

1.К каким людям относится питекантроп?

а) древние, б) древнейшие; в) новые.

2.У каких людей возникли социальные отношения?

3.Какие признаки человек приобретаются в течение жизни?

а) речь; б) дыхание; в) мышление.

4.К каким людям относится человек умелый?

а) древнейшие; б) древние; в) новые; г) ни к каким

5.Какие из людей первыми овладели членораздельной речью?

а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) питекантропы.

6 .Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку?

а) труд; б) четырехкамерное сердце; в) 4 группы крови.

7.Какой из перечисленных факторов эволюции человека относится к социальным?

а) наследственная изменчивость; б) речь; в) борьба за существование.

8.Из перечисленных предков человека к древнейшим людям относится:

а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп.

9.Трудовая деятельность обеспечила:

а) прямохождение; б) сплочение членов общества; в) свод стопы.

10.Какое значение имеет темная кожа коренных африканцев?

а) защита от перегрева; б) маскировка; в) защита от ультрафиолетовых лучей.

1.Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад.

2.Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек.

3.Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека.

4.Питекантроп относится к древнейшим людям.

5.У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом.

Вариант 2.

1.Чем человек отличается от человекообразных обезьян?

а) 4 группы крови; б) наличие молочных желез; в) способность говорить.

2.Какой фактор эволюции человека относится к биологическим факторам?

а) труд; б) мышление; в) изоляция.

3.К социальным факторам эволюции человека относится:

а) мутации; б) речь; в) естественный отбор.

4.Общественный образ жизни у предков человека способствовал:

а) прямохождению; б) появлению речи; в) освобождению рук.

5.Какие из предков человека относятся к древним людям?

а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы.

6.Отличие человека от человекообразных обезьян проявляется в наличии:

а) 4 групп крови; б) ногтей; в) S – образного позвоночника.

7.Прямохождение человека привело к появлению:

а) речи; б) свода стопы; в) мышления.

8.К первым современным людям относятся:

а) кроманьонцы; б) питекантропы; в) неандертальцы.

9.У кого из предков человека объем мозга был 1600 куб.см. и на нижней челюсти явно проявлялся подбородочный выступ?

а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп.

10.Какое значение имеет узкий выступающий нос коренных европейцев?

а) для согревания вдыхаемого воздуха; б) для красоты;

в) для охлаждения вдыхаемого воздуха.

В1. Выберите правильные суждения:

1. Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения.

2.Австралопитеки были переходным звеном от животных к человеку.

3.Социальные отношения возникли уже у питекантропов.

4.Неандертальцы – это древние люди.

5.Речь появилась раньше, чем общество.

Вариант 1

1-б, 2-в, 3-а, 4-г, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-в

Вариант 2

1-в, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-в, 7-б, 8-а, 9-а, 10-а

ВАРИАНТ 1.

1) Чарльз Дарвин; 3) Карл Линней;

2) Ж.Б.Ламарк 4) Т. Мальтус

А 2. Доказательством происхождения человека от животных является:

1) анатомическое и морфологическое сходство;

2) способность передавать информацию;

3) мышление;

4) способность изготавливать орудия труда

А 3. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

1) лемуры 3) дриопитеки;

2) австралопитеки; 4) гориллы.

1) аппендикс; 3) многососковость;

2)хвостатость; 4) оволосение лица и тела.

А 5. К атавизмам относятся:

1) складка в уголке глаза; 3) аппендикс;

2) обильный волосяной покров; 4)копчиковая кость.

А 6. Кого относят к древнейшим людям?

А 7. Кого относят к людям современного типа?

1) неандертальцев; 3) питекантропов и синантропов;

2) кроманьонцев; 4) австралопитеков.

А8. Движущими факторами эволюции человека являлись:

1)географические факторы; 3) социальные факторы;

2) биологические факторы; 4) биологические и социальные факторы.

Признаков;

1) речь; 3)мышление;

В) кроманьонец;

В 2. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет:

А) прямой позвоночник без изгибов;

Б) сводчатую стопу;

В) позвоночник с S-образным изгибом;

Г) массивные челюсти;

Д) сжатую с боков грудную клетку;

Е) широкий чашевидный пояс нижних конечностей.

С 1.Выберите номера неправильных суждений. Перепишите их, исправив ошибки.

ВАРИАНТ 2.

А 1. Ученый, который первым доказал, что человек произошел от обезьяноподобных предков:

1) Т. Мальтус; 3) Карл Линней;

2) Ж.Б.Ламарк 4) Чарльз Дарвин.

А 2. Человеческие расы сформировались в результате;

1) географической изоляции;

2) генетической изоляции;

3) отличий в скорости эволюции различных групп людей

4) отличий в социальной организации различных групп людей.

А 3. Доказательством происхождения человека от животных является:

1)способность к абстрактному мышлению;

2) большой объем мозга;

3) наличие рудиментов и атавизмов;

4) общественный образ жизни.

А 4. К рудиментам человека относятся:

1) хвостатость; 3) многососковость;

2) аппендикс; 4) оволосение лица и тела.

А 5. К атавизмам относятся:

1) копчиковая кость. 3) аппендикс;

2) обильный волосяной покров 4) складка в уголке глаза;

А 6. Кого относят к людям современного типа?

1) неандертальцев; 3) питекантропов и синантропов;

2) кроманьонцев; 4) австралопитеков.

А 7. Кого относят к древнейшим людям?

1) неандертальцев; 3) питекантропов и синантропов;

2) кроманьонцев; 4) австралопитеков.

А8.Движущими факторами эволюции человека являлись:

1)географические факторы; 3) биологические и социальные

факторы;

2) биологические факторы; 4) социальные факторы.

А 9.Человеческие расы различаются:

1) морфологическими особенностями; 3) особенностями наследования

Признаков;

2)особенностями мышления; 4) особенностями изменчивости.

А 10. К биологическим факторам антропогенеза относятся:

1) речь; 3)мышление;

2)естественный отбор; 4) общение.

В 1. Установите предполагаемую последовательность основных стадий происхождения человека от древних форм к современным.

А) питекантроп; Г) австралопитек

Б) человек умелый, Д) неандерталец.

В) кроманьонец;

В 2. Какие признаки характерны для млекопитающих и человека?

А) теплокровность; Г) наличие диафрагмы;

Б) неороговевающие покровы тела; Д) выкармливание детенышей молоком;

В) трехкамерное сердце; Е) один круг кровообращения

Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

С 1. Выберите номера неправильных суждений. Перепишите их, исправив ошибки.

1. Человек относится к классу млекопитающих. 2. Копчиковая кость в организме человека – атавизм. 3. Аппендикс у человека – рудимент. 4. Объем мозга современного человека составляет 700 – 1250 см 3 . 5. Трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление относятся к социальным факторам. 6. Движущими силами антропогенеза являлись только социальные факторы.


Вариант 1

1. Основным фактором антропогенеза является: а) общественный образ жизни б) труд в) речь г) рассудочная деятельность

2. Причиной возникновения прямохождения явилось: а) засушливость климата б) стадный образ жизни в) необходимость в освобождении рук г) трудовая деятельность

3. Что в переводе с латинского означает "австралопитек": а) австралийская обезьяна б) древнейший человек в) южная обезьяна

г) древнейшая обезьяна

4. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их:

а) родстве б) одинаковом уровне организации в) конвергентном сходстве

г) происхождении от разных предков

5. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

а) резус-фактор б) рассудочная деятельность в) четырехкамерное сердце г) абстрактное мышление

6. Череп человека отличается от черепа приматов а) наличием только одной подвижной кости б) наличием швов между костями мозговой части в) более развитой мозговой частью г) строением костной ткани

7. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают: а) прогрессивное развитие мозга б) заботу о потомстве в) четырехкамерное сердце

г) увеличение дыхательной поверхности легких

8. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

а) дриопитеков б) рамапитеков в) австралопитеков г) неандертальцев

9. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции: а) плечо б) предплечье в) кисть

г) плечевой пояс

10. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей

б) защита от врагов в) приспособление к высокой температуре воздуха

г) улучшение дыхательной функции кожи

11. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

а) наличие хвоста б) расчлененность тела на отделы в) аппендикс

г) наличие пятипалых конечностей

12. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ: а) питекантроп

б) синантроп в) неандерталец г) кроманьонец

Вариант 2.

1. Что не относят к социальным факторам эволюции человека:

а) речь б) прямохождение в) труд г) сознание

2. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы: а) сформировался свод б) когти превратились в ногти в) срослись фаланги пальцев г) большой палец противопоставлен всем остальным

3. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:

а) многососковость б) наличие хвоста в) остаток третьего века

г) избыточное оволосение на теле.

4. К движущим силам антропогенеза не относят: а) борьбу за существование б) общественный образ жизни в) наследственную изменчивость

г) модификационную изменчивость

5. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":

а) китайский человек б) обезьяночеловек в) человек умелый

г) человек прямоходящий

6. Какие люди относятся к виду Человек разумный:

а) неандертальцы и кроманьонцы б) питекантропы и синантропы

в) кроманьонцы и современные люди г) современные люди

7. Что представляют собой человеческие расы а) разные популяции

б) разные виды в) разные роды г) разные семейства

8. Каково значение светлой кожи у европеоидов а) отталкивание ультрафиолетовых лучей б) улавливание ультрафиолетовых лучей

в) защита от переохлаждения г) улучшенное кожное дыхание

9. В процессе расселения людей по планете позже всех была заселена:

А) Америка б) Африка в) Европа г) Азия

10. На что указывает развитие надбровных валиков у предков человека

а) состав пищи б) развитие речи в) объем мозга

г) прямохождение

11. Человека разумного отличает от других видов людей: а) умение производить орудия труда б) развитие заботы о потомстве

в) использование топлива и одежды г) появление науки и искусства

12. Кто исследовал социальные факторы антропогенеза:

а) Энгельс б) Дарвин в) Ламарк г) Линней

Ответы: Происхождение человека

Вариант 1

1б 2а 3в 4а 5г 6в 7а 8в 9в 10а 11а 12г

Вариант 2

1б 2а 3в 4г 5б 6в 7а 8б 9а 10а 11г 12а

11 класс . Тест « Происхождение человека». 1 вариант.

Тестовые задания могут применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений обучающихся.

1.Назовите ученого, который первым определил систематическое положение человека и поместил его в группу приматов.

а) К. Линней4 б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин.

2) Какой объем мозга был неандертальцев?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в)800-1400смЗ; г) около 1400смЗ.

3) У человека имеются признаки, связанные с прямохождением. Назовите один из таких признаков.

а) сводчатая стопа; б) хорошо развитые ключицы; в) небольшие надбровные дуги; г)противопоставленный палец руки.

4) Кто из ниже перечисленных предков человека является наиболее древним? а) человек умелый; б) питекантроп; в) австралопитек; г) неандерталец.

5) Назовите вид, к которому относят неандертальцев.

6) Укажите признак, который имеется не только у человека, но и у человекообразных обезьян.

а) отставленный первый палец верхней конечности; б) плоская грудная клетка; в) широкий таз.

7) Действует ли в настоящее время в такой эволюционный фактор, как борьба за существование?

а) да; б) нет.

8) Назовите форму биологического прогресса, посредством которого в ходе эволюции у человека сформировались такие признаки, как прямохождение, речь, абстрактное мышление.

а) ароморфоз; б) дегенерация; в) идиоадаптация.

9) Сохраняется ли в человеческих популяциях такая функция естественного отбора, как поддержание наследственного разнообразия?

а) да; б) нет.

10) Назовите ископаемого предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: они ходили на двух ногах, имели рост около 170см, толстые кости черепной коробки, головной мозг объемом 900-ЮООсмЗ, покатый лоб, не имели подбородочного выступа, пользовались огнем, изготавливали из камней примитивные орудия труда.

а) неандерталец; б) человек умелый; в) питекантроп; г) кроманьонец.

11) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных.

13) Назовите вид, к которому относят питекантропов.

а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).

14) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как мутационная изменчивость?

а) да4 б) нет.

15) Какой объем мозга был у кроманьонцев?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г) около 1400смЗ; д) около 1600смЗ.16) Назовите стадию формирования современного человека, на которой произошло выделение человеческих рас.

а) австралопитеки; б) древнейшие люди; в) древние люди; г) кроманьонцы.

17) Назовите движущие силы антропогенеза, преобладающие на стадии австралопитеков, а) биологические; б) социальные.

18) Укажите предков человека, обитающих на Земле 30-40тыс. лет назад, а) питекантропы; б) австралопитеки; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

19) У человека имеются признаки, связанные с прямохождение. Назовите один из таких признаков.

а) подбородочный выступ; б) слабое развитие надбровных дуг; в) смещение затылочного отверстия черепа к центру тяжести черепа; г) существенное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым.

20) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных.

а) речь; б) прямохождение; в) абстрактное мышление; г) сознание.

21) Какой объем мозга был у питекантропа?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г)около 1400смЗ; д) около 1600смЗ.

22) Назовите особенность строения человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном под действием социальных факторов антропогенеза.

а) широкий таз; б) отставленный первый палец кисти; в) подбородочный выступ; г) сводчатая стопа.

23) Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы; б) человек умелый; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

24) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как естественный отбор? а) да; б) нет.

25) В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.

а) мощные жевательные мышцы; б) небольшая нижняя челюсть; в) подвижный мускулистый язык; г) хорошо развитые теменные гребни;

Тест « Происхождение человека». 2 вариант.

1) У человекообразных обезьян есть особенности, связанные с древесным образом жизни. Назовите такую особенность: а) хорошо развита мускулатура конечностей;

б) отставленный первый палец; в) густой волосяной покров.

2) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «древние люди»:

а) питекантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) австралопитеки.

3) Назовите особенность стояния человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном под действием биологического фактора антропогенеза:

а) сводчатая стопа; б) праворукость; в) подбородочный выступ; г) широкоотставленный палец руки.

4) Какой объем мозга был у австралопитеков?

а) около 450см34 б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г) около 1400смЗ;д) около 1600смЗ.

5) Укажите предков человека обитающих на Земле 200 тыс.-1,6 млн. лет назад, а) питекантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) австралопитеки.

6) Назовите ученого, который собрал многочисленные доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков.

а) К. Линней; б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин.

7) Объем мозга одного из ископаемых предков человека составлял около 500-800смЗ. Назовите этого предка человека.

8) Назовите особенности, которые характерны не только человеку, но и его обезьяноподобным предкам.

а) абстрактное мышление; б) речь; в) общественный образ жизни г) создание орудий труда.

9) Назовите группу факторов (движущих сил) антропогенеза, которые в формировании человеческих рас явились решающими.

а) биологические; б) социальные.

10) Укажите предков человека, обитающих на Земле 1.5-5,5млн лет назад, а) неандерталец; б) человек умелый; в) австралопитек; г) кроманьонец.

11) Назовите группу предков человека, к которой относят неандертальцев. а) древние люди; б) древнейшие люди; в) современные люди.

12) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «современные люди».

а) питекантропы, синантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) человек умелый.

13) Среди характерных только для человека особенностей строения укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных.

а) сводчатая стопа; б) S-образный изгиб позвоночника; в) подбородочный выступ.

14) В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.

а) мощные жевательные мышцы: б) небольшая нижняя челюсть; в) подвижный мускулистый язык; г) хорошо развитые теменные гребни.

15) Назовите предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: ходили на двух ногах, имели рост около 180см, высокий прямой лоб, головной мозг объемом около 1 бООсмЗ, развитый подбородочный выступ, жили в жилищах, изготавливали орудия, пользовались огнем, у ни было развито искусство, а) австралопитеки; б) древнейшие люди; в) древние люди; г) кроманьонцы.

16) Назовите основополагающий и ведущий социальный фактор антропогенеза, действие которого обеспечило формирование остальных социальных факторов.

а) речь; б) сознание; в) абстрактное мышление; г) трудовая деятельность; д) общественные отношения.

17) Назовите группу предков человека, к которой относят кроманьонцев, а) древние люди; б) древнейшие люди; в) современные люди.

18) Объем мозга одного из предка человека составляет около 1600смЗ. Назовите этого предка человека.

а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп; г) австралопитек; д) человек умелый.

19) Что является основным показателем наличия у предков человека сложной трудовой деятельности?

а) особенности строения кисти; б) особенности строения костей лицевой и правой половины черепа.

в) разнообразие орудий

20) Среди характерных только для человека особенностей строения укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных.

а) сводчатая стопа; б) S-образный изгиб позвоночника; в) подбородочный выступ;

г) отставленный первый палец руки.

21) Укажите признак, свидетельствующий о том, что у неандертальцев была зачаточная речь.

а) низкий скошенный лоб; б) большой надглазный валик; в) подбородочный выступ; г) сводчатая стопа.

22) Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы; б) человек умелый; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

23) Сохраняется ли в человеческих популяциях такая функция естественного отбора, как видообразование?

а) да; б) нет.

24) Назовите вид, к которому относят питекантропов.

а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).

25) что для австралопитеков служило средой обитания?

а) тропические леса; б) болотистая местность; в) саванна, степь; г) пустыня. 9-11 классы.

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. В антропологии существует несколько разных классификаций внутри семейства ЛЮДИ: А) австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, современные люди; Б) австралопитеки (афарский, африканский, массивный), человек умелый, человек прямоходящий, человек, разумный; в) парантроп, синантроп, питекантроп, австралопитек, кроманьонец, неандерталец, гейдельбергский человек, зинж и еще ряд находок со своими названиями. Создайте обобщенную схему эволюции человека, объединяющую информацию этих трех вышеупомянутых классификаций.
  2. Составьте схему эволюции орудий труда, речи и общественных отношений человека.
  3. Как вы считаете, с чем связан переход предков человека от четвероногого к двуногому способу передвижения? Предложите и обоснуйте не менее 2-х гипотез.
  4. Существует несколько групп доказательств происхождения человека от обезьяноподобных предков: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, цитогенетические. По рекомендованной учителем литературе и самостоятельно найдите в каждой группе доказательств аргументы, опровергающие происхождение человека от общих с обезьянами предков.
  5. Предложите схемы возникновения у человека таких признаков, как отсутствие волосяного покрова, постоянный рост волос и ногтей.

Вопросы для блицопроса по теме « Эволюция человека».

  1. Какие группы доказательств происхождения человека от животных вы знаете?
  2. По какому признаку австралопитека включают в семейство ЛЮДИ?
  3. Как переводится с латинского «австралопитек»?
  4. От какой группы произошли австралопитеки?
  5. Какие виды этого рода вы знаете?
  6. Назовите первого представителя рода ЧЕЛОВЕК.
  7. Чем все представители рода ЧЕЛОВЕК отличались от всех представителей рода АВСТРАЛОПИТЕК?
  8. Как по латыни звучит «Человек умелый»?
  9. Перечислите виды рода ЧЕЛОВЕК в порядке их возникновения.
  1. Латинское название «Человека прямоходящего».
  2. Латинское название «Человека разумного».
  3. Перечислите основные находки ископаемых предков человека (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  4. К какому виду относился неандерталец?
  5. К какому виду относился кроманьонец?
  6. К какому виду относился питекантроп?
  7. К какому виду относился синантроп?
  8. К какому виду относился гейдельберский человек?
  9. К какому виду относился пилтдаунский человек?
  10. Какие виды рода ЧЕЛОВЕК относились к древнейшим людям?
  11. Какой представитель вида Homo sapiens относился к древним людям?
  12. Какие представители вида Homo sapiens относятся к новым людям?
  13. Перечислите сходства человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  14. Перечислите отличия человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  15. Какие особенности строения человека связаны с прямохождением?
  16. Назовите основные направления эволюции человека.
  17. Назовите социальные движущие силы эволюции человека.
  18. Что такое рудименты?
  19. Что такое атавизмы?
  20. Назовите атавизмы, присущие человеку.
  21. Назовите рудименты человека.