Общешкольное мероприятие ко Дню космонавтики. Сценарий

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА «РОВЕНЬСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

НЕДЕЛИ КОСМОНАВТИКИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


РОВЕНЬКИ

1. Пояснительная записка……………………………………………………….4

2. Цели и задачи проведения Недели космонавтики в общеобразовательных учреждениях………………………………………….….……………………....5

3. План проведения Недели космонавтики……………...………………...…..6

4. Звездный сын Земли. Общешкольная линейка…………………………….7-9

5. Внеклассное мероприятие «Юные Гагаринцы» для учащихся 1 - 3 классов……………………………………………….......................................10-13

6. Классный час «День космонавтики» для учащихся 5-8 классов……….14-18

7. Конкурс эрудитов для учащихся 9-11 классов…………………………..19-27

8. Список использованной литературы……………………………………….28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальный центр оценки качества образования управления образования администрации Ровеньского района направляет в общеобразовательные учреждения методические рекомендации по организации и проведению Недели космонавтики в общеобразовательных учреждениях.

В честь 50-летия полета Юрия Гагарина 2011-й год объявлен Годом российской космонавтики. Президент РФ Дмитрий Медведев принял предложение Правительства о праздновании в 2011-м году годовщины первого полета человека в космос и подписал соответствующий Указ.

12 апреля Россия отмечает день космонавтики. Это особенный день – день триумфа науки и всех тех, кто работает в космической отрасли. Полет Юрия Гагарина, длившийся 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. Профессия космонавта еще 30-40 лет назад была пределом мечтаний всех школьников – все хотели повторить подвиг Юрия Гагарина и совершить полет вокруг Земли. Прошло время, эта опасная и сложная профессия стала не столь популярной. Но люди, работающие в этой отрасли, по-прежнему с огромным энтузиазмом делают свою работу. И тема космоса, звездного пространства остается интересной для всех школьников.

Методические рекомендации рекомендованы для использования руководителями общеобразовательных учреждений района и педагогическими работниками, реализующими проблему патриотического воспитания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Цели и задачи проведения Недели космонавтики

в общеобразовательных учреждениях

Цели:

Повышение уровня знаний школьников в области истории российской космонавтики;

Формирование мотивации к изучению истории «физики»;

Воспитание патриотических качеств у подрастающего поколения;

Создание условий для формирования гражданской позиции детей и подростков через пропаганду достижений отечественной космонавтики.

Задачи:

Способствовать повышению уровня знаний в области истории российской космонавтики; знаний о роли нашей страны в освоении космоса, о сегодняшнем и завтрашнем дне российской космонавтики;

Поднимать дух патриотизма и способствовать повышению интереса школьников к личности Ю.А.Гагарина и первому полету человека в космос;

Развивать в детской и подростковой среде принцип активной творческой жизненной позиции;

Способствовать поиску и поддержке талантливой и творческой молодежи;

Профессиональная ориентация обучающихся.

План проведения недели космонавтики

Понедельник:

1. Проведение торжественной линейки в образовательном учреждении, посвящённой Году Российской космонавтики;

2. Акция «Улыбка Гагарина – в каждой школе» к 50-летию первого полета человека в космос.

(В рамках этой акции предлагается оформить стенд и разместить портрет первого космонавта планеты – Ю.А.Гагарина в ОУ).

3. Просмотр фильмов о космосе 1 – 11 классы

Вторник:

1. Книжная выставка, посвящённая Году Российской космонавтики;

2 Устный журнал ";История космических побед";:

1. Какими представляли Землю и небеса люди в древности

2. Первые крылья человечества

3. Циолковский Константин Эдуардович

4. Королёв Сергей Павлович

5. Гагарин Юрий Алексеевич

6. Пионеры космоса

7. На Луну

8. Космические станции ";Мир"; и МКС.

Среда:

1. Проведение тематических классных часов: «День космонавтики», «Космическая азбука», «Первый космонавт», «Самая прекрасная из планет», «Космический подвиг»;

2. Конкурс чтецов «50-летию российской космонавтики посвящается…» для учащихся 5-8 классов;

3. Диспут «Есть ли жизнь на Марсе?»

Четверг:

1. Конкурсы детских рисунков, плакатов, посвящённые Дню космонавтики, например ";Мы и космос";, ";Космос в нашей жизни"; для учащихся 1-11 классов;

2. Внеклассное мероприятие «Юные Гагаринцы» для учащихся 1-3 классов.

Пятница:

1. Конкурс эрудитов для учащихся 9-11 классов;

2. Конкурс кроссвордов «Профессия космонавт».

Суббота:

1. Конкурс поделок «Мой космолет»;

2. Подведение итогов. Церемония награждения.

Звёздный сын Земли

Общешкольная линейка

Попова Е. В., директор школы,

МОУ ";Покровская основная

общеобразовательная школа";

Ивнянского района Белгородской области

50 лет назад наша Родина первой открыла дорогу к звездам, когда русский человек Юрий Гагарин совершил первый в мире полет вокруг нашей планеты, открыл человечеству необозримые просторы Вселенной.

Я считаю, что достижения человека, добрые поступки, победы в жизни тесно связаны с душевными качествами человека, а внутренний мир человека формируется в детстве, в семье, среди друзей, на лоне природы.

Юрии родился на Смоленщине, в деревне Клушино 9 марта 1934 года в простой крестьянской семье. Бегал по лужам с деревенскими мальчишками. Весной, когда сходил снег, ребятишки запускали бумажного змея, и Юра, бегая за ним, думал: «Вот бы и мне с ним лететь».

В 1941 году поступил учиться в среднюю школу, но в мирное детство ворвалась война. Родное село Юрия оказалось в тылу врага. Семье Гагариных пришлось испытать на себе все ужасы и тяготы военного лихолетья. Но именно в эти годы у будущего космонавта зародилась мечта летать, стать летчиком.

Однажды над родным селом, занятым фашистами, советский летчик повторил подвиг капитана Гастелло, протаранив немецкий самолет. Объятый пламенем самолет упал на скопившиеся, на сельской улице немецкие танки и пушки. «Вот так надо любить Родину и ненавидеть врагов, - подумал Юра. Я вырасту и обязательно буду летчиком». Став взрослым, он выполнил свое обещание. По окончании войны семья Гагариных переезжает в райцентр Гжатск (ныне город Гагарин). Здесь он с отличием оканчивает неполную среднюю школу и поступает в Люберецкое ремесленное училище в Подмосковье. Одновременно учится в школе рабочей молодежи. Получив профессию формовщика-литейщика, Юрий поступает в Саратовский индустриально-педагогический техникум. Всерьез увлекается спортом. Но авиация и самолеты влекут его неудержимо.

На четвертом курсе техникума он поступает в Саратовский аэроклуб, где его наставниками становятся очень опытные наставники. Именно аэроклуб сыграл решающую роль в выборе дальнейшего пути. Здесь он совершил первый самостоятельный полет на небольшом самолете ЯК-18.

А далее годы летят, как одно мгновение: Военно-авиационное училище в городе Оренбурге, первое офицерское звание-лейтенант, свадьба с Валентиной Горячевой, служба в суровых условиях Севера, рождение дочери Елены, рапорт о зачислении в группу кандидатов в космонавты, поездки в Москву на строгие медицинские комиссии, переезд с семьей в столицу.

Весной 1960 года Юрий Гагарин уже серьезно готовится к полету в космос. Тренировки, парашютная и летная подготовка, велись в городе Киржаче. Он был удобен для этих целей по многим причинам: Во-первых, это был закрытый объект, принадлежащий парашютному НИИ, во-вторых, Киржач близко расположен к Чкаловскому аэродрому и Звездному городку. Условия здесь были самыми подходящими: пустующие деревянные казармы, построенные еще в годы войны, приспособили под укладочную парашютов, мастерскую и гостиницу экспериментаторов, а потом - космонавтов.

Наконец Байконур. Трудно было выбирать среди сильных и мужественных людей, прошедших длительную подготовку и горящих желанием осуществить этот полет. Но постепенно выделился один человек – старший лейтенант Ю. Гагарин. На этом сошлись медики, механики, тренеры. Он с успехом прошел испытания в сурдокамере, на стремительной центрифуге и в полетах с временной невесомостью. Показал неистребимое упорство, неистощимый оптимизм, беззаветный патриотизм. Кроме отличного здоровья, он обладал огромной волей к победе, выносливостью, целеустремленностью, трудолюбием.

Настал день старта – 12 апреля. На космонавтах оранжевые скафандры, на головах белые шлемы с красными буквами «СССР».

«Летчик, старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов!»- бодро докладывает будущий космонавт. Сказав несколько слов провожающим его людям, он поднимается в кабину корабля. Начинается обратный отсчет времени. Знаменитое гагаринское «Поехали!», что услышали люди на Земле сквозь грохот двигателей, знает теперь весь мир. Полёт Ю. Гагарина продолжался 108 минут. За это время на космическом корабле «Восток» Гагарин облетел вокруг земного шара, установив тем самым сразу три абсолютных мировых космических рекорда: продолжительности полёта-108 минут, высоты полёта-327,7 километров и рекорд максимально полезного груза, поднятого на эту высоту,-4725 килограмм. Этот полёт сам по себе уникален. Несмотря на небольшую продолжительность, он был первым, и было доказано, что человек может жить и работать в космосе. На Земле появилась новая профессия-КОСМОНАВТ.

Страна ликовала. Все только и говорили о полете, о Гагарине. Москва встречала своего героя. Цветы, улыбки, праздничное ликование. Героя поздравляли члены правительства, вручали высокие награды. За осуществление первого в мире космического полета Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание майора и впервые учрежденное звание «летчик-космонавт». За героический подвиг, прославивший нашу Родину, за мужество, отвагу и беззаветное служение народу и делу прогресса первому в мире летчику-космонавту майору Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», в Москве был установлен бюст Героя. Потом были многочисленные поездки по зарубежным странам. Всему миру стала известна его улыбка.

На свою родину, в Гжатск Смоленской области, Ю. Гагарин попал только в июне 1961 года. Юрий Алексеевич был назначен командиром отряда советских космонавтов, избран депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК ВЛКСМ. Продолжал активную летную деятельность, совершенствовал свое образование, поступив в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского. И готовился к новому космическому полету, приступив к тренировкам по программе нового космического корабля «Союз»

Киржачский район - одно из печальнейших мест на Земле. Это место авиационной катастрофы, унесшей жизнь первого космонавта Земли, которому едва исполнилось 34 года. Она случилась во время тренировочного полёта 27 марта 1968 года. Эта катастрофа потрясла весь мир.

Самолёт МИГ-17 упал в глухой непроходимый лес около деревни Новосёлово Киржачского района и взорвался. Установить истинную причину катастрофы так и не удалось, хотя официальной комиссией было проведено беспрецедентное по глубине и тщательности расследование. На месте трагической гибели Ю.А. Гагарина и лётчика В.С.Серёгина сооружён мемориал, в центре его - стела из красного камня, на которой в барельефном изображении - портреты погибших. Зимой и летом идут сюда люди, чтобы минутой скорбного молчания почтить память героев, приезжают их родные и близкие, российские и зарубежные космонавты. Гагаринский старт открыл двери во Вселенную. Пусть всего 108 минут, но эти минуты стали поворотными в истории. За ними стояли годы неутомимой, самоотверженной работы. «В клубке орбит, намотанных на земной шар, никогда не потеряется первый виток - гагаринский»,- писал Г. Титов.

Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрется или утратит свою ценность, но имя Юрия Гагарина в истории земной цивилизации останется навсегда. Люди подобны звездам: одни тлеют, но живут долго, а другие быстро сгорают, но при этом создают столько света и тепла, что не заметить их невозможно.

Думаю, что жизнь первого космонавта подобна звезде, которая указала человечеству путь, осветила небосвод и безвременно погасла.

А. Щербаков. Стихи о первом космонавте.

Но можно ли поверить в это,

Что в буйстве яростного света

Он жаркой искрою сгорел…

Нет, не предписано судьбой

Ему растаять в слезный стон.

Судьба его бессмертием овеяна.

Его характер век наш отковал.

Он улыбался с Мавзолея Ленина,

И мир, как в День Победы, ликовал.

Внеклассное мероприятия «Юные Гагаринцы»

для учащихся 1-3 классов

Е.Горелова. Пермская область

Звучит веселая музыка «Вместе весело шагать»

Ведущий1: Добрый день.

Ведущий 2 :Здравствуйте.

Ведущий 1

Когда в космические дали

Уходят чудо - корабли,

Мы все тепло сердец им дарим

И вспоминаем, как Гагарин

В то утро стартовал с Земли

Как в неизвестности он мчался

Весомой поступью земной

Под кораблем весь мир вращался

И свет эпохи излучался

Апрельской утренней звездой.

Ведущий 2

Когда по дальним звездным трассам

В сиянье завтрашних дорог

Уйдут космические асы

Все вспомнят, как могучий разум

Звезду, Гагарина, зажег.

Ведущий 1

Космонавт!

Такого слова не было

Среди многих тысяч слов

Привезли его на землю с неба

Летчики Гагарин и Титов.

Ведущий 2

Если спросить космонавтов с чего начинается дорога в космос, мы непременно услышим ответ: «С мечты».

Ведущий 1

Ребята, а вы хотите побывать в космосе. Дети дружно отвечают: «Да».

Ученик : Если в космос мы хотим

Значит скоро полетим,

Самым дружным будет наш,

Наш веселый экипаж.

Ведущий 2.

Предлагаю совершить космическое путешествие в Галактику хорошего настроения, на Орбиту знаний, провести ряд исследований и экспериментов, после которых вы станете настоящими Юными Гагаринцами.

Ведущий 1

Командирам экипажей 1-3 классов сдать рапорт о готовности к полету

начальнику космодрома (директор школы)

Командиры сдают рапорт « Экипаж «Звездочка» 1 класса в количестве 20 человек к полету готов», командир экипажа Иванов Иван и т.д. все командиры экипажей всех классов

Директор : Полет разрешаю.

Ведущий 1. Внимание! Всем приготовиться к запуску. В полете каждый космонавт должен выполнять космические правила.

Ведущий 2 .

Школьник, не забудь в космонавты держишь путь.

      Главным правилом у нас – выполнять любой приказ!

      Космонавтом хочешь стать – должен очень много знать!

1. Любой космический маршрут – открыт для всех кто любит труд!

2. Только дружных, звездолет, может взять с собой в полет!

    Скучных, хмурых и сердитых не возьмем мы на орбиты!

    Приготовиться к полету.

Вместе оба ведущих :

Пять, четыре, три, два, один, пуск.

Звучит музыка звук взлетающей ракеты и видео ракеты.

Ведущий 1.

И так мы оказались в открытом космосе

В космос всем открыта дверь

Ну-ка, сам себя проверь.

Ведущий 2

Ребята вам предлагается ответить на вопросы.

Вопрос экипажу 1 класса.: Назовите день и месяц, когда отмечается День космонавтики? (12 апреля)

Ведущий 1

Вопрос экипажу 2 класса: Назовите первых двух российских женщин- космонавтов? (Светлана Савицкая, Валентина Трешкова)

Ведущий 2.

Вопрос экипажу 3 класса: Кто был конструктором космического корабля, на котором совершил полет Юрий Гагарин? (Сергей Королев)

Ведущий 1

Вопрос 1 класса: Как называется город в котором работают и живут космонавты? (Звездный городок)

Ведущий 2.

Вопрос 2 класса: В каком году школе присвоено имя Ю.А. Гагарина (1961)

Ведущий 1

Вопрос 3 классу: Макет памятника какого животного имеется в Народном музее космонавтики и авиации (Собачка «Звездочка»)

Ведущий 2

Следующее задание: отгадать загадки:

1.Экипажу 1 класса – Космонавт, наш первый был

Был для всех примером

Веселый, смелый парень

Фамилия его … (Гагарин)

2..Экипажу 2 класса – Самолет, ли дирижабль

Нет, космический корабль

Может облететь планету

Называется … (ракета)

3Экипажу 3 класса- По орбите дом летает,

Космонавтов принимает

Были здесь все нации

На орбитальной… (станции)

Звучат фанфары

Ведущий 1 . Вопросы викторины:

1 класс. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковер-самолет.)

2 класс. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит. (Самолет.)

3 класс. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка.)

1 класс. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолет.)

2 класс. Первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году. (Спутник.)

3 класс. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа.)

Ведущий 2. Вопросы о космосе.

1 класс. Как называются гигантские пылающие шары? (Звезды.)

2 класс. Как называют упавший на Землю камень из космоса? (Метеорит.)

3 класс. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)

1 класс. Спутник Земли. (Луна.)

2 класс. Планета гигант. (Юпитер.)

3 класс. Как назвали самый большой Астероид? (Церера.)

Ведущий 1

Все вы хорошо прошли испытание, в полете доказали, что многое знаете и умеете, а главное действовали дружно, помогали друг другу. Теперь мы можем возвращаться на Землю.

Ведущий 2

Слово предоставляется гостю, присутствующему на мероприятии.

Звучит музыка космическая

Ведущий 1

Слово предоставляется нашим ученикам:

1. Под космическим сводом музея

Мы мечтаем подняться до звезд

Искупаться в лучах Водолея

И вернуться под кроны берез.

2.Понесут нас могучие крылья

По просторам небесных высот

И мечта наша ставшая былью

Нас на землю родную вернет.

3.И в родной наш музей, мы как к другу

Вновь придем и расскажем о том

Как в слепящую звездную вьюгу

Мы несли нашу память о нем.

4. А когда мы совсем подрастем

Сами в звездный мир шагнем

И нам скажет: «До свидания!»

Гулким эхом космодром.

5. Вы ждите нас, звезды, когда подрастем

Мы к вам прилетим и расскажем о том,

О том, как прекрасна планета Земля,

Какие на ней города и поля,

Какие цветы и деревья растут,

Какие в лесах ее птицы поют.

Звучит космическая музыка. Фанфары.

Ведущий 2

Слово предоставляется директору школы _________________________

Директор вручает участникам мероприятия свидетельства «Юных Гагаринцев».

Ведущий 1.

Новых прочных знаний Вам

Юные Гагаринцы

И больших успехов Вам учителя

Всем здоровья, счастья, солнечной энергии

И гордится Вами пусть Космос и Земля!!!

Ведущий 2.

Музей ее в России известен широко,

  • Информационно-аналитическая карта (паспорт) раздел i 1 общие сведения об общеобразовательном учреждении (3)

    Документ

    Часов в неделю Учебно-методическое... Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 класс- М., 2005 Физическая культура 2 А,Б,В Программы общеобразовательных учреждений ... , девушки!»; День космонавтики ; Декада «Памяти...

  • Общеобразовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы в 2008 году

    Документ

    Финансирование общеобразовательных учреждений - финансирование... организации . Работа школьного городка направлена на подготовку и проведение ... добровольческая акция «Весенняя неделя Добра – 2007» ... конкурсе, посвящённом Дню космонавтики , Махмутова Ю. ...

  • План учебно- воспитательной работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Анализ

    Воспитательной РАБОТЫ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Нижняя Елюзань на... Проведение мероприятий, посвященные Году космонавтики апрель Зам.дир по ВР 6. Привлечение родителей к организации ...

  • Программы для общеобразовательных учреждений Физика Астрономия Физика 7 - 11 классы Астрономия

    Документ

    Учебным планом общеобразовательных уч­реждений по 2 учебных часа в неделю в 7, ... содержанием. Организация исследований школьников... Программой предусмотрено проведение фронтальных лабораторных... астрономии и космонавтике («Основы космонавтики» , «Вселенная...

  • Цели : ознакомить учащихся с такой наукой, как космонавтика; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, ловкость.

    Действующие лица

    Ход мероприятия

    Ведущий . Юрий Гагарин - первый человек, побывавший в космосе. «Лицо Гагарина было улыбкой Земли, посланной в космос» - так сказал поэт Е. Евтушенко.

    12 апреля 1961 г. В этот день весь мир рукоплескал человеку, который за 2 неполных часа стал известен даже в самых отдаленных уголках Земли - везде, где были газеты, радио, телевидение.

    Чтец 1.

    Этот мир для нас с тобою создан,

    Как же нам остаться не у дел:

    Дальние подмигивают звезды,

    Расстоянье вовсе не предел.

    Молодость - стремительное время,

    Пусть всегда над ней стремимся ввысь,

    И к полету будь готов все время,

    Даже если ждать его всю жизнь.

    Звучит песня «Знаете, каким он парнем был...»

    Знаете, каким он парнем был?

    Тот, кто тропку звездную открыл?!

    Пламень был и гром,

    Замер космодром,

    И сказал негромко он...

    Он сказал: «Поехали!»

    Он махнул рукой...

    Словно вдоль по Питерской,

    Промчался над Землей.

    Ведущий . Родился Юрий Алексеевич Гагарин в деревне Клушино Смоленской области 9 марта 1934 г. В 1941 г. он поступает в среднюю школу райцентра Гжатск (ныне Гагарин). Во время войны Юра с родными находился в тылу врага, испытал все тяготы военного времени. Однажды над их поселком советский летчик повторил подвиг Гастелло. Вероятно, тогда подросток испытал чувство гордости за героя и решил, что именно так надо любить и защищать свою Родину и что он обязательно станет летчиком. Позже он оканчивает ремесленное училище в Люберцах в Подмосковье, затем учится в Саратовском индустриально-педагогическом техникуме и на 4-м курсе поступает в Саратовский аэроклуб, где совершает свой первый самостоятельный полет на простеньком ЯК-18.

    Были другие училища и курсы, но это был первый шаг в небо.

    Чтец 2.

    Рождался день двенадцатый апреля,

    В спокойной, предрассветной тишине

    Ждал Байконур, ракету ввысь нацеля,

    Застывши, ждали звезды в вышине...

    Курились дымки призрачно и зыбко,

    Стелилась в небе зоревая шаль.

    И он сказал: «Поехали!» - с улыбкой,

    Светящейся стрелой умчался в даль.

    Взгляд материнский устремляя к сини,

    Не сомневаясь в стойкости его,

    Следила благодарная Россия

    За яркой трассой сына своего.

    Мир замер в восхищенье и тревоге,

    Таких чудес не знал XX век...

    Ведущий . Подвиг Юрия Гагарина - первый в мире орбитальный космический полет. Воспоминания В. Шаталова, летчика-космонавта: «Перед Гагариным было проведено 5 пробных запусков. Они показали, что космос не прощает малейшей неточности: первый корабль не вошел в программу, не послушался команду на спуск, перешел на новую орбиту и в дальнейшем прекратил существование. Второй запуск был удачным. Но в конце 1960 г. на третьем запуске корабля типа "Восток" опять неудача: аппарат сгорел при возвращении... Юрий шел на риск, ценою которого могла стать жизнь...» Спустя несколько месяцев после полета Гагарина слетал в космос - проведя на орбите целые сутки! - его дублер Герман Титов. Советские ученые этим не ограничились и в этом же году в сторону Венеры запустили первую космическую станцию.

    Проведем небольшой конкурс.

    3. Кто и когда первым из космонавтов вышел в открытый космос? (Алексей Леонов, 18 марта 1965 г.)

    5. Кто был первым на Луне? Как долго он там находился? (Нил Армстронг, 62 мин 17 с.)

    6. Позывные Юрия Гагарина. (Кедр.)

    8. Первый искусственный спутник Солнца. (США.)

    9. Первый искусственный спутник Марса. (США.)

    10. Какая самая крупная планета Солнечной системы? (Юпитер.)

    11. На какой планете есть русла высохших рек? (На Марсе.)

    12. Наука, изучающая небесные тела, звезды и планеты? (Астрономия.)

    13. Кто открыл закон всемирного тяготения? (Ньютон.)

    Ведущий . С 9 апреля 1962 г. в ознаменование первого в мире полета человека в космос в нашей стране ежегодно 12 апреля отмечается День космонавтики. По решению Международной авиационной федерации этот день стал Всемирным днем авиации и космонавтики.

    Полет Юрия Гагарина продолжался 108 мин, за это время космический корабль «Восток», облетая вокруг земного шара, установил три абсолютных мировых космических рекорда: продолжительность полета - 108 мин; высота полета - 327,7 км; подъем груза на эту высоту - 4 тыс. 725 кг.

    Этот полет уникален, человек может жить и работать в космосе.

    На Земле появилась новая профессия - космонавт.

    Звучит песня «Трава у дома».

    Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе,

    Земля в иллюминаторе видна.

    Как сын грустит о матери, как сын грустит о матери,

    Грустим мы о Земле - она одна.

    А звезды тем не менее, а звезды тем не менее,

    Чуть ближе, но все так же холодны.

    И как в часы затмения, и как в часы затмения,

    Ждем света и земные видим сны.

    Припев:

    И снится нам не рокот космодрома,

    Не эта ледяная синева, -

    А снится нам трава, трава у дома,

    Зеленая, зеленая трава.

    А мы летим орбитами, путями неизбитыми,

    Прошит метеоритами простор.

    Оправдан риск и мужество, космическая музыка

    Вплывает в деловой наш разговор.

    В какой-то дымке матовой земля в иллюминаторе,

    Вечерняя и ранняя заря...

    А сын грустит о матери, а сын грустит о матери, -

    Ждет сына мать, а сыновей Земля.

    Ведущий . За это время космонавтика прошла путь от простых искусственных спутников Земли до сложных лунных и межпланетных автоматических, от одноместных космических кораблей до орбитальных станций со сменными экипажами, от простейших экспериментов в космосе до фундаментальных исследований.

    Чтец 1.

    Вознесся в космос человек,

    Но это вовсе не побег

    Из повседневности земной.

    Взнесся в космос человек,

    Секретом неба овладел,

    И возвратился человек,

    И снова Землю оглядел:

    Напрашивается масса дел!

    Чтец 2.

    Еще недужен лик Земли,

    Еще витает горький прах

    Сынов Земли, которых жгли

    Вчера на атомных кострах.

    А сколько на Земле калек!

    Поставим этому предел,

    Поскольку, силою богат,

    Ворвался в космос человек

    И возвратился он назад,

    И убедился человек,

    Что доброй воле нет преград.

    Сценарий конкурсной программы на День космонавтики в 5-6-7 классах

    Цели: развивать эрудицию учащихся, изучить новый материал, закрепить пройденный; развивать ловкость и смекалку.

    Предварительная подготовка . К этому мероприятию учитель может предложить учащимся для заучивания следующие стихотворения.

    Звезды

    Звездочки ясные, звезды высокие!

    Что вы храните в себе, что скрываете?

    Звезды, таящие мысли глубокие,

    Силой какою вы душу пленяете?

    Частые звездочки, звездочки тесные!

    Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

    Чем увлекаете, звезды небесные,

    Силу великую знания жгучего?

    И почему так, когда вы сияете,

    Маните в небо, в объятья широкие?

    Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

    Звезды небесные, звезды далекие!

    Послушайте!

    Послушайте!

    Ведь, если звезды зажигают -

    Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

    Значит - кто-то называет эти плевочки

    жемчужиной?

    И, надрываясь

    в метелях полуденной пыли,

    врывается к богу,

    боится, что опоздал,

    целует ему жилистую руку,

    чтоб обязательно была звезда!

    Клянется -

    не перенесет эту беззвездную муку!

    ходит тревожный,

    но спокойный наружно.

    Говорит кому-то:

    «Ведь теперь тебе ничего?

    Не страшно?

    Послушайте!

    Ведь, если звезды

    зажигают -

    значит - это кому-нибудь нужно?

    Значит - это необходимо,

    чтобы каждый вечер

    над крышами

    загоралась хоть одна звезда?!

    Ход мероприятия

    Ведущий.

    Сыны и дочери планеты голубой

    Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.

    Налажен путь в межзвездные пространства

    Для спутников, ракет, научных станций.

    Шагает эра космоса вперед!

    Ракеты продолжают свой полет,

    Стартуя с Байконура каждый год.

    Привык к таким явлениям народ.

    Хранит в душе он первую любовь,

    Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,

    Но первый был Гагарин, он был свой,

    Родной, с улыбкой детской, озорной.

    Когда День космонавтики справляют,

    Любимца своего все вспоминают.

    Но в этот день поздравим мы и тех,

    Кто славу создает стране, успех:

    Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,

    Как космонавты подвиг совершают,

    И тех, кто отправляет корабли,

    Стартующие с матушки-Земли, -

    Всех, кто с космической наукой в жизни связан.

    Народ своей любовью им обязан.

    Гордится космонавтикой страна:

    Она была и будет нам нужна!

    Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня наша викторина посвящена Дню космонавтики. Этот день навсегда останется в истории и сердцах миллионов людей. Благодаря старательным усилиям наших знаменитых ученых нам сегодня доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос!

    А сейчас мы приглашаем вас, дорогие участники, на импровизированный аэродром.

    Для начала викторины необходимо разделиться на две команды.

    На столе учителя лежат карточки, количество которых соответствует количеству ребят. На обратной стороне карточек отмечены цифры 1 и 2. Каждый участник подходит и вытягивает карточку, смотрит своей номер команды.

    Каждой из команд предлагается определенное задание. Та команда, которая первая назвала правильный ответ, зарабатывает одно очко. Победительницей мероприятия считается команда, набравшая наибольшее количество очков. Также учитывается находчивость, сообразительность и ловкость команд.

    Вопросы викторины:

    1. Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него под действием сил притяжения.)

    2. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)

    3. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по Вселенной.)

    4. В какой галактике мы живем? (Галактика Млечный Путь.)

    5. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

    6. Какую планету называют Утренней Звездой? (Венеру.)

    7. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер.)

    8. Какая планета самая маленькая? (Плутон.)

    9. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой.)

    10. Какая планета из видимых с Земли самая яркая? (Венера).

    11. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе.)

    12. Почему планету Марс называют «красной» планетой? (Из-за цвета ее пустынь.)

    13. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека? (Луна.)

    14. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах.)

    15. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю.)

    16. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений.)

    17. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.)

    18. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянскийученый Галилео Галилей.)

    19. Что такое комета? (Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.)

    20. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник.)

    21. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский.)

    22. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П. Королев.)

    23. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (К).А. Гагарин.)

    24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.)

    25. Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова.)

    26. Как называется летательный аппарат? (Ракета.)

    Дополнительные сведения:

    Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, расположена на расстоянии 58 млн км от Солнца. Полный оборот совершает вокруг него за 88 дней.

    Венера - вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета. Венера - самая жаркая планета. Период вращения вокруг Солнца - 225 дней. Двигаясь по орбите, она ближе всех подходит к Земле.

    Земля . Большую часть поверхности Земли составляет Мировой океан (71%), суша - 29%. Суточное вращение земного шара происходит за 23 часа 56 минут 41 секунду. Свет от Солнца до нас доходит за 8 минут.

    Марс - четвертая по расстоянию от Солнца планета, холодная и безводная. На Марсе находятся самые высокие горы - около 27 км высотой. Сутки на Марсе длятся 24 часа 39 минут. Год на Марсе длится 689 дней. Днем температура достигает 0 градусов, а ночью падает до 100 градусов по Цельсию.

    Юпитер - пятая по расстоянию от Солнца. Самая большая планета, затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 12 лет. Период вращения Юпитера вокруг своей оси составляет 9 часов 50 минут; температура достигает 140 градусов.

    Сатурн - шестая планета. Она отличается от всех остальных тем, что имеет около 7 колец. Все они вращаются вокруг планеты. Кольца состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов и пыли. Сатурн делает оборот за 10 часов 15 минут. Температура этой планеты 170 градусов.

    Уран - это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Это седьмая планета от Солнца. По диаметру она почти в четверть больше Земли. Она вращается вокруг Солнца за 84 года, температура - 215 градусов.

    Нептун - делает полный оборот за 164 года.

    Плутон - последняя планета. Она находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Это самая маленькая и холодная планета.

    Умницы! Оказывается, вы так много знаете о космосе, планетах и звездах, что я не сомневаюсь в ваших знаниях о зарождении жизни на нашей планете.

    А знали ли вы, что возраст нашей старушки-Земли, которая является родным домом всему человечеству, очень велик. Его даже трудно себе представить: Земля возникла в звездном пространстве около пяти миллиардов лет назад! Попробуйте вообразить, почувствовать это время. Пять миллиардов - это значит пять раз взять по миллиарду лет! Вот как далек от нашего времени день ее рождения!

    Для удобства изучения этапов образования нашей планеты ученые разделили историю ее развития и эволюцию жизни на отдельные эры, используя для этого некоторые естественные, характерные особенности. В свою очередь эры делятся на периоды. Продолжительность эры и каждого периода - их возраст - определена в миллионах лет.

    Эра звездного существования Земли - тогда раскаленной и безжизненной - удалена от нашего времени на миллиарды лет. Атмосфера была насыщена горячим газами и водяными парами. Тучи вулканического пепла сплошной пеленой окутывали планету и не пропускали солнечных лучей. Водяные пары по мере охлаждения Земли постепенно сгущались, и наконец хлынули горячие проливные дожди, которые продолжали идти тысячелетиями... Вода - основа возникновения и существования живой материи - появилась на планете в первой половине архейской эры. Это было время образования первых древних морей и океанов. А как известно, океан - это колыбель жизни. Ведь первые живые клетки возникли именно в океане. Так на Земле появилась жизнь. Произошло это событие около двух миллиардов семьсот миллионов лет назад. Причем названная цифра научно обоснована. Она определена учеными исходя из возраста окаменелых останков первых беспозвоночных животных, первых водорослей и первых бактерий, появившихся на Земле.

    В течение следующих четырех эр: протерозойской, палеозойской, мезозойской, кайнозойской - наша планета обрела современные очертания. И на сегодняшний день, в век технического прогресса, мы имеем возможность исследовать космос, звездные тела и другие планеты.

    Итак, мы с вами находимся на космодроме, где нас ждут команды космонавтов, мечтающие побывать в космосе, но полететь сможет только та, которая станет сильнейшей. Поэтому, чтобы стать отличным космонавтом, недостаточно быть здоровым и обладать специальными знаниями. Нужно быть еще выносливым, ловким, находчивым, легко справляться с проблемами, возникающими во время космического полета.

    Задание 1.«Кольцо»

    Две команды стоят параллельно друг другу. Напротив каждой команды лежит обруч. Участники каждой команды должны по очереди пролезть через обруч и занять свое прежнее место. Выигрывает та команда, которая раньше выполнит задание.

    Задание 2. «Шатающийся бум»

    Бум (или низкую длинную скамейку) длиной несколько метров устанавливают на высоте 30-40 см от пола или земли. Две команды выстраиваются на концах бума. По сигналу первые участники начинают передвигаться навстречу друг другу, сталкивая соперника. Свалившийся выбывает из игры. А в игру вступает следующая пара. Побеждает та команда, которой удастся перейти на противоположный конец.

    Устали? Давайте немножко отдохнем. Перед вами - кроссворд , который мы сейчас дружно разгадаем.

    1. Эта планета имеет семь колец. (Сатурн.)

    2. Планета красного цвета. (Марс.)

    6. Назовите планету, большая часть которой занимает мировой океан. (Земля.)

    8. Планета, открытая с помощью телескопа. (Уран.)

    Задание 3. «Кресло космонавта»

    Выбирается по одному представителю от команды. Участник садится в кресло и, не покидая его, пытается собрать расположенные вокруг него десять предметов (расстояние до них должно составлять не меньше полуметра).

    Задание 4. «Стрелы вселенной»

    Перед каждой командой выставляется фанерный щит с изображением звездного неба. Около каждой звезды - номер. Чем меньше звезда, тем больше ее номер. С расстояния 4—5 м участник команды должен попасть дротиками в одну из звезд. Кто наберет наибольшее количество очков, тот и победитель.

    Все самые трудные задания позади, осталось одно, но не менее важное. Сноровке и ловкости вам не занимать, поэтому нужно позаботиться о том, что же взять с собою в космос.

    На столе разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, яблоко, кошка, скафандр, будильник, тапка, фотоаппарат, тюбик с манной кашей, ложка, тюбик с тортом и т. д. Каждый участник должен выбрать один из наиболее понравившихся ему предметов и объяснить почему.

    Вот и закончились наши соревнования. Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри, которое определит сегодня победителя. Вы сегодня показали глубокие знания по астрономии, доказали, что вы можете справиться с любой проблемой.

    А еще ребята приготовили вам стихотворения, которые они сейчас прочитают.

    Ученики читают стихи. Подведение итогов викторины.

    А нам остается попрощаться и пожелать друг другу удачи, счастья, успехов и до встречи в межгалактическом пространстве.

    Внеклассное мероприятие на День космонавтики для школьников. Сценарий

    Общешкольное мероприятие "Люди тянутся к звёздам". Сценарий

    Жидикина Оксана Михайловна, воспитатель, ГБОУ - кадетская
    школа - интернат «Дятьковская кадетская школа - интернат авиации имени Героя Советского Союза Кашина И.А.»
    Описание материала: общешкольное мероприятие, посвящённое празднованию Дня космонавтики. Авторская разработка поможет в подготовке мероприятия воспитателям, классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе.
    Цель: ознакомление учащихся с покорителями космоса.
    Задачи:
    - способствовать углублению знаний в усвоении космоса, в области достижения науки;
    - развивать память, творческие способности;
    - воспитывать гордость за нашу страну.
    Ход мероприятия
    Звучит музыка

    1. Этот мир для нас с тобою создан,
    Как же нам остаться не у дел:
    Дальние подмигивают звезды,
    Расстоянье вовсе не предел.

    2. Молодость - стремительное время,
    Пусть всегда над ней стремимся ввысь,
    И к полету будь готов все время,
    Даже если ждать его всю жизнь.
    Под космическую музыку выходят чтецы
    1. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись мифы, красивые легенды.

    2. Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?
    Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.


    3. С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
    Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер.


    Потом был создан дирижабль, а затем самолет.


    И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.
    Сейчас для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли, месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, летят к другим планетам автоматические станции. А когда-то космические полеты были из области фантастики.

    Песня «Полёт»

    1. Когда мы вырастем, то в космос полетим.
    Ну а пока мы рассказать хотим
    О людях тех, умелых и отважных,
    Что покорили космос.

    2. Очень важно
    Не забывать имен их –
    Всех космонавтов и учёных,
    Которые законы нужные открыли
    И нам дорогу в космос проложили.

    3. В Калуге под Москвой
    Учитель жил один простой.
    Всю жизнь о космосе мечтал,
    Сам нужные науки изучал,
    Провёл огромную работу
    И начал создавать теорию
    Космических полётов.
    Он гений был, и в наши дни
    О Циолковском помнить мы должны.


    4. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - русский ученый, основоположник космонавтики, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
    5. Но кто построил первую ракету?
    Вы знаете об этом?
    Конструктор, академик Королёв.
    К полёту первый спутник был готов
    В минувшем веке, в пятьдесят седьмом году.
    Он полетел благодаря труду
    Конструкторов, ракетчиков, рабочих,
    И он был первым в мире, между прочим.


    6. С освоением космоса связано неразрывно имя Сергея Павловича Королева (1906 -1966) – главного конструктора космических кораблей. Главный конструктор, как его называли космонавты, останется главным навсегда. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

    7. «Он душевен был и прост,
    по-саперски прост –
    жизнь проживший в полный рост.
    Подаривший людям мост
    От Земли до самых звезд».

    8. «Это было время, когда каждая минута равнялась годам … Это были люди, которые сделали годы равными векам».
    «Мы были узники на шаре скромном
    И сколько раз, в бессчетной смене лет,
    Упорный взор Земли в просторе темном,
    Следил с тоскою за движением планет».

    9. И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.
    И вот … Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты и, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. Ракета поднимается ввысь, покидая космическую гавань Вселенной.

    10. Через 4 года новый был успех –
    Поднялся в космос первый человек.
    Гагарин Юрий выполнил полёт.
    Вокруг Земли наш облетел пилот.
    Благополучно завершил виток
    Космический корабль «Восток».


    Эти секунды были итогом всех споров противников, итогом озарений и ссор, итогом очёркнутых чертежей, итогом коротких докладов в строгих кабинетах Кремля и бессонных ночей в маленьком домике в том месте, которому люди придумали красивое нерусское имя – Байконур.

    11. В то утро страшно стало перепелкам,
    Что в степь летели, из гнездовий взмыв,
    Когда под небом будто бы из шелка
    Уперся в небо
    реактивный взрыв.
    И разнеслась такая весть по свету,
    Как будто пробил
    мира звездный час!
    Доныне все мы бережем газету
    С портретом Юры.
    С сообщеньем ТАСС.
    Судьба его бессмертием овеяна.
    Его характер век наш отковал.
    Он улыбался с Мавзолея Ленина
    И мир, как в День Победы, ликовал.

    12. За 26 лет до выхода на орбиту земля советского космического корабля « Восток» с человеком на борту Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Не хочется умирать на пороге проникновения человека в Космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик. У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства. Представляю его открытое «русское лицо, глаза сокола».

    13. Эти слова произнесены великим учёным в 1938 году. Юре Гагарину было в то время около года. Кто мог предречь тогда, что именно этот мальчик, рожденный в семье смоленских колхозников, станет первым из тех обитателей планеты, на чью долю выпадает, разорвав путы земного притяжения, проникнуть в межпланетное пространство? И всё же портрет космонавта, нарисованный Циолковским, удивительно точно предвосхищает и внешний облик Юрия Гагарина, и содержание его внутреннего мира.

    Видеозапись «Знаете, каким он парнем был…»

    14. Скажешь: - Гагарин - и вдруг перед нами
    Ввысь устремляется, вихрем влекомый,
    В небо, взметнув прометеево пламя,
    Степь, оглушая восторженным громом.
    Въяве увидишь, как он вдохновенный,
    Шар, облетая и струны Вселенной
    Трогая в смелом полете руками
    Струн тех невидимых чуя сплетенье,
    Мчится меж ними в бессмертные шири,
    Вслушайся!
    В сердце вливается пение –
    Голос гармонии Вечности в мире.
    Мчится он, дерзким полетом нарушив
    Звездной Вселенной покой вековечный.
    Слушают чуткие звездные уши
    Сердца биенье и вздох человечий.
    Вижу: спокойствие глаза под бровью,
    В ясной улыбке свечение жизни.
    Слышится: с неба - В порядке здоровье.
    Слава нашей родимой Отчизне!
    Наш современник, он жил между нами,
    Нового ждал от Отчизны заданья.
    Преданный, вечно готовый с друзьями
    К новым разведкам тайн мирозданья.
    Он и сейчас между нами, живыми,
    В наших стремленьях и наших, заботах,
    Вечно пребудет в сердцах его имя
    Зовом и символом смелого взлета.

    15. Мы гордимся теми людьми, которые связали свою жизнь с опасным, тяжёлым, но благородным делом – полётами в космос. Мы гордимся тем, что наша страна первой открыла дорогу в космос!
    Ах, этот день двенадцатый апреля,
    Как он пронесся по людским сердцам!
    Казалось, мир невольно стал добрее,
    Своей победой потрясенный сам.
    Какой гремел он музыкой вселенской,
    Тот праздник, в пестром пламене знамен,
    Когда безвестный сын земли смоленской
    Землей-планетой был усыновлен.
    Жилец Земли, геройский этот малый
    В космической посудине своей,
    По круговой, вовеки небывалой,
    В пучинах неба вымахнул над ней…
    В тот день Земля как будто меньше стала,
    Но стала людям, может быть родней.
    Ах, этот день невольно или вольно
    Рождавший мысль, что за чертой такой -
    На маленькой Земле – зачем же войны,
    Зачем же все, что терпит род людской?
    Ты знал ли сам, из той глухой вселенной
    Земных своих достигнув берегов,
    Какую весть, какой залог бесценный
    Доставил нам из будущих веков?
    Да, - В ряду десятилетий каждый год
    Мы метим новыми
    Космическими вехами.
    Но помним:
    К звездам начался поход
    С Гагаринского
    Русского «Поехали»

    16. Этот полет уникален, человек может жить и работать в космосе.
    На Земле появилась новая профессия - космонавт. Из более чем 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий. Космонавтика в тысячу раз моложе истории человечества, его осознанного опыта. Завоевание космоса только начинается.

    17. Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда. День 12 апреля. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. По решению Международной авиационной федерации этот день стал Всемирным днем авиации и космонавтики.

    "Песня «Космос"

    18. Космонавт № 2 – Герман Титов на космическом корабле «Восток-2» впервые в мире совершил 17 кругосветных витков, пробыв в полёте более суток. Если полёт
    Ю. Гагарина доказал, что человек может летать в космос, то полёт Г. Титова показал, что человек может жить в космосе, работать и отдыхать. Он был первым, кто провёл киносъёмку Земли из космоса. Люди увидели свою планету такой, какой никто и никогда её не видел.

    19. Титов, Попович, Николаев и Быковский
    После Гагарина слетали в космос.
    Всё больше космонавтов новых.
    И Валентина Терешкова
    Была средь первых космонавтов.


    Не побоялась, смело ступила на космический путь. Она выполнила с честью свою работу и доказала, что женщины способны на многое, и даже на полёт в космос. Подвиг В. Терешковой продолжила вторая женщина - космонавт – Светлана Савицкая.


    Она не только совершила полет в космос, но и много дней работала на орбитальной станции.
    В 1994 году список российских женщин-космонавтов пополнила Елена Кондакова.


    И этот список фамилий космонавтов можно продолжать и продолжать. И все они граждане нашей страны – России.

    20. Выход в открытый космос - это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса. Первый выход в космос был совершён в марте 1965 года. Подготовка к нему была немалой – три года. На космическом корабле находились два космонавта – Павел Беляев и Леонид Леонов.


    Продолжительность полёта 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. В ходе этого полёта Леонов первый шагнул в открытый космос и находился там 12 минут 9 секунд.

    Видеозапись « Я – Земля…»

    21. Но 27 марта 1968 года мир узнал о страшной трагедии – гибели первого космонавта планеты. Это случилось в небе Владимирской области около деревни Новоселово. Незадолго до гибели Гагарину исполнилось 34 года. Он совершал тренировочный полет с инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным.

    22. Но неудачи иногда бывали,
    И космонавты погибали…
    Так, храбрый Комаров сгорел при спуске.
    В другой же раз от перегрузки
    Открылся клапан…
    Космонавты Добровольский,
    Пацаев, Волков погибли в шаре все геройски.
    Минута молчания
    Песня «Нежность»

    23. Двадцатый век, к галактикам взлетая,
    Несет нам всем торжественную весть:
    Есть космонавт – профессия такая,
    Уже такая должность в мире есть.
    Знакомый плохо с картою небесной,
    И я в тот день ошибки не избег –
    Смотрите все: - уже портрет над бездной
    Не мертвая звезда, а человек!
    Такая должность и такое право:
    Он первым ищет путь к мирам иным.
    Он трудится!
    Не почести и слава,
    А долг и верность управляют им.
    Песнь спутников, что в тихом
    Звездном звоне
    Гремит, и величава и проста,
    Он завтра примет в твердые ладони,
    Он прояснит неясные места,
    О том, что видел, даст отчет народу
    Он, Мягкий взор, поднявший к небесам,
    Где светлых звезд мерцают хороводы,
    Где он звездой сиял недавно сам.
    9 марта наша страна отметит 81 годовщину со дня рождения Ю. Гагарина. А в нашей памяти он останется молодым, с лучезарной улыбкой.

    24. Да «… Великое не умирает, оно остается людям. В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра - свершением». (С.П.Королев).

    25. За это время космонавтика прошла путь от простых искусственных спутников Земли до сложных лунных и межпланетных автоматических, от одноместных космических кораблей до орбитальных станций со сменными экипажами, от простейших экспериментов в космосе до фундаментальных исследований.

    26. Полеты становятся все более длительными. Космонавты уже находятся в космосе не часы, не дни, а по несколько месяцев. Изменились и сами космические корабли. Теперь эти огромные сооружения, в которых есть все необходимое для длительной жизни на орбите, это - международные космические станции - МКС. С МКС ведутся наблюдения за Солнцем, планетами, звездами.


    27. Почему люди тянутся к звездам?
    Почему в наших песнях
    Герой – это сокол?
    Почему все прекрасное,
    Что он создал,
    Человек, помолчав,
    Называет высоким?
    Нелегко проложить пути
    До вчерашних туманных звезд,
    Но трудней на Земле найти
    Путь,
    Что в сердце своем пронес,
    Что рекою пронес по Земле,
    Что навеки связал города,
    Что лучом бушевал во мгле,
    Освещал твои года.
    Нелегко,
    Но ты должен найти
    Путь,
    Что в сердце до звезд
    Донес,
    Путь земной – продолженье пути
    До сегодняшних ярких звезд…

    28. Послушайте!
    Ведь, если звезды зажигают -

    Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
    Значит - кто-то называет эти плевочки
    жемчужиной?
    И, надрываясь
    в метелях полуденной пыли,
    врывается к богу,
    боится, что опоздал,
    плачет,
    целует ему жилистую руку,
    просит -
    чтоб обязательно была звезда!
    - клянется -
    не перенесет эту беззвездную муку!
    А после
    ходит тревожный,
    но спокойный наружно.
    Говорит кому-то:
    «Ведь теперь тебе ничего?
    Не страшно?
    Да?!»
    Послушайте!
    Ведь, если звезды
    зажигают -
    значит - это кому-нибудь нужно?
    Значит - это необходимо,
    чтобы каждый вечер
    над крышами
    загоралась хоть одна звезда?!

    29. Теперь разнообразные автоматические аппараты бороздят космос и разгадывают тайны Вселенной. Сейчас космонавтика – одна из новейших областей человеческой деятельностей, и как она будет развиваться в дальнейшем, зависит от всех нас. Хочется, чтобы гордые и смелые люди, победили бы космические бездны, перешагнули невидимую границу орбиты Плутона, открыв эру межзвездных полетов…

    30. Если спросить наших космонавтов, с чего у них начинается дорога в космос, то непременно услышим ответ: «С мечты! Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив».

    Стихотворение Бориса Дворного «Мечта»
    Подоконник ладонями стиснув,
    Ты стоишь, запрокинув голову,
    И летят позывные мыслей
    К дальним звёздам – белые голуби.
    Где-то там, в беспредельной темени,
    За границами звёздной Арктики,
    В недоступном пространстве и времени
    Проплывают иные галактики.
    Я уверен: в каком-то созвездии
    Есть планеты, как наша, зелёные,
    И живут там твои ровесники –
    Космонавты, поэты, учёные.
    И в такую же полночь лунную,
    Запрокинув мечтательно голову,
    Загрустила ровесница юная
    На планете в созвездии Голубя.

    Песня «Мечта летать»

    31. Сыны и дочери планеты голубой
    Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
    Налажен путь в межзвездные пространства,
    Для спутников, ракет, научных станций.
    Шагает эра космоса вперед!
    Ракеты продолжают свой полет,
    Стартуя с Байконура каждый год.
    Привык к таким явлениям народ.
    Хранит в душе он первую любовь,
    Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
    Но первым был Гагарин, он был свой,
    Родной, с улыбкой детской, озорной.

    32. Когда День космонавтики справляют,
    Любимца своего все вспоминают.
    Но в этот день поздравим мы и тех,
    Кто славу создает стране, успех:
    Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
    Как космонавты подвиг совершают,
    И тех, кто отправляет корабли.
    Стартующие с матушки - Земли,-
    Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
    Народ своей любовью им обязан.
    Гордится космонавтикой страна:
    Она была и будет нам нужна!

    33. Космонавты, спасибо вам.
    Современники наши, - спасибо!
    Я в приливе взволнованных чувств
    Благодарен вам снова и снова:
    Вы открыли землянам
    Страницы небесных красот,
    Показали нам Землю
    С невиданных прежде высот,
    Показали ее в голубом ореоле.
    Человечество знает теперь:
    Космос людям послужит,
    Им будет послушен.
    Вам от сердца спасибо, герои,
    Могучие звёздные братья!
    Спасибо же вам, космонавты!

    Песня «Военно-воздушные силы державы»

    34. «Это сегодня. А завтра?… Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями… Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос. И пусть потомки завидуют нашему счастью». Эти слова сказал Юрий Алексеевич Гагарин, 20 марта 1967 г.

    35. Мы бежим скорее в школу
    В наш любимый класс.
    Много дел больших и новых
    Ожидает нас.
    Будет день, дорогой света
    Полетим и мы –
    К тайным, сказочным планетам
    В дальние миры.
    Пройдут годы. Может быть, кто-то из нас станет космонавтом. И своим полетом в космос, так же, как и Юрий Алексеевич Гагарин, прославит нашу землю.

    36. Чтоб космонавтом стать,
    Здоровьем крепким надо обладать.
    И образ жизни правильный вести,
    И подготовку должную пройти.
    И только после многих испытаний
    Ты космонавтом станешь.

    37. Конечно, каждый может захотеть
    Из космоса на Землю посмотреть.
    Но хватит ли терпения и сил?
    Лишь тот, кто храбро всё переносил,
    Отправится в космический полёт.
    Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

    «Ничего не закончилось, всё только начинается…»
    (К. Циолковский)

    Марина Цыплакова
    Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

    Сценарий мероприятия ко Дню космонавтики .

    Тема : «Путешествие в космос » .

    Цель :

    1. Расширить представления детей о космонавтике .

    2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

    3. Организовать соревновательную деятельность между командами.

    4. Создать активное взаимодействие учащихся в команде.

    Оборудование : портреты космонавтов , изображение планет Солнечной системы и известных созвездий, разрезные картинки с изображением ракеты, два воздушных шарика, ракетки, демонстрационный материал (слайды о космосе , космонавтах , детские рисунки).

    Воспитатель : Ребята, кто догадается, чему будет посвящено наше мероприятие ? (Ответы детей ) .

    Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство .

    Давайте посмотрим, как это происходило.

    Видеопризентация

    День авиации и космонавтики - это особенный , триумфальный праздник! Недаром его отмечает весь мир!

    Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство . Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (Ответы детей ) . (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах.).

    Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С. П. Королёв, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник .

    12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический полет с человеком на борту корабля. К этому дню готовились очень долго.

    Ученые, конструкторы-испытатели и люди многих других профессий были задействованы в подготовке великого полета. Нужно было все учесть, все предусмотреть, для того чтобы полет прошел удачно. Долго выбирали и лётчика-космонавта .

    И после долгих испытаний и обсуждений было принято решение : первым в мире космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин.

    Наконец настал решающий день. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил космический полет . За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это был мощный прорыв в освоении космоса !

    А потом была торжественная встреча на Красной площади. За несколько часов Юрий Гагарин стал самым известным человеком в мире. Когда по радио прозвучало правительственное сообщение о великом полете, улицы всей страны заполнились толпами людей. Все хотели поприветствовать первого в мире космонавта , Сына Земли, Гражданина Вселенной.

    Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт . До сих пор она остается единственной женщиной, совершившей космический полет в одиночку . Она провела в космосе почти трое суток .

    Изначально планировалось отправить в космос сразу два женских экипажа, однако впоследствии от этой идеи было решено отказаться.

    Свой космический полет В . Терешкова совершила 16 июня 1963г. на корабле «Восток-6» . Это был шестой и последний космический корабль из серии «Восток» . Старт корабля В . Терешковой произошел на Байконуре не с «гагаринской площадки» , а с дублирующей.

    45 лет назад с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на борту которой был космический корабль "Восход-2".Его экипаж стоял из двух человек : командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время него - 18 марта 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос .

    Воспитатель : Слово "космонавт " появилось совсем недавно. 4 октября 1957 года впервые наша ракета вывела на околоземную орбиту космический аппарат , сделанный руками человека. И он стал вращаться вокруг Земли, так же как это делает Луна. Так появился первый искусственный спутник. (Показывает на спутник на центральной стене.) Дорога в космос была открыта .

    Воспитатель : Представьте себе, что вы будущие космонавты , и мы отправляемся на космодром .

    Зарядка :

    Мы идём на космодром ,

    Дружно в ногу мы идём.

    Мы походим на носках,

    Мы идём на пятках.

    Вот проверили осанку.

    И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках) .

    Побежим ребята дружно -

    Разминаться всем нам нужно.

    Воспитатель : Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чум сейчас мы сможем полететь в космос ?

    (Ответы детей ) .

    Воспитатель : Давайте соберём ракету

    Конкурс «Собрать ракету»

    Воспитатель : Ракету мы с вами собрали. А теперь нам надо лететь в космос . Но прежде, чем мы отправимся в полёт, давайте разомнём наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Дом» .

    Я хочу построить дом,

    (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

    Чтоб окошко было в нём,

    (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

    Чтоб у дома дверь была,

    (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

    Рядом чтоб сосна росла.

    (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

    Чтоб вокруг забор стоял,

    Пёс ворота охранял,

    (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

    Солнце было, дождик шёл,

    (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

    И тюльпан в саду расцвёл!

    (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

    Воспитатель : Ну, что отправляемся в путешествие ? Экипаж занять свои места, пристегнуть ремни! Начинаем считать секунды до старта .

    Воспитатель и дети вместе : Пять! Четыре! Три! Два! Один! Старт !

    Воспитатель : Ребята мы с вами прилетели на «Планету Умняшек» .

    1. Ребята, а на какой планете мы с вами живем? (Земля) .

    2. Фамилия первого космонавта полетевшего в космос ? (Гагарин)

    3. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса ? (Белка и Стрелка) .

    4. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта ? (Поехали)

    5. Назовите космический корабль , на котором Гагарин отправился в космос ? («Восток» )

    6. Как называется защитный костюм космонавта ? (скафандр)

    8. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос ? (Космический корабль ) .

    9. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета) .

    10. Сколько минут Юрий Гагарин находился в космосе ? (108 минут)

    11. Как называется и животное, и созвездие? (Медведица) .

    12. Назовите фамилию первого космонавта вышедшего в космос . (А. Леонов) .

    Воспитатель : Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А мы покидаем эту планету и отправляемся на другую. И она называется «Спортивная» . Жители этой планеты приготовили для нас эстафету.

    В космосе любой предмет ничего не весит. Это состояние называется невесомостью. Все предметы в космическом корабле прикреплены к своему месту. Если этого не сделать, они будут свободно парить. В таких условиях любой человек становится силачом. В невесомости не только человек, но и предмет теряет свой вес. Мы сейчас попробуем с вами пронести воздушный шарик на вытянутой руке на ракетке.

    Конкурс «Невесомость» .

    Воспитатель : А сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по всем планетам солнечной системы. Давайте по очереди называть все планеты. (Земля, Уран, Нептун, Сатурн, Венера, Меркурий, Марс, Плутон, Юпитер) . (Дети называют планеты)

    Физминутка.

    На луне жил звездочёт - («Смотрят» в телескоп)

    Он планетам вёл учёт : (Показывать в небо рукой)

    Меркурий - раз, (Описать круг руками)

    Венера-два, (Хлопок)

    Три - земля, четыре - Марс, (Присесть)

    Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)

    Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

    Кто не видит - выйди вон! (Развести руки в стороны)

    Воспитатель : Ребята пока мы с вами делали разминку, наш корабль приземлился на планете «Загадок» .

    1. Среди поля голубого -

    Яркий блеск огня большого.

    Не спеша огонь тут ходит,

    Землю-матушку обходит,

    Светит весело в оконце.

    Ну конечно, это. (солнце) .

    2. Ясными ночками

    Гуляет мама с дочками.

    Дочкам не твердит она :

    Спать ложитесь, поздно! -

    Потому что мать - луна,

    А дочурки. (звезды) .

    3. Распустила алый хвост,

    Улетела в стаю звёзд.

    Наш народ построил эту

    Межпланетную … (ракету) .

    4. Он не лётчик, не пилот,

    Он ведёт не самолёт,

    А огромную ракету.

    Дети, кто, скажите, это? (космонавт )

    5.Вечерком взгляни в окно :

    На дворе уже темно,

    В небе лампочка видна,

    Называется. (луна) .

    Э. Успенский

    6.Есть у всех свои дома :

    У рассказов есть тома,

    У одежды - магазины,

    У капусты, груш - корзины,

    У животных - зоопарк,

    У машин - свой автопарк.

    Все, что есть на белом свете,

    Дом имеет на планете.

    А планета, знаю я,

    Называется. (Земля) .

    7. Это что за потолок?

    То он низок, то высок,

    То он сер, то беловат.

    То чуть – чуть голубоват.

    А порой такой красивый –

    Кружевной и синий – синий! (Небо)

    8. Из какого ковша

    Не пьют, не едят

    А только на него глядят? (Большая Медведица)

    Воспитатель : Космонавты должны быть очень внимательными. Давайте проверим вашу игровую–прыговую–скоковую энергию и космическую внимательность !Если я крикну : «Прыг» , - то вы, подпрыгнув,громко и дружно отзываетесь : «Скок!» .А если я крикну : «Скок!» , -то вы все подскакиваете и отвечаете : «Прыг» . Запомнили? Начинаем!

    Игра «Путаница : прыг и скок»

    Воспитатель : Ну, что ребята пора возвращаться на нашу планету Земля. Летим обратно. Мы пролетаем с вами мимо созвездий. Какие вы знаете созвездия? (Ответы детей ) . А теперь давайте соединим каждую звёздочку линией и посмотрим, на что будет похож рисунок.

    Конкурс «Угадай созвездие» .

    Воспитатель : Наш полет окончен! Всем спасибо! Открыть люк! Выйти из ракеты! Поздравляю вас с успешным возвращением на Землю. В конце полёта каждый космонавт должен подкрепиться . На память о полете вручаю вам сладкие призы.