Серебряный век писатели. Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности

Принято считать, что период Серебряного века начинается с конца 18 столетия и длится вплоть до революции 17 года. Хотя сами поэты продолжали творить и дальше на родине или в эмиграции, сама обстановка и накал творческих страстей уже сменились, обретая очертания новых эпох.

Безусловно, Серебряный век в русской культуре — это в первую очередь поэтическое событие. Конечно, в прозе, живописи и музыке, были таланты, которые творили в это же время. Но ни в одной другой сфере искусства, Серебряный век не нашел такой армады гениев, как в поэзии.

Большинство поэтов было примерно одного круга и уровня образования (яркие исключения — Владимир Маяковский и Сергей Есенин). Они тесно общались, создавая поэтические кружки, каждое из которых воплощало в жизнь одно из поэтических направлений: акмеизм, футуризм, имаженизм и т.д. Мировоззренческие традиции в Серебряный век пришли из Западной Европы. Это философия Ницше, Шопенгауэра, религиозных мистиков. Атмосфера «Заката Европы» в предреволюционной России была, как писал Мандельштам, густой, не позволяющей дышать. Возможно, поэты, наиболее близкие из смертных к пророкам, предчувствовали не только закат серебряного века, но и трагическое окончание жизни каждого из них.

Трудно выделить отдельных поэтов, застолбив за кем-то звание «лучшего», а остальным, раздав лавры свиты. Каждый из поэтов был гениален по своему и, конечно, каждый втайне считал себя лучшим. Конкуренция на поэтическом олимпе была сродни настоящей войне. Игорь Северянин и Владимир Маяковский боролись за звание «короля поэзии», устраивая публичные скандалы. Анна Ахматова открыто позволяла себе высказывания в адрес Марины Цветаевой: «белокурая кукла». Иногда неприятие доходило до открытого противостояния, как это было в дуэли между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.

Понимая всю трудность выбора меж практически равными по силе таланта и столь непохожими в его реализации поэтами, все же выделим пятерых, без которых Серебряный век в поэзии мог бы и не состояться.

Именно они были лидерами и идолами поэтических кружков, а их стихи до сих пор перепечатываются, да что уж там, переписываются от руки влюбленными и мечтательными подростками.

5 место. Сергей Есенин

Сергея Есенина часто называют самым русским из поэтов. Рассказывать о жизни этого поэта в нескольких строчках — неблагодарное занятие. Тем более что о судьбе Сергея Есенина сказано и написано очень много. От хвалебных саг до острых критических статей.

Как бы там ни было, именно со стихов Есенина, у «юношей с взором горящим» и девушек начинается увлеченность Серебряным веком. Его стихи охотно учат в школе и напевают на мотив дворовых романсов. Сам образ златовласого поэта, легко меняющего рубахи на английский смокинг, напивающегося вдрызг в кабаках, очаровывающего самых красивых женщин, до сих остается привлекательным и понятным.

У критиков же есенинские стихи вызывают много вопросов. В них находят и языковые несоответствия, и ошибки синтаксиса, и чужие рифмы и обороты. Можно согласиться с тем, что хотя Есенин и был одним из основателей имажинизма, он не создал поэзии нового типа. Он просто набрал на струнах души знакомые всем с детства звуки, но сделал это с такой чистотой, с такой искренностью, что хочется их слышать вновь и вновь.

4 место. Игорь Северянин (Игорь Лотарев)

Его слава, как сам он пишет, началась со скандальной рецензии Льва Толстого, которого возмутили открыто эротические метафоры стихов Северянина. Молодого поэта начали приглашать в столичные салоны, где он быстро нашел не только почитателей таланта, но и верных соратников. Его талант и несомненная харизма поставили его во главе кружка эгофутуристов, на плечах которых он и был коронован в знаменитом поэтическом поединке с Владимиром Маяковским.

Сегодня Игорь Северянин не так популярен, как другие поэты из нашего топа. Однако его стихи, несомненно, остаются оригинальным творением русского Серебряного века. В конце своей жизни, которая пришлась на страшные 30-е годы, он написал, что больше нет читателей, которым нужны настоящие стихи. Возможно, сегодня нам предстоит вновь открыть для себя этого удивительного поэта, единственного, кто может хоть и с долей ироний, но при этом с полным основанием назвать себя «королем поэтов».

3 место. Анна Ахматова и Николай Гумилев

Конечно, жена превзошла по таланту своего мужа. Превзошла она его и по количеству страданий, выпавших на ее долю. Но разделить этих двух людей даже в таком несерьезном топе, как наш — рука не поднимается.

Поэзия и проза Николая Гумилева находится в очень узкой сфере Серебряного века, тогда как Ахматова является практически центром его притяжения. По ней одной можно было бы реконструировать серебряный век — от блестящего начала до трагического конца.

Кроме того, что она была одной из самых сильных представительниц поэтического акмеизма, стала еще и той нитью, которая связала Серебряный век с русской поэзией середины 20 века. С ней общался Борис Пастернак, а Иосиф Бродский так просто боготворил эту женщину.

Стихи Ахматовой нельзя назвать женскими, а ее саму назвать поэтессой. Хотя ее лирика бывает глубоко женской, в ней всегда чувствуется что-то большее, чем просто переживание тоскующей героини. Это мощная, природная сила, не знающая ограничений полов и времен.

2 место. Владимир Маяковский

Этого поэта невозможно спутать ни с одним другим. Ни по его стихам, которые, кажется, разрезают гладь бумаги графикой строк, ни по его жизненному пути, похожему на гибель не Титаника, а Титана.

В отличие от многих современников по серебряному веку, он с радостью встретил новую власть. Его стихи, которые раньше сочетались разве что с дурно выглядящей желтой кофтой на литературных вечеринках, стали официальной лирикой нового строя.

Однако за всей этой политикой, надо обязательно увидеть колоссальный поэтический талант Маяковского, который не смог вместиться в рамки классического стихосложения. Он раздвинул границы того, как должна выглядеть поэзия, как должна звучать поэзия, оставив неизменным только то, как должна пониматься поэзия. Пониматься она должно по-прежнему сердцем.

1 место. Александр Блок

Наверное, нет людей, которые скажут «мне не нравятся стихи Блока». Хотя таких «критиков» много у всех остальных, означенных в нашем списке. Гений Блока безусловен.

Сам Блок производил впечатление холодного человека, и стихи его кажутся скорее холодными, почти стальными. Действительно, этот человек писал так, как жил. И жил так, как писал. Другое дело, что многим из нас его жизнь была бы непонятна.

Мотивы его стихов аналогичны мотивам других поэтов Серебряного века: мистика, разрушенная любовь, прожигание жизни, бессмысленность бытия, революция. Однако в каждой из этих тем он создал творение, превосходящее по гениальности стихотворение любого другого поэта: «12», «Незнакомка», «Фабрика», «Я пригвожден к трактирной полке», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»…

Конец старого века и начало нового, противоречивая эпоха упадка и расцвета - это время, которое порождает гениев. Выдающиеся поэты Серебряного века: Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Владислав Ходасевич, Андрей Белый, Игорь Северянин, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Николай Гумилев и многие другие, при жизни зачастую непримиримо враждовали между собой на почве несовпадения мнений о перспективах развития русской философской мысли, религии и их влияния на искусство. Однако со временем все эти имена слились для нас в единый символ прекрасной и бурной эпохи. Их творчество стало обозначаться единым понятием - «поэты Серебряного века». Не каждый наш современник поймет, в чем состоит принципиальное отличие концепций философии искусства того времени, и почему они получили такое звучное общее название.

Понятие «Серебряный век» ассоциативно отсылает нас к поэзии века «Золотого» - первой трети ХІХ столетия, когда творил Александр Пушкин и его однокашники по Эти бунтари и выскочки (в глазах добропорядочных граждан), оказались гениями, преобразившими культурное и политическое лицо России. Наследниками этой грандиозной революции стали русские поэты Серебряного века. Но если творцы пушкинской эпохи породили новую форму русской словесности, создали благозвучный современный язык, то в конце ХІХ столетия люди искусства покусились на внутреннее содержание слова, стали экспериментировать со смыслом и звучанием, стремясь проникнуть в сокровенные тайны языка, его психологическую суть, секреты эмоционального влияния.

Напряженная борьба, ощущение упадка и надежда на возрождение, вызов устаревшим традициям, поиск новых способов художественного выражения, интерес к табуированным темам, оккультизму, религии, мистике - все это пытались отразить в своем творчестве поэты серебряного века. Новое пробуждение России, предчувствие катастрофы, страстное желание жить и ощущение безнадежности порождали невиданные доселе формы стихотворного искусства. Разрушительная масштабная война, в которой было задействовано химическое оружие, поставила под сомнение главную ценность - святость человеческой жизни, тем самым подорвав все моральные устои.

Европейские демократические революции, череда революционных событий внутри России отчасти спровоцировали, отчасти сами были сформированы новыми культурными и философскими течениями. Модернизм в искусстве стал отражением той эпохи, а поэты серебряного века выразили в удивительных стихотворениях самоощущение человека, боящегося быть раздавленным техногенной гидрой прогресса. На свет появился дадаизм - одно из популярных течений того времени. Е.Голышев, В. Кандинский - последователи Хуго Баля, вышедшего на сцену в костюме из обрезка алюминиевой трубы и прочитавшего ритмичные и лишенные смысла наборы буквосочетаний, свято верили в то, что новое время не требует употребления старых слов - технический прогресс разрушил гармонию смысла и звучания, отныне каждый произнесенный звук будет влиять на эмоции человека и этого достаточно. Так появились стихи в стиле «да-да».

Категорическое отрицание прежних ценностей и неизбывная заставляли новых поэтов искать утешения в мире фантазий и символов. Поэты-символисты серебряного века (О. Мандельштам, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева) верили в силу слова и отрицали влияние прогресса на литературу. Своими стихами они утверждали идею о том, что только погружаясь в свой и находя там символы, выражающие вечные идеи Бога, Души, Любви и Смерти человек сможет возродиться к новой жизни.

Серебряный век русской поэзии нельзя считать хронологическим периодом, в котором сформировалось лишь одно новое Это эпоха мощного интеллектуального подъема, породившая множество концепций развития искусства: акмеизм, футуризм, имаженизм, дадаизм, новокрестьянская поэзия и др. Все они существенно повлияли на формирование нового искусства, изменив представления о месте человека в мире, о Прогрессе, о Боге и о Душе.

Акмеизм, имажинизм, символизм, футуризм - литературные направления, возникшие в конце XIX - начале XX века в русской поэзии. Какие русские поэты Серебряного века являются самыми яркими их представителями, а кто навсегда стал одной из важнейших страниц поэзии прошлого столетия, не принадлежа ни к одному из модернистских направлений? Читайте далее.

Александр Блок

Александр Блок - поэт Серебряного века, чье творчество, полное мистических символов и загадок, до сих пор продолжает притягивать к себе все новых и новых поклонников.

На протяжении 1908-1916 годов тема Родины была основной для Блока. Более того, Блок утверждал: поэт должен отождествлять себя со своей родной землей, представлять ее словно некий живой организм, с которым он неразрывно связан.

Беспокоило Блока и изучение человеческой души. Он очень часто писал свои произведения от первого лица, пропуская все сюжеты через себя - словно бы растворяя свое собственное «я» во множестве других. Неважно, писал он о библейских, реально живущих или вымышленных персонажах, он представлял себя на их месте и пытался пережить все эмоции вместе с ними. Так он пишет цикл стихотворений «Страшный мир».

Другая, не менее важная тема творчества у Блока - это любовь. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» он и посвящал стихотворения Прекрасной даме, ожиданию своего идеала красоты. А в цикле «На поле Куликовом» Блок даже сравнивал образ Руси с образом женщины.

Александр Блок, как и поэты Серебряного века Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и другие, принадлежал к модернистскому течению символизм. Одними из самых известных произведений Александра Блока также являются поэма «Двенадцать», цикл стихов «Родина», стихи «Незнакомка», «О доблести, о подвигах, о славе...», «Ночь, улица, фонарь, аптека» и другие.

Анна Ахматова

Следующий поэт Серебряного века - Ахматова Анна Андреевна. Еще будучи ребенком, маленькая Анна Горенко (настоящая фамилия поэтессы) мечтала писать стихи. За свою жизнь ей довелось увидеть две разные России - дореволюционного и советского периода, в то время как в своем творчестве она стремилась защитить и сохранить традиции классической русской культуры.

Благодаря собственной сдержанности, женственности и аполитичности творчества, персона Ахматовой идеально воплотила в себе трагический дух России XX века. Как поэты Серебряного века Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам, Михаил Лозинский и другие, в свое время поэтесса примыкала к литературному направлению Серебряного века под названием акмеизм.

Для творчества Ахматовой были характерны и размышления о жизни, и о любви, о красоте природы, об истории. Но главной все же была тема любви, которая позволила поэтессе создать особенный женский образ, с внутренней силой, многогранностью, твердостью, но вместе с тем и нежностью. Поэтическая героиня Ахматовой всегда прямолинейна, в ней отсутствует жеманство, и она открыто делится с читателем личными трагедиями и переживаниями.

Еще одна важная для Ахматовой тема лирики - это любовь к Родине. Мысли о том, чтобы покинуть Россию, она считала недостойными для того, кто зовется поэтом (она говорит об этом, например, в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю...») - по ее мнению, поэты душой и сердцем должны быть привязаны к своей земле и к своему народу.

Особенно популярны стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить...», «Я не любви твоей прошу...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Словно тяжким огромным молотом...» и поэма «Реквием».

Сергей Есенин

Сергей Есенин - поэт Серебряного века, который, несмотря на непродолжительную творческую деятельность (он ушел из жизни, когда ему было всего тридцать лет), успел оставить богатое поэтическое наследие. В нем Есенин сумел живо изобразить крестьянскую Россию, которую он безумно любил.

Теме Родины поэт уделял центральное место в своем творчестве. Его так и звали певцом крестьянской Руси. То и дело он возвращался в стихотворениях к селу Константиново, где родился и жил, воспевал красоту русской природы и крестьянский быт. Но после революции все стало по-другому: Есенин не смог принять советскую Россию. В то время он почти не пишет о крестьянстве и родном селе, а обращается главным образом в своей поэзии к теме любви, которая, тем не менее, продолжает переплетаться с темой Родины.

После переезда в Москву Есенина приняли в свои ряды поэты, примыкавшие к литературному течению под названием имажинизм. В тот период он пишет одно из самых известных своих творений - «Исповедь хулигана». Лучшими стихотворениями Сергея Есенина также считают «Письмо к женщине», «Мне осталась одна забава...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Отговорила роща золотая...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...», «Ты меня не любишь, не жалеешь...» и многие другие.

Владимир Маяковский

Масштаб творческой личности этого поэта сложно отрицать. Первый этап творчества Маяковского характеризуется футуристическими идеями. Он сам и поэты Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Велимир Хлебников создали манифест кубофутуризма, модернистского литературного направления Серебряного века под названием «Пощечина общественному вкусу». Это течение подразумевало творческого деятеля, в частности, поэта как бойца за будущее, которым являлось искусство.

Однако после революции в творчестве Маяковского начался новый этап - советский. На дореволюционную Россию Маяковский оглядывался с ненавистью. Стихотворения его были наполнены жаждой уничтожения старого жизненного уклада и созидания нового. Страшным грехом он считает бездействие и безразличие, только движение вперед и борьба были его девизом.

Главной темой Маяковского была не только революция, но и любовь - нередко они даже странными способами переплетались друг с другом. Можно утверждать, что лирическим героем практически всех своих любовных стихотворений выступал сам автор-максималист. Маяковский не умел и не хотел удерживать внутри себя чувства, которые всегда смело выражал в творчестве, часто даже гиперболизируя их, что способствовало трансформации любовных стихов в стихи общественные.

Самые известные стихи Маяковского: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Вам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Любит? Не любит? Я руки ломаю…», «Лиличка», «Облако в штанах», «Отношение к барышне».

Марина Цветаева

Одной из прекраснейших страниц русской поэзии XX века является творчество Марины Цветаевой. Удивительно живыми, светлыми и искренними были ее стихотворения, практически всегда нацеленные на создание диалога: в них Цветаева обращалась ко всем своим читателям, современникам и тем, кто будет позже обращаться к ее творчеству.

Тема творчества красной нитью прошла через произведения поэтессы. Из стихотворений «Роландов рог» и «Поэты» можно понять мысль Цветаевой: несмотря на то, что у них есть читатели, поэты, как и многие творческие личности, по своей сути одиноки. Не боялась поэтесса и открыто восхищаться творчеством своих коллег, и даже признавала своими вдохновителями Александра Пушкина и Анну Ахматову. Вот только понятие музы у Цветаевой встречается крайне редко - собственному труду она благодарна за свое творчество в большей степени, чем ей.

Одной из основных тем творчества Марины Цветаевой является и тема любви, и человеческих взаимоотношений. Причем, в то время как многие другие поэты были довольно увлекающимися личностями, Цветаева посвящала почти все свои стихи о любви лишь одному человеку - собственному мужу. Эти стихи подобны всем остальным творениям поэтессы - такие же искренние, сильные и эмоциональные.

Цветаева не принадлежала ни к одному из популярных модернистских течений Серебряного века. Сегодня она известна многими стихотворениями, например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Байрону», «Анне Ахматовой», «Книги в красном переплете», «Я с вызовом ношу его кольцо…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Под лаской плюшевого пледа…» и другими.

Предлагаем вам посмотреть следующее видео о Серебряном веке русской поэзии, в котором подробнее освещены литературные направления того периода:

ВСЕВОЛОД САХАРОВ

Серебряный век русской литературы… Так принято называть период в истории русской поэзии, который приходится на начало ХХ столетия.

Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира. Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах, а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века. Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году. Чем это обосновано? С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование. Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление. Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.


Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов. Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.

ДЕКАДЕНСТВО

В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.

МОДЕРНИЗМ

Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.


В конце 1870 годов русской литературе серебряного века присуще такое направление, как символизм. Авторы старались сосредоточиться на художественном выражении и использовали для этого интуитивно постигающие символы и идеи. В ход шли самые изощрённые чувства. Они хотели познать все тайны подсознания и увидеть то, что скрыто от взора обычных людей. В своих произведениях они делают акцент на свечную красоту. Символисты серебряного века выражали неприятие буржуазии. Их произведения пропитаны тоской по духовной свободе. Именно ее так не хватало авторам! Разные писатели воспринимали символизм по своему. Одни – как художественное направление. Другие – как теоретическую основу философии. Третьи - как христианское учение. Серебряный век русской литературы представлен множеством символистских произведений.


В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.

ФУТУРИЗМ

Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.

Имажинизм

В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.

Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.

Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.


Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.

Заключение

Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечественной литературы яркими и запоминающимися произведениями.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.